Научная статья на тему 'Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования'

Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТАПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Юлия Юрьевна

Актуализирована задача совершенствова-ния внутренних систем оценки качества об-разования в условиях изменений в единой общероссийской и региональной системах оценки качества образования. Обосновано применение образовательными организаци-ями проектно-целевого управления при со-вершенствовании внутренних систем оценки качества образования. Представлены под-ходы к формулированию цели, задач, содер-жания совершенствования внутренних си-стем оценки качества образования. Описаны особенности управления совершенствова-нием внутренних систем оценки качества об-разования, показаны этапы проектной дея-тельности и специфика ее организации на каждом этапе. В статье описаны условия и показатели результативности проектно-це-левого управления совершенствованием внутренних систем оценки качества образо-вания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования»

УДК 371

ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Ю. Баранова

Актуализирована задача совершенствования внутренних систем оценки качества образования в условиях изменений в единой общероссийской и региональной системах оценки качества образования. Обосновано применение образовательными организациями проектно-целевого управления при совершенствовании внутренних систем оценки качества образования. Представлены подходы к формулированию цели, задач, содержания совершенствования внутренних систем оценки качества образования. Описаны особенности управления совершенствованием внутренних систем оценки качества образования, показаны этапы проектной деятельности и специфика ее организации на каждом этапе. В статье описаны условия и показатели результативности проектно-це-левого управления совершенствованием внутренних систем оценки качества образования.

Ключевые слова: единая общероссийская система оценки качества образования, региональная система оценки качества образования. региональная модель оценки качества общего образования, внутренняя система оценки качества образования, совершенствование внутренней системы оценки качества образования, проектно-целевой метод управления, проектно-целевое управление совершенствованием внутренней системы оценки качества образования, этапы совершенствования внутренней системы оценки качества образования.

В условиях концептуального обоснования и формирования в российском образовании единой общероссийской системы оценки качества образования процессы совершенствования происходят в региональной и муниципальных системах оценки качества общего образования. Изменения эти затрагивают содержание, механизмы, процедуры, инструментарий оценки качества образования.

В этих условиях перед образовательными организациями стоит задача совершенствования внутренних систем оценки качества образования (далее - ВСОКО), «встраивания» их в современное оценочное пространство региона (и как следствие, всей страны в целом) с целью обеспечения реализации своих полномочий по управлению качеством образования по результатам.

Актуальность этой задачи для образовательной организации определяется рядом факторов. Так, важно помнить, что одним из основных полномочий образовательной организации в части обеспечения качества образования определено «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» [12]. Содержание данного полномочия конкретизируется другими нормативно закрепленными требованиями, напрямую или опосредованно относящимися к содержанию ВСОКО [5,11].

Поскольку отражение во ВСОКО всей совокупности требований по обеспечению качества образования является обязательным для образовательной организации, постольку это выступает фактором периодического мониторинга содержания ВСОКО на предмет ее соответствия требованиям и обновления в случае изменений.

Другим фактором совершенствования ВСОКО, как упоминалось выше, являются изменения в единой общероссийской [7] и региональной системах оценки качества образования [2, 4, 6, 9, 10].

В реализуемой в Челябинской области Концепции региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) определена стратегия формирования единого «оценочного пространства» системы образования Челябинской области [10]. В соответствии с Концепцией региональной системы оценки качества образования ВСОКО рассматриваются как самостоятельный уровень РСОКО. Именно на этом уровне осуществляется применение региональных механизмов

оценки качества образования и происходит интерпретация полученной в ходе процедур оценки качества образования (региональных и муниципальных) объективной информации о качестве образования для принятия эффективных управленческих решений [3, 6, 11]. Внедряемая в образовательной системе Челябинской области региональная модель оценки качества общего образования выступает аналоговой для построения образовательными организациями современных ВСОКО [6].

В целом, необходимость мониторинга соответствия ВСОКО нормативным требованиям и обновление содержания РСОКО актуализирует на уровне образовательной организации задачу организации деятельности по совершенствованию ВСОКО.

Решение этой задачи для каждой образовательной организации является управленческой проблемой, поскольку оно определено ее полномочиями по обеспечению функционирования ВСОКО [12] и требует значительных ресурсных затрат (организационных, кадровых, методических, нормативных, мо-тивационных, временных и др.) [1].

В условиях ограниченности ресурсов эффективным методом управления совершенствованием ВСОКО для образовательной организации является проектно-целевой. Данный метод обладает потенциалом для решения поставленной задачи, поскольку предусматривает: определенность планируемых результатов и индикативных показателей, критериальную и временную определенность; специально организованную деятельность по реализации проекта; применение специальных управленческих механизмов; наличие системы контроля исполнения [8].

Решение задачи совершенствования ВСОКО на основе проектно-целевого метода включает обязательные этапы, соответствующие логике проектного управления. К таким этапам относятся: принятие решения о необходимости управления проектно-целе-вым методом для решения конкретной задачи; определение цели и результата (продукта) проекта; организация деятельности по реализации проекта; отбор и применение инновационных методов управления проектом, обеспечивающими эффективное использо-

вание ресурсов в условиях их дефицита; обеспечение достижения и измерения результатов проекта [5].

В практике проектного управления принято, что начало любой деятельности начинается с анализа исходного состояния проблемы, выявления тенденций, противоречий и определения способов их преодоления. С этой точки зрения, образовательной организации на данном этапе предстоит: во-первых, изучить современные нормативные и действующие в области концептуальные документы в сфере оценки качества образования; выявить новые подходы, тенденции, смыслы. Во-вторых, предстоит провести анализ функционирующей в образовательной организации ВСОКО (или компонентов) и определить круг задач, которые предстоит решить, чтобы обеспечить соответствие ВСОКО требованиям и концептуальным документам. В-третьих, определить сроки и оценить ресурсы, необходимые для реализации проекта.

Результатом данного этапа может стать, например, приказ руководителя образовательной организации об утверждении регламента работы по совершенствованию ВСОКО [1,5].

На этапе определения цели проекта важно понимать, что содержание проектной деятельности по совершенствованию ВСОКО, а также ее результативность определяются именно целью. Для этого необходимо, чтобы цель была сформулирована конкретно (в виде продукта), операционально (через задачи), а также соотнесена с ожидаемыми результатами, контролируемыми через индикативные показатели.

Например, цель проекта может быть определена как обеспечение системности и комплексности функционирования ВСОКО и принятия решений по ее результатам посредством разработки и внедрения пакета локальных нормативных актов, необходимых и достаточных для обеспечения ее функционирования. Задачами по достижению цели могут выступать: организация внутреннего аудита ВСОКО; организация деятельности рабочей группы по разработке необходимых локальных нормативных актов; совершенствование организационной структуры управления

внутренней системой оценки качества образования; создание условий для распространения результативных практик внутренней оценки качества образования; совершенствование системы внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников [5].

При определении цели проекта важно определить его этапы и сроки. Например, на организационно-деятельностном этапе в образовательной организации могут быть созданы условия для системного и комплексного функционирования ВСОКО на основе обновления ее локальной нормативной базы, а на результативном - могут быть обеспечены системность и комплексность функционирования ВСОКО и принятие решений по ее результатам [5].

Целеполагание проекта совершенствования ВСОКО завершается формулированием ожидаемых результатов, для чего соотносится цель, задачи, а также промежуточные (по этапам) планируемые результаты [5].

Контроль результативности проекта по совершенствованию ВСОКО может осуществляться на каждом из его этапов и в целом по результатам через индикативные показатели. Закрепление совокупности индикативных показателей может быть осуществлено в программе развития образовательной организации.

Этап организации деятельности по реализации проекта совершенствования ВСОКО осуществляется через формирование специальных организационных структур управления проектом или через перераспределение полномочий действующих. На практике в образовательной организации может быть создана рабочая группа, полномочия которой закрепляются соответствующим распорядительным документом. В рамках этапа организации деятельности по проекту осуществляется разработка и принятие управленческого механизма реализации мероприятий. Так в рамках утвержденного регламента работы по совершенствованию ВСОКО может быть создан план-график реализации проекта [5].

Результативность проектно-целевого управления совершенствованием ВСОКО связана с условиями, которые могли бы

обеспечить эффективное использование имеющихся в образовательной организации ресурсов. К таким условиям целесообразно отнести: организационное сопровождение проекта, его мотивационное обеспечение, научно-методическое и информационное сопровождение.

Организационное сопровождение проекта может предусматривать регулярное проведение заседаний рабочей группы, в ходе которых участникам не только формулируются технические задания, но и происходит предварительная экспертиза их выполнения. В период между заседаниями рабочей группы участники самостоятельно организуют работу по выполнению сформулированного технического задания, готовят материалы на обсуждение и экспертизу. Периодически разработанные проекты документов, материалы выносятся на профессиональное и общественное обсуждение образовательной организации и по результатам дорабатываются и утверждаются в установленном порядке [5].

Такой подход к организационному сопровождению реализации проекта обеспечивает контроль исполнения регламентов работ, а также качества разрабатываемых продуктов.

Мотивационное обеспечение в условиях ограниченности ресурсов выступает немаловажным условием результативности реализации проекта совершенствования ВСОКО. Поскольку ВСОКО выступает одним из организационных механизмов деятельности каждого педагога образовательной организации, постольку важным является максимально широкое их участие в мероприятиях проекта. Так целесообразно обеспечить активное участие педагогов во всех направлениях проекта. Формы такого участия могут быть как традиционными для образовательной организации (тематический педагогический совет, заседание методического объединения, родительское собрание и др.), так и инновационными (рабочая группа, экспертная группа, межпредметное профессиональное объединение, тьюторство, коучинг, руководство микрогруппами и др.) [3,5]. Разнообразие форм участия педагогов в мероприятиях проекта, возможность самостоятельного выбора сферы приложения своих компетенций, учет вклада педагогов в дости-

жение индикативных показателей проекта, публичность представления результатов работы - выступают нематериальными мотивирующими факторами. К таким же факторам можно отнести своевременное введение разработанных на разных этапах проекта продуктов в практику ВСОКО образовательной организации. Материальными факторами, мотивирующими участие широкого круга педагогов в работе по совершенствованию ВСОКО, могут выступать критерии и показатели результативности вклада работников в достижение показателей функционирования и развития образовательной организации, отражающие их личный вклад в индикативные показатели реализации проекта [5].

Научно-методическое сопровождение реализации проекта совершенствования ВСОКО, как условие его результативности, должно обеспечить ориентацию системы внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников на совершенствование их профессиональных компетентностей в части оценки качества образования, накопление и публичное представление результативных практик внутренней оценки качества образования.

Информационное сопровождение реализации проекта совершенствования ВСОКО также выступает важным условием обеспечения открытости и публичности представления результатов проектной деятельности, а также обеспечивает заинтересованное участие в проекте педагогов, родителей, обучающихся. Средствами, обеспечивающими такую обратную связь, в образовательной организации могут выступать официальный сайт и отчет о результатах самообследования

[5].

Этап оценки результативности реализации проекта совершенствования внутренней системы оценки качества образования будет эффективным при условии изначального представления цели проекта в виде конкретных продуктов, а также определении индикативных показателей его реализации. В логике завершения конкретного проекта по его результатам в образовательной организации может быть разработан и внедрен пакет локальных нормативных актов, необъодимых и

достаточных для обеспечения функционирования ВСОКО, что обеспечит: создание условий для интеграции ВСОКО образовательной организации с единой системой оценки качества образования (муниципальной, региональной, общероссийской); а также управление качеством образования по результатам.

Кроме того, потенциал проектно-целевого управления позволяет получить по результатам деятельности в рамках проекта по совершенствованию ВСОКО и новые эффекты, служащие основаниями развития образовательной организации: проектирование программы развития образовательной организации на основе результатов ВСОКО; мотивированное участие всех участников образовательных отношений в управлении качеством образования; формирование единого оценочного пространства образовательной организации; возможность использования технологии проектирования для решения других управленческих задач; возможность трансляции продуктов проектной деятельности другим образовательным организациям.

В целом, применение образовательными организациями проектно-целевого управления при совершенствовании внутренних систем оценки качества образования способно обеспечить эффективную реализацию институциональных полномочий по управлению качеством образования в условиях модернизации общероссийской, региональной и муниципальных систем оценки качества общего образования.

Список литературы

1. Авдашкин, А. А. Алгоритмы управленческой деятельности по разработке модели внутренней системы оценки качества образования [Текст] / А. А. Авдашкин // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2016 - №1(1). - С. 25-31.

2. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: методические рекомендации для ру руководителей образовательных организа-

ций/ А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Ла-тыпова, Л. Е. Кузнецова, Е. А. Солодкова и др. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 130 с.

3. Баранова, Ю. Ю. Научно-методические аспекты развития региональных механизмов оценки качества общего образования [Текст] / Ю. Ю.Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 -№1(2). - С21-25.

4. Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов [Текст] / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014.

5. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / под редакцией Е. А. Тю-риной - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 163 с.

6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. №03-02/11974 «О региональной модели оценки качества общего образования (Челябинская область)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299711 (дата обращения: 08.12.2016).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Текст] // Российская газета, 2015, 28 мая.

8. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/24918/

9. Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. № 338-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2019 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299711. -

(дата обращения: 08.07.2017).

10. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области». - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712 (дата обращения: 08.07.2017).

11. Солодкова, Е. А. Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования [Текст] / Е. А. Солодкова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2016 - №1(1). - C.20-24.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28 п. 3, 7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant. m/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.07.2017).

References

1. Avdashkin, A.A. Algoritmy upravlench-eskoj dejatel'nosti po razrabotke modeli vnu-trennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija / A. A. Avdashkin // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -

2016 - №1(1). - C. 25-31.

2. Aktual'nye voprosy sovershenstvovanija vnutrennih sistem ocenki kachestva obrazovanija na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija: metodicheskie rek-omendacii dlja rukovoditelej obrazovatel'nyh or-ganizacij / Barabas A.A., Baranova Ju.Ju., Laty-pova I.V., Kuznecova L.E., E.A. Solodkova i dr.-Cheljabinsk: GBU DPO RCOKIO, 2017.

3. Baranova, Ju.Ju. Nauchno-metodicheskie aspekty razvitija regional'nyh mehanizmov ocenki kachestva obshhego obrazovanija / Ju.Ju.Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -

2017 - №1(2). - C.21-25.

4. Modeli gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija obrazovaniem: sbornik nauchno-metodicheskih materialov / V.N.Kespikov, M.I. Solodkova, D.F.Il'jasov i dr. - Cheljabinsk: ChIPPKRO, 2014.

5. Municipal'naja sistema ocenki kachestva

obshhego obrazovanija: tehnologija sovershenstvovanija v kontekste vnedrenija regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija: metodicheskie rekomendacii dlja organov mestnogo samoupravlenija, osushhestvljajushhih upravlenie v sfere obrazovanija, po sovershenstvovaniju municipal'nyh sistem ocenki kachestva obshhego obrazovanija na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija /pod redakciej A.A. Barabasa - Cheljabinsk: GBU DPO RCOKIO, 2017.

6. Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 22.12.2016 g. №0302/11974 «O regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija (Cheljabinskaja oblast')». [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ in-dex.php?ds=299711 (data obrashhenija: 08.12.2016).

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 23.05.2015 g. № 497 «O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody» zadacha 5, meroprijatie 5.1. // Rossijskaja gazeta, 2015, 28 maja.

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2016 N 1050 «Ob organizacii proektnoj dejatel'nosti v Pravitel'stve Rossijskoj Feder-acii».

9. Postanovlenie Pravitel'stva Cheljabinskoj oblasti ot 22 oktjabrja 2013 g. № 338-P «O gosudarstvennoj programme Cheljabinskoj oblasti «Razvitie obrazovanija v Cheljabinskoj oblasti» na 2014-2019 gody». [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299711 (data obrashhenija: 08.07.2017).

10. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Koncepcii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija Cheljabinskoj oblasti». - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712 (data obrashhenija: 08.07.2017).

11. Solodkova, E.A. Normativno-pravovye aspekty soderzhanija i organizacii vnutrennej sistemy ocenki kachestva doshkol'nogo obrazovanija / E.A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -2016 - №1(1). - C.20-24.

12. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.05.2017, s izm. ot 05.07.2017) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» st. 28 p. 3, 7. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_140174/ (data obrashhenija: 24.07.2017).

Сведения об авторе

Баранова Юлия Юрьевна - заместитель директора по общим вопросам ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author

Baranova Yu.Yu. - Deputy Director for General Affairs, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.