Научная статья на тему 'О современных проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства'

О современных проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1348
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER EXECUTION OF CUSTOMS LEGISLATION / SUBJECT OF PROSECUTOR''S SUPERVISION / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Талья Е.А.

В статье освещены актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Талья Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary issues for prosecutorial supervision over implementation of customs laws

The article covers topical issues of prosecutorial supervision over execution of customs legislation.

Текст научной работы на тему «О современных проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства»

УДК 343.8

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Талья Е.А.

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

CONTEMPORARY ISSUES FOR PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER IMPLEMENTATION OF CUSTOMS LAWS

Talya E.A.

Saint-Petersburg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General's

Office of the Russian Federation

Аннотация

В статье освещены актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства.

Ключевые слова: прокурорский надзор за исполнением таможенного законодательства, предмет прокурорского надзора, Таможенный союз.

Abstract

The article covers topical issues of prosecutorial supervision over execution of customs legislation.

Keywords: prosecutorial supervision over execution of customs legislation, subject of prosecutor's supervision, Customs Union.

Современные процессы, которые происходят в политической и экономической жизни страны, требуют совершенствования деятельности всех государственных органов, уточнения и конкретизации ранее стоявших перед ними целей и задач, формулирование новых, актуальность которых обусловлена изменениями в оценке приоритетов. Концентрируя внимание на базисных направлениях, от которых зависят благосостояние людей, безопасность и интересы государства, Генеральной прокуратурой Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на необходимость активизации деятельности по различным прикладным направлениям: повышение раскрываемости преступлений, борьба с коррупцией и экономическими правонарушениями, противодействие экстремизму и терроризму. В этой связи делегирование полномочий прокурору по защите интересов государства и других участников внешнеэкономической деятельности в таможенной сфере, является обеспечительной мерой по исполнению требований российского и международного законодательства.

Одновременно, с учетом нарастающей опасности транснациональной преступности (в частности таких наиболее опасных ее форм как терроризм, незаконный оборот оружия и культурных ценностей, торговля наркотическими средствами и их прекурсорами, работорговля, пиратство, преступления в области высоких технологий) прокурорский надзор в таможенной сфере, становится особенно актуальным. В целях обеспечения необходимого уровня эффективности осуществления надзора в данном направлении должны приниматься меры организационного, правового и методического характера.

Во многих случаях требуется тесное взаимодействие транспортных прокуроров с территориальными, военными, другими специализированными прокурорами. Применение средств реагирования должно носить профилактический характер.[1]

С учетом особенностей предмета надзора, который помимо российского законодательства, регулирующего правоотношения в таможенной сфере, не может не включать нормативные правовые акты наднационального (международного

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2017 Том 1 № 3

уровня), проведение комплексного исследования рассматриваемого круга вопросов представляется особенно актуальным.

При этом подчеркнем, что самостоятельная группа проблем, подлежащих исследованию, обусловлена еще одной специфической чертой,которая характеризует прокурорский надзор за исполнением таможенного законодательства и осложняет решение вопроса о содержании предмета надзора в данном направлении. Речь идет о том, что деятельность таможенных органов страны должна осуществляется, конечно, в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством (в том числе, и наднационального уровня). Однако, без анализа законодательства, действующего на территории других государств, а также международных договоров или решений Комиссии Таможенного союза, иных документов, затрагивающих интересы российского государства, указанная деятельность не может быть организована и осуществляться достаточно успешно. Поскольку Российская Федерация в данной сфере выступает частью мирового сообщества, то и деятельность таможенных органов должна осуществляться с учетом этого.

Что же касается предмета прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства, то включение в него соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории, представляется бесспорным с учетом подходов, закрепленных в Федеральном законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации».[2] Однако, возможность оценки прокурором законности деятельности таможенных органов и принимаемых ими решений с учетом международного законодательства, включения исполнения указанного законодательства в предмет надзора представляется не бесспорным.

Так, Создание Единой таможенной территории таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза), объединившей территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства -

члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, привело к принятию Таможенного кодекса Таможенного союза (приложения к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

В настоящее время на смену Таможенному кодексу Таможенного союза приходит новый кодифицированный акт - Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, подготовленный в связи с образованием Евразийского экономического союза (далее - ЕврАзЭС), участниками которого сегодня являются: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения (официально вступила 2 января 2015 г.) и Кыргызская Республика (официально вступила 12 августа 2015 г.).

Оба таможенных кодекса подлежат исполнению на территории Российской Федерации, однако носят международный характер и не могут рассматриваться в качестве законов, действующих на территории России, исполнение которых традиционно включается в предмет прокурорского надзора.

Вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза было запланировано на 1 января 2016 г., но в связи с разногласиями, возникшими между государствами - членами Союза, процесс принятия нового Таможенного кодекса откладывается на 1 июля 2017 года (с момента письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу).

Предполагается, что Таможенный кодекс Евразийского экономического союза должен унифицировать и упорядочить на всей территории Союза практику, которая действует в настоящее время локально в каждом государстве и регулируется национальным законодательством.

Вхождение Российской Федерации в Таможенный союз ЕврАзЭС привело к перестановке акцентов правового регулирования таможенного контроля. Основными регуляторами становятся источники международного и наднационального регулирования. Правовое регулирование таможенного контроля на национальном уровне становится производным от двух предыдущих

6

Бюллетень инновационных технологий

уровней (международного и наднациональ-ного).[3]

Такие интеграционные процессы современности в сфере таможенного дела приводят и к необходимости существенной перестройки подходов к определению понятия таможенного законодательства Российской Федерации. Вследствие чего, становятся очевидными неоднозначность в определении предмета прокурорского надзора в данном направлении и необходимость исследования данной проблемы.

Как уже указывалось, представляется, что не должен вызывать сомнения тот факт, что исполнение норм Таможенного кодекса Таможенного союза является обязательным, в том числе, на территории Российской Федерации. Следовательно, Таможенный кодекс Таможенного союза, не смотря на его наднациональный характер, в данной части подлежит включению в предмет прокурорского надзора.

Вместе с тем, с момента вступления в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, как приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, станет составной частью таможенного законодательства Российской Федерации. Его исполнение на территории Российской Федерации будет обязательным. И, следовательно, это исполнение также составит часть прокурорского надзора в рассматриваемом направлении надзора.

Приведенные выше факты свидетельствуют о необходимости не просто констатировать необходимость расширения предмета прокурорского надзора в рамках таможенной сферы и определения его содержания путем соединения исполнения всех нормативных правовых актов, как национального, так и наднационального уровней, регулирующих правоотношения, складывающиеся при осуществлении таможенной деятельности, но и провести исследование вопросов, связанных с определением того, как указанная специфика предмета надзора может и должна сказаться на определении пределов его осуществления

Кроме того, в настоящее время требуется выделение и изучение особенностей организации надзора за исполнением таможенного законодательства, в том числе, обусловленных рассмотренными выше особенностями правового регулирования правоотношений в данной сфере.

Самостоятельная группа вопросов, исследование которых на современном этапе представляется не менее актуальным,

должна быть посвящена организации и проведению прокурорских проверок, целью которых будет выступать изучения того, как исполняются требования закона теми или иными участниками внешнеэкономической деятельности, какие нарушения допускаются, какие полномочия прокурора могут быть использованы для выявления таких нарушений, минимизации причиняемого в результате вреда законным правам и интересам человека и гражданина, общества и государства.

В число основных элементов государственного воздействия на правоотношения в области внешнеэкономической деятельности входит таможенное регулирование. Одной из ключевых форм последнего является таможенный контроль, от которого во многом зависит полнота взимаемых таможенных платежей, составляющих доходную часть федерального бюджета. Поэтому прежде всего внимание прокуроров должно быть сосредоточено на оценке уровня законности деятельности, связанной с проведением таможенного контроля, а также принимаемых при этом решений уполномоченных органов. Разработка и использование научно обоснованных рекомендаций, составляющих содержание методики прокурорской проверки исполнения таможенного законодательства, регламентирующего организацию и проведение таможенного контроля, позволит выделить и изучить наиболее типичные нарушения, допускаемые должностными лицами таможенных органов, целенаправленно осуществлять поиск признаков допущенных нарушений, обоснованно делать вывод о необходимости и целесообразности использования тех или иных средств прокурорского реагирования. Представляется, что такой подход будет способствовать повышению эффективности прокурорской деятельности, а опосредованно и повышению эффективности таможенного контроля.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что значительные изменения таможенного законодательства, а также совершенствование организационных основ осуществления таможенной деятельности в свою очередь обусловливают необходимость совершенствования надзорной деятельности прокурора, что невозможно без исследования актуальных вопросов осуществления надзора за исполнением таможенного законодательства.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2017 Том 1 № 3

Список литературы

1. Проверка прокурором исполнения законов: пособие^ под общ. ред. Н.В. Субановой] Ген. Прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2015 с. 124.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.07.2016) "О прокуратуре Российской Федерации".

3. Козырин А.Н. К вопросу о соотношении наднационального и национального регулирования

в таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС // Правовые вопросы Евразийского таможенного союза = Rechtsfragen der Eurasischen Zollunion; Пер. с нем. / [В. Бергманн, пред., сост.]; [Т. Яковлева, общ. науч. ред.]. М.: Инфотропик Медия, 2012. 368 с.

Поступила в редакцию 22.06.2017

Сведения об авторах:

Талья Елена Анатольевна - аспирант кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации», советник юстиции, e-mail: etalya@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.