Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практическая подготовка / производство / профессиональное образование / производственно-педагогические условия / мастер производственного обучения / practical training / production / vocational education / industrial and pedagogical conditions / master of industrial training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Чернов Денис Сергеевич, Ураков Андрей Анатольевич

В статье рассматриваются производственно-педагогические условия, предоставляющие возможность обучающимся изучить технику и технологию современного производства, систему организации труда, овладеть методами работы квалифицированных рабочих производства. В производственных условиях обучающиеся накапливают практический опыт осуществлять технологических процессов, выполнения производственных заданий. В организации практического обучения в производственных условиях учитываются методические, организационно-технические возможности, экономическая целесообразность использования того или другого оборудования и осуществление сложных технологических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Чернов Денис Сергеевич, Ураков Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the production conditions that provide students with the opportunity to study the technique and technology of modern production, the system of labor organization, to master the methods of work of skilled production workers. In production conditions, students gain practical experience in conducting technological processes, performing production tasks. In the organization of practical training in production conditions, methodological, organizational and technical capabilities, economic feasibility of using one or another equipment and the implementation of complex technological processes are taken into account.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Чернов Денис Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ураков Андрей Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются производственно-педагогические условия, предоставляющие возможность обучающимся изучить технику и технологию современного производства, систему организации труда, овладеть методами работы квалифицированных рабочих производства. В производственных условиях обучающиеся накапливают практический опыт осуществлять технологических процессов, выполнения производственных заданий. В организации практического обучения в производственных условиях учитываются методические, организационно-технические возможности, экономическая целесообразность использования того или другого оборудования и осуществление сложных технологических процессов.

Ключевые слова: практическая подготовка, производство, профессиональное образование, производственно-педагогические условия, мастер производственного обучения.

Annotation. The article discusses the production conditions that provide students with the opportunity to study the technique and technology of modem production, the system of labor organization, to master the methods of work of skilled production workers. In production conditions, students gain practical experience in conducting technological processes, performing production tasks. In the organization of practical training in production conditions, methodological, organizational and technical capabilities, economic feasibility of using one or another equipment and the implementation of complex technological processes are taken into account.

Key words: practical training, production, vocational éducation, industrial and pedagogical conditions, master of industrial training.

Введение. Практическая подготовка в производственных условиях - организационная форма профессионального обучения под непосредственным руководством квалифицированных рабочих и специалистов, при активном включении обучающихся в трудовой процесс.

Обучающиеся в реальных условиях производства получают необходимую квалификацию и готовятся к самостоятельной работе. Коллектив рабочих и специалистов предприятия предоставляют необходимые условия для трудового воспитания, воспитания классового самосознания.

Таким образом, целью данной статьи является выявление производственно-педагогических условий организации практической подготовки обучающихся на предприятии.

Изложение основного материала статьи. Производственные условия предоставляют возможность обучающимся изучить технику и технологию современного производства, систему организации труда, овладеть методами работы квалифицированных рабочих производства.

Выделяют три формы обучения обучающихся в производственных условиях:

- как основа профессионального образования, где происходит овладение основными профессиональными компетенциями и поведением в трудовом коллективе;

- как специализация по профессии, где происходит овладение профессиональными компетенциями в различных трудовых коллективах, обеспечивая тем самым профессиональную мобильность обучающихся;

- как начало работы по специальности, где происходит овладение всеми необходимыми трудовыми функциями, достижение устойчивой производительности труда.

Научно-технический процесс предъявляет все больше требований к подготовке обучающихся к обучению в трудовом коллективе. Предыдущие этапы в учебных мастерских, на учебно-производственных условиях и в лабораториях также должны соответствовать высоким требованиям.

Мастер производственного обучения в трудовом коллективе осуществляет подготовку и организацию процесса обучения, сотрудничество с членами коллектива, педагогическое руководство наставниками обучающихся.

Многообразие и сложность учебно-производственных задач требуют от мастеров производственного обучения ответственного подхода к организации работы с группой и руководство каждым обучающимся. Мастер должен грамотно определять содержание и формы организации учебной работы, применять наиболее целесообразные методы и приемы обучения.

При обучении на производстве создаются благоприятные возможности для развития у обучающихся профессиональной самостоятельности. Чтобы успешно работать в условиях современного сложного производства, квалифицированному рабочему недостаточно профессиональных действий по выполнению производственных операций. Необходимо владеть профессиональными компетенциями, необходимыми для сознательного и целесообразного решения в процессе трудовой деятельности производственных задач. Обучающиеся должны научиться выбирать наиболее рациональные трудовые действия, определять их состав и последовательность в соответствии с поставленной задачей, конкретными условиями и имеющимися средствами, выполнять необходимые действия. Профессиональная самостоятельность предполагает осуществление рабочими планирование контроля и корректировки трудовой деятельности.

С этой целью мастера производственного обучения постоянно изменяют содержание, формы и методы инструктажа обучающихся с учетом особенностей выполняемых ими работ, формируют умения использовать технические знания при выполнении производственных заданий, развивают профессиональную память и самостоятельность мышления, создают условия, требующие устойчивости и умения выполнять работу при наличии затруднений.

В производственных условиях обучающиеся накапливают практический опыт ведения технологических процессов, выполнения производственных заданий.

Для организации практического обучения в производственных условиях необходимо провести следующую подготовительную работу:

- передача необходимых материалов;

- контроль за выполнением производственных заданий;

- руководство обучающими при выполнении домашний заданий, контроль и оценка их;

- анализ результатов обучения и воспитания, их причин и условий;

- изучение производственного процесса и форм организации труда;

- анализ современного оборудования, на котором эффективнее можно организовывать практическое обучение;

- определение системы производственных работ в соответствии с учебной программой;

- определение содержания и последовательности практического обучения на производстве;

- организация рабочего места для обучающихся.

Важнейшая задача подготовки для мастера производственного обучения - конкретизировать цели и содержание учебного плана и программы, определить основные пути обучения с учетом производственных требований.

Определение конкретных целей обучения.

Постановка конкретных целей необходима для определения формируемых знаний и умений. При этом следует учитывать уровень подготовки обучающихся, производственные условия, цели формирования необходимых позиций, убеждений, поведения, учебных и трудовых успехов обучающихся.

Определение трудовых заданий.

Для определения трудовых заданий следует разработать содержание, его дидактическую, методологическую, технико-экономическую структуру. Обучающимся предлагаются постепенно усложняющиеся трудовые задания с повышенной степенью ответственности, трудности и новизны.

Определение дидактико-методической структуры процессу обучения.

Методика обучения связана с целями и содержанием обучения и включает формы и методы, организация и средства обучения.

Разработка планов-графиков работы обучающихся.

Высокое качество обучения требует работы обучающихся в различных местах. Это отражается в планах-графиках обучения. В них определяется:

- рабочее место каждого обучающегося на определенный промежуток времени;

- продолжительность обучения обучающихся в определенном количестве и на определенном рабочем месте;

- последовательность прохождения обучения и сроки перестановки для каждого обучающихся и всей группы.

Основой плана-графика служат требования учебного плана, согласованность с производственными планами. В них

учитывается степень трудности работ, процесс изготовления продукции, будущее рабочее место.

Учебные поручения рабочим-наставникам.

Мастер производственного обучения должен разрабатывать учебные поручения рабочим-наставником.

Учебные поручения содержат имя наставника, рабочее место; время, отведенное на обучение; цель обучения; знания и умения, которые необходимо усвоить; указания по методике обучения и воспитания, литературы.

Организация обучения.

Условия обучения в трудовых коллективах различны. Поэтому необходимо соблюдать единые правила работы обучающиеся и мастера производственного обучения.

Мастер производственного обучения обеспечивает руководство одной или нескольких групп обучающихся в определенной области производства или руководство одной группой обучающихся в различных областях производства.

Подготовка обучающихся и трудовых коллективов.

Мастер производственного обучения на подготовительном этапе обучения в производственных условиях знакомят обучающихся:

- с целостным процессом обучения в трудовом коллективе на основе ученого плана;

- с охраной труда, здоровья, противопожарной безопасности;

- с рационализацией и организацией труда;

- с отношениями обучающихся с мастером цеха, трудовым коллективом, рабочими-наставниками;

- ввод обучающихся в трудовой коллектив и его общественную жизнь;

- с дидактическими и методическими разработками.

Ввод обучающихся в трудовом коллективе.

В производственных условиях следует учитывать воспитательное влияние производственного коллектива, в котором участвуют обучающиеся.

Этот период имеет большое значение для развития нравственных качеств обучающихся, формирование удовлетворенности трудом, уверенности в своих силах.

При введении обучающихся в трудовой коллектив создается доброжелательная атмосфера, обучающиеся узнают о требованиях к качеству продукции, применяемых технологиях, какое место занимает рабочее место и рабочее задание в общем технологическом процессе, какие инструкции безопасности труда надо учитывать, какова экономическая ценность изготовленной продукции и средств производства.

Включение обучающихся в общественную жизнь трудового коллектива.

Участие в общественной жизни трудового коллектива означает участие в руководстве, планировании, работе новаторов и реализаторов производства, в мероприятиях и отдыхе. Обучающиеся должны чувствовать, что их точка зрения и предложения воспринимаются в трудовом коллективе.

Дидактические и методические вопросы.

Методика и организация обучения обучающихся в производственных условиях включают следующие вопросы:

1. Цели учебно-воспитательной работы реализуются при условии требовательности, самостоятельности и инициативы. При выборе заданий следует учитывать дидактические требования:

- обеспечение соответствующие технологии, темпу и ритму работы;

- постепенное усложнение производственных заданий, овладение прогрессивными технологиями и организацией труда;

- соответствие уровня производственных заданий уровню развития обучающихся;

- использование новой техники;

- обеспечение сотрудничества обучающихся и трудового коллектива;

- соблюдение положений об охране труда.

2. Обучающиеся должны отрабатывать необходимые профессиональные действия, знать требования к качеству продукции и нормативы квалификационных рабочих.

3. Обучающиеся знакомятся с работой всего трудового коллектива.

4. Оценка качества выполненной работы осуществляется и самими обучающимися, и наставником. Выделяются ошибки при выполнении работы, учет материалов и энергии, определяются затраты времени.

Выводы. Таким образом, при организации практического обучения в производственных условиях важно учитывать методические, организационно-технические возможности, экономическую целесообразность использования того или другого оборудования и осуществления сложных технологических процессов.

Литература:

1. Бирюк, Е.А. Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся на уроках производственного обучения / Е.А. Бирюк // Педагогическая наука и практика. - 2021. - № 2(32). - С. 135-137. - EDN BQIVHI

2. Камерилова, Г.С. Профессиональный конкурс как значимый ресурс повышения педагогического мастерства / Г.С. Камерилова, П.В. Прохорова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 3(40). - DOI 10.26795/2307-12812022-10-3-1. - EDN UZZFVS

3. Маркова, С.М. Организация практического обучения на учебно-произодвенных объектах и в тренировочных условиях / С.М. Маркова, С.А. Зиновьева, A.A. Ураков // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 77-4. - С. 235-237. - EDN WLTMNM

4. Маркова, С.М. Дидактические основы содержания практического обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 246-249. - EDN LNFLDU

5. Маркова, С.М. Организация производвенного обучения в условия учебного производства / С.М. Маркова, Е.А. Уракова, Д.М. Михайленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. - С. 162-164. -EDN UJIJLK

6. Уракова, Е.А. Роль теоретического и практического обучения в профессиональном образовании / Е.А. Уракова, М.Н. Уракова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. - С. 53-55. - EDN FJMVEE

Педагогика

УДК 373.31

студентка 3 курса Матвеева Алина Владимировна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Яковлева Саргылана Степановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОО

Аннотация. Автор статьи посвятил исследование выявлению факторов, влияющих на процесс адаптации детей в детский сад, а также определению основных показателей этого процесса. В статье отражены результаты наблюдения за адаптационным периодом детей в МБДОУ «центр ребенка - Детский сад №24 «Сардаана» ГО «город Якутск» Республики Саха (Якутия), включающее определение основных показателей адаптации (например, продолжительность адаптационного периода, наличие отклонений в поведении, интенсивность процесса и т.д.), а также факторов, влияющих на этот процесс (например, отношение педагогов к ребенку, наличие родителей на адаптационном периоде, количество детей в группе и т.д.). В результате проведенного исследования было выявлено, что на процесс адаптации детей влияют многие факторы, включая отношение педагогов к ребенку, присутствие родителей, количество детей в группе и т.д. Автор делает вывод о том, что улучшение процесса адаптации зависит от организации комфортных условий для адаптации, повышения квалификации педагогов и участия родителей в процессе адаптации. Необходимо учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка при организации деятельности и контактах в группе. Для успешной адаптации ребенка к условиям ДОО рекомендуется также содействовать семье в процессе приспособления, обеспечивая родителям необходимую информацию и поддержку. Благодаря правильной организации процесса и пониманию особенностей каждого ребенка, можно достичь успешной адаптации и создать благоприятную атмосферу для его развития и общения в коллективе.

Ключевые слова: адаптация детей к детскому саду, адаптационный период, ранний возраст, проверка готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Annotation. The author of the article devoted the study to identifying the factors influencing the process of adaptation of children to kindergarten, as well as determining the main indicators of this process. The article reflects the results of monitoring the adaptation period of children in Kindergarten №24 "Sardaana" (Yakutsk, republic of Sakha (Yakutia)). The monitoring including the definition of the main indicators of adaptation (for example, the duration of the adaptation period, the presence of deviations in behavior, the intensity of the process, etc.). The author has studied factors affecting the adaptation period (for example, the attitude of teachers to the child, the presence of parents during the adaptation period, the number of children in the group, etc.). The author concludes that the improvement of the adaptation process depends on the organization of comfortable conditions for adaptation, professional development of teachers and parents' participation in the process of adaptation. It is necessary to take into account the individual needs and characteristics of each child when organizing activities and contacts in the group. For the successful adaptation of the child to the conditions of preschool education, the author recommends to assist the family in the process of adaptation, providing parents with the necessary information and support. Thanks to the correct organization of the process and understanding of the characteristics of each child, it is possible to achieve successful adaptation and create a favorable atmosphere for his development and communication in a team.

Key words: adaptation of children to kindergarten, adaptation period, early age, checking the readiness of a child's admission to a preschool institution.

Введение. При поступлении в детский сад ребенок сталкивается с множеством новых факторов: новое место, новое окружение, новые правила и режим. Именно поэтому освоение режима и правил труднее всего для детей в первые дни пребывания в детском саду.

Правильная адаптация ребенка в детский сад имеет огромное значение для его будущей жизни и учебы. Хорошая адаптация способствует формированию у ребенка чувства уверенности в себе, развитию социальных и эмоциональных навыков, что в дальнейшем поможет ему успешно адаптироваться к жизни и справляться с жизненными трудностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.