Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НОВЫЕ СМЫСЛЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДОМИНАНТА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

Современное дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую дополнительного образования. Несмотря на то, что в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» нет прямого указания на обязательность разработки примерной программы воспитания в организациях дополнительного образования, объективно в современной социокультурной ситуации, есть потребность в реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ. В этой связи в данной статье речь идет о новых подходах к организации воспитывающей деятельности в системе образования. Отмечается, что в современных социокультурных условиях воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации подрастающих поколений и саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Воспитание рассматривается как педагогически организованный процесс развития личности, освоения и принятия ценностей, моральных норм общества. В статье учитывается, что в связи с законодательной инициативой Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21 мая 2020 г. о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» особую актуальность приобретает обращение к проблеме воспитания в системе образования. Сделан акцент на осознанной потребности государства в восстановлении воспитательной функции образования и в ее новом осмыслении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL COMPONENT OF SOCIALIZATION IN THE SYSTEM OF CHILDREN’S SUPPLEMENTARY EDUCATION

Modern supplementary education of children objectively defines education as a dominant, considering it as a priority component of supplementary education. Despite the fact that in the Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ “On Amending the Federal Law” On Education in the Russian Federation “On the education of students” there is no direct indication of the obligation to develop an exemplary program of education in organizations of supplementary education, objectively in the modern sociocultural situation, there is a need to implement the educational potential of supplementary general education programs. In this regard, this article deals with new approaches to organizing educational activities in the educational system. It is noted that in modern socio-cultural conditions, education should be focused on achieving two interconnected goals: the success of socialization of younger generations and the self-development of a person as a subject of activity, as a person and as an individual. Education is considered as a pedagogically organized process of personal development, development and acceptance of values, moral standards of society. The article takes into account that in connection with the legislative initiative of the President of the Russian Federation V. V. Putin of May 21, 2020 on the draft federal law “On Amendments to the Federal Law” On Education in the Russian Federation “on the education of students”, the appeal to the problem of education in the education system becomes especially relevant. The emphasis is placed on the State's conscious need to restore the educational function of education and its new understanding.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья УДК 37.017

doi: 10.20323/2658-428X-2022-1-14-81-94

Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей

Голованов Виктор Петрович

Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва.

golovanov@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0001-6926-8791

Аннотация. Современное дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую дополнительного образования. Несмотря на то, что в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» нет прямого указания на обязательность разработки примерной программы воспитания в организациях дополнительного образования, объективно в современной социокультурной ситуации, есть потребность в реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ. В этой связи в данной статье речь идет о новых подходах к организации воспитывающей деятельности в системе образования. Отмечается, что в современных социокультурных условиях воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации подрастающих поколений и саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Воспитание рассматривается как педагогически организованный процесс развития личности, освоения и принятия ценностей, моральных норм общества. В статье учитывается, что в связи с законодательной инициативой Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21 мая 2020 г. о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской

© Голованов В. П., 2022

Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей

81

Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» особую актуальность приобретает обращение к проблеме воспитания в системе образования. Сделан акцент на осознанной потребности государства в восстановлении воспитательной функции образования и в ее новом осмыслении.

Ключевые слова: воспитание; дополнительное образование; воспитательная функция; образование; воспитательный вектор; воспитывающая деятельность; воспитательный потенциал; новые смыслы; воспитательная доминанта образования; социальная деятельность

Для цитирования: Голованов В. П. Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 81-94. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-81-94

THEORY, METHODS AND ORGANIZATION _OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES_

Original article

Educational component of socialization in the system of children's supplementary education

Viktor P. Golovanov

Doctor of pedagogical sciences, professor, chief researcher, Institute for the study of childhood, family and education of the Russian academy of education, Moscow. golovanov@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0001-6926-8791

Abstract. Modern supplementary education of children objectively defines education as a dominant, considering it as a priority component of supplementary education. Despite the fact that in the Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ "On Amending the Federal Law" On Education in the Russian Federation "On the education of students" there is no direct indication of the obligation to develop an exemplary program of education in organizations of supplementary education, objectively in the modern sociocultural situation, there is a need to implement the educational potential of supplementary general education programs. In this regard, this article deals with new approaches to organizing educational activities in the educational system. It is noted that in modern socio-cultural conditions, education should be focused on achieving two interconnected goals: the success of socialization of younger generations and the self-development of a person as a subject of activity, as a person and as an individual. Education is considered as a pedagogically organized process of personal development, development and acceptance of values, moral standards of society. The article takes into account that in connection with the legislative initiative of the President of the Russian Federation V. V. Putin of May 21, 2020

82

В. П. Голованов

on the draft federal law "On Amendments to the Federal Law" On Education in the Russian Federation "on the education of students", the appeal to the problem of education in the education system becomes especially relevant. The emphasis is placed on the State's conscious need to restore the educational function of education and its new understanding.

Keywords: education; supplementary education; educational function; learning; educational vector; educational activity; educational potential; new meanings; educational dominant of education; social activity

For citation: Golovanov V P. Educational component of socialization in the system of children's supplementary education. Social and political researches. 2022;1(14):81-94. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-81-94

Введение

За последние два года государство вновь обратилось к необходимости усиления воспитательной составляющей образования, задав Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» воспитательный вектор. Не случайно в последнее время центральной темой многочисленных профессионально-педагогических обсуждений становится воспитание в образовательных организациях. Обсуждаются примерные программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях. Все эти действия - следствие непосредственно законодательных решений государства, выполнение предписаний и положений принятого Федерального закона о внедрении с 1 сентября теку-

щего года программ воспитания на данных уровнях образования. Как видим, данный закон предусматривает перечень основных образовательных программ (основные образовательные программы по уровням дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования), в которые нужно включить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Вопрос - а как быть с дополнительным образованием детей, ведь организации дополнительного образования в законе не названы, в нём нет прямого указания на необходимость и обязательность разработки примерной программы воспитания в организации дополнительного образования детей. С одной стороны, нет требования, следовательно, нет необходимости и проектировать, программировать и моделировать воспитание в организации дополнительного образования. Но с другой стороны, большинство организаций дополнительного образования само-

Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей

83

стоятельно включаются в данный процесс, не дождавшись официальных рекомендаций и разъяснений органов управления образованием. Подтверждение того, что работа «на местах» идет, мы получаем регулярно с сайтов образовательных организаций, из сети Интернет, средств массовой информации и из выступлений педагогических работников на профессиональных мероприятиях различного масштаба.

Что же в этой связи должны предпринять организации дополнительного образования, следуя за положениями Федерального закона?

Современное дополнительное образование

Современное дополнительное образование детей сегодня выступает в единстве его двух неразрывных частей - обучения и воспитания. Главное, нужно помнить, что воспитание - такая же обязанность педагога дополнительного образования, как и обучение, и творческое развитие. Данные процессы невозможно разделить. Обучения не существует без воспитания. К сожалению, сегодня часто можно наблюдать доминирование процесса обучения, переноса традиций классно-урочной системы на дополнительное образование детей. А этого не должно быть. На всех этапах становления и развития внешкольного образования, внешкольного воспитания и современного дополнительного образования

предметная деятельность, профиль, направленность были вторичны,

рассматривались как ресурс, как средство развития личности взрослеющего человека. И сегодня дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую.

Согласно российскому законодательству, «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 1 ст. 2 ФЗ-273).

Сегодня в дополнительном образовании детей и взрослых заложен программный подход. Основой современного дополнительного образования является дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая и предпрофес-сиональная). Заметим, что обязанность обеспечить получение образование детьми возлагается на родителей (п. 1-1 ст. 17), а обязанность обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установлен-

84

В. П. Голованов

ным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (п. 6-1, п. 7 ст. 28) возлагается на образовательную организацию. Исходя из того, что разработка дополнительной общеобразовательной программы (об-щеразвивающая и предпрофессио-нальная) осуществляется самостоятельно самой организацией дополнительного образования, то моделирование воспитания, разработка и реализация программы воспитания относятся к компетенции самой организации дополнительного образования и организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы. Они могут самостоятельно определять вид, содержание, форму и уровень модели, модули рабочей программы воспитания [Буйлова, 2021а].

Давайте подумаем, какие подходы могут быть к моделированию, проектированию программы воспитания в организации дополнительного образования?

Воспитание рассматривается как стратегический приоритет, требующий обновления и усиления воспитательной деятельности на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Поэтому педагоги дополнительного образования должны разобраться не только в измененных смыслах, но и понять предсто-

ящие изменения в работе, совместно выстроить план действий, чтобы выполнить новые требования. Многие организации дополнительного образования не ждут «милостыни от природы», а самостоятельно создают свои программы воспитания. Так, проведенный нами анализ существующих программ воспитания в организациях дополнительного образования показал, что ряд организаций приняли «Программу воспитания и социализации...», другие «Программу воспитания.», третьи «Программу воспитательной работы.», четвертые «Воспитательные программы детского объединения...», пятые разработали «Воспитательную систему Центра ...» [Асафова, 2021]. Необходимо отметить, что ряд организаций дополнительного образования, используя определенные разделы и модули примерной программы воспитания общеобразовательных организаций, актуальные и для дополнительного образования, разработали собственную рабочую программу воспитания с учетом специфики дополнительного образования детей.

До 1 сентября 2020 г. ФЗ-273 не включал вопросов воспитания в образовательную программу, а теперь понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного

Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей

85

графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации» (п. 9 ст. 2) [Федеральный закон ... , 2020].

Из этого следует, что ответственность за воспитание обучающихся возложена на образовательную организацию, так как именно образовательная организация несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ (п. 7 ст. 28); образовательная программа должна иметь в своей структуре все перечисленные в данном определении компоненты, в том числе - рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы [Федеральный закон ..., 2020].

Если понятие «образовательная программа» закреплено законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны «вписываться» в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные элементы. И это важно, так как практика контрольно-надзорной деятельности свидетельствует, что самым высоким процентом выявляемых нарушений является «несоответствие образовательной программы требованиям законодательства» [Буйлова, 2021б, с. 17].

Необходимо учесть, что в соответствие с Порядком организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Приказ Минпро-свещения России ... , 2018].

Объективно в современной социокультурной ситуации есть потребность в реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ и поиск вариантов разработки воспитательного модуля организации дополнительного образования, рабочих программ воспитания, направленных на реализацию воспитательного потенциала предметной деятельности в дополнительном образовании детей с учетом приоритетов государственной, региональной и муниципальной политики в области воспитания.

Воспитательные практики дополнительного образования показали, что могут быть разные подходы к разработке программ воспитания в организации дополнительного образования. Так, например, это могут быть:

- воспитательные модели социально-значимой деятельности;

- модели внешкольного воспитания в социуме, муниципальная программа внешкольного воспитания как ядро воспитательного пространства детства;

86

В. П. Голованов

- интегрированная программа воспитания с уровнями образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее профессиональное;

- программа воспитания в организации дополнительного образования;

- рабочая программа воспитания детского объединения организации дополнительного образования;

- воспитательный модуль дополнительной общеобразовательной программы;

- рабочая программа воспитания как составная часть дополнительной общеобразовательной программы.

Заметим, что воспитательный вектор дополнительного образования детей задается, прежде всего, на региональном, муниципальном и институциональном уровне.

Ключевым может являться разработка воспитательного модуля организации дополнительного образования. Общая цель воспитательного модуля организации дополнительного образования детей -воспитание развитой и социально ответственной личности, создание условий и возможностей для самореализации и развития талантов через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ для каждого ребенка. Воспитывающая деятельность в организации дополнительного образования детей имеет две важные составляющие: индивидуальную работу с каждым

ребенком и формирование детского коллектива.

Воспитательный модуль организации дополнительного образования базируется на том, что воспитание в дополнительном образовании рассматривается, прежде всего, как организация педагогических условий и возможностей для осознания ребёнком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.

Главное при разработке и реализации воспитательного модуля -центрация воспитания на развитии личности: ориентация на идеал; культуросообразность, коллективность и диалогичность воспитания; личностно-персонифицированный подход; сетевое взаимодействие с разными субъектами дополнительного образования детей. Воспитание в дополнительном образовании - это восхождение к субъект-ности взрослеющего человека [Рожков, 2020].

Воспитательный модуль направлен на решение следующих основных задач: сохранение приоритета воспитания в сфере дополнительного образования детей; развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является личностное развитие ребенка; обоснование основных подходов к определению содержания и организации воспитательной деятельно-

Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей

87

сти; представление примерных воспитательных практик дополнительного образования; формирование целостной воспитательной составляющей организации дополнительного образования детей на основе учета региональных, территориальных, институциональных социокультурных особенностей; описание системы возможных форм и способов воспитательного диалога взрослого и ребенка в организации дополнительного образования; содействие расширению воспитательного статуса педагога дополнительного образования; определение возможности личностного развития детей в процессе реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ; обоснование комплекса организационно-педагогических условий и средств воспитательной составляющей направленностей дополнительных общеобразовательных программ; расширение состава субъектов воспитания, координации их усилий, укреплению социального партнерства организаций дополнительного образования; внедрение в педагогическую практику организаций дополнительного образования новейших достижений в области теории и практики воспитания; содействие формированию государственно-общественного сотрудничества и взаимодействия в сфере дополнительного образования детей; развитие и совершенствование системы психолого-

педагогической поддержки и медико-социальной реабилитации детей.

Воспитательный модуль в организации дополнительного образования детей учитывает приоритетные направления воспитания: личностный рост детей: возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально-значимые задачи; освоение детьми социальных навыков и ролей (нравственного человека, гражданина, профессионала, работника, семьянина и др.); развитие культуры социального поведения растущего человека с учётом быстрой информатизации общества, роста динамики социально-экономических изменений; последовательное формирование коммуникативных дружественных детям сред.

В основе процесса воспитания детей в организации дополнительного образования лежат конституционные и национальные ценности современного российского общества. Основные обобщенные ценности - осмысление, созидание, коллективизм - должны найти свое отражение в основных направлениях воспитывающей деятельности организации дополнительного образования.

Несомненно, в каждой отдельной организации дополнительного образования и в деятельности каждого отдельного педагога дополнительного образования комплекс воспитательных приоритетов может быть уникальным, связанным с условиями деятельности, особен-

88

В. П. Голованов

ностями контингента детей, спецификой образовательной деятельности. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в воспитательном модуле организации дополнительного образования отражаются образовательные отношения сотрудничества организации с семьями детей, со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать юного россиянина как гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Реализация воспитательного модуля организации дополнительного образования детей предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Составной частью воспитательного модуля является рабочая программа воспитания дополнительной общеобразовательной программы как не формальный документ, а продукт личностного творения педагога дополнительного образования, его гражданской и профессиональной направленности, его понимания современности и личной роли в преобразовательной деятельности. Разработка рабочей программы воспитания дополнительной общеобразовательной программы - это творческий акт педагога дополнительного образования, путь к профессиональному достоинству и самоуважению [Голованов, 2021].

Программа воспитания имеет концептуальные основания и приоритетные принципы построения. При этом важно учитывать замечание К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...» [Ушинский, 2002, с. 30].

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает решение четырех групп воспитательных задач.

Первая группа реализует педагогическое сопровождение экзистенциального выбора.

Педагоги должны помочь ребенку обеспечить его нравственное самоопределение, ответить на главные вопросы жизни: каким быть и как должен быть реализован проект своего будущего существования? Это возможно только при доверии ребенка педагогу. А со стороны педагога необходима реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с обучающимся, ориентированных на идеальное представление о

Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей

89

нравственном облике современного человека, на формирование гражданской идентичности и патриотических чувств.

Вторая группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение социального выбора и помогает ребенку ответить на вопросы: с кем быть, как строить свои отношения с людьми, как обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни. Дополнительное образование предоставляет ребенку возможности приобретения для него нового социального опыта.

Третья группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение профессионального выбора и помогает ребенку ответить на вопрос: кем быть?

Четвертая группа воспитательных задач связана с инкультурацией и предполагает педагогическое сопровождение овладения ребенком нормами общественной жизни и культуры, помогает ответить на вопрос: что такое красота жизни и искусства.

Главный акцент сделан на усиление воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей. Для этого предлагается включение детей в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для их гражданско-нравственного и патриотического воспитания, использование получаемых знаний для решения реальных социальных проблем сообщества, региона, страны, а главное - для

личного самоопределения и самореализации. Именно поэтому необходима разработка и внедрение организациями дополнительного образования программ воспитания.

Воспитательные практики дополнительного образования также предлагают реализацию образовательных моделей, обеспечивающих применение получаемых знаний для решения актуальных проблем сообщества (хакатоны, проекты образовательной организации и др.); включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей воспитательного модуля, ориентированного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения; внедрение модели организации внешкольного воспитания и развития детей и подростков на территории муниципалитета, в социуме (по месту жительства); поддержка моделей воспитания детей в системе дополнительного образования с использованием культурного наследия муниципалитетов, регионов, традиций народов Российской Федерации, направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны.

Заключение

Дополнительное образование играет значимую роль в жизни детей, огромен его воспитательный

90

В. П. Голованов

потенциал, а воспитание является доминантой, приоритетной составляющей дополнительного образования. В этой связи актуальны слова Л. С. Выготского: «Мы можем по своему произволу всё человече-

ство или любую его часть сделать несчастным, невежественным и порочным или счастливым, мудрым и добродетельным» [Выготский, 1999, с. 230].

Библиографический список

1. Асафова Т. Ф. Воспитательный компонент дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы / Т. Ф. Асафова, Е. В. Девятерикова // Методист. № 3. 2021. С. 30-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Буйлова Л. Н. Нацпроект «Образование»: новые подходы к организации воспитательной работы в ГБПОУ «Воробьевы горы» / Л. Н. Буйлова, З. А. Каргина, С. И. Лагутина, Л. В. Обровец // Информационно-методический журнал «Про_ДОД». № 1 (25), 2021а. С. 23-37.

3. Буйлова Л. Н. О рабочей программе воспитания в дополнительном образовании детей // Информационно-методический журнал «Про_ДОД». № 4, (34) август 2021б. С. 15-23.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. Москва : Лабиринт, 1999. 352 с.

5. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей - личное образовательное пространство детства // «Библиотечка» - приложение к журналу «Внешкольник»: сб. инновационных методических, дидактических и других материалов передовых педагогических работников и ученых России. Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей / АНО ДПО «Академия образования и развития». Москва, 2016. № 1. 120 с.

6. Голованов В. П. Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность // Социально-политические исследования. № 3 (8), 2020а. С. 123-133.

7. Голованов В. П. Воспитательная модель современного дополнительного образования детей // Информационно-методический журнал «Про_ДОД». № 4 (34) август 2021. С. 5-14.

8. Голованов В. П. Формирование безопасной и комфортной территории детства средствами дополнительного образования детей // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. Научно-методический журнал. № 1, 2020б. С. 6-12.

9. Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика // Москва : Новый учебник, 2003. 256 с.

10. Концепция развития дополнительного образования детей // Решение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. Москва : Водолей Publishers, 2007. 195 с.

12. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». URL:

Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей

91

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617. (Дата

обращения: 13.08.2021).

13. Рожков М. И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования // Методист. № 6. 2020. С. 2-5.

14. Синицына Г. П. Феномен воспитания в контексте современного понимания // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Выпуск 2006. URL: www.omsk.cdu. (Дата обращения: 13.08.2021).

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html. (Дата обращения: 13.08.2021).

16. Толстой Л. Н. Мысли о воспитании. Из писем и дневников // Педагогические сочинения. Москва : Педагогика, 1989. 451 с.

17. Ушинский К. Д. Опыт педагогической антропологии // Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. Москва : Изд-во УРАО, 2002. С. 23-56.

18. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310075) (вступил в силу с 1 сентября 2020 года).

19. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Москва : Междунар. пед. акад., 1995. 258 с.

20. Цибизова Е. Б. Дополнительное образование: назначение, содержание, проблемы разработки программы // Народное образование. № 1. 2021. С. 129-135.

21. Цибизова Е. Б. Опыт разработки программы воспитания Дворца детского (юношеского) творчества имени Н. К. Крупской // Информационно-методический журнал «Про_ДОД», 2021. 03 (26). URL: https://prodod.moscow/archives/20312. (Дата обращения: 13.08. 2021).

Reference list

1. Asafova T. F. Vospitatel'nyj komponent dopolnitel'noj obshheobrazovatel'noj obshherazvivajushhej programmy = Educational component of the supplementary general education programme / T. F. Asafova, E. V. Devjaterikova // Metodist. № 3. 2021. S. 30-32.

2. Bujlova L. N. Nacproekt «Obrazovanie»: novye podhody k organizacii vospitatel'noj raboty v GBPOU «Vorob'evy gory» = National project "Education": new approaches to the organization of educational work in the SBPEI "Vorobiovy Gory"/ L. N. Bujlova, Z. A. Kargina, S. I. Lagutina, L. V. Obrovec // Informacionno-metodicheskij zhurnal «Pro_DOD». № 1 (25), 2021a. S. 23-37.

3. Bujlova L. N. O rabochej programme vospitanija v dopolnitel'nom obrazovanii detej = On the work programme for the upbringing of children in supplementary education // Informacionno-metodicheskij zhurnal «Pro_DOD». № 4, (34) avgust 2021b. S. 15-23.

4. Vygotskij L. S. Myshlenie i rech' = Thinking and speech. 5-e izd., ispr. Moskva : Labirint, 1999. 352 s.

92

В. П. Голованов

5. Golovanov V P. Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie detej - lichnoe obrazovatel'noe prostranstvo detstva = Modern additional education of children -personal educational space of childhood // «Bibliotechka» - prilozhenie k zhurnalu «Vneshkol'nik»: sb. innovacionnyh metodicheskih, didakticheskih i drugih materialov peredovyh pedagogicheskih rabotnikov i uchenyh Rossii. Bibliotechka dlja uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovanija detej / ANO DPO «Akademija obrazovanija i razvitija». Moskva, 2016. № 1. 120 s.

6. Golovanov V P. Vospitanie v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah: novye vyzovy, vozmozhnosti, otvetstvennost' = Education in modern sociocultural conditions: new challenges, opportunities, responsibility // Social'no-politicheskie issledovanija. № 3 (8). 2020a. S. 123-133.

7. Golovanov V. P. Vospitatel'naja model' sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Educational model of modern supplementary education of children // Informacionno-metodicheskij zhurnal «Pro_DOD». № 4 (34) avgust 2021. S. 5-14.

8. Golovanov V P. Formirovanie bezopasnoj i komfortnoj territorii detstva sredstvami dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Formation of safe and comfortable territory of childhood by means of additional education of children // Vestnik Akademii detsko-junosheskogo turizma i kraevedenija. Nauchno-metodicheskij zhurnal. № 1, 2020b. S. 6-12.

9. Demakova I. D. Gumanizacija prostranstva detstva: teorija i praktika = Humanization of childhood space: theory and practice // Moskva : Novyj uchebnik, 2003. 256 s.

10. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Reshenie Pravitel'stva RF ot 4 sentjabrja 2014 g. № 1726-r. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» = Concept for the development of additional education for children//Decision of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 No. 1726-p. Access from the legal system "KonsultantPlus".

11. Nalimov V V Spontannost' soznanija: Verojatnostnaja teorija smyslov i smyslovaja arhitektonika lichnosti = Spontaneity of consciousness: Probabilistic theory of meanings and semantic architecton-ics of personality. Moskva : Vodolej Publishers, 2007. 195 s.

12. Prikaz Minprosveshhenija Rossii ot 09.11.2018 N 196 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po dopolnitel'nym obshheobrazovatel'nym programmam» = Order of the Ministry of Education of Russia dated 09.11.2018 N 196 "On approval of the procedure for organizing and implementing educational activities under additional general education programs". URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617. (Data obrashhenija: 13.08.2021).

13. Rozhkov M. I. Vospitanie svobodnogo cheloveka kak celevaja funkcija dopolnitel'nogo obrazovanija = Education of a free person as a target function of additional education // Metodist. № 6. 2020. S. 2-5.

14. Sinicyna G. P. Fenomen vospitanija v kontekste sovremennogo ponimanija = The phenomenon of education in the context of modern understanding // Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo

Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей

93

universiteta». Vypusk 2006. URL: www.omsk.cdu. (Data obrashhenija: 13.08.2021).

15. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Proekt v redakcii ot 13 janvarja 2015 g. = Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025. Draft amended on January 13, 2015 URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html. (Data obrashhenija: 13.08.2021).

16. Tolstoj L. N. Mysli o vospitanii. Iz pisem i dnevnikov = Thoughts about upbringing. From letters and diaries // Pedagogicheskie sochinenija. Moskva : Pedagogika, 1989. 451 s.

17. Ushinskij K. D. Opyt pedagogicheskoj antropologii = Experience of pedagogical anthropology // Pedagogicheskaja antropologija: Chelovek kak predmet vospitanija. Opyt pedagogicheskoj antropologii. Ch. 1. Moskva : Izd-vo URAO, 2002. S. 23-56.

18. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" po voprosam vospitanija obuchajushhihsja». Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310075) (vstupil v silu s 1 sentjabrja 2020 goda) = Federal law of 31.07.2020 No. 304-FZ "About introduction of amendments to the Federal Law "About Education in the Russian Federation" concerning education of students". The official Internet portal of legal information www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310075) (came into force on September 1, 2020).

19. Fel'dshtejn D. I. Problemy vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologi = Problems of age and pedagogical psychology Moskva : Mezhdunar. ped. akad., 1995. 258 s.

20. Cibizova E. B. Dopolnitel'noe obrazovanie: naznachenie, soderzhanie, problemy razrabotki programmy = Additional education: purpose, content, problems of program development // Narodnoe obrazovanie. № 1. 2021. S. 129-135.

21. Cibizova E. B. Opyt razrabotki programmy vospitanija Dvorca detskogo (junosheskogo) tvorchestva imeni N. K. Krupskoj = Experience in developing the program of education of the Palace of Children's (Youth) Creativity named after N. K. Krupskaya // Informacionno-metodicheskij zhurnal «Pro_DOD», 2021. 03 (26). URL: https://prodod.moscow/archives/20312. (Data obrashhenija: 13.08. 2021).

Статья поступила в редакцию 14.01.2022; одобрена после рецензирования 05.02.2022; принята к публикации 10.02.2022.

The article was submitted on 14.01.2022; approved after reviewing 05.02.2022; accepted for publication on 10.02.2022.

94

В. П. Голованов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.