Научная статья на тему 'Развитие речи детей в условиях подготовительной группы детского сада'

Развитие речи детей в условиях подготовительной группы детского сада Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
569
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ТЫВА / PRESCHOOL AGE / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / CORRECTION OF SPEECH DEVELOPMENTAL DEFICIENCIES / TUVA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панкратова С.Е., Фрокол Анна Семеновна

В статье представлены результаты работы учителя-логопеда детского сада по коррекции нарушений речи у детей подготовительных групп. Диагностическая деятельность показала, что у большого количества детей, посещающих детский сад №2 г. Кызыла, имеют нарушения речи. Так, только у 6 детей, из двух подготовительных групп (количество диагностированных - 62 человека), отсутствуют нарушения речи. В следствие этого была разработана система коррекционно-развивающей работы, которая к концу года показала свою эффективность. В ходе реализации коррекционно-развивающей программы решались следующие задачи :развития сенсорных и моторных функций у детей; формирования кинестетической основы артикуляции и выработка верных артикуляторных движений; развитие всех компонентов языковой системы (фонематического слуха, фонетики, лексико-грамматических категорий, семантики, связной речи);формирования навыков языкового анализа и синтеза; развития интеллектуальных функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. Реализация программы осуществлялась с опорой на принцип привлечения к коррекционной работе ближайшего социального окружения (родителей, воспитателей и других специалистов дошкольного образовательного учреждения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панкратова С.Е., Фрокол Анна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH DEVELOPMENT OF 5-7-YEAR-OLD CHILDREN IN CONDITIONS OF PRE-SCHOOL INSTITUTION

The article presents the results of the work of a kindergarten speech therapist on the correction of speech disorders of 5-7-year-old children at the last grade of kindergarten. Diagnostics has shown that a large number of children at the Kyzyl kindergarten No. 2 have speech disorders. Thus, only 6 children from two groups (the number of diagnosed children is 62) have no speech disorders. As a result, a system of exercises on correction and development of speech was developed, and it gave its results by the end of the year. During the implementation of correctional-developing program the following tasks were solved: the development of sensory and motor functions in children; the formation of the kinesthetic basis of articulation and the development of correct articulatory movements; the development of all components of the language system (phonemic hearing, phonetics, lexical and grammatical categories, semantics, coherent speech); developing skills of linguistic analysis and synthesis; development of such intellectual functions as thinking, memory, attention, perception. The implemented program was based on the principle of involving the closest social environment (parents, educators and other specialists of a preschool educational institution) in correctional work.

Текст научной работы на тему «Развитие речи детей в условиях подготовительной группы детского сада»

УДК 376.37.

doi 10.24411/2221-0458-2020-10039

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ДЕТСКОГО САДА

Панкратова С.Е.

Детский сад №2 « Улыбка», г. Кызыл Фрокол А.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

SPEECH DEVELOPMENT OF 5-7-YEAR-OLD CHILDREN IN CONDITIONS

OF PRE-SCHOOL INSTITUTION

S.Ye. Pankratova Kindergarten no. 2 (Ulybka), Kyzyl A.S. Frokol Tuvan State University, Kyzyl

В статье представлены результаты работы учителя-логопеда детского сада по коррекции нарушений речи у детей подготовительных групп. Диагностическая деятельность показала, что у большого количества детей, посещающих детский сад №2 г. Кызыла, имеют нарушения речи. Так, только у 6 детей, из двух подготовительных групп (количество диагностированных - 62 человека), отсутствуют нарушения речи. В следствие этого была разработана система коррекционно-развивающей работы, которая к концу года показала свою эффективность. В ходе реализации коррекционно-развивающей программы решались следующие задачи :развития сенсорных и моторных функций у детей; формирования кинестетической основы артикуляции и выработка верных артикуляторных движений; развитие всех компонентов языковой системы (фонематического слуха, фонетики, лексико -грамматических категорий, семантики, связной речи);формирования навыков языкового анализа и синтеза; развития интеллектуальных функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. Реализация программы осуществлялась с опорой на принцип привлечения к коррекционной работе ближайшего социального окружения (родителей, воспитателей и других специалистов дошкольного образовательного учреждения).

Ключевые слова: дошкольный возраст; общее недоразвитие речи; коррекция недостатков речевого развития; Тыва

The article presents the results of the work of a kindergarten speech therapist on the correction of speech disorders of 5-7-year-old children at the last grade of kindergarten. Diagnostics has shown that a large number of children at the Kyzyl kindergarten No. 2 have speech disorders. Thus, only 6 children from two groups (the number of diagnosed children is 62) have no speech disorders. As a result, a system of exercises on correction and development of speech was developed, and it gave its results by the end of the year. During the implementation of correctional-developing program the following tasks were solved: the development of sensory and motor functions in children; the formation of the kinesthetic basis of articulation and the development of correct articulatory movements; the development of all components of the language system (phonemic hearing, phonetics, lexical and grammatical categories, semantics, coherent speech); developing skills of linguistic analysis and synthesis; development of such intellectual functions as thinking, memory, attention, perception. The implemented program was based on the principle of involving the closest social environment (parents, educators and other specialists of a preschool educational institution) in correctional work.

Key words: preschool age; general speech underdevelopment; correction of speech developmental deficiencies; Tuva

Проблема речевых нарушений у детей обладает непреходящей

актуальностью: это связано не только с влиянием речи на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка, но и с тем, что в дальнейшем нарушения речи затрудняют процессы обучения и социализации ребенка. «Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка -восприятие, память, внимание,

мыслительные операции, воображение -развиваются через речь (Л. С. Выготский,

А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.)» [1, с. 714].

В настоящее время, в ходе образовательных реформ, обычные детские сады массово посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Выделяется разнообразные категорий детей с ОВЗ, но «дошкольники с нарушениями речи - одна из наиболее часто встречающихся категорий среди детской популяции. Уровень их развития характеризуется определенными

особенностями. Достаточно часто встречаются нарушения связной речи, которые заключаются в основном в затрудненном словообразовании и построении грамматических форм;

нарушения звукопроизношения и фонетико-фонематическое недоразвитие. Кроме того, у детей указанной категории часто обнаруживается, что уровень сформированности познавательных

процессов снижен» [1, с. 333]. В научной литературе отмечается, что коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ должна начинаться именно с дошкольного возраста [1]. Таким образом, перед сотрудниками ДОУ стоит очень ответственная задача: коррекция имеющихся у детей нарушений, с целью превенции возможных сложностей при начале обучения в школе.

Как уже было указано выше, большое количество воспитанников детский садов - дети с разнообразными речевыми нарушениями, значительно варьирующимися по степени

выраженности. Так, Е.Ю. Медведева и Е.А. Ольхина отмечают, что «в последнее время в дошкольные образовательные организации все чаще поступают безречевые дети, в языковом арсенале которых насчитывается всего несколько лепетных слов. Число детей с различными речевыми расстройствами в настоящий момент растет, среди них особое место занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР)» [2, с. 213]. Ими же [3] опубликованы данные о степени распространённости ОНР среди других речевых патологий и в целом среди

населения страны. Так, ОНР составляет почти половину среди всех речевых нарушений (43,7%). Среди детей частотность ОНР представлена

следующим образом: 1% среди детей дошкольного возраста, 0,2-0,6% среди школьников, при этом значительно чаще ОНР наблюдается у мальчиков, чем у девочек (67% и 33% соответственно). Среди всего населения примерно 0,1% имеет ОНР 1 уровня.

Е.В. Жулина и Т.Н. Кузнецова исследовали нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: «рассматривая нарушения речевой деятельности у детей с ОНР необходимо отметить, что состояние связной речи у них значительно отличается от речи детей с нормативным речевым развитием» [3, с. 114]. Они считают, что среди основных недостатков речи у детей с ОНР можно выделить:

- трудности в конструировании высказывания;

- нарушение его логичности, последовательности и целостности;

- нежелание детей с ОНР вступать в диалог со взрослыми или сверстниками;

- узость активного словаря;

- несогласование частей речи [3, с.

114].

Описанная выше ситуация с распространённостью в настоящее время речевых нарушений в дошкольном

возрасте, к сожалению, коснулась и МБДОУ № 2 «Улыбка» г. Кызыла республики Тыва, поэтому в годовой план работы учителя-логопеда, в обязательном порядке, включена соответствующая деятельность. Так, в соответствии с годовым планом коррекционно-развивающей работы, в начале учебного года в ДОУ были обследованы 175 детей. Исследование речи у детей осуществлялось в течение сентября 2019 года. Диагностикой охвачены все группы с целью изучения состояния речи детей, ее сторон. Выявлено, что у многих дошкольников имеются различные недостатки развития речи, и они

нуждаются в логопедической помощи. На основании данных комплексной диагностики 32 ребенка было зачислено на логопункт. Логопедическое обследование показало, что наиболее распространенным нарушением речи является недоразвитие фонетико-фонематического уровня

речевого развития, фонетическое недоразвитие речи, дизартрия, общее недоразвитие речи, заикание, дислалия.

В следствие выявившихся проблем, основное внимание было уделено детям из подготовительных групп. Ниже, в таблице 1, представлено количество детей, посещающих эти группы.

Таблица 1

Количество диагностируемых детей на начало и конец учебного года

Группа Количество детей по списку на сентябрь Отсутствовало Диагностировано по факту Количество детей по списку на конец года Отсутствовало Диагностировано по факту

Подготовительная группа «А» 32 3 29 33 2 31

Подготовительная группа «Б» 33 4 29 32 1 31

Далее, в таблицах 2 и 3 представлены сведения о типе нарушения речи отдельно по группам: подготовительная группа «Всезнайки» и подготовительная группа «Почемучки».

Таблица 2

Уровень развития речи детей подготовительной группы А «Всезнайки»_

Уровень недоразвития речи

ОНР I-II ОНР II ОНР II-III ОНР III ОНР III-IV ОНР IV

Количество детей 0 0 0 9 18 2

Как видно из таблицы 2, распространенными нарушениями речи являются ОНР Ш-1У уровня (18 детей) и ОНР III уровня (9 детей).

Таблица 3

Уровень развития речи детей подготовительной группы Б «Почемучки»

Уровень недоразвития речи

ОНР I-II ОНР II ОНР II-III ОНР III ОНР III-IV ОНР IV

Количество детей 0 0 0 16 13 0

Судя по данным, представленным в таблице 3, самыми распространенными нарушениями речи в подготовительной группе «Почемучки» являются ОНР III уровня (16 детей) и ОНР ГГГ-ГУ уровня (13 детей).

Помимо констатации уровня нарушения речи, была сделана попытка выявить причины этих нарушений. Итак, в качестве причин нарушения речи можно обозначить следующие:

- слабо развит артикуляционный аппарат;

- недостаточный словарный запас, ограничен бытовой тематикой;

- обедненная речь, состоящая из одних простых предложений; недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос и дать ответ; замусоривание речи; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст; неспособность самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки. Не умеет использовать интонации

(выразительность): где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

- двуязычие;

- нарушения фонематического слуха (плохо различают на слух звуки сходные по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие).

Выявленные проблемы с речью необходимо решать с помощью коррекционно-развивающей работы.

Целью деятельности логопедической службы в МБДОУ № 2 «Улыбка» в этом направлении выступила коррекция недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

- развитие сенсорных и моторных функций у детей;

- формирование кинестетической основы артикуляции и выработка верных артикуляторных движений;

- развитие всех компонентов языковой системы: фонематического слуха, фонетики, лексико-грамматических категорий, семантики, связной речи;

- формирование навыков языкового анализа и синтеза;

- развитие интеллектуальных функций: мышления, памяти, внимания, восприятия.

Решение этих задач осуществлялось в системе коррекционно-развивающего обучения на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Проводилось консультирование родителей по итогам диагностики, оказывалась помощь в преодолении речевых дефектов. Работа по организации предметно-развивающей среды, отраженная в годовом плане, включала в себя следующие направления: зонирование логопедического кабинета, наполнение каждой речевой зоны дидактическим материалом,

соответствующим ФГОС ДОО, изготовление печатных картотек занятий, игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастик, соответствующих

разработанной рабочей программе. Осуществлялась эта работа, в том числе, с опорой на учебное пособие «Коррекция нарушений речи с использованием ДЭНС-терапии» [5].

В связи с этим в течение года зона развития пальчиковой моторики была пополнена:

- зона развития фонематического слуха - технологией Л.В. Мещеряковой «Забавные рычалки»;

- зона развития активного словаря и грамматического строя речи - наглядно-дидактическими пособиями «Профессии», «Транспорт», «Развитие речи у аутичных детей» Л.Г. Нуриевой, набором игрушек «Овощи», «Фрукты», большой и малой пирамидами зона обучения элементам грамоты - дидактическим пособием «Чтение»;

- «Логопедический тренажер» зона развития связной речи - наборами пальчикового театра и кукол би-ба-бо.

Актуальным оставался вопрос взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями МБДОУ №2. Для решения этого вопроса были заведены тетради взаимосвязи с воспитателями, в которых фиксировались задания индивидуальной работы с детьми-логопатами по автоматизации поставленных звуков, дифференциации смешиваемых в речи звуков, а также тетради, в которых учителем-логопедом отбирался речевой материал для заучивания наизусть, пересказа, составления рассказов со всеми детьми групп, а также комплексы пальчиковой гимнастики и самомассажа рук и лица. Отбор данного речевого материала происходил с учетом требований к уровню развития речи дошкольников программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», а также тематического планирования

занятий воспитателями групп. В течение учебного года регулярно проводились индивидуальные беседы с воспитателями групп о формах работы и направлениях взаимодействия на различных этапах коррекционно-развивающего процесса с детьми-логопатами и даны консультации по следующим темам: «Речевое развитие трехлетних детей», «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста», а также для педагогов МБДОУ были проведены семинары-практикумы «Обучение детей дошкольного возраста элементам грамоты», а также открытый показ занятия «Звук и буква «Х».

Для того, чтобы взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по речевой работе с детьми дошкольного возраста не прекращалось в летний период, были разработаны рекомендации учителя-логопеда для воспитателей групп по речевому развитию детей в летний период.

В подготовительной группе велась совместная работа воспитателя, логопеда и музыкального руководителя, направленная на профилактику речевых нарушений у детей 5-7 лет. Данная работа проводилась в виде логоритмических занятий, развивающих пространственную

ориентацию детей, умение соотносить слово и действие, обогащающих активный словарь. Взаимодействие учителя-

логопеда со всеми специалистами МБДОУ также осуществлялось в ходе работы ПМП-консилиума.

Для повышения эффективности логопедической работы систематически проводились анкетирование, беседы и консультации с родителями

дошкольников. Целью анкетирования и индивидуальных бесед являлся сбор анамнестических данных о ходе раннего речевого развития детей. В течение года родителям давалась характеристика основных речевых нарушений у детей, раскрывались направление и содержание коррекционно-логопедической работы в различные периоды обучения. Для родителей были проведены консультации, предусмотренные годовым планом: «О роли родителей в речевом развитии детей», «Социальные причины нарушения звукопроизношения», «Игры для развития фонематического слуха».

Кроме того, в соответствии с годовым планом, коррекционно-развивающая работа логопеда по развитию разных сторон речи предусматривала проведение в течение года индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения, развитию

фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, связной речи, а также подгрупповых занятий с детьми, имеющими сходные речевые дефекты.

Составление планов индивидуальной и подгрупповой работы базировалось на основе утвержденных программ: «Программа воспитания и обучения детей с ФФН» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Программа воспитания и обучения детей с ОНР» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Система коррекционной работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой, а также использовалась электронная технология «Справочник учителя-логопеда ДОУ. Планирование деятельности, отчетность».

Использовались следующие

технологии: «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Т.А.

Матросовой, «Волшебный мир звуков и слов» Е.А. Пожиленко, «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи» Г.А. Каше, «Буду говорить, читать, писать правильно» Г.А. Глинка, «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина, «Развитие речи у детей в детском саду» О.Н. Ивановой, Г.Н. Коротковой, «Формирование связной речи у детей 4-5 лет» Л.Н. Сластья, «Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет» Л.М. Граб, «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» Н.Ш. Макаровой, «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной, а также

электронную технологию обучения детей «Логопедические пазлы».

На индивидуальных занятиях велась работа по развитию артикуляции, крупной и мелкой моторики, по совершенствованию звукопроизношения, фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций речи и интеллектуальных процессов. В ходе подгрупповых занятий дети работали над автоматизацией поставленных звуков, расширением словаря, совершенствованием словообразования, развитием связной речи.

С целью выполнения контроля за исполнением рекомендаций учителя-логопеда, предусмотренного годовым планом, в октябре и январе были посещены занятия в группах и выработана стратегия коррекционно-педагогического процесса с детьми, имеющими нарушения речи, смотр речевых зон в старших группах и центра развития моторики рук в младших группах, ежемесячно проводился просмотр и анализ индивидуальной работы воспитателей по речевому развитию детей, в апреле были посещены занятия в подготовительной группе с целью выявления уровня речевой подготовки детей к школе.

Итак, проведенная коррекционно-развивающая работа была достаточно эффективной. Изменения в уровне развития речи (по группам) представлены в табл. 3.

Таблица 3

Уровень развития речи детей подготовительных групп_

«Всезнайки»

Уровень недоразвития речи

ОНР I-II ОНР II ОНР II-III ОНР III ОНР III-IV ОНР IV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество детей 0 0 0 5 16 6

«Почемучки»

Количество детей 0 0 0 8 8 10

Как видно из таблицы 3, улучшения в развитии речи детей наблюдаются и в той и в другой группе. Разумеется, коррекция развития речи могла быть и более эффективной, если бы дети подготовительных групп регулярно посещали детский сад, а родители строго выполняли рекомендации учителя-логопеда.

Таким образом, можно

констатировать, что нарушения речи широко распространены в дошкольном возрасте. Разработанная коррекционно-развивающая программа носит эффективный характер, но необходимо, чтобы все субъекты коррекционной работы (учитель-логопед, родители, воспитатели и другие педагогические сотрудники) следовали рекомендациям по коррекции и развитию речи детей.

Библиографический список 1. Попова, О. В. Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста / О. В. Попова, А. Ю. Мишукова // БМИК. - 2015. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnosti ka-narusheniy-rechi-u-detey-

doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.03.2020). - Текст: электронный.

2. Иневаткина, С. Е. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями речи / С. Е. Иневаткина, Е. Е. Форкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 59-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo -pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 26.03.2020). - Текст: электронный.

3. Медведева, Е. Ю. Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Ю. Медведева, Е. А. Ольхина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 60-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy -formirovaniya-svyaznoy-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 26.03.2020). - Текст : электронный.

4. Жулина, Е. В. Исследование нарушений связной речи у

дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Жулина, Т. Н. Кузнецова // Проблемы современного

педагогического образования. 2019. №64-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/issledova nie-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 26.03.2020). -Текст: электронный.

5. Лапп, Е. А. Коррекция нарушений речи с использованием ДЭНС-терапии: учебное пособие / Е. А. Лапп, П. А. Мордасов, А. В. Филиппова, Е. А. Шилова. - Волгоград : Издательство «Волгоградского государственного университета», 2019. - 68 c. — ISBN 978-5-9669-1878-1 // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87382.html (дата обращения: 26.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. — Текст: электронный.

References

1. Popova O. V. and Mishukova A. Yu. Diagnostika narushenij rechi u detej doshkol'nogo vozrasta [Diagnostics of speech disorders of preschool children]. Bulletin of Medical Internet Conferences, 2015, vol. 5, iss. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnosti ka-narusheniy-rechi-u-detey-

doshkolnogo-vozrasta (access date: 26.03.2020) (In Russian)

2. Inevatkina S. E. and Forkina E. E. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie doshkol'nikov s narusheniyami rechi [Psychological and pedagogical support of preschool children with speech disorders]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Issues of modern pedagogical education]. 2018, no. 59-3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologo -pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-narusheniyami-rechi (access date: 26.03.2020) (In Russian)

3. Medvedeva E. Yu. and Olkhina E. A. Problemy formirovaniya svyaznoj rechi u starshih doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi [Problems of formation of coherent speech in older preschoolers with general speech underdevelopment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Issues of modern pedagogical education], 2018, no. 60-3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy -formirovaniya-svyaznoy-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (access date: 26.03.2020) (In Russian)

4. Zhulina E. V. and. N. Kuznetsova. Issledovanie narushenij svyaznoj rechi u

doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi [Research of disorders of coherent speech of preschool children with general speech underdevelopment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo

obrazovaniya [Issues of modern pedagogical education]. 2019, no. 64-1.

5. Lapp E. A., Mordasov P. A., Filippova A. V. and Shilova E. A. Korrekciya narushenij rechi s ispol'zovaniem DENS-terapii : uchebnoe posobie [Correction of speech disorders with use of dance-therapy : a training manual]. Volgograd, Volgograd State Unieversity Publ., 2019, 68 p. ISBN 978-5-9669-1878-1. IPR BOOKS [onine]. Availablr at: http://www.iprbookshop.ru/87382.html

Available

at:

https://cyberleninka.ru/article/n/issledova

nie-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-

doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-

(access date: 26.03.2020) (In Russian)

rechi (access date: 26.03.2020) (In Russian)

Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного университета, e-mail: frokol@rambler.ru

Панкратова Светлана Евгеньевна - учитель-логопед Детского сада №2 г. Кызыла Республики Тыва, е-mail: pse1312@yandex.ru

Anna S. Frokol - Senior Lecturer at the Department of Psychology, Tuvan State University, e-mail: frokol@rambler.ru

Svetlana Ye. Pankratova - speech therapist at Kindergarten No. 2, Kyzyl, Republic of Tuva, e-mail: pse1312@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.