V-
Научная статья УДК 343.988
DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19402
Миграционная преступность: влияние на уровень национальной безопасности и пути преодоления
Мария Генриховна Решняк
МГИМО (У) МИД России, Москва, Российская Федерация irbis-7375@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7281-8149
Аннотация. В статье рассмотрены отдельные аспекты негативного воздействия миграционной преступности на международную безопасность, проанализированы положения международного права, уголовного и взаимосвязанного с ним миграционного законодательства Российской Федерации. На основе анализа научных трудов российских и зарубежных ученых и проведенного исследования сделаны выводы относительно деструктивного влияния незаконной миграции на состояние международной безопасности. Высказаны аргументированные предложения по дальнейшему развитию правовых и организационных мер обеспечения международной безопасности в части, касающейся противодействии миграционной преступности, обосновывается необходимость разработки и принятия международного правового акта, непосредственно посвященного вопросам противодействия нелегальной миграции и связанной с ней миграционной преступности, а также основанных на нем национальных законов. Ключевые слова: миграция, миграционная преступность, противодействие преступности, международная безопасность
Для цитирования: Решняк М. Г. Миграционная преступность: влияние на уровень национальной безопасности и пути преодоления // Виктимология. 2022. Т. 9, № 4. С. 385-391. DOI: 10.47475/2411-0590-2022-19402
Research article
Migration Crime: Impact on the Level of International Security and Ways to Overcome
Maria G. Reshnyak
MGIMO MFA of Russia, Moscow, Russian Federation irbis-7375@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7281-8149
Abstract. The article considers some aspects of the negative impact of migration crime on international security, analyzes the provisions of international law, criminal and related migration legislation of the Russian Federation. Based on the analysis of scientific papers and
© М. Г. Решняк
the conducted research, conclusions are drawn regarding the destructive impact of illegal migration on the state of international security. The measures for the further development of legal and organizational measures to ensure international security in terms of countering migration crime are reasoned, the need for the development and adoption of an international legal act directly devoted to the issues of countering illegal migration and related migration crime, as well as national laws based on it, is substantiated. Keywords: migration, migration crime, crime prevention, international security For citation: Reshnyak MG. Migration Crime: Impact on the Level of International Security and Ways to Overcome. Viktimologiya [Victimology]. 2022;9(4):385-391. DOI: 10.47475/24110590-2022-19402 (In Russ.)
Введение
Миграция, как явление, существует не одно тысячелетие. История развития человеческого общества свидетельствует, что миграции служила определенным катализатором развития как еще незаселенных (свободных) земель, так и уже освоенных территорий. Нередко благодаря переселенцам возникали новые или резко начинали развиваться существующие города или иные населенные пункты.
Можно согласиться с мнением Ф. Э. Ма-талаевой, что в настоящее время «международная миграция представляет собой неотъемлемую характеристику современного глобализированного мира: политическая нестабильность и военные конфликты, экономическое неравенство и диспропорции в технологическом развитии отдельных государств влекут за собой увеличение транснациональных миграционных потоков и поддерживают их воспроизводство» [1, с. 55]. Сегодня миграция чаще всего отражает желание людей найти «тихую гавань», скрыться от глобальных или локальных катаклизмов, в первую очередь, военных конфликтов или социально-экономических проблем своего государства. Однако государства, в которые мигранты предпочитают перемещаться, не всегда имеют возможность принять их в том количестве, которое было бы желательно самим мигрантам1, в связи с чем, наряду с легальной, существует миграция нелегальная, количественные показатели которой, в ряде
1 Кризис как предчувствие: почему в ЕС заявили о неготовности принимать мигрантов // РТ на русском : [сайт]. URL: https://russian.rt.com/ world/article/902035-migracionnyi-krizis-afganistan-evrosoyuz (дата обращения: 03.09.2022).
случаев, превышают миграцию легальную. Проблемы, создаваемые нелегальной миграцией, в том числе, увеличение уровня преступности [2, с. 209-210], вынуждают государства ужесточать миграционное законодательство, как это, к примеру, планировалось властями Великобритании, которая решила увеличить срок наказания за организацию незаконной миграции до пожизненного тюремного заключения2.
Постановка проблемы
Миграции (легальной и нелегальной) и проблемам противодействия миграционной преступности посвящены научные труды многих российских [3-10; 15] и зарубежных [11-14] ученых. Глобальное значение миграционных процессов, необходимость их регулирования и предупреждения нелегальной миграции неоднократно подчеркивалось на международном и национальном уровнях. Так, в ООН отмечался в целом позитивный вклад миграционных процессов в устойчивое развитие, а также провозглашалась цель в виде содействия упорядоченной, безопасной, законной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе посредством осуществления спланированной и хорошо продуманной миграционной политики3.
2 Times: Лондон обвинил Париж в бездействии в борьбе с нелегальной миграцией через Ла-Манш // ТАСС : [сайт]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12316473 (дата обращения: 08.09.2022).
3 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года : Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года // ООН : [сайт]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 12.10.2022).
В связи с тем, что миграция имеет мировой характер, ее упорядочение предполагает применение глобальных подходов и принятие международных решений. В частности, в сентябре 2016 года в докладе Генерального секретаря ООН было акцентировано внимание на необходимость решения проблем территориального перемещения больших групп мигрантов и беженцев. В результате этого и других выступлений была одобрена Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах 1, выражающая общую политическую волю и направленная на обеспечение безопасной, регулируемой миграции, распределение ответственности за такое обеспечение на глобальном уровне [16, с. 21-22].
В Стратегии национальной безопасно-
2
сти в числе задач, которые следует решить для обеспечения защищенности жизненно важных интересов государства и общества, названы противодействие нелегальной миграции, наращивание контроля за имеющимися потоками мигрантов, их социальная и культурная адаптация и интеграция, а также развитие международного сотрудничества в данной области.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы3 провозглашена политическая цель, состоящая в формировании миграционной ситуации, отвечающей интересам России, а также отмечена важность непрерывного развития механизмов и средств предупреждения и пресечения нарушений миграционного законодательства.
В Концепции внешней политики Российской Федерации4 проблема нелегальной миграции и необходимость повышения эффективности противодействия поставлены
1 Нью-Йоркская декларация // ООН : [сайт]. URL: https://refugeesmigrants.un.org/ru/declaration (дата обращения: 05.10.2022).
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.
3 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы : Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.
4 Концепция внешней политики Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.
в один ряд с проблемой предупреждения транснациональной преступности, включая терроризм, незаконный оборот различных видов оружия, наркотических средств и психотропных веществ, торговлю людьми, коррупцию, морское пиратство и киберпре-ступность. Одновременно подчеркивается важность консолидации усилий международного сообщества для подготовки и реализации адекватных комплексных ответных мер, координируемых ООН. При этом особое внимание уделяется наращиванию сотрудничества с государствами-участниками СНГ в области противодействия общим вызовам и угрозам, в том числе незаконной миграции.
Дестабилизирующий эффект миграционной преступности достигается во многом за счет ее переплетения с другими видами преступных деяний, прежде всего связанными с посягательствами на государственную и общественную безопасность, основы конституционного строя. Наиболее яркими примерами являются случаи массовых беспорядков Республике Беларусь в августе 2020 г. ив Республике Казахстан в январе 2022 г., в организации и непосредственном осуществлении которых активно участвовали граждане других стран.
Движущим мотивом участия иностранных граждан в массовых беспорядках, внешне имеющих политическую направленность, нередко выступает корысть, удовлетворяемая посредством оплаты преступной деятельности данных лиц. Тот же интерес характерен и для участников международных террористических и экстремистских организаций, не всегда разделяющих цели и мотивы, присущие таким преступным объединениям в целом, либо не желающих рисковать своими жизнью и свободой исключительно «ради идеи».
Организаторы (руководители) и иные участники террористических и иных преступных объединений активно используют уязвимое положение беженцев и других вынужденных мигрантов для вовлечения в соответствующие организованные группы и преступные сообщества. Более того, желание вступить в ряды таких криминальных объединений само по себе обусловливает трансграничную миграцию значительного
числа иностранных граждан, что, в частности, присуще противоправной деятельности «Исламского государства» и других международных террористических организаций.
Так, И. был осужден за способствование участию другого лица в деятельности международной террористической организации «Исламское государство» и приготовление к личному участию в деятельности данной организации. В процессе расследования было установлено, что И. посредством мессенджера общался с лицами, занимавшимися его переправкой на территорию Сирийской Арабской Республики для участия в деятельности указанной террористической организации, при этом И. был передан авиабилет до Москвы, где он должен был ждать дальнейших указаний по убытию в Сирию1.
Отметим, что вовлечение граждан России или других стран в деятельность международных террористических организаций может быть полностью осуществлено через сеть «Интернет», причем участие новых членов в противоправной деятельности таких организаций также может происходить без их перемещения в Сирию или какую-либо иную страну. Аналогичный механизм присущ и совершению иных преступлений террористической направленности. Например, М., не выезжая за пределы России, не только вступил в ряды международной террористической организации, но ещё и публично оправдывал терроризм, пропагандировал деятельность данной организации, участвовал в незаконном вооруженном формировании, и осуществил приготовление к посягательству на жизнь сотрудника правоохранительного органа2.
Уязвимое положение мигрантов используется преступными организациями
1 Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 225-УД21-14-А6 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 30.09.2022).
2 Кассационное определение Судебной коллегии
по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2021 г. № 224-УД21-23-А6 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.09.2022).
не только для вовлечения их в криминальную деятельность, но для совершения в отношении них различных преступлений, например, торговли людьми и (или) использования рабского труда. То есть проблему миграции и ее нелегальной части можно рассматривать и через призму виктимо-логической профилактики преступлений, потенциальными жертвами которых часто являются иностранные граждане и лица без гражданства. В частности, в период с января по ноябрь 2021 г. в России в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства было совершено 14,6 тыс. преступлений, что на 1,2 % меньше, чем за аналогичный период 2020 г.3
Таким образом, миграционная преступность неразрывно связана с транснациональной и организованной преступностью, в том числе с наиболее опасными проявлениями, «подпитывает» и усиливает их негативные социальные последствия, в своей совокупности дестабилизирующие национальную и международную безопасность.
Заключение
Таким образом, в условиях глобализации происходящих миграционных процессов и увеличения миграционных потоков, происходит существенное увеличение миграционной преступности, вопросы противодействия которой должны стать не только направлением в исследовательских работах ученых, но и приоритетом национальной и международной политики государств.
Полагаем, что в настоящее время назрела необходимость разработки и принятия международного правового акта, непосредственно посвященного вопросам противодействия нелегальной миграции и связанной с ней миграционной преступности, а также основанных на нем национальных законов, регламентирующих правовые, организационные и иные меры предупреждения такой преступности.
3 Состояние преступности в России за январь-ноябрь 2021 года. Москва : ГИАЦ МВД России, 2022. С. 5.
Список источников
1. Маталаева Ф. Э. Политологический подход к анализу международной миграции // Обозреватель. 2017. № 5 (328). С. 55-68.
2. Мальков С. М. Причины и перспективные направления противодействия миграционной преступности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXIII международной науч.-практ. конференции (Красноярск, 02-03 апреля 2020 г.). В 2-х частях. Часть 2 / отв. ред. Д. В. Ким. Красноярск : Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 209-212. DOI: 10.51980/2020_2_209
3. Собольников В. В. Понятие миграционной преступности и проблемы ее определения // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 3 (25). С. 119-133.
4. Иншаков С. М. Стратегемы миграционной безопасности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 2 (49). С. 24-27.
5. Хабриева Т. Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование : монография. Москва : ИЗиСП, Юриспруденция, 2019. 400 с.
6. Керимов А. А., Вербицкая Т. В. Цветная революция как угроза политической системе государства: проблемы определения // Вопросы управления. 2019. № 2 (57). С. 6-15. DOI: 10.22394/23043369-2019-2-6-15
7. Тараненко В. В. Современные проблемы установления и реализации уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконной миграцией / В. В. Тараненко, С. С. Харитонов, М. Г. Решняк, С. В. Борисов // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 3. С. 341-351. DOI: 10.17150/2500-4255.2021.15(3).341-351
8. Каменева А. Н. Актуальные проблемы квалификации и направления противодействия преступлениям, совершаемым в сфере миграции // Миграционное право. 2021. № 1. С. 25-27. DOI: 10.18572/2071-1182-2021-1-25-27
9. Рашитов Л. Р. Понятие, состояние и структура преступности мигрантов в современной России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12, № 2. С. 214-219. DOI: 10.37973/KUI.2021.16.53.013
10. Решняк М. Г. Противодействие организации незаконной миграции в Российской Федерации: новый вектор развития уголовного законодательства / М. Г. Решняк, С. В. Борисов, В. И. Гладких // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 474. С. 263-271. DOI: 10.17223/15617793/474/29
11. Faist T. Migrants as Transnational Development Agents: An Inquiry into the Newest Round of the
Migration-Development Nexus // Population, Space and Place. 2008. Vol. 14. рр. 21-42. DOI: 10.1002/psp.471
12. Portes A. Migration and development: reconciling opposite views // Ethnic and Racial Studies. 2009. Vol. 32, no. 1. P. 5-22. DOI: 10.1080/01419870802483668
13. Carvalho H., Chamberlen A., Lewis R. Punitiveness beyond Criminal Justice: Punishable and Punitive Subjects in an Era of Prevention, Anti-Migration and Austerity // British Journal of Criminology. 2020. Vol. 60, no. 2. P. 265-284. DOI: 10.1093/bjc/azz061
14. Kruessmann T. Human rights in combating organised crime and the problem of «illegal» migration in Europe // Journal of the Belarusian State University. Law. 2020. no. 3. P. 24-29.
15. Sheryazdanova K. Illegal immigration and the fight against illegal migration in the Member States of the European Union // Acta Universitatis Sapientiae. Европейские и региональные исследования. 2015. no. 8. Р. 89-102. DOI: 10.1515/auseur-2015-0015
16. Аванесова А. А. Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах и перспективы принятия глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции // Миграционное право. 2017. № 2. С. 21-22.
References
1. Matalaeva FE. A political approach to the analysis of international migration. Obozrevatel [Observer]. 2017;(5):55-68. (In Russ.)
2. Malkov SM. The causes and promising directions of countering migration crime. In: Kim DV. editor. Actual problems of combating crime: issues of theory and practice. Materials of the XXIII International scientific and practical conference. In 2 parts; 2020 April 02-03; Krasnoyarsk. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; 2020. p. 209-212. DOI: 10.51980/2020_2_209. (In Russ.)
3. Sobolnikov VV. The concept of migration crime and the problems of its definition. Leningradskij yuridicheskij zhurnal [Leningrad Law Journal]. 2011;(3):119-133. (In Russ.)
4. Inshakov SM. Strategems of migration security. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra [Criminology: yesterday, today, tomorrow]. 2018;(2):24-27. (In Russ.)
5. Khabrieva TYa. Migration law: comparative legal research [monograph]. Moscow: IZiSP, Jurisprudence; 2019. 400 p. (In Russ.)
6. Kerimov AA, Verbitskaya TV. The color revolution as a threat to the political system of the state: problems of definition. Voprosy upravleniya [Management issues]. 2019;(2):6-15. DOI: 10.22394/23043369-2019-2-6-15. (In Russ.)
7. Taranenko VV, Kharitonov SS, Reshnyak MG, Borisov SV. Modern problems of establishing and implementing criminal responsibility for crimes related to illegal migration. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal = [Russian Journal of Criminology]. 2021;15(3):341-351. DOI: 10.17150/2500-4255.2021.15(3).341-351. (In Russ.)
8. Kameneva AN. Actual problems of qualification and directions of countering crimes committed in the field of migration. Migracionnoepravo [Migration Law]. 2021;(1):25-27. DOI: 10.18572/2071-11822021-1-25-27. (In Russ.)
9. Rashitov LR. The concept, state and structure of migrant crime in modern Russia. Vestnik Kazansk-ogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2021;12(2):214-219. DOI: 10.37973/KUI.2021.16.53.013. (In Russ.)
10. Reshnyak MG, Borisov SV, Gladkikh VI. Countering the organization of illegal migration in the Russian Federation: a new vector of development of criminal legislation. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2022;(474):263-271. DOI: 10.17223/15617793/474/29. (In Russ.)
11. Faist T. Migrants as Transnational Development Agents: An Inquiry into the Newest Round of the Migration-Development Nexus. Population, Space and Place. 2008;(14):21-42. DOI: 10.1002/psp.471.
12. Portes A. Migration and development: reconciling opposite views. Ethnic and Racial Studies. 2009;32(1):5-22. DOI:10.1080/01419870802483668.
13. Carvalho H, Chamberlen A, Lewis R. Punitiveness beyond Criminal Justice: Punishable and Punitive Subjects in an Era of Prevention, Anti-Migration and Austerity. British Journal of Criminology. 2020;60(2):265-284. DOI: 10.1093/bjc/azz061.
14. Kruessmann T. Human rights in combating organised crime and the problem of «illegal» migration in Europe. Journal of the Belarusian State University. Law. 2020;(3):24-29.
15. Sheryazdanova K. Illegal immigration and the fight against illegal migration in the Member States of the European Union. Acta Universitatis Sapientiae. Evropejskie i regional'nye issledovaniya [Acta Universitatis Sapientiae European and Regional Studies.].2015;(8):89-102. DOI: 10.1515/auseur-2015-0015.
16. Avanesova AA. The New York Declaration on Refugees and Migrants and prospects for the adoption of a global treaty on safe, orderly and regulated migration. Migracionnoe pravo [Migration Law]. 2017;(2):21-22. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Решняк Мария Генриховна
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Международно-правовой факультет, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. 119454, Москва, пр. Вернадского, д. 76.
irbis-7375@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-7281-8149 ScopusID: 57217530236 ResearcherID: AAX-1094-2021
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Maria G. Reshnyak
Candidate of Law Sciences, Associate Professor, associate Professor Department of criminal law, criminal procedure and criminalistics, International law faculty Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.
76 Prospect Vernadskogo, Moscow 119454, Russia.
irbis-7375@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-7281-8149 ScopusID: 57217530236 ResearcherlD: AAX-1094-2021
Дата поступления статьи / Received: 19.10.2022.
Дата рецензирования статьи / Revised: 07.11.2022.
Дата принятия статьи к опубликованию / Accepted: 15.11.2022.