Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-78-82 NIION: 2003-0059-4/22-355 MOSURED: 77/27-003-2022-04-554
Актуальные вопросы противодействия незаконной миграции на территории Российской Федерации сотрудниками подразделений по вопросам миграции МВД России
Мария Владимировна Донская1, Дмитрий Андреевич Анучин2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Раскрываются проблемы противодействия незаконной миграции на территории Российской Федерации. В результате анализа национальной нормативно-правовой базы рассматриваются особенности работы государственных органов, осуществляющих контроль над нелегальной миграцией. Особое внимание уделяется подразделениям по вопросам миграции МВД России, которым отводится ключевая роль в осуществлении государственной миграционной политики на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: миграция, незаконная миграция, миграционная политика, национальная безопасность
Для цитирования: Донская М. В., Анучин Д. А. Актуальные вопросы противодействия незаконной миграции на территории Российской Федерации сотрудниками подразделений по вопросам миграции МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 78-82. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-78-82.
Original article
Topical issues of countering illegal migration on the territory of the Russian Federation by employees of migration departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Maria V. Donskaya1, Dmitry A. Anuchin2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The problems of countering illegal migration on the territory of the Russian Federation are shown. As a result of the analysis of the national laws, the authors consider the peculiarities of the work of state bodies exercising control over illegal migration. The article pays special attention to the migration units of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which have a special role in the implementation of state migration policy on the territory of the Russian Federation.
Keywords: migration, illegal migration, migration policy, national security
For citation: Donskaya M. V., Anuchin D. A. Topical issues of countering illegal migration on the territory of the Russian Federation by employees of migration departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):78-82. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073 -0454-2022-4-78-82.
В условиях мировой глобализации на первый план выходит необходимость рассмотрения целого ряда значимых для государства проблем, одной из которых
© Донская М. В., Анучин Д. А., 2022
является проблема предупреждения, контроля и борьбы с незаконной миграцией на территории Российской Федерации.
«Необходимо поставить надежный заслон на пути незаконной миграции, и в дальнейшем совершенствовать законодательную базу, а главное — правоприменительную практику на этом направлении», — заявил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на заседании коллегии МВД России 26 февраля 2020 года. С точкой зрения руководителя нашей страны трудно не согласиться, так как борьба с незаконной миграцией является одним из самых приоритетных и важных аспектов, необходимых для успешного развития внутренней политики нашего государства.
Раскрывая понятие нелегальной миграции в широком смысле, правоведы концентрируют наше внимание на ее социально-правовых и экономических аспектах. Тем самым, предлагая нам рассматривать незаконную миграцию как «совокупность противоправных процессов, включающих: нелегальную миграцию и незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации; общеуголовную преступность мигрантов; организованную национально-этническую преступность мигрантов; терроризм; наркобизнес; торговлю людьми»[1].
Данная сравнительно-правовая характеристика незаконной миграции помогает сотрудникам подразделений по вопросам миграции МВД России в выборе тех или иных методов, средств и инструментов в борьбе с проявлениями этого противоправного и антиобщественного явления. Являясь предметом изучения криминологии, мотивация и причины совершения тех или иных преступлений носят особый — индивидуально-правовой характер, особенно, когда дело касается перемещения иностранных граждан из одной страны в другую.
В докладе МВД России «О состоянии преступности за январь-август 2021 года» руководством МВД России было обращено отдельное внимание на рост числа совершенных мигрантами преступлений. Их количество составило 27,7 тысяч преступлений за указанный в докладе период, на основании чего социологами был сделан вывод о том, что рост преступности среди мигрантов на территории России связан с непростой социально-экономической обстановкой в стране, образовавшееся из-за пандемии коронавирусной инфекции. Многие иностранные граждане, въехавшие на территорию нашей страны для заработка, лишились работы или вследствие ряда причин лишились легального статуса пребывания на территории России, и тем самым, были вынуждены заниматься криминальной деятельностью. Большинство нелегальных мигрантов были втянуты в террористические и экстремистские организации, многие стали заниматься наркобизнесом и торговлей оружия. Что вынудило руководство нашей страны принимать серьезные меры для полной и
всесторонней борьбы, связанной с незаконной миграцией. «Противодействие незаконной миграции и надзор за соблюдением миграционного законодательства относится к специальным мерам профилактики, которая подразумевает целенаправленное реагирование на специфические причинные комплексы» [2].
Согласно Указу Президента от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» важнейшими задачами в рамках стратегических и национальных приоритетов страны являются: обеспечение государственной и общественной безопасности, противодействие незаконной миграции, усиление контроля над миграционными потоками, социальная и культурная адаптация и экономическая интеграция мигрантов.
Особая роль в решении данных задач отводится именно сотрудникам подразделений по вопросам миграции МВД России. Именно они сегодня стоят на передовой в противостоянии с лицами, незаконно въехавшими и пребывающими на территории Российской Федерации. При выявлении нарушений в области миграционного законодательства сотрудниками МВД России осуществляется привлечение данных лиц к административной или уголовной ответственности. В Российской Федерации существует расширенная нормативно-правовая база, включающая в себя множество норм, определявших правила въезда, выезда, пребывания иностранных граждан, а также осуществление ими трудовой деятельности на территории нашего государства. Стоит обратить отдельное внимание на нормы законов, устанавливающих юридическую ответственность для иностранных граждан и лиц, организующих незаконную миграцию на территории Российской Федерации. В частности, необходимо отметить главу 18 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за совершение правонарушений в области защиты государственной границы РФ и обеспечении режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Уголовное наказание ждет лиц, совершивших деяние, предусмотренное ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», которое посягает на установленный государством порядок въезда, пребывания и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Данное преступное посягательство относится к группе преступлений против порядка управления.
Вследствие этого сотрудники подразделений по вопросам миграции проводят комплекс мероприятий, направленных на борьбу с нелегальной миграцией. Необходимо отметить специфику деятельности сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России, связанную с осуществлением мониторинга незаконной трудовой деятельности, проведени-
ем совместных рейдов с другими органами государственной власти объектов строительства, торговли и предприятий общественного питания для наиболее эффективной борьбы с нелегалами в сфере трудовой миграции. С помощью плановых и внеплановых проверок сотрудникам полиции удается пресечь очаги осуществления мигрантами незаконной трудовой деятельности. Нередки случаи выявления преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции». В 2021 году было зарегистрировано 926 преступлений, связанных с организацией незаконной миграции на территории Российской Федерации. И с каждым годом количество возбужденных уголовных дел по данной статье становится все больше и больше. Сотрудниками подразделений по вопросам миграции МВД России совместно с оперативными подразделениями полиции в результате проведения оперативно-розыскных и иных, установленных законодательством РФ, мероприятий удается устанавливать организаторов незаконной миграции и привлекать их к уголовной ответственности. Для эффективного раскрытия данного вида преступления огромное значение имеет обладание сотрудниками точной информацией о наличии каналов незаконной миграции.
Также, при осуществлении миграционной политики на территории РФ важно учитывать цели, с которыми нелегальные мигранты прибывают в нашу страну. Иногда во время проведения мероприятий по мониторингу незаконной миграции инспекторы подразделений по вопросам миграции сталкиваются с лицами, которые намеревались совершить преступления террористической или экстремистской направленности. Такие мигранты задерживаются и передаются другим правоохранительным органам, которые уполномочены возбуждать уголовные дела и осуществлять предварительное расследование в отношении данных лиц.
По мнению практических сотрудников отделов и управлений по вопросам миграции МВД России, в борьбе с нелегальной миграцией назрело множество проблем, которые необходимо срочно решать. Эти проблемы, в основном, связаны с достаточно низким штатом сотрудников в территориальных отделах по вопросам миграции МВД России. На их взгляд, его необходимо расширить, так как у сотрудников, борющихся с незаконной миграцией, просто-напросто не хватает времени для задержания нелегалов и принятия по ним соответствующего решения. Также, на взгляд ряда экспертов, существует необходимость увеличения денежного содержания сотрудников подразделений по вопросам миграции, так как данный вид работы связан с «ненормированностью» рабочего дня и большой опасностью для жизни и здоровья сотрудников, которым приходится часто задерживать
десятки, а то и сотни нелегальных мигрантов за один день. В связи с этим некоторые сотрудники сами начинают переступать черту закона, делая выбор в пользу дополнительных доходов, которые они получают, превышая или злоупотребляя своими должностными полномочиями. «Существование организованной незаконной миграции свидетельствует о наличии коррупционных схем, так как реализация подобных схем без участия сотрудников ГУВМ и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России невозможно» [3]. Нередки случаи задержания должностных лиц подразделений по вопросам миграции, занимающих руководящие должности.
Для наиболее эффективной борьбы с незаконной миграцией также необходимо повысить взаимодействие подразделений по вопросам миграции МВД России с другими правоохранительными органами. Обмен информацией между ведомствами является неотъемлемой частью комплексной борьбы с преступностью, что особенно важно при наличии информации об участии мигрантов в террористической или экстремистской деятельности. При таком варианте развития событий сотрудникам подразделений по вопросам миграции МВД России без информирования своих коллег из ФСБ России не обойтись. И сделать это необходимо в максимально короткие сроки. Кроме того не стоит забывать и о тесном внутриведомственном сотрудничестве с оперативными подразделениями полиции и подразделениями по охране общественного порядка МВД России, поскольку информация о наличии в том или ином муниципальном образовании источника незаконной миграции поступает от граждан там проживающих. Как правило, по данным вопросам местное население обращается к участковым уполномоченным полиции, которые в свою очередь передают полученную информацию сотрудникам подразделений по вопросам миграции МВД России. На основе информации, полученной, в том числе и от населения, организуется работа сотрудников отдела по вопросам миграции МВД России в борьбе с нелегальной миграцией.
Регулирование процессов миграции и борьба с нелегальными мигрантами является одной из важнейших задач нашего государства, которое направляет усилия на то, чтобы миграция осуществлялась в рамках закона и способствовала интересам экономики, общества и государства.
В 2019 году Президентом РФ был подписан Указ № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». Одним из основных направлений миграционной политики Концепция определяет «совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности лиц
за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации».
Необходимость издания данного указа была продиктована образованием этнических анклавов в ряде субъектов Российской Федерации, и резко возросшей преступности среди мигрантов, что в перспективе можно рассматривать как прямую угрозу для национальной безопасности России. Данные явления очень сильно беспокоят граждан нашего государства, поэтому необходимо рационально и взвешенно подойти к решению данной проблемы во избежание роста напряженности во взаимоотношениях между мигрантами и гражданами Российской Федерации.
28 января 2022 года зампредседателя Совета Безопасности РФ Д. А. Медведев заявил о том, что: «Ни одна страна без притока мигрантов обойтись не может, но это должен быть цивилизованный процесс, а с этим есть проблемы. У нас их достаточно много, несмотря на все эти пандемические процессы, порядка семи миллионов, подчеркиваю, официально существующих и трудящихся в нашей стране».
Реакцией Президента на существующие проблемы в миграционной сфере стало подписание Указа о создании межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики, председателем которой был назначен Дмитрий Медведев. Комиссия создана для модернизации и повышения качества реализации механизмов государственного управления при осуществлении миграционной политики уполномоченными на то государственными органами РФ. Стоит обратить внимание на тот факт, что базисной составляющей данной Комиссии является именно борьба с незаконной миграцией с целью снижения влияния иностранных граждан на микро и макроэкономические процессы, происходящие в нашей стране. По мнению ряда исследователей, занимающихся изучением миграционной политики РФ, необходимость в создании такой Комиссии назрела очень давно. Это связано, в первую очередь, с обострением криминогенной обстановки в ряде субъектов России. Преступность в некоторых муниципальных образованиях выросла в несколько раз именно из-за обильного притока незаконных мигрантов. Вслед за созданием данной межведомственной комиссии ряд губернаторов мгновенно ввели в своих регионах ряд ограничений для иностранных граждан. Так, глава Калужской области Владислав Шапша объявил о выходе его области из государственной программы по переселению соотечественников из-за рубежа. Также работодателям Калужской области запретили принимать иностранных граждан на работу по патентам в сферах транспорта, торговли и общественного питания. Губернатор Калужской области занял твердую позицию
в решении этого вопроса, и заявил о том, что механизмы сдерживания иностранной рабочей силы будут только нарастать, а борьба с нелегальной миграцией должна осуществляться в комплексе с использованием всех законно установленных мер, выработанных концепцией государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг.
Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что руководство нашей страны вынуждено принимать решительные меры в организации борьбы с незаконной миграцией. И для полного и всестороннего изучения проблемы профилактики, предупреждения и пресечения преступлений в сфере миграции необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, которая должна строиться на основе практического опыта сотрудников отделов по вопросам миграции МВД России. Ведь именно они все чаще сталкиваются как с лицами, которые заинтересованы в организации нелегальной миграции, так и непосредственно с иностранными гражданами, нарушившими правовые нормы миграционного законодательства при въезде в Российскую Федерацию, а также режим пребывания на ее территории.
Список источников
1. Власов И. С., Голованова Н. А., Артемов В. Ю. Миграция и преступность : сравнительно-правовой анализ : монография. М. : Институт законодательства и сравнительного анализа при Правительстве Российской Федерации; «Контракт», 2012. 496 с.
2. Ульянов М. В. Миграционные процессы в системе детерминант экстремистской преступности : монография / Под редакцией доктора юридических наук, профессора В. В. Меркурьева. М. : Юрлитинформ, 2019. 154 с.
3. Гайнутдинова Е. И. Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции в миграционной сфере : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2021. 183 с.
References
1. Vlasov I. S., Golovanova N. A., Artemov V. Yu. Migration and crime : comparative legal analysis : monograph. M. : Institute of Legislation and Comparative Analysis under the Government of the Russian Federation; «Contract», 2012. 496 p.
2. Ulyanov M. V. Migration processes in the system of determinants of extremist crime : monograph / Edited by Doctor of Legal sciences, Professor V. V. Merkuryev. M. : Yurlitinform, 2019. 154 p.
3. Gainutdinova E. I. Organizational and legal
foundations of the activities of law enforcement agencies to combat corruption in the migration sphere : dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. Moscow, 2021. 183 p.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от
02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
2. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства РФ.
3. Указ Президента Российской Федерации от
10.02.2022 № 48 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования го-
сударственной миграционной политики» // Собрание законодательства РФ.
Bibliographic list
1. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation.
2. Decree of the President of the Russian Federation № 622 dated 31.10.2018 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» // Collection of legislation of the Russian Federation.
3. Decree of the President of the Russian Federation № 48 dated 10.02.2022 «On the Interdepartmental Commission of the Security Council of the Russian Federation on improving the State migration Policy» // Collection of legislation of the Russian Federation.
Информация об авторах
М. В. Донская — доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;
Д. А. Анучин — курсант 4 «М» курса международно-правового факультета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
M. V. Donskaya — Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
D. A. Anuchin — Cadet the 4th «M» course of the International Law Faculty of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 09.03.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 11.07.2022.
The article was submitted 09.03.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.