торно-динамической сферы, осмысленность и предметнокоммуникативную продуктивность. Так, большинство учащихся, при проявлении данного свойства, руководствуются внутренним локусом контроля, считая, что каждый человек может и должен быть осведомленным в различных областях знаний, причем объем этих знаний нужно постоянно расширять и пополнять, поскольку всегда интересно узнавать что-то новое и необычное. В результате бесед с педагогом и участия во внеклассных мероприятиях у младших школьников сформировано четкое осознание того, что любознательное поведение зависит лишь от самого человека, а не от внешних обстоятельств, поэтому не следует искать виновных в случае отсутствия у себя стремления быть во всем информированным. Большей части младших школьников свойственно постоянное ощущение потребности в новой информации и стремление узнать как можно больше интересного. Они пытаются выполнять все задания педагогов, связанные с поиском новых данных, стремятся быть в курсе самых последних новостей, причем часто их познавательная деятельность выходит за рамки школьной программы. Следует отметить, что при проявлении любознательного поведения им, в большей мере, свойственны положительные эмоции. Кроме того, положительная оценка их любознательности со стороны одноклассников и педагогов доставляет им искреннюю радость и является стимулом для постоянного поиска новых фактов. Учащиеся достаточно упорны в достижении намеченного и основательно подходят к изучению новой информации. Им необходимо не просто узнать что-то новое, но и понять полученную информацию, постараться раскрыть суть изучаемых предметов, уяснить логику явлений. Приобретаемая учащимися информация способствует расширению круга общения, развитию дружеских отношений с одноклассниками, лучшей адаптации в коллективе сверстников и формированию положительной оценки со стороны взрослых людей.
Анализ экспериментальных данных, полученных на контрольном этапе эксперимента, позволил отнести к средним значениям в шкале показателей обе переменные мотивационной сферы, осведомленность и субъективно-личностную продуктивность. Данный факт свидетельствует о полимотивированности любознательности учащихся. Проявляя любознательное поведение, учащиеся стремятся не только развить свои способности и эрудицию, расширить кругозор и про-
Библиографический список
явить возможности, но и внести свой вклад в достижение общей цели. Младших школьников отличает искреннее и глубокое чувство привязанности к эмоционально значимым лицам, чаще всего, учителю и одноклассникам. Поэтому в выполняемой деятельности учащиеся ориентированы на сотрудничество, готовы отстаивать точку зрения класса, принимая при этом от него эмоциональную поддержку. Стремление получить положительную оценку со стороны, способствует активному включению в процесс освоения информации; ребята охотно выполняют любую работу, направленную на получение каких-либо сведений и участвуют в совместной деятельности. У младших школьников сформированы общие представления о рассматриваемом свойстве и многообразие суждений об отдельных его функциях. Они в значительной степени нацелены на использование полученной информации в сфере саморазвития и самосовершенствования, то есть знания используются учащимися для развития и укрепление чувства уверенности в себе, развитие склонностей и воображения. Согласно результатам констатирующего этапа эксперимента среднюю позицию в иерархии показателей занимали гармоничные переменные динамического и эмоционального компонента и обе переменные мотивационного и продуктивного компонентов.
К низким значениям в иерархии показателей любознательности по результатам контрольного этапа следует отнести агармоничные переменные регуляторно-динамической сферы, что является идентичным показателям констатирующего этапа эксперимента. Данный факт свидетельствует о том, что только незначительной части младших школьников при проявлении любознательного поведения свойственны отрицательные эмоции, отсутствие планомерности и последовательности в действиях и внешний локус контроля за поведением.
Таким образом, предположение относительно эффективности игровых технологий в рамках гармонизации любознательного поведения младших школьников экспериментально подтверждено. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в организации учебновоспитательного процесса педагогами и психологами общеобразовательных учреждений, при составлении индивидуальных программ по гармонизации любознательности учащихся, при проведении консультационной работы школьной психологической службы.
1. Жихарева, Е.В. Любознательность акцентуированных личностей: монография. - Бийск: ГОУ ВПО БПГУ, 2008.
2. Крупнов, А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994.
3. Системное познание личности: теория и практика исследований: монография / Н.В. Дмитриева, О.А. Сычев, Т.А Гусева, В.А. Сарычев, Е.В. Жихарева и др.; под ред. Т.А. Гусевой. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК 373.1.02.
Е.Б. Манузина, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
В работе раскрыты проблемы гражданского воспитания детей и молодежи в современном обществе, представлены ценностные ориентиры современной системы общего образования, дана характеристика методологических подходов к разработке программ гражданско-патриотического воспитания.
Ключевые слова: воспитание, ценность, ценностные ориентиры, гражданское воспитание, аксиoлогический, системнодеятельностный, развивающий подходы.
Российское общество и существующая система социального воспитания не могут с достаточной степенью эффективности способствовать разрешению духовно-нравственного кризиса молодежи. Становится всё более очевидным, что именно высокая гражданская идея и есть тот каркас, то основание, на котором может выстоять российское общество и его будущее. Социологические исследования Р.Г. Гуровой, Ю.А. Маринкиной и др. показывают что, сегодня для современного молодого поколения в первую очередь важны ценности, связанные с приобретением профессии, во вторую - необходимость самовыражения и самосовершенствования, а гражданские мотивы, в которых выражается отношение к Отечеству и государству, находятся у них лишь на третьем месте. B настоящее время духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание - это не только педагогический, но и социокультурный, политический феномен публичной гражданской жизни. Поэтому актуальной становится задача формирования у молодого поколения осознания себя не «будущими», а настоящими членами общества с активной гражданской позицией. Для решения проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения необходимо осуществлять его на всех ступенях образования - в учреждениях дошкольного, школьного, профессионального образования.
Проблема патриотического и гражданского воспитания раскрыта в философских, педагогических, социальноправовых трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, A. Дистерве-га, Я.А. Коменского, И. Канта, Г. Песталоцци, Э. Роттердамского, Ж.-Ж. Руссо, B.A. Сухомлинского, P. Штайнера и др. Они служат научной основой при исследовании различных аспектов становления гражданственности в процессе исторического развития человеческой культуры в целом и в современных условиях.
Пониманию сущности феномена гражданского и патриотического воспитания и влияние возрастных особенностей молодёжи на их гражданское самоопределение содействовало изучение отечественными учёными (A.A. Бодалёвым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, И.С. Кон, A.H. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др.) зависимости формирования и развития индивидуальных особенностей от включенности человека в различные виды деятельности. B работах A.B. Беляева, A.M. Бабаева, Н.И. Васильева, A.C. Гаязова, Ю.А. Танюхина, A.H. Худина и др. рассматривались теоретико-методологические аспекты проблемы гражданского воспитания. Проводились исследования по выявлению и апробации педагогических условий формирования гражданственности учащихся в новых социально-политических условиях.
Анализ указанных выше работ свидетельствует о том, что в педагогической науке имеются теоретико-методологические основы для решения задач гражданско-патриотического воспитания.
В работе А.М. Кондакова в качестве ценностных ориентиров современной системы общего образования были определены: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни, труда, семейные ценности; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур; ценности личностной, социальной и государственной безопасности; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества [l, с. l6].
Анализ современных педагогических исследований показал, что под гражданским воспитанием понимается процесс передачи подрастающему поколению специальных знаний, формирования у них умений и навыков, усвоения ими позитивного социального опыта и развития базовых социальных компетенций [2, с. 11]. Гражданское воспитание реализуется как через воспитательно-образовательный процесс, так и посредством демократической правовой организации социальной среды.
Основная цель гражданского воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.
Критериями результата гражданского воспитания являются: познавательный (знание истории, современности, социально-экономического развития страны, родного края и города, наличие интереса к изучению истории и современности); мотивационно-ценностный (ценностное отношение к родному городу, краю, стране, наличие общественно-значимых мотивов к участию в жизни города); поведенческий (готовность к преобразованию окружающей жизни, наличие опыта участия в общественной жизни).
На первом этапе нами была проведена диагностика по познавательному критерию. С целью изучения ценностного отношения подрастающего поколения к Родине, ее культурноисторическому прошлому и настоящему было проведено анкетирование учащихся младших, средних и старших классов. В нем приняли учащиеся 4, 7, 10, 11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений г. Бийска. В анкету вошли вопросы о государственной символике, народных традициях, истории, культуре своей страны, края, города и др. Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень знаний и представлений учащихся общеобразовательных учреждений по истории и современности страны и
края (в %)
Уровень 4 класс 7 класс 10-11 классы
Высокий 2
Средний 48 32 40
Низкий 50 68 60
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что высокий уровень знаний демонстрируют 2% учащихся начальных классов. Учащиеся средних и старших классов высокий уровень не демонстрируют. На среднем уровне сформированы представления: 48% - учащиеся начальных классов, 32% - учащиеся средних классов, 40% учащиеся старших
классов. Низкий уровень знаний демонстрируют 50% учащихся начальных классов, 68% учащихся средних классов, 60% учащихся старших классов.
Полученные результаты говорят о доминировании низкого и среднего уровней знаний учащихся по истории и современности страны, края и города. Причины невысоких результатов кроются в том, что в образовательных учреждениях воспитательная работа по гражданскому воспитанию не всегда носит системный характер. В последние годы резко снизился воспитательный потенциал таких ведущих институтов воспитания, как семья, учреждения культуры, спорта, социальной защиты. Ослаблен педагогический потенциал средств массовой информации, литературы и искусства. Кроме этого, социальный фонд воспитания детей и молодежи в современной России продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума.
Таким образом, в образовательных учреждениях и других социальных институтах должна строиться целенаправленная работа по гражданскому воспитанию школьников. Образовательное учреждение любого типа и вида может конкретизировать представленные общие задачи для более полного достижения гражданско-патриотического идеала с учетом региональных условий и особенностей воспитательной системы учреждения образования.
В основе программы гражданско-патриотического воспитания должны лежать следующие методологические подходы: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую
ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника и таким образом противостоять моральному релятивизму социальной среды.
Системно-деятелъностный подход является определяющим в воспитании школьников. Один из основателей системно-деятельностного подхода - А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие детьми и подростками ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
Развивающий подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной технологии гражданского развития школьника. Процесс воспитания технологически начинается с определенной ценности и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в «реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка». В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной гражданской установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и принимаемы.
В заключение хотелось бы отметить, что изложенное обозначает лишь некоторые аспекты гражданского воспитания детей, подростков и молодежи в условиях образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. -2009. - № 9.
2. Ворожищева, Е.В. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к гражданскому воспитанию дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2010.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК 373
И.Н. Чичканова, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
В данной статье выявляются причины трудностей, возникающие при обучении в вузе, особенности адаптации к вузовским условиям обучения. По мнению автора, преемственность в содержательном и процессуально-действенном компонентах на разных этапах обучения способствует субъектному становлению личности студента вуза, а значит, успешному протеканию адаптации к вузовским условиям.
Ключевые слова: адаптация; трудности в обучении; преемственность; субъектное становление личности.
При поступлении в вуз каждый первокурсник сталкивается с противоречиями между содержанием, средствами, формами, методами обучения в школе и в высшем учебном заведении; между субъективными ожиданиями, запросами и объективно необходимым поведением в условиях нового статуса. Это закономерно, т.к. оказываясь в новой ситуации социального развития, студент не имеет (и не может иметь) достаточных представлений об изменившихся условиях педагогического процесса, об установках и требованиях, объективных и субъективных трудностях, о новом этапе жизни в целом.
От оперативности их разрешения зависит успешность адаптации к новым условиям обучения. Ее суть заключается не в том, чтобы вчерашнему выпускнику школы значительно облегчить условия адаптации к вузу, а в том, чтобы при разумных затратах времени и сил добиться оптимума его развития, т.к. адаптация должна выполнять мобилизующие функции.
Адаптация - (латинск. аd - к; ар1и - пригодный; ар1айо -прилаживание; позднелатинское - adaptatio - приспособление) - совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям [1].