Научная статья на тему 'РЕНОВАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ'

РЕНОВАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / РЕБЕНОК / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ПРОГРАММА ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

Введение. Статья посвящена осмыслению и возрождению понятия «внешкольного воспитания» в современных социокультурных условиях. Речь идет о конкретизации и практической реализации многих положений нормативно-правовых документов государства об усилении воспитательной составляющей образования, реализации воспитательного потенциала в сфере современного образования. Методы исследования: проведение сравнительного анализа современной нормативной базы и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», определяющих понятие «внешкольное воспитание», синтез и обобщение полученной информации. Гипотеза исследования: реализации воспитательного потенциала в сфере современного образования будет успешна, если будут конкретизированы и практически наполнены положения современных нормативно-правовых документов Российской Федерации об усилении воспитательной составляющей образования с учетом исторического опыта внешкольного воспитания в советский период. Результаты. Представлено осмысление нового опыта взаимодействия государства и общества, социальных институтов в решении проблем современного воспитания в сфере образования. Предлагается внимательно отнестись к опыту внешкольного воспитания в советский период, в этой связи рассмотрена возможность обновления статуса организаций дополнительного образования детей как базы внешкольного воспитания детей и молодежи, как детско-юношеской академии социального творчества. Выводы и заключение. Воспитание как приоритетное направление деятельности в дополнительном образовании детей становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, прежде всего, за счет комплексного подхода. Обращается внимание на необходимость разработки и реализации региональных и муниципальных программ внешкольного воспитания. Акцентируется внимание на необходимости избегать бюрократизации организации воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENOVATION OF OUT-OF-SCHOOL EDUCATION IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF RUSSIA

Introduction. Currently, the problem of teenagers' relationship with their parents is relevant. This is explained by the socio-economic changes that have been taking place recently, which contribute to a change in the nature of family relationships, the growth of problems arising in teenager-parent relationships. Methods. The main research methods are the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of social interaction between teenagers and parents, generalization of pedagogical experience, O.I. Matkova's "My family" methodology. Literature review. The psychological and pedagogical literature, scientific articles on sociology reflecting the state of the problem of the interaction between teenagers and their parents are analyzed. Psychophysiological and behavioral features of teenagers, features of family education, kinds of relationships in the family, their influence on the socialization of teenagers are discovered. Results. The results of the ascertaining experiment, the purpose of which was to study the peculiar features of the relationships between teenagers and parents, are presented. Findings and conclusion. The problem of the relationships between teenagers and parents requires attention and further research. Family relationships can have both positive and negative effects on a teenager. The basis for optimizing teenagers-parental relations is parents' awareness of the contradictions that arise between them and the teenagers, their orientation towards improving socio-psychological and pedagogical culture and communicative interaction, knowledge of the psychophysiological peculiarities of teenage children.

Текст научной работы на тему «РЕНОВАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ»

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности Theory, methodology and organization of sociocultural activities

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-23-34 УДК 371.8 END CAQPFF

РЕНОВАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Виктор Петрович Голованов

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

г. Москва, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

Аннотация. Введение. Статья посвящена осмыслению и возрождению понятия «внешкольного воспитания» в современных социокультурных условиях. Речь идет о конкретизации и практической реализации многих положений нормативно-правовых документов государства об усилении воспитательной составляющей образования, реализации воспитательного потенциала в сфере современного образования.

Методы исследования: проведение сравнительного анализа современной нормативной базы и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», определяющих понятие «внешкольное воспитание», синтез и обобщение полученной информации.

Гипотеза исследования: реализации воспитательного потенциала в сфере современного образования будет успешна, если будут конкретизированы и практически наполнены положения современных нормативно-правовых документов Российской Федерации об усилении воспитательной составляющей образования с учетом исторического опыта внешкольного воспитания в советский период. Результаты. Представлено осмысление нового опыта взаимодействия государства и общества, социальных институтов в решении проблем современного воспитания в сфере образования. Предлагается внимательно отнестись к опыту внешкольного воспитания в советский период, в этой связи рассмотрена возможность обновления статуса организаций дополнительного образования детей как базы внешкольного воспитания детей и молодежи, как детско-юношеской академии социального творчества.

Выводы и заключение. Воспитание как приоритетное направление деятельности в дополнительном образовании детей становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, прежде всего, за счет комплексного подхода.

Обращается внимание на необходимость разработки и реализации региональных и муниципальных программ внешкольного воспитания. Акцентируется внимание на необходимости избегать бюрократизации организации воспитательной деятельности.

Ключевые слова. Дополнительное образование детей, внешкольное воспитание, воспитание, воспитательный потенциал, свободное время, ребенок, педагог дополнительного образования, воспитательная составляющая, программа внешкольного воспитания, воспитательные модули

Для цитирования: Голованов В.П. Реновация внешкольного воспитания в современных социокультурных условиях России. Педагогика: история, перспективы. 2022. Том.5. № 4. С . 00-00 DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-23-34

Original article

RENOVATION OF EXTRACURRICULUM EDUCATION IN MODERN SOCIOCULTURAL CONDITIONS OF RUSSIA

Viktor P.Golovanov

Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education",

Moscow, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

Abstract. Introduction. The article is devoted to the comprehension and revival of the concept of «Deducation» in modern sociocultural conditions. We are talking about the concretization and practical implementation of many provisions of the regulatory and legal documents of the state on strengthening the educational component of education, the realization of the educational potential in the field of modern education. Research methods: conducting a comparative analysis of the modern regulatory framework and the "Fundamentals of the legislation of the USSR and the Soviet republics on public education", defining the concept of "extracurriculum education", synthesis and generalization of the information received.

The hypothesis of the study: the realization of the fostering potential in the field of modern education will be successful if the provisions of modern regulatory and legal documents of the Russian Federation on strengthening the fostering component of education are specified and practically filled, taking into account the historical experience of extracurriculum education in the Soviet period.

Results. The article presents the comprehension of the new experience of interaction between the state and society, social institutions in solving the problems of modern fostering in the field of education. It proposes to carefully consider the experience of extracurriculumeducation in the Soviet period, in this regard, it considersthe possibility of updating the status of organizations of supplemental education of children as a basis

for extracurriculumeducation of children and youth, as a children and youth's academy of social creativity.

Findings and conclusion. Fostering, as a priority in the supplementary education of children, becomes purposeful, holistic, individually creative, primarily due to an integrated approach. Attention is drawn to the need to develop and implement regional and municipal programs of extracurriculum education. Attention is focused on the need to avoid bureaucratization of the organization of fostering activities in modern educational organizations.

Keywords. Supplementary education of children, extracurriculumeducation, fostering, educational potential, free time, child, teacher of supplementary education, educational component, extracurriculumeducation program, educational modules

For citation: Golovanov V.P. Renovation of out-of-school education in modern socio-cultural conditions of Russia. Pedagogy: history, perspectives. 2022. Vol. 5. No. 4. P. 00-00 (In Russ.).

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-4-23-34

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, -это творение будущего и взгляд в будущее»

В. А. Сухомлинский

Введение. Общественная и научная актуальность проблемы воспитания очевидна в современном мире. Воспитание сегодня объективно выходит на первый план, подтверждая мысль о том, что без воспитания ни одно общество существовать не может. Будучи категорией вечной, воспитание в то же время носит конкретно-исторический характер, его задачи и содержание всякий раз определяются потребностями общественного развития и совокупностью социокультурных обстоятельств, в которых оно осуществляется. В современном российском обществе происходит осмысление нового опыта взаимодействия государства и общества, социальных институтов в решении проблем современного воспитания, как приоритета современного образования, все более и более осознается необходимость усиления заботы о воспитании и социализации нового поколения юных россиян и формирования сильной государственной политики в этой сфере, направленной на воспитание детей и молодёжи как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира.

Налицо тенденция расширения участия государства и общества в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения. По сути дан старт новому этапу в развитии отечественной системы воспитания в образовании, так, как и на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях формируется новая философия воспитания во всех образовательных

организациях. Подтверждением этому, по сути, является то, что сегодня нет ни одного нормативно-правового документа, в котором бы на государственном уровне не признавалась актуальность и важность воспитания, не определялись бы основные направления его дальнейшего развития, не затрагивались бы проблемы обновления деятельности педагогических работников как организаторов воспитания.

Конечно этому способствовало принятие Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [13] и Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» [14], определившим современный воспитательный вектор отечественного образования.

Исходя из тех процессов, которые мы наблюдаем в современной ситуации России, необходимо обратить внимание на положение о том, что воспитание не может носить «нейтральный» характер: хотим мы того или нет, но воспитание всегда идеологизировано, всегда аксиологически окрашено, ценностно насыщено, т.к. направлено на формирование мировоззренческих идей, жизненных смыслов и приоритетов, которые сегодня очень и очень востребованы. Воспитание - это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс ее сущностного развития. Главное, что воспитывать в современных условиях означает превращение ценностей общества в потребности личности.

При этом в качестве доминантной цели воспитания выступает формирование гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе России и быть полезной этому обществу. Но важно при этом обратить внимание представителей общества и властных структур на необходимость различать: образование как ведомственную систему образовательных организаций и воспитание как общественно-государственную технологию, влияющую на процессы социализации и социального развития, на будущие достижения России.

В этой связи и педагогу, и руководителю образовательной организации необходимо понимать, что идеология и воспитание всегда были и будут функциями государства, заинтересованного в подготовке будущего поколения россиян, как гарантии своего существования и продолжения. Именно поэтому современная государственная политика делает безусловный и правильный акцент на пер-востепенности воспитания в области образования. Но при этом организаторам процесса современного воспитания важно определиться в главном: не допускать идеологического диктата и силового навязывания личности ценностно-смысловых установок, а создавать благоприятные условия и возможности для социально-позитивной социализации растущего человека.

Особое внимание следует обратить на необходимость сохранения и развития такой ключевой закономерности - личность формируется, а значит, и воспитывается, в собственной деятельности, а педагог же или родитель являются организаторами этой деятельности. Воспитательную деятельность нельзя превращать в чтение моралей, она не может осуществляться как лобовая атака, не должна сводиться к методам поощрения и наказания или постоянным запретам (самое часто употребляемое слово родителей - «нельзя»). Ведь процесс

воспитания представляет собой создание ситуаций, где САМО-деятельность взрослеющего человека педагог наполняет жизненными смыслами и ценностями, которые личность интериоризирует.

ТЛ __« "

В условиях законодательных изменений крайне важно определиться с институциональными признаками современного воспитания, каковыми являются: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание в социуме (по месту жительства), воспитание в детских, юношеских организациях и коррекционное воспитание.

В этой связи обратимся к основным понятиям воспитания, представленным в современной педагогике, таким как: внутришкольное воспитание, связанное с привитием ребенку определенных ценностей и привычек поведения внутри педагогического процесса; воспитание в контексте формирования способности общественного действия в «открытом» социуме; воспитание в контексте социокультурного развития, когда человек должен дорастить себя до возможности стать субъектом развития.

Появление современных воспитательных программ и концепций символизирует собой признание важности воспитания как социокультурного феномена и фактора, способного придать современному образовательному процессу новое качество. Так как в воспитательной сфере составление программ, алгоритмов, планов, рекомендаций имеет специфический оттенок, поскольку жесткая регламентация, чисто управленческий подход противоречат индивидуальному, «штучному» характеру воспитания, труда педагога -воспитателя, который направлен на раскрытие уникальности, неповторимости каждого ребенка, и включающего, поэтому элементы искусства, необходимо внимательно отнестись к разработке программы внешкольного воспитания. Именно Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» [14] объективно диктует необходимость на ряду с рабочей программой воспитания образовательной организации (программы внутришкольного воспитания) подумать над целесообразностью и необходимостью разработки рабочей программы внешкольного воспитания на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Для поиска ответа на эту проблему существует несколько причин. Во -первых, сегодня не может быть монополии только образования на воспитание. Воспитание проблема всего общества и культуры. Необходимо мобильно реагировать на происходящие изменения, готовя взрослеющего человека к созидательной деятельности в изменяющемся мире.

В самой приставке «вне» (внешкольное воспитание) содержится некая потребность выйти за пределы системы, в данном случае, системы образования с ее жесткими стандартами, программами, учебными планами и т.д.

Во-вторых, известно, что история имеет свойство повторяться. Поэтому заброшенные и забытые традиции внешкольного воспитания детей и молодежи 70 - 80-х годов прошлого века сегодня следует возродить в новом качестве. Внешкольное воспитание проводится вне стен образовательной организации, но также решает серьезные социально-воспитательные задачи. Внешкольное воспитание организовывается во внешкольных образовательно -воспитательных учреждениях, организациях и различных обществах. Внешкольные формы воспитания - это более эффективные формы организации разнообразной общественно

полезной деятельности, которую проводят сегодня детские и молодежные организации, объединения, общества, отряды и т.д. Внешкольная образовательная среда - это, прежде всего приобретение опыта социальной активности. Спецификой современных внешкольных форм является то, что они создаются на добровольных началах, охватывают детей разного возраста, имеющих органы самоуправления, реализующие широкий спектр деятельности, в процессе которой расширяются познания растущего человека, его общения, осуществляется самовыражение, самоутверждение личности.

В-третьих, современная реальность обладает значительным положительным воспитательным потенциалом, создает новое пространство для развития личности, ее самоопределения, самоорганизации и самореализации. А это значит, что сегодня перед современным образованием стоит серьезная задача - сделать среду вне стен школы педагогически целесообразной, включить ребенка в социально ориентированную деятельность вне школьного коллектива. Можно было бы продолжить перечислять необходимость обращения к советскому опыту внешкольного воспитания.

Таким образом, на новом качественном витке просматривается необходимость и целесообразность возрождения внешкольного воспитания, по сути своеобразная «реновация» понятия «внешкольное воспитание».

Понятно, что воспитание успешных юных граждан России - дело государственное и приоритетное, поскольку без должной подготовки нового поколения невозможно планировать будущее самого государства. По сути, Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» [14] это своеобразное новое прочтение «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» [10], в котором был раздел VIII «Внешкольное воспитание», где термин «внешкольное воспитание» получает свое уточнение.

Методы исследования: проведение сравнительного анализа современной нормативной базы и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», определяющих понятие «внешкольное воспитание», синтез и обобщение полученной информации.

Как сказано в Федеральном законе от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» [14], основные цели деятельности движения - это: содействие воспитанию детей, их профориентации и организации досуга; создание возможностей для всестороннего развития и самореализации; подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных ценностей, развитие творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, бережного отношения к природе, чувства личной ответственности перед нынешним и будущими поколениями за свою судьбу и судьбу Отечества.

А в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» [11] в первую очередь сказано, что внешкольное воспитание - это «сеть широкодоступных внешкольных учреждений, а также... воспитательная работа по месту жительства» (раздел VIII, ст. 80). Цель внешкольного воспитания - «...воспитание, развитие разносторонних интересов и способно-

стей, привитие навыков трудовой и общественной деятельности, профессиональной ориентации, воспитание самостоятельности и ответственности, потребности в знаниях, интереса к науке, технике, искусству, литературе, военно-патриотическое воспитание, организация разумного досуга и отдыха, укрепление здоровья детей и молодежи» (раздел VIII, ст. 80). Как следует из документа, основная целевая группа внешкольного воспитания - дети и молодежь, что очень созвучно целям российского движения детей и молодежи.

Сегодня, равно как и в начале прошлого века, весьма актуальны слова известного педагога, ученого и деятеля народного образования России В.П. Вахтерова, утверждавшего, что «сила страны не в пространстве, даже не в числе людей, а тем менее в количестве войск; сила страны в числе просвещенных, энергичных, трудоспособных, стойких деятелей, а это дело воспитания и образования» [2].

Вспомним, что форма реализации внешкольного воспитания - «дворцы и дома пионеров и школьников, детские и юношеские библиотеки, дворцы и дома культуры, дворцы спорта и дома техники учащихся профессионально-технических учебных заведений, станции и клубы юных техников, натуралистов, туристов, детские железные дороги, спортивные школы, пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха и другие внешкольные учреждения» (раздел VIII, ст. 81), а также «сеть детских и подростковых клубов по интересам, кружков технического и художественного творчества, спортивных секций; музыкальные и художественные школы» (там же).

Советский закон об образовании не регламентирует культурно -просветительскую работу со взрослыми, но оперирует понятием «самообразование граждан» (ст. 14): «В целях содействия самообразованию граждан, повышению их общеобразовательного, профессионального и культурного уровня организуются народные университеты, лектории, курсы и другие общественные формы распространения политических и научных знаний. Органы и учреждения народного образования оказывают помощь в организации самообразования граждан. Самообразованию граждан содействуют также органы и учреждения культуры, печать, телевидение, радио и другие средства массовой информации» [11].

Таким образом, в советский период происходила трансформация дореволюционного концепта внешкольного образования: в систему формального школьного образования для взрослых (например, вечерние школы, заочное обучение в средних и высших учебных заведениях) и культурно-просветительную работу со взрослыми, исключенную из системы образования как ее элемент; внешкольное воспитание пионеров и школьников в основном за рамками школы.

Внешкольное воспитание для детей и подростков школьного возраста, которое носило общественно-педагогический характер и, с одной стороны, преследовало цель разностороннего развития подрастающего поколения, удовлетворения познавательных, культурных интересов школьников, а с другой - выполняло роль среды, в которой происходило формирование самосознания и самоидентификации школьника как гражданина советской страны [6].

Возникает потребность рассмотреть современную трансформацию внешкольного воспитания и дополнительного образования детей. 30 лет назад, в 1992 году, благодаря принятию в России Закона Российской Федерации «Об образовании» появился особый вид образования - дополнительное образование. Закон стал системообразующим документом для этой сферы образования, так как создал нормативно-правовые предпосылки для перехода от системы внешкольного воспитания к дополнительному образованию детей, было юридически закреплено понятие «дополнительное образование», которое практически автоматически заменило использовавшиеся до этого термины «внешкольная работа» и «внешкольное воспитание».

Все многообразие форм внешкольного воспитания и культурно -просветительской работы было заменено на «дополнительные образовательные программы и услуги». Общественно-педагогический характер внешкольного воспитания в советский период потерял эти сущностные характеристики в системе дополнительного образования.

Переход на концепт дополнительного образования отчетливо фиксирует смену парадигм от воспитательной, в которой первостепенное значение имел образ советского человека, советский тип мышления, принятие советского образа жизни, к образовательной, доминантой которой стала учебная деятельность, приводящая к конкретным результатам, которые могут быть описаны как социально и экономически востребованные компетенции. Этот переход обусловил стандартизацию «сектора образования человека вне формальной унифицированной системы» в формате образовательных программ и вывел воспитательную деятельность за рамки системы.

Сфера дополнительного образования стала областью, которая регулируется требованиями, едиными для любого другого сегмента образования (основного общего, основного и дополнительного профессионального, высшего). Основной формой получения дополнительного образования стала программа, в которой четко прописываются основные образовательные результаты, методические условия их достижения. Изменились смысловые связи между системой основного и дополнительного образования. Введение атрибутивов «основной» и «дополнительный» предопределило роль и место этих сегментов в общей системе. К сожалению, сегодня в дополнительном образовании детей и взрослых заложен программный подход, основой современного дополнительного образования как вида и подвида образования является дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая и предпрофессиональная), а не учреждение (организация) дополнительного образования детей. И дополнительные общеобразовательные программы могут реализовывать и другие организации, и учреждения.

Таким образом, сегодняшняя сфера дополнительного образования имеет все основания быть признанной как институализированная, т. е. формальная, сфера образования. Безусловно, это сказалось на атмосферности дополнительного образования, на комфортности для ребенка территории, среды, пространства организации дополнительного образования.

Определяя на федеральном уровне новые возможности сферы дополнительного образования детей, необходимо, прежде всего, рассматривать ее как важнейшую составляющую социальной политики государства в области детства,

как личное образовательное пространство детства, сложившееся в современном российском обществе.

Конечно, нельзя отрицать школу, понимания её назначения и социальных функций в деле воспитания и личности, но вместе с тем большинство исследователей считали, что именно внешкольные учреждения призваны более продуктивно решать вопросы воспитания и социализации человека нового общества, поскольку ориентированы не только на интересы детей, но и на социально-культурные потребности населения.

На протяжении десятилетий внешкольное воспитание было школой развития социального творчества детей и молодежи, развития социальной одаренности. Нам импонирует стратегия социального развития человека, разработанная И.А. Липский. Суть данной стратегии заключается в том, что ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т.д., но и социально; причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии, во взаимодействии с социумом в узком смысле слова, а в широком - с обществом в целом. Качество этого взаимодействия (гармоничное или дисгармоничное) и есть результат его воспитания [9].

Ведь успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высокоразвитые интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения. Каковы же характерные черты, присущие детям, прошедшим школу социального творчества, по сути одаренным в социальном отношении: физическая привлекательность и аккуратность во внешнем облике; их принимает подавляющее большинство тех людей, которые их знают: это одинаково относится к сверстникам, так и к старшим людям; обычно они заняты в различных общественных акциях и вносят в них положительный заряд; часто их воспринимают как арбитров или как «определителей политики» в детском объединении (учебной группе); они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; их поведение носит открытый и искренний характер; они не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту; они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют свои дружеские симпатии; они стимулируют продуктивное поведение других; они, энергичны и как бы воплощают необычную способность справляться с любыми ситуациями, при чем делают это с тактом, юмором, самоиронией, проникновением в суть дела.

Заключение. Основные приоритеты внешкольного воспитания: приоритеты воспитания: мир, экология, здоровьеформирование, духовность, культура, нравственность; приоритеты обучения: сотрудничество, сотворчество, вариативность, дифференциация, свобода выбора, профилизация; приоритеты социализации: коммуникативная грамотность, бесконфликтное общение, ранняя профессионализация; приоритеты развития: диагностика способностей, поддержка одаренности, развитие творческого потенциала

Вывод. Внешкольное воспитание в современных социокультурных условиях может рассматриваться как самостоятельный и самоценный вид образования, а организации внешкольного воспитания как центры культурно -

просветительской и культурно--досуговой деятельности, реализующие сложные социально-воспитательные задачи. Поэтому в качестве главных характеристик внешкольного воспитания исследователи выделяют его ориентацию на культуру [8; 10]. Возникает потребность введения уровневой дифференциации современных организаций дополнительного образования детей, наличия среди них организаций внешкольного воспитания: домов детей и молодежи, центров социального творчества, детско-юношеских клубов и т.д.

Завершить статью хотел бы словами Л.С. Выготского: «Мы можем по своему произволу все человечество или любую его часть сделать несчастным, невежественным и порочным или счастливым, мудрым и добродетельным» [3].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бондарев, П.Б., Курочкина, В.Е. Особенности социально - педагогического взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования с семьёй как субъектом проектирования индивидуальной образовательной траектории детей. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 6. С. 11-18 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-11-18

2. Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа: Сельские библиотеки, книжные склады. Воскресные школы и повторительские классы. [Текст] /В.П.Вахтеров - М.: Изд-во т-ва И.Д. Сытина, 1896. 380 с.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст] /Л.С.Выготский - Изд.5, испр.

- М: Лабиринт, 1999. - 352 с.

4. Голованов, В. П. Проблемные точки воспитания и дополнительного образования детей в социокультурных условиях современной России. [Текст] В.П. Голованов // Воспитание школьников. - 4/2019. с.11 - 19.

5. Голованов, В.П. Воспитательная модель современного дополнительного образования детей. [Текст] В.П. Голованов // Про ДОД. Информационно -методический журнал №4 (34) Август 2021 С. 5 - 14.

6. Голованов, В.П. К вопросу о стратегии и тактике современного дополнительного образования детей: через призму тридцатилетнего юбилея. [Текст] В.П.Голованов // Про ДОД. Информационно-методический журнал №1 (37) Февраль 2022 г. С. 5 -15.

7. Игнатович, Е.В. От внешкольного образования к дополнительному: сравнительный историко-лингвистический анализ концептов[Текст] Е.В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век. - 2018. - Вып. 3 (23).

8. Иорданский, Н.Н. Организация детской среды [Текст] / Н.Н. Иорданский.

- М.: Работник просвещения, 1925.

9. Липский, И.А. Научный доклад «О состоянии воспитания в современной России». [Текст] И.А.Липский. // М., ИСВ РАО, 2009г.

10. Львов, К.И. Организация клубной работы с детьми [Текст] / К.И. Львов, М.В. Полетаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Работник просвещения, 1930.

11. Основы законодательства СССР и Союзных республик о народном образовании. (1973 г. в редакции 27.11.1985 г.)

12. Ощёхина, О.В. Теоретические основы организации внешкольного воспитания. [Текст] О.В. Ощёхина. // Социальное воспитание - 2013. № 2. С. 3 - 11.

13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N 304-Ф3 (последняя редакция) Официальный интернет-портал правовой информации.

14. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 261 -ФЗ «О российском движении детей и молодежи». Официальный интернет-портал правовой информации.

REFERENCES

1. Vakhterov V.P. Out-of-school education of the people: Rural libraries, book warehouses. Sunday schools and repetition classes. M.: Izd-vo t-va I.D.Sytina, 1896. 380 p.

2. Vygotsky, L.S. Thinking and speech. [Text]. L.S. Vygotsky, Ed.5, ispr. M: Labyrinth, 1999. 352 p.

3. Golovanov V. P. Problem points of upbringing and additional education of children in socio-cultural conditions of modern Russia. Education of schoolchildren. 4/2019. P. 11 - 19.

4. Golovanov V.P. Educational model of modern additional education of children. About DOD. Information and methodical journal No. 4 (34) August 2021 P. 5 - 14.

5. Golovanov V.P. To the question of the strategy and tactics of modern additional education of children: through the prism of the thirtieth anniversary. About DOD. Information-methodical journal No. 1 (37) February 2022 p. 5 - 15.

6. Ignatovich, E. V. Ot vneshchestnogo obrazovanie k additionalnogo: comparative istoriko-linguisticheskii ansologicheskii okhitekhi. Predstunarodnoe obrazovanie: XXI vek. 2018. Vyp. 3 (23).

7. Iordansky, N.N. Organization of the Children's Environment [Text]. N.N. Iordansky. M.: Rabotnik prosveshcheniya, 1925.

8. Lipsky I.A. Scientific report "On the state of education in modern Russia". M., ISV RAO, 2009 g.

9. Lvov, K.I. Organization of club work with children [Text]. K.I. Lvov, M.V. Poletaeva. 2nd ed., pererab. and add. M.: Worker of Education, 1930

10. Fundamentals of legislation of the USSR and the Union Republics on public education. (1973 as amended on 11/27/1985)

11. Oschekhina O.V. Theoretical foundations of the organization of out-of-school education. Social Education 2013. № 2. PP. 3-11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the Education of Students" dated 31.07.2020 N 304-FZ (latest edition) Official Internet portal of legal information.

13. Federal Law of July 14, 2022 N 261-FZ "On the Russian Movement of Children and Youth". Official Internet portal of legal information.

Информация об авторе: Голованов Виктор Петрович, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Заслуженный учитель РФ, Почетный работник сферы молодежной политики РФ, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова, член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования г. Москва, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Golovanov Viktor P. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education", Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of the field of youth policy of the Russian Federation, academician of the International Academy of Youth Tourism and Regional Studies by A.A. Ostapts-Sveshnikova, member of the Scientific Council on the Education of the Younger Generation under the Department of Education philosophy and theoretical education Moscow, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 26.07.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 17.08.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflictsof interests

© Голованов В.П. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.