Научная статья на тему 'Проблемы гражданского воспитания детей и молодежи в современных социокультурных условиях'

Проблемы гражданского воспитания детей и молодежи в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОДЫ. / EDUCATION / VALUE / VALUE ORIENTATIONS / CIVIC EDUCATION / AXIOLOGICAL / SYSTEM-ACTIVITY / DEVELOPMENTAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манузина Е. Б.

В работе раскрыты проблемы гражданского воспитания детей и молодежи в современном обществе, представлены ценностные ориентиры современной системы общего образования, дана характеристика методологических подходов к разработке программ гражданско-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манузина Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CIVIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH IN MODERN SOCIOCULTURAL CONDITIONS

The problems of civic education of children and youth in contemporary society are disclosed; the value orientations of modern educational system are presented; the characteristics of methodological approaches to the development of civic and patriotic education programs are given in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы гражданского воспитания детей и молодежи в современных социокультурных условиях»

торно-динамической сферы, осмысленность и предметнокоммуникативную продуктивность. Так, большинство учащихся, при проявлении данного свойства, руководствуются внутренним локусом контроля, считая, что каждый человек может и должен быть осведомленным в различных областях знаний, причем объем этих знаний нужно постоянно расширять и пополнять, поскольку всегда интересно узнавать что-то новое и необычное. В результате бесед с педагогом и участия во внеклассных мероприятиях у младших школьников сформировано четкое осознание того, что любознательное поведение зависит лишь от самого человека, а не от внешних обстоятельств, поэтому не следует искать виновных в случае отсутствия у себя стремления быть во всем информированным. Большей части младших школьников свойственно постоянное ощущение потребности в новой информации и стремление узнать как можно больше интересного. Они пытаются выполнять все задания педагогов, связанные с поиском новых данных, стремятся быть в курсе самых последних новостей, причем часто их познавательная деятельность выходит за рамки школьной программы. Следует отметить, что при проявлении любознательного поведения им, в большей мере, свойственны положительные эмоции. Кроме того, положительная оценка их любознательности со стороны одноклассников и педагогов доставляет им искреннюю радость и является стимулом для постоянного поиска новых фактов. Учащиеся достаточно упорны в достижении намеченного и основательно подходят к изучению новой информации. Им необходимо не просто узнать что-то новое, но и понять полученную информацию, постараться раскрыть суть изучаемых предметов, уяснить логику явлений. Приобретаемая учащимися информация способствует расширению круга общения, развитию дружеских отношений с одноклассниками, лучшей адаптации в коллективе сверстников и формированию положительной оценки со стороны взрослых людей.

Анализ экспериментальных данных, полученных на контрольном этапе эксперимента, позволил отнести к средним значениям в шкале показателей обе переменные мотивационной сферы, осведомленность и субъективно-личностную продуктивность. Данный факт свидетельствует о полимотивированности любознательности учащихся. Проявляя любознательное поведение, учащиеся стремятся не только развить свои способности и эрудицию, расширить кругозор и про-

Библиографический список

явить возможности, но и внести свой вклад в достижение общей цели. Младших школьников отличает искреннее и глубокое чувство привязанности к эмоционально значимым лицам, чаще всего, учителю и одноклассникам. Поэтому в выполняемой деятельности учащиеся ориентированы на сотрудничество, готовы отстаивать точку зрения класса, принимая при этом от него эмоциональную поддержку. Стремление получить положительную оценку со стороны, способствует активному включению в процесс освоения информации; ребята охотно выполняют любую работу, направленную на получение каких-либо сведений и участвуют в совместной деятельности. У младших школьников сформированы общие представления о рассматриваемом свойстве и многообразие суждений об отдельных его функциях. Они в значительной степени нацелены на использование полученной информации в сфере саморазвития и самосовершенствования, то есть знания используются учащимися для развития и укрепление чувства уверенности в себе, развитие склонностей и воображения. Согласно результатам констатирующего этапа эксперимента среднюю позицию в иерархии показателей занимали гармоничные переменные динамического и эмоционального компонента и обе переменные мотивационного и продуктивного компонентов.

К низким значениям в иерархии показателей любознательности по результатам контрольного этапа следует отнести агармоничные переменные регуляторно-динамической сферы, что является идентичным показателям констатирующего этапа эксперимента. Данный факт свидетельствует о том, что только незначительной части младших школьников при проявлении любознательного поведения свойственны отрицательные эмоции, отсутствие планомерности и последовательности в действиях и внешний локус контроля за поведением.

Таким образом, предположение относительно эффективности игровых технологий в рамках гармонизации любознательного поведения младших школьников экспериментально подтверждено. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в организации учебновоспитательного процесса педагогами и психологами общеобразовательных учреждений, при составлении индивидуальных программ по гармонизации любознательности учащихся, при проведении консультационной работы школьной психологической службы.

1. Жихарева, Е.В. Любознательность акцентуированных личностей: монография. - Бийск: ГОУ ВПО БПГУ, 2008.

2. Крупнов, А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994.

3. Системное познание личности: теория и практика исследований: монография / Н.В. Дмитриева, О.А. Сычев, Т.А Гусева, В.А. Сарычев, Е.В. Жихарева и др.; под ред. Т.А. Гусевой. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 373.1.02.

Е.Б. Манузина, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: manuzina70@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В работе раскрыты проблемы гражданского воспитания детей и молодежи в современном обществе, представлены ценностные ориентиры современной системы общего образования, дана характеристика методологических подходов к разработке программ гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова: воспитание, ценность, ценностные ориентиры, гражданское воспитание, аксиoлогический, системнодеятельностный, развивающий подходы.

Российское общество и существующая система социального воспитания не могут с достаточной степенью эффективности способствовать разрешению духовно-нравственного кризиса молодежи. Становится всё более очевидным, что именно высокая гражданская идея и есть тот каркас, то основание, на котором может выстоять российское общество и его будущее. Социологические исследования Р.Г. Гуровой, Ю.А. Маринкиной и др. показывают что, сегодня для современного молодого поколения в первую очередь важны ценности, связанные с приобретением профессии, во вторую - необходимость самовыражения и самосовершенствования, а гражданские мотивы, в которых выражается отношение к Отечеству и государству, находятся у них лишь на третьем месте. B настоящее время духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание - это не только педагогический, но и социокультурный, политический феномен публичной гражданской жизни. Поэтому актуальной становится задача формирования у молодого поколения осознания себя не «будущими», а настоящими членами общества с активной гражданской позицией. Для решения проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения необходимо осуществлять его на всех ступенях образования - в учреждениях дошкольного, школьного, профессионального образования.

Проблема патриотического и гражданского воспитания раскрыта в философских, педагогических, социальноправовых трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, A. Дистерве-га, Я.А. Коменского, И. Канта, Г. Песталоцци, Э. Роттердамского, Ж.-Ж. Руссо, B.A. Сухомлинского, P. Штайнера и др. Они служат научной основой при исследовании различных аспектов становления гражданственности в процессе исторического развития человеческой культуры в целом и в современных условиях.

Пониманию сущности феномена гражданского и патриотического воспитания и влияние возрастных особенностей молодёжи на их гражданское самоопределение содействовало изучение отечественными учёными (A.A. Бодалёвым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, И.С. Кон, A.H. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др.) зависимости формирования и развития индивидуальных особенностей от включенности человека в различные виды деятельности. B работах A.B. Беляева, A.M. Бабаева, Н.И. Васильева, A.C. Гаязова, Ю.А. Танюхина, A.H. Худина и др. рассматривались теоретико-методологические аспекты проблемы гражданского воспитания. Проводились исследования по выявлению и апробации педагогических условий формирования гражданственности учащихся в новых социально-политических условиях.

Анализ указанных выше работ свидетельствует о том, что в педагогической науке имеются теоретико-методологические основы для решения задач гражданско-патриотического воспитания.

В работе А.М. Кондакова в качестве ценностных ориентиров современной системы общего образования были определены: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни, труда, семейные ценности; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур; ценности личностной, социальной и государственной безопасности; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества [l, с. l6].

Анализ современных педагогических исследований показал, что под гражданским воспитанием понимается процесс передачи подрастающему поколению специальных знаний, формирования у них умений и навыков, усвоения ими позитивного социального опыта и развития базовых социальных компетенций [2, с. 11]. Гражданское воспитание реализуется как через воспитательно-образовательный процесс, так и посредством демократической правовой организации социальной среды.

Основная цель гражданского воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.

Критериями результата гражданского воспитания являются: познавательный (знание истории, современности, социально-экономического развития страны, родного края и города, наличие интереса к изучению истории и современности); мотивационно-ценностный (ценностное отношение к родному городу, краю, стране, наличие общественно-значимых мотивов к участию в жизни города); поведенческий (готовность к преобразованию окружающей жизни, наличие опыта участия в общественной жизни).

На первом этапе нами была проведена диагностика по познавательному критерию. С целью изучения ценностного отношения подрастающего поколения к Родине, ее культурноисторическому прошлому и настоящему было проведено анкетирование учащихся младших, средних и старших классов. В нем приняли учащиеся 4, 7, 10, 11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений г. Бийска. В анкету вошли вопросы о государственной символике, народных традициях, истории, культуре своей страны, края, города и др. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень знаний и представлений учащихся общеобразовательных учреждений по истории и современности страны и

края (в %)

Уровень 4 класс 7 класс 10-11 классы

Высокий 2

Средний 48 32 40

Низкий 50 68 60

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что высокий уровень знаний демонстрируют 2% учащихся начальных классов. Учащиеся средних и старших классов высокий уровень не демонстрируют. На среднем уровне сформированы представления: 48% - учащиеся начальных классов, 32% - учащиеся средних классов, 40% учащиеся старших

классов. Низкий уровень знаний демонстрируют 50% учащихся начальных классов, 68% учащихся средних классов, 60% учащихся старших классов.

Полученные результаты говорят о доминировании низкого и среднего уровней знаний учащихся по истории и современности страны, края и города. Причины невысоких результатов кроются в том, что в образовательных учреждениях воспитательная работа по гражданскому воспитанию не всегда носит системный характер. В последние годы резко снизился воспитательный потенциал таких ведущих институтов воспитания, как семья, учреждения культуры, спорта, социальной защиты. Ослаблен педагогический потенциал средств массовой информации, литературы и искусства. Кроме этого, социальный фонд воспитания детей и молодежи в современной России продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума.

Таким образом, в образовательных учреждениях и других социальных институтах должна строиться целенаправленная работа по гражданскому воспитанию школьников. Образовательное учреждение любого типа и вида может конкретизировать представленные общие задачи для более полного достижения гражданско-патриотического идеала с учетом региональных условий и особенностей воспитательной системы учреждения образования.

В основе программы гражданско-патриотического воспитания должны лежать следующие методологические подходы: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую

ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника и таким образом противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Системно-деятелъностный подход является определяющим в воспитании школьников. Один из основателей системно-деятельностного подхода - А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие детьми и подростками ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Развивающий подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной технологии гражданского развития школьника. Процесс воспитания технологически начинается с определенной ценности и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в «реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка». В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной гражданской установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и принимаемы.

В заключение хотелось бы отметить, что изложенное обозначает лишь некоторые аспекты гражданского воспитания детей, подростков и молодежи в условиях образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. -2009. - № 9.

2. Ворожищева, Е.В. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к гражданскому воспитанию дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 373

И.Н. Чичканова, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: artpav-71@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В данной статье выявляются причины трудностей, возникающие при обучении в вузе, особенности адаптации к вузовским условиям обучения. По мнению автора, преемственность в содержательном и процессуально-действенном компонентах на разных этапах обучения способствует субъектному становлению личности студента вуза, а значит, успешному протеканию адаптации к вузовским условиям.

Ключевые слова: адаптация; трудности в обучении; преемственность; субъектное становление личности.

При поступлении в вуз каждый первокурсник сталкивается с противоречиями между содержанием, средствами, формами, методами обучения в школе и в высшем учебном заведении; между субъективными ожиданиями, запросами и объективно необходимым поведением в условиях нового статуса. Это закономерно, т.к. оказываясь в новой ситуации социального развития, студент не имеет (и не может иметь) достаточных представлений об изменившихся условиях педагогического процесса, об установках и требованиях, объективных и субъективных трудностях, о новом этапе жизни в целом.

От оперативности их разрешения зависит успешность адаптации к новым условиям обучения. Ее суть заключается не в том, чтобы вчерашнему выпускнику школы значительно облегчить условия адаптации к вузу, а в том, чтобы при разумных затратах времени и сил добиться оптимума его развития, т.к. адаптация должна выполнять мобилизующие функции.

Адаптация - (латинск. аd - к; ар1и - пригодный; ар1айо -прилаживание; позднелатинское - adaptatio - приспособление) - совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.