Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухиташвили Людмила Стефановна, Алейникова Наталья Геннадьевна, Толстокоров Евгений Стефанович

Цель исследования - актуализация социокультурного подхода к ценностным основаниям построения процесса воспитания детей в системе дополнительного образования с учетом потребности современного российского общества в формировании мыслящих, всесторонне образованных и воспитанных молодых людей. В статье показано наличие ряда противоречий и проблем, препятствующих успешной реализации задач дополнительного образования в современном российском обществе. В качестве научной новизны предложено комплексное применение позиций социокультурной и субъектно-деятельностной методологии для анализа процесса воспитания в системе дополнительного образования детей, что позволило исследовать процесс формирования ценностных составляющих мировоззрения ребенка и выявить роль социальных субъектов, осуществляющих воспитательные функции в процессе дополнительного образования. В результате анализа данных опроса родителей подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, сделаны выводы об их высокой оценке роли учреждений дополнительного образования в воспитании детей и об обусловленности данного фактора профессионализмом педагогов данных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухиташвили Людмила Стефановна, Алейникова Наталья Геннадьевна, Толстокоров Евгений Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL CONDITIONALITY OF UPBRINGING IN THE SYSTEM OF CHILDREN’S ADDITIONAL EDUCATION

The study aims to actualise the sociocultural approach to value foundations of structuring the process of children’s upbringing in the system of additional education, taking into account the demand of the modern Russian society for thoughtful, well-rounded and well-educated young people. The article shows that there is a number of contradictions and issues that prevent successful achievement of additional education objectives in the modern Russian society. Scientific novelty of the work is accounted for by integrated application of the items of sociocultural and subject-activity methodology for analysing the process of upbringing in the system of children’s additional education, which allowed the researchers to study the process of forming value components of a child’s worldview and to identify the role of social subjects performing the functions of upbringing in the process of additional education. As a result of analysing the data of a survey conducted among the parents of adolescents studying in institutions of additional education, the researchers concluded that the parents highly appreciate the role played by institutions of additional education in children upbringing and that this factor is conditioned by professionalism of teachers working in these institutions.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

i гроглото

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 2. С. 265-271 | 2021. Volume 6. Issue 2. P. 265-271

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Социокультурная обусловленность воспитания в системе дополнительного образования детей

Сухиташвили Л. С., Алейникова Н. Г., Толстокоров Е. С.

Аннотация. Цель исследования - актуализация социокультурного подхода к ценностным основаниям построения процесса воспитания детей в системе дополнительного образования с учетом потребности современного российского общества в формировании мыслящих, всесторонне образованных и воспитанных молодых людей. В статье показано наличие ряда противоречий и проблем, препятствующих успешной реализации задач дополнительного образования в современном российском обществе. В качестве научной новизны предложено комплексное применение позиций социокультурной и субъектно-деятельностной методологии для анализа процесса воспитания в системе дополнительного образования детей, что позволило исследовать процесс формирования ценностных составляющих мировоззрения ребенка и выявить роль социальных субъектов, осуществляющих воспитательные функции в процессе дополнительного образования. В результате анализа данных опроса родителей подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, сделаны выводы об их высокой оценке роли учреждений дополнительного образования в воспитании детей и об обусловленности данного фактора профессионализмом педагогов данных учреждений.

EN

Sociocultural Conditionally of Upbringing in the System of Children's Additional Education

Sukhitashvili L. S., Aleinikova N. G., Tolstokorov E. S.

Abstract. The study aims to actualise the sociocultural approach to value foundations of structuring the process of children's upbringing in the system of additional education, taking into account the demand of the modern Russian society for thoughtful, well-rounded and well-educated young people. The article shows that there is a number of contradictions and issues that prevent successful achievement of additional education objectives in the modern Russian society. Scientific novelty of the work is accounted for by integrated application of the items of sociocultural and subject-activity methodology for analysing the process of upbringing in the system of children's additional education, which allowed the researchers to study the process of forming value components of a child's worldview and to identify the role of social subjects performing the functions of upbringing in the process of additional education. As a result of analysing the data of a survey conducted among the parents of adolescents studying in institutions of additional education, the researchers concluded that the parents highly appreciate the role played by institutions of additional education in children upbringing and that this factor is conditioned by professionalism of teachers working in these institutions.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью образования и воспитания для личности каждого ребенка и для всего общества в целом. От уровня образованности детей, включая и получение дополнительного образования, зависит формирование их личности. Переход к рынку, открытому обществу потребовал отказа от традиционной модели обучения в пользу индивидуальных занятий с будущей личностью, что может быть достигнуто в основном в системе дополнительного образования. О важности для общества и глубокой заинтересованности государства в формировании мыслящих, всесторонне образованных и воспитанных, креативных молодых людей - успешных граждан свидетельствуют такие фундаментальные документы, как национальные проекты, стратегии и концепции, касающиеся в том числе и дополнительного образования. Национальный проект «Образование» отмечает в качестве одной из целей обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210041

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей. Особое внимание уделено предоставлению равного доступа детей к интересным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и концентрации на ранней профориентации с последующим построением индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности [7].

Концепция развития дополнительного образования, принятая распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 г., направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [6].

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ориентирована на обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подходов к социальной ситуации развития ребенка [11].

Потребность современного общества в высококлассных специалистах, во всесторонне образованных людях, для которых образование является основой для самореализации и успешной интеграции в глобализирующийся мир, реализуется не только и не столько в традиционных образовательных учреждениях разного типа всех ступеней, но и в учреждениях дополнительного образования, которые дети начинают посещать с самого раннего возраста, что отражает тенденцию индивидуализации образования, ориентацию на развитие творческих способностей молодых людей и обусловливает актуальность исследования воспитания детей в учреждениях дополнительного образования с позиции понимания его как социокультурного процесса.

Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:

- рассмотреть противоречия и проблемы, препятствующие успешной реализации задач дополнительного образования в современном российском обществе;

- обосновать возможность и правомерность комплексного применения социокультурной и субъектно-деятельностной методологии для исследования ценностных оснований воспитания в системе дополнительного образования детей;

- на основе методологических позиций социокультурного и субъектно-деятельностного подходов проанализировать социокультурные факторы, детерминирующие процессы воспитания личности в учреждениях дополнительного образования детей.

Методы исследования: анализ нормативных правовых актов, статей научных периодических изданий, тематических материалов сборников научных конференций; социокультурный и структурно-деятельностный анализ.

Теоретической базой исследования послужили работы И. И. Данчук [5], Н. М. Помазковой, Л. В. Абдульма-новой [10], Л. В. Байбородовой [1], обосновывающие актуальность исследования проблем дополнительного образования детей и касающиеся противоречий его развития. Трактовка и характеристики воспитания как управления процессом социализации основывались на трудах Е. Н. Шиянова [12], Т. И. Барсуковой [2].

При анализе результатов исследования факторов воспитания в учреждениях дополнительного образования детей использовались данные, полученные М. В. Петовраджи [9]; сделанные заключения подтверждались позициями Г. И. Островской [8] и Е. В. Батеневой [4], изложенными в их публикациях.

Практическая значимость результатов работы состоит в том, что они могут быть использованы для совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей в процессе социализации и воспитания обучающихся.

Противоречия и проблемы дополнительного образования детей в современном обществе

Как и любая другая система, образование развивается, порождая и преодолевая противоречия своего развития. Дополнительное образование детей в поликультурном нормативно-ценностном пространстве современного общества сталкивается с рядом противоречий:

- во-первых, противоречием между многообразием предлагаемых видов деятельности и ценностно-нормативным регулятивом выбора. Предпочтения выбора детерминированы потребностями современного общества, в котором цифровизация и информатизация являются доминирующими приоритетами при определении жизненных и профессиональных траекторий. Однако, во избежание превращения ребенка в «киборга», в «придаток» компьютера, родители стремятся развивать те способности, которые соответствуют будущей самореализации ребенка, то есть выявлению возможного детского дарования. В основном родители ориентированы на творчество и общественную сферу, которые приведут к максимальному успеху в будущем, сталкиваясь при этом с определенной девальвацией ценности музыкального, хореографического, вокального искусства в молодежной среде;

- во-вторых, противоречием между выбором детей и родителей. Данное противоречие порождено дилеммой: «взрослые лучше знают, что тебе нужно», и «я не хочу того, что вы выбрали». Если не искалеченная

психика, то нелюбовь к избранному родителями виду дополнительного образования может стать следствием такого давления на ребенка (хотя при этом история знает немало примеров, когда насильственный выбор родителей приводил к появлению гения). И. И. Данчук подчеркивал, что современный этап образования характеризуется наличием социального института, функция которого - дополнительное образование. Это ряд учреждений, которые развивают индивидуальные способности детей в ходе воспитательного процесса. Данные учреждения отличаются от обычных школ, являющихся общеобразовательными учреждениями, тем, что обучающиеся / их родители сами выбирают посильный уровень и вид занятий, темп прохождения программы дополнительного образования (в какой-то области). Однако здесь же автор отмечает, что сфера дополнительного образования дает одинаковые потенциальные возможности всем детям, быстро реагируя на изменяющиеся запросы обучающихся и их родственников [5, с. 107]. Налицо дилемма, которую мы выявили. Потребности родителей часто становятся доминирующими, так как именно родители определяют, в какие составляющие человеческого капитала ребенка необходимо вкладывать инвестиции. Вместе с тем отметим, что ученые важнейшим фактором вложений в человеческий капитал ребенка считают участие родителей в обучении детей. Под участием понимается именно вовлеченность родителей в образование детей как составляющую процесса их воспитания, то есть вовлеченность родителей реализуется не только в форме финансовых вложений в обучение детей, но и через личное участие - во время, проведенное родителями с детьми. Опыт показывает, что родители чаще всего хотят получения детьми такого же дополнительного образования, какое родители имеют сами, - музыкального, спортивного и т.п.;

- в-третьих, противоречием между желаемым и возможным. Школьники, проживающие в небольших сельских поселениях, не имеют возможности в полной мере реализовать свои таланты, способности, так как «специфическими социальными условиями функционирования сельских образовательных учреждений выступают: слаборазвитость социальной инфраструктуры, изолированность, отдаленность» [10, с. 156], при том что количество сельских школ превышает половину всех образовательных учреждений Российской Федерации, причем в ряде субъектов их доля доходит до 70-80%. Сельские районы по-своему специфичны, характеризуются благоприятной демографической обстановкой, но низкой плотностью населения, слабым развитием транспорта. Сельские поселения территориально разобщены, у них высокий уровень миграции в города, что обусловливает незначительный прирост населения. Негативен и ряд некоторых инфраструктурных характеристик села. Таким образом, факторы, определяющие образовательные возможности сельчан и горожан (особенно в получении дополнительных услуг прикладного характера), качественно не похожи друг на друга [1, с. 37].

Подводя итог данной части исследования, отметим следующее. Даже при наличии отмеченных противоречий и недостаточно высоком уровне ресурсной обеспеченности социального института дополнительного образования детей (финансового, материального, информационного, кадрового, интеллектуального) его миссия - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности - выполнима. Значимость функций обучения и воспитания, осуществляемых социальным институтом дополнительного образования детей, возникших в ответ на социальную потребность развития личностных качеств ребенка, его потенциала самореализации и саморазвития, креативности во внеучебное время, возрастает как альтернатива прагматическим установкам общества потребления. На первое место выходит человеческий ресурс данного социального института, играющий ведущую роль в трансляции социокультурного опыта, выполняя одну из основных функций образования. Для нас человеческий ресурс воплощается в конкретных людях, работающих в организации дополнительного образования детей, и от умелого использования этого ресурса организацией зависит результат обучения и воспитания детей.

Таким образом, решая задачу описания противоречий, препятствующих развитию дополнительного образования детей, мы отмечаем, во-первых, что противоречия могут быть как объективного, так и субъективного характера; во-вторых, они усугубляются недостаточным ресурсным обеспечением социального института дополнительного образования; в-третьих, преодоление обозначенных выше противоречий и проблем лежит на пути консолидации усилий государства и общества, при этом основная роль отводится преподавателям учреждений дополнительного образования детей как важнейшему человеческому ресурсу.

Возможность и правомерность комплексного применения социокультурной и субъектно-деятельностной методологии для исследования ценностных оснований воспитания в системе дополнительного образования детей

Рассматривая дополнительное образование как средство воспитания личности, мы исходим из трактовки воспитания, предлагаемой Е. Н. Шияновым [12] и Т. И. Барсуковой [2], как механизма управления процессом социализации. Анализ социокультурной обусловленности воспитания и формирования ценностных ориента-ций личности ребенка в системе дополнительного образования основывается в нашем исследовании на двух теоретико-методологических позициях.

Первый наш постулат предлагает следующее понимание воспитания. Воспитание в системе дополнительного образования детей - это процесс управления их социализацией, и, как любой управленческий процесс, представляет собой перевод системы (личности во всей полноте ее характеристик) из одного качественного состояния в другое, целенаправленное формирование личности в соответствии с заранее определенными качествами. Воспитание имеет целью адаптацию обучаемых к определенным нормам и ценностям, составляющим

ядро социокультурного опыта, транслируемого в ходе дополнительного образования, и интериоризацию обучающимися этих норм и ценностей.

Второй постулат - теоретико-методологический - ориентирует нас на необходимость исследования воспитания ребенка в системе дополнительного образования как процесса воспитания с трех методологических позиций: процессуального, субъектно-деятельностного и институционального анализа. Мы опираемся на методологию анализа воспитания, предложенную Т. И. Барсуковой. В авторской концепции исследователя воспитание рассматривается как социокультурное явление, обладающее в условиях современного общества консолидирующим потенциалом, реализуемым на трех уровнях: на процессуальном - как процесс селекции и трансляции социокультурного опыта; на институциональном - как функция социокультурных институтов, направленная на удовлетворение воспитательных потребностей социума; на субъектно-деятельностном - как деятельность социальных субъектов по управлению социокультурной социализацией [3, с. 34].

Анализ процесса воспитания детей в учреждениях дополнительного образования с позиции институционального подхода как прерогативы социологии не осуществлялся авторами статьи. Однако некоторые проблемы ресурсного обеспечения социального института дополнительного образования детей нами были отмечены выше.

Для выявления социокультурной обусловленности воспитания детей в системе дополнительного образования наиболее адекватными в контексте исследуемой темы представляются два методологических подхода -процессуальный и субъектно-деятельностный. Первый позволяет исследовать процесс формирования мировоззрения ребенка социокультурными средствами, второй - выявить роль социальных субъектов, осуществляющих воспитательные функции в процессе дополнительного образования, и тем самым показать значимость человеческих ресурсов, о чем мы писали выше.

Решение задачи данного раздела работы позволяет утверждать, что процессуальный, обозначаемый нами также как социокультурный, и субъектно-деятельностный методологические подходы коррелируют друг с другом и позволяют описать исследуемые процессы с достаточной степенью полноты.

Социокультурные факторы воспитания детей в учреждениях дополнительного образования

Опираясь на позиции процессуального подхода, который по своему содержанию может быть обозначаем как социокультурный, рассмотрим, какие ценностные ориентации формирует дополнительное образование детей. Обратимся к исследованию «Социокультурный потенциал учреждений дополнительного образования в контексте управления ценностными ориентациями подростков», проведенному преподавателем муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 4» города Ставрополя М. В. Петовраджи [9]. Опрос был направлен на выявление мнений 120 жителей города Ставрополя, имеющих детей подросткового возраста, о тех социокультурных факторах, которые влияют на формирование у детей, посещающих учреждения дополнительного образования, нормативно-ценностных ориентаций.

Первый блок вопросов касался мнения родителей о том, что дает ребенку посещение учреждения дополнительного образования; определения главной причины при выборе конкретного учреждения дополнительного образования; выявления наиболее значимых норм, приобретаемых в процессе обучения в учреждении дополнительного образования; определения самых важных факторов в занятиях ребенка в данном учреждении дополнительного образования; оценки вида деятельности, которая играет наиболее существенную роль в процессе обучения в учреждении дополнительного образования - это те аспекты опроса, которые позволили решить его задачи.

Анализ результатов показал, что, по мнению родителей, посещение обучающимися учреждений дополнительного образования способствует развитию самостоятельности, освоению опыта общения, их личностному росту, приобщению к культуре, формированию нравственных позиций; получению новых знаний. Надо отметить, что наибольшее число ответов пришлось на индикатор «получению новых знаний» и наименьшее -«развитию самостоятельности». Ответы на вопрос: «Что для Вас важнее всего в занятиях Вашего ребенка в данном учреждении дополнительного образования?» показали, что на первое место три четверти родителей поставили «развитие талантов и способностей», далее следуют такие результаты, как «развитие ответственности и самоконтроля», «активное взаимодействие с окружающей средой», «развитие практических компетенций», «реализация личностного потенциала ребенка», «распределение свободного времени», «своевременное выполнение домашнего задания», «дисциплинированность» и «уважительное отношению к преподавателю». Такие ценностные ориентации, как воспитание патриотизма, гражданственности, развитие стремления ребенка быть полезным обществу, профессиональная и досуговая ориентации, отметило примерно около четверти родителей, что свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной степени реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

В этом контексте нам представляется убедительным пример реализации задач воспитания личности обучающегося и формирования его ценностных ориентаций средствами дополнительного образования, представленный в публикации Г. И. Островской, посвященной теме развития интереса подростков к отечественной истории в общеобразовательной школе средствами музыкального искусства на уроках музыки [8, с. 90]. Автор публикации совершенно справедливо отмечает такой факт, что в последнее время наблюдается несомненный прогресс в области методики и технологии образовательного процесса музыкальных учреждений (скажем, информационное и мультимедийное наполнение уроков), но история Отечества часто остается «за кадром». При этом упускается из виду, что в русской классической музыке отражены исторические события,

способные заинтересовать подростков славным прошлым Родины. Музыкальное искусство пробуждает в учащихся чувство патриотизма и гордость за предков, поэтому актуальность его развития не вызывает сомнений. Уроки музыки (как и другие предметы) также призваны реализовывать образовательную и воспитательную функции, но пока еще слабо формируют интерес к отечественной истории. Конечно, для подростков даже тема Великой Отечественной войны уже далека. Необходимы новые средства воздействия на учащихся - когнитивно-эмоционального плана, например, специальная учебная программа, темы уроков, а также совмещение музыкальных занятий с общеобразовательными уроками, с разными вариантами их сочетания. Опыт, предлагаемый Г. И. Островской для уроков музыки общеобразовательной школы [Там же, с. 91], может быть широко реализован и в музыкальных учреждениях дополнительного образования.

Переходя к субъектно-деятельностному анализу воспитания и формирования ценностных ориентации личности ребенка средствами дополнительного образования, мы опираемся на положение, что понимаемое как социокультурный процесс воспитание не элиминируется тем самым из числа подвергаемых данному анализу объектов. Напротив, это предполагает его трактовку как вида социальной практики в рамках осуществляемой педагогической деятельности социальных субъектов - педагогов, ориентированной на управление социализацией. Учебный процесс в учреждениях дополнительного образования представляет собой вид социокультурной деятельности, осуществляемой педагогами как его субъектами. «С точки зрения процессуальности воспитание как социокультурное явление сочетает в себе две характеристики: по содержанию оно представляет собой процесс передачи социокультурного опыта, по форме - процесс деятельности социальных субъектов, осуществляющих целенаправленную передачу этого опыта и контроль его интериоризации» [3, с. 34-35].

Второй блок вопросов в исследовании М. В. Петовраджи «Социокультурный потенциал учреждений дополнительного образования в контексте управления ценностными ориентациями подростков» [9], на которое мы ссылались выше, позволил выявить оценку родителями субъектно-деятельностных факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций, на активную социальную позицию личности подростка, а именно: мнение родителей о личностных качествах сотрудников учреждения дополнительного образования; о зависимости качества полученных знаний от профессионального уровня преподавателя; о влиянии мероприятий, проводимых учреждениями дополнительного образования, на процесс социализации детей; их оценки роли учреждений дополнительного образования в формировании ценностных ориентаций подростков в современном обществе, взаимоотношений педагогов и детей, обучающихся в учреждении дополнительного образования.

Общая оценка полученных ответов - деятельность учреждений дополнительного образования по управлению ценностными ориентациями подростков родители оценивают высоко. Все опрошенные убеждены, что качество полученных знаний зависит от профессионального уровня преподавателя; при выборе учреждения дополнительного образования они ориентировались на его репутацию в городе; совмещение группового и индивидуального видов деятельности в процессе обучения в учреждении дополнительного образования достигает наиболее существенных результатов в управлении ценностными установками подростков. При оценке личностных качеств сотрудников учреждения дополнительного образования, оказывающих существенное влияние на формирование ценностных ориентаций личности обучаемых, около половины родителей отметили, прежде всего, компетентность и профессионализм; четверть опрошенных - внимательное отношение к учащимся; одна пятая - доброжелательность, вежливость. Вариант ответа «Равнодушие» как характеристику сотрудников учреждений дополнительного образования детей не выбрал никто.

Научные публикации по вопросам профессионализма и компетенции педагогов дополнительного образования как агентов социализации и субъектов воспитательного процесса раскрывают различные аспекты проблемного поля данной темы. Наше внимание привлекла публикация Е. В. Батеневой «Рефлексия как компонент профессионально-педагогической культуры педагога», напрямую связанная с характеристиками образа педагога, отвечающего тем требованиям, которые должны быть присущи субъекту образовательного и воспитательного процесса. Опираясь на работы ученых в данной области, Е. В. Батенева дает характеристику аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов, обосновывая их связь с рефлексией. Аргументированным и совершенно справедливым представляется понимание автором рефлексии как компонента структуры профессионально-педагогической культуры педагога и вывод об инициирующей роли данного компонента в развития этой культуры [4, с. 111]. Педагогическая рефлексия предстает как одна из основных характеристик личности педагога, в том числе и педагога учреждения дополнительного образования детей.

В ходе решения задачи данного раздела работы было выявлено, что, по мнению родителей, принявших участие в опросе, учреждения дополнительного образования детей успешно справляются с функцией трансляции социокультурного опыта.

Заключение

По итогам решения задач исследования можно сделать следующие выводы.

Задачи дополнительного образования как системного интегратора открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, реализуются в процессе трансляции социокультурного опыта, что обусловливает необходимость исследования ценностных оснований воспитания детей в системе дополнительного образования.

Реалии современного российского общества порождают противоречия, которые выступают препятствиями успешному решению задач по развитию дополнительного образования детей. К числу объективных противоречий

относятся, например, противоречия между тенденциями образования в условиях информационной цивилизации и традиционными социокультурными ценностями; между декларируемыми нормативными документами задачами дополнительного образования детей и возможностями реализации этих задач. К противоречиям субъективного характера относятся противоречия в системе детско-родительских отношений, связанные с выбором направления дополнительного образования. Противоречия, которые препятствуют развитию дополнительного образования молодежи, усугубляются ценностными стереотипами общества потребления и проблемами, связанными преимущественно с ресурсными факторами, в том числе финансового и материального характера.

Исследование воспитания и ценностных предпочтений личности в системе дополнительного образования детей не может осуществляться без учета социокультурной обусловленности данных процессов, так как нормативно-ценностное ядро культуры любого общества детерминирует содержание и форму деятельности субъектов образовательного процесса. В силу этого, анализ социокультурной обусловленности воспитания в системе дополнительного образования детей должен осуществляться на основе социокультурного и субъектно-деятельностного подходов. Возможность и правомерность комплексного применения социокультурной и субъект-но-деятельностной методологии для исследования ценностных оснований воспитания в системе дополнительного образования детей базируются на трактовке воспитания детей как управления процессом их социализации (теоретическая позиция), в ходе которого транслируются социокультурные ценности, необходимые для формирования всесторонне развитой личности, востребованной современным обществом.

Анализ, осуществленный на основе данных опроса родителей о роли учреждений дополнительного образования в воспитании детей, показал, что родители обучающихся высоко оценивают роль учреждений дополнительного образования в воспитании, и это обусловлено, в первую очередь, профессионализмом педагогов этих учреждений. Посещение обучающимися учреждений дополнительного образования, по мнению их родителей, способствует развитию самостоятельности, освоению опыта общения, их личностному росту, приобщению к культуре, формированию нравственных позиций; получению новых знаний.

Перспективы исследования проблем воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования связаны, на наш взгляд, во-первых, с необходимостью совершенствования методологических позиций социокультурного анализа изучаемого явления с акцентом на возможностях межпредметного подхода таких дисциплин, как педагогика, культурология, социология, социальная психология. Во-вторых, представляется продуктивным изучение мнения обучающихся об изменениях в их мировоззрении под влиянием процесса обучения в учреждениях дополнительного образования. Интерес представляет и анализ взаимовлияния образовательного и внеобразовательного пространств на формирование личности детей и подростков с выявлением приоритетных детерминант с учетом воздействия социокультурного пространства учреждений дополнительного образования детей как коллективных агентов социализации.

Список источников

1. Байбородова Л. В. Интеграция как средство обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 36-46.

2. Барсукова Т. И. Теоретико-методологические основы социокультурного анализа воспитания // Известия Таганрогского радиотехнического университета. 2006. № 1. С. 57-62.

3. Барсукова Т. И. Трехуровневая модель понимания воспитания в социологии // Вузовская наука - СевероКавказскому региону: материалы IX науч.-техн. конф. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005. Т. 2. Общественные науки. С. 34-35.

4. Батенева Е. В. Рефлексия как компонент профессионально-педагогической культуры педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 1. С. 111-115.

5. Данчук И. И. Актуальность современного дополнительного образования в развитии творчества детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1: в 2-х ч. Ч. 2. С. 106-111.

6. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Национальный проект «Образование». Федеральный проект «Успех каждого ребенка» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Островская Г. И. Развитие интереса подростков к отечественной истории на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами музыкального искусства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 1. С. 90-95.

9. Петовраджи М. В. Социокультурный потенциал учреждений дополнительного образования в контексте управления ценностными ориентациями подростков // Современные проблемы общества в исследованиях молодых ученых: сб. науч. тр. молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. С. 128-134.

10. Помазкова Н. М., Абдульманова Л. В. Актуальные проблемы образования дошкольников и школьников в сельской местности // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 3 (8). С. 154-157.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. Шиянов Е. Н. Воспитание как механизм управления процессом социализации // Здоровый город - здоровые дети: материалы региональной научн.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. С. 24-26.

Информация об авторах | Author information

RU

Сухиташвили Людмила Стефановна1 Алейникова Наталья Геннадьевна2 Толстокоров Евгений Стефанович3

1, 2, 3 Ставропольский государственный педагогический институт

EN

Sukhitashvili Lyudmila Stefanovna1 Aleinikova Natalya Gennadievna2 Tolstokorov Evgeny Stefanovich3 1 2' 3 Stavropol State Pedagogical Institute

1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 11.03.2021; опубликовано (published): 30.04.2021.

Ключевые слова (keywords): социокультурная обусловленность; воспитание; ценностные основания воспитания; дополнительное образование; дети; sociocultural conditionality; upbringing; value foundations of upbringing; additional education; children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.