eniya.pdf (data obrashcheniya: 22.09.2022). 22.11.2022).
4. O napravlenii metodicheskikh 8. Programma vospitaniya Munitsipal'nogo rekomendatsiy po organizatsii sluzhb shkol'noy obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya mediatsii (vmeste s «Rekomendatsiyami po «Srednyaya obshcheobrazovatel'naya shkola organizatsii sluzhb shkol'noy mediatsii v № 67» goroda Magnitogorska. - URL: obrazovatel'nykh organizatsiyakh) : pis'mo https://www.sch67.ru/activity/educational_work/ Minobrnauki Rossii ot 18.11.2013 N VK-844/07 - doc/1293934 (data obrashcheniya: 22.09.2022). URL: https://sch-berezovo.ru/documents/_ 9. Programma po organizatsii raboty s Pis'mo_%20Minobrnauki%20Rossii%20ot%201 obuchayushchimisya, sostoyashchimi na 8.11.2013%20N%20VK-844_07%20%200% razlichnykh vidakh profilakticheskogo ucheta 20nap.pdf (data obrashcheniya: 22.09.2022). (Sovmestnaya rabota psikhologo-
5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii pedagogicheskoy sluzhby i pervichnogo (poslednyaya redaktsiya) : Federal'nyy zakon ot otdeleniya Obshcherossiyskoy obshchestvenno-29.12.2012 N 273-FZ // Konsul'tantPlyus. - URL: gosudarstvennoy detsko-yunosheskoy http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L organizatsii «Rossiyskoe dvizhenie shkol'nikov») AW_140174/ (data obrashcheniya: 22.09.2022). // - URL: https://www.sch67.ru/activity/innovat
6. Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noy ion/doc/1492663 (data obrashcheniya: sistemy vospitaniya i sotsializatsii 22.09.2022).
obuchayushchikhsya Chelyabinskoy oblasti na
2021-2025 gody : prikaz MOiN Chelyabinskoy Сведения об авторах
oblasti ot 30.12.2020 g. №01/27952. - URL: Скобелкина Юлия Игоревна - советник
https://sch112trg.educhel.ru/about/growing/docs/ по воспитанию МОУ «СОШ № 67», г. Магни-
doc/1290367 (data obrashcheniya: 22.09.2022). тогорск
7. Polozhenie o soprovozhdenii realizatsii
programmy razvitiya sotsial'noy aktivnosti Information about the author
uchashchikhsya nachal'nykh klassov «Orlyata Skobelkina Yu.I. - Adviser on Education of
Rossii» // - URL: https://kizilroo.educhel.ru/ Municipal Education Institution «Secondary
download/file/1243995/ec73a2da61bbc7dea school № 67», Magnitogorsk 5d68a1c0d00a77c (data obrashcheniya:
УДК 37.018.43:004
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.С. Шакирова, Н.В. Поликарпова, А.В. Фаткуллина, Т.Ф. Лашкина
В статье рассматриваются формы организа- обучения. ции работы с детьми с тяжелыми нарушениями
речи и их родителями (законными представи- Ключевые слова: федеральный госуда-
телями), способы вовлечения семьи ребенка в рственный образовательный стандарт
коррекционно-образовательный процесс. дошкольного образования, цифровая образова-
Представлен опыт работы по использованию тельная среда, цифровая трансформация,
цифровой образовательной среды в дошколь- образовательный процесс, психолого-
ной образовательной организации для реше- педагогическое сопровождение, коррекцион-
ния задач коррекционно-развивающего но-развивающее обучение, дети с тяжелыми
64 № 2 (16) 2022
нарушениями речи, образовательная среда.
Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, привели к серьёзным изменениям и в дошкольном образовании. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть с разнообразным спектром образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.
В статье 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 говорится, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [3].
Значимым событием в дальнейшем развитии системы дошкольного образования в Российской Федерации стало введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), который закрепил значение дошкольного образования как суверенной и самоценной ступени образования, а не только формы воспитания определенной возрастной группы.
ФГОС ДО определяет ведущую стратегическую цель и результат дошкольного образования - развитие детей, которое должно осуществляться в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей [2].
В связи с этим перед системой дошкольного образования встают новые задачи: организация сопровождения специалистами детей и семей на самых ранних этапах с использованием лучших практик, которые апробированы в России и за рубежом.
Успешное личностное развитие детей во многом зависит от организации образовательной среды в дошкольной образовательной организации. ФГОС ДО определяет образова-
тельную среду «как организацию образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей» [2].
Сегодня отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение цифровых технологий во все его уровни. Для нынешних детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Поэтому одной из основных тенденций в области образования как в национальном масштабе, так и в рамках мировых трендов, является его цифровизация [1].
Цифровая трансформация образования призвана способствовать достижению необходимых образовательных результатов, а также персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий, которые помогают использовать новые педагогические практики: модели организации и проведения учебной работы с различной информацией [5].
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное, просветительское и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных организаций в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Самую многочисленную группу детей дошкольного возраста, которым требуется коррекционно-педагогическое сопровождение, сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Нарушения в развитии речи у дошкольников трансформируются в существенные социальные проблемы в
будущем. В связи с этим возникла необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. А реализация основных принципов ФГОС ДО привела к созданию цифровой среды в дошкольной образовательной организации, которая способствует эффективному решению задач коррекционно-развивающего обучения в дошкольной образовательной организации.
Шевченко С.Г. под коррекционно-развивающей работой понимает систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом [7].
Коррекционно-развивающее обучение выступает как дополнительная составляющая образовательного процесса, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его личностного развития.
Речевые нарушения разнообразны. Причины их возникновения различны: это и внутриутробные патологии, родовые травмы, это и заболевания, перенесенные в первый год жизни ребёнка, а также наследственные факторы. Кроме этого причинами задержки в речевом развитии ребенка может являться недостаток знаний и опыта родителей, выбранные ими методы воспитания.
Еще одним важным положительным следствием введения ФГОС ДО стало усиление внимания к потенциалу вовлечения семьи в выбор содержания образования: видов дополнительных занятий, организаций с определенной программой, поддержка различных форм организации образования и
др. [4].
Для решения задачи привлечения родителей к сотрудничеству МБОУ «Детский сад № 481
г. Челябинска» наряду с совершенствованием традиционных форм применяет активный поиск новых, вариативных форм организации логопедической и психологической помощи семьям воспитанников в дистанционном формате непосредственно в детском саду, ориентированных на специфику коррекцион-ной работы.
На сегодняшний день в образовательной организации обучается более пятидесяти воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Каждый из них ежедневно получает коррекционную помощь, но отсутствие возможности нахождения ребенка в детском саду регулярно (по ряду разных причин) приводит к распаду уже сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в коррекционно-развивающих занятиях для многих воспитанников сводят все коррек-ционные усилия к нулю. В связи с этим специалисты МБОУ «Детский сад № 481 г. Челябинска» проводят работу по поддержке родителей и воспитанников, продолжая коррекционную работу с использованием цифровой образовательной среды при проведении интегрированных занятий. Это принципиально новый творческий процесс, позволяющий каждому педагогу создать свою собственную методическую базу. Результатом такой работы становится возможность детей с тяжелыми нарушениями речи посещать общеобразовательные классы в школах.
С целью оказания методической и консультативной помощи родителям при коррекцион-ных воздействиях на воспитанников специалистами МБОУ «Детский сад № 481 г. Челябинска» используется форма смешанного обучения «Перевернутый класс». Все что нужно сделать - это организовать предварительную работу дома. А именно, предложить детям вместе с родителями посмотреть дома короткий обучающий видеоролик. Для реализации данной формы обучения педагогом-психологом и учителем-логопедом МБОУ «Детский сад № 481 г. Челябинска» были разработаны видеоролики с участием воспитанников, которые позволяют родителям
использовать предоставленные им материалы, помогающие организовать работу с детьми в домашних условиях и помочь закрепить уже полученные навыки. Для активного обсуждения просмотренного используются мессен-джеры, и что самое важное, родители предлагают свои варианты игровых приемов и техник, делятся домашними, любительскими съемками по актуальным вопросам развития детей.
Также разработан буклет консультаций родителей по вопросам коррекции речи с использованием технологии дополненной реальности, которые включают в себя элементы дистанционного обучения. Буклеты позволяют экономить время необходимое для устной консультации, дают возможность родителям получить консультацию в удобное для них время и более детально ознакомиться с тонкостями коррекционного процесса, избежать сложностей при выполнении рекоменда-
ций логопеда, а также при необходимости есть возможность неоднократно вернуться к данной консультации. В буклетах с помощью QR-кодов закодировано видеоизображение комплексов упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад. Родители, отсканировав QR-код с помощью мобильного телефона, получают доступ к объекту дополненной реальности (открывается видеоизображение). Данные буклеты создают положительный эмоциональный фон во время проведения занятий, так как дают уверенность родителям в правильности выполнения заданий.
Анализируя динамику обращений родителей за консультацией к специалистам по вопросам развития, воспитания и образования детей (рисунок 1), можно сделать вывод, что данный вид работы с родителями приносит положительный результат.
Рисунок 1 - Динамика обращений родителей за консультацией специалистов
Другим инструментом для решения задач коррекционно-развивающего обучения с использованием цифровой образовательной среды в МБОУ «Детский сад N° 481 г. Челябинска» является оснащенность каждой группы детского сада «Экраном взаимодействия». Данный экран дает возможность педагогам размещать игры на неделю от всех специалистов для конкретного ребёнка или подгруппы детей. Игры из «Экрана взаимодействия» воспитатели используют в течение недели в режимных моментах или свободной деятельности детей.
Каждая коррекционная группа создает чат в мессенджере для общения, обмена информацией, психолого-педагогического просвещения, помимо этого родители могут вступить в закрытую группу ВК «Душевный разговор»,
которая предполагает живые, короткие встречи педагогов детского сада и родителей детей для обсуждения самых актуальных и волнующих вопросов, связанных с воспитанием детей. В данной группе происходят онлайн встречи и видеоконсультации со специалистами МБОУ «Детский сад № 481 г. Челябинска».
Важным показателем эффективности использования цифровой образовательной среды в МБОУ «Детский сад № 481 г. Челябинска» для решения задач коррекционно-развивающего обучения выступает оценка качества предоставляемых услуг. На рисунке 2 представлен уровень удовлетворенности родителей качеством предоставления образовательных услуг в части коррекционно-развивающего обучения.
12021-2022 учебный гад 2020-2021 учебный год
Рисунок 2 - Уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг
Работа по решению задач коррекционно-развивающего обучения специалистами МБОУ «Детский сад № 481 г. Челябинска» продолжается. Но уже сейчас можно подвести промежуточные итоги работы по созданию цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации. Следует отметить, что за время её функционирования достигнуты определенные результаты (табли-
Включенность родителей в процессы I
ца 1). В 2021-2022 учебном году увеличилось количество участников конкурса чтецов на уровне детского сада; участников городского конкурса художественного чтения для детей дошкольного возраста «Читай-ка!», участников городского фестиваля творчества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Искорки надежды».
Таблица 1 дготовки к конкурсам и участия в них
Мероприятия 2020-2021 учебный год (количество семей) 2021-2022 учебный год (количество семей)
«Конкурс чтецов» 4 8
Участие родителей в традиционном семейном конкурсе «Вместе веселее» 6 12
«Здравствуй, осень» 2 15
«День народного единства» 3 10
«Новогодняя сказка» 8 18
«Папа может!» 1 3
«Любимым мамам посвящается» 7 13
«Масленица» 10 18
Итоговое мероприятие по результатам обучения (совместное мероприятие учителя-логопеда и педагога-психолога) 18 18
Городской конкурс «Читай-ка» 1 4
Городской конкурс «Искорки Надежды» 1 4
Таким образом, использование нестандартных форм взаимодействия с детьми и их родителями (законными представителями) при решении задач коррекционно-развивающего обучения, а именно, использование возможностей цифровой образовательной среды в дошкольной практике позволяет сделать работу воспитателя более продуктивной и эффективной, способствуя достижению
стабильных положительных результатов в работе.
Список литературы
1. Гречушкина, Н. В. Педагогическое общение в электронной информационно-образовательной среде : учебное пособие / Н. В. Гречушкина, Н. В. Мартишина. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 180 С. - ISBN 978-5-4365-
8435-5.
2. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н.С.Ежкова. -Москва : Юрайт, 2020. - 183 с. - ISBN 978-5534-10152-2.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (дата обращения: 15.09.2022).
4. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России/ И. В. Абанкина, А. А. Бочавер, А. А. Вавилова и др. ; под ред. И. В. Абанкиной, К. Н. Поливановой, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 342 с.
5. Уваров, А.Ю. Трудно сти и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю.Уваров, Э. Гейбл, И. В.Дворецкая [и др.] ; под ред. А.Ю. Уварова. И. Д. Фрумина ; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики», Инт образования. - Москва : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
6. Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. -530 с. -ISBN 978-5-534-12764-5.
7. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты : метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. -Москва : Владос, 2001. - 136 с. - ISBN 5-69100295-3.
References
1. Grechushkina, N. V. Pedagogicheskoe obshchenie v elektronnoy informatsionno-obrazovatel'noy srede : uchebnoe posobie / N. V. Grechushkina, N. V. Martishina. - Moskva : RUSAYNS, 2021. - 180 S. - ISBN 978-5-43658435-5.
2. Ezhkova, N. S. Doshkol'naya pedagogika : uchebnoe posobie dlya vuzov / N.S.Ezhkova. -Moskva : Yurayt, 2020. - 183 s. - ISBN 978-5-
534-10152-2.
3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) - URL: http://www.con sultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 140174/ (data obrashcheniya: 15.09.2022).
4. Ot universal'noy dostupnosti k sovremennomu kachestvu: doshkol'noe obrazovanie v Rossii/ I. V. Abankina, A. A. Bochaver, A. A. Vavilova i dr. ; pod red. I. V. Abankinoy, K. N. Polivanovoy, I. D. Frumina ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. — Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. — 342 s.
5. Uvarov, A.Yu. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu.Uvarov, E. Geybl, I. V.Dvoretskaya [i dr.] ; pod red. A.Yu. Uvarova. I. D. Frumina ; Nats. Issled. Un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t o bra zovan iya . - Mos kv a : Iz d. Dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.
6. Upravlenie doshkol'nym obrazovaniem : uchebnik i praktikum dlya vuzov / pod redaktsiey N. A. Vinogradovoy, N. V. Miklyaevoy. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva : Yurayt, 2020. - 530 s. -ISBN 978-5-534-12764-5.
7. Shevchenko, S.G. Korrektsionno-razvivayushchee obuchenie. Organizatsionno-pedagogicheskie aspekty : metod. posobie dlya uchiteley klassov korrektsionno-razvivayushchego obucheniya / S. G. Shevchenko. - Moskva : Vlados, 2001. -136 s. - ISBN 5-691-00295-3.
Сведения об авторах
Шакирова Екатерина Сергеевна -
начальник отдела учебной работы и контроля качества дополнительного профессионального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Челябинский институт развития образования» , г. Ч елябинск
Поликарпова Надежда Владимировна -методист отдела учебной работы и контроля качества дополнительного профессионального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Челябинский институт развития образова-
ния», г. Челябинск
Фаткуллина Алёна Вячеславовна -
педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад J№ 481 города Челябинска»
Лашкина Татьяна Федоровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 481 города Челябинска»
Information about authors Shakirova E.S. - Head of the Department of Training Work and Controlling the Additional
Professional Education Quality, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk Polikarpova N.V. - Methodologist of the Department of Training Work and Controlling the Additional Professional Education Quality, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk
Fatkullina A.V. - Educational Psychologist of Municipal Budget Preschool Education Institution «Kindergarten J№ 481 in Chelyabinsk»
Lashkina T.F. - Teacher-Logopedist of Municipal Budget Preschool Education Institution «Kindergarten J№ 481 in Chelyabinsk»
УДК 376.3
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Г.В. Сложеникина, О.А. Птицына, Т.В. Елизарова
Статья посвящена актуальной проблеме -формирование функциональной грамотности. В качестве средства формирования функциональной грамотности авторы рассматривают -работа с тестом, смысловое чтение. В статье рассматриваются коррекционно-логопеди-ческие приемы и методы работы с текстом, которые не только способствуют формированию и развитию навыков чтения, но и развивают память, внимание, мышление, устную и письменную речь.
Ключевые слова: формирование функциональной грамотности, коррекционно-логопедические приемы и методы работы с текстом, смысловое чтение.
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функциональной грамотности учащихся. Впервые этот термин был введен всемирно известным российским ученым, педагогом, психологом, лингвистом Алексеем Алексеевичем Леонтьевым.
Так что же такое функциональная грамот-
ность и почему о ней в последнее время так много говорят?
Согласно определению, А. А. Леонтьева «функциональная грамотность - это набор умений и навыков, помогающий человеку решать проблемы в обществе».
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.
Именно на этом этапе развития важно развивать читательские компетентности у обучающихся: правильно читать; работать с текстами (извлекать из текста важную и необходимую информацию, осуществлять поиску в тексте ответов на конкретные вопросы); самостоятельно выбирать литературу для чтения; работать с разнообразными информационными ресурсами; формировать суждения и умозаключения на основе прочитанного текста.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно