Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЯ / МАСТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Уракова Екатерина Андреевна

В статье рассматривается сущность и структура содержания практического обучения, которая включает совокупность трудовых операций, видов трудовой деятельности, материально-технических средств, условий труда рабочих и специалистов на производстве, направленных на подготовку квалифицированных, профессионально-компетентных рабочих и специалистов, готовых к производительному труду в определенной отрасли экономики; и должна соответствовать уровню развития науки и производства и требованиям технико-технического развития. Определяющее влияние на задачи и содержание практического обучения оказывают требования высокотехнологичного производства и развитие различных отраслей научного знания. Требования к содержанию практического обучения определяется содержанием труда рабочих, включающее прогрессивные методы, способы производственной деятельности. К принципам содержания профессионального образования относятся принцип научности, связи теории с практикой, соединения обучения с производительным трудом, систематичности и доступности, политехнический принцип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Уракова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FOUNDATIONS OF PRACTICAL TRAINING CONTENT

The article examines the essence and structure of the content of practical training, which includes a set of labor operations, types of labor activities, material and technical means, working conditions of workers and specialists in production, aimed at training qualified, professionally competent workers and specialists ready for productive work in a certain branch of the economy; and must correspond to the level of development of science and production and the requirements of technical and technical development. The requirements of high-tech production and the development of various branches of scientific knowledge have a decisive influence on the tasks and content of practical training. Requirements for the content of practical training are determined by the content of workers' labor, including progressive methods, methods of production activity. The principles of the content of vocational education include the principle of scientific character, the connection between theory and practice, the combination of training with productive labor, systematicity and accessibility, and the polytechnic principle.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и структура содержания практического обучения, которая включает совокупность трудовых операций, видов трудовой деятельности, материально-технических средств, условий труда рабочих и специалистов на производстве, направленных на подготовку квалифицированных, профессионально-компетентных рабочих и специалистов, готовых к производительному труду в определенной отрасли экономики; и должна соответствовать уровню развития науки и производства и требованиям технико-технического развития. Определяющее влияние на задачи и содержание практического обучения оказывают требования высокотехнологичного производства и развитие различных отраслей научного знания. Требования к содержанию практического обучения определяется содержанием труда рабочих, включающее прогрессивные методы, способы производственной деятельности. К принципам содержания профессионального образования относятся принцип научности, связи теории с практикой, соединения обучения с производительным трудом, систематичности и доступности, политехнический принцип.

Ключевые слова: содержание, практическое обучения, мастер профессионального обучения, производительность труда, производственный процесс.

Annotation. The article examines the essence and structure of the content of practical training, which includes a set of labor operations, types of labor activities, material and technical means, working conditions of workers and specialists in production, aimed at training qualified, professionally competent workers and specialists ready for productive work in a certain branch of the economy; and must correspond to the level of development of science and production and the requirements of technical and technical development. The requirements of high-tech production and the development of various branches of scientific knowledge have a decisive influence on the tasks and content of practical training. Requirements for the content of practical training are determined by the content of workers' labor, including progressive methods, methods of production activity. The principles of the content of vocational education include the principle of scientific character, the connection between theory and practice, the combination of training with productive labor, systematicity and accessibility, and the polytechnic principle.

Keywords: content, practical training, master of vocational training, labor productivity, production process.

Введение. Содержание профессионального обучения представляется как система общеобразовательных, социально-экономических, технико-технологических, профессиональных способов деятельности, овладение которыми обеспечивает развитие интеллектуальных и физических способностей обучающихся, подготовку мобильных, профессионально-компетентных рабочих и специалистов, готовых к производительному труду в определенной отрасли экономики.

Формулировка цели статьи - рассмотреть дидактические основные содержания практического обучения, труда рабочего, а также проанализировать производственный процесс.

Изложение основного материала статьи. Под содержанием практического обучения понимается совокупность трудовых операций, видов трудовой деятельности, материально-технический средств, условий труда рабочих и специалистов на производстве, система, обеспечивающая формирование профессиональных компетенций, которые основываются на практическом применения теоретических знаний, закладывающие объективную базу для эффективного овладения способами производственной деятельности.

Данная система профессиональных компетенций рассматривается как обобщение научно-технических основ производства и профессиональной деятельности, а так же, имеющегося производственного опыта осуществления профессиональной деятельности по конкретным видам труда, и профессиональной подготовке.

Содержание обучения как педагогическая категория, включает ряд компонентов и изменяется на основе социальных требований и научно-технического прогресса, предъявляемых к характеру и содержанию труда рабочего и специалиста. Таким образом, содержание должно соответствовать уровню развития науки и производства и требованиям технико-технологического развития.

Определяющее влияние на развитие практического обучения оказывают цифровизация производства и интегративные механизмы развития экономики.

Содержание труда современного компетентностного рабочего и специалиста включает умение исследовать и моделировать производственные процессы, определять и регулировать оптимальные режимы их ведения, проектировать рациональные способы работы механизмов, ориентироваться на получение продукции высокого качества.

Высокотехнологичное производство приводит к постоянному увеличению доли умственного труда рабочих и специалистов в процессе производства. Для того, чтобы ориентироваться в сложной технологии и управлять сложной техникой квалифицированному рабочему необходимо компетентностно осуществлять производственный процесс, обслуживать технику этого производства [1].

Общие цели практического обучения вытекают из требований научно-индустриального типа производства.

Содержание практического обучения обеспечивает:

- развитие у обучающихся творческого мышления и умения работать в нестандартных ситуациях, оперативно решать производственные задачи;

- формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение производственных заданий в условиях цифровой экономики и интеграции;

- овладение нравственными нормами отношений друг к другу в коллективе;

- соответствие содержания обучения его прогнозным результатам и использование инновационных технологий и организационных форм обучения.

Содержание практического обучения выступает основой учебно-производственного процесса и приобретает все большее значение.

Так же, содержание практического обучения включает формирование профессиональных компетенций, соответствующих избранной профессии:

- содержание обучения определяет отношение обучающихся к труду как к творческому, рационализиторскому процессу, возможности коллективной деятельности, общей и личной ответственности за выполняемую учебную и производственную деятельности;

- содержание детерминирует пути, средства и возможности соединения обучения с производительным трудом.

Производственная деятельность формирует сознание обучающихся и потребность в создании материальных ценностей в профессиональных отношениях. Профессиональное воспитание обучающихся осуществляется через целенаправленную трудовую деятельность. Осознание целесообразности и экономичности труда обеспечивает развитие интереса к профессии, что стимулирует творческий производственный процесс.

Анализ производственного процесса, характера и содержания трудовых действий позволяет выделить общие структурные элементы, из которых строится содержание практического обучения [4]:

1. Применение и использование материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок, деталей - определять виды, свойства, условия применения и назначение материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок; подбирать нужные материалы, сырье, заготовки и уметь их применять в работе.

2. Применение и использование инструментов и приспособлений - определять виды, назначение и условия применения используемых инструментов и приспособлений; выбирать нужные инструменты, их налаживать и регулировать, сообразуясь с условиями производственного задания; уметь выбирать и применять контрольно-измерительный инструмент и т.д.

3. Применение и использование технического оборудования (механизмов, машин, аппаратов, приборов) - подготавливать оборудование к выполнению работы; осуществлять управление и контроль, выявлять отклонения и неполадки в работе и устранять их и т.д.

4. Осуществление технологического процесса - осуществлять подготовку к проведению технологического процесса; направлять и регулировать технологический процесс в соответствии с производственным заданием; контролировать ход технологического процесса и поддерживать рабочее состояние оборудования.

5. Осуществление вспомогательных процессов - выполнять операции, необходимые для осуществления технологического процесса.

6. Осуществление трудовых действий (работы) по назначению трудовых функций - рационально осуществлять необходимые трудовые приемы и рабочие операции при выполнении каждой из трудовых функций (подготовка технологического процесса, выполнение вспомогательных действий, необходимых для ведения процесса, обслуживания рабочего места до начала работы, во время работы и по окончании работы).

Требования к содержанию практического обучения определяются профессионально-квалифицированными характеристиками, отражающими содержание труда рабочего по конкретной профессии. Содержание должно раскрывать не только общее, но и специфику каждой профессии (умения и навыки, характерные только для данной профессии) [2].

Так же, содержание практического обучения включает обобщенный производственный опыт, имеющий творческий, поисковый характер. Поэтому содержание включает инновационные производственные технологии и задания, выполнение которых требует от обучающихся нестандартных решений. В условиях изменения технологического процесса от рабочего требуется самостоятельная, творческая трудовая деятельность.

Все элементы содержания практического обучения должны быть взаимосвязаны и способствовать воспитанию у обучающихся творческого отношения к труду, чувства долга, ответственности и других элементов коммунистического отношения к труду.

Кроме того, содержание практического обучения должно соответствовать целям и задачам профессиональной подготовки, научно-техническим достижениям, а так же, передовому опыту практики обучения различным видам производственной деятельности.

В совокупности структурные элементы содержания практического обучения определяются целью обучения студентов, которые должны прочно усвоить систему профессиональных компетенций, овладеть необходимым производственным опытом, активно включаясь в производительный труд по избранной профессии.

Структурное построение содержания практического обучения, содержание элементов определяет цель педагогической деятельности мастеров профессионального обучения: они должны добиться не только сознательного усвоения обучающимися теоретических и практических знаний, но и научить их использовать свои знания для решения конкретных задач, вооружить обучающихся системой умений и навыков, которые обеспечили бы квалифицированное выполнение ими трудовых функций и профессиональную мобильность молодых специалистов.

Однако эффективность практического обучения как специально-организованного процесса совместной деятельности мастера и обучающихся, направленного на профессиональное воспитание молодых рабочих и овладение ими способами производственной деятельности во многом зависит от уровня развития науки и техники.

Вопрос о выборе методов нельзя решать абстрактно, в отрыве от содержания обучения, которое должно быть методически разработано как система трудовых действий.

Ведущая роль принадлежит принципу научности. В содержании отражаются научно-технические основы производственного процесса и трудовые функции квалифицированного рабочего конкретной профессии [3]. Сущность его заключается в том, чтобы научные знания, которые получают обучающиеся, отражают

объективные закономерности, воплощенные в технике и технологии современного производства. Познание сущности внутренних связей явлений, овладение теоретическими знаниями, участие в производительном труде раскрывают обучающимся силу человеческого знания, способность науки глубоко познавать объективную истину.

Содержание обучения должно отражать практику строительства, новое в технологии, механизации и автоматизации конкретного предприятия. На таком учебном материале, включенном в программу практического обучения, у обучающихся формируются основы мировоззрения, нравственности, мотивы и нормы повседневного поведения в рабочем коллективе. Практическое обучение не дает желаемых результатов, если его содержание будет сведено лишь к выработке профессиональных умений и навыков.

Большое влияние на содержание обучения оказывает принцип связи теории с практикой обучения и с производительным трудом. Эти связи находят конкретное выражение в системе знаний, на основе которой формируются профессиональные умения и навыки. Содержание должно выражать обобщенный опыт применения знаний на практике, опыт осуществления трудовых функций (отнесенных к данной профессии). Из данного принципа следует, что связь теории с практикой, обучения с производительным трудом должна пронизывать все составные элементы содержания [6].

Принцип соединения обучения с производительным трудом и его реализация в условиях профессиональной школы является объективной необходимостью. Поэтому содержание должно обеспечивать систематическое приобщение обучающихся к труду в сфере производства по избранной профессии [5]. Содержание также должно включать изучение трудовых процессов новаторов производства, все элементы их деятельности: организацию рабочего места, наиболее производительные приемы работы, эффективные пути выполнения производственных заданий, ценные рационализаторские предложения и т.д.

При реализации требований этого принципа в содержании учебного материала должна более четко проявляться его социальная функция - передача накопленного обобщенного многолетнего опыта по осуществлению того или иного производственного процесса, который должен быть усвоен и стать достоянием выпускников профессиональной школы, обеспечить им формирование основ мастерства.

В содержании обучения требования этого принципа проявляются в различных формах:

- непосредственное применение профессиональных знаний, навыков и умений в сфере производства. Например, при ведении технологического процесса в соответствии с заданной производственной задачей, намеченным режимом, установленными техническими требованиями, с проведением текущего обслуживания оборудования;

- учебные работы производственного характера, когда обучающиеся используют приобретенные знания, умения и навыки в процессе выполнения учебной программы в мастерских и лабораториях учебного заведения.

Таким образом, реализация требований (через содержание) принципов связи практики и теории, соединения обучения с производительным трудом является основной задачей производственного обучения. Для ее решения требуется, чтобы обучающиеся практически овладели системой навыков и умений, которые воплощаются в способах производственной деятельности рабочего конкретной профессии, отнесенных к определенному квалификационному разряду. Этот принцип более явственно выражает специфику практического обучения и в тесном взаимодействии с другими принципами составляет материализованную основу содержания этого вида обучения. Из данного принципа следует, что содержание практического обучения навыкам и умениям реализуется через обучение в процессе труда, в процессе создания материальных ценностей. Обучающиеся видят практическую значимость труда и необходимость его для будущей профессии. Методически содержание учебного материала необходимо представить так, чтобы вызывать у обучающихся потребность в его изучении, побудить их к творческому поиску эффективных приемов труда, к анализу своей познавательной и производственной деятельности.

Производительный труд играет огромную роль и в формировании нравственного облика будущего рабочего. На его основе в образовательной организации между обучающимися складываются отношения, способствующие воспитанию коллективизма, трудолюбия, формируются нормы общественного поведения в производственном коллективе.

Дидактическую основу содержания обучения составляют также принципы систематичности и доступности. Необходимость обоснования принципа систематичности обучения вытекает из сущности самого понятия содержания. Суть принципа систематичности учебного материала заключается в том, что необходимые знания и формируемые умения и навыки должны представлять собой элементы единой целостной системы. Систематичность в таком понимании выражает внутреннюю взаимосвязь знаний, навыков и умений в содержании как производственного обучения, так и профессионально-технической подготовки рабочих и социального прогресса в конкретной области промышленности или отрасли народного хозяйства. Однако, подлинная система содержания учебного материала может строиться только на основе учета межпредметных связей и познавательного опыта обучающихся. Межпредметные связи становятся необходимостью, если они вытекают из внутренней логики учебного материала и сообразуются с доступностью обучения.

Систематизация отобранного учебного материала практического обучения возможна при соблюдении преемственности, последовательности и перспективности его развития. Все это обеспечивает в содержании взаимосвязь между теорией и практикой обучения, характеризующими отдельные стороны производственного процесса и конкретного вида труда, а также тенденции из дальнейшего совершенствования. Отбор содержания обучения необходимо проводить на основе тщательного анализа производственного процесса, трудовых функций и практического опыта, накопленного квалифицированными рабочими конкретных профессий. Принцип систематичности, взаимосвязи с познавательным опытом обучающихся требует строгого соотнесения изучаемых профессиональных знаний, навыков и умений с возможностями обучающихся к их восприятию, осмысливанию, усвоению и использованию в производственной деятельности. Причем, учебный материал должен располагаться в такой последовательности, которая обеспечит усвоение обучающимися системы навыков и умений, необходимых для производственной деятельности по данной профессии. Эта система профессиональных навыков и умений, а также определенные элементы производственного опыта формируются главным образом в процессе практического обучения обучающихся под руководством мастера производственного обучения.

При системном подходе к структуре содержания и его реализации в учебно-производственном процессе обучающиеся приобретают не отрывочные знания, умения и навыки, а усваивают элементы целостной, единой системы.

Рассмотренная система дидактических принципов и ее полнота зависят от того, насколько она отражает цели и задачи содержания практического обучения на широкой политехнической основе.

Выводы. Таким образом, практическое обучение в средних профессиональных учебных заведениях в условиях общего и профессионального образования обеспечивает более глубокое познание обучающимися общих законов, лежащих в основе конкретных технологических и производственных процессов; знакомит с использованием различных видов энергии, применением новых материалов и методами химической технологии. Политехнический принцип в процессе практического обучения реализуется путем усвоения обучающимися системы умений и навыков общетехнического и общетехнологического характера, которые они могли бы широко применять в различных производственных ситуациях, встречаясь с новыми явлениями и процессами, а также при освоении научных методов труда.

Учебный материал политехнического характера, включенный в содержание практического обучения, должен обеспечивать формирование подвижности трудовых функций у молодых рабочих, необходимых для подготовки их к перемене труда, обусловленной внедрением прогрессивной техники, комплексной механизации и автоматизации.

Политехнический характер содержания практического обучения находит выражение в изучении теории и на практике основ конструирования, принципов действия машин и механизмов и управления ими, а также сущности технологических процессов и методов производства, в формировании умения распознавать на практике в любом оборудовании детали и узлы, их назначение, обслуживать типовое оборудование и т.д. Практическое обучение, последовательно реализуя через содержание требования принципа соединения обучения с производительным трудом, создает объективные предпосылки для усвоения и развития политехнических знаний и умений и их использования в процессе труда на производстве. Производительный труд в сочетании с обучением на широкой политехнической основе - важнейшее средство всестороннего развития личности и формирования политехнических умений, образующих основу подвижности трудовых функций квалифицированного рабочего. Эти вопросы особенно актуальны в связи с меняющимися характером труда и сложностью освоения новой техники и технологии.

Литература:

1. Ваганова О.И., Хохленкова Л.А., Челнокова Е.А., Алешугина Е.А. Методические аспекты организации процесса обучения использованием современных интерактивных дидактических средств // Балтийский гуманитарный журнал. - № 3(32). - 2020. - С. 29-33.

2. Зиновьева С.А., Быстрова Н.В., Гриценко А.Н., Уракова М.Н. Методическая деятельность педагога профессионального обучения // Школа будущего. - № 5. - 2020. - С. 204-213.

3. Маркова С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2020. -С. 38-40.

4. Маркова С.М., Зиновьева С.А., Уракова М.Н. Особенности производственного обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2021. - С. 31-32.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теоретические и практические проблемы проектной деятельности педагога профессионального обучения // Монография. Изд.: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (Нижний Новгород). - 2019. - 148 с.

6. Уракова Е.А. Характеристика проектной деятельности педагога профессионального обучения // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. - Красноярск, 2020. - С. 320-322.

Педагогика

УДК 378.147 (372.851)

кандидат физико-математических наук, доцент Матвеев Семен Николаевич

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Галлямова Эльмира Хатимовна Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны); старший преподаватель Киселев Борис Васильевич

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны)

О СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ВНЕДРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТРЕНАЖЕРОВ - СИМУЛЯТОРОВ В ОБУЧЕНИЕ

Аннотация. В статье описывается педагогический эксперимент по внедрению виртуального математического тренажера-симулятора в учебный процесс подготовки учителей математики. Исследуются вопросы оценки его эффективности. Утверждается, что наилучшим методом оценки внедрения виртуальных математических тренажеров-симуляторов являются методы статистической обработки на основе аппарата математической статистики. Реализация методов в исследуемом педагогическом эксперименте нацелена на реализацию мониторинга формируемых компетенций учителя математики, а также готовности студентов-практикантов к реализации учебной деятельности.

Ключевые слова: эксперимент, педагогическое исследование, виртуальный симулятор, математический тренажер, метод главных компонент, факторный анализ, кластерный анализ.

Annotation. The article describes a pedagogical experiment on the implementation of a virtual mathematical simulator in the educational process of training mathematics teachers. Questions of evaluating its effectiveness are investigated. It is argued that the best method for assessing the implementation of virtual mathematical simulators is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.