reduktsii fenomena k teorii sposobnostey i odarennosti / Yu. N. Slepko // Psikhologiya tvorchestva i odarennosti: sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy
konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. V 3-kh chastyakh. Tom Chast' 1. / pod redaktsiey
D.B. Bogoyavlenskoy. M: Assotsiatsiya tekhnicheskikh universitetov, 2021. - s. 60-64.
15. Tokmakova I. A. Muzykal'nye sposobnosti. Odarennost' / I. A. Tokmakova // Sovremennye tendentsii v obrazovanii: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: V 6 chastyakh. Tom VI._ Lyubertsy: OOO "Ar-Konsalt", 2014. - s. 149-150.
16. Shekhovtseva L. I. Problema tvorcheskoy odarennosti / L. I. Shekhovtseva // Iskusstvo v nachal'noy shkole: materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. / pod red. M.L.Kosmovskoy (otv. red.), Z.I.Gladkikh,
E.N.Kirnosovoy. Kursk: KGU, 2001. - s. 40-46.
17. Shterts O. M. Razvitie odarennosti lichnosti (tekhnicheskaya odarennost') / O. M. Shterts // Obshchestvo, sovremennaya nauka i obrazovanie: problemy i perspektivy: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy
konferentsii: v 10 chastyakh. Tom Chast' 10. 2012. Tambov: «Konsaltingovaya kompaniya Yukom», 2012. - s. 170-172.
Сведения об авторах
В ор о нин Сергей Сергеевич - заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Гимназия N° 80 г. Челябинска», лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области в сфере молодёжной политики.
Чипышева Людмила Викторовна -
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска».
Information about authors
Voronin S.S. - Deputy Director for Scientific and Methodological Work in Municipal Autonomous General Education Institution «Gymnasium № 80 in Chelyabinsk», the Chelyabinsk Region Legislative Assembly Laureate in Youth Policy Sphere
Chipysheva L.V. - Deputy Director for Teaching and Educational Work in Municipal Autonomous General Education Institution «Gymnasium № 80 in Chelyabinsk»
УДК 371
ОБНОВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
И.Т. Серёгина, Н.А. Кочутина
Проблема воспитания в современных социокультурных условиях весьма значима и актуальна. Современная реальность обладает значительными положительным воспитательным потенциалом, создает новое пространство для развития личности, ее самоопределения, самоорганизации и самореализации. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определены
основные направления, которые ориентированы на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического подхода к социальной ситуации развития ребенка.
В статье представлен опыт обновления воспитательной системы в организации дополнительного образования. Авторами дано теоретическое обоснование управленческой блок-схемы «Механизмы обновления воспитательной системы учреждения».
Ключевые слова: воспитательная система, дополнительное образование, ценностные ориентации.
Стремительные изменения, происходящие в стране, предъявляют новые требования к системе дополнительного образования, которое исторически связано с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачей ценностей культуры [3]. Сегодня всё острее становится потребность поиска механизмов, технологий и актуальных способов создания таких условий в организациях дополнительного образования, при которых личность ребенка развивалась бы гармонично с учетом вызовов современной реальности, к которым относятся разрушение корпуса всеобщих культурных образцов, кризис традиционной модели детства, утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию, становление нового технологического уклада [2]. Несомненно, важную роль в этом играет управление этими процессами. Следовательно, развитие механизмов управления обновления воспитательной системой в организации дополнительного образования должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений развития управления и всей организацией.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах семьи, общества и государства...» [5]. Подход к пониманию воспитания свидетельствует о том, что достижение единых целей обучения и воспитания возможно при единых подходах к
воспитанию на всех уровнях: государство -регион - муниципалитет - образовательная организация любой ступени образования. Единство должно прослеживаться и на всех уровнях внутри организации, осуществляющей образовательную деятельность: детский коллектив - детская общность - педагогический коллектив - родители обучающихся.
Решить обозначенные задачи возможно, используя имеющиеся ресурсы и административные механизмы управления обновлением воспитательной системой конкретного учреждения.
Федеральное законодательство в сфере воспитания (Федеральные законы, Указы Президента, Национальные проекты Правительства РФ) определяет основные принципы государственной политики в области воспитания, формирует единые подходы к организации воспитательной работы, закладывает правовые основы формирования и функционирования системы воспитания на всей территории Российской Федерации.
Благодаря созданной нормативно-правовой базе на федеральном уровне, каждая российская общеобразовательная организация сегодня разработала и реализует свою программу воспитания. Распорядительных актов для разработки подобных программ для организаций дополнительного образования нет. Но есть социальный заказ и понимание, что дополнительное образование обладает большими ресурсами для организации воспитательной работы (кадровыми, материально-техническими, методическими и др.). Сама сущность системы дополнительного образования - это доминирование воспитательного начала: дети приходят в детские объединения самостоятельно, по интересам и осознанно делают выбор в пользу того, каким содержанием наполнить свой досуг, в каком виде деятельности (творчество, наука, спорт, социальная активность) развиваться, а значит, у них сформирована внутренняя потребность к конкретному виду деятельности.
Следовательно, процесс обновления воспитательной системы учреждения дополнительного образования должен гарантировать
реализацию государственной политики в сфере воспитания, обеспечивать управление процессом воспитания в соответствии со всеми компонентами управленческого цикла: от постановки целей и задач, определения показателей для оценки достижения целей, их мониторинга - до принятия мер и управленческих решений с последующей оценкой их эффективности. Управленческий цикл при этом представляет собой систему поэтапно выполняемых действий, закрепленных нормативно-локальной базой учреждения, направленных на выявление дефицитов, а также их устранение при помощи конкретных мер [1].
Таким образом, актуальность применения управленческих механизмов, которые позволят обновить действующую воспитательную систему МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Озерска Челябинской области, сделать её мобильной, современной, отвечающей новым тенденциям и вызовам времени, а вместе с этим и управление этой системой, очевидна.
В этом контексте приоритетными направлениями деятельности администрации Дворца творчества детей и молодёжи выступают:
- определение ориентиров для обновления действующей воспитательной системы учреждения;
- отбор механизмов по управлению ресурсами (управленческими, правовыми, организационными, программно-методическими и др.);
- разработка блок-схемы, отражающей механизмы управления обновления воспитательной системы и форм сетевого взаимодействия;
- разработка подпрограммы воспитания МБУ ДО «ДТДиМ»;
- разработка инструментария по отслеживанию эффективности механизмов управления качеством образования в части организации воспитательной работы.
Для обновления воспитательной системы
администрацией Дворца выбран ценностно-ориентированный подход, в рамках которого ведущими ориентирами обновления воспитательной системы выступают базовые ценностные ориентации:
1. жизнь, здоровье и безопасность человека (ценность жизни, прав и свобод, уважение закона);
2. социальное взаимодействие (семья, коллектив, традиции, взаимопомощь, уважение исторических, культурных, духовно-нравственных достижений и ценностей народа РФ, ответственность за свою Родину, толерантность);
3. личностное развитие (ценность образования и труда, творчество и самореализация, долг);
4. общечеловеческие нравственные ценности (добро, порядочность, гуманность, любовь) [4].
Опорными точками для принятия управленческих решений являются: действующая воспитательная система МБУ ДО «ДТДиМ», её обновление на основе ценностно-ориентированного подхода, повышение уровня педагогических компетенций в вопросах воспитания, максимальная открытость по отношению ко всем группам участников образовательных отношений.1
Реализация функций управления механизмом обновления воспитательной системы выстроена по вертикали и горизонтали: администрация учреждения (заместители директора, заведующие отделами) - педагогические работники (методисты, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагог-психолог) - родители/законные представители обучающихся - обучающиеся.
Планируется, что результаты воспитательной работы будут определяться через степень сформированности ценностных ориентаций обучающихся. Сформированность ценностных ориентаций диагностируется через:
знания (уровень знаний, являющихся базой
1 Участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
для формирования ценностных ориентаций),
установки (принятие ценностей),
практику (уровень проявления ориентаций в практической деятельности).
Основными субъектами, которые обеспечивают достижение целей воспитания в МБУ ДО «ДТДиМ», являются педагогический коллектив и родители обучающихся. Первый управленческий механизм - выстраивание работы с педагогическими кадрами и родительской общественностью: мотивация педагогических работников к совершенствованию личного профессионального мастерства, привлечение родителей к воспитательным мероприятиям, повышение уровня компетенций в части воспитания.
Данный механизм тесно связан с процессом стратегического планирования качества образования, позволяющего сформулировать долгосрочные приоритеты и способствующего рациональным изменениям в развитии учреждения.
Поэтому в целях повышения эффективности воспитательной работы, освоения ее методов и педагогических приемов методической службой Дворца была организована деятельность по сбору, анализу и трансляции информации об эффективных моделях и практиках воспитательной работы. Инструментами неформального повышения компетентности выступили тематические заседания институционального клуба эффективного педагога, методические совещания в отделах, педагогические советы, научно-прикладные проекты. Итогом этого направления деятельности стало осмысленное наполнение педагогами модуля дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ «Воспитательная работа» [6]. Данный модуль проработан во всех 170 программах, реализуемых учреждением в 2022/2023 учебном году. Планирование воспитательной работы в рамках дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ основано на ключевых аспектах подпрограммы воспитания МБУ ДО «ДТДиМ».
Для родителей был разработан просветительский онлайн-проект «Сказки на ночь», в
рамках которого педагоги создавали медиа-продукты, а родители могли получить информацию по актуальным вопросам воспитания детей или профилактике деструктивного поведения. Планирование психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся в рамках деятельности родительского клуба «2+1» также было ориентировано на воспитательные аспекты.
Второй управленческий механизм по обновлению воспитательной системы учреждения включает расширение и укрепление межведомственного взаимодействия. Данное направление выстраивалось через привлечение специалистов городской молодёжной палаты, ГИБДД, ДОСААФ, представителей политики, городских СМИ, Духовно-просветительского центра «Первоцвет» при Храме Покрова Пресвятой Богородицы, культуры и спорта. Расширение межведомственного взаимодействия направлено на решение задач по профориентации, профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей, профилактике опасного поведения.
Ценностно-ориентированный подход к планированию воспитательной работы во Дворце подразумевает использование потенциала активного включения подростков и учащейся молодёжи в общественную деятельность, в том числе в волонтерское движение, Российское движение школьников. Исходя из итогов анализа действующей ранее системы воспитательной работы, мы приняли во внимание важность решения задачи дефицита социальной активности у детей младшего и среднего школьного возраста МБУ ДО «ДТДиМ», в связи с чем был расширен спектр социальной активности для детей 7-11 лет.
Ведущие цели обновления подпрограммы воспитания определялись программой развития учреждения, образовательной программой и моделью внутренней системы оценки качества образования с осмыслением главных направлений образовательных услуг и их соответствия запросам потребителей.
Управленческая деятельность регулируется разработанной блок-схемой, отражающей
механизмы управления процессом обновления воспитательной системы Дворца (рисунок 1).
Рисунок 1 - Блок-схема «Механизмы обновления воспитательной системы
МБУ ДО «ДТДиМ»
Процесс планирования в схеме включает поиск и оформление идеи управленческого проекта на основе данных анализа тенденций развития воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования и swot-анализа действующей воспитательной системы Дворца, разработку нормативно-правовой документации; постановку целей и задач, создание работоспособной схемы достижения цели.
Процесс организации включает в себя следующие направления:
1. Организация методического обеспечения и сопровождения: это обучение и консультирование педагогов по вопросам реализации воспитательного модуля дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработка методических рекомендаций, конструкторов.
2. Организация воспитательной деятельности Дворца и творческих объединений заключа-
ется в реализации плана воспитательных мероприятий, как на уровне Дворца, так и на уровне детских творческих коллективов.
3. Управление персоналом заключается в повышении квалификации и педагогических компетенций работников (семинары, образовательные сессии); в управлении процессом адаптации молодых педагогов, в том числе на основе внедрения системы наставничества.
4. Управление ресурсами включает подготовку современных рабочих мест (оснащение оборудованием, материалами, инструментами и т.д.), использование помещений и оборудования общеобразовательных организаций и учреждения дополнительного образования.
Процесс контроля включает оперативный контроль планирования, разработки и реализации Подпрограммы воспитания, контроль за реализацией воспитательных мероприятий, направленных на формирование определенных компетенций обучающихся; контроль
выполнения локальных актов Дворца; контроль за состоянием материально-технической базы; оценку реализации Программы воспитания; оценка эффективности социального взаимодействия; оценку уровня сформирован-ности компетентностей педагогических работников.
В результате обновления воспитательной системы МБУ ДО «ДТДиМ» были изменены подходы к планированию муниципальных и институциональных мероприятий, к оценке результатов этой работы, к подбору диагностического инструментария.
Полученные промежуточные результаты реализации подпрограммы воспитания МБУ ДО «ДТДиМ» подтверждают эффективность применяемых механизмов управления обновления воспитательной системы. Основная задача такого планирования - это стратегическое видение пути к успеху, одно из условий развития МБУ ДО «ДТДиМ».
Список литературы
1. Варченко, Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении / Е. И. Варченко // Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 471-474. - ^^://то1исЬ ги/агЛгуе/50/6384/ (дата обращения: 03.10.2022).
2. Голованов, В. П. Современное воспитание: новые вызовы, новые возможности, новая ответственность // В. П. Голованов // Социально-политические исследования. - 2020. -№3(8). - С. 123-133.
3. Малыхина, Л. Б. Проблемы управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей / Л. Б. Малыхи-на, // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2009. - №2 (13). - С.88-96.
4. Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования / ФИОКО/ https://fioco.ru/Media/ Default/Documents/2. 3 ._%D0%A 1 %D0%B8% D1 %81 1 %82(%Э0%В5,%Э0%ВС,^0%В0 %20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D 0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D 1 %86% D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D1 %81 %D0%BF%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D
0%BD%D0%B8%D 1 %8F%20%D0%BE%D0% B1 %D 1 %83%D 1 %87%D0%B0%D 1 %8E%D 1 %89%D0%B8%D 1 %85%D 1 %81 %D 1 %8F.pdf (дата обращения: 20.10.2022 г.)
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ): URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.10.2022 г.)
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 - URL: https://docs.cntd.ru/ document/551785916 (дата обращения: 15.10.2022 г.)
References
1. Varchenko, E. I. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii / E. I. Varchenko // Molodoy uchenyy. - 2013. - №3. - S. 471-474. - URL: https://moluch.ru/ archive/50/6384/ (data obrashcheniya: 03.10.2022).
2. Golovanov, V. P. Sovremennoe vospitanie: novye vyzovy, novye vozmozhnosti, novaya otvetstvennost' // V. P. Golovanov // Sotsial'no-politicheskie issledovaniya. - 2020. - № 3(8). -S.123-133.
3. Malykhina, L. B. Problemy upravleniya kachestvom obrazovaniya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detey / L. B. Malykhina, // Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psikhologiya. - 2009. - №2 (13). -S.88-96.
4. Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya / FIOKO/ https://fioco.ru/Media/ Default/Documents/2.3._%D0%A1%D0%B8% D1%81 %D 1 %82%D0%B5%D0%BC%D0%B0 %20%D0%BE%D 1 %80%D0%B3%D0%B0%D 0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D 1%86% D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D1 %81 %D0%BF%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D 0%BD%D0%B8%D 1 %8F%20%D0%BE%D0% B1 %D 1 %83%D 1 %87%D0%B0%D 1 %8E%D 1 %89%D0%B8%D 1 %85%D 1%81 %D 1 %8F.pdf
(data obrashcheniya: 20.10.2022 g.)
5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 31.07.2020 №304-FZ) : URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 10.10.2022 g.)
6. Poryadok organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po dopolnitel'nym obshcheobrazovatel'nym programmam : prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 09.11.2018 g. № 196 - URL: https://docs.cntd.ru/document/ 551785916 (data obrashcheniya: 15.10.2022 g.)
Сведения об авторах
Кочутина Наталья Александровна -
заместитель директора по методической
работе МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи», г. Озерск
Серёгина Ирина Тахировна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи», г. Озерск
Information about authors Kochutina N.A. - Deputy Director for Methodological Work of Municipal Budget Institution of Additional Education «Palace of Creativity of Children and Youth», Ozersk
Seregina I.T. - Deputy Director for Teaching and Educational Work of Municipal Budget Institution of Additional Education «Palace of Creativity of Children and Youth», Ozersk
УДК 004.77:371.3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
М.С. Антонинкова
В статье рассмотрен опыт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №23» г. Озерска (далее - МБОУ «Лицей №23») по проведению уроков с использованием видеоконференцсвязи.
Представлены организационные аспекты подготовки расписания уроков с использованием видеоконфренцсвязи, а также представлена анкета для обучающихся и их родителей «Организация электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в классе».
В статье описаны особенности проведения уроков с использованием видеоконференцсвя-зи, которые являются на сегодняшний день наиболее эффективной формой дистанционного взаимодействия обучающихся и учителей -предметников, что обуславливает ее актуальность.
Ключевые слова: электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, видеоконференцсвязь.
Одним из наиболее активно развивающихся направлений современной системы образования является реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [3].
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указан-