Научная статья на тему 'СТАЖИРОВКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СТАЖИРОВКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВКА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО- УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЬЮТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голощапова Л.А., Селиванова О.С., Моисеенко С.А.

В статье рассмотрен опыт участия ОО - региональной инновационной площадки (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Верхнего Уфалея) в реализации программы стажировки в рамках дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации) в процессе реализации инновационного проекта региональной инновационной площадки. Стажировка выступает одной из важнейших форм совершенствования компетенций руководителей образовательных организаций и педагогов в области внедрения элементов информационно-управленческой культуры и приобретает особую актуальность в условиях цифровой трансформации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голощапова Л.А., Селиванова О.С., Моисеенко С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNSHIP AS A FACTOR OF TEACHERS PROFESSIONAL COMPETENCES IMPROVEMENT UNDER THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article observes the parcticipation experience of education institution - regional innovational platform (Municipal budget education institution «Secondary school №1» in Verkhniy Ufaley) in implementation of internship program within the framework of additional professional education (advanced training program) in the process of implementation process of innovational project of regional innovational platform. The internship serves as one of the most important forms of competences improvement of education institution supervisors and teachers in the eld of informational and managing culture elements implementation and it obtains special relevance under the conditions of digital education transformation

Текст научной работы на тему «СТАЖИРОВКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Практические аспекты реализации программы стажировки программы повышения квалификации для педагогических работников на базе образовательной организации

г. Челябинск

Information about authors Antoninkova M.S. - Deputy Headmaster «Lyceum 23», Chelyabinsk region, Ozersk

Skochilova E.Yu. - Head of the Department o: Scientific and Methodological Support of Additiona Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education Chelyabinsk

УДК 378.046.4

СТАЖИРОВКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Л.А. Голощапова, О.С. Селиванова, С.А. Моисеенко

В статье рассмотрен опыт участия ОО -региональной инновационной площадки (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Верхнего Уфалея) в реализации программы стажировки в рамках дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации) в процессе реализации инновационного проекта региональной инновационной площадки. Стажировка выступает одной из важнейших форм совершенствования компетенций руководителей образовательных организаций и педагогов в области внедрения элементов информационно-управленческой культуры и приобретает особую актуальность в условиях цифровой трансформации образования.

Ключевые слова: стажировка, цифровая образовательная среда, внутренняя система оценки качества образования, информационно-управленческая культура педагога, профессиональные компетенции, тьютор.

Модернизация образования обеспечивается, как известно, не только обновлением его содержания, но трансформацией его форм. Одним из актуальных направлений развития образования на современном этапе является освоение новых и совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации образования.

В условиях существующих ограничений нередко «совершенствование профессиональ-

ных компетенций педагогических работников в рамках обучения по программам повышения квалификации с применением стажировок происходит в деятельностной форме, в том числе с использованием форм онлайн-обучения» [6].

Актуальность повышения квалификации педагогических работников в системе дополни тельного профессионального образования применением практико-ориентированного

подхода, в частности, реализация программ стажировок состоит в нескольких важных положениях. Во-первых, трансляция опыта деятельности на горизонтальном уровне от учителя к учителю, способна, на наш взгляд ускорить процесс усвоения информации. Во вторых, привлечение тьторской команды региональной инновационной площадки к реализации программы стажировки способствует актуализа ции локально-нормативной базы и в определен ной степени совершенствованию и развитию ВСОКО.

Стажировка в данном контексте рассматрива ется как «самостоятельный вид дополнительного профессионального образования или один и разделов учебного плана при повышении квали фикации и профессиональной переподготовке специалистов, основной целью которого является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков полученных в результате теоретической подготовки, а также изучение передового опыта приобретение профессиональных и организатор-

ских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности» [5].

Особенно актуальным данный вид деятельности оказывается в условиях цифровой трансформации образования.

Часто цифровую трансформацию образования рассматривают как планомерный и поэтапный процесс движения всей образовательной системы к новым формам усвоения и переработки информации. По мнению исследователей, «цифровизация образования должна начинаться и продолжаться с учителя, руководителя, их сознания и профессиональных компетенций» [2, 14].

Цифровая трансформация образования меняет формы деятельности общеобразовательных организаций. К их числу относятся совершенствование компетенций педагогов и руководителей за счет расширения сферы деятельности в цифровой образовательной среде: изменение качества управления образовательной организацией, усиление обмена информации на горизонтальном и вертикальном уровне. При этом следует понимать, что все указанные процессы в конечном итоге выступают своеобразным импульсом к обновлению всей системы деятельности ОО, и, соответственно внутренней системы оценки качества образования.

Инновационный проект, реализуемый на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Верхнего Уфалея в течение последних двух лет, позволил накопить значительный опыт в контексте применения информационно-коммуникационных технологий в управлении ОО и обозначил актуальность его трансляции.

Востребованность подобного опыта в системе образования области позволила педагогам ОО реализовать свой научно-методический и управленческий потенциал по распространению и трансляции опыта деятельности, актуального в системе непрерывного развития профессионального мастерства педагогов, через участие в тьюторском сопровождении программ стажировок по теме: «Содержательные аспекты формирования информационно-управленческой культуры руководителя образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды» в рамках реализации программы повышения

квалификации «Формирование информационно-управленческой культуры руководителя образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды».

Соответственно, для коллектива ОО, нацеленного на освоение новых профессиональных компетенций, связанных с цифровизацией образования, участие в тьюторской поддержке программ повышения квалификации состоялось как относительно новая форма деятельности ОО и стала очередным этапом в реализации регионального инновационного проекта.

Целью данной программы стажировки являлось содействие в формировании у руководителей ОО информационно-управленческой культуры профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды.

Соответственно, фундаментом формирования информационно-управленческой культуры у руководителя образовательной организации является создание внутренней локальной нормативной базы в рамках полномочий образовательной организации, позволяющей сделать данный процесс управляемым и обоснованным. В рамках реализации программы стажировки слушателям был представлен пакет основных документов, формирующих информационную политику образовательной организации: регламент работы педагогов и обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Верхний Уфалей в социальных сетях; кодекс этики и служебного поведения педагогических работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Верхнего Уфалея; положение об официальной группе в социальных сетях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Верхнего Уфалея; план мероприятий и практических занятий по преодолению профессиональных затруднений педагогов образовательной организации по работе в системе «Сетевой город. Образование».

Фактически все указанные документы не только аккумулировали практический опыт деятельности образовательной организации в контексте реализации инновационного проекта по теме: «Формирование информационной политики образовательной организации», но способствовали модернизации ВСОКО образова-

тельной организации в данном направлении.

В первую очередь роль рукводителя образовательной организации направлена на формирование информационно-управленческой культуры у педагогического коллектива за счёт создания оптимальных условий для её формирования исключительно у каждого педагога. Информационно-управленческая культура педагога представляет собой «систему ценностно-смысловых приоритетов, положенных в основу субъект-субъектного взаимодействия пользователей ИК-инфраструктуры, обладающих информационно-коммуникативной компетентностью, способствующей формированию имиджевой и репутацион-ной культуры управленческого и педагогического сообщества системы образования» [3, с. 14]. Задача педагога - освоение новых профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды на текущем этапе цифровой трансформации образования [4, с.26].

Расширение деятельности региональной инновационной площадки в направлениях реализации информационной политики в ОО привело к переосмыслению роли педагогов в данном процессе и в организации формального и неформального повышения квалификации педагогов по восполнению профессиональных дефицитов и затруднений в организации учебного процесса в условиях ЦОС. Успех в реализации поставленных задач во многом зависит от сфрмировонности у руководителя образовательной организации информационно-управленческой культуры, которую он трансформирует на формирование информационно-управленческой культуры педагогов в образовательной организации.

Нельзя не отметить, что участие в реализации программы стажировки в рамках обучения руководителей образовательных организаций по программаме повышения квалификации «Формирование информационно-управленческой культуры руководителя образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды» была призвана способствовать не только овладению слушателями запланированных

компетенций, но совершенствованию профессиональных компетенций самих тьюторов.

Основные задачи реализации программы стажировки в рамках обучения по программам повышения квалификации были определены как: систематизация представлений руководителей ОО о нормативно-правовых основаниях формирования информационно-управленческой культуры; формирование представлений о модели информационно-управленческой культуры руководителя в условиях цифровой трансформации образования; совершенствование компетенций руководителей в использовании прикладных аспектов информационно-управленческой культуры в деятельности ОО.

В программу стажировки рамках обучения вошли такие актуальные вопросы, как: социальные сети и мессенджеры как способ коммуникации между руководителем и другими участниками образовательного процесса; ресурсы образовательной организации в контексте преодоления руководителем профессиональных дефицитов в цифровой среде; различные практики применения руководителем социальных сетей в контексте формальных и неформальных аспектов деятельности ОО.

Фактически рассмотрение указанных тем и практических аспектов и их воплощения в практическую деятельность было призвано совершенствовать правовые, психолого-педагогические, коммуникативные и методические компетенции руководителей ОО.

Как можно заметить из поставленных задач программы стажировки, формирование информационно-управленческой культуры руководителя обеспечивается через организацию предпосылок и создания условий в ОО для овладения педагогами основами информационно-управленческой культуры.

В дальнейшем практическое применение и совершенствование данных компетенций педагогов также напрямую зависит от качества управленческой деятельности руководителя ОО.

Участие региональной инновационной площадки в тренд-сессии по теме: «Стажировки как площадки мотивации непрерывного профессионального развития педагогов по компетенци-

ям оценки качества образования, информационно-управленческой культуры и цифровой трансформации» в рамках деловой программы совещания Южно-Уральского педагогического Собрания «Эффективные механизмы и новые инструменты управления воспитанием социально ответственной личности» позволило презентовать участникам мероприятия программу стажировки «Прикладные аспекты развития у педагогов и руководителей общеобразовательной организации информационно-управленческой культуры» как актуального средства реализации практико-ориентированного подхода к повышению квалификации педагогических работников.

Таким образом, участие педагогов ОО в тьюторском сопровождении программы стажировки программы повышения квалификации «Формирование информационно-

управленческой культуры руководителя образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды» можно рассматривать как многоаспектный процесс, с позиции мотива-ционной роли стажировочных площадок в непрерывном профессиональном развитии педагогов по компетенциям оценки качества образования, информационно-управленческой культуры и цифровой трансформации образования.

Очевидно, что проведение стажировки в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации) приобретает огромное значение в контексте освоения педагогами новых компетенций в условиях цифровой трансформации образования. Слушатели в процессе обучения по программам повышения квалификации с применением стажировки получают не только новые знания и навыки, но и приобретают опыт практического применения этих знаний и опыта в профессиональной деятельности, а тьюторы - стимул для дальнейшего совершенствования транслируемых компетенций [1, с.48]. Соответственно, роль стажировок в повышении квалификации педагогов будет неуклонно возрастать, поскольку «максимальная приближенность программ повышения квалификации с применением стажировок к практической профессиональной деятельности обеспечивает

максимальное изучение инновационного опыта образовательных организаций и повышение не только качества и результативности образовательного процесса повышения квалификации педагогических и руководящих работников в сфере образования, но и мотивирует педагогов к непрерывному профессиональному развитию» [6].

Список литературы

1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций Челябинской области / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова [и др.]; ГБУ ДПО "Региональный центр оценки качества и информатизации образования". - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 130 с. - ISBN 978-5-906934-16-1

2. Баранова, Ю. Ю. Региональная политика в сфере оценки качества образования в условиях цифровизации образования / Ю. Ю. Баранова// Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - J№3(11). - С. 12- 16.

3. Баранова, Ю. Ю. Аспекты взаимодействия регионального центра оценки качества и информатизации образования с профессиональным сообществом в рамках реализации региональной политики в сфере оценки качества образования / Ю. Ю. Баранова, Е. А. Солодкова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2021. - J№ 1(12). - С. 27- 31.

4. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования ( Челябинская область). - 2-изд., испр. и доп. - Челябинск : РЦОКИО, 2020. - 129 с. - ISBN 978-5-906934-42-0

5. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / автор-составитель М. А. Лямзин, М. Т. Громкова. -Москва: ИРДПО, 2013. - 29 с.

6. Скочилова, Е. Ю. Роль стажировок в практи-ко-ориентированном подходе реализации программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования / Е. Ю. Скочилова, Л. В Пекарская // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2021. - J№ 1(12). - С. 136- 142.

References

1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya vnutrennih sistem ocenki kachestva obrazovaniya na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshchego obrazovaniya : metodicheskie rekomendacii dlya rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij CHelyabinskoj oblasti / A. A. Barabas, YU. YU. Baranova, I. V. Latypova [i dr.]; GBU DPO "Regionally)' centr ocenki kachestva i informatizacii obrazovaniya". - CHelyabinsk : RCOKIO, 2017. -130 s. - ISBN 978-5-906934-16-1

2. Baranova, YU. YU. Regional'naya politika v sfere ocenki kachestva obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya / YU. YU. Baranova// Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. - 2020. - №3(11). -S. 12- 16.

3. Baranova, YU. YU. Aspekty vzaimodejstviya regional'nogo centra ocenki kachestva i informatizacii obrazovaniya s professional'nym soobshchestvom v ramkah realizacii regional'noj politiki v sfere ocenki kachestva obrazovaniya / YU. YU. Baranova, E. A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. - 2021. - № 1(12). - S. 27- 31.

4. Koncepciya (obnovlennaya) regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya (CHelyabinskaya oblast'). - 2-izd., ispr. i dop. -CHelyabinsk : RCOKIO, 2020. - 129 s. - ISBN 9785-906934-42-0

5. Slovar' terminov i ponyatij dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / avtor-sostavitel' M. A. Lyamzin, M. T. Gromkova. - Moskva: IRDPO, 2013. - 29 s.

6. Skochilova, E. YU. Rol' stazhirovok v praktiko-orientirovannom podhode realizacii programm

povysheniya kvalifikacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / E. YU. Skochilova, L. V Pekarskaya // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. - 2021. - № 1(12). - S. 136- 142.

Сведения об авторах

Голощапова Людмила Александровна -

директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Челябинская обл., г. Верхний Уфа-лей

Селиванова Ольга Сергеевна - кандидат философских наук, заместитель директора по методической работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Челябинская обл., г. Верхний Уфалей

Моисеенко Сергей Алексеевич - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Челябинская обл., г. Верхний Уфалей

Information about authors

Goloshchapova L.A. - Director of Municipal Budget Education Institution «Secondary school №1», Chelyabinsk region, Verkhniy Ufaley

Selivanova O.S. - Candidate in Philosophical Sciences, Deputy Director in Methodological Work of Municipal Budget Education Institution «Secondary school №1», Chelyabinsk region, Verkhniy Ufaley

Moiseenko S.A. - Deputy Director in Teaching and Educational Work of Municipal Budget Education Institution «Secondary school №1», Chelyabinsk region, Verkhniy Ufaley

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.