УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-143-148
ББК 67 © Богданов А.В., Овечкин Е.В., Хазов Е.Н., 2021
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Анатолий Васильевич Богданов, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru
Евгений Владимирович Овечкин, соискатель ФПН и НПК по кафедре оперативно-розыскной деятельности и специальной техники
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru
Евгений Николаевич Хазов, главный научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России (125130, Москва, ул. Нарвская, д. 15а, стр. 1) E-mail: evg.hazow@yandex.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы противодействия незаконной миграции правоохранительными органами на современном этапе. Анализируются причины и условий появления и распространения нелегальной миграции. Предлагаются основные направления и ряд мероприятий по предупреждению и противодействию правоохранительными органами нелегальной миграции на территории России.
Ключевые слова: нелегальной миграции, преступность, организованная преступность, противодействие, оперативные подразделения, правоохранительные органы.
COUNTERING ILLEGAL MIGRATION BY LAW ENFORCEMENT AGENCIES AT THE PRESENT STAGE
Anatoliy V. Bogdanov, Associate Professor of the Department of operational-investigative activities and special equipment, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: office@unity-dana.ru
Yevgeniy V. Ovechkin, Candidate of FP and NPC in the Department of operational search activities and special equipment Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: office@unity-dana.ru
Evgeniy N. Khazov, Chief Researcher, Doctor of Legal Sciences, Professor
FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (125130, Moscow, ul. Narvskaya, d. 15a, str. 1) E-mail: evg.hazow@yandex.ru
Abstract. The article deals with the issues of countering illegal migration by law enforcement agencies at the present stage. The reasons and conditions for the emergence and spread of illegal migration are analyzed. The main directions and a number of measures for the prevention and counteraction by law enforcement agencies of illegal migration on the territory of Russia are proposed.
Keywords: illegal migration, crime, organized crime, counteraction, operational units, law enforcement agencies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Богданов А.В., Овечкин Е.В., Хазов Е.Н. Противодействие незаконной миграции правоохранительными органами на современном этапе. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):143-148.
Увеличение потока мигрантов на территории России, помимо нагрузки на социально-экономическую ин-
фраструктуру, порождает и другие проблемы. В настоящее время основными и актуальными угрозами для России представляют терроризм, экстремизм, организованная преступность, киберпреступность и незаконная миграция [15].
Каналы миграции активно используются представителями международных террористических и экстремистских организаций. Как и в любой стране присутствуют как легальные, так и нелегальные мигранты, и иные категории прибывших из заграницы лиц. Но факт остается фактом: России привлекательна для иностранных работников, а также экстремистских и террористических организаций [1].
Увеличение масштабов миграции, интенсивности миграционных процессов приводит параллельно и к росту числа криминальных мигрантов, мигрантов-нелегалов, профессиональных преступников в различных криминальных сферах, стремящихся осуществить преступную деятельность на территории России, используя анонимность и конспиративность пребывания, высокую мобильность и безвизовый режим въезда на территорию России [17].
Миграция в целом и нелегальная миграция в частности, являются одним из факторов, влияющих на состояние преступности, как в стране, так и в отдельно взятом регионе, в зависимости от количества мигрантов, что является угрозой национальной безопасности России [9].
Порядка 16 миллионов граждан других государств каждый год приезжают в страну, а постоянно находятся здесь около 10 миллионов, это данные комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Так Президент Российской Федерации 31 марта 2016г. в ходе заседания совета безопасности Российской Федерации подчеркнул, что необходимо «сделать для себя соответствующие выводы из миграционного кризиса в Европе, скорректировать наши действия там, где нужно, с учётом существующих и потенциальных угроз»1.
В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622, регулирование миграционных процессов, обеспечение при этом необходимого уровня безопасности правопорядка и законности — приоритетное направление деятельности правоохранительных органов Российской
Федерации2.
Неконтролируемая миграция как террористическая угроза безопасности. Реальность и возможность реализации подобных угроз не вызывает сомнения. Следует подчеркнуть, что в официальную статистику не подпадают незаконные мигранты, при этом в ряде регионов РФ происходит становление и развитие землячеств и диаспор, структурированных как по национальному, так и родовому признаку, что способствует усилению социокультурной разобщенности с местным населением [14].
Необходимо отметить, что контроль за миграционными процессами, предотвращение негативных проявлений, способных привести к дестабилизации обстановки в России, является приоритетной задачей оперативных подразделений, которая решается в тесном взаимодействии со всеми подразделениями органов внутренних дел, ФСБ, Росгвардии, таможенными органами и всеми заинтересованными ведомствами, общественными организациями, землячествами и диаспорами [4].
С учётом ограничений на реализацию мероприятий по контролю сфере миграции, обусловленных требованиями Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 2743 и Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438, особых противоправных нарушения со стороны мигрантов не допущено4.
В целях сохранения стабильности миграционной ситуации, предотвращения рисков в области обеспечения правопорядка, возникновения межнациональных конфликтов, предупреждения правонарушений, в том числе экстремистской и террористической направленности, а также для решения вопросов оказания содействия в приобретении проездных документов иностранными гражданами, содержащимся в специальных учреждениях и подлежащим административному выдворению, депортации или реад-миссии, территориальными органами МВД России
1 Текст заседания Совета Безопасности Российской Федерации «По вопросам совершенствования государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности» (Электронный ресурс). Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/council/ session/2063/, дата обращения 14.01.2021 г.
2 Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, N 45, ст. 6917, http://www.pravo.gov.ru.
3 Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 (ред. от 02.01.2021) «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Собрание законодательства РФ, 20.04.2020, № 16, ст. 2573. http://www.pravo.gov.ru.
4 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 (ред. от 14.09.2020) «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 13.04.2020, № 15 (часть IV), ст. 2292. http://www. pravo.gov.ru.
организовывались и проводились встречи с представителями образовательных организаций, землячеств, национальных диаспор, национальных культурных религиозных объединений и духовенства.
Для этого необходимо в каждом субъекте Российской Федерации и в целом по России, в целях информирования иностранных граждан об изменениях в законодательстве правил пребывания, осуществления трудовой деятельности, работе Миграционных центров в сети Интернет создавать каналы, в которых должны принимать участие представители национальных диаспор и землячеств, сотрудники миграционных служб, комитетов по делам национальностей, духовенства и т.д. [10].
Проведённый комплекс мероприятий в 2020-м году и начале 2021-го, направленных на своевременную профилактику, выявление пресечение нарушений миграционного законодательства, позволили сохранить контроль за миграционной ситуацией и не допустить всплеска преступности в среде мигрантов [12].
С момента принятия закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в него было внесено более сотни «поправок»1. Морально устарели также законы в порядке выезда из России и въезда в неё, о миграционном учёте и так далее. Следует отметить, что в Российской Федерации на постоянной основе осуществляется совершенствование миграционного законодательства.
Ужесточение ответственности за организацию незаконной миграции является действенным сдерживающим фактором для проникновения на территорию страны радикально настроенных лиц и террористов (статья 321.1 УК РФ)2. Да, миграционный учёт и контроль за иностранными гражданами на территории Российской Федерации это основной метод оперативно-разыскного и административно-правового регулирования миграционных процессов.
Вопросы взаимодействия в сфере миграции с другими подразделениями ОВД при выявлении, пресечения и раскрытии организации незаконной миграции всегда были и остаются актуальными [2].
В целях повышения эффективности деятельности по данной категории уголовных дел в территориальные органы МВД России направлены «Алгоритм взаимодействия органов предварительного следствия, дознания и подразделений по вопросам миграции по установлению личности и гражданской принадлежности лиц, не являющихся гражданами Российской Фе-
дерации, на стадии предварительного расследования» (исх. от 08.04.2020 № 1/3935).
При разрешении проблем, возникающих в правоприменительной практике, необходимо руководствуются постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией»3.
Объективными трудностями, с которыми сталкиваются органы ОВД при расследовании уголовных дел данной категории, является отсутствие эффективной системы учёта мигрантов, что затрудняет устанавливать их местонахождение на территории России с целью проведения необходимых следственных действий; невозможность сбора свидетельских показаний ввиду выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации; длительность направления и исполнения запросов о правовой помощи в иностранные государства; сложности при установлении очевидцев преступления, привлечение к участию в деле квалифицированных переводчиков, идентификации обвиняемых в связи с отсутствием при них документов, удостоверяющих личность.
Взаимодействие подразделений органов внутренних дел на региональном и районном уровне в раскрытии и расследовании указанных преступлений должным образом не осуществляется. Детальное планирование следственных и оперативно-разыскных мероприятий не проводится, следственно-оперативные группы для документирования деятельности организованных преступных групп (занимающихся привлечением мигрантов для осуществления трудовой деятельности на различных производствах) не создаются, поручения дознавателей остаются без ответов. Обыски по месту жительства виновных лиц своевременно либо вовсе не проводятся. Активные меры по установлению местонахождения иностранцев и лиц, организовавших их незаконное пребывание и трудоустройство, не предпринимаются. Заслушивание результатов проведения дознания по уголовным дела при начальниках органов внутренних дел районного уровня проводится формально, конкретные мероприятия, направленные на раскрытие преступлений и установление виновных лиц и свидетелей, не разрабатываются.
Эффективные меры профилактического характера, предусмотренные ч. 2 ст. 158 УПК РФ, не принимаются — обстоятельства, способствующие совершению преступлений, не устанавливаются, мероприятия
1 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032, http:// www.pravo.gov.ru.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954, http://www.pravo.gov.ru.
3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, сентябрь, 2020 http://www.pravo.gov.ru.
по их устранению не осуществляются1.
С целью предупреждения и пресечения незаконной миграции ОВД МВД России во взаимодействии с другими правоохранительными органами проводятся оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции («Миграция», «Розыск», «Нелегал», «Нелегальный мигрант», «Иностранец», «Резиновая квартира», «Фиктивная регистрация», «Патент», «Трудовой мигрант» и т.д.), в ходе которых осуществляются проверки мест компактного проживания (пребывания) иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объектов, на которых используется иностранная рабочая сила. По их результатам выявляются незаконные мигранты, проверяется их причастность к совершению преступлений и административных правонарушений, пресекаются каналы незаконной миграции и деятельность организаций, незаконно оказывающих посреднические и иные услуги иностранным гражданам и лицам без гражданства [5].
Изучение судебной и следственной практики показывает, что указанные мероприятия в ряде случаев осуществлены без тщательного планирования и надлежащей детальной проработки, без комплексного задействования необходимых сил и средств (ОООП, ОВМ, ОУР, ОЭБиПК, ОГИБДД и др.), без предварительного проведения каких-либо оперативно-разыскных мероприятий и информационной поддержки (сбора сведений о собственниках и арендаторах территорий, помещений, руководителях организаций, о принадлежащем им движимом и недвижимом имуществе), без использования возможностей технических подразделений. Выезды по адресам осуществляются вслепую, участие профессиональных переводчиков не организовывается.
Как правило, усилия сотрудников правоохранительных органов в ходе проведения данных мероприятий сосредотачиваются на привлечении иностранных граждан к административной ответственности за правонарушения в сфере миграционного законодательства, а доказательства, необходимые для привлечения лиц за организацию незаконной миграции, остаются без должного внимания и документирование. Активные меры по установлению мест нахождения лиц, организовавших незаконное пребывание и трудоустройство иностранных граждан, не предпринимаются. Как результат — производство дознания по уголовным делам приостанавливается на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
По-прежнему, не обеспечен надлежащий контроль за работой Следственно-оперативной группой на местах происшествий, нередко осмотры осуществляют-
ся единолично лицом, проводящим проверку, либо вовсе не выполняются (в виду невозможности попасть на территорию объекта, в закрытый дом и т.д.). При этом помещения, оборудованные для проживания иностранцев, осматриваются поверхностно, непродолжительное время (не более получаса), с фиксацией только лишь расположения комнат и предметов мебели. Существенные детали — одежда, обувь, предметы обихода и личной гигиены, подтверждающие факт проживания или пребывание (а не кратковременного нахождения) иностранных граждан не фиксируются. Эксперты (специалисты) привлекаются к участию в проведении осмотра места происшествия по данной категории преступлений крайне редко. Фотосъемка производится непрофессионально, как правило на сотовый телефон (с получением малоинформативных фотографий низкого качества). В ходе проведённых осмотров изъятие отпечатков пальцев рук практически не производится, никакие другие следы (предметы) не изымаются [13].
Объяснения иностранных граждан, взятые сотрудниками по вопросам миграции, оперативными сотрудниками ОВД МВД России, являются малоинформативными, идентичными, при этом сведения о лицах, принявших мигрантов на работу, организовавших проживание, питание, трудовую деятельность и оплату труда, данные личных телефонов (по которым иностранные граждане связываются с родственниками) не выясняются, что исключает в дальнейшем возможность привлечения их к участию в уголовном деле [11].
Поручения об оказании правовой помощи либо не составляются, либо направляются несвоевременно и при этом оформляются с нарушением установленных требований2. Активные действия по установлению местонахождения иностранцев не предпринимаются: сведения о возможном пересечении иностранцами границы Российской Федерации не запрашиваются, не отрабатываются телефонные контакты иностранцев с возможными организаторами незаконной миграции.
При допросах свидетелей вопросы, существенно влияющие на ход расследования, не выясняются, личности участников преступных событий не изучаются. В протоколах допроса паспортные данные указываются с ошибками, при этом исправления не оговариваются, постановления об уточнении паспортных данных не выносятся. Имеющиеся в деле копии документов не анализируются, уведомления о постановке на учёт не изымаются и не исследуются, работники и руководители хозяйствующих субъектов, а также сотрудники подразделений по вопросам миграции не допрашиваются [3].
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, http://www.pravo.gov.ru.
2 Алгоритм действий дознаватель по порядку подготовки направления международных запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам в страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также исполнения запросов (исх. номер 90/1326 от 09.07.2019). http:// www.pravo.gov.ru.
Проблемы борьбы с незаконной миграцией в современных условиях приобрели особую значимость и вопросы международного сотрудничества государств в этой сфере стоят в повестке дня на многих международных саммитах. Ещё более актуальны эти проблемы для государств, граничащих с регионами с нестабильными политическими и экономическими режимами [7].
Сотрудничество может осуществляться через Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ. А незаконная миграция — это один из видов организованной преступности... [16].
Сотрудничество необходимо как при выявлении незаконных мигрантов, так и при выявлении и документировании компьютерных, экономических и других видов преступлений, а также противодействию транснациональной преступности в целом. А для этого необходимо создать в каждой стране СНГ до-миграционную подготовку граждан, то есть трудовых мигрантов в рамках организованного набора, как это делается в Узбекистане, так как правительства двух стран заключили необходимые соглашения [8].
Суть заключается в том, что работодатели набирают кадры непосредственно в «стране исхода», при этом потенциальные сотрудники ещё до приезда в Россию проходит квалификационный отбор и прочие процедуры для оформления документов и заключения контрактов [19].
Ограничение на передвижение, отмена международных рейсов, закрытие границ государств, миллионы новых безработных, порождённых экономическим кризисом и другие меры по сдерживанию пандемии, спровоцируют незаконную миграцию, и к этому надо быть готовыми. И интернет, давно уже широко используемый в преступных целях, будет играть все более значимую роль в организации незаконной миграции [6].
Можно сделать вывод, что для решения задач в сфере незаконной миграции необходимо соблюдать непременные условия — это полная, объективная и достоверная информация о наличии мигрантов, в том числе незаконных, а также преступления, совершаемые мигрантами и в отношении их и в целом по преступности в России, а также безукоризненное с точки зрения их законности и обоснованности силы, средства и методы борьбы с незаконной миграцией [18].
Литература
1. Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю., Богданов А.В. и др. Криминальная среда (оперативно — розыскной аспект). Хабаровск, 2017.
2. Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. Монография. М., 2015.
3. Батюк В.И., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Проблемы процессуальной самостоятельности следователя в Российской Федерации // Криминологический журнал. 2020. № 4. С. 70-74.
4. Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Комахин Б.Н. и др. Государственная служба в правоохранительных органах. Новосибирск, 2021.
5. Богданов А.В., Ильинский И.И., Иванцов С.В., Хазов Е.Н. Роль оперативных подразделений криминальной полиции по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере незаконной миграции на территории современной России // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2. С. 110-114.
6. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Информационно-телекоммуникационная сеть интернет как один из наиболее востребованных ресурсов в противодействии незаконному обороту наркотиков // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 173-179.
7. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль, место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.
8. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Миграционные процессы в России: современное состояние и перспективы их развития // Криминологический журнал. 2019. № 3. С. 41-46.
9. Воробьев В.Ф., Гарашко А.Ю., Дурнев В.С. и др. Основы теории национальной безопасности. Учебно-методическое пособие для курсантов очной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению Правоохранительная деятельность и Правовое обеспечение национальной безопасности. М., 2021.
10. Жестянников С.Г., Екимов И.В., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы и основные направления адаптации и интеграции трудовых мигрантов в российское общество (на примере опыта работы УФМС России по Вологодской области) // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 172-175.
11. Зинченко Е.Ю., Исаков В.М., Хазов Е.Н. Влияние внутренней и внешней миграции на состояние преступности в России // Криминологический журнал. 2020. № 4. С. 11-17.
12. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н., Миронов А.Л. Пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 44-50.
13. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С. и др. Оперативно-розыскная деятельность. Учеб-
ник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
14. Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н., Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности. Хабаровск, 2018.
15. Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И. и др. Экстремистские организации: сущность, идеология, тактика их деятельности. Новосибирск, 2021.
16. Макошин П.В., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Незаконная миграция как основной источник организованной этнической преступности // Криминологический журнал. 2019. № 3. С. 16-21.
17. Миграционные процессы и их роль глобализации общества. Богданов А.В., Егоров С.А., Хазов Е.Н. Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 1. С. 12-19.
18. Пауков В.К., Богданов А.В., Зинченко Е.Ю. и др. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности. Учебно-метод. пособие. М., 2020.
19. Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Егоров С.А. и др. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. М., 2017.
References
1. Abakumov O.B., Balatsky D.Yu., Bogdanov A.V., etc. Criminal environment (operational and investigative aspect). Khabarovsk, 2017.
2. Afanasyev D.V., Khazov E.N. Administrative and legal activity of staff divisions of internal affairs bodies. Monograph. M., 2015.
3. B atyuk V. I., Bogdanov A .V., Khazov E.N. Problems of procedural independence of the investigator in the Russian Federation // Criminological Journal. 2020. No. 4. pp. 70-74.
4. Bogdanov A.V., Zinchenko E.Yu., Komakhin B.N., et al. State service in law enforcement agencies. Novosibirsk, 2021.
5. Bogdanov A.V., Ilinsky I.I., Ivantsov S.V., Khazov E.N. The role of operational units of the criminal police in the prevention and disclosure of crimes in the field of illegal migration in the territory of modern Russia // International Journal of Constitutional and State Law. 2016. No. 2. pp. 110-114.
6. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. Information and telecommunications network Internet as one of the most popular resources in countering illegal drug trafficking // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 3. pp. 173-179.
7. Bogdanov A.V., Khazov E.N. The role, place
and significance of operational and investigative activities to counter organized crime in the field of illegal migration on the territory of Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 5. pp. 142-145.
8. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Migration processes in Russia: the current state and prospects of their development // Criminological Journal. 2019. No. 3. pp. 41-46.
9. Vorobyov V.F., Garashko A.Yu., Durnev V.S., et al. Fundamentals of the theory of national security. Educational-methodical manual for students, fulltime tuition of the interior Ministry, studying in the field of law Enforcement and Legal support of national security. M., 2021.
10. Zhestyannikov S.G., Ekimov I.V., Khazov E.N. Current issues and key areas of adaptation and integration of labor migrants in the Russian society (on the example of the FMS of Russia, Vologda region) // Bulletin of Moscow University of the MIA of Russia. 2015. No. 3. pp. 172-175.
11. Zinchenko E.Yu., Isakov V.M., Khazov E.N. Influence of internal and external migration on the state of crime in Russia. 2020. No. 4. pp. 11-17.
12. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N., Mironov A.L. Limits of restrictions on the rights and freedoms of foreign citizens in the Russian Federation: constitutional and legal aspect // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 8. pp. 44-50.
13. Klimov I.A., Tuzov L.L., Dubonosov E. ., et al. Operational and investigative activities. Textbook. 4th ed., reprint. and additional M., 2019.
14. Lobzov K.M., Bogdanov A.V., Ilinsky I. I., Khazov E.N., Abakumov O.B., Balatsky D.Yu. Islamic extremism: the essence, ideology, organization and tactics of their activities. Khabarovsk, 2018.
15. Lobzov K.M., Bogdanov A.V., Ilinsky I.I., et al. Extremist organizations: the essence, ideology, and tactics of their activities. Novosibirsk, 2021.
16. Makoshin P.V., Bogdanov A.V., Khazov E.N. Illegal migration as the main source of organized ethnic crime. 2019. No. 3. pp. 16-21.
17. Migration processes and their role in the globalization of society. Bogdanov A.V., Egorov S.A., Khazov E.N. International Journal of Constitutional and State Law. 2020. No. 1. pp. 12-19.
18. Paukov V.K., Bogdanov A.V., Zinchenko E.Yu., etc. Compliance with the constitutional rights and freedoms of a person and a citizen in operational and investigative activities. Educational method. manual. M., 2020.
19. Khazov E.N., Gorsheneva I.A., Egorov S.A., et al. State-legal bases of migration and migration processes. Moscow, 2017.