Т.А. Орехова, В.С. Черепанова
project/projects/cos/ (data obrashhenija 28.04.2022).
6. Upravlenie realizaciej informacionnoj politiki v sisteme obrazovanija Cheljabinskoj oblasti: model'nye reshenija: instruktivno-metodicheskoe izdanie. [V 2 ch.] Ch.1 / A. A. Barabas, Ju. Ju. Baranova, I. S. Borovyh [i dr.] - Cheljabinsk: RCOKIO, 2019. - 148 s. -ISBN 978-5-906934-39-0 (ch. 1).
7. Upravlenie realizaciej informacionnoj politiki v sisteme obrazovanija Cheljabinskoj oblasti: model'nye reshenija: instruktivno-metodicheskoe izdanie. [V 2 ch.] Ch. 2 / A. A. Barabas, Ju. Ju. Baranova, I. S. Borovyh [i dr.] - Cheljabinsk: RCOKIO, 2019. - 74 s. - ISBN 978-5-906934-40-6 (ch. 2).
Сведения об авторах
Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела ведомственных информационных
систем и цифровой трансформации ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Черепанова Валентина Сергеевна -методист отдела ведомственных информаци-о нных си стем и цифровой трансформации ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Orekhova T.A. - Head of the Department of Institutional Information Systems and Digital Transformation, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Cherepanova V.S. - Methodologist of the Department of Institutional Information Systems and Digital Transformation, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 373.2
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНСТВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Н. Подивилова
В статье описана необходимость развития системы оценки качества дошкольного образования на институциональном, муниципальном и региональном уровнях в условиях целенаправленного, комплексного и интегрированного по своему содержанию управления. Рассмотрен мониторинг качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области в логике предлагаемой методологии механизмов управления качеством образования. Также представлены методика мониторинга и информационный ресурс, обеспечивающий технологичность проведения мониторинга. Конкретизированы направления управленческих решений на основании предлагаемых отчетов по результатам мониторинга.
Ключевые слова: качество дошкольного образования, Челябинская область, методика мониторинга качества дошкольного образования, мониторинг качества дошкольного образования.
Развитие системы дошкольного образования детей является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в Российской Федерации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации (ст. 8, п. 11, ч. 1.) [4]. Одним из
условий решения такой задачи государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2018 - 2025 годы» определено развитие единой общероссийской системы оценки качества образования на всех уровнях образования. При этом важно понимание, что нормативно образовательные результаты обучающихся дошкольных образовательных организаций выведены за рамки систем контроля, надзора и мониторинга состояния системы дошкольного образования. В то же время федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) дошкольного образования определил требования к системе дошкольного образования по реализации качественных образовательных программ дошкольного образования, по обеспечению качественных образовательных условий и качества образовательного процесса, что в совокупности позволит каждому дошкольнику достичь лучших для себя результатов освоения образовательной программы дошкольного образования [6]. Для реализации всех федеральных требований к качеству дошкольного образования необходима его оценка: внутренняя - со стороны образовательных организаций дошкольного образования и внешняя - на уровнях муниципальном (учредительском), региональном, федеральном. Интеграция такой оценки делает целесообразными формирование и применение регионального механизма управления качеством дошкольного образования, в связи с чем в Челябинской области была разработана и утверждена методика мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области (далее - методика МКДО) [5].
Важно подчеркнуть, что методологическим основанием методики МКДО является Концепция региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) [1], а организационной и содержательной основой разработанного документа стала методология федеральных механизмов управления качеством образования [3].
Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образова-
ния, разработанные Федеральным институтом оценки качества образования, предлагают реализовывать полный управленческий цикл, который включает: постановку целей, задач, определение показателей, мониторинг показателей, анализ результатов мониторинга, выстраивание адресных рекомендаций по результатам анализа; определение мероприятий, мер, управленческих решений; анализ эффективности принятых мер [3]. Этот управленческий цикл может реализовываться с помощью инструментария мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области (далее -МКДО).
Основным назначением методики МКДО является систематизация оценки качества дошкольного образования в контексте единой системы оценки качества образования и РСОКО. Кроме того, данный документ определяет структуру, содержание и технологии мониторинга результативности данной системы и варианты управленческих решений.
Целью МКДО является обеспечение контроля и оценки выполнения требований ФГОС дошкольного образования и других федеральных требований к качеству дошкольного образования в образовательных организациях Челябинской области, реализующих образовательные программы дошкольного образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по полномочиям дошкольного образования.
Методика МКДО определяет, что отбор содержания и процедур оценки качества дошкольного образования осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней в сфере оценки качества образования, а также соответствует подходам содержательного и процессуального компонентов РСОКО.
Показатели, методы сбора и обработки информации МКДО выступают процедурной частью региональной системы оценки качества образования - в целом, и системы оценки качества дошкольного образования - в час-
тности.
Важно подчеркнуть, что в контексте федеральной методики оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления МКДО включает в себя оценку заявленных показателей федерального мониторинга:
- качество образовательных программ дошкольного образования;
- качество образовательной деятельности (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие);
- качество образовательных условий (кадровые, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
- качество адаптированных основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях;
- качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- качество управления дошкольной образовательной организацией.
Методикой МКДО также определен комплекс параметров оценивания каждого из выше названных показателей [5]. Этим обеспечивается единство подходов к осуществлению мониторинга показателей качества дошкольного образования. Кроме того, мониторинг показателей в МКДО осуществляется на основе единых подходов к оценке качества общего образования в рамках РСОКО по всей совокупности заданных показателей.
Интегративным методом сбора и обработки информации МКДО является функционирование региональной информационной системы -модуль «Мониторинг ФГОС дошкольного образования информационной системы мониторинга качества условий реализации основных и адаптированных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образо-
вания в образовательных организациях Челябинской области (далее - модуль). Данный модуль обеспечивает автоматизированную обработку данных на всех уровнях управления системой дошкольного образования (региональном, муниципальном, институциональном), а также обеспечивает их хранение и использование через формирование и выгрузку отчетов. Полученная информация является структурированной по каждому:
- обследуемому критерию и параметру оценки качества дошкольного образования;
- уровню управления системой дошкольного образования.
Благодаря полученным данным из региональной информационной системы можно проводить анализ результатов МКДО, на основании которого формировать адресные рекомендации, а также разрабатывать и проводить комплекс мер и соответствующие управленческие решения на всех уровнях. Кроме того, несомненным плюсом автоматизированной системы является возможность накапливать информацию о состоянии и динамике качества дошкольного образования по всем исследуемым объектам оценки в системе образования Челябинской области. Полученная в ходе МКДО информация является не только необходимой и достаточной для анализа и принятия эффективных управленческих решений, но и позволяет выявить риски и имеющиеся возможности для их устранения. По результатам анализа можно разрабатывать дорожные карты совершенствования и развития механизмов управления качеством дошкольного образования, методические рекомендации, включающие меры по их реализации для каждого субъекта системы образования Челябинской области.
Направленность управленческих решений по результатам МКДО обусловлена необходимостью на всех уровнях управления:
- использования полученных результатов для анализа текущего состояния качества образовательных программ дошкольного образования (включая адаптированных), условий и результатов их реализации;
определения направлений и расчета
ресурсов для обеспечения нормативно определенного качества образовательных программ дошкольного образования (включая адаптированных), условий и результатов их реализации на среднесрочную перспективу;
- применения массивов данных мониторинга качества дошкольного образования для комплексной оценки качества дошкольного образования посредством информационных систем.
По нашему мнению, управленческие решения должны иметь тактический характер, быть понятными адресату - конкретными по содержанию и срокам выполнения. В связи с этим, управленческие решения по результатам мониторинга качества дошкольного образования должны обладать следующими характеристиками:
1) направленностью на обеспечение качества образовательных программ дошкольного образования (включая адаптированных), условий и результатов их реализации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и иных нормативных требований;
2) согласованностью (институциональный с муниципальным; муниципальный уровень с региональным);
3) функциональностью (реалистичностью) принимаемых управленческих решений;
4) обеспеченностью взаимодействия органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, с региональными структурами и дошкольными образовательными организациями.
Необходимо подчеркнуть, что предлагаемые подходы к содержанию анализа эффективности принятых мер по результатам МКДО включают в себя обоснование достижения цели и показателей; определение тенденций и направлений развития системы мониторинга качества дошкольного образования; вклад в работу по данному механизму в обеспечение эффективности управления качеством образования; влияние механизма на комплексное управление РСОКО - МСОКО - ВСОКО.
Потенциалом использования результатов данного мониторинга могут стать разработан-
ные программы развития и программы профессионального развития сотрудников в ДОО, дополнительные профессиональные программы, индивидуальные образовательные маршруты, мероприятия и образовательные события по обмену опытом в достижении показателей.
Таким образом, разработанная и утвержденная региональная методика мониторинга качества дошкольного образования объединяет, с одной стороны, требования разных действующих нормативных документов к качеству дошкольного образования, с другой -рекомендуемые действия по его управлению. Кроме того, самоанализ и дальнейшая работа в рамках предложенной методики позволяют получить веер данных для реализации управления (в т. ч. контроля) качеством дошкольного образования и определения спектра направлений по его развитию на каждом уровне в Челябинской области.
Список литературы
1. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область). - 2-изд., испр. и доп. - Челябинск: РЦОКИО, 2020. - 129 с. - ISBN 978-5906934-42-0
2. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации / руководитель проекта И. Е. Федосова - Москва: Издательство «Национальное образование», 2021. - 46 с. - ISBN 978-5-4454-1586-2
3. Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования / ФГБУ «ФИОКО». - URL: https://fioco. ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%B 5%D 1 %82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1 % 87%D0%B5%D 1%81 %D0%BA%D0%B8%D0 %B5%20%D 1 %80%D0%B5%D0%BA%D0%B E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0 %B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8%20%D0%A 0%D0%A3%D0%9C-2022.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения: 26.05.2022).
5. Об утверждении методики мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.05.2021 № 01/1498 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/monitoringi/metodi ka_mkdo_1.pdf/ (дата обращения: 13.05.2022).
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрна-уки России от 17.10.20213 № 1155. - URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 20.05.2022)
References
1. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast'). - 2-izd., ispr. i dop. -Chelyabinsk: RTsOKIO, 2020. - 129 s. - ISBN 978-5-906934-42-0
2. Kontseptsiya monitoringa kachestva doshkol'nogo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii / rukovoditel' proekta I. E. Fedosova - Moskva: Izdatel'stvo «Natsional'noe obrazovanie», 2021. -46 s. - ISBN 978-5-4454-1586-2
3. Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya / FGBU «FIOKO». - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0 %9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D 0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1%81 %D0%BA% D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0 %BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D0%B4%D0%B0%D 1 % 8 6%D0%B8 % D0%B8
%20%D0%A0%D0%A3%D0%9C-2022.pdf (data obrashcheniya: 20.05.2022).
4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 26.05.2022).
5. Ob utverzhdenii metodiki monitoringa kachestva doshkol'nogo obrazovaniya v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 25.05.2021 № 01/1498 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/monitoringi/metodi ka_mkdo_1.pdf/ (data obrashcheniya: 13.05.2022).
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya : prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.20213 № 1155. - URL: http://base.garant.ru/70512244/ (data obrashcheniya: 20.05.2022)
Сведения об авторе
Подивилова Ольга Николаевна - кандидат педагогических наук, старший методист управления сопровождения оценочных процедур ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about author
Podivilova O.N. - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Methodologist of the Department of Supporting Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk