Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

801
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / РЕБЕНОК / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

В данной статье автор размышляет о проблемах и основных направлениях реализации воспитательного потенциала в сфере современного дополнительного образования детей. Речь идет об усилении воспитательной составляющей современного дополнительного образования детей. Вопрос реализации воспитательного потенциала организации дополнительного образования, а также программирования воспитания в сфере дополнительного образования детей приобретает особую актуальность в свете законодательной инициативы Президента РФ В.В. Путина об усилении воспитательной составляющей в системе образования в российском обществе. Принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», предложивший разработать примерные программы воспитания не только в общеобразовательной организации, но и в образовательных организациях дошкольного, профессионального образования. В этой связи актуальна разработка примерной программы воспитания и в организациях дополнительного образования детей. Воспитание, как приоритетное направление деятельности в дополнительном образовании детей становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, прежде всего, за счет комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF MODERN SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN

In this article, the author reflects on the problems and the main areas of realization of educational potential in the field of modern supplementary education of children. It is about strengthening the educational component of modern supplementary education of children. The question of realizing the educational potential of the organization of additional education, as well as programming education in the field of additional education of children, becomes especially relevant in light of the legislative initiative of Russian President Vladimir Putin to strengthen the component of general development in the education system in Russian society. The Federal Law of July 31, 2020 N 304-Fz "On amending the Federal Law on Education in the Russian Federation on general development of students" was adopted, on the basis of which the Ministry of Education of the Russian Federation proposed to develop approximate education programs not only in the general educational organization, but also in educational organizations of preschool and professional education, including in organizations of additional education of children. Education as a priority area of activity in the supplementary education of children becomes purposeful, holistic, individual-creative, first of all, through a comprehensive approach.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-28-35 УДК 37.013

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Голованов Виктор Петрович

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

г. Москва, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

Аннотация. В данной статье автор размышляет о проблемах и основных направлениях реализации воспитательного потенциала в сфере современного дополнительного образования детей. Речь идет об усилении воспитательной составляющей современного дополнительного образования детей. Вопрос реализации воспитательного потенциала организации дополнительного образования, а также программирования воспитания в сфере дополнительного образования детеи приобретает особую актуальность в свете законодательнои инициативы Президента РФ В.В. Путина об усилении воспитательнои составляющеи в системе образования в россииском обществе. Принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», предложившии разработать примерные программы воспитания не только в общеобразовательнои организации, но и в образовательных организациях дошкольного, профессионального образования. В этои связи актуальна разработка примернои программы воспитания и в организациях дополнительного образования детеи. Воспитание, как приоритетное направление деятельности в дополнительном образовании детей становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, прежде всего, за счет комплексного подхода.

Ключевые слова. Дополнительное образование детей, воспитание, воспитательный потенциал, свободное время, ребенок, педагог дополнительного образования, воспитательная составляющая, дополнительное образование детей, программа воспитания, воспитательные модули

Для цитирования: Голованов В.П. Реализация воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. с. 28-35. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-28-35

Благодарность: Статья подготовлена в рамках госзадания №073-00015-21-01 НИР «Разработка примерной программы воспитания в системе дополнительного образования»

Originalarticle

REALIZING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF MODERN SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN

Viktor P.Golovanov

Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education»

Moscow, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

Abstract. In this article, the author reflects on the problems and the main areas of realization of educational potential in the field of modern supplementary education of children. It is about strengthening the educational component of modern supplementary education of children. The question of realizing the educational potential of the organization of additional education, as well as programming education in the field of additional education of children, becomes especially relevant in light of the legislative initiative of Russian President Vladimir Putin to strengthen the component of general development in the education system in Russian society. The Federal Law of July 31, 2020 N 304-Fz "On amending the Federal Law on Education in the Russian Federation on general development of students" was adopted, on the basis of which the Ministry of Education of the Russian Federation proposed to develop approximate education programs not only in the general educational organization, but also in educational organizations of preschool and professional education, including in organizations of additional education of children. Education as a priority area of activity in the supplementary education of children becomes purposeful, holistic, individual-creative, first of all, through a comprehensive approach.

Key words: supplementary education of children, education, educational potential, free time, child, teacher of additional education, educational component, additional education of children, education program, educational modules.

For citation: Golovanov V.P. Realizing the educational potential of modern supplementary education for children.Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 2. PP. 28-35. (InRuss.)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-28-35

Acknowledgement: The article was prepared within the framework of the state task № 073-00015-21-01 research «Development of an exemplary program of education

in the system of additional education».

Известно, что человек - существо свободное, поскольку одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в избрании лучшего, что все лучшее познает он и избирает посредством разума,

постигает пособием ума и стремится к прекрасному, величественному, высокому.

А.Н. Радищев

Актуальность воспитательного потенциала дополнительного образования детей определяется значимостью процесса воспитания в современном российском обществе. Действительно сфера дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной социальной и образовательной политики в Российской Федерации.

Являясь своеобразным и самобытным фактором развития личности ребенка, дополнительное образование детей объективно создает условия для его саморазвития, самовоспитания, самореализации и самоорганизации. Именно дополнительное образование детей создает условия и возможности для развития новой личности, нового поколения россиян.

Значение дополнительного образования детей законодательно закреплено. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что дополнительное образование направлено на «...адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [1].

Воспитание, как приоритетное направление деятельности в дополнительном образовании детей становится целенаправленным, целостным, индивидуально-творческим, прежде всего, за счет комплексного подхода. В дополнительном образовании детей воспитание отличается рядом особенностей, которые проявляются: в содержании - реализации дополнительных общеобразовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей; в применяемых методах и технологиях, которые формируют умения - собирать необходимую информацию, самостоятельно добывать новые знания, дают возможность проявить себя; в уровне взаимоотношений - реализация принципа взаимного сотрудничества: педагог дополнительного образования и ребенок - равные субъекты образовательной (воспитательной) деятельности. Отметим, что данный тип взаимодействия обладает наибольшим воспитательным эффектом в реализации дополнительных общеобразовательных программ, оказывает существенное воспитательное воздействие на ребенка, способствует его включению в плодотворное творчество, формирует самопознание, ценности, наполняет жизнь смыслом.

Подчеркнем еще раз, что дополнительное образование детей - это особая сфера социальнои политики государства, особая образовательная сфера, которая

имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитывающей деятельности с детьми.

Воспитательньш потенциал дополнительного образования детеи неисчерпаем, являясь мощным средством формирования мотивации развития личности. Обладает многочисленными возможностями создания ситуации успеха для каждого ребенка, расширяя культурное пространство самореализации личности, стимулируя ее к творчеству (путем обмена видами деятельности). Происходит сокращение пространства девиантного поведения, решая проблему педагогически целесообразнои занятости детеи в их свободное время [2].

Как показывает практика, воспитательный потенциал организаций дополнительного образования реализуется в специфических в отличие от общеобразовательной организации условиях:

- ребенок добровольно выбирает предметную деятельность, формы ее реализации в детском объединении;

- ребенок активен и самостоятелен в выборе профильной предметной деятельности;

- деятельность в детском объединении носит творческий характер, так как приходят дети увлеченные, нацеленные на творчество;

- педагога дополнительного образования как специально подготовленого профессионала, специалиста в предметной деятельности, мастера своего дела отличает высокий профессионализм;

- детские объединения носят полифункциональный, многопрофильный характер;

- отсутствует обязательная оценка;

- организация дополнительного образования является территорий, средой, местом, которое ребенок выбирает сам;

- дополнительное образование носит неформальное общение, взаимодействие и сотрудничество с творческими и интересными личностями, взрослыми и сверстниками;

- жизнедеятельность детского коллектива организованна так, что в ней успешно происходит самоактуализация личности.

Проведенный опрос организаций дополнительного образования детей позволил выделить основные условия реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей, среди которых:

- наличие нормативно-правовой базы учреждения, разработанной на основе федеральных, региональных, муниципальных документов;

- информационная открытость учреждения;

- создание социокультурного пространства на основе взаимодействия с семьей, социальными партнерами;

- планирование на основе анализа;

- поддержка индивидуальности детей;

- учет актуальных потребностей и реальных возможностей детей и педагогов, их ценностных установок;

- формирование социальных общностей детей и взрослых без возрастных границ.

Создание необходимых условий для развития и социальной адаптации различных групп детей, обладающих незаурядными творческими способностями в

области искусства, в области спорта, в точных науках как в дошкольном возрасте, так и в последующие годы жизни, их воспитание и обучение представляет собой актуальную сложную и многоаспектную проблему, требующую совершенствования системы образования в целом и дополнительного образования детей в частности. Так, А.К. Бруднов отмечал: «Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что мы проходим с ребенком другой образовательный путь. Мы не только даем ему поддерживающую информацию, главное - мы включаем его в деятельность. Когда ребенок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство своих рук, в совершенство своего педагога, тогда ребенок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать» [3].

В дополнительном образовании детеи воспитание рассматривается как приоритетная составляющая образовательного процесса. В процессе учебных занятии в детском объединении дополнительного образования дети продуктивно взаимодеиствуют, выстраивают социально позитивные взаимоотношенияс ровесниками и со взрослыми, находят свое место в детском коллективе и так далее. Здесь объективно складываются основные условия коллективистского воспитания детеи - единая интересная для всех социально значимая и творческая деятельность, устоичивыи состав участников, признанныи лидер (педагог дополнительного образования).

Дополнительное образование детеи выступает субъектом социального воспитания. Обобщение теоретических и практических аспектов дополнительного образования детеи позволяет включить в процесс социального воспитания формирование следующих составляющих поведения ребенка:

- коллективная ответственность;

- умение взаимодеиствовать с другими членами коллектива;

- толерантность;

- активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

- стремление к самореализации социально-адекватными способами [4].

В основе современного дополнительного образования детеи лежит дополнительная образовательная программа (общеобразовательная общеразвивающая или предпрофессиональная).

Дополнительная общеобразовательная программа на современном этапе призвана быть инструментом целевого формирования и освоения социокультурных ценностей.

По своей сути сама дополнительная общеобразовательная программа является педагогической технологией развития личности, формирующей механизм её самореализации. Каждая программа, реализуемая в детском объединении дополнительного образования, безусловно, имеет и воспитательные задачи, и описание воспитательной составляющей (компоненты), а в разноуровневых прописаны и конкретные личностные результаты по каждому уровню освоения.

Существует целый спектр воспитательных задач, которые в учреждении дополнительного образования успешно решают дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. В содержании дополнительной общеобразовательной программы освещены вопросы формирования гуманистической

направленности личности, развития у детей учебно-познавательных интересов, любви к труду и способности претворять свои планы в жизнь.

Особое внимание уделяется позиции педагогов дополнительного образования как воспитателей, которые становятся лидерами сообщества детей и взрослых, не диктующих свою волю, а поддерживающих и стимулирующих деятельность участников образовательного процесса.

Большое внимание в ходе анализа воспитательного потенциала дополнительного образования детей уделено изучению передового опыта учреждений дополнительного образования детей по организации и результативности деятельности детских объединений в субъектах Российской Федерации; изучению педагогами дополнительного образованиядетской и молодежной субкультуры как значимого социального явления.

Организуя воспитательныи процесс, педагог дополнительного образования решает ряд важных воспитательных задач:

- содеиствует ребенку занять в детском коллективе достоиное место;

- развивает потенциальные возможности и способности ребенка;

- воспитывает в ребенке уверенность в себе, стремление к постоянному саморазвитию;

- развивает потребности ребенка в самоутверждении и признании, создает для каждого «ситуацию успеха»;

- содеиствует развитию в ребенке уверенности перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

- развивает у ребенка адекватность самооценки, стремление к получению профессионального анализа результатов работы;

- создает условия для развития творческих способностеи детеи.

Особенности личности педагога дополнительного образования, знания, отношение к делу, к детям, методическое мастерство во многом определяют успех в реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детеи.

Важно обращать внимание на сформированность специальных профессиональных компетентностей педагогических работников сферы дополнительного образования детей, позволяющих выстраивать эффективную воспитательную деятельность в детском объединении дополнительного образования:

- актуализация и расширение предметных знаний в области воспитания;

- умение анализировать и контролировать образовательно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей;

- овладение основными современными воспитательными технологиями в работе с детьми;

- обобщение и представление собственного педагогического опыта по выявлению и реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей (на примере дополнительной образовательной программы, реализуемой педагогом) [5].

В ближайшее время предстоит осмысление роли и места дополнительного образования в вопросах реализации его воспитательного потенциала, программирования воспитания организациями дополнительного образования как основания усиления воспитывающей составляющей, проведения необходимых преобразований по подготовке педагогических кадров к этой работе [6]. Главное - перейти от стихийной работы к сознательной ориентации на формирование качеств современной личности растущего человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (с изменениями на 17 февраля 2021 года) Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html. (Дата обращения: 13.08.2020).

3. Голованов, В.П. Неиссякаемый источник педагогических идей //В.П.Голованов//. Образование личности. №1. 2013. [Электронный ресурс] http://oljournal.ru/sites/default/files/OL-01-13_digest.pdf]

4. Голованов, В.П. Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность. //В.П.Голованов//. Социально-политические исследования - 2020 - № 3 (8), с.123-132.

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов //А.В.Мудрик // под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310075) (вступил в силу с 1 сентября 2020 года).

REFERENCES

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on February 17, 2021) Official Internet Portal of Legal Information www.pravo.gov.ru

2. Strategy of development of education in the Russian Federation for the period until 2025. Draft as amended on January 13, 2015. URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html. (Date of reference: 13.08.2020).

3. Golovanov, V.P. Inexhaustible source of pedagogical ideas. V.P. Golovanov. Education of personality. №1. 2013. URL: http://oljournal.ru/sites/default/files/OL-01-13_digest.pdf

4. Golovanov, V.P. Upbringing in modern socio-cultural conditions: new challenges, opportunities, responsibility. V.P. Golovanov. Socio-political Studies. 2020 № 3 (8), p.123-132.

5. Mudrik A.V. Social pedagogy: Textbook for students of pedagogical universities. A.V. Mudrik, ed. by V.A. Slastenin. M.: Publishing center "Academy", 2000. 200 p.

6. Federal law from 31.07.2020 № 304-ФЗ "About modification of Federal law "About education in Russian Federation" concerning education of students". Official internet-portal of the legal information www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310075). (entered into force from September 1, 2020).

Информация об авторе: Виктор Петрович Голованов, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Заслуженный учитель РФ, Почетный работник сферы молодежной политики РФ, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им.

А.А. Остапца-Свешникова, член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования г. Москва, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Viktor P. Golovanov Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher of the FSBNU "OIDSV RAO", Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of the field of youth policy of the Russian Federation, academician of the International Academy of Youth Tourism and Regional Studies by A.A. Ostapts-Sveshnikova, member of the Scientific Council on the Education of the Younger Generation under the Department of Education philosophy and theoretical education Moscow, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The articlewas submitted: 06.04.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 22.04.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.04.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

©Голованов В.П. 2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.