УДК 37.013.28
В. П. Голованов https://orcid.org/0000-0001-6926-8791
Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность
Для цитирования: Голованов В. П. Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность // Социально-политические исследования. 2020. № 3 (8). С. 123-133. DOI 10.20323/2658-428X-2020-3-8-123-133
Проблема воспитания в современных социокультурных условиях весьма значима и актуальна. Современная реальность обладает значительным положительным воспитательным потенциалом, создает новое пространство для развития личности, ее самоопределения, самоорганизации и самореализации. Преобразования в современной России, подготовка нового поколения россиян, способного успешно осуществлять данные преобразования в интересах личности, общества и государства, преодоление многочисленных проявлений бездуховности в детской и молодежной среде требуют повышения роли воспитания в образовательных организациях как социального института. В этой связи в данной статье речь идет о новых подходах к организации воспитывающей деятельности в системе образования. В статье отмечается, что в современных социокультурных условиях воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Воспитание рассматривается как педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Основным содержанием воспитания становится обеспечение процесса социализации и саморазвития молодого человека на основе технологий и средств педагогической помощи, поддержки и сопровождения. В статье учитывается и тот момент, что в связи с законодательной инициативой Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21 мая 2020 г. о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» особую актуальность приобретает обращение, прежде всего, к проблеме воспитания в системе образования. Таким образом, налицо осознанная потребность государства в восстановлении воспитательной функции образования и в ее новом осмыслении. Материал раскрывается на основе системного подхода к воспитанию, где главным субъектом выступает ребенок.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная функция, образование, воспитывающая деятельность, новые возможности, воспитательная доминанта образования, социальная деятельность.
V. P. Golovanov
Education in modern sociocultural conditions: new challenges, opportunities, responsibility
The problem of upbringing in modem socio-cultural conditions is very significant and relevant. Modern reality has a significant positive educational potential, creates a new space for
© Голованов В. П., 2020
Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность
123
personality development, self-determination, self-organization and self-realization. The transformations in modern Russia, the preparation of a new generation of russians who are able to successfully carry out these transformations in the interests of the individual, society and the state, overcoming numerous manifestations of lack of spirituality in children and youth require an increase in the role of education in educational organizations as a social institution. In this regard, this article deals with new approaches to the organization of educational activities in the education system. The article notes that in modern socio-cultural conditions, education should be focused on achieving two interrelated goals: the success of socialization of the younger generations in modern conditions and self-development of a person as a subject of activity, as a person and as an individual. Education is viewed as a pedagogically organized and purposeful process of personality development, the process of mastering and accepting values, moral attitudes and moral norms of society. The main content of education is to ensure the process of socialization and self-development of a young person on the basis of technologies and means of pedagogical assistance, support and accompaniment. The article also takes into account the fact that in connection with the legislative initiative of the President of the Russian Federation V.V. Putin of May 21, 2020 on the draft federal law "On amendments to the federal law" On education in the Russian Federation " the appeal, first of all, to the problem of upbringing in the education system acquires special relevance. Thus, there is a conscious need of the state to restore the upbringing function of education and in its new understanding. The material is revealed on the basis of a systematic approach to education, where the child is the main subject.
Key words: upbringing, upbringing function, education, upbringing activity, new opportunities, upbringing dominant of education, social activity.
Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства и всего мира
Я. А. Коменский
Современная Россия решает сложные социально-экономические задачи на путях инновационного развития с учетом мирового опыта и своих экономических, политических, социально-культурных и духовных особенностей и традиций. Социально-экономические и политические преобразования в России, подготовка нового поколения, способного успешно осуществлять эти преобразования в интересах личности, общества и государства, преодоление многочисленных проявлений бездуховности в детской и молодежной среде требуют повышения роли воспитания как социального института в образовательных организациях.
Современная реальность обладает значительным положительным воспитательным потенциалом, создает новое пространство для развития личности, ее самоопределения, самоорганизации и самореализации.
В теории воспитания нет четкого представления о понятии воспитания. Как отмечал К. Д. Ушинский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые дума-
124
В. П. Голованов
ют, что для него нужны врожденные способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...» [Ушинский, 1974, с. 26].
Проблема воспитания в современных социокультурных условиях весьма значима и актуальна. За последние пять лет Правительством РФ приняты важные документы, актуализирующие воспитательный потенциал образовательной организации: Концепция развития дополнительного образования в РФ до 2020 г., Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г., Программа патриотического воспитания молодежи и др. документы.
В современных социокультурных условиях воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей -успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Основным содержанием воспитания становится обеспечение процесса социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической помощи, поддержки и сопровождения.
В связи с законодательной инициативой Президента РФ В. В. Путина от 21 мая 2020 г. о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам
воспитания обучающихся» особую актуальность приобретает обращение, прежде всего, к проблеме воспитания в системе образования.
Воспитание рассматривается как педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия его ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Воспитание определяется как приоритет современного образования, так как его обновление предполагает воспитание детей и молодежи как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира; расширения участия общества в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения. Налицо осознанная потребность государства в восстановлении воспитательной функции образования и ее новом осмыслении [Синицина, 2006].
С другой стороны, сложившаяся ситуация в обществе, влияет на то, что сегодня крайне противоречиво обретает новые качественные характеристики: декларируемые демократические ценности и жесткая реальность, характеризующаяся обнищанием, ростом смертности и заболеваемости, криминализацией, американизацией и т. д. Все это и побуждают искать новые смыслы воспитания, организации воспитательной деятельности.
Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность
125
Цель всякого воспитания - Человек: полнота его духовной жизни; проектирование и созидание собственной жизни как субъекта социально-исторического процесса; осознание своей включенности в глобальные земные и космические, вселенские процессы.
Воспитание - это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс ее сущностного развития. Все лучшее в детстве дается воспитанием. Воспитания вообще нет. Педагог постоянно воспитывает ученика своим общением, своим преподаванием, своей личностью. Л. Н. Толстой утверждал «Исправить самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей...» [Толстой, 1989].
Сегодня возникли новые вызовы воспитанию: разрушение корпуса всеобщих культурных образцов; кризис традиционной модели детства; утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию; становление нового технологического уклада. В этой связи важно обеспечить успешную социализацию детей, формировать (обогащать) социальный опыт детей, направить воспитание на поддержку успешной социализации детей.
В современных условиях понимания образования особо значимым становится осмысление воспитания как ключевой и существенной составляющей образования.
Современная точка зрения на сущность процессов воспитания и
развития выдвигает организацию отношений мира взрослых и мира детей как одну из важнейших, фундаментальных целей образования.
Необходимо отметить, что основные направления стратегии воспитания на ближайший период определяются исходя из международных норм и стандартов, реалий переживаемого периода отечественной истории, уровнем развития образовательной политики и практики:
— повышение воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания;
— создание в образовательных учреждениях всех типов и видов эффективных гуманистических воспитательных систем;
— ориентация детей на вечные ценности - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля, Природа;
— гармонизация социального поля ребенка, формирование единого образовательного пространства в социуме, освоение педагогическими средствами социальной среды в радиусе действия образовательного учреждения;
— развертывание клубной, куль-турно-досуговой и любительской деятельности детей в образовательных учреждениях, поддержка имеющихся и стимулирование создания инициативных детских и молодежных общественных объединений, развитие и поощрение демократических начал в управлении образовательным учреждением, в том числе педагогически целесооб-
126
В. П. Голованов
разных и апробированных форм детского самоуправления;
— введение дополнительных общеобразовательных, общеразви-вающих программ в рамках школьного компонента, направленных на раннее профессиональное и личностное самоопределение детей, повышающих конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения на рынке труда и способствующих его успешной социализации;
— усиление социально-защитной функции образовательного учреждения, повышение мер охраны жизни, физического, умственного и психического здоровья детей средствами образования и в процессе воспитательной деятельности;
— сохранение, укрепление ресурсной базы и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, учреждений здравоохранения, социальной защиты, спорта, комитетов по делам молодежи, выполняющих социальный заказ по реализации дополнительных общеобразовательных программ различного уровня для различных категорий и групп детей и молодежи, имеющих возможности в отличие от школы точно и гибко реагировать на запросы конкретного социума в отношении детей и молодежи набором перманентно развивающихся образовательных программ.
Воспитание - это внутреннее принятие личностью норм и правил, а результат его - это превращение
этих норм в «личные». Воспитание процесс длительный, система убеждений складывается в юности, но представления и понятия формируются с самого раннего детства, прежде всего, конечно в семье, а затем в образовательной организации. Стратегическая цель воспитания - воспитание гражданина демократического общества и всесторонне развитого человека, способного преумножать и реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, иначе говоря - воспитание победителя [Голованов, 2019].
Педагогическая наука сегодня занята поиском новых методологических основ, переоценкой достижений предшественников, разработкой теоретических концепций, ориентированных на реальные проблемы воспитательной практики. Заметим, при этом, что воспитание всегда актуально и злободневно.
Но в изменяющихся условиях неопределенности возникает необходимость нового толкования понятия «воспитание», так как многозначность и многоаспектность употребления данного понятия размывает его смысл и воспитательные практики становятся порой необъяснимыми. Отсюда понятийная неясность ведет к нечеткости научных положений, нечеткости постановки исследовательских проблем, нечеткое рассмотрение понятия воспитания уводит проблемы воспитания на периферию научных поисков. Следствием этого является сокращение
Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность
127
количества исследований по данной проблематике, что оказывает негативное влияние на практику воспитания и затрудняет решение остро стоящих перед ней проблем.
Уточняя понятие воспитания, заметим, что проблема воспитания имеет два аспекта - первый - теоретико-методологический - Что такое воспитание?
Обратимся к мнению Е. В. Титовой, мы его полностью разделяем, которая правомерно выделяет три основных взаимосвязанных значения, когда под воспитанием понимаются: внутренний процесс становления и развития личности; воспитание как влияние общества, социальной среды на формирование личности; воспитание как деятельность, направленная на обеспечение условий развития личности [Аникеева, 1987]. В соответствии с объективными значениями данного понятия «воспитание» в педагогике Е. В. Титова выделяет три основных направления развития научного знания о воспитании:
1. Психолого-педологическое, в рамках которого воспитание рассматривается как внутриличностные изменения. В центре внимания исследователей развивающаяся личность, культурно-нравственное развитие, процессы формирования социально ценных качеств. Исследователя волнует то, что происходит с личностью, под влиянием каких факторов, условий и обстоятельств. Методологическая основа - психологические теории личности, идеи и
положения возрастной и педагогической психологии.
2. Праксеологическое. Воспитание рассматривается как особый вид педагогической деятельности -воспитательная деятельность. Добывается знание о том, как осуществлять эту деятельность результативно и эффективно. Приоритетными методологическими основаниями становится общая теория и методология деятельности и прак-сеологический подход.
3. Системологическое. Понятие «воспитание» используется в значении направленные внешние влияния и смысл его трактуется как управление развитием личности. В центре внимания исследователей - система направленных влияний на личностное развитие включенных в нее людей, общая организация усилий педагогов, самого пространства взаимодействия. Общая предметная область - воспитательные системы, различные аспекты их создания, функционирования и развития.
Подчеркнем, что современный этап развития педагогического знания характеризуется тем, что он осуществляется в новых социокультурных условиях. Сложившаяся социокультурная ситуация предъявляет новые требования к человеку, которому предстоит жить в постиндустриальный период: готовность и умение непрерывно учиться; способность к ответственным решениям; умение общаться и сотрудничать; точность и продуктивность в выполнении разного рода задач;
128
В. П. Голованов
признание свободы и толерантность; ответственность за себя, семью, за коллектив, за страну; физическая и психическая выдержка, умение отдыхать, здоровье.
Современная социокультурная ситуация характеризуется тем, что изменились дети. Они ориентированы на новые ценности информационного общества, не только позитивные, но и такие как эгоцентризм, равнодушие и пассивность. Современный ребенок живет в новых жизненных реалиях, среди которых жизнь в условиях рыночной экономики, обрушившийся поток массовой западной культуры, многообразие политических партий и движений, активно пропагандирующих свои взгляды, свободный выход в Интернет и т. д.
Педагогические исследования в области воспитания, по взгляду Р. У. Богдановой, должны давать прак-тико-ориентированное знание и научно обоснованные рекомендации по решению современных проблем воспитания; не могут сводиться к разработке абстрактных понятий; не могут быть выполнены без опоры на имеющийся в отечественной и зарубежной науке педагогическое и междисциплинарное знание; требуют коллективных усилий ученых, взаимодействия разных научных школ; можно признать эффективными в той степени, насколько их результаты востребованы в широкой воспитательной практике [Воспитание, 2005].
При проведении исследований в области воспитания нельзя не учи-
тывать и тот факт, что российское образование находится в ситуации серьезных изменений, заданных концепцией модернизации, в которой можно выделить несколько принципиальных положений, оказывающих определенное влияние на развитие научного знания о воспитании: ориентация на развитие личности конкретного ребенка, его индивидуальности; построение новой практики образования на принципе возрастосообразности; организация образовательного процесса на основе компетентностного и субъектно-деятельностного подходов; выделение как образовательных результатов таких социально значимых качеств, как инициативность, ответственность, самостоятельность и др.
В контексте рассмотренных социокультурных условий наибольший интерес для развития научного знания в области воспитания представляет праксеологический подход, позволяющий рассматривать воспитание как деятельность педагога, направленную на обеспечение условий развития личности. В этом смысле о воспитании необходимо говорить, как об особом виде профессиональной деятельности педагога - воспитательной деятельности.
Под воспитательной деятельностью Е. В. Титова предлагает понимать деятельность педагога, направленную на организацию жизнедеятельности воспитанников, которая обеспечивает возможность их ценностно-значимых личностных проявлений и обогащения их личного
Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность
129
опыта социально значимым содержанием. Сущностные особенности обозначенного явления заключаются в том, что воспитательная деятельность по своей сущности есть взаимодействие педагога и воспитанников в процессе организации жизнедеятельности, а по функционально-целевому назначению - это усилия педагога, направленные на организацию жизнедеятельности, в которой они могут проявить свои потенциальные возможности и обогатить свой опыт социально значимым содержанием [Титова, 2001].
Воспитательная деятельность -компонент педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывающий все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. По мнению Е. В. Титовой, под качеством воспитательной деятельности следует понимать определенное состояние деятельности, в ходе которой обеспечивается реальная возможность личностного проявления воспитанников и обогащения их личного опыта социально значимым содержанием [Титова, 2001].
Характеристики результата воспитательной деятельности:
1. организационные - само качество, состояние организованной педагогом совместной деятельности;
2. практические - реальные достижения воспитанников в различных видах деятельности;
3. личностные - положительная динамика проявлений ценных личностных качеств;
4. методические - собственно профессиональные достижения.
Под результативностью воспитательной деятельности следует понимать определенное качество (состояние) воспитательной деятельности.
Второй аспект - практико-ориентированный - Как эффективно реализовать воспитание? В практике нет научно обоснованного методического оснащения воспитания. Что же такое воспитание? Воспитание -процесс, цель, результат, система... Суть воспитания - богатая палитра отношений растущего (взрослеющего) человека к окружающей действительности.
Сложность воспитания - отношение - категория избирательная. Человек сам на основании своих имеющихся знаний и жизненного опыта, взглядов, критериев оценки, убеждений, интересов и склонностей выбирает привлекательное для него отношение к предметам, людям, живой и неживой природе, явлениям духовной жизни человека. Отношение проявляется в трех основных формах: рациональной, эмоциональной, поведенческо-деятель-ностной.
Рациональная форма (сфера сознания личности) - отношение к объектам окружающего мира начи-
130
В. П. Голованов
нается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Одним из слагаемых воспитания является просвещение (гражданское, нравственное, правовое, умственное, эстетическое и т. д.).
Эмоциональная форма восприятия любого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира.
В последнее время активно прорабатывается идея необходимости включения в систему надпредмет-ных навыков в качестве ведущих развитие эмоционального интеллекта (наряду с
Поведенческо-деятельностная форма, в которой существует и проявляется отношение. Логика такая: знание о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводит к определенному типу действия и поступков. Значит, в процессе воспитания создается опыт нравственной, правовой, эстетической и др. деятельности, формирующей группу позитивных привычек.
Соединение трех форм рациональной, эмоциональной и поведен-ческо-деятельностной и определяет позицию личности. Форма: Я знаю. Я чувствую. Я действую.
Библиографический список
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Москва : Просвещение, 1987. 144 с.
2. Воспитание. Научные дискуссии и исследования // Сборник научных трудов. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2005.
3. Голованов В. П. Воспитательный имидж образовательной организации в современных социокультурных условиях. Образование: взгляд в будущее // Сборник материалов XV Всероссийского форума, посвященного С. Т. Шацкому. Обнинск : МАН «Интеллект будущего», 2018. 208 с.
4. Голованов В. П. Проблемные точки воспитания и дополнительного образования детей в социокультурных условиях современной России // Воспитание школьников. № 4. 2019. С. 11-19.
5. Голованов В. П. Я расту! Я - Человек : научно-методическое издание / В. П. Голованов, В. В. Круглов, Л. И. Маленкова. Москва : РУСАЙНС. 2019. 198 с.
6. Ковалев С. В. Психология современной семьи. Москва : Просвещение, 1988. 208 с.
7. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителей. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2005. 324 с.
Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность
131
8. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
9. Синицына, Г. П. Феномен воспитания в контексте современного понимания // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Выпуск 2006. URL: www.omsk.cdu. (Дата обращения: 13.08.2020).
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html. (Дата обращения: 13.08.2020).
11. Титова E. B. Педагогическая методология // Актуальные проблемы педагогической науки (науковедческий аспект). Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2001. С. 28.
12. Толстой Л. Н. Мысли о воспитании. Из писем и дневников // Педагогические сочинения. Москва : Педагогика, 1989. 451 с.
13. Тутолмин А. В. Историко-педагогический анализ проблемы формирования творческой компетенции / компетентности бакалавра начального образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 111-129.
14. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные педагогические произведения. В 2 т. Т. 1. Москва : Педагогика, 1974. 229 с.
15. Ушинский К. Д. Опыт педагогической антропологии // Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. Москва : Изд-во УРАО, 2002. С. 23-56.
Bibliograficheskij spisok
1. Anikeeva N. P. Vospitanie igroj. Moskva : Prosveshhenie, 1987. 144 s.
2. Vospitanie. Nauchnye diskussii i issledovanija // Sbornik nauchnyh tru-dov. Sankt-Peterburg : Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena, 2005.
3. Golovanov V. P. Vospitatel'nyj imidzh obrazovatel'noj organizacii v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah. Obrazovanie: vzgljad v budushhee // Sbornik materialov XV Vserossijskogo foruma, posvjashhennogo S. T. Shackomu. Obninsk : MAN «Intellekt budushhego», 2018. 208 s.
4. Golovanov V. P. Problemnye tochki vospitanija i dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sociokul'turnyh uslovijah sovremennoj Rossii // Vospitanie shkol'nikov. № 4. 2019. S. 11-19.
132
В. П. Голованов
5. Golovanov V. P. Ja rastu! Ja - Chelovek : nauchno-metodicheskoe iz-danie / V. P. Golovanov, V. V. Kruglov, L. I. Malenkova. Moskva : RUSAJNS. 2019. 198 s.
6. Kovalev S. V. Psihologija sovremennoj sem'i. Moskva : Prosveshhenie, 1988. 208 s.
7. Piskunova E. V. Sociokul'turnaja obuslovlennost' izmenenij profession-al'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti uchitelej. Sankt-Peterburg : Rossijskij gosu-darstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena, 2005. 324 s.
8. Pis'mo Minobmauki RF ot 13 maja 2013 goda № IR-352/09 «O napravlenii programmy razvitija vospitatel'noj komponenty v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah».
9. Sinicyna, G. P. Fenomen vospitanija v kontekste sovremennogo ponimanija // Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta». Vypusk 2006. URL: www.omsk.cdu. (Data obrashhenija: 13.08.2020).
10. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Proekt v redakcii ot 13 janvarja 2015 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html. (Data obrashhenija: 13.08.2020).
11. Titova E. B. Pedagogicheskaja metodologija // Aktual'nye problemy pedagogicheskoj nauki (naukovedcheskij aspekt). Sankt-Peterburg : Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena, 2001. S. 28.
12. Tolstoj L. N. Mysli o vospitanii. Iz pisem i dnevnikov // Pedagogiches-kie sochinenija. Moskva : Pedagogika, 1989. 451 s.
13. Tutolmin A. V. Istoriko-pedagogicheskij analiz problemy formirovanija tvorcheskoj kompetencii / kompetentnosti bakalavra nachal'nogo obrazovanija // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2016. № 3. S. 111-129.
14. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitanija. Opyt pedagogicheskoj antropologii. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija. V 2 t. T. 1. Moskva : Pedagogika, 1974. 229 s.
15. Ushinskij K. D. Opyt pedagogicheskoj antropologii // Pedagogicheskaja antropologija: Chelovek kak predmet vospitanija. Opyt pedagogicheskoj antropologii. Ch. 1. Moskva : Izd-vo URAO, 2002. S. 23-56.
Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность
133