Научная статья на тему 'Управление качеством образования в когобу до «Дворец творчества – Мемориал»'

Управление качеством образования в когобу до «Дворец творчества – Мемориал» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / управление качеством образования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж. В. Родыгина

В системе дополнительного образования как в неформальном образовании, свободном от государственных стандартов, недостаточно разработаны критерии и показатели качества, конкретные измерители, не предлагается схема управления качеством образования, не обозначены четко пути обеспечения качества. Целью данной статьи является описание модели управления качеством образования в КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (г. Киров) как системообразующего компонента, обеспечивающего целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по развитию учреждения. Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества – Мемориал» (далее – Дворец творчества) – крупнейшее многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, входящее в систему образования Кировской области и обеспечивающее реализацию потребностей личности в развитии, воспитании и обучении. Дворец творчества построен на народные средства как памятник, увековечивающий подвиг кировчан в годы Великой Отечественной войны, и открыт 17 августа 1974 г., на основании Распоряжения исполнительного комитета Кировского областного Совета депутатов трудящихся от 11.09.1974 г. № 903-р. И по сей день учреждение поступательно развивается и остаётся самобытным и одним из ведущих в системе дополнительного образования области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж. В. Родыгина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования в когобу до «Дворец творчества – Мемориал»»

Образовательная среда учебного заведения при реализации рассмотренных функций методической деятельности формируется как территория педагогического искусства, где создается эффективная детско-взрослая образовательная общность, удовлетворяющая запросы и потребности всех участников образовательных отношений [3].

При этом управление методической работой в образовательной организации будет протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют для себя не только администрация, но и каждый член педагогического коллектива [4].

Реализация концепции проекта «Образовательная организация - территория педагогического искусства» позволит достичь следующих ожидаемых результатов:

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

- повышение эффективности управления в образовательной деятельности;

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- овладение эффективными формами и методами организации образовательной деятельности;

- повышение уровня общекультурного развития личности.

Надеемся, что научно-практический журнал «Педагогическое искусство» будет способствовать профессионально-личностному развитию современного педагога и поможет своему читателю быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу непрерывного профессионального творческого роста.

Примечания

1. Нечаев М. П. Современные теории качества образования в решении проблемы оценки качества школьного воспитания // Преподаватель XXI век. 2011. № 1. С. 24-31.

2. Нечаев М. П. Адаптивная воспитательная система в современной школе. М. : УЦ «Перспектива», 2008. 92 с.

3. Нечаев М. П. Моделирование развития культурно-образовательной среды в условиях системных изменений // Педагогическое образование и наука. 2014. № 4. С. 16-21.

4. Нечаев М. П., Романова Г. А. Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО. М. : УЦ Перспектива, 2015. 212 с.

Ж. В. Родыгина

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В КОГОБУ ДО «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА - МЕМОРИАЛ»

В системе дополнительного образования как в неформальном образовании, свободном от государственных стандартов, недостаточно разработаны критерии и показатели качества, конкретные измерители, не предлагается схема управления качеством образования, не обозначены четко пути обеспечения качества. Целью данной статьи является описание модели управления качеством образования в КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал» (г. Киров) как системообразующего компонента, обеспечивающего целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по развитию учреждения.

Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества - Мемориал» (далее - Дворец творчества) - крупнейшее многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, входящее в систему образования Кировской области и обеспечивающее реализацию потребностей личности в развитии, воспитании и

обучении. Дворец творчества построен на народные средства как памятник, увековечивающий подвиг кировчан в годы Великой Отечественной войны, и открыт 17 августа 1974 г., на основании Распоряжения исполнительного комитета Кировского областного Совета депутатов трудящихся от 11.09.1974 г. № 903-р. И по сей день учреждение поступательно развивается и остаётся самобытным и одним из ведущих в системе дополнительного образования области.

Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования.

Основой государственной политики России является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Вместе с тем мы констатируем противоречие между современными требованиями к качеству образования и ограниченностью применяемых методик и технологий в процессе управления учреждением дополнительного образования, а так же недостаточностью механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Методологической основой предлагаемой модели управления качеством образования являются научные труды в области качества образования В. П. Панасюка [1], М. М. Поташника, в области управления качеством образования Г. А. Бордовского [2], В. П. Панасюка, М. М. Поташника, в области оценки качества дополнительного образования Л. Г. Логиновой.

Согласно пониманию А. И. Субетто, качество обладает следующими признаками: системности и целостности (качество как система совокупности свойств объектов и процессов, качество частей не определяют общее качество); структурности и иерархичности (система свойств имеет иерархическую структуру); динамичности (качество процесса отражается в качестве результата); количественности (как меры качества); внешне-внутренней обусловленности (как единства потенциального, внутреннего и реального, внешнего качества); соответствия требованиям, потребностям и нормам [3].

Качество образования представляет собой механизм социальной регуляции образовательной сферы, который обусловливает ее оптимальное функционирование и выступает результатом сочетания интересов и потребностей различных социальных субъектов.

Интересной, хотя, возможно, и спорной, является попытка классификации подходов к определению качества образования, данная В. Воротиловым и Г. Шапоренко-вой, обобщающая различные позиции по данной проблеме. Так, авторы выделяют следующие подходы к пониманию качества образования:

- соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (С. Е. Шишов, В. А. Кальней, А. И. Моисеев, Е. В. Яковлев);

- сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимых качеств личности (Е. В. Бондаревская, Л. Л. Редько, Л. А. Санкин, Е. П. Тонконогая);

- соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результатов требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (В. И. Байденко, В. А. Исаев, Н. А. Селезнева, А. И. Суббето);

- соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (М. М. Поташник, В. М. Полонский, В. П. Панасюк, А. П. Крахмалев);

- способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Г. А. Бордовский, Т. Н. Шамова, П. И. Третьяков, Г. Е. Володина).

Более конкретным, хотя и более общим, может быть определение понятия качества образования по отношению: 1) к результатам образовательного процесса; 2) к

самому образовательному процессу; 3) к образовательному учреждению, осуществляющему образовательный процесс с соответствующими результатами [4]. Качество условий образовательного процесса включает: качество образовательных программ; качество кадрового ресурса; качество материально-технических условий; качество обучающихся; качество целей; качество информационно-методических ресурсов; качество учебно-дидактического обеспечения. Под качеством образовательного процесса понимается качество образовательных технологий; качество учебной деятельности; качество мотивации педагогов; качество отношения обучающихся к образовательной деятельности; качество контроля и оценивания образовательного процесса. Под качеством результатов образовательного процесса понимается совокупность знаний, умений и навыков выпускников, уровни усвоения ими ключевых компетенций, сформированности личностных качеств.

Проблема управления качеством и различные ее аспекты рассматривались известными отечественными учеными-педагогами:

• управление качеством образования (Ю. К. Бабанский, В. И. Байденко, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, М. И. Худоминский, Т. И. Шамова и др.);

• взаимообусловленность качества образования и педагогического менеджмента, при котором управление нацелено на конечные результаты (Н. А. Лукина, Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков и др.);

• критериальные подходы к оценке качества общего образования и эффективности деятельности школы (Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, С. А. Гильманов, В. И. Загвязинский, В. И. Зверева, Н. А. Менчинская, В. П. Панасюк, П. И. Третьяков и

др.);

• организационная структура управления качеством образования (А. Е. Капто, А. М. Моисеев, М. М. Поташник и др.);

• управление качеством образования как обеспечение проектирования, достижение и поддержание качества условий образовательного процесса, его реализации и результатов (Ю. К. Бабанский, Г. Л. Ильин, Э. М. Никитин, П. И. Третьяков, Д. В. Тать-янченко, И. Д. Чечель);

• мониторинг качества образования на различных управленческих уровнях (С. Г. Вершловский, В. А. Кальней, А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос и др.).

Управлением качеством образования понимается нами как целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам.

Управленческой стратегией, способствующей обеспечению и улучшению качества дополнительного образования во Дворце, является системно-целевой подход к управлению, который предполагает: осуществление управления качеством дополнительного образования только в контексте образовательной организации; ориентацию субъектов управленческой деятельности на интегрированное качество дополнительного образования - качество условий, качество процесса, качество результата; коллегиальную разработку этими субъектами собственной модели управления качеством дополнительного образования; структурную соорганизацию и взаимодействие таких основных компонентов системы управления качеством дополнительного образования, как социальный заказ, образовательный процесс, результаты, ресурсы, контроль.

Система управления качеством необходима образовательному учреждению:

• для повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых потребителями образовательных услуг и учредителем в лице министерства образования Кировской области;

• развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации профессиональной деятельности работников;

• улучшения в целом системы управления в образовательном учреждении;

• оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса;

• повышения конкурентоспособности образовательного учреждения;

• создания современных безопасных условий образовательной деятельности;

• обеспечения широкого участия общественности в управлении образовательным учреждением.

Функции системы управления качеством образования во Дворце творчества:

- обеспечение качества образования как общественного договора между субъектами образовательного процесса;

- определение критериальной основы качества образования в образовательном учреждении;

- подготовка аналитических отчетов и публичных докладов о качестве образования во Дворце творчества;

- стимулирование инновационных процессов в образовательном учреждении для поддержания и постоянного улучшения качества образования;

- определение направлений развития образовательного учреждения, повышения квалификации педагогических работников.

Основными задачами управления качеством образования являются: 1) изучение потребностей заказчиков образовательных услуг; 2) разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ, обеспечение их ресурсами; 3) формирование нормативных, организационных, методических и инструментальных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества; 4) оценка и сравнение достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение коррективов в деятельность и систему управления.

Объекты управления качеством в учреждении делятся на три условные группы. К первой группе относятся те объекты, которые должны быть определены и установлены руководством Дворца творчества: политика в области качества образования; организационная структура; поддержание контактов с внешними экспертными организациями, к числу которых относятся лицензирующий орган, учреждения, осуществляющие внешний аудит качества образования, ассоциации экспертов и отдельные эксперты. Вторая группа - объекты, связанные с проектированием, планированием, содержанием и организацией образовательных и рабочих процессов: дополнительные общеобразовательные программы, образовательные проекты Дворца творчества; учебные планы и программы; формы, методы, технологии обучения; воспитательная деятельность. К третьей группе относятся элементы, связанные с ресурсами и оценкой результата: ведение записей и контроль документации по качеству; обеспечение образовательной деятельности (правовое и организационно-распорядительное, финансовое, материально-техническое, кадровое и т. д.); система оценки качества образования.

Модель управления качеством образования состоит из нескольких компонентов. Содержательный компонент аккумулируется в Службе качества образования и включает в себя формирование представления о качестве образования; методологические подходы оценки качества; анализ качества образования;

разработка планов по реализации внутренней системы оценки качества образования в учреждении; определение цели, задач и направлений оценки.

Управленческий компонент включает в себя общественно-управляющую систему; систему методической деятельности; систему социально-психологической, воспитательной деятельности; систему контрольно-оценочной, экспертной деятельности.

Технологический компонент состоит из инвариантных и вариативных технологий оценивания и содержит следующие технологии: технологии по учету, обработке и передаче специальной управленческой информации (контрольно-надзорные технологии); технологии социально-экономического мониторинга качества образования (мониторинговые технологии); технологии социально-педагогического мониторинга качества образования (мониторинговые технологии).

Организационно-деятельностный компонент системы оценки качества образования формируется на основе системы индикаторов, банка диагностических методик, контрольно-измерительных материалов, с помощью которых функционируют: система мониторинга, система социально-педагогического диагностирования, система внутриучрежденческого контроля, система аттестации педагогических кадров, система общественной экспертизы.

Вся полученная аналитическая информация в результате комплексной оценки качества образования (информационный компонент) может быть использована в «портфолио» обучающихся, педагогических и руководящих кадров для отражения индивидуальных достижений; использована при проведении анализа деятельности учреждения, в публичном докладе, материалах по самооценке, которые ежегодно размещаются на официальном сайте Дворца творчества в сети Интернет.

В организационной структуре системы управления качеством во Дворце выделяется Служба качества образования (СКО). Это рабочая группа, объединяющая работников нескольких подразделений учреждения, входящих с состав коллегиальных органов управления Дворцом.

В качестве источников данных для оценки используются:

• результаты мониторинга обучения по дополнительной общеобразовательной программе;

• результаты мониторинга духовно-нравственного развития обучающихся;

• результаты оценки эффективности деятельности педагогических работников Дворца;

• образовательная статистика;

• социологические опросы, проведенные по инициативе администрации и коллегиальных органов управления учреждения;

• отчеты работников учреждения;

• результаты внутриучрежденческого контроля;

• результаты конкурса профессионального мастерства «Педагог года»;

• результаты аттестации педагогических работников;

• результаты иных психолого-педагогических и социологических исследований, проводимых по инициативе субъектов образовательного процесса.

При оценивании качества условий осуществления образовательного процесса мы учитываем следующие характеристики: 1) нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждения творчества, его подразделений; 2) качество управления, в т. ч. целеполагания, анализа, планирования, организации и исполнения, контроля, оценки; 3) кадровое обеспечение (укомплектованность штата и профессиональный уровень педагогических кадров); 4) научно-методическое обеспечение (эффективность инновационной деятельности педагогического коллектива и ее научно-

методического сопровождения); 5) психологические условия (психологический климат в детских и педагогическом коллективах, уровень профессионального выгорания и мотивации к повышению профессионального мастерства); 6) материально-техническое обеспечение образовательного процесса (оснащенность учреждения специальным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов); 7) безопасная среда (соответствие требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда специальными комиссиями по готовности образовательного учреждения к летнему лагерю и новому учебному, пожарно-технической); 8) финансовое обеспечение (эффективность расходования бюджетных средств учреждения, привлечение внебюджетных средств и их расходование на нужды Дворца, ведение бухучета, соблюдение сроков бухгалтерской отчетности).

Оценка качества образовательного процесса предусматривает следующее:

• Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Оценка соответствия направленности и качества дополнительных общеобразовательных программ задачам объединений, требованиям социального заказа происходит в ходе нескольких процедур: экспертизы ДОП методическим и педагогическим советами Дворца, экспертизы в рамках конкурса профессионального мастерства «Педагог года», через социологический опрос «Качество образования», размещенного на сайте Дворца в сети Интернет. Результаты оценки обобщаются два раза в год. Оценка соответствия качества УМК задачам и целям ДОП осуществляется также в ходе экспертных процедур конкурса профессионального мастерства, на методическом совете Дворца и в ходе посещения учебных занятий администрацией в рамках внутриучре-жденческого контроля.

• Оценивание эффективности используемых в образовательном процессе технологий, форм и методов работы, а также наличие и эффективность системы диагностики промежуточных и итоговых результатов реализации ДОП осуществляется через регулярное посещение занятий администрацией и в ходе конкурса профессионального мастерства в соответствующих номинациях.

• Диагностика духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предполагает: изучение уровня сформированности нравственных понятий у учащихся (анкета «Нравственные понятия»); выявление уровня нравственной самооценки учащихся (методика «Диагностика нравственной самооценки»); диагностику толерантного поведения учащихся (методика «Незаконченные предложения»), изучение отношения к жизненным ценностям (методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям»), изучение уровня нравственной мотивации учащихся (методика «Диагностика нравственной мотивации»), оценку состояния ценностных отношений подростка к миру, к другим людям, к самому себе («Методика диагностики личностного роста», авторы И. В. Кулешова, П. В. Степанов, Д. В. Григорьев). Данные диагностические исследования проводятся ежегодно. Основные результаты воспитания, социализации и духовно-нравственного развития учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, педагогов), анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности, различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста, самооценочные суждения детей.

Оценка качества образовательных результатов включает:

• изучение предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы, которое оценивается в рамках мониторинга по каждой образовательной программе два раза в год;

• степень развития специальных качеств, необходимых для занятий конкретным видом деятельности, оценивается через отчетные формы: выставки, концерты, спектакли, соревнования, конкурсы, опросы родителей, воспитанников, наблюдение, учет достижений учащихся в разных формах;

• изучение личностных результатов как качество результатов воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся - путем сопоставления поставленных в каждом объединении целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и при помощи специально подобранных методик;

• степень удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) качеством образования во Дворце творчества.

Стратегические цели деятельности Дворца творчества по внедрению системы управления качеством можно определить следующим образом:

1) изучение потребностей заказчиков образовательных услуг (систематизация опросов родителей (законных представителей), социальных партнеров о качестве дополнительного образования во Дворце творчества; внедрение форм независимой оценки качества в образовательной организации в том числе с использованием информационных технологий);

2) формирование компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных программ и запросов потребителей (обновление содержания дополнительных образовательных программ; разработка и реализация новых дополнительных общеобразовательных программ; обновление образовательных технологий и обеспечение вариативности образования; развитие системы привлечения социальных партнеров к разработке и реализации общеобразовательных программ дополнительного образования);

3) формирование нормативных, организационных, методических и инструментальных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества (совершенствование нормативно-правового и документационного обеспечения процессов управления качеством образования в учреждении); создание Службы качества образования, оптимизация организационной и штатной структуры Дворца творчества (четкое разграничение функций, полномочий, ответственности, ответственности управленческих структур в области планирования, управления и контроля качеством); развитие внутренней системы повышения квалификации педагогических работников учреждения; участие в конкурсах и проектах; развитие электронного документооборота в учреждении и улучшение системы контроля за исполнением приказов, распоряжений, поручений; модернизация материальной базы учреждения; увеличение объема доходов от образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности; сохранение высококвалифицированного кадрового потенциала учреждения, стимулирование механизмов кадрового обновления; развитие системы материального стимулирования труда сотрудников эффективных механизмов оценки качества и результатов деятельности;

4) оценка и сравнение достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение коррективов в деятельность и систему управления (развитие внутренней системы оценки качества образования; развитие системы независимого контроля качества освоения ДОП; формирование механизмов оценки востребованности образовательных услуг с участием потребителей); обеспечение потребителей и общественности информацией о результатах деятельности Дворца творчества, поддержка средствами информационных технологий инвестиционно привлекательного имиджа учреждения (совершенствование сайта, размещение на сайте информации об образовательных программах

Дворца творчества, о персональном составе педагогов и их квалификации, о достижениях обучающихся, детских объединений, педагогических сотрудников и т. д).

В рамках создания системы управления качеством образования во Дворце творчества были разработаны индикаторы оценки качества (индикаторы определения результативности решения задач в области повышения качества образовательного процесса; индикаторы определения результативности решения задач в области качества результатов; индикаторы определения результативности решения задач в рамках повышения качества условий), разработан и апробирован измерительный инструментарий.

Система управления качеством образования в КОГОБУ ДО «Дворец творчества -Мемориал» показала свою эффективность на протяжении пяти лет. Данные, получаемые в рамках оценки качества, становились основанием как для принятия тактических управленческих решений по коррекции деятельности учреждения, так и для построения программы развития Дворца на 2017-2021 гг.

Примечания

1. Панасюк В. П. Развитие теории и современные проблемы управления и оценки качества образования // Человек и образование. 2013. №3. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. [Электронный ресурс]. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2013-3_098-104.pdf

2. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

3. Субетто А. И. Сочинения. Ноосферизм : в 13 т. Т. 8 : Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. Кн. 2 / под ред. Л. А. Зеленова. СПб. ; Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. С. 163.

4. Поташник М. М. Управление качеством образования : учеб. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005. С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.