Цифровая образовательная среда как эффективное средство решения задач коррекционно-развивающего обучения в дошкольной образовательной организации
ния», г. Челябинск
Фаткуллина Алёна Вячеславовна -
педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад J№ 481 города Челябинска»
Лашкина Татьяна Федоровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 481 города Челябинска»
Information about authors Shakirova E.S. - Head of the Department of Training Work and Controlling the Additional
Professional Education Quality, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk Polikarpova N.V. - Methodologist of the Department of Training Work and Controlling the Additional Professional Education Quality, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk
Fatkullina A.V. - Educational Psychologist of Municipal Budget Preschool Education Institution «Kindergarten J№ 481 in Chelyabinsk»
Lashkina T.F. - Teacher-Logopedist of Municipal Budget Preschool Education Institution «Kindergarten J№ 481 in Chelyabinsk»
УДК 376.3
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Г.В. Сложеникина, О.А. Птицына, Т.В. Елизарова
Статья посвящена актуальной проблеме -формирование функциональной грамотности. В качестве средства формирования функциональной грамотности авторы рассматривают -работа с тестом, смысловое чтение. В статье рассматриваются коррекционно-логопеди-ческие приемы и методы работы с текстом, которые не только способствуют формированию и развитию навыков чтения, но и развивают память, внимание, мышление, устную и письменную речь.
Ключевые слова: формирование функциональной грамотности, коррекционно-логопедические приемы и методы работы с текстом, смысловое чтение.
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функциональной грамотности учащихся. Впервые этот термин был введен всемирно известным российским ученым, педагогом, психологом, лингвистом Алексеем Алексеевичем Леонтьевым.
Так что же такое функциональная грамот-
ность и почему о ней в последнее время так много говорят?
Согласно определению, А. А. Леонтьева «функциональная грамотность - это набор умений и навыков, помогающий человеку решать проблемы в обществе».
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.
Именно на этом этапе развития важно развивать читательские компетентности у обучающихся: правильно читать; работать с текстами (извлекать из текста важную и необходимую информацию, осуществлять поиску в тексте ответов на конкретные вопросы); самостоятельно выбирать литературу для чтения; работать с разнообразными информационными ресурсами; формировать суждения и умозаключения на основе прочитанного текста.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно
читательская грамотность.
Грамотно читать - это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном, строить социальные контакты. Это нашло отражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он и не владеет».
Исходя из этого, работа по формированию функциональной грамотности речи реализуется в несколько этапов:
1 этап. Работа над «семантическим полем» слова.
2 этап. Работа над техникой чтения и объемом восприятия информации, получаемой через чтение.
3 этап. Работа над смысловым чтением.
Фундаментом работы по формированию
функциональной грамотности речи является работа над словом, расширение стоящей за словом системы связей, на основе которой идет формирование фонематической стороны речи, развитие и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Занятия на втором и третьем этапе обучения призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников на новом, более высоком уровне. Это успешно реализуется в рамках интегрированных занятий по развитию речи, включающих физкультурную, музыкально-ритмическую деятельность
учащихся.
Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития выступает работа с текстом. Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, призванных стимулировать мыслительную деятельность детей, обеспечивая новый поворот мысли ребенка. При этом развиваются логическое, аналитико-синтетическое и образное мышление, творческое воображение учащихся, умение обобщать, делать выводы, а также совершенствуется опыт работы с понятиями.
Тексты, используемые в работе, должны носить воспитательно-образовательный
характер, что позволяет воздействовать на
нравственно-эстетические качества личности ребенка, совершенствовать его знания об окружающем мире.
На базе пословиц, поговорок, фразеологических оборотов осуществляется многоплановая аналитико - синтетическая работа. Работа на основе фольклорного материала по меткому выражению К.Д. Ушинского «вводит детей в лучший народный язык.
Для обобщения знаний актуально использование приема «Синквейн». Составление «Синквейна» требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Работа такого рода способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.
В качестве примера предлагаем рассмотреть некоторые упражнения по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности учащихся.
Упражнение «Слово потерялось»
Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.
Педагог читает текст, пропуская выделенные жирным шрифтом слова. Дети, следя за чтением учителя глазами и прочитывая текст про себя, должны по смыслу догадаться, какое слово «потерялось».
Старик и яблони
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
(Л. Н. Толстой)
Предложенные детям задания по тексту (пословицы) развивают внимание, мышление и нравственные качества учащихся:
1. Для кого сажал старик яблони?
2. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Жизнь дана на добрые дела
- Без труда нет и плода._
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования
71
Практические аспекты профилактической работы с учащимися с деструктивным поведением в общеобразовательной организации
-Человека ценят не по словам, а по делам.
Упражнение «Дырки от бублика»
Упражнение учит быстро узнавать слова в тексте, развивает смысловую догадку -ключевой навык для скорочтения, помогает лучше понять прочитанное.
Дети должны самостоятельно прочитать текст, вставляя пропущенные буквы.
Кедр
В тайге растёт кедр. К...дровник любимое место многих ж.вотных и птиц. Ос.нью созр.вают к.. .дровые ш.шки. Ими лакомятся м.дведи и к.баны, бурундуки и б...лки. Прил.тает и к.дровка. Зап.сливая птичка соб.рает орехи и кл.дёт их под .зык. Под ним помещается до 160 орешков. Затем к.дровочка прячет св...ё б.гатство в мох, дупла, в л.. .сную подстилку. В.сной в т.йге появляются м.лодые кедры.
Предложенные детям дополнительные задания по тексту способствуют развитию логического мышления, орфографической зоркости, уточнению понятия «родственные слова»:
1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните родственные слова.
2. Прочитайте текст, поместив в него предложение, объясняющее, что такое кедр. (Кедр - хвойное, вечнозеленое дерево.)
Упражнение «Отсроченная отгадка» на примере рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
Цель этого упражнения: развитие словесно-логического мышления через воздействие на нравственно-эстетические качества ребенка и совершенствование навыка смыслового чтения.
До объявления темы занятия учитель-логопед предлагает прочитать пословицы и в ходе обсуждения ученики должны выдвинуть свои версии того, какая тема будет изучаться.
Определите тему урока по пословицам:
- Совесть без зубов грызёт.
- На обмане далеко не уедешь.
- Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
После прочтения текста предлагается ряд
уточняющих заданий и обобщение по теме
семья с использованием приема «синквейн»:
1.Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.
Соблазн_ 1.
Стыд_4.
Поступок_2.
Отцовский урок_ 3.
2. Как вы понимаете выражение «покраснел, как рак»?
3. Какая из пословиц подходит к содержанию рассказа.
Объясните, почему вы её выбрали?
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Лучшее горькая правда, чем сладкая ложь.
4. Соберите пословицу, объясните её смысл.
Добрая семья прибавит разума, ума.
Таким образом, быстрое чтение и глубокое
понимание теста -важнейшая компетенция, необходимая для успешного обучения. Эффективность методики доказана на практике. Регулярно выполняя несложные упражнения, совершенствуется не только навык чтения, но и развивается память, внимание, мышление, устная и письменная речь.
Список литературы
1. Бунеев, Р. Н. Понятие функционнальной грамотности / Р. Н. Бунеев; // Образовательная программа «Школа 2100». Педагогика здравого смысла : сборник материалов / под ред. А.А. Леонтьева. - Москва : «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.
2. 200 текстов для обучения скорочтению / науч. ред. Г. Абдулова - Москва : Издательство АСТ, 2018. - 238 с.
3. Как приохотить ребенка к чтению: нестандартные методики / А. П. Кашкаров. -Изд. 2-е. - Ростов на- Дону : Феникс, 2014. -76 с.
4. Коренев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) : учебно-методическое пособие / А. Н. Коренев - Санкт-Петербург : ИД МиМ, 1997 - 286 с. - ISBN 5-7562-0004-5.
5. Леонтьев, А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтения / А. А. Леонтьев // Материалы 5-ой Международной научно-
практической конференции (26-28 марта 2001г.). В 2-х ч. Ч.1 / под ред. И.В. Усачевой. -Москва, 2002. - С. 5-8.
References
1. Buneev, R. N. Ponjatie funkcionnal'noj gramotnosti / R. N. Buneev; // Obrazovatel'naja programma «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla : sbornik materialov / pod red. A.A. Leont'eva. - Moskva : «Balass», Izdatel'skij Dom RAO, 2003.
2. 200 tekstov dlja obuchenija skorochteniju / nauch. red. G. Abdulova - Moskva : Izdatel'stvo AST, 2018. - 238 s.
3. Kak priohotit' rebenka k chteniju: nestandartnye metodiki / A. P. Kashkarov. - Izd. 2-e. - Rostov na- Donu : Feniks, 2014. - 76 s.
4. Korenev, A. N. Narushenie chtenija i pis'ma u detej (diagnostika, korrekcija, preduprezhdenie) : uchebno-metodicheskoe posobie / A. N. Korenev - Sankt-Peterburg : ID MiM, 1997 - 286 s. - ISBN 5-7562-0004-5.
5. Leont'ev, A. A. Ot psihologii chtenija k psihologii obucheniju chtenija / A. A. Leont'ev // Materialy 5-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (26-28 marta 2001g.). V
2-h ch. Ch.1 / pod red. I.V. Usachevoj. - Moskva, 2002.-S.5-8.
Сведения об авторах
Сложеникина Галина Васильевна -
учитель-логопед высшей категории МБОУ С(К)Ш № 29, г. Озёрск
Птицына Ольга Анатольевна - учитель-логопед высшей категории МБОУ С(К)Ш № 29, г. Озёрск
Елизарова Татьяна Васильевна - учителя-логопеды высшей категории МБОУ С(К)Ш № 29, г. Озёрск
Information about authors Slozhenikina G.V. - Top-Rank Teacher-Logopedist of Municipal Budget General Education Institution Special School № 29, Ozersk
Ptitsyna O.A. - Top-Rank Teacher-Logopedist of Municipal Budget General Education Institution Special School № 29, Ozersk
Yelizarova T.V. - Top-Rank Teacher-Logopedist of Municipal Budget General Education Institution Special School № 29, Ozersk
УДК 371
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.А. Лукьянова, М.С. Антонинкова
В статье рассмотрен опыт Муниципального ляющим ее функционирование и направления
бюджетного общеобразовательного учрежде- развития. ния «Лицей №23» г. Озерска (далее - МБОУ
«Лицей №23») по разработке программы Ключевые слова: программа развития,
развития образовательной организации. SWOT - анализ, проектное управление,
Представлены основные этапы разработки «портфель проектов». программы развития, а также приведены
примеры управленческих решений на каждом Согласно статье 28 Федерального закона
этапе. № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в
В статье описаны особенности разработки Российской Федерации» к компетенции программы развития, которая является на образовательной организации относится
сегодняшний день одним из основных доку- разработка и утверждение по согласованию с
ментов образовательной организации, опреде- учредителем программы развития образова-
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 73