Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИТИКИ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИТИКИ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Зиновьев Олег Андреевич, Уракова Марина Николаевна

Содержание производственного обучения определяется требованиями государственного образовательного и профессионального стандартов и отражается в учебных планах и программах. Они отражают требования производства и научно-технического прогресса к содержанию обучения рабочих и специалистов определённой группы профессий и разрабатываются с учётом имеющегося опыта подготовки кадров. Основными элементами содержания производственного обучения являются рабочие приёмы, трудовые операции, комплексы трудовых операций, виды работ. Для разработки программы производственного обучения необходимо социально-экономические, производственно-технологические, психолого-физиологические факторы. Таким образом, программа производственного обучения раскрывает: требования производства, научно-технического и социального прогресса к содержанию труда рабочих и специалистов; особенности учебно-производственной и материально-технической базы; уровень подготовки обучающихся к производственной деятельности; психофизиологические и педагогические требования к формированию профессиональных компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Зиновьев Олег Андреевич, Уракова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF COMPONENTS OF CONTENT OF INDUSTRIAL TRAINING

The content of industrial training is determined by the requirements of state educational and professional standards and is reflected in curricula and programs. They reflect the requirements of production and scientific and technological progress to the content of training workers and specialists of a certain group of professions and are developed taking into account the existing experience in personnel training. The main elements of the content of industrial training are working methods, labor operations, complexes of labor operations, types of work. To develop an industrial training program, socio-economic, production-technological, psychological and physiological factors are necessary. Thus, the industrial training program reveals: the requirements of production, scientific, technical and social progress to the content of labor of workers and specialists; features of the educational and production and material and technical base; the level of training of students for production activities; psychophysiological and pedagogical requirements for the formation of professional competencies of students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИТИКИ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Е.А. Никишова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61). - С. 80-97.

7. Первые результаты международного исследования ТГМ^-2019 [электронный ресурс] // Сб. матер.; Центр оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». - Режим доступа: http://www.centeroko.ru/timss19/timss2019_res.html.

8. Поливанова К.Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 4. - С. 19-30.

9. Результаты международного исследования РВА-2018 по глобальным компетенциям [электронный ресурс] // Сб. матер. Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». - Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html.

10. Суматохин С.В. Биологическое образование на рубеже ХХ-ХХ1 веков: монография / С.В. Суматохин. - Москва: Школьная пресса, 2021. - 416 с.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Зиновьев Олег Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИТИКИ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Содержание производственного обучения определяется требованиями государственного образовательного и профессионального стандартов и отражается в учебных планах и программах. Они отражают требования производства и научно-технического прогресса к содержанию обучения рабочих и специалистов определённой группы профессий и разрабатываются с учётом имеющегося опыта подготовки кадров. Основными элементами содержания производственного обучения являются рабочие приёмы, трудовые операции, комплексы трудовых операций, виды работ. Для разработки программы производственного обучения необходимо социально-экономические, производственно-технологические, психолого-физиологические факторы. Таким образом, программа производственного обучения раскрывает: требования производства, научно-технического и социального прогресса к содержанию труда рабочих и специалистов; особенности учебно-производственной и материально-технической базы; уровень подготовки обучающихся к производственной деятельности; психофизиологические и педагогические требования к формированию профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: производственное обучение, содержание обучения, технический процесс, трудовая деятельность, элементы производственного обучения.

Annotation. The content of industrial training is determined by the requirements of state educational and professional standards and is reflected in curricula and programs. They reflect the requirements of production and scientific and technological progress to the content of training workers and specialists of a certain group of professions and are developed taking into account the existing experience in personnel training. The main elements of the content of industrial training are working methods, labor operations, complexes of labor operations, types of work. To develop an industrial training program, socio-economic, production-technological, psychological and physiological factors are necessary. Thus, the industrial training program reveals: the requirements of production, scientific, technical and social progress to the content of labor of workers and specialists; features of the educational and production and material and technical base; the level of training of students for production activities; psychophysiological and pedagogical requirements for the formation of professional competencies of students.

Keywords: industrial training, training content, technical process, labor activity, elements of industrial training.

Введение. Главной целью производственного обучения является подготовка рабочих и специалистов к будущей профессиональной деятельности. В основе производственного обучения находится производственный процесс, включающий в себя всю совокупность действий, приводящих с помощью сырья и оборудования к получению готовой продукции.

Содержание производственного обучения определяется требованиями государственного образовательного и профессионального стандартов и отражается в учебных планах и программах. Они отражают требования производства и научно-технического прогресса к содержанию обучения рабочих и специалистов определённой группы профессий и разрабатываются с учётом имеющегося опыта подготовки кадров.

Целью данной статьи является обоснование содержания и структуры производственного обучения; выявление факторов, детерминирующих содержание производственного обучения.

Изложение основного материала статьи. В учебных планах указываются учебные предметы, последовательность их изучения, время обучения, режим занятий. В программах производственного обучения указываются содержание, объём и последовательность изучения учебного материала.

Программы производственного обучения разрабатываются исходя из целей профессиональной подготовки, принципов практического обучения и требований инновационной экономики к рабочим и специалистам конкретной профессии и необходимого уровня сформированности компетенции [5].

Программы производственного обучения создаются с учётом следующих требований:

1. Содержание учебного материала ориентировано на формирование профессиональных компетенций, позволяющие применять их в различных производственных условиях.

2. Содержание учебного материала отражает достижения науки и техники, передовые технологии производства, имеющийся опыт специалистов конкретной отрасли труда.

3. Содержание строится на основе преемственности содержания теоретического обучения.

4. Практическое обучение осуществляется в процессе производительного труда, т.е. изготовления готовой продукции.

5. Формирование профессиональных компетенций происходит как в учебных мастерских, так и в цехах предприятий, на различных производственных объектах.

В содержании практического обучения выделяются составные части, их группировка и отличается в какой последовательности необходимо их изучать.

Составными частями содержания практического обучения выступают трудовые действия, сложность которых определяется особенностью составных частей трудовой деятельности [3]. Трудовая деятельность рабочих и специалистов последовательно расчленяется на трудовые процессы, операции и приёмы.

В трудовой деятельности выделяют функции планирования, подготовки, осуществления, контроля и обслуживания производственного процесса.

Принципы группировки составных частей, элементов содержания производственного обучения и последовательности их изучения принято называть системой производственного обучения.

В различных системах производственного обучения организация учебного материала осуществляется различными способами.

Аналитический способ заключается в том, что трудовые действия разделяют на составные части, каждая из которых изучается отдельно. Трудовые приёмы расчленяются на отдельные движения; для овладения трудовой операцией её разделяют на отдельные приёмы. Чтобы овладеть трудовым процессом, необходимо овладеть всеми операциями, с помощью которых он осуществляется.

Синтетический способ заключается в последовательном изучении отдельных видов трудовой деятельности от простых до сложных.

Трудовые приёмы и операции, а также трудовые процессы усваиваются в тесной взаимосвязи.

Ситуативный способ предполагает формирование отдельного вида трудовой деятельности, выполняя его полностью в различных производственных ситуациях.

Ситуационный способ организации учебного материала всё большее применение получает при изучении сложного оборудования, его наладки, выявления причин поломок и отклонений от необходимого режима работы.

При сочетании аналитического, синтетического и ситуативного способов организации содержания обучения возникла другая система производственного обучения - оперативно-комплексная.

Операционно-комплексная система производственного обучения предполагает последовательное овладение операциями от простых до сложных в соответствии с их стандартной последовательностью в технологическом процессе.

Каждую операцию обучающиеся изучают отдельно до её правильного выполнения. Дальнейшая отработка выполнения операций осуществляется на комплексных работах. С помощью комплексных работ закрепляются не только операции, но и их сочетания и умения планировать технологический процесс, рассчитывать режимы работы и выполнять другие функции производственного процесса.

За простыми комплексными работами выполняются сложные комплексные работы. В процессе их выполнения обучающиеся овладевают трудовыми процессами, умениями разрабатывать и использовать инновационные технологии, инструменты и оборудование, накапливают свой производственный опыт [2].

Таким образом, комплексные работы изучаются аналитическим способом. Синтетический способ применяется при выполнении сложных комплексных работ, когда выделяются неизученные ранее операции. Ситуационный способ используется когда трудовые процессы выполняются в последовательно усложняющихся условиях.

Основными элементами содержания производственного обучения являются рабочие приёмы, трудовые операции, комплексы трудовых операций, виды работ.

Цель обучения рабочим приёмам - формирование у обучающихся умения выполнять элементарные трудовые действия [1]. К основным рабочим приёмам относятся те, из которых состоит основная трудовая деятельность рабочих и специалистов [6] . Они являются отдельными этапами технологического процесса.

Вспомогательные рабочие приёмы обеспечивают выполнение второстепенных действий.

Содержанием рабочих приёмов зависит от вида трудовых действий и степени механизации труда:

1. Рабочие приёмы, выполняемые при помощи автоматизированных систем.

2. Рабочие приёмы, выполняемые при помощи машин, аппаратов и механизированного инструмента.

3. Рабочие приёмы, выполняемые вручную при машинах и механизмах.

4. Рабочие приёмы, выполняемые вручную.

Для каждой группы рабочие приёмы различны. Так, в первой группе рабочие приёмы сенсомоторного характера, для четвёртой - рабочие приёмы интеллектуально-сенсомоторного характера.

Трудовая операция - это совокупность действий, объединённых одной целью, или конкретная деятельность по решению профессиональной задачи и включённой несколько рабочих приёмов. Трудовая операция рассматривается как часть технологического процесса.

Трудовая операция - основной элемент деятельности рабочих, включающий несколько рабочих приёмов.

На заключительном этапе производственного обучения выполняются отдельные виды работ. Виды работ - это технологическая часть производственного процесса.

Вид работы включает несколько операций. Для разработки программы производственного обучения необходимо обеспечить анализ факторов, обусловливающих организацию и осуществление технологического процесса. К таким факторам относятся: социально-экономические, производственно-технологические, психолого-физиологические.

Социально-экономические факторы отражают значение труда данной отрасли для экономики страны, научная организация труда в отрасли, воспитание у обучающихся профессионального отношения к будущей профессиональной деятельности [7].

Производственно-технические факторы отражают основное содержание программы производственного обучения: предмет и средства труда, технологический процесс, содержание и трудовые функции рабочих данной отрасли труда с учётом инновационных изменений содержания труда в перспективе. Производственно-технические факторы определяют содержание профессиональных компетенций рабочих и специалистов конкретной профессии.

Психофизиологические факторы отражают психофизические особенности трудовой деятельности рабочих.

Таким образом, программа производственного обучения раскрывает:

- требования производства, научно-технического и социального прогресса к содержанию труда рабочих и специалистов;

- особенности учебно-производственной и материально-технической базы;

- уровень подготовки обучающихся к производственной деятельности;

- психофизиологические и педагогические требования к формированию профессиональных компетенций обучающихся.

При построении программы производственного обучения необходимо учитывать уровни теоретической, общеобразовательной подготовки обучающихся. Также, следует устанавливать преемственность теоретического и производственного обучения, связь теории и практики, что даёт возможность построить межпредметные связи.

Разработка программы сводится к определению содержания структурных элементов, их рационального расположения по этапам, что позволяет выделить ступени подготовки рабочих и создать необходимые условия учебно-производственного процесса.

Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется в несколько этапов.

Во время подготовительного (ознакомительного) этапа обучающиеся знакомятся с содержанием технологического процесса, структуры рабочих приёмов, последовательностью выполнения действий.

На этапе формирования профессиональных компетенций они овладевают рабочими приёмами, трудовыми процессами, осваивают различные виды работ. На следующем этапе происходит освоение технологии изготовления изделий. В процессе изготовления производственной продукции обучающиеся изучают передовые методы труда [4].

Для всех этапов производственного обучения определяются время, условия, содержание, последовательность формирования профессиональных компетенций, определяется оптимальные формы и методы обучения.

Содержание программы производственного обучения, разрабатывается с учётом различных форм организации практической подготовки (лабораторно-практические занятия, занятия в учебных мастерских, индивидуальные, групповые консультации).

В основе содержания заданий лежит определённый алгоритм учебно-производственной деятельности, инструктивных указаний.

Выводы. Таким образом, содержание производственного обучения отражает социальные, научно-технические, экономические и организационные формы современного производства, что определяет научно-технические основы будущей профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо установить определённое соответствие между основными элементами содержания производственного обучения и уровень развития науки, техники и производства.

Литература:

1. Булаева М.Н. Методика профессионального обучения: контрольно-оценочные средства: Учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - 84 с.

2. Ваганова О.И., Максимова К.А. Интерактивные формы проведения практических занятий в вузе // Перспективы развития высшей школы. Материалы I Международной научно-практической конференции. Тюменский индустриальный университет. - Тюмень. - 2020. - С. 27-30.

3. Лапшова А.В., Булаева М.Н., Уракова М.Н. Личностно-деятельностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 214-216.

4. Маркова С.М., Уракова Е.А. Дидактические основы содержания практического обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 246-249.

5. Маркова С.М., Червова А.А., Уракова Е.А., Зиновьев О.А. Дидактические основы производственного обучения // Школа будущего. - 2020. - № 5. - С. 214-221.

6. Тумашева О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-3.

7. Уракова Е.А., Зиновьев О.А., Гриценко А.Н., Сидоров А.Н. Практическое обучение как основная часть профессионального образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. -№ 6(48). - С. 191-194.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент Милькевич Оксана Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты проектирования сетевой модели наставничества, отражающие соответствующие федеральные требования, сложившиеся теоретические положения и успешные практики наставничества. Исходные положения сетевой модели наставничества базируются на формулировке ключевой проблемы системы образования Московской области и ее характеристик. Представленная сетевая модель наставничества требует уточнения, конкретизации и последовательного внедрения в различных территориях с учетом конкретных условий и характеристик различных образовательных систем.

Ключевые слова: наставничество, сетевая модель наставничества, проектирование сетевой модели.

Annotation. The article presents the results of designing a network model of mentoring, reflecting the relevant federal requirements, the existing theoretical provisions and successful practices of mentoring. The initial provisions of the network model of mentoring are based on the formulation of the key problem of the education system of the Moscow region and its characteristics. The presented network model of mentoring requires clarification, concretization and consistent implementation in different territories, taking into account the specific conditions and characteristics of various educational systems.

Keywords: mentoring, mentoring network model, network model design.

Введение. Актуальность проектирования сетевой модели наставничества определяется, с одной стороны, нормативными требованиями (Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися [3]; Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.