Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МИГРАЦИИ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельникова Светлана Валерьевна

В статье рассматриваются законодательные и организационно-правовые меры, реализуемые зарубежными странами, в борьбе по предотвращению незаконной (нелегальной) миграции. Исследован опыт ряда европейских государств и вопросы международного сотрудничества в сфере предупреждения незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO ILLEGAL MIGRATION

The article discusses the legislative and organizational-legal measures implemented by foreign countries in the fight to prevent illegal migration. The experience of a number of European states and issues of international cooperation in the field of preventing illegal migration have been studied.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ»

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-4-23-29 NIION: 2007-0083-4/21-060 MOSURED: 77/27-005-2021-04-259

Зарубежный опыт правового регулирования противодействия

незаконной миграции

Светлана Валерьевна Мельникова

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, st-melnik2013@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются законодательные и организационно-правовые меры, реализуемые зарубежными странами, в борьбе по предотвращению незаконной (нелегальной) миграции. Исследован опыт ряда европейских государств и вопросы международного сотрудничества в сфере предупреждения незаконной миграции.

Ключевые слова: незаконная миграция, нелегальная миграция, международное законодательство о миграции, предотвращение нелегальной миграции, миграционная политика

Для цитирования: Мельникова С. В. Зарубежный опыт правового регулирования противодействия незаконной миграции // Криминологический журнал. 2021. № 4. С. 23-29. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-4-23-29.

Original article

Foreign experience in legal regulation of counteraction to illegal migration

Svetlana V. Melnikova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

st-melnik2013@yandex.ru

Abstract. The article discusses the legislative and organizational-legal measures implemented by foreign countries in the fight to prevent illegal migration. The experience of a number of European states and issues of international cooperation in the field of preventing illegal migration have been studied.

Keywords: illegal migration, illegal migration, international legislation on migration, prevention of illegal migration, migration policy

For citation: Melnikova S. V. Foreign experience in legal regulation of counteraction to illegal migration // Criminological journal. 2021. (4):23-29. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-4-23-29.

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью современного общества. По данным отделения народонаселения Организации Объединенных Наций, в мировой миграционный оборот вовлечены 218 государств. Согласно имеющимся оценкам Международной организации по миграции (MOM), количество международных мигрантов достигает почти 272 миллионов человек во всем мире [1]. Значительная часть миграции является нелегальной.

По информации агентства Европейского союза по

безопасности внешних границ «Рготйех», в 2021 году в Европейском союзе было зафиксировано около 200 000 нелегальных иммигрантов, что является самым высоким значением с 2017 года. По сравнению с 2020 годом, когда по причине ограничений, введенных в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, приток мигрантов резко сократился, количество несанкционированных прибытий возросло на 57 %, в соотношении с 2019 годом рост составил 36 %. Число несанкционированных въездов в Европейский

© Мельникова С. В., 2021

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

союз в 2021 году было чуть ниже 200 ООО и на данный момент превышает допандемический уровень, — говорится в заявлении Евросоюза (далее — ЕС). Это указывает на то, что помимо снятия ограничений на глобальное передвижение, есть и другие факторы, оказывающие непосредственное влияние на усиление миграционного кризиса [2].

По данным ЕС, в 2021 году новым обстоятельством, влияющим на миграционную ситуацию, стал приток мигрантов, в основном из стран Ближнего Востока, через Беларусь. «Рготйех» также отмечает существенный рост количества прибытий через центральное Средиземноморье, западные Балканы и Кипр. Центральное Средиземноморье стало основным путем следования нелегалов, через него прошли 65 362 мигранта, то есть почти треть всех прибывших. Рост числа прибывших по этой «дороге» ежегодно увеличивается на 83 %. По сравнению с 2020 годом прибытие нелегалов на Западные Балканы увеличилось на 124 %, и достигло отметки в 60 540 человек. На 123 % больше, чем в прошлом году было зафиксировано прибытий на Кипр, их общее количество составило — 10 400. Из прибывших, в 2021 году мигрантов самую большую группу составляли граждане Сирии, за ними следуют мигранты из Туниса, Марокко, Алжира, Афганистана и других стран [3].

Террористические акты и вооруженные нападения, изнасилования на улицах прежде безопасных городов Европы, а также пожизненные пособия, выплачиваемые за счет средств налогоплательщиков, — вот что приходит в голову большинства европейцев, при упоминании выходцев из стран Ближнего Востока и Африки. Отношение к таким мигрантам весьма неоднозначное, в связи с наличием определенного числа граждан им сочувствующих. В правительствах стран ЕС также не существует единого мнения по поводу мигрантов. На сегодняшний день для Европы вопрос незаконной миграции является очень актуальным, поскольку в европейские страны прибывают все новые и новые беженцы из Ближнего Востока и Африки. Военные конфликты вынудили значительное число жителей этих стран искать убежище в Европе. Помимо этого, приток мигрантов является следствием, объявленной Германией в 2015 г. политики «Открытых дверей», гарантировавшей предоставление убежища всем беженцам [4].

Меры, направленные на урегулирование миграционных процессов и противодействие незаконной миграции, принимались европейским сообществом задолго до произошедшего в 2015 — 2016 гг. ми-

24

грационного кризиса. Для координации совместных действий, а также с целью максимально эффективного предупреждения и борьбы с транснациональной организованной преступностью еще в 2000 г. была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (далее — Конвенция).

В соответствии с Конвенцией, экстерриториальная исполнительная юрисдикция на территории другого государства не может быть осуществлена [5]. Однако в борьбе с нелегальной миграцией гораздо большее значение имеет Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю, воздуху (далее — Протокол), дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Протокол, определяет ответственность за незаконный ввоз мигрантов [6].

Помимо этого, в качестве отягчающего обстоятельства признается такой ввоз мигрантов, который ставит или может поставить под угрозу их жизнь или безопасность и который связан с бесчеловечным или унижающим достоинство обращением, в том числе в целях эксплуатации [7]. Принятая 13 мая 2015 г. «Европейская повестка дня по вопросам миграции», обозначила одним из методов борьбы с незаконной иммиграцией: «.. .отслеживание и возможное уничтожение инфраструктуры контрабандистов, главным образом судов». Эти меры сразу же вызвали вопросы по поводу реализации норм международного права [8, с. 100]. Саммит ЕС, прошедший в октябре 2016 года в Брюсселе, был посвящен вопросу ужесточения мер по высылке нелегальных мигрантов [9].

Воздействие негативного влияния незаконной миграции проявляется в различных сферах жизнедеятельности государств-членов международного сообщества. Однако явление остается весьма устойчивым, а объемы потока нелегальных мигрантов лишь возрастают. Приведем лишь некоторые примеры. Одной из стран европейского сообщества, так называемой «первой линии», принимающей иммиграционные волны из Северной Африки и Ближнего Востока, является Италия. Среди находящихся на территории страны иммигрантов (5 923 000 из 59 641 488 жителей) постоянно и легально проживающих — 5 000 000; с документами, но не зарегистрированных в реестре постоянных жителей — 366 000, а пребывающих нелегально — чуть более полумиллиона [10].

Вопросы миграции в Италии, регулируются «Сводным законом об иммиграции» (законодательный декрет № 286/1998). В соответствии с требованиями данного правового акта: «иностранец, который,

№4/2021

Криминологическии журнал

LAW SCIENCES

по требованию должностных лиц и органов безопасности, не предъявляет без уважительных причин паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и вид на жительство, или другой документ, подтверждающий нахождение на территории государства на законных основаниях, несет ответственность в виде лишения свободы на срок до одного года и штрафа в размере до 2000 евро» [11].

В 2020 году, в период пандемии Covid-19, после двух лет постепенного снижения (23 000 в 2018 году и 11 000 в 2019 году) произошло увеличение нелегальных высадок, их число составило — 34 000. Это произошло на фоне снижения количества запросов на предоставлении убежища (28 000 в 2020 году против 43 783 в предыдущем году). Кроме того, в 2020—2021 годах ситуация осложнилась тем, что прибывающие мигранты, получая положительные результаты тестов на коронавирус, не соблюдали обязательный карантин, что вызывало опасения и могло способствовать новым вспышкам эпидемии в Италии [12].

В июне 2021 года правительство Италии запретило спасательным судам реагировать на сигналы о помощи, поступающие с кораблей, перевозящих мигрантов [13]. В целом Италия определила три основных направления поиска вариантов решения миграционной проблемы: консенсус и поддержка ЕС; инициативное создание коалиции для решения миграционных вопросов из Испании, Италии, ФРГ, Франции; развитие двусторонних договоренностей с третьими странами, при политической и финансовой поддержке через европейские институты [14].

Негативная миграционная ситуация наблюдается и в Великобритании.

Британские власти проводят достаточно жесткую миграционную политику, в частности они ужесточают проверки пассажиров при авиаперелетах на предмет наличия у них поддельных документов. Искать убежища на территории Соединенного Королевства, как правило, стремятся выходцы из стран Ближнего Востока (Иран, Ирак, Сирия, Йемен) и Африки (Эритрея, Судан и другие государства Сахеля). На фоне пандемии Covid-19 министерство внутренних дел страны приняло решение о прекращении приема беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки по программе переселения (Refugee resettlement scheme) [15], в связи, с чем по легальным каналам подать ходатайство об убежище в Британии стало практически невозможно [16]. Помимо этого, в настоящее время наблюдается сокращение танкерных грузовых перевозок между Францией и Великобритании (именно такими

№4/2021

средствами чаще всего пользуются контрабандисты, чтобы незаконно транспортировать мигрантов).

В стране не удалось достичь оптимальной модели миграционной политики, несмотря на предпринимаемые меры пограничного контроля и морской безопасности. Иностранцы, ищущие убежище, продолжают использовать нелегальные каналы. Мигранты на надувных или самодельных лодках по-прежнему предпринимают попытки пересечения Ла-Манша и Па-де-Кале, чтобы добраться до Великобритании. Число беженцев постоянно растет. По информации британских служб, в 2021 году, воспользовавшись этим маршрутом, в Соединенное Королевство незаконно попали более 28 000 человек. В связи с чем, правительство Великобритании решило возложить на военно-морские силы королевства ответственность за предотвращение нелегальной иммиграции через пролив Ла-Манш. Командование военно-морских сил будет контролировать действия пограничных служб, береговой охраны, таможенных структур, направленных на задержание нелегалов, пытающихся пересечь пролив [17].

Наиболее знаковым, в плане борьбы с незаконной миграцией, может послужить пример Соединенных штатов Америки (далее — США). Здесь ужесточение миграционного законодательства напрямую связано с терактом 11 сентября 2011 г., хотя жесткость и ранее была характерна для миграционной политики этой страны. По настоящему исторически и политически значимой является ситуация со стеной на границе США и Мексики. Ее строительство было начато еще при Билле Клинтоне (главным образом, для борьбы с наркотраффиком), часть стены была построена после 2006 г. при Джордже Буше — младшем. Дональд Трамп предлагал увеличить ее расстояние более чем в два раза — с 1100 километров до 2700 [18].

Политика Дональда Трампа, в период нахождения его на посту президента США, была направлена на реализацию программы по борьбе с нелегальной миграций под лозунгом «нулевой терпимости». В рамках этой программы семьи нелегальных мигрантов были разделены. Это значило, что детей, оставшихся без попечения родителей (то есть тех, которые оказались в изоляторе под следствием за незаконный переход границы), в течение 20 дней помещали в так называемые центры временного содержания, чтобы потом передать родственникам, живущим в США, или под опеку чужим людям. После прихода к власти Джо Байдена ситуация с незаконной миграцией грозит перерасти в настоящий кризис. Ежемесячно в страну прибывает 100-150 000 человек. По мнению противников нового

25

Криминологический журнал

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

^ ПРАВО

президента, его администрация не в состоянии контролировать ситуацию и призывают Байдена немед- 1. ленно решить вопрос безопасности границ. Они уверяют, что в скором времени поток нелегалов станет неконтролируемым [19].

Зарубежный опыт правового и государственного 2 регулирования противодействия незаконной миграции весьма разнообразен. Меры, предпринимаемые государствами для сдерживания нелегальной миграции, включают в себя: усиление пограничного контроля; введение административной и уголовной ответственности за незаконный переход границы, организацию нелегальной миграции; запрет на ис- 3. пользование труда незаконных иммигрантов; налаживание системы депортации нелегалов и т. д. [20, с. 64; 4, с. 93]. В заключении отметим что, жесткие карательные меры борьбы с незаконной миграцией в мировой практике себя не оправдали. Практика свидетельствует, что ни ужесточение законов, ни возведение стен на границах не решают проблемы 4. нелегальной иммиграции. Несмотря на усилия международного сообщества в области противодействия нелегальной миграции, разработку мер по борьбе с этим негативным явлением, ни одно государство так и не смогло добиться эффективного решения данной проблемы [21, с. 134]. Первоочередной причиной неискоренимости такого явления, как незаконная миграция, является экономическая заинтересованность, 5. как стран-доноров, так и стран-реципиентов. Кроме того, миграция является питательной средой для теневой экономики и связанных с ней криминальных процессов. Поэтому реальное государственное регулирование миграционных процессов просто жизненно необходимо [22, с. 64].

Борьба с незаконной миграцией являлась и про- 6, должает оставаться актуальным вопросом зарубежного законодательства. Наиболее действенной в решении проблем предотвращения нелегальной миграции представляется, прежде всего, поиск баланса интересов. Только совместными согласованными, постоянными, системными усилиями стран-реципиентов и стран происхождения нелегальных мигрантов можно противодействовать нелегальной миграции. В то же время предлагаемый поиск баланса интересов необ- 7. ходимо сочетать с планомерными действиями по усилению охраны границ, предоставлению дополнительных возможностей силам правопорядка для борьбы с нелегальными мигрантами и ужесточению наказания в случае их незаконного ввоза.

Библиографический список

Доклад о миграции в мире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://publications. iom.int/system/files/pdf/final-wmr_2020-ru.pdf. (дата обращения 25.12.2021). Frontex: прибытие нелегальных иммигрантов в ЕС в 2021 году выросло на 57[Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rua.gr/news/migrantskij-front/45783-frontex-pribytie-nelegalnykh-immigrantov-v-es-v-2021-godu-vyrastet-na-57.html. (дата обращения 25.12.2021).

Frontex: прибытие нелегальных иммигрантов в ЕС в 2021 году выросло на 57[Элек-тронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rua.gr/news/migrantskij-front/45783-frontex-pribytie-nelegalnykh-immigrantov-v-es-v-2021-godu-vyrastet-na-57.html. (дата обращения 25.12.2021).

Доккери У., Баталов H. Два года после открытия границ Германии для беженцев: как это было? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dw.com/ru/ два-года-после-откры-тия—границ—германии для—беженцев—как— это-было a-40340475?maca=rus-newsletter_ ru_Themen-russ-2394-html-newsletter. (дата обращения 24.12.2021).

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая 15.11.2000 г.: офиц. текст, ст. 4,15 // Офиц. Сайт ООН. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/orgcrime. shtml, (дата обращения 24.12.2021).

Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятый 15.11.2000: офиц. текст, ст. 6 // Офиц. сайт ООН. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/protocol2. shtml, (дата обращения 21.12.2021).

Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятый 15.11.2000: офиц. текст, ст. 6 // Офиц. сайт ООН. [Электронный ресурс]. — Режим досту-

LAW SCIENCES

na: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/protocol2.shtml (дата обращения

24.12.2021).

8. Voynikov V. V Legal aspects of the policy of the European Union to combat illegal immigration. // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after M. I. Lobachevsky. 2018. No. 5. pp. 98-105.

9. Дельфинов A. EC усилит охрану границ в борьбе с нелегальной. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dw.com/ ru/ec — усилит охрану границ в борьбе с нелегальной миграцией / а36108053. (дата обращения 21.12.2021).

10. Отчет 2021 года фонда Ismu об иммигрантах в Италии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://liveitaly.ru/info/otchet-2021-goda-fonda-ismu-ob-immigrantah-v-italii. (дата обращения 25.12.2021).

11. Сводный текст об иммиграции №286/98 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chicercatrova.ru/content/cBOflHbrii текст об иммиграции — №28698-ru. (дата обращения

21.01.2022).

12. Оппозиция Италии: поток нелегальных мигрантов вырос втрое. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://news.rambler. ru/sociology/46182839/?utm_content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink. (дата обращения 21.12.2021).

13. Итальянским спасателям запретили помогать кораблям с беженцами. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/ world/20180625/1523314670.html.(flaTa обращения 25.01.2022).

14. Anja Palm, "Leading the Way? Italy's External Migration Policies and the 2018 Elections: An Uncertain Future", in IAI Commentaries, No. 18-12, February 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iai.it/en/ (дата обращения 21.12.2021).

15. В разгар миграционного кризиса в Европе Великобритания выступила против решения Совета ЕС распределить по квотам свыше 120 тыс. просителей убежища из Италии и Греции. [Электронныйресурс]. —Режимдоступа: https://tass.ru/ (датаобращения 21.12.2021).

16. Why so many Sudanese are prepared to risk their lives to reach the UK. Overseas Development

Institute. 24.08.2020. [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: https://www.odi. org/blogs/17273-why-are-so-many-sudanese-prepared-risk-their-lives-reach-uk.(flaTa обращения 21.12.2021).

17. Британские ВМС возглавят операцию по борьбе с нелегальной миграцией через Ла-Манш. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru. (дата обращения 24.12.2021).

18. Трамп и его стена на границе с Мексикой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://loveopium.ru/severnaya amerika/tramp-i-ego-stena-na-granice-s-meksikoj .html, (дата обращения 24.12.2021).

19. «Мы к дедушке Джо». Тысячи нелегалов каждый день прорываются в США. Как Америка переживает острейший миграционный кризис? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/rubrics/world/ (дата обращения 21.12.2021).

20. Иванцов С. В. Международное сотрудничество в сфере предупреждения незаконной миграции. // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 62-65.

21. Рубинская Э. Д. Международное миграционное сотрудничество в противодействии нелегальной миграции: анализ практики и система мер.// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 1, С. 128-134.

22. Иванцов С. В. Миграционные процессы и миграционная безопасность в странах СНГ / С.В. Иванцов, П. В. Несмелов, М. В. Назаров // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2. С. 93-97.

Bibliographie list

1. Report on migration in the world [Electronic resource], — Access mode: https://publications. iom.int/system/files/pdf/final-wmr_2020-en.pdf. (accessed 25.12.2021).

2. Frontex: the arrival of illegal immigrants in the EU in 2021 increased by 57 [Electronic resource], — Access mode: https://rua.gr/news/migrantskij-front/45783-frontex-pribytie-nelegalnykh-immigrantov-v-es-v-2021-godu-vyrastet-na-57. html, (accessed 25.12.2021).

3. Frontex: the arrival of illegal immigrants in the EU in 2021 increased by 57 [Electronic resource], —

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Access mode: https://rua.gr/news/migrantskij-front/45783-frontex-pribytie-nelegalnykh-immigrantov-v-es-v-2021-godu-vyrastet-na-57. html, (accessed 25.12.2021).

4. Dokkeri U., Batalov N. Two years after the opening of Germany's borders for refugees: how was it? [Electronic resource], — Mode of access: http://www.dw.com/en/ two-years-after-the-opening-of-germany-for-refugees-how-it-was-40340475?maca=eng-newsletter_en_ Themen-russ-2394- html-newsletter. (accessed 24.12.2021).

5. The UN Convention against Transnational Organized Crime, adopted on November 15, 2000: official, text, art. 4, 15 // Official. UN website. [Electronic resource], — Access mode: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/orgcrime. shtml. (accessed 24.12.2021).

6. Protocol against the smuggling of migrants by land, sea and air, supplementing the UN Convention against Transnational Organized Crime, adopted on 11/15/2000: official, text, art. 6 // Official. UN site. [Electronic resource], — Access mode: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/protocol2. shtml. (accessed 21.12.2021).

7. Protocol against the smuggling of migrants by land, sea and air, supplementing the UN Convention against Transnational Organized Crime, adopted on 11/15/2000: official, text, art. 6 // Official. UN site. [Electronic resource], — Access mode: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/protocol2. shtml (Accessed 12/24/2021).

8. Voynikov V. V Legal aspects of the policy of the European Union to combat illegal immigration. // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after M. I. Lobachevsky. 2018 No. 5.pp.98-105.

9. Delfinov A. The EU will strengthen the protection of borders in the fight against illegal. [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.dw.com/ ru/eu — will strengthen-guarding-borders-in-fighting-illegal-migration/a-36108053. (accessed 21.12.2021).

10. IsmuFoundation2021 report on immigrants in Italy. [Electronic resource], — Access mode: https:// liveitaly.ru/info/otchet-2021-goda-fonda-ismu-ob-immigrantah-v-italii. (accessed 25.12.2021).

11. Consolidated text on immigration No. 286/98 [Electronic resource], — Access mode: http:// chicercatrova.ru/content/consolidated-text-on-immigration — No. 28698-ru. (accessed 21.01.2022).

12. Italian opposition: the flow of illegal migrants has tripled. [Electronicresource] -Accessmode: https:// news.rambler.ru/sociology/46182839/?utm_ content=news_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink. (accessed 21.12.2021).

13. Italian rescuers were forbidden to help ships with refugees. [Electronic resource], — Access mode: https://ria.ru/world/20180625/1523314670.html. (Accessed 25.01.2022).

14. Anja Palm, "Leading the Way? Italy's External Migration Policies and the 2018 Elections: An Uncertain Future", in IAI Commentaries, No. 18|12, February 2018. [Electronic resource]. Access mode: https://www.iai.it/en/ (accessed 12/21/2021).

15. At the height of the migration crisis in Europe, the UK opposed the decision of the EU Council to distribute over 120,000 asylum seekers from Italy and Greece to quotas. [Electronic resource], — Access mode: https://tass.ru/ (accessed 12/21/2021).

16. Why so many Sudanese are prepared to risk their lives to reach the UK. Overseas Development Institute. 08/24/2020. [Electronic resource], — Access mode: https://www.odi.org/blogs/17273-why-are-so-many-sudanese-prepared-risk-their-lives-reach-uk. (Accessed 12/21/2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. The British Navy will lead the operation to combat illegal migration across the English Channel. [Electronic resource], — Access mode: https:// tass.ru. (accessed 24.12.2021).

18. Trump and his wall on the border with Mexico [Electronic resource], — Access mode: http:// loveopium.ru/severnaya-amerika/tramp-i-ego-stena-na-granice-s-meksikoj .html. (accessed 24.12.2021).

19. "We're at Grandpa Joe's." Thousands of illegal immigrants break into the US every day. How America is experiencing the most acute migration crisis? [Electronic resource], — Access mode: https://lenta.ru/rubrics/world/ (accessed 12/21/2021).

20. Ivantsov S. V. International cooperation in the

28

Криминологический журнал

№4/2021

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

field of preventing illegal migration. // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 4. P. 62-65.

21. Rubinskaya E. D. International migration cooperation in combating illegal migration: an analysis of practice and a system of measures //

State and municipal management. Scientific notes of SKAGS. 2016. No. 1, pp. 128-134.

22. Ivantsov S. V. Migration processes and migration security in the CIS countries / S. V. Ivantsov, R V. Nesmelov, M. V. Nazarov // International Journal of Constitutional and State Law. 2016. No. 2. P. 93-97.

Информация об авторе

С. В. Мельникова — соискатель факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author S. V. Melnikova — competitor of the Faculty of training of scientific, pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 27.12.2021.

The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 27.12.2021.

Криминология

Криминология. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Г.А. Аванесова. 447 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Учебник

Седьмое издание

Учебник посвящен изучению криминологии как науки, преступности - как социально-правового явления. Рассматриваются история криминологической науки, методология и методы криминологического исследования; особенности личности преступника и механизм совершения конкретных преступлений, меры их предупреждения, факторный анализ преступности.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, анализируются криминологические особенности и меры предупреждения насильственной, организованной, рецидивной и профессиональной, неосторожной преступности; преступлений против собственности, преступлений в сферах экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин. Приведен словарь криминологических терминов.

Для студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.