Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА ГЛОБАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО'

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА ГЛОБАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Антонина Юрьевна

Анализируется состояние нелегальной миграции в России и в мире, выявляются ключевые причины данного феномена, изучаются разнообразные точки зрения, высказываемые в направлении предупреждения нелегальной миграции и минимизации ее негативного влияния на глобальное сообщество. Особым образом подчеркивается важность и практическая значимость регионального диалога стран-участниц в данном вопросе, формулируются перспективные пути решения миграционной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL SIGNIFICANCE OF THE REGIONAL DIALOGUE AIMED AT PREVENTING AND MINIMIZING THE NEGATIVE IMPACT OF ILLEGAL MIGRATION ON THE GLOBAL COMMUNITY

The state of illegal migration in Russia and in the world is being analyzed, the key causes of this phenomenon are being identified, various points of view expressed in the direction of preventing illegal migration and minimizing its negative impact on the global community are being studied. The importance and practical significance of the regional dialogue of the participating countries in this issue is emphasized in a special way, promising ways of solving the migration problem are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И МИНИМИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА ГЛОБАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-196-199 NIION: 2003-0059-2/23-641 MOSURED: 77/27-003-2023-02-840

Практическая значимость регионального диалога в предупреждении и минимизации негативного влияния нелегальной миграции

на глобальное сообщество

Антонина Юрьевна Соколова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, lokont@mail.ru

Аннотация. Анализируется состояние нелегальной миграции в России и в мире, выявляются ключевые причины данного феномена, изучаются разнообразные точки зрения, высказываемые в направлении предупреждения нелегальной миграции и минимизации ее негативного влияния на глобальное сообщество. Особым образом подчеркивается важность и практическая значимость регионального диалога стран-участниц в данном вопросе, формулируются перспективные пути решения миграционной проблемы.

Ключевые слова: нелегальная миграция, региональный диалог, национальная безопасность, коллективная безопасность, международное сообщество

Для цитирования: Соколова А. Ю. Практическая значимость регионального диалога в предупреждении и минимизации негативного влияния нелегальной миграции на глобальное сообщество // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 196-199. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-196-199.

Original article

Practical significance of the regional dialogue aimed at preventing and minimizing the negative impact of illegal migration on the global community

Antonina Yu. Sokolova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

lokont@mail.ru

Abstract. The state of illegal migration in Russia and in the world is being analyzed, the key causes of this phenomenon are being identified, various points of view expressed in the direction of preventing illegal migration and minimizing its negative impact on the global community are being studied. The importance and practical significance of the regional dialogue of the participating countries in this issue is emphasized in a special way, promising ways of solving the migration problem are formulated.

Keywords: illegal migration, regional dialogue, national security, collective security, international community

For citation: Sokolova A. Yu. Practical significance of the regional dialogue aimed at preventing and minimizing the negative impact of illegal migration on the global community. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):196-199. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-196-199.

По отношению к населению земного шара показатель мигрантов не превышает 3,5 %. Так, количество въехавших в Россию трудовых мигрантов во втором квартале 2022 года составило 3,12 млн. человек, что на треть больше показателя пандемийного 2021 года. Нынешняя цифра является рекордным квартальным значением как минимум за последние шесть лет. Следует отметить, что во втором квартале 2022 года на миграционный учет с регистрацией по месту пребы-

© Соколова А. Ю., 2023

вания встали 4,16 млн. иностранцев, при этом работу в качестве цели приезда указали 3,12 млн. человек (75 %). Это рекордно высокое квартальное значение за весь период доступной статистики с 2017 года. Представленные данные свидетельствуют о прямой зависимости состояния миграции в мире от масштабных политических, социально-экономических, культур -ных трансформаций национального масштаба.

Отрицательно на миграционные процессы влияет

JURISPRUDENCE

и углубившаяся глобализация, затрагивающая буквально все сферы повседневной жизни. В то же время с наступлением XXI в. усилилась глобальная неопределенность, которая обусловлена слабостью и неоднородностью региональных взаимосвязей. В условиях упрочнения выявленных негативных тенденций весьма полезным и действенным может оказаться простой диалог между странами-участницами отдельных международных организаций, с помощью которого можно заняться поисками ответов на нерешенные вопросы малоэффективного предупреждения нелегальной миграции. Также следует напомнить, что нелегальное перемещение людей в международном формате может быть вызвано и другими значимыми событиями. В качестве примера — громкие конфликты, которые случились в Сирии, Йемене, Конго, Южном Судане; политическая нестабильность в Венесуэле. Крайне отрицательным образом на миграционную ситуацию в мире влияют различные широкомасштабные изменения в окружающей среде, сопровождающиеся угрозами наступления экстремальных погодных явлений и причинения негативных последствий человечеству.

В настоящее время всё мировое сообщество уделяет повышенное внимание кризисным ситуациям с участием мигрантов. Отдельные международные институты, в числе которых и ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), декларируют необходимость комплексного, взвешенного, скоординированного подхода к противодействию нелегальной миграции. Уточняется, что крупные и неконтролируемые достаточным образом потоки мигрантов способны не только разрушить налаженные основы международного сотрудничества, но и подорвать национальные фундаменты безопасности и стабильности отношений. В соответствии с достаточно давними официальными заявлениями, ОБСЕ намерена искать эффективные способы решения миграционных проблем, поскольку обладает необходимым географическим охватом, характеризуется широким членским составом, активно реализует нормотворче-скую функцию и укрепляет партнерские взаимоотношения с другими международными структурами. Во многом, сделанные ОБСЕ заявления дальше пространных намерений не продвинулись.

Напомним, что ОБСЕ вышла на международную политическую арену ещё в период Холодной войны, сначала как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в виде переговорного форума, направленного на минимизацию конфликтов между военными блоками, с целью установления и налаживания диалога для повышения безопасности в регионе. Тем не менее, период снижения напряженности, обусловленный окончанием Холодной войны, не мог не затронуть Европу. Кроме того, предложение Западного блока относительно переговоров о «взаимном и сбалансированном сокращении сил» было положительно воспринято Восточным блоком. В дальнейшем

с подписанием Хельсинкского Заключительного акта была признана нерушимость границ, образованных в Европе после Второй мировой войны, и признана их законность.

В данном Заключительном акте 1975 г. нашли закрепление следующие признанные принципы ОБСЕ: уважение суверенитета; избегание применение силы; неприкосновенность границ; мирное разрешение споров; уважение прав человека и основных свобод; сотрудничество между государствами. Отдельного внимания в данном направлении заслуживают социально-экономические аспекты мигрирующей рабочей силы, важность и практическая значимость которых была подтверждена государствами-участниками ОБСЕ непосредственно в Заключительном Акте 1975 г. Уже к моменту принятия Хельсинкского Акта члены ОБСЕ в полной мере осознавали, что перемещение мигрантов в Европе приобрело угрожающие масштабы, и данный процесс не следует оставлять без надлежащего контроля и внимания со стороны международного сообщества. Другими словами, миграция, осуществляемая без законных на то оснований, представляла опасность и для всех государств, поскольку порождала множество сложнейших социальных, гуманитарных и иных проблем, подрывала основы национальной и коллективной безопасности на международном и внутригосударственном уровнях.

В настоящее время ОБСЕ, выступая в качестве региональной организации, а также преследуя цель обеспечения и поддержания на должном уровне коллективной безопасности, намеревается упорядочить миграционные процессы, улучшить механизмы сотрудничества, заняться поиском действенных методов и способов защиты прав мигрантов в странах-участницах ОБСЕ. Тем не менее, намерения по упорядочиванию упомянутых процессов, задекларированные ещё в начале 2005 г., пока еще не получили надлежащей проработки в ОБСЕ и до сих пор не обрели практического воплощения. Ситуация не изменилась до сих пор.

Принимая во внимание обозначенные тенденции, весьма уместной представляется точка зрения российского ученого в области изучения глобальных мировых процессов И. А. Алешковского [1], утверждающего, что феномен нелегальной миграции является закономерным результатом современного мира, который постоянно испытывает на себе серьезное влияние глобализации и находится под влиянием интеграционных преобразований. Явление бесконтрольного перемещения мигрантов приравнивается к «сквозным, ме-жизмеренческим» вызовам современного времени, на которые глобальное сообщество должно реагировать оперативно, в том числе путем спасения человеческих жизней, своевременного оказания гуманитарной помощи, неукоснительного соблюдения прав и свобод каждого человека и гражданина.

Следует отметить, что до 2005 г. ОБСЕ занималась

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

исключительно миграционными вопросами, которые соприкасались с проблемами дискриминации мигрантов. В дальнейшем, на Экономическом форуме было принято Постановление Совета Министров о миграции, которое составляет основу деятельности Бюро Координатора по экономической и экологической деятельности (БКЭЭД), и базируется на следующих аспектах:

• развитие более прочного партнерства и использование действенного взаимодействия с международными организациями, которые основательно занимаются вопросами миграции;

• развитие регионального диалога и укрепление сотрудничества между государствами-участниками ОБСЕ;

• содействие государствам-участникам (по их просьбе) в разработке и последующей реализации эффективной миграционной политики.

Обозначенные критерии как базис упомянутого Постановления Совета Министров ОБСЕ о миграции и подготовленного К. Вильдом доклада свидетельствуют о том, что на протяжении почти двух десятилетий ОБСЕ не предпринимает эффективные попытки для урегулирования ситуации с незаконной миграцией, которая с каждым годом обретает все более устрашающие масштабы. При этом полагаем, целесообразно напомнить, что длительное время неравномерные миграционные потоки в мире возникали в результате региональных экономических диспропорций. Однако некоторые тревожные экологические тенденции, такие как опустынивание и изменение климата, особенно в экономически нестабильных районах, способны привести к «принудительному перемещению» [2, с. 56-64].

С географической точки зрения страны-участницы ОБСЕ охватывают ряд регионов с очень разными миграционными характеристиками. Например, Канада и США традиционно привлекали и к настоящему времени продолжают привлекать большое количество мигрантов. Кроме того, ОБСЕ охватывает весь Европейский союз (ЕС), для которого общая политика предоставления убежища и иммиграции становится все более важной областью сотрудничества. Так, процесс европейской интеграции и последствия расширения ЕС привели к сотрудничеству в областях, которые считаются частью миграционной политики, таких как пограничный контроль и визовые вопросы, политика убежища и воссоединение семей.

Важное значение, с точки зрения нелегальной миграции, имеет Содружество Независимых Государств (СНГ). Следует подчеркнуть, что экономическое неравенство между новыми суверенными государствами привело к стихийным потокам рабочих-мигрантов, основным местом назначения которых была Российская Федерация (в меньшей степени — Казахстан и Украина).

Принимая во внимание все обозначенные выше

тенденции в контексте регионального диалога между странами-участницами ОБСЕ, необходимо отметить, что сложная миграционная ситуация в мире сопровождается не только национальными угрозами для национальной безопасности государств, но и вызывает частые и практически неконтролируемые нарушения прав и законных интересов прав и свобод мигрантов.

По итогам настоящего исследования отметим, что на уровне ОБСЕ, с учетом допущенных просчетов и путем адаптации накопленного национального опыта стран-участниц данной организации, целесообразно заняться выработкой не только общих принципов, но и единообразных подходов, основанных на положениях международного гуманитарного права, которые будут объединять силы региональных представителей организации и определять их действия в направлении предупреждения нелегальной миграции. На наш взгляд, дальнейшее развитие ОБСЕ не может происходить в отрыве от развития сотрудничества для оптимизации миграционных процессов, а также не допускает замалчивания и игнорирования проблем нелегальной миграции. В этой связи сформулируем перспективные направления для ОБСЕ:

1) Развитие практики двустороннего партнерства стран ОБСЕ со странами-поставщиками незаконной рабочей силы. Все имеющиеся у государств-участников ОБСЕ на сегодняшний день межгосударственные соглашения должны быть пересмотрены, скорректированы и дополнены действенными механизмами по оптимизации миграционных процессов. Для обеспечения надлежащего контроля и мониторинга за выполнением партнерских договоренностей ОБСЕ обязано привлечь независимых экспертов и частные агентства.

2) Расширение диапазона многостороннего сотрудничества при активном участии стран ОБСЕ в миграционной сфере. Противодействовать нелегальной миграции можно только с помощью законных инструментов, в числе которых совершенствование миграционной статистики; языковая и профессиональная подготовка мигрантов; соблюдение и защита прав мигрантов. Данные аспекты, на наш взгляд, могут рассматриваться как принципиальные для стран ОБСЕ и нуждаются в нормативном оформлении.

3) ОБСЕ в рамках своих полномочий должна инициировать и развивать региональный консультационный процесс в виде неофициального Форума представителей заинтересованных стран ОБСЕ. Цель подобного Форума — поиск консенсуса в механизме оптимизации миграционных процессов, обмен информацией и идеями, накопление и проработка положительного опыта в вопросах противодействия нелегальной миграции на территориях государств ОБСЕ.

4) Обеспечение юридической проработки миграционных процессов и способов их оптимизации в рамках ОБСЕ. На наш взгляд, для укрепления реги-

онального диалога стран ОБСЕ в направлении предупреждения нелегальной миграции в ближайшей перспективе следует разработать и утвердить Комплексное руководство по актуальным вопросам и проблемам разработки, утверждения, последующей реализации действенной политики в области предупреждения нелегальной миграции и оптимизации миграционных процессов.

Таким образом, учитывая всё изложенное выше, подчеркнем, что вопрос эффективного противодействия незаконной миграции — весьма серьезен для всех стран мира. Противодействие и борьба с незаконной миграцией — это длительный и ресурсоемкий процесс. В современных реалиях в глобальном масштабе видится необходимым одновременное усиление ответственности за любое содействие распространению незаконной миграции для снижения в дальнейшем количества нелегалов с неурегулированным статусом внутри стран.

Список источников

1. Алешковский И. А. Нелегальная миграция как феномен глобального мира // Век глобализации. 2014. № 2. С. 129-134.

2. Гулина О., Облезова А. Незаконная миграция : пути и стратегии противодействия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.researchgate.net/publication/270508645_ Nezakonnaa_migracia_puti_i_sposoby_ preodolenia.

References

1. Aleshkovsky I. A. Illegal migration as a phenomenon of the global world // Century of globalization. 2014. No. 2. P. 129-134.

2. Gulina O., Oblezova A. Illegal migration: ways and strategies of counteraction [Electronic resource]. Access mode: https://www.researchgate.net/ publication/270508645_Nezakonnaa_migracia_ puti_i_sposoby_preodolenia.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Доклад о миграции в мире 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publications. iom.int/system/files/pdf/final-wmr_2020-ru.pdf.

3. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинки, 1975 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.osce.org/files/f/documents/e/2/14635.pdf.

4. Миграция [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/ru/migration.

5. Ответ на доклад посла Клода Вильда о работе ОБСЕ по миграции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osce.org/files/f/ documents/e/2/14635.pdf.

Bibliographic list

1. Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020 // Official Internet Portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru , 04.07.2020.

2. Report on migration in the world 2020 [Electronic resource]. Access mode: https://publications.iom. int/system/files/pdf/final-wmr_2020-ru.pdf.

3. Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe, Helsinki, 1975 [Electronic resource]. Access mode: https://www.osce.org/ files/f/documents/e/2/14635.pdf.

4. Migration [Electronic resource]. Access mode: https://www.osce.org/ru/migration.

5. Response to the report of Ambassador Claude Wild on the work of the OSCE on migration [Electronic resource]. Access mode: https://www. osce.org/files/f/documents/e/2/14635.pdf.

JURISPRUDENCE

Информация об авторе

А. Ю. Соколова — преподаватель-методист отделения планирования учебного процесса отдела организации учебного процесса управления учебно-методической работы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

A. Yu. Sokolova — Teacher-methodologist of the Department of Educational Process Planning of the Department of Educational Process Organization of the Department of Educational and Methodical Work of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 11.01.2023; принята к публикации 07.02.2023.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 11.01.2023; accepted for publication 07.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.