РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
УДК 37.022; 37.034; 159.99
Е. А. Белорыбкина, С. В. Кудинова
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторы статьи предлагают использовать процесс взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования как средство решения проблемы воспитания ценностно-смысловой сферы личности обучающегося в условиях сетевой кооперации образовательных организаций. При этом учитывается сущность психологических механизмов становления ценностных ориентаций личности обучающегося в процессе воспитания.
The authors suggest to use the process of interaction and continuity of general and additional education as a means of solving problems in developing student's axiological sphere within the network cooperation of educational organizations. This takes into account the nature of psychological mechanisms of forming student's value system in the process of education.
Ключевые слова: взаимодействие, преемственность, сетевая кооперация, ценности.
Keywords: interaction, continuity, network cooperation, values.
Социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию обучающихся. Сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, реализовав на практике теоретические основы взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования, новые инте-гративные методики и технологии обучения, развития и воспитания детей, подростков и молодежи.
Проблема взаимосвязи общего и дополнительного образования школьников связана с педагогической проблемой целостности образовательного процесса, что еще в 20-50-е гг. прошлого столетия разрабатывалась А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, С. Т. Шацким.
Современная практика детально представлена в работах Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, А. А. Харунжева и др. Вопросы организации и проведения современных учебных занятий с позиции интегративного подхода рассмотрены в трудах С. В. Кульне-вича, Т. П. Лакоцениной [1].
В Кировской области также наработан опыт, который представлен в учебном пособии Е. А. Белорыбкиной, С. А. Исаевой «Подготовка педагога к реализации идей интеграции общего и дополнительного образования в системе повышения квалификации: теория и практика», где содержатся практические материалы региональных инновационных площадок на базе Малмыжского, Немского и Верхнекамского районов Кировской области [2].
Актуальность же решения данной проблемы для КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал» обусловлена Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг. (в части РАО), утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 2237-р, внедрением в практику работы образовательных организаций Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, который должны знать и использовать в образовательном процессе не только школьные педагоги, но и педагоги дополнительного образования, так как и те и другие в основном работают с обучающимися школьного возраста. Взаимодействие и преемственность деятельности учителей, педагогов дополнительного образования обеспечивают целостность образовательно-воспитательного процесса и, как следствие, системность воспитательного воздействия на обучающегося.
В условиях же реализации ФГОС педагоги, стремясь реально освоить теорию и практику интеграции общего и дополнительного образования, урочных и внеурочных занятий школьников, часто рассматривают проблему только с позиций внешней формальной интеграции.
Это обусловлено, во-первых, сложностью управления процессом взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования. В ситуации разнообразия субъектов интеграции (детей, родителей, педагогов, учреждений разных ведомств и др.) 34
сложно найти единую формальную структуру, которая позволила бы обеспечить устойчивость взаимосвязей между субъектами.
Во-вторых, в условиях взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования возникает проблема избирательности информации и поиска определенного партнера по взаимодействию в широком поле содержания дополнительного образования детей. Так, включение в качестве партнеров по экспериментальной площадке указанных ниже образовательных организаций обусловлено качеством совокупных ресурсов, а также возможностью их использования как в крупном городском образовательном учреждении, так и в малочисленном сельском.
В-третьих, остро встает проблема согласования целей деятельности субъектов интеграции, что может привести к дезинтеграции всех ресурсов образовательного процесса и, в конечном счете, не будет способствовать главной цели - развитию личности ребенка.
В-четвертых, известное сопротивление управлению оказывает сам человек как субъект процесса интеграции. Многогранность интересов, индивидуальные черты характера, возможности и способности детей, родителей, педагогов, а также возможности кадрового обеспечения образовательной системы конкретной образовательной организации, будь то школа или дом детского творчества, могут как способствовать, так и препятствовать реализации идей интеграции общего и дополнительного образования детей.
В КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал» накоплен достаточный опыт работы по взаимодействию и преемственности общего и дополнительного образования в решении проблемы воспитания ценностно-смысловой сферы личности обучающегося. Так, по итогам 2014-2015 учебного года педагоги Дворца оказали образовательные услуги 2078 школьникам МБОУ СОШ с УИОП № 51, МБОУ СОЩ № 31 г. Кирова согласно договору о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ. Положительно, что школами востребованы образовательные услуги различных направлений воспитания и социализации: художественно-эстетического (810 школьников), эколого-биологичес-кого (486 школьников), военно-патриотического (323 школьника), социально-педагогического (459 школьников), что позволяет в условиях новых стандартов общего образования наиболее качественно формировать личностные, метапредметные и предметные результаты образования обучающихся в рамках основной образова-
тельной программы школы. В реализации программ дополнительного образования принимали участие обучающиеся разного возраста, с 1-го по 9-й класс.
Кроме того, в течение 2014-2015 учебного года проблема взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования решалась педагогическим коллективом Дворца посредством включения 20770 обучающихся общеобразовательных организаций Кировской области в реализацию следующих направлений и программ деятельности Дворца:
1. Направление «Я- гражданин!», программы воспитания и социализации: проект «Родина. Честь. Слава», программа «Память», проект «Правовой марафон», программа «Вятка - капелька России», охват обучающихся составил в областных массовых мероприятиях 3745 человек, в областных конкурсных мероприятиях -560 человек.
2. Направление «Твой выбор», программа «Праздник +» - в областных массовых мероприятиях приняли участие 3967 человек, в областных конкурсных мероприятиях - 100 человек.
3. Направление «Как прекрасен этот мир!», программа «Хорошие книжки - девчонкам и мальчишкам», программа «Поделись улыбкою своей... » - в областных массовых мероприятиях приняли участие 7430 человек, в областных конкурсных мероприятиях -1231 человек.
4. Направление «Экология жизни», проекты «От творчества к осознанию» и «Мы выбираем здоровый образ жизни», в областных конкурсных мероприятиях участвовали 1684 человека.
5. Направление работы с детьми с особыми потребностями в образовании, проект «Когда мы вместе» охватил 2053 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, проблема взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования с целью влияния на ценностно-смысловую сферу личности воспитанника не является для педагогического коллектива Дворца новой, ее решением занимались и раньше, понимая под взаимодействием чаще всего внешние связи различных социальных институтов:
- участие школьников г. Кирова в реализации программ дополнительного образования Дворца, направленность которых со-36
звучна направлениям внеурочной деятельности ФГОС общего образования;
- участие обучающихся г. Кирова и Кировской области в массовых и конкурсных мероприятиях, направления которых соотносятся с направлениями воспитания и социализации основной образовательной программы школы.
Тем не менее данная модель внешней интеграции не позволяет системно воздействовать на развитие личности конкретного ребенка, его ценностно-смысловой сферы, так как отсутствует согласованность организационного, содержательного, технологического и оценочного аспектов взаимодействия и преемственности школ и Дворца.
Поэтому назрела необходимость наряду с внешней интеграцией создать условия для интеграции внутренней, которая бы позволила повысить уровень качества образовательного процесса, качества условий его осуществления и, как следствие, качества образовательных результатов обучающихся (личностных, метапред-метных и предметных).
Являясь региональным ресурсным центром по теме «Воспитание личности обучающегося», Дворец творчества - Мемориал посредством новых механизмов взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования, разрабатываемых в рамках экспериментальной площадки ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», сумеет более эффективно продолжить свою деятельность в данном качестве.
Взаимодействие и преемственность - философские категории. Первая отражает процессы воздействия объектов, субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Преемственность же рассматривается как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.
В педагогической практике эти понятия чаще ассоциируются с понятием «интеграция». Интеграция (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.
Специалисты выделяют внешние и внутренние (проявляющиеся внутри системы педагогического образования) факторы интеграции и классифицируют их по группам: политические, со-
циальные, экономические, ресурсные, юридические, педагогические, кадровые, территориальные. Среди внешних факторов интеграции выделяют: социальный заказ; государственную политику в области образования (ориентация российского образования на инновационное развитие); влияние общероссийских и международных процессов интеграции в образовании. Среди внутренних факторов интеграции - общность цели образовательных учреждений; стремление образовательных учреждений к оптимизации своих ресурсов, накоплению интегративного потенциала, координации деятельности для совместного использования ресурсов, создание единого информационно-образовательного пространства территориальной образовательной системы.
Формы интеграции выделяются в зависимости от уровня интеграции (от низшего к высшему); в общем случае выделяются следующие формы: кооперация, ассоциация, слияние [3].
О кооперации и ассоциации как о формах, характеризующихся минимальной и средней степенью взаимного сближения субъектов интеграции, можно говорить применительно к интеграции учреждений общего и дополнительного образования детей. Слияние как форма, характеризующаяся максимальной степенью взаимного сближения субъектов интеграции, чаще всего описывает интеграционные процессы внутри одного общеобразовательного учреждения.
В случае нашего эксперимента рассматривается модель сетевой кооперации учреждений общего и дополнительного образования, в которой КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал», МБОУ СОШ с УИОП № 27 г. Кирова и МБОУ СОШ № 40 г. Кирова являются ресурсными центрами по реализации программ дополнительного образования различной направленности, а МКОУ СОШ с. Ксти-нино Кирово-Чепецкого района - площадкой по апробации и внедрению услуг ресурсных центров, а также площадкой по изучению уровня доступности данных услуг для сельских образовательных организаций, составляющих более половины школ Кировской области.
Кроме того, необходимо отметить, что при реализации модели сетевой кооперации мы учитываем сущность психологических механизмов становления ценностных ориентаций личности обучающегося в процессе воспитания, раскрывая ее через четыре ключевых идеи. Идея первая - ценность - это еще не ценностная ориентация. Идея вторая - развитие личности ведёт к её целостности с иерархической структурой ценностей, выраженной в многовер-
шинном личностном профиле с доминирующей вершиной. Идея третья - ценностное развитие личности находится в прямой зависимости от особенностей возраста. Идея четвертая - ценностное развитие личности предполагает присвоение субъектом социальных ценностей общества, принятие их в свой духовный мир.
В качестве механизма принятия ценностей в духовный мир личности в психологических исследованиях описываются: осознание ребёнком собственного смысла ценности, осознание ценностного противоречия (повышение уровня самосознания), вербализация (рефлексия) процесса ценностного роста, переживание ценностей, диалогическое общение субъектов ценностного отношения, разрешение ситуации ценностного выбора [4].
Чтобы создавать условия ценностного развития личности в образовательном процессе, мы считаем необходимым предоставить возможность обучающемуся выступать субъектом своего ценностного роста; моделировать образовательную среду, имитируя на практике ситуации реальной жизни воспитанника (согласно его возрасту), связанные с ценностным выбором; стимулировать внутрилич-ностную конкуренцию ценностей субъекта, обнажая противоречия; предоставлять возможность осознания ценностных противоречий через диалогическое общение субъектов ценностного отношения; избирать такие технологии организации занятий, которые обеспечат переживание ценностного роста и рефлексию этого процесса [5].
Источниками же воспитания могут выступить психолого-педагогические технологии, направленные на содействие ценностному развитию личности, которые позволят обеспечить вербализацию личностью ценностных противоречий, субъективное переживание и осмысление процесса ценностного роста. Технологии обязательно должны предусматривать включение ребёнка в деятельность по апробации ценностей. Содержательным наполнением таких технологий будут выступать искусство, литература, религия, философия, а также реальные ситуации из жизни человека, которые, стимулируя процесс поиска субъективных смыслов, обеспечат личностную и возрастную значимость обсуждаемой проблемы.
Мы считаем, что проблему развития ценностно-смысловой сферы личности обучающегося средствами взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования детей в условиях эксперимента возможно рассматривать в четырех взаимосвязанных аспектах: организационном, содержательном, технологическом и оценочном (см. таблицу).
о Содержательное наполнение аспектов взаимодействия и преемственности
общего и дополнительного образования в условиях сетевой кооперации образовательных организаций
№ п\п Аспекты взаимодействия и преемственности Руководящие кадры Педагогические кадры Обучающиеся
1 Организационный 1. Подписание договора о взаимодействии между ОО-участниками сети. 2. Разработка модели сетевого взаимодействия по шести направлениям: гражданс-ко-патриотическому, художественно-эсте-тическому, интеллектуальному, социальному, спортивно-оздоровительному, экологическому. 3. Определение участников межрегионального межведомственного научно-практи-ческого вебинара «Взаимодействие и преемственность общего и дополнительного образования». 4. Подготовка и проведение региональных научно-методических семинаров, конференций разного уровня. 5. Подготовка публикаций (методических рекомендаций, учебно-методических пособий). 6. Разработка инструментария оценки учебных достижений обучающихся в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования. 7. Разработка критериальной системы оценки эффективности взаимодействия и преемственности. 8. Участие в работе Ученого совета ФГБНУ ИСРО РАО 1. Разработка разновозрастных проектов и программ взаимодействия и преемственности. 2. Реализация программ дополнительного образования Дворца в ОО-участниках сети. 3. Участие педагогов ОО-участ-ников сети в массовых и конкурсных мероприятиях Дворца. 4. Участие в проведении вебина-ров, семинаров, конференций. 5. Участие в подготовке публикаций (методических рекомендаций, учебно-методических пособий, статей). 6. Определение места применения инструментария оценки учебных достижений обучающихся в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования в образовательном процессе 1. Участие в реализации разновозрастных проектов и программ взаимодействия и преемственности. 2. Участие в реализации программ дополнительного образования Дворца ОО-участниками сети. 3. Участие обучающихся ОО-участников сети в массовых и конкурсных мероприятиях Дворца
2 Содержательный 1. Разработка программы сетевого взаимодействия по шести направлениям воспитания и социализации обучающихся: граж-данско-патриотическому, художественно-эстетическому, интеллектуальному, со-циально-психологическому, спортивно-оздоровительному, экологическому. 2. Определение инвариантной интегратив-ной составляющей (базовые национальные ценности; носители базовых национальных ценностей; задачи возрастного развития; профилактика проблем социализации) модели взаимодействия и преемственности. 3. Представление положительного опыта решения проблемы в ходе вебинаров, семинаров, конференций разного уровня, заседаний Ученого совета ФГБНУ ИСРО РАО. 4. Подготовка методических рекомендаций, учебно-методических пособий, статей. 5. Отбор методов оценки учебных достижений обучающихся в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования. 6. Отбор критериев эффективности взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования 1. Разработка проектов и программ сетевого взаимодействия по шести направлениям: гражданско-патрио-тическому, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному, спортивно-оздоровительному, экологическому. 2. Разработка инвариантной инте-гративной составляющей (базовые национальные ценности; носители базовых национальных ценностей) модели взаимодействия и преемственности. 3. Представление положительного опыта решения проблемы в ходе вебинаров, семинаров, конференций разного уровня. 4. Подготовка методических рекомендаций, учебно-методичес-ких пособий, статей. 5. Апробация методов для инструментария оценки учебных достижений обучающихся в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования 1. Освоение содержания проектов и программ взаимодействия и преемственности. 2. Подготовка продуктов реализации проектов и программ
3 Технологический 1. Внедрение технологии взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия. 2. Определение перечня апробируемых методик и технологий реализации идей взаимодействия и преемственности (авторские методики, открытые образовательные технологии). 1. Апробация и внедрение в образовательный процесс методик и технологий реализации идей взаимодействия и преемственности (авторские методики, открытые образовательные технологии). 1. Участие в реализации методик и технологий взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования.
3. Определение перечня апробируемых методик и технологий сопровождения возрастного развития, техник и приемов профилактики проблем социализации. 4. Внедрение технологии оценки учебных достижений обучающихся в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования. 5. Внедрение системы оценки эффективности взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования 2. Апробация и внедрение в образовательный процесс методик и технологий сопровождения возрастного развития, техник и приемов профилактики проблем социализации. 3. Апробация и внедрение в образовательный процесс технологии оценки учебных достижений обучающихся в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования 2. Участие в реализации методик и технологий сопровождения возрастного развития, техник и приемов профилактики проблем социализации. 3. Самооценка учебных достижений в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования
4 Оценочный 1. Оценка эффективности модели взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования в условиях сетевой кооперации образовательных организаций. 2. Оценка уровня профессиональной готовности педагогов к реализации идей взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования в условиях сетевой кооперации образовательных организаций 3. Оценка уровня сформированности учебных достижений обучающихся в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования 1. Самооценка уровня профессиональной готовности к реализации идей взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования в условиях сетевой кооперации образовательных организаций. 2. Оценка уровня сформированности учебных достижений обучающихся в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования 1. Формирование личностных, метапредметных, предметных результатов образования. 2. Презентация продуктов реализации проектов, программ, участие в конкурсных мероприятиях
Реализация данных компонентов интеграции позволит включить в совместную деятельность основных участников образовательного процесса и тем самым дать оценку эффективности разработанной модели воспитания ценностно-смысловой сферы личности обучающегося во взаимодействии и преемственности общего и дополнительного образования.
Примечания
1. Лакоценина Т. П. Современный урок. Ч. 6: Интегрированные уроки: науч.-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей учеб. заведений, студ. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. 256 с.
2. Белорыбкина Е. А., Исаева С. А. Подготовка педагога к реализации идей интеграции общего и дополнительного образования в системе повышения квалификации: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей системы повышения квалификации, руководителей муниципальных методических служб, руководителей образовательных учреждений, педагогов-практиков. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2011. 211 с.
3. Интеграция общего и дополнительного образования: практ. пособие / под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. Л. Поладьева. М.: АРКТИ, 2006. 296 с. (Сер. «Дополнительное образование»).
4. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005.
352 с.
УДК 026:34
А. А. Демидов, А. Н. Король, О. Р. Старовойтова, А. Л. Третьяков
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ОПЫТ СОЗДАНИЯ СЕТИ ЦЕНТРОВ ПРАВОВОЙ И ИНОЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ НА БАЗЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
Изменяющаяся роль школьных библиотек в период внедрения ФГОС и реализации государственных программ образования вызвала к жизни новые формы работы, активизировала процессы информатизации публичных библиотек, сделала необходимым внутриведомственное, междуведомственное взаимодействие. Библиотеки в современной школе являются полноценными