Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ В РАМКАХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА'

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ В РАМКАХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свалова И. В., Арчакова Е. П.

В статье рассматриваются основные аспекты формирования программы развития образовательной организации как инструмента целенаправленного управления качеством образования. Представлены основные подходы к разработке, содержанию и структуре программ развития образовательной организации, обоснована актуальность проектно-целевого подхода как ведущего для решения стратегических задач образовательной политики на региональном уровне. А также доказывается целесообразность использования структурных компонентов управленческого цикла в качестве универсального механизма управления как реализацией программы развития, так и управления любой другой системой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свалова И. В., Арчакова Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSES OF SCHOOL DEVELOPMENT PROGRAM REALIZATION IN THE FRAMEWORK OF ADMINISTRATIVE COURSE

The article observes main aspects of development program formation of educational institution as an instrument of focused management of education quality. The main approaches to development, content and structure of educational institution development program are presented, the actuality of project targeted approach as a leading one for policy challenge solution on a regional level is proved. Practicability of structural components of administrative course usage by way of universal management mechanism as to development program realization and any other system management is proven

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ В РАМКАХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА»

УДК 371

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ В РАМКАХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА

И. В. Свалова, Е. П. Арчакова

В статье рассматриваются основные аспекты формирования программы развития образовательной организации как инструмента целенаправленного управления качеством образования. Представлены основные подходы к разработке, содержанию и структуре программ развития образовательной организации, обоснована актуальность проектно-целевого подхода как ведущего для решения стратегических задач образовательной политики на региональном уровне. А также доказывается целесообразность использования структурных компонентов управленческого цикла в качестве универсального механизма управления как реализацией программы развития, так и управления любой другой системой.

Ключевые слова: образовательная политика, программа развития, проектно-целевое управление, управление качеством образования, управленческий цикл.

В настоящее время программа развития образовательной организации выступает как важнейший инструмент управления развитием образовательной организации. Нормативно это закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 п. 3). Функционально программа развития является стратегическим документом образовательного учреждения, который определяет:

ценности и цели, для достижения которых она введена;

последовательность мероприятий по развитию;

организационные формы и методы, средства и условия процесса ее развития.

Кроме того, данный нормативный документ должен стать инструментом, отражающим системные, целостные изменения в образовательной организации посредством контроля и

мониторинга хода и результатов запланированного развития.

Мы понимаем, что разработка программы развития школы строится на основе множества факторов, главными из которых могут быть названы ведущие приоритеты национального образования, обозначенные в ключевых документах в области образовательной политики, а также приоритеты развития системы образования того региона, в котором оно функционирует. Так, например, в настоящее время ведущую позицию в определении вектора развития общеобразовательной организации занимает Национальный проект «Образование» и составляющие его федеральные проекты, которые предполагают реализацию четырех основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку соответствующих профессиональных кадров, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой [1]. Ключевые стратегические задачи развития образования в Российской Федерации: глобальная конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования - определены также Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N° 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [5].

В качестве концептуальных документов, определяющих цели и задачи региональной образовательной системы по направлению оценки качества образования, выступают Концепции региональной системы оценки качества образования, информационной политики в системе образования Челябинской области, регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования [2,

3, 7].

Все вышеперечисленные документы устанавливают долгосрочные целевые ориентиры и направления развития общеобразовательных организаций, что обуславливает необходимость определения стратегии развития образовательной организации с учетом её специфики, а также поиск эффективных управленческих механизмов и решений в целях повышения качества образования [9].

В научной и педагогической литературе отражены несколько подходов к разработке, структуре и реализации программы развития: программно-целевой (М. М. Поташник), который позволяет связать поставленные цели с имеющимися ресурсами и принимать на этой основе взвешенные управленческие решения; деятельностно-компетентностный (В. С. Лазарев), который исходит из определения ключевых проблем, на решение которых за счет инноваций направлена программа развития; аналитический (В. В. Сериков), с точки зрения которого программа развития представляет модель динамики развития образовательной организации с количественными характеристиками [8].

В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют однозначные требования к порядку разработки, структуре и содержанию программы развития на уровне образовательной организации, данные вопросы наиболее целесообразно решать на основе интеграции возможностей всех вышеуказанных подходов. В рамках решения задач образовательной политики на региональном уровне принято считать, что наиболее актуальным для решения управленческих задач является проектно-целевой подход, в рамках которого программа развития разрабатывается как комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости [6]. Применение данного подхода при разработке программы развития школы позволит реализовать стратегические задачи, отраженные в концептуальных документах по управлению качеством образования как федерального, так и

регионального значения.

МБОУ СОШ №32 Озерского городского округа уже более 10 лет управляет своим развитием посредством реализуемых программ. Все программы были связаны между собой по содержанию и структуре. Сейчас школа заканчивает работу над реализацией «портфеля проектов» программы развития по управлению качеством образования, рассчитанной а период с 2020 по 2022 годы, то есть с момента определения деятельности школы как инновационной в статусе региональной инновационной площадки.

При разработке своей программы развития по управлению развитием качества образования МБОУ СОШ №32 руководствовалась стратегическими документами федерального и регионального уровней, а также ориентировалась на цели и задачи, поставленные перед нами как перед опорной площадкой, действующей в рамках направления «Развитие информационной политики в образовательной организации». Разрабатывая программу развития как основополагающий стратегический документ по управлению школой, мы также учитывали, что она не является обособленным документом. Её содержание соотносилось с другими локальными нормативными актами, такими как: образовательные программы на всех уровнях общего образования, Положение о ВСОКО и др.

В качестве механизма управления реализацией программы развития на основе принципов проектно-целевого управления нам показалось целесообразным использовать последовательную реализацию структурных компонентов управленческого цикла.

В соответствии с методологией структура управленческого цикла представлена через семь компонентов: выдвижение цели и её обоснование; определение количественных и качественных показателей оценки состояния системы управления качеством образования и методов (источников) сбора информации; организация и проведение мониторинга по установленным показателям; осуществление анализа полученной информации и разработка адресных рекомендаций; принятие мер и

управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей с учетом выявленных проблемных областей; проведение анализа эффективности принятых мер, по результатам которого формируются новые цели [4].

В целях реализации заявленных компонентов на первоначальном этапе была выдвинута цель программы развития - получение и доведение до всех участников образовательных отношений достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности (в том числе тенденциях изменения качества образования и факторах, влияющих на его уровень) для принятия эффективных решений по управлению качеством образования в условиях цифровой трансформации образования. Эта цель отражает основные направления Национального проекта «Образование», цели региональной политики в сфере оценки качества образования и задачи, определенные школе в рамках инновационной деятельности как региональной опорной площадки.

Также были определены задачи, реализация которых обеспечила бы достижение заявленной цели:

осуществлять комплексную оценку качества образования в МБОУ СОШ № 32 (в том числе через участие в независимых процедурах оценки качества образования);

совершенствовать внутреннюю систему оценки качества образования в части информационно-технологического и научно-методического сопровождения;

совершенствовать управленческую деятельность в рамках управленческого цикла, направленную на повышение качества образования;

создать условия для развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации, направленной на эффективное взаимодействие всех ее пользователей;

совершенствовать систему внутришкольно-го профессионального развития в части формирования информационно-управленческой культуры педагогов.

Для достижения цели и реализации задач были определены основные направления программы, каждое из которых разрабатывалось и реализовывалось в качестве отдельного проекта.

В соответствии с методологией реализации компонентов управленческого цикла следующим шагом стало определение количественных и качественных показателей контроля реализации направлений программы развития, которые определялись как доли и проценты с нарастающим итогом. Данные показатели определялись, исходя из ожидаемых результатов реализации основных направлений программы развития, и нормативно были закреплены в паспорте программы, в котором также были закреплены методы сбора и обработки информации.

Для получения информации о достижении основных показателей реализации программы по направлениям на следующем этапе был проведен мониторинг. Приказом по школе «О проведении мониторинга количественных и качественных показателей реализации программы развития на 2020-2022 годы по итогам 1 и 2 полугодия 2021 года в МБОУ СОШ № 32» был утвержден регламент его проведения. В регламенте закреплялись следующие ключевые этапы мониторинга:

источники получения информации (количественные показатели, в том числе данные информационных систем, таких как ФИС «ОКО», ИС «УКО»);

порядок и сроки обработки полученной информации;

формы систематизации, обработки и предоставления полученных данных.

По результатам мониторинга был осуществлен анализ полученной информации, что позволило объективно оценить промежуточные результаты реализации основных направлений программы развития. Так, ряд показателей стали функционирующими, например, по направлению совершенствования ВСОКО увеличилась доля обучающихся, занимающих призовые места в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников; увеличилась доля обучающихся, показавших по итогам

независимых оценочных процедур базовый и повышенный уровни выполнения. Также по направлению развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации, направленной на эффективное взаимодействие всех ее пользователей, в соответствии с установленными сроками были реализованы мероприятия дорожной карты по созданию условий для развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры МБОУ СОШ №32.

Однако заявленной в программе плановой динамики результативности не достигли показатели по формированию информационно-управленческой культуры педагогических работников. Таким образом, по итогам проведенного мониторинга была выявлена необходимость корректировки и уточнения цели программы развития на 2022 год. В качестве мер, позволяющих усилить это направление, были приняты следующие управленческие решения:

издан приказ по школе «О проведении комплекса мероприятий по организации внутришкольного сопровождения развития информационно-управленческой культуры педагога как механизма управления качеством образования»;

определена цель данного направления деятельности (создание организационных, информационных, научно-методических условий для комплексного сопровождения профессионального развития педагогов по направлениям цифровизации и цифровой трансформации), а также сформированы задачи, согласованные с деятельностью школы как региональной опорной площадки:

1. Проанализировать и обновить при необходимости локально-нормативную базу, регламентирующую внутриорганизационное сопровождение профессионального развития педагогов в части информационно-управленческой культуры.

2. Организовать деятельность рабочих групп по разработке мероприятий в области профессионального развития педагогов в части информационно-управленческой куль-

туры.

3. Развивать сетевое взаимодействие между МБОУ СОШ №32 и организациями-партнерами за счет создания единой сетевой площадки, объединяющей участников методической деятельности для повышения эффективности деятельности опорной площадки

4. Обеспечить распространение инновационной практики региональной площадки в рамках реализации стажировочных программ, проведения семинаров / вебинаров / прочих образовательных и научных мероприятий для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области

5. Обеспечить открытость профессионального развития педагогов через информирование общественности о ходе и результатах реализации проекта с использованием сетевых ресурсов, в том числе сайта образовательной организации.

По результатам деятельности рабочих групп была разработана и утверждена «Программа внутриорганизационного сопровождения развития информационно-управленческой культуры педагога как механизма управления качеством образования МБОУ СОШ № 32 на 2022 год». По итогам принятых мер в конце 2022 года будет проведен анализ эффективности принятых мер, который позволит оценить, насколько оправданы были принятые управленческие решения по корректировке программы развития с учетом специфики промежуточных результатов, по оценке её результативности. Полученные в ходе анализа результаты станут основой разработки последующей программы развития.

По итогам проведенной нами работы были сделаны следующие выводы: управляя реализацией программы развития в соответствии с методологией управленческого цикла, административная команда школы смогла пошагово отработать механизм принятия управленческих решений в рамках этой методологии, а также пришла к выводу, что реализация полного управленческого цикла является универсальным механизмом управления развитием любой системы. Иными словами, программу

31

развития целесообразно реализовывать через структурные компоненты управленческого цикла: это позволяет обеспечить системное применение механизмов управления развитием, а также достичь главного результата -повышения эффективности деятельности по вопросам качества образования.

Также нами было подтверждено, что ключевым этапом управления программой развития является двухкомпонентный анализ данных, полученных в результате мониторинга. И на первый план здесь выдвигается анализ эффективности принятых мер и управленческих решений, так как именно на этом этапе конкретизируются действия, направленные на достижение конечной цели с учетом выявленных в результате первичного анализа данных, слабых мест. Именно в результате этих действий формируются новые цели, которые могут стать основой для разработки новой программы развития и позволят выстроить управленческий цикл с обновленным содержанием.

Список литературы

1. Кирдянкина, С. В. Программа развития общеобразовательной организации в контексте реализации Национального проекта «Образование» / С. В Кирдянкина // Сибирский учитель. - 2020 - №>1 (128). - C. 51-61.

2. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / М-во образования и науки Челябинской области. - Челябинск: РЦОКИО, 2022. - 115 с. - ISBN 978-5-906934-54-3

3. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) / Министерство образования и науки Челябинской области. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: РЦОКИО, 2020. -130 с. - ISBN 978-5-906934-42-0

4. Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования. URL: https://fioco.ru/Media/Default/ Documents/%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0% B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-1.pdf (дата обращения: 30.04.2022).

5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации

на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018) - URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 10.05.2022).

6. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206009 / (дата обращения: 01.05.2022).

7. Об утверждении Концепции (обновленной) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (Челябинская область) и Дорожной карты ее реализации: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.12.2021 г. № 01/3050 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/koncepcia _rses_obnov.pdf (дата обращения: 18.04.2022).

8. Подходы к проектированию программы развития образовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования / Е. А. Солодкова, Д. С. Ильина, А. А. Авдашкин [др.] // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - №2 (5). - 2018. - С. 34-44.

9. Репета, Л. М. Программа развития по управлению качеством образования как востребованная информационная основа принятия эффективных управленческих решений / Л. М. Репета, Е. В. Легаева // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Единство региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования. VI межрегиональная научно-практическая конференция (02 декабря 2021 года, г. Челябинск): сборник материалов конференции / под ред. А. А. Барабаса. -Челябинск: РЦОКИО, 2021. - 316-327.

References

1. Kirdjankina, S. V. Programma razvitija obshheobrazovatel'noj organizacii v kontekste realizacii Nacional'nogo proekta «Obrazovanie» / S. V Kirdjankina // Sibirskij uchitel'. - 2020 - №°1 (128). - C. 51-61.

2. Koncepcija (obnovlennaja) informacionnoj politiki v sisteme obrazovanija

Cheljabinskoj oblasti / M-vo obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti. - Cheljabinsk: RCOKIO, 2022. - 115 s. - ISBN 978-5-906934-54-3

3. Koncepcija (obnovlennaja) regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija (Cheljabinskaja oblast') / Ministerstvo obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti. - 2-e izd., ispr. i dop. - Cheljabinsk: RCOKIO, 2020. -130 s. - ISBN 978-5- 906934-42-0

4. Metodicheskie rekomendacii po razvitiju mehanizmov upravlenija kachestvom obrazovanija. - URL: https://fioco.ru/Media/ Default/Documents/%D0%92%D0%B2%D0%B 5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0 %B5-1.pdf (data obrashhenija: 30.04.2022).

5. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 g. № 204 (red. ot 19.07.2018) - URL: https://base.garant.ru/71937200/ (data obrashhenija: 10.05.2022).

6. Ob organizacii proektnoj dejatel'nosti v Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2016 № 1050 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_206009/ (data obrashhenija: 01.05.2022).

7. Ob utverzhdenii Koncepcii (obnovlennoj) regional'nogo setevogo jekspertnogo soobshhestva v sfere ocenki kachestva obrazovanija (Cheljabinskaja oblast') i Dorozhnoj karty ee realizacii: prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 01.12.2021 g. № 01/3050 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/koncepcia _rses_obnov.pdf (data obrashhenija: 18.04.2022).

8. Podhody k proektirovaniju programmy razvitija obrazovatel'noj organizacii po rezul'tatam vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija / E. A. Solodkova, D. S. Il'ina,

A. A. Avdashkin [dr.] // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija. -№2 (5). - 2018. - S. 34-44.

9. Repeta, L. M. Programma razvitija po upravleniju kachestvom obrazovanija kak vostrebovannaja informacionnaja osnova prinjatija jeffektivnyh upravlencheskih reshenij / L. M. Repeta, E. V. Legaeva // Problemy i perspektivy razvitija sistem ocenki kachestva obrazovanija. Edinstvo regional'nyh i municipal'nyh mehanizmov upravlenija kachestvom obrazovanija. VI mezhregional'naja nauchno-prakticheskaja konferencija (02 dekabrja 2021 goda, g. Cheljabinsk): sbornik materialov konferencii / pod red. A. A. Barabasa. -Cheljabinsk: RCOKIO, 2021. - 316-327.

Сведения об авторах

Арчакова Елена Петровна - директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №32 с углубленным изучением английского языка», г. Озерск

Свалова Ирина Владимировна - заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы N° 32 с углубленным изучением английского языка», г. Озерск

Information about authors

Archakova E.P. - Director of Municipal Budget General Education Institution «Secondary school №32» with Advanced Study of English, Ozersk

Svalova I.V. - Deputy Director of Municipal Budget General Education Institution «Secondary school №32» with Advanced Study of English, Ozersk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.