Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

274
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНОЕ И АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И КОРРЕКЦИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМЫ АГРЕССИИ / ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

В статье рассматривается проблема психолого-педагогической поддержки развития личности детей с агрессивным поведением, обосновывается актуальность названной проблемы, обусловленной крайней нестабильностью ситуации развития личности в обществе на современном этапе, как одной из наиболее интересных и значимых проблем, требующих воплощения в практико-ориентированных исследованиях. Психолого-педагогическая поддержка и коррекция развития личности детей и подростков в статье демонстрируется как важнейший аспект организации социально-педагогической деятельности. В данной статье представлен, прежде всего, анализ особенностей агрессивного поведения детей и подростков, дано описание психолого-педагогической программы поддержки и коррекции развития личности. Агрессивное поведение детей и подростков раскрывается в контексте асоциального и антисоциального поведения. Рассмотрен феномен агрессивного поведения, формы агрессии, особенности проявления агрессии детей. главное внимание в статье уделено раскрытию основных форм и методов психолого-педагогической поддержки и коррекции агрессии и агрессивного поведения подростков. Ключевым считается поиск путей оптимизации психолого-педагогической поддержки развития личности подростков, который как отмечается в статье связан с конструированием развивающей среды, в наибольшей степени способствующей реализации личностного потенциала и необходимостью чтобы педагоги и психологи современной образовательной организации были бы готовыми к осуществлению деятельности в данной социально-психологической и социально-педагогической области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голованов Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT AND CORRECTION OF THE PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH AGGRESSIVE BEHAVIOR

The article considers the problem of psychological and pedagogical support for the development of the personality of children with aggressive behavior, substantiates the relevance of the named problem, due to the extreme instability of the situation of personality development in society at the present stage, as one of the most interesting and significant problems that require implementation in practice-oriented research. Psychological and pedagogical support and correction of the development of the personality of children and adolescents is demonstrated in the article as the most important aspect of the organization of social and pedagogical activity. This article presents, first of all, an analysis of the features of aggressive behavior of children and adolescents, a description of the psychological and pedagogical program for supporting and correcting personality development is given. Aggressive behavior of children and adolescents is revealed in the context of antisocial and antisocial behavior. The phenomenon of aggressive behavior, forms of aggression, features of manifestation of aggression in children are considered. the main attention in the article is paid to the disclosure of the main forms and methods of psychological and pedagogical support and correction of aggression and aggressive behavior of adolescents. The key is the search for ways to optimize psychological and pedagogical support for the development of the personality of adolescents, which, as noted in the article, is associated with the construction of a developing environment that most contributes to the realization of personal potential and the need for teachers and psychologists of a modern educational organization to be ready to carry out activities in this social and psychological and socio-pedagogical area.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-123-129 УДК 73.03;316.6

Голованов Виктор Петрович

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

г. Москва, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. В статье рассматривается проблема психолого-педагогической поддержки развития личности детей с агрессивным поведением, обосновывается актуальность названной проблемы, обусловленной крайней нестабильностью ситуации развития личности в обществе на современном этапе, как одной из наиболее интересных и значимых проблем, требующих воплощения в практико-ориентированных исследованиях. Психолого-педагогическая поддержка и коррекция развития личности детей и подростков в статье демонстрируется как важнейший аспект организации социально-педагогической деятельности. В данной статье представлен, прежде всего, анализ особенностей агрессивного поведения детей и подростков, дано описание психолого-педагогической программы поддержки и коррекции развития личности. Агрессивное поведение детей и подростков раскрывается в контексте асоциального и антисоциального поведения. Рассмотрен феномен агрессивного поведения, формы агрессии, особенности проявления агрессии детей. главное внимание в статье уделено раскрытию основных форм и методов психолого-педагогической поддержки и коррекции агрессии и агрессивного поведения подростков. Ключевым считается поиск путей оптимизации психолого-педагогической поддержки развития личности подростков, который как отмечается в статье связан с конструированием развивающей среды, в наибольшей степени способствующей реализации личностного потенциала и необходимостью чтобы педагоги и психологи современной образовательной организации были бы готовыми к осуществлению деятельности в данной социально-психологической и социально-педагогической области.

Ключевые слова: Асоциальное и антисоциальное поведение, психолого -педагогическая поддержка и коррекция, агрессивное поведение, подростковый возраст, формы агрессии, основные потребности личности, аксиологический подход.

Для цитирования: Голованов В.П. Психолого-педагогическая поддержка и коррекция развития личности детей с агрессивным поведением. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том.3 № 6. с. 122-129 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-122-129

Original article

Golovanov Viktor Petrovich

Federal State Budget Research Institution "Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education"

Moscow, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 golovanov@institutdetstva.ru

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT AND CORRECTION OF THE PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH AGGRESSIVE BEHAVIOR

Abstract. The article considers the problem of psychological and pedagogical support for the development of the personality of children with aggressive behavior, substantiates the relevance of the named problem, due to the extreme instability of the situation of personality development in society at the present stage, as one of the most interesting and significant problems that require implementation in practice-oriented research. Psychological and pedagogical support and correction of the development of the personality of children and adolescents is demonstrated in the article as the most important aspect of the organization of social and pedagogical activity. This article presents, first of all, an analysis of the features of aggressive behavior of children and adolescents, a description of the psychological and pedagogical program for supporting and correcting personality development is given. Aggressive behavior of children and adolescents is revealed in the context of antisocial and antisocial behavior. The phenomenon of aggressive behavior, forms of aggression, features of manifestation of aggression in children are considered. the main attention in the article is paid to the disclosure of the main forms and methods of psychological and pedagogical support and correction of aggression and aggressive behavior of adolescents. The key is the search for ways to optimize psychological and pedagogical support for the development of the personality of adolescents, which, as noted in the article, is associated with the construction of a developing environment that most contributes to the realization of personal potential and the need for teachers and psychologists of a modern educational organization to be ready to carry out activities in this social and psychological and socio-pedagogical area.

Keywords: Asocial and antisocial behavior, psychological and pedagogical support and correction, aggressive behavior, adolescence, forms of aggression, basic needs of the individual, axiological approach.

For citation: Golovanov V.P. Psychological and educational support and correction of the personal development of children with aggressive behavior Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3 no. 6. PP. 122-129 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-122-129 (In Russ.)

В современном мире тема агрессивного поведения очень актуальна. И в этой связи обращение к проблеме психолого-педагогической поддержки развития личности является на современном этапе одной из наиболее интересных и значимых проблем, требующих воплощения в практико-ориентированных исследованиях. Также актуальность названной проблемы обусловлена крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном обществе. Ломка привычных стереотипов жизнедеятельности и возрастание потока агрессивно насыщенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям современного социума. Социальный кризис, в первую очередь, отражается на наиболее незащищённой части общества, в том числе на детях и подростах, стоящих на пороге вхождения во взрослую жизнь. Это проявляется в потере ценностно-смысловых ориентиров, лежащих в основе личностной самореализации.

В связи с этим психолого-педагогическая поддержка и коррекция развития личности детей и подростков является одним из важнейших аспектов социально-педагогической деятельности. В исследованиях последних лет феномен психологической и педагогической поддержки стал предметом научного осмысления [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Именно в этом направлении идет разработка новых образовательных и психологических технологий, направленных на психолого-педагогическую поддержку личности и способствующих ее развитию, повышению резистентности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам.

Однако анализ научных исследований позволяет констатировать, что до сих пор остаётся невыясненным вопрос о том, каковы аспекты психолого-педагогической поддержки и коррекции развития личности в подростковом возрасте, традиционно считающимся кризисным и переломным, какие механизмы психолого-педагогической поддержки при этом могут быть использованы и каковы условия эффективности, оказываемой психологической и педагогической помощи. Поиск путей оптимизации психолого-педагогической поддержки развития личности подростков связан с конструированием развивающей среды, в наибольшей степени способствующей реализации личностного потенциала, но педагоги и психологи современной образовательной организации в большинстве случаев оказываются не готовыми к осуществлению деятельности в данной социально-психологической и социально-педагогической области. Говоря о психолого-педагогической поддержке и коррекции личности подростков, необходимо иметь в виду, что данный вид помощи, в первую очередь, необходим детям с теми или иными проявлениями девиантного поведения.

Классификация видов девиантного поведения связана со степенью опасности, которую несет каждый из них для личности (носителя) и социума. В связи с этим можно выделить асоциальное и антисоциальное поведение.

Асоциальное поведение. Данный вид поведения в большей степени опасен для самого ребенка, особенно подростка, хотя косвенный вред, безусловно, нано-

сится и окружающим людям. К асоциальному поведению относятся побеги из дома и бродяжничество, аддиктивное и аутоагрессивное поведение. Побеги и бродяжничество. Как показали социологические исследования, среди детей дошкольного и младшего школьного возраста побеги из дома крайне редки. В основном, побеги и бродяжничество распространены среди подростков. Жизнь на улице разрушает личность подростков, заставляет их совершать более опасные правонарушения. Больше страдает личность девочек-подростков, так как в условиях улицы девочки практически всегда становятся объектом сексуальных домогательств.

Аддиктивное поведение - это такой тип поведения, при котором подростки достигают определенных психических состояний с помощью искусственных средств (аддикций). Среди наиболее вредных аддикций можно выделить табак, алкоголь, фармакологические препараты, аэрозольные вещества, наркотики.

Аутоагрессивное поведение связано с нанесением вреда той или иной степени своему организму. Можно выделить наиболее легкие формы аутоагрессив-ного поведения (татуировки, пирсинг, скарификация) и тяжелые - вплоть до суицида.

Антисоциальное поведение характеризуется особой опасностью для социума. Можно выделить следующие его виды: поведение корыстной направленности и агрессивное поведение. К корыстным видам можно отнести присвоение чужого в скрытой (кража, хищение) и открытой (грабеж) формах. Наиболее опасны открытые формы, так как они связаны с насилием против личности.

Агрессивное поведение может быть дифференцировано на легкие (оскорбление, хулиганство) и тяжелые (нанесение тяжких телесных повреждений, покушение на убийство) формы. При организации социально-педагогической работы с детьми с девиантным поведением необходимо выделять весь комплекс причин, которые привели к отклонениям в их развитии. Среди причин можно выделить:

1) негативную наследственность;

2) внутриутробную интоксикацию;

3) негативные факторы социализации.

Факторы наследственности не являются предметом социально-педагогической деятельности - это компетенция медицинских работников. Социальная педагогика должна решать проблемы развития ребенка в перинатальный период (превентивная работа с семьей) и непосредственно психолого-педагогической поддержки и коррекции личности ребенка. В социально-педагогической деятельности необходимо учитывать макропричину девиантного развития ребенка - психическую депривацию.

Депривация - это «состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются». Другими словами, это состояние невозможности удовлетворить личностно-значимые потребности в силу негативных субъективных и объективных факторов. Применительно к социально-педагогической деятельности с детьми с девиантным поведением необходимо делать акцент на объективных (средовых) факторах.

Термин «депривация» синонимичен понятию «психическая депривация», так как состояние невозможности удовлетворять потребности, в первую очередь, наносит вред психике ребенка. Чтобы создать антидепривационные условия, необходимо иметь в виду основные потребности личности ребенка, возможность

удовлетворения которых является основным фактором их развития. Среди основных потребностей можно выделить следующие:

1) гедонистические потребности (потребности в удовольствиях) - связаны с насыщенной интересной внешней средой, в которой ребенок мог бы реализовать потребность в досуговой деятельности, в развлечениях, в полноценном, интересном отдыхе и т.п.;

2) потребность в самоутверждении - имеет статусный характер и предполагает ощущение своей значимости в окружении других людей, поэтому необходимо создавать условия для преодоления отчуждения девиантного поведения от социума;

3) потребность в самовыражении - реализуется через интересную и личност-но значимую ведущую деятельность. Применительно к миру детства такой деятельностью является учебная, следовательно, образовательная организация в сотрудничестве с социальными педагогами и психологами должно создавать условия для реализации личностно-деятельного подхода в педагогической деятельности;

4) потребность в свободе - возможности и способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями;

Свобода не может быть абсолютной и ограниченной необходимостью, на этом свойстве свободы основано золотое этическое правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Свободу практически всегда связывают с достоинством личности, поэтому социально-педагогическая работа с де-виантными подростками должна учитывать два аспекта: максимальное уважение к личности подростка, а также создание условий для того, чтобы уважение других стало для подростка значимым. Ощущение значимости другого реализуется через высшую духовную потребность - потребность быть личностью.

5) потребность быть личностью означает потребность быть нужным другим людям, делать добро бескорыстно.

Потребность быть личностью высший нравственный смысл, поэтому ее устойчивость в личной сфере ребенка зависит от формирования нравственной сферы его личности. Создание условий для максимально возможного удовлетворения вышеперечисленных потребностей предполагает ориентацию на основные принципы, которые систематизируются вследствие применения аксиологического подхода в социально-педагогической деятельности. Аксиологический подход как методологическое основание социально-педагогической деятельности берет начало из категории «ценность».

Ценность - это особый тип значимости предметов и явлений, объективный для человека и необходимых ему для удовлетворения потребностей. Ценности многообразны. Применительно к социально-педагогической деятельности наиболее важны ценности-идеалы, связанные с понятием гуманизма, т.е. комплекс идей, мировоззрения, признающего ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Аксиологический подход позволяет решить следующие основные задачи в социально-педагогической деятельности по поддержке и коррекции личности детей:

1) оценить степень опасности девиантного поведения как для социума, так и для самого ребенка;

2) осуществить качественный анализ эффективности социально-педагогической деятельности по психолого-педагогической поддержке и коррекции развития личности девиантных детей;

3) разработать эффективную систему социально-педагогической деятельности по психолого-педагогической поддержке и коррекции личности детей с девиантным поведением;

4) осуществлять адекватный анализ достигнутых результатов психолого -педагогической поддержки личности девиантных детей и проводить соответствующие корректировки в социально-педагогической деятельности.

Агрессивное поведение детей и подростков это достаточно сложный процесс, который требует внимательной проработки и исследования, результатом которого является составление коррекционных программ, снижающих уровень агрессии. Рост агрессивных реакций в детском подростковом возрасте отражает одну из важных социальных проблем современного общества, так как за последние годы резко возросли алкоголизм, наркомания, жестокость, насилие, детская и молодежная преступность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Эксмо - Пресс, 2010. -512с.

2. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2002. - 97 с.

3. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) - Челябинск: Искра, 2012 - 229 с.

4. Долгова В. И., Ордина И. П. Формирование позитивной Я-концепции старших школьников [Текст] / В. И. Долгова, И. П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 63-65 (0,5п. л. / 0,25п. л.).

5. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Просвещение, 2003. - 38с.

6. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (28-29 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. ун-т; [сост.: Долгова В.И., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В. ]. Челябинск, 2008.

REFERENCES

1. Bandura A., Walters R. Teenage aggression. M.: Eksmo - Press, 2010. 512p.

2. Breslav G. E. Psychological correction of child and adolescent aggressiveness. SPb.:Rech, 2002. 97 p.

3. Dolgova V. I., Arkaeva N. I. Life-meaning orientations: formation and development (monograph). Chelyabinsk: Iskra, 2012. 229 p.

4. Dolgova V. I., Ordina I. P. Formation of a positive self-concept of senior schoolchildren [Text]. V. I. Dolgova, I. P. Ordina. Bulletin of the Oryol State University. Science Magazine. 2012. No. 4. P. 63-65

5. Semenyuk L.M. Psychological features of aggressive behavior in adolescents and the conditions for its correction. M .:Education, 2003. 38p.

6. Formation of psychological safety of communication in adolescence and adolescence. Materials of the All-Russian Student Olympiad in the direction of "Pedagogy and Psychology", (March 28-29, 2008). Federal Agency for Education of the Russian Federation, State. educational institution higher. prof. Education "Chelyabinsk State Pedagogical University; [comp.: Dolgova V.I., Dolgov P.T., Kryzhanovskaya N.V.]. Chelyabinsk, 2008.

Информация об авторе: Голованов Виктор Петрович - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»), Заслуженный учитель РФ Москва, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 e-mail: golovanov@institutdetstva.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Golovanov Viktor P.- Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, chief researcher of the Federal State Budgetary Research Institution "Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education" (FIDSV RAO), Distinguished Teacher of the Russian Federation ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-6926-8791 e-mail: golovanov@institutdetstva.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 24.11.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 21.12.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.12.2020

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.