Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
936
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кущинская Анна Андреевна, Бабурин Сергей Николаевич

В статье дано определение прокурорского надзора, определено его значение. Надзорные функции осуществляются в рамках соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Рассматривается вопрос применения такого понятия как «прокурорский надзор» в действующем законодательстве о таможенном регулировании. Кроме того, в статье приведена официальная статистика вынесения актов прокурорского реагирования на нарушения, совершенные таможенными органами, входящими в состав Северо-Западного таможенного управления, определены основные направления подобных нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кущинская Анна Андреевна, Бабурин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES

In the article a definition of prosecutorial supervision is given, its meaning is defined. Supervision functions are performed within frameworks of protection and abidance humans and citizens rights and liberties. Use of such phenomenon as 'prosecution supervision' within the current laws regarding the customs control is considered. Besides, the article contains an official statistics regarding the acts of prosecutions reactions on violations, performed by customs facilities of the North-West custom control administration, basic features of these violations are defined.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

Практические аспекты прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов Practical aspects of prosecutorial supervision over the activities of customs authorities

Кущинская Анна Андреевна

Студентка 2 курса, ф-т юридический, Московский университет им. М.И. Витте Санкт-Петербург e-mail: anna. gu9 7@mail.ru

Kushchinskaya Anna Andreevna

2 th year student, faculty of law, MUIV Saint Petersburg e-mail: anna. gu9 7@mail.ru

Бабурин Сергей Николаевич

Профессор, д.ю.н Московский университет им. М.И. Витте

Москва

Baburin Sergey Nikolaevich

Professor, doctor of Juridical Sciences

MUIV Moscow

Аннотация.

В статье дано определение прокурорского надзора, определено его значение. Надзорные функции осуществляются в рамках соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Рассматривается вопрос применения такого понятия как «прокурорский надзор» в действующем законодательстве о таможенном регулировании. Кроме того, в статье приведена официальная статистика вынесения актов прокурорского реагирования на нарушения, совершенные таможенными органами, входящими в состав Северо-Западного таможенного управления, определены основные направления подобных нарушений.

Annotation.

In the article a definition of prosecutorial supervision is given, its meaning is defined. Supervision functions are performed within frameworks of protection and abidance humans and citizens rights and liberties. Use of such phenomenon as 'prosecution supervision' within the current laws regarding the customs control is considered. Besides, the article contains an official statistics regarding the acts of prosecutions reactions on violations, performed by customs facilities of the North-West custom control administration, basic features of these violations are defined.

Ключевые слова: государственная власть, таможенный орган, прокурорский надзор, публичная власть, прокурорский надзор за исполнением таможенного законодательства.

Keywords: state power, customs authority, prosecutor's supervision, public government, prosecutor's supervision over the implementation of customs legislation.

Как известно, одним из основополагающих направлений деятельности органов прокуратуры выступает обеспечение гарантий и защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Указанное, в частности, распространяется и на субъектов правоотношений, возникающих в таможенной сфере.

Необходимо отметить, что в действующем законодательстве отсутствует легальное определение такого понятия как «прокурорский надзор». В научном сообществе точки зрения относительно определения данного понятия также рознятся.

Например, с точки зрения Р.С. Абдулова, прокурорский надзор представляет собой деятельность прокуроров, направленную на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, которая

осуществляется посредством выявления и своевременного устранения нарушений закона, привлечения виновных к соответствующей ответственности [7].

В 2018 году вступил в силу ныне действующий Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), что повлекло за собой внесение изменений в отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, возникающие в таможенной сфере. Указанное, в свою очередь, привело и к соответствующим изменениям в организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства таможенными органами [8].

Данный аспект также отражен и в Указании Генеральной Прокуратуры Российской Федерации «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере» [5]. Исполнение федерального законодательства в сфере таможенного дела должно осуществляться на основе тщательного и всестороннего анализа состояния законности.

Таким образом, прокурорский надзор направлен на обеспечение законности, проверку исполнения законодательных актов, а также предупреждение, выявление и устранение нарушения законодательства в государственных органах, в том числе и в таможенных органах.

Прокурорский надзор, который осуществляется в рассматриваемой сфере, выступает в качестве самостоятельного вида государственной деятельности, реализуемого от имени государства.

Кроме того, прокурорский надзор также направлен и на реализацию задач, которые взаимосвязаны с сохранением баланса законности между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Основным направлением деятельности таможенных органов является осуществление таможенного контроля, надзор за законности осуществления которого выступает в качестве одного из ключевых направлений деятельности органов прокуратуры.

Практическое проявление указанного направления деятельности органов прокуратуры выражается в вынесении актов прокурорского реагирования, анализ рассмотрения которых Северо-Западным таможенным управлением (далее - СЗТУ) и был положен в основу данного исследования.

Следует отметить, что анализ работы органов прокуратуры предоставил возможность определить основные способы выявления нарушений, совершаемых таможенными органами и их должностными лицами. К ним относятся следующие:

- контроль за исполнение нормативно-правовых актов, которые регламентируют обязанности должностных лиц таможенных органов;

- контроль за соответствием решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов, таможенному законодательству;

- анализ служебных проверок;

- оказание содействия в разработке и анализе нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела;

- применение статистических данных по результатам прокурорского реагирования и ранее представленных материалов прокурорского надзора в таможенные органы.

При этом выделяют три основных формы прокурорского реагирования, которые направлены на выявление нарушений законодательства, совершаемых таможенными органами. К ним относят следующие:

- принесение протеста;

- внесение представления;

- вынесение постановления.

В контексте рассматриваемой темы наиболее актуальной формой прокурорского реагирования выступает протест прокурора. Он, как правило, направляется в таможенный орган или же непосредственно должностному лицу, которое, например, приняло тот или иной спорный нормативно-правовой акт. Он должен быть рассмотрен в течение десяти дней.

Кроме того, следует отметить, что также достаточно часто в качестве формы прокурорского реагирования на нарушения, совершаемые таможенными органами и выявленные в результате прокурорского надзора, является и представление прокурора. Оно может вноситься в результате нарушения как на национальном уровне, так и уровне ЕАЭС. Представление прокурора должно быть рассмотрено в срок, который не должен превышать одного месяца с момента вынесения.

В 2021 г. органами прокуратуры в СЗТУ и подчиненные таможни внесено более 300 актов прокурорского реагирования, что на 5,4% меньше, чем в аналогичный период предыдущего года.

Нарушения таможенного права составляют практически половину всех нарушений, выявленных в таможенных органах. Выявленные в ходе прокурорского надзора нарушения, в большинстве своем носят типичный характер.

Следует отметить, что акты прокурорского реагирования могут выноситься относительно различных нарушений, совершаемых таможенными органами и их должностными лицами. К таким, в том числе, относятся: нарушения права Евразийского Экономического Союза (Далее - ЕАЭС) и российского законодательства в области таможенного регулирования, нарушения положений административного и уголовно-процессуального законодательства, нарушения положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, нарушения положений законодательства о труде и прохождении службы в таможенных органах, нарушения положений законодательства о противодействии коррупции, нарушения положений законодательства о социальных гарантиях должностным лицам и работникам таможенных органов, нарушения положений законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность таможенных органов, нарушение положений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, нарушения законодательства при вынесении правовых актов таможенных органов.

Обратимся к практическим примерам актов прокурорского реагирования на вышеперечисленные нарушения, встречающиеся в таможенных органах.

Как показывает практика, наибольшее количество нарушений таможенных органов связано с нарушением положений законодательства ЕАЭС и российского законодательства в сфере таможенного регулирования. Доля актов прокурорского реагирования подобные нарушения составляет 42,5% .

Так, в результате прокурорского реагирования были выявлены нарушения вышеописанных положений, регулирующих вопросы совершения таможенных операций и таможенного контроля. Например, в «Х» таможне были выявлены следующие нарушения:

- не установление всех индивидуальных признаков товара при проведении досмотра (статья 328 ТК ЕАЭС [2]);

- невручение (направление) актов таможенного осмотра (Далее - АТО) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров (пункт 6 статьи 327 ТК ЕАЭС [2]);

- неверное указание даты составления актов таможенного досмотра (Далее - АТД) (пункт 8, подпункт 4 пункта 9 статьи 328 ТК ЕАЭС [2]);

- несоблюдение формы АТД при его составлении в части указания информации о месте жительства лица, обладающего полномочиями в отношении товаров (пункт 8, подпункт 4 пункта 9 статьи 328 ТК ЕАЭС [2], пункт 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260).

Также ряд нарушений в таможенных органах был связан с нарушением права стран ЕАЭС и российского законодательства в сфере таможенного регулирования, связанного с регулированием вопросов об определении, заявлении и контроле таможенной стоимости. Например, выявлено нарушение, выразившееся в некорректном использовании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации (пункт 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42).

Также в таможнях выявлялись следующие нарушения в рассматриваемой сфере:

- контроль таможенной стоимости до выпуска товаров, вопреки требованиям статей 313, 325, 324 ТК ЕАЭС проводится ненадлежащим образом, не осуществляется запрос дополнительных документов и сведений [2];

-допущены нарушения статьи 38 ТК ЕАЭС [2], пункта 19 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191 [6], при принятии решений о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации. [3]

Следует отметить, что в 2021 г. большая часть актов прокурорского реагирования пришлась на нарушения таможенными органами положений административного и уголовно-процессуального законодательства. Доля указанных нарушений составила 40% от общего количества АПР.

Указанные нарушения касались, как правило, нарушений, связанных с производством по делам об административных правонарушениях. Например, в «Х» таможне были выявлены следующие нарушения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении процессуальных действий и оформлении процессуальных документов по делам об административном правонарушении (Далее - АП):

- расследование по делу об АП проведено не всесторонне, обстоятельства по делу об АП своевременно не выявлены (статьи 24.1, пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ [1]);

-нарушение срока направления протокола по делу об АП (часть 3.1 статья 28.7 КоАП РФ [1]);

- извещение ненадлежащим образом лица, участвующего в производстве по делу об АП (часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ [1]);

- указание некорректных сведений о количестве изъятого товара, не указание всех идентификационных признаков товара;

- отсутствие в протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и в протоколе изъятия вещей и документов по делу об АП соответствующих сведений о представителе юридического лица;

- нарушение при вынесении определения об отказе в удовлетворении ходатайства в части рассмотрения вопроса об отмене ареста судна, а также о вывозе товара с территории ЕАЭС (часть 1 статьи 24.4 КоАП РФ [1]).

Несмотря на вышеописанную статистику вынесения актов прокурорского реагирования на нарушения, совершаемые таможенными органами, следует отметить, что к одному из основополагающих недостатков деятельности указанных органов относится достаточно низкое качество прокурорских проверок, что обусловлено, как правило, низким уровнем необходимых в таможенной сфере познаний. Кроме того, недостатком также выступает и достаточно слабый контроль за устранением таможенными органами выявленных нарушений.

Вышеописанное, безусловно, является проблемой, которая нуждается в формировании соответствующего решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов - крайне важное направление деятельности органов прокуратуры, признанное обеспечивать соблюдение законных прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности.

В процессе исследования статистических данных, определяющих количество актов прокурорского реагирования на нарушения, совершаемые таможенными органами, было определено, что подавляющая часть таких актов приходится на нарушения законодательства ЕАЭС и российского законодательства в сфере таможенного регулирования, а также нарушения в сфере соблюдения административного и уголовно-процессуального законодательства.

Список используемой литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002 г., № 1 (часть I), ст. 1.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 09.01.2018 г.

3. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 19.03.2012 г., № 12, ст. 1415.

4. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 18.12.2006

№ 1339 «О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях» // Российская газета, 23.05.2007 г., № 107.

5. Указании Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27 апреля 2017 г.

№ 254/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере» // Законность, 2018 г., № 7

6. Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «Об Инструкциях

о заполнении таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // Комиссия таможенного союза, 02.06.2010 г.

7. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Курган: Изд-во Курганского государственного университета. 2016. - 220 с.

8. Дудин Н.П. Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. №4 (76).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.