Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СТАЖИРОВОК'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СТАЖИРОВОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ / КОМПОНЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисенко В.Н., Пекарская Л.В.

В статье рассмотрены практические аспекты деятельности региональной инновационной площадки МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска» в реализации программ стажировок в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации), реализуемых ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». Одной из ключевых проблем реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является профессиональная компетентность педагогов, выраженная в готовности и способности использовать ресурсы, средства и инструменты цифровой образовательной среды при обучении, воспитании и развитии школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисенко В.Н., Пекарская Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY PRACTICAL ASPECTS OF REGIONAL INNOVATIONAL PLATFORM IN INTERNSHIP PROGRAMS IMPLEMENTATION

The article observes activity practical aspects of regional innovational platform activity of Municipal Autonomous Education Institution «Secondary School №145» in Chelyabinsk in internship program implementation within the framework of additional professional education programs implementation (advanced training programs) that are realized by Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education. One of the key problems of state project «Digital educational environment» implementation is teachers' professional competence that is expressed by readiness and ability of using resources , means, and instruments of digital educational environment in children's training, upbringing and development

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СТАЖИРОВОК»

И.В. Морозов

№ 10-99 - Moskva, 2021. - 186 s. - URL: http://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2021/ 04/mr-po-provedeniyu-ege-v-ppe-v-2021 -godu.pdf (data obrashcheniya: 01.12.2021).

3. Ob osobennostyah provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya v 2021 godu : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 fevralya 2021 g. N 256 - URL: https://fipi.ru/oge/ normativno-pravovye-dokumenty (data obrashcheniya: 01.12.2021).

4. Ob osobennostyah provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v 2021 godu : prikaz

Minprosveshcheniya Rossii, Rosobrnadzora ot 16.03.2021 goda № 104/306 - URL: https://fipi.ru/ oge/normativno-pravovye-dokumenty (data

obrashcheniya: 01.12.2021).

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ - URL: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc _LAW_140174/ (data obrashcheniya: 01.12.2021).

Сведения об авторе

Морозов Игорь Викторович - начальник отдела интерпретации и анализа результатов оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

УДК 378.046

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

СТАЖИРОВОК

В.Н. Кисенко, Л.В. Пекарская

В статье рассмотрены практические аспекты деятельности региональной инновационной площадки МАОУ «СОШ N° 145 г. Челябинска» в реализации программ стажировок в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации), реализуемых ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». Одной из ключевых проблем реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является профессиональная компетентность педагогов, выраженная в готовности и способности использовать ресурсы, средства и инструменты цифровой образовательной среды при обучении, воспитании и развитии школьников.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, региональная инновационная площадка, программа стажировки, компоненты цифровой образовательной среды, тьюторское сопровождение.

Национальный проект «Образование», федеральные проекты задают приоритетные направления развития образовательной системы страны. Особое значение имеет проект «Цифровая образовательная среда» [2, 3, 8, 9], который определяет конкретные задачи для всех уровней образовательной системы РФ.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила [10].

ЦОС развивается стремительно, пополняясь новыми инструментами и ресурсами. Современный подход к освоению новых компетенций определяет решение задач, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей личности и общества. Развитие профессиональ-

ной компетентности педагогических работников в области использования современных цифровых образовательных технологий определяет в образовательном процессе решение следующих задач:

1. Освоение современных педагогических и информационных технологий организации педагогического процесса с использованием цифровых инструментов;

2. Овладение умениями проектирования и анализа образовательного процесса через обоснованное и системное использование ресурсов, средств и инструментов ЦОС;

3. Формирование навыков построения индивидуальных траекторий развития обучающегося и педагога в открытом образовательном пространстве.

Стратегическую значимость приобретает трансформация системы дополнительного образования, включая ее многокомпонентную структуру формального, неформального и информального образования и направленность на инновационную деятельность в практико-ориентированном подходе в обучении педагогов. Такой подход в обучении, включает в себя компоненты: готовность и способность к непрерывному профессиональному развитию, критическое мышление, креативность, профессиональная мобильность и владение информационно-коммуникационными технологиями.

Общеобразовательная организация МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска» в статусе региональной инновационной площадки реализует инновационный проект по теме: «Управленческие технологии организации и сопровождения образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды». Реализацию инновационного проекта, следует рассматривать, как систему взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики в разрешении существующих проблем, трансляцию опыта в применении управленческих технологий в организации и сопровождении образовательного процесса в условиях ЦОС.

Практическая применимость управленческих технологий и опыта по освоению ЦОС - различные формы взаимодействия с обучающимися,

педагогами, современные педагогические и информационные технологии - позволили оказать воздействие на совершенствование процесса организации и сопровождения обучения с последующей потребностью транслировать накопленный опыт.

Эту идею удалось воплотить в жизнь посредством реализации программы стажировки программы повышения квалификации «Обновление профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», реализуемой Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО). Программа стажировки «Содержательные аспекты обновления деятельности педагога в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» носит практико-ориентированный характер.

Необходимость создания практико-ориентированного образования вызвана стремлением образовательных организаций дополнительного профессионального образования осуществить обеспечение стабильно высокого качества освоения практико-ориентированных программ, успешного функционирования и развития, на этой основе - повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, внешнего признания, престижа и статуса образовательной организации, привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, развитие материально-технической базы, появление новых возможностей для повышения квалификации педагогического состава и целевого привлечения высококвалифицированных специалистов для участия в образовательном процессе [1].

«Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в рамках обучения по программам повышения квалификации с применением стажировок происходит в деятельностной форме, в том числе с использованием форм онлайн-обучения» [8].

Деятельность по реализации программы

стажировки, осуществлялась поэтапно, включая подготовительный, деятельностный и заключительный этапы. Основной целью подготовки к проведению и реализации программы стажировки, явилось создание принципиально нового подхода к организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий повышающее его эффективность и качество.

Важным направлением деятельности первого этапа является теоретико-методологическая подготовка команды тьюторов, сопровождающих программу стажировки.

«Необходимо отметить, что важным условием результативности реализации программ стажировок выступает тьюторская поддержка, готовность педагогов образовательных организаций и специалистов муниципальных органов управления образованием быть тьюторами, что ставит задачу включения данных специалистов как в состав тьюторов, так и их подготовку на базе ГБУ ДПО РЦОКИО» [7].

В состав тьюторов стажировочной площадки МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска» вошли педагоги, имеющие теоретические знания и опыт педагогической деятельности в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В рамках первого, подготовительного, этапа была создана программа стажировки и подготовлен пакет методических и дидактических материалов, способствующих эффективному обновлению деятельности педагога общеобразовательной организации в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Программа стажировки включает следующие темы:

1. Модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;

2. Виды и формы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;

3. Средства электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;

4. Дидактические особенности и возмож-

ности ресурсов и элементов дистанционного обучения при реализации образовательных программ;

5. Технологическая карта конструирования урока в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

На данном этапе были определены принципиальные подходы, обеспечивающие эффективность проведения стажировки:

1. Использование современной научно-методической литературы для формирования базовых знаний по теме стажировки. Помимо концептуальных и нормативных документов, использовались современные методологические, научно-методические издания;

2. Ориентация на актуальность материала с позиции возможности его использования при проведении методических мероприятий в образовательных учреждениях;

3. Применение при проведении практических занятий стажировки образовательных технологий нового поколения как образец их использования в образовательном процессе с обучающимися [9].

Второй этап, деятельностный, посвящен непосредственно проведению стажировки. «Стажировка предусматривает такие виды деятельности как: самостоятельную работу с учебными изданиями; приобретение профессиональных навыков; изучение организации работ; непосредственное участие в планировании работы организации; работу с нормативной, учебной и другой документацией» [8].

При реализации деятельностного этапа, слушателям была предложена для рассмотрения разработанная модель управления образовательным и сопровождающими процессами в условиях цифровой образовательной среды. Она интегрирует процессы, выделенные в основных образовательных программах; функции управления процессами (на основе базовых функций планирования, организации, координации и контроля); компоненты электронного обучения и цифровых технологий.

Предметом управления выступает деятельность по использованию инструментов и средств цифровой образовательной среды на практике.

Среди них основными, требующими изучения

и освоения, являются:

1. Контентные платформы, на которых размещена учебная информация.

2. Средства обратной связи.

3. Сервисы и инструменты для организации онлайн общения во время дистанционных занятий и мероприятий.

4. Периферийное оборудование: интерактивные доски и интерактивные панели и т.д.

В ходе деятельностного этапа тьюторского сопровождения стажировки была представлена классификация компонентов электронного обучения и цифровой образовательной среды по предназначению:

1. Средства обучения, используемые на дистанционных занятиях;

2. Сервисы и инструменты для разработки демонстрационного материала;

3. Сервисы и инструменты взаимодействия;

4. Средства электронно-технической поддержки.

В ходе стажировки акцент был сделан на дидактический конструктор построения дистанционного урока как системы, в которой учтены все особенности данного формата, а также выделены его специфические характеристики.

При использовании дидактического конструктора учитель подбирает из формирующейся базы каждого элемента необходимые средства цифровой среды и электронного обучения в целом.

Достоинством дидактического конструктора является тот факт, что он предопределяет учет всех необходимых компонентов при подготовке и проведении занятий.

При этом наполнение (выбор определенных) компонентов и описание их связей в конкретных психолого-педагогических условиях генерируется конструктором на основе дидактической системы и всякий раз будет представлять вариант модели электронного (дистанционного или смешанного) обучения. Определяющими компонентами дидактического конструктора будут являться целевая направленность обучения и психолого-педагогические особенности (характеристика) контингента обучаемых [5, 6].

Третий, заключительный, этап направлен на подведение итогов стажировки в соответствии с

поставленной целью.

«Организация учебного процесса в ГБУ ДПО РЦОКИО для педагогических и руководящих работников системы образования в рамках повышения квалификации основывается на практико-ориентированном подходе в обучении в системе дополнительного профессионального образования. При практико-ориентированном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: знания - умения-навыки - опыт деятельности» [8].

Практическая направленность стажировки заключалась в использовании интерактивных форм взаимодействия слушателей и тьюторов, оказывающих тьюторское сопровождение реализации программы стажировки, что позволяет оперативно получить обратную связь от слушателей на основании экспертной оценки созданных и представленных методических продуктов.

На заключительном этапе анализ полученных результатов тьюторского сопровождения программы стажировки, на основе рефлексии позволил дополнить содержание программы и используемых методических материалов с учётом запросов и образовательных потребностей слушателей.

Новый вид практической деятельности тьюторской команды МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска» явился значимым для всех участников образовательного процесса: обеспечил взаимообмен опытом, расширил возможности самообразования и возможность трансляции накопленного опыта во внедрении управленческих технологий организации и сопровождения образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды позволяет считать участие в тьторском сопровождении реализации программы стажировки успешной практикой в инновационной деятельности региональной инновационной площадки, направленность которой определена региональной политикой в сфере образования.

Список литературы

1. Капелюшник, Д. М. Цифровые инструменты и сервисы для учителя / Д.М. Капелюш-

ник. - Москва : Институт ЮНЕСКО по информа- 08.12.2021) ционным технологиям в образовании. - URL:

http://pcs.bsu.by/2020_3/1ru.pdf (дата обращения References

20.07.20) 1. Kapelyushnik, D. M. Tsifrovye instrumenty

2. Концепция информационной политики в i servisy dlya uchitelya / D.M. Kapelyushnik. -системе образования Челябинской области Moskva : Institut YuNESKO po informatsionnym (приказ Министерства образования и науки tekhnologiyam v obrazovanii. - URL: Челябинской области от 18.12.2018 г. J№ 03/3669) http://pcs.bsu.by/2020_3/1ru.pdf (data obrashche-

3. Об образовании в Российской Федерации niya: 20.07.2021)

: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 - 2. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz

doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.12.2021). Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy

4. Приказ Министерства просвещения РФ oblasti ot 18.12.2018 g. J№ 03/3669)

от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении 3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii :

Целевой модели цифровой образовательной Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ - URL:

среды": https://docs.cntd.ru/document/564066705 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

(дата обращения 08.12.21) _140174/ (data obrashcheniya: 01.12.2021).

5. Семенова, И. Н. Дидактический 4. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot конструктор для проектирования моделей 2 dekabrya 2019 g. N 649 "Ob utverzhdenii Tselevoy электронного, дистанционного и смешанного modeli tsifrovoy obrazovatel'noy sredy" обучения в вузе / И. Н. Семенов, А. В. Слепухин // https://docs.cntd.ru/document/564066705 (data Педагогическое образование в России. - 2014 - obrashcheniya 08.12.21)

№ 8. - С. 68-74. 5. Semenova, I. N. Didakticheskiy konstruktor

6. Семенова, И. Н. Определение и дидакти- dlya proektirovaniya modeley elektronnogo, ческая конструкция методики использования distantsionnogo i smeshannogo obucheniya v vuze / информационно-коммуникационных технологий I. N. Semenov, A. V. Slepukhin // Pedagogicheskoe в учебном процессе / И. Н. Семенова, obrazovanie v Rossii. - 201 4 - № 8. - S. 68-74.

А. В. Слепухин. // Педагогическое образование в 6. Semenova, I. N. Opredelenie i

России. - 2012. - № 2. - С. 183-188. didakticheskaya konstruktsiya metodiki

7. Сендж, П. Пятая дисциплина. Искусство ispol'zovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh и практика обучающейся организации / tekhnologiy v uchebnom protsesse / I. N. Semenova, П. Сендж. - URL: https://baguzin.ru/wp/piter-senge- A. V. Slepukhin. // Pedagogicheskoe obrazovanie v pyataya-distsiplina-iskusst/ Rossii. - 2012. - № 2. - S. 183-188.

8. Скочилова, Е. Ю. Роль стажировок в 7. Sendzh, P. Pyataya distsiplina. Iskusstvo i практико-ориентированном подходе реализации praktika obuchayushcheysya organizatsii / P. Sendzh. программ повышения квалификации дополни- - URL: https://baguzin.ru/wp/piter-senge-pyataya-тельного профессионального образования / dists iplina-iskus st/

Е. Ю. Скочилова, Л. В Пекарская // Научно- 8. Skochilova, E. Yu. Rol' stazhirovok v

методическое обеспечение оценки качества praktiko-orientirovannom podkhode realizatsii

образования. - 2021. - № 1(12). - С. 136- 142. programm povysheniya kvalifikatsii dopolnitel'nogo

9. Усынин, В. В. Современный образова- professional'nogo obrazovaniya / E. Yu. Skochilova, тельный процесс как ключевой фактор качества L. V Pekarskaya // Nauchno-metodicheskoe образования: монография / В. В. Усынин, obesp echenie otsenki kachestva obrazovaniya. -Н. Н. Терехина. - Челябинск : Цицеро. 2015. - 2021. - J№ 1(12). - S. 136- 142.

334 с. 9. Usynin, V. V. Sovremennyy obrazovatel'nyy

10. Цифровая образовательная среда : protsess kak klyuchevoy faktor kachestva Федеральный проект. - URL: https://edu.gov. obrazovaniya: monografiya / V. V. Usynin, ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: N. N. Terekhina. - Chelyabinsk : Tsitsero. 2015. -Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 105

334 s.

10. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda : Federal'nyy proekt. - URL: https://edu.gov.ru/ national-project/projects/cos/ (data obrashcheniya: 08.12.2021)

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кисенко Василий Николаевич - Почетный работник общего образования РФ, директор МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска», г. Челябинск

Пекарская Лариса Викторовна - методист отдела научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образова-

ния ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about the authors Kisenko V.N. - Honored Worker of General Education of the Russian Federation, Director of the «School J№ 145 of Chelyabinsk», Chelyabinsk

Pekarskaya L.V. - Methodologist of the Department of Scientific and Methodological Support of Additional Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 373.1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЕМ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С.С. Воронин, В.В. Николаева, Е.И. Соколова

В статье представлена программа работы МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска» в качестве региональной инновационной площадки по проведению таких процедур оценки качества образования, как всероссийская и областная олимпиады школьников.

Ключевые слова: олимпиада школьников, профессиональное развитие педагога, повышение квалификации, стажировочная площадка.

Содержание повышения квалификации управленческих кадров образовательных организаций в современных условиях постоянно совершенствуется [7], подвергаясь непрерывным изменениям. Так, одной из эффективных форм работы муниципальных, региональных и федеральных инновационных площадок стали стажировки, о практической значимости которых в непрерывном совершенствовании профессионального мастерства педагогов сказано немало [5]. На современном этапе развития образования подверглись осмыслению и научному обобщению организационно-педагогические и

информационные условия при подготовке к проведению стажировок [4]. В условиях ограничительных мер, связанных с распространением СО"УГО-19, всё большей популярностью стали пользоваться виртуальные (электронные) стажировки как формы повышения квалификации педагогических работников и эффективный ресурс непрерывного педагогического образования. Опыт и перспективы работы виртуальных стажировочных площадок рассмотрены, например, в статьях М.П. Нечаева [2] и Т.Н. Трунцевой [6].

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 80 г. Челябинска» (далее - Гимназия № 80 г. Челябинска) является региональной инновационной площадкой, на базе которой реализуется практическая часть программы повышения квалификации «Совершенствование управления общеобразовательной организацией в условиях проведения олимпиад школьников». Программа стажировочной площадки «Содержательные аспекты и технологии проектного управления проведением олимпиад школьников в общеобра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.