Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНО-ПРОИЗОДВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И В ТРЕНИРОВОЧНЫХ УСЛОВИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНО-ПРОИЗОДВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И В ТРЕНИРОВОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНИНГИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Ураков Андрей Анатольевич

Обучение на учебно-производственных объектах выступает организационной формой практического обучения учащихся профессионального образования. Данная организационная форма обеспечивает развертывание и закрепление теоретических знаний, реализацию условий в учебных мастерских и трудовых коллективах, участие в учебно-производственном обучении мастеров профессионального обучения и квалифицированных рабочих. Тренировочное обучение как организационная форма практического обучения, в процессе которого формируются профессиональные компетенции с помощью планомерных, интенсивно-повторяемых учебных действий. Тренинг обеспечивает интенсификацию практического обучения и способствует повышению его эффективности. Основным результатом учебного процесса на учебно-производственном объекте является развитие производительности труда учащихся, рост их самостоятельности и культуры труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Ураков Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING AT EDUCATIONAL FACILITIES AND IN TRAINING CONDITIONS

Training at educational and production facilities is an organizational form of practical training for students of vocational education. This organizational form ensures the deployment and consolidation of theoretical knowledge, the implementation of conditions in training workshops and work teams, participation in training and production training of vocational training masters and skilled workers. Training training is an organizational form of practical training, during which professional competencies are formed with the help of systematic, intensively repeated training activities. The training provides an intensification of practical training and helps to increase its effectiveness. The main result of the educational process at the training and production facility is the development of student labor productivity, the growth of their independence and work culture.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНО-ПРОИЗОДВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И В ТРЕНИРОВОЧНЫХ УСЛОВИЯХ»

самой дисциплины, но обеспечивает более высокий уровень сформированности профессиональной компетентности. Дополнительно отметим, что профессионально-ориентированный текст является хорошо зарекомендовавшим себя способом и роста профессиональных знаний.

Литература:

1. Авдеева, И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному) / И.Б. Авдеева. - Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 368 с.

2. Будилева, О.Н. Эксплицитная подача метаязыка географии / О.Н. Будилева // Проект ЦНИТ СГАУ (муниципальное образовательное учреждение школа №71, г Тольятти): [сайт], 2014. - URL: http://cnit.ru/iatp/work/budileva/glava_1_1.htm (дата обращения: 25.11.2022).

3. Власенко, С.В. Факторы лакунизации текста (на основе анализа англо-американских и русских текстов разного коммуникативного статуса): диссертация ... канд. пед. наук: 10.02.19 / Власенко Светлана Викторовна. - Москва, 1996. - 206 с.

4. Колшанский, Г.В. Контекстная семантика / Г.В. Колшанский. - Москва: Наука, 1980. - 149 с.

5. Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / [Е.А. Быстрова и др.]; под ред. Е.А. Быстровой. - Москва: Дрофа, 2004. - 237 с.

6. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности / Е.В. Сидоренко. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 208 с.

7. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. - Москва: Высшая школа, 2003. - 332 с.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ураков Андрей Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНО-ПРОИЗОДВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И В

ТРЕНИРОВОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Обучение на учебно-производственных объектах выступает организационной формой практического обучения учащихся профессионального образования. Данная организационная форма обеспечивает развертывание и закрепление теоретических знаний, реализацию условий в учебных мастерских и трудовых коллективах, участие в учебно-производственном обучении мастеров профессионального обучения и квалифицированных рабочих. Тренировочное обучение как организационная форма практического обучения, в процессе которого формируются профессиональные компетенции с помощью планомерных, интенсивно-повторяемых учебных действий. Тренинг обеспечивает интенсификацию практического обучения и способствует повышению его эффективности. Основным результатом учебного процесса на учебно-производственном объекте является развитие производительности труда учащихся, рост их самостоятельности и культуры труда.

Ключевые слова: практическое обучение, профессиональное образование, учебно-производственное обучение, тренинги, производственный процесс.

Annotation. Training at educational and production facilities is an organizational form of practical training for students of vocational education. This organizational form ensures the deployment and consolidation of theoretical knowledge, the implementation of conditions in training workshops and work teams, participation in training and production training of vocational training masters and skilled workers. Training training is an organizational form of practical training, during which professional competencies are formed with the help of systematic, intensively repeated training activities. The training provides an intensification of practical training and helps to increase its effectiveness. The main result of the educational process at the training and production facility is the development of student labor productivity, the growth of their independence and work culture.

Key words: practical training, vocational education, industrial training, trainings, production process.

Введение. Обучение на учебно-производственных объектах и в тренировочных условиях выступает организационной формой практического обучения учащихся профессионального образования. Данные организационные формы обеспечивают развертывание и закрепление теоретических знаний, реализацию условий в учебных мастерских и трудовых коллективах, участие в учебно-производственном обучении мастеров профессионального обучения и квалифицированных рабочих. Тренировочное обучение - организационная форма практического обучения, в процессе которого формируется профессиональных компетенций с помощью планомерных, интенсивно-повторяемых учебных действий.

Таким образом, целью статьи является анализ организации практического обучения в учебно-производственных объектах и в тренировочных условиях.

Изложение основного материала статьи. Учебно-производственный объект - благоприятная база для развития личности учащихся, где осуществляется реальное производство продукции под руководством мастера профессионального обучения, что способствует воспитанию ответственности, развитию инициативы и активности учащихся.

Работа на учебно-производственных объектах позволяет обеспечить контакт с производственным коллективом, организацию партнёрства и явления прообразом работы в бригаде на производстве [6].

Для различных профессий обучение на производственных объектах является промежуточной формой между обучением в учебных мастерских и трудовых коллективах.

Обучение на учебно-производственных объектах охватывает, прежде всего, профессии промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта.

Подготовка к обучению на учебно-производственных объектах.

Подготовительная работа осуществляется руководителями учебных заведений, мастерами профессионального обучения, руководителями производственных структур.

Рабочие места и производственные задания на учебно-производственном объекте должны соответствовать следующим требованиям:

- введение в производственные задания основных видов трудовой деятельности в соответствии с учебным планом и программами;

- обеспечение самостоятельности учащихся на рабочем месте;

- обеспечение высокого технико-технологического, экономического и организационного уровня;

- соответствие степени сложности работ уровню развития учащихся.

Для работы на учебно-производственных объектах важно обеспечить требования безопасности труда, создания дополнительных сооружений для безопасности, разработка основных правил для внутрицехового транспорта.

Выбор объекта сопровождается учебно-воспитательными целями, а также материальными, финансовыми, организационными условиями:

- соответствие профиля объекта требованиям профессии (возможность эффективного выполнения воспитательных задач учащихся);

- техническая оснащённость, технико-технологический и организационный уровень учебно-производственного объекта;

- квалификация мастеров профессионального обучения; плановые задания.

В подготовку также входит определение организационно-методической документации [5]. Это планы учебно-производственных работ, графики, сроки их выполнения. Для эффективного учебного процесса следует разрабатывать учебные задания и инструкции, производственную документацию и методические разработки для анализа и контроля за процессом обучения.

На учебно-производственных объектах деятельность мастера профессионального обучения направлена на реализацию следующих задач:

- организация трудовой деятельности учащихся;

- индивидуальные, фронтальные, групповые консультации;

- подготовка заданий, оценка готовой продукции;

- организация рабочих совещаний, оперативных собраний с учащимися;

- начальный, текущий, итоговый инструктаж;

- оценка производственного труда.

В начале обучения на учебно-производственных объектах осуществляется введение учащихся в учебно-производственный процесс. С этой целью вначале учащиеся должны понять цели обучения на объекте (целевая ориентация, значение работы для предприятия, отрасли), должны добиваться успехов в учении и труде (активизация), освоить правила поведения, правила техники безопасности на объекте.

Введение заканчивается распределением учащихся по рабочим местам, определением продолжительности выполнения рабочего задания. Проведение вводного инструктажа зависит от следственных факторов: количество учащихся, наличие инструкционных карт, квалифицированных рабочих, особенности производства и производственных заданий. При этом демонстрируются профессиональные приемы и операции, способы выполнения трудовых заданий, объяснение правил техники безопасности.

В процессе выполнения производственных заданий учащихся могут передавать свой практический опыт другим учащимся, что имеет большое воспитательное значение и способствует четкому выполнению учебно-производственных заданий. Введение учащихся в работу требует сотрудничества мастера профессионального образования и специалистов.

При этом учащихся выполняют большую часть работы самостоятельно. Самостоятельное выполнение трудовых заданий обеспечивается наличием таких качеств учащихся, как готовность к труду, настойчивость, сознательность, взаимопомощь.

Цели обучения и его содержание разрабатываются на основе определённой последовательности рабочих заданий в реальном производственном процессе.

Выполнение учебно-производственных работ может иметь индивидуальный и групповой характер.

При индивидуальной работе мастер профессиональной обучения осуществляют текущий инструктаж, контролирует результаты работы, производит индивидуальные консультации [4]. При бригадной форме обучения (например, ремонтные или монтажные работы) работы проводятся при контроле мастера профессионального обучения и специалиста производства.

Руководство и помощь в самостоятельной работе учащимися делают возможным развитие творческого отношения к труду. Разработка содержания, развитие творческого мышления в процессе обучения требуют поиска рациональных методов обучения, совершенствования средств производства, рационализации, повышения культуры труда. Основным результатом учебного процесса на учебно-производственном объекте является развитие производительности труда учащихся, рост их самостоятельности и культуры труда.

Обучение учащихся в тренировочных условиях.

Тренинг обеспечивает интенсификацию практического обучения и способствует повышению его эффективности.

Цель тренировочного обучения - развитие трудовой деятельности; выполнение трудовых действий в нестандартных ситуациях, обеспечение взаимосвязи элементов технологического процесса.

Выделяются следующие виды тренинга [1]:

- анти-аварийный тренинг, предназначенный для выполнения трудовой деятельности в критических условиях;

- тренинг поиска причин повреждений и помех, быстрой диагностики неисправностей и их устранению;

- функциональный тренинг направлен на выполнение упражнений в специальных компонентах узкопрофильной деятельности с целью повышения скорости и точности выполнения.

Обучение в тренировочных условиях необходимо для формирования автоматизированных действий. Сложность и комплексность автоматизированных производственных процессов и высокая ценность оборудования требуют, чтобы рабочие точно выполняли свои функции. Также, обучение не может происходить на производстве, а происходит в процессе тренировочных условий.

Обучение в тренировочных условиях становятся необходимым, если:

- требуется изучение повреждений, их диагностика, поиск путей их исправления;

- трудовые умения имеют повторяющийся характер, самостоятельно контролируются и развиваются.

Тренировочное обучение требует использования таких средств обучения, которые выступают моделью

действительности и позволяют имитировать трудовые условия в учебно-воспитательном процессе. Они моделируют

трудовые действия в соответствии со структурой реальных трудовых условий и на этой основе повторяемое упражнение для формирования конкретных трудовых действий [3].

Тренировочное обучение имеет следующие особенности:

- при тренировочном процессе трудовая деятельность представляется как система тренируемых способов и действий;

- тренинг реализует учебные и воспитательные цели;

- тренинг предполагает решения аварийных и безаварийных ситуаций;

- тренинг обеспечивает непрерывное выполнение упражнений в трудовой деятельности.

Для тренинга трудовой деятельности необходимо выполнить анализ тренируемой трудовой деятельности; выбрать вид тренировочного средства, осуществить дидактическое и методическое планирование и подготовить тренинг.

Анализ трудовой деятельности направлен на определение рабочих действий и операций, средств, критериев и показателей оценки качества выполняемых действий.

Выбор тренировочных средств, влияние на разработку содержания тренинга (разделение трудовых действий, учебных этапов), на уровень активности учащихся, на организацию тренинга, оценку его эффективности.

Для достижения эффективности практического обучения в тренировочных условиях разрабатываются критерии его эффективности: качество усваиваемых знаний, сокращение сроков обучения, качество выполняемых трудовых действий, использование производственных мощностей, сокращение подготовительного периода, обеспечение охраны и безопасности труда [2].

Технические тренировочные средства должны соответствовать структуре трудовой деятельности, воспроизводить реальные условия, воспроизводить производственный процесс, обеспечить информационное сопровождение.

Дидактические тренировочные средства должны способствовать воспроизведению реально существующих ситуаций, выявлению повреждений и путей их исправления; пониманию сложных производственных процессов; проявлению индивидуальных особенностей учащихся.

В практическом обучении используются различные средства тренинга. Это приборы (тренировочные устройства, тренажёры), аудиовизуальные средства, графические тренировочные средства.

Выводы. Таким образом, тренировочное обучение осуществляется на основе учебного плана, учебных программ, зависит от его целей и содержания, от количества учащихся и количества рабочих мест.

Литература:

1. Маркова, С.М. Особенности производственного обучения / С.М. Маркова, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. - 2021. - С. 31-32

2. Маркова, С.М. Дидактические основы содержания практического обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 246-249

3. Захарова, Э.А. Организация и проведение производственной практики обучающихся техникумов / Э.А. Захарова, Д.М. Михайленко // Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. - 2022. - С. 297-300

4. Коновалов, А.А. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета / А.А. Коновалов, А.И. Лыжин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2-2. - EDN DPMJJC.

5. Лапшова, А.В. Дидактическое обеспечение практического обучения в профессиональном образовании / А.В. Лапшова, Е.А. Уракова, В.М. Корнусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. -С. 152-155

6. Уракова, Е.А. Роль теоретического и практического обучения в профессиональном образовании / Е.А. Уракова, М.Н. Уракова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. - 2020. - С. 53-55

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ПРАВ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. В статье актуализируется проблема правовой компетентности родителей в сфере образования детей с ОВЗ в контексте взаимодействия со школой. Доказывается, что данный вопрос не стал до настоящего времени предметом специального научного анализа, не смотря на его весомую научную и практическую значимость. В материале статьи предлагается описание структурных компонентов и критериев сформированности правовой компетентности родителей в области образования. Дается сопоставительный анализ результатов экспериментального исследования правовой грамотности семей, воспитывающих младших школьников с задержкой психического развития и родителей нормативно развивающихся детей. Определяются проблемные зоны родительской компетентности и предлагаются пути их преодоления в процессе научно-просветительской работы образовательной организации с семьей.

Ключевые слова: родители, семья ребенка с задержкой психического развития, дети младшего школьного возраста, обучающиеся с задержкой психического развития, правовая компетентность, правовая грамотность родителей в сфере образования, образовательная организация.

Annotation. The article actualizes the problem of legal competence of parents in the field of education of children with disabilities in the context of interaction with the school. It is proved that this issue has not yet become the subject of special scientific analysis, despite its significant scientific and practical significance. The article provides a description of the structural components and criteria for the formation of legal competence of parents in the field of education. A comparative analysis of the results of an experimental study of legal literacy of families raising younger schoolchildren with mental retardation and parents of normatively

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.