_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 376.1+37.013 +37.018
Казакова Лариса Александровна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, [email protected], г. Ульяновск
СОДЕРЖАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИя: ВАРИАТИВНЫЙ ПОДхОД*
Аннотация. Целью настоящей статьи явилось изучение феномена инклюзивного образования и его разновидности, инклюзивного воспитания, в современных российских условиях. Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности. Инклюзивное воспитание - это целенаправленная социализация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания, характеризующаяся вариативностью содержания за счёт использования ценностной и социокультурной парадигм воспитания или их сочетания; разнообразной наполняемости содержания инклюзивного воспитания в зависимости от возрастных, половых, индивидуально-личностных и групповых потребностей и запросов.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивное воспитание, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, вариативный подход, средовый подход.
Kazakova Larisa Alexandrovna
Candidate of Biological Sciences, Assistant Professor of the Department of Pedagogy at Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N.Ulyanov, [email protected], Ulyanovsk
CONTENT OF INCLUSIVE UPBRINGING: VARIABLE APPROACH"
Abstract. The purpose of the present article was studying a phenomenon of inclusive education and its version of inclusive education in modern Russian conditions. The Essence of inclusive education is harmonious interaction of healthy people and people with limited opportunities of health, acquisition of experience of the social relations, formation useful to all social skills, inclusion of active processes of personal self-development at joint interaction in communication, game, sports, the doctrine, subject and practical and spiritual practical activities. Inclusive education is a purposeful socialization of children and teenagers with limited opportunities of health within the inclusive environment on the basis of the principles of the humanistic education, being characterized variability of the contents at the expense of use of valuable and sociocultural paradigms of education or their combination; various fullness of the content of inclusive education depending on age, sexual, individual and personal and group requirements and inquiries.
Keywords: inclusive education, inclusive upbringing, children and teenagers with limited opportunities of health, variable approach, environmental approach.
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №12-36-01274а2 «Инклюзивное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»)
** The work was accomplished due to the financial support of Russian Humanitarian Scientific Fund (project № 12-36-01274a2b "Inclusive Education of Children and Adolescents with Health Disabilities")
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ
В Российской Федерации и в других странах мира образование как социальный институт в последние два десятилетия претерпевает множество изменений, которые обусловлены социальными, культурными, политическими и экономическими детерминантами. Наиболее значимыми изменениями, на наш взгляд, являются диверсификация и демократизация общемировой образовательной системы, что позволяет образованию как социальному институту развиваться «в ногу со временем», быть актуальным, своевременным, полезным для человека в быстро меняющихся условиях жизнедеятельности. Одним из проявлений демократизации и диверсификации образования можно считать формирование и развитие общемировой системы инклюзивного образования.
Инклюзивное образование, т.е. совместное обучение и воспитание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, появилось в странах Западной Европы и США после Второй Мировой Войны, а точнее в 1950-е - 1960-е годы, в России оно начало развиваться в последнее десятилетие XX века.
В настоящее время в научном сообществе инклюзивное образование принято рассматривать в качестве объекта научного исследования на теоретическом и эмпирическом уровнях, как социальную реальность и социальную практику.
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года), под инклюзивным образованием понимают «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [6].
В зарубежных исследованиях инклюзивное образование трактуется, во-первых, как «обучение детей со специальными образовательными потребностями совместно с типично развивающимися сверстниками в естественной окружающей среде» [10]; во-вторых, как «включение всех учеников соответствующего возраста в коллектив безотносительно учета их интеллектуальных, физических, сенсорных различий с равными правами для освоения культурных ценностей общества в общеобразовательном классе» [Там же]; в-третьих, в рамках инклюзии
выделяют физическую интеграцию (совместное пребывание в одной классной комнате здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), социальную интеграцию (взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками и взрослыми), учебную интеграцию (совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе учета их особенностей) [12].
В российских исследованиях делается акцент на рассмотрении инклюзивного образования как формы реализации социальной инклюзии и создании специальных равноценных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе [6].
С нашей точки зрения, можно дать следу -ющее определение понятию «инклюзивное образование»: это равноправное и равноценное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками с целью их полноценного психофизического, личностного и социального развития в условиях открытого образовательного пространства.
Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития.
Разновидностью инклюзивного образования является инклюзивное воспитание, которое можно определить как целенаправленную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания.
Инклюзивное воспитание характеризуется целенаправленным изменением как человека с ограниченными возможностями здоровья, так и его здоровых сверстников при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности на основе формирования общих ценностей и ценностных ориентаций, поведенческих установок, нравственных норм и правил жизнедеятельности.
UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS
Являясь сторонниками концепции социализации и социального воспитания [8], мы рассматриваем инклюзивное воспитание как подвид социального воспитания, осуществляемого в специально созданной совместной обогащенной воспитательной среде, учитывающей индивидуальные личностные особенности и потребности как детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, так и их здоровых сверстников. Обоснуем свою позицию. Инклюзивное воспитание является подвидом социального воспитания, т.к. осуществляется в социуме (в специально созданной воспитательной среде - воспитательной организации) на объединяющей всех основе при условии адаптации учебного заведения под запросы и потребности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. В качестве примера воспитательных организаций, реализующих инклюзивную воспитательную модель, можно назвать общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры (библиотеки, музеи и др.), социально-реабилитационные центры.
Целью как социального воспитания, так и его подвида, инклюзивного воспитания, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является предупреждение проявлений у них социально-личностной недостаточности и формирование готовности и способности к относительно независимой жизни.
Результатом и показателем эффективности социального, и в том числе инклюзивного, воспитания, по нашему мнению, является человек с ограниченными возможностями, принимающий и транслирующий культуру общества, ценности и нормы, принятые в нём, а также независимый, самостоятельный, целеустремлённый, обладающий способностью к личностному саморазвитию, имеющий собственное мнение и активно меняющийся на пути собственного развития.
Вариативный подход зародился в естественных науках в конце XIX начале XX столетий. В гуманитарных науках, в том числе в педагогике и психологии, он начал широко использоваться в 70-80-е годы XX века, когда в научный обиход были введены такие понятия, как «принцип вариативности», «вариативность образования», «вариативность содержания образования».
В социальной педагогике принцип вариативности стал использовать А.В. Мудрик, описав вариативность социального воспитания в современных обществах через многообразие и мобильность как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: они основываются на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия, используют имеющиеся и создают новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях. Для реализации принципа вариативности социального воспитания необходимо создавать разнообразные воспитательные организации, что позволит удовлетворить интересы и потребности личности и общества. Этот принцип характеризуется использованием в процессе воспитания не однотипных, равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей детей и подростков, моделей воспитания.
Мы считаем, что для описания социального, и в том числе инклюзивного, воспитания следует использовать вариативный подход, т.к. он позволяет охарактеризовать вариативность содержания и форм воспитания, вариативность индивидуальных и коллективных социализационных траекторий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках данной статьи заострим свое внимание на такой важной характеристике процесса воспитания, как содержание. Проанализировав философскую, педагогическую и психологическую литературу, мы выяснили, что понятие «содержание» в толковом словаре трактуется как «определяющая сторона целого, совокупность частей, элементов предмета, существуемое и выражаемое в форме и неотделимое от неё».
Перенося данное определение на процесс воспитания, педагоги и психологи пришли к выводу о том, что термин «содержание воспитания» как педагогическая категория является мало изученным и дискуссионным. Единого взгляда на сущность содержания воспитания нет. Трактовки содержания вос-
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
питания определяются выбранной концепцией воспитания, взглядами отдельных учёных-исследователей и педагогов-практиков. Современная теория и методика воспитания представляет содержание воспитания как определённое содержание действия педагога [2]; просвещение, поиск ценностей, норм и законов жизни [6], элементы человеческой культуры [9], субъектный опыт личности [8], поиск нравственных образцов, выработка собственных ценностей [1].
Результаты исследования [2] показывают, что содержанием воспитательной деятельности педагога являются «изучение ребёнка, создание условий его самореализации, саморазвития, самовоспитания; организация активной и творческой жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребёнка, принятие его детским сообществом».
Л. М. Лузина [6] рассматривает содержание воспитания как антропологическое просвещение, имеющее концентрический характер. Вопросами для обдумывания учащимися в разном возрасте являются жизнь и смерть, успех и неуспех, бытие - небытие, благополучие - неблагополучие.
По мнению С. Д. Полякова, содержание воспитания - «это те элементы человеческой культуры, и, прежде всего ценности, в освоении и развитии которых растущими людьми заключена суть воспитания» [9], в качестве четырех ценностей, оснований воспитания рассматриваются Человек, Близкие, Отечество, Человечество.
Мы предлагаем рассматривать вариативность содержания инклюзивного воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья по следующим основаниям: использование ценностной и социокультурной парадигм воспитания или их сочетания при определении содержания инклюзивного воспитания; разнообразная наполняемость содержания инклюзивного воспитания в рамках ценностной и социокультурной парадигмы воспитания в зависимости от возрастных, половых, индивидуально-личностных и групповых потребностей и запросов; осуществление инклюзивного воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в различных воспитательных организациях также определяет вариативность содержа-
ния инклюзивного воспитания.
Мы вслед за В. А. Караковским, Л. И. Новиковой и Н. Л. Селивановой рассматриваем основным содержанием процесса воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями систему общечеловеческих ценностей [5]. Авторы системной концепции воспитания среди спектра общечеловеческих ценностей выделяют такие ценности, как «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Отечество», «Земля», «Мир», «Человек», «Здоровье». Перечисленные выше ценности можно формировать у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной воспитательной среде с использованием вариативного подхода. Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста будут фиксироваться одни содержательные аспекты ценностей «Человек», «Семья», «Труд», «Отечество»; а для детей подросткового возраста - другие. Для детей и подростков, страдающих различными нарушениями физического и психического развития, содержание ценности «Здоровье» будет также отличаться. Качественный набор ценностей, формируемый у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будет варьироваться в зависимости от того, что ребёнок уже знает и умеет. Приведём пример содержания программы инклюзивного воспитания для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе ценностной парадигмы воспитания (Таблица 1).
Социокультурная парадигма воспитания определяет, что содержанием инклюзивного воспитания является формирование у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, получение ими адекватного уровня образования и оказание им индивидуальной помощи [8]. При формировании социального опыта, получении неформального образования (просвещения) и индивидуальной помощи у каждого конкретного ребёнка и подростка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде используется вариативное содержание в зависимости от возраста, половой принадлежности, уровня имеющегося социального развития и индивидуальных потребностей. Кроме того, составляя план воспитательной работы для ребенка (подростка) с ограниченными возможностя-
_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
Таблица 1. - Содержание программы социального воспитания для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ценностная парадигма воспитания)
Ценность «Человек» Ценность «Родина» Ценность «Семья» Ценность «Здоровье»
Индивид, личность, индивидуально сть Моя страна - моя Россия! Я знаю свою родословную! Здоровье не на один день, а на всю жизнь!
Мои потребности Атрибуты государственной власти Праздники моей семьи. Я хочу быть здоровым и смогу им стать!
О целях и ценностях Гордиться страной и самим собой -патриотизм Папа, мама, я -дружная семья! Правила безопасности при использовании природных лечебных факторов.
Как я сам себя оцениваю, и как оценивают меня другие люди Город (деревня), в котором(ой)я родился Я помогаю - мне помогают! Строение и функции опорно-двигательного аппарата
Мои положительные и отрицательные черты Памятные даты моего Отечества Семья мне помогла обустроить дом для передвижения Нарушения опорно-двигательного аппарата
Мои уникальные возможности (я развиваю движения) Что хорошего я могу сделать для своей страны? Семья занимается вместе со мной ЛФК Возможности передвижения и действия руками и ногами при нарушениях опорно-двигательного аппарата
Человек без ограниченных возможностей: общение на равных Чем я могу быть полезным своему родному городу (деревне, селу)? Вспомогательные средства для передвижения и действия руками и ногами при нарушениях опорно-двигательного аппарата
Я работаю в родном городе и этим горжусь! Лечебная физическая культура и другие методы двигательной реабилитации при нарушениях опорно-двигательного аппарата
ми здоровья в инклюзивном воспитании, педагог имеет право выбрать в качестве ведущего один из элементов (социальный опыт, неформальное образование или оказание индивидуальной помощи), а остальные два предложить на факультативной основе. Хотелось бы отметить, что в инклюзивном воспитании возможно сочетать формирование различных умений и навыков в предметно-практической, духовно-практической, спортивной, игровой сферах жизнедеятельности, учении и общении. Вариативность содержания инклюзивного воспитания характеризуется возможностью освоения определенных ценностей и навыков в зависимости от характера и степени обогащения среды. В терминологии Ю. С. Мануйлова, бедная среда - обедняет, ограниченная среда - ограничивает, обычная среда - осредняет, обо-гащённая среда - обогащает. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, используя средовый подход, необходимо создавать условия для более интенсивного насыщения воспитательной
среды важными, необходимыми, доступными элементами и средствами жизнедеятельности, способствующими их полноценному, разностороннему и гармоничному развитию в современных российских реалиях. Социокультурная парадигма воспитания позволяет формировать социальный опыт, осуществлять формальное и неформальное образование, оказывать индивидуальную помощь в учреждениях образования, культуры, социальной защиты, поэтому возможно отличие в содержании, методах и формах коррекци-онного и инклюзивного воспитания, проводимого в учреждениях различного типа.
Приведём пример содержания программы инклюзивного воспитания для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе социокультурной парадигмы воспитания (Таблица 2).
Таким образом, инклюзивное воспитание, являясь одним из подвидов социального воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, выполняет важные социокультурные функ-
_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_
Таблица 2. - Содержание программы социального воспитания для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (социокультурная парадигма воспитания)
Формирование социального опыта Неформальное образование Индивидуальная помощь
Труд - основа создания предметов и вещей. Современный этикет. Что такое возраст и нужно ли его бояться?
Самообслуживание и домашний труд Музеи и музейные коллекции. Как организовать музей дома. Ищем взаимопонимание вместе.
Что я знаю о морали? Путешествие как форма знакомства с миром вокруг нас. Как не попасть в «плохую компанию»?
Ценности светские и религиозные. Как их сочетать? Активная независимая жизнь. Подойдёт ли она мне? Конфликтные ситуации. Как предотвратить и разрешить.
Правила хорошего тона Книги, которые я читаю, или немного о поэзии и прозе. Как поладить с родителями и соседями.
Взаимодействие между людьми В магазин - с удовольствием! Как найти друзей.
Моя будущая профессия Как выбрать подходящую одежду? Как найти работу.
Как организовать свое время для учебы, для отдыха, для общения с друзьями. Общение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сети Интернет. Способы виртуального знакомства. Как научиться управлять своими эмоциями.
Олимпийские и параолимпийские игры Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата в органах государственной власти. Как преодолеть страх перед самостоятельным путешествием по улице.
Особенности спортивных соревнований для людей с ограниченными возможностями здоровья Свободное время человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Интегрированное и инклюзивное образование: за или против?
Тренировочный процесс для людей с ограниченными возможностями здоровья Танцы на колясках для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Подвижные игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Возможности интеллектуальных игр для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
ции (социальная адаптация, обособление, общение, профессиональная ориентация, социальная интеграция) как для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, так и для их здоровых сверстников и может быть вариативно по содержанию за счёт использования ценностной и социокультурной парадигм воспитания или их сочетания; разнообразной наполняемости содержания инклюзивного воспитания в рамках ценностной и социокультурной парадигмы воспитания в зависимости от возрастных, половых, индивидуально-личностных и групповых потребностей и запросов; осуществления инклюзивного воспитания детей и подростков с ограниченными воз-
можностями здоровья в различных воспитательных организациях.
Библиографический список
1. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
2. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: дисс. ... док-ра пед. наук. - М., 2000. - 353 с.
3. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования //Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №2. - С. 233-238.
4. Закон «Об образовании в РФ». [Электронный ресурс]. URL: И1р://минобрнауки.рф/доку-
UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS
менты/2974. ( дата обращения: 31.03.2013).
5. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание ... Воспитание! - М.: Новая школа, 2000. - 160 с.
6. Лузина Л. М. Философско-антропологи-ческий подход в современной методологии воспитания /Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. научных статей. - Пермь, ПГПИ, 2001. - С. 18-32.
7. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. //Дефектология. - 2008. - №1 . - С. 71-78.
8. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Академия, 2005. - 172с.
9. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания
и обучения. Опыт популярной монографии. - М.: Новая школа, 2003. - 306 с.
10. Ballard K. Researching disability and inclusive Education: Participation, construction and interpretation. //International Journal of Inclisive Education. 1997. - Vol. 1. - №3. - P. 243-256.
11. De Groot Kim S. Kevin: «I gotta Get to the Market»: The development of peer relationships in inclusive early childhood settings. //Early Childhood Educational Journal. - 2005. - Vol. 33. - №3. -P. 163-169.
12. Wilson B. A. Inclusion: Empirical guidelines and unanswered question. //Educational and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities. - 1999. - Vol. 34. - P. 119-33.