Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / CONTENT OF VOCATIONAL EDUCATION / THEORETICAL TRAINING / PRODUCTION TRAINING / PRODUCTION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Григорян Карапет Мартинович

Основная цель профессионального образования подготовка высококвалифицированных рабочих для рынка труда. Подготовка квалифицированного рабочего предопределяет его производственную деятельность. Данная статья посвящена исследованию содержания профессионального образования, установлению взаимосвязи содержания образования, теоретической подготовки, производственного обучения и производственного процесса. Выделены особенности содержания профессионального образования, связанные с требованиями научно-технической революции и социального прогресса, с выделением гуманитарного, общепрофессионального и специального циклов учебных дисциплин, с выделением интегративной и дифференцированной частей содержания образования, с анализом содержания трудовой деятельности рабочих. Также в статье выделены принципы исследования содержания профессионального образования: взаимосвязь общепрофессиональной и профессиональной подготовки; связь теории и практики; взаимосвязь обучения с производственным трудом, принципы интеграции и дифференциации содержания обучения, установление межпредметных связей, преемственность трудового, политехнического производственного обучения; принцип мобильности; принцип связи обучения и воспитания, определяющие структуру учебных планов и программ учебных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Григорян Карапет Мартинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE CONTENT OF VOCATIONAL EDUCATION AND THE PRODUCTION PROCESS

The main goal of vocational education is the training of highly skilled workers for the labor market. The training of a skilled worker predetermines his production activities. This article is devoted to the study of the content of vocational education, the establishment of the relationship between the content of education, theoretical training, vocational training and the production process. The features of the content of professional education associated with the need for a scientific and technological revolution and social progress, with the allocation of humanitarian, general professional and special cycles of educational disciplines, with the allocation of integrative and differentiated parts of the content of education, with the analysis of the content of workers' labor activity are highlighted. The principles of the study of the content of vocational education: the relationship of general professional and vocational training; the relationship of theory and practice; the relationship of training with production labor, the principles of integration and differentiation of the content of training, the establishment of intersubject communications, the continuity of labor, polytechnic production training; mobility principle; the principle of training and education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Григорян Карапет Мартинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Основная цель профессионального образования подготовка высококвалифицированных рабочих для рынка труда. Подготовка квалифицированного рабочего предопределяет его производственную деятельность. Данная статья посвящена исследованию содержания профессионального образования, установлению взаимосвязи содержания образования, теоретической подготовки, производственного обучения и производственного процесса. Выделены особенности содержания профессионального образования, связанные с требованиями научно-технической революции и социального прогресса, с выделением гуманитарного, общепрофессионального и специального циклов учебных дисциплин, с выделением интегративной и дифференцированной частей содержания образования, с анализом содержания трудовой деятельности рабочих. Также в статье выделены принципы исследования содержания профессионального образования: взаимосвязь общепрофессиональной и профессиональной подготовки; связь теории и практики; взаимосвязь обучения с производственным трудом, принципы интеграции и дифференциации содержания обучения, установление межпредметных связей, преемственность трудового, политехнического производственного обучения; принцип мобильности; принцип связи обучения и воспитания, определяющие структуру учебных планов и программ учебных предметов.

Ключевые слова: содержание профессионального образования, теоретическое обучение, производственное обучение, производственный процесс.

Annotation. The main goal of vocational education is the training of highly skilled workers for the labor market. The training of a skilled worker predetermines his production activities. This article is devoted to the study of the content of vocational education, the establishment of the relationship between the content of education, theoretical training, vocational training and the production process. The features of the content of professional education associated with the need for a scientific and technological revolution and social progress, with the allocation of humanitarian, general professional and special cycles of educational disciplines, with the allocation of integrative and differentiated parts of the content of education, with the analysis of the content of workers' labor activity are highlighted. The principles of the study of the content of vocational education: the relationship of general professional and vocational training; the relationship of theory and practice; the relationship of training with production labor, the principles of integration and differentiation of the content of training, the establishment of intersubject communications, the continuity of labor, polytechnic production training; mobility principle; the principle of training and education.

Keywords: content of vocational education, theoretical training, production training, production process.

Введение. Ведущее значение в подготовке высококвалифицированных кадров рабочих для различных отраслей народного хозяйства приобретает содержание профессионального образования, выделение концептуальных идей, объединяющих знания, умения, устанавливается их взаимосвязь и взаимообусловленность.

В данной статье объектом исследования выступает структура содержания учебного предмета и его усвоение. Последнее обусловлено субъектом обучения - учащимся, который после окончания профессионального учебного заведения будет представлять в материальном производстве квалифицированного рабочего определенной отрасли народного хозяйства со сформированными профессиональными компетенциями. На основе этого прослеживается связь между содержанием образования и требованиями научно-технической революции и социального прогресса к уровню подготовки квалифицированного рабочего. Подготовка квалифицированного рабочего предопределяет его производственную политехническую деятельность. Закономерная связь между ними - это законы перевода знаний в деятельность в производственном процессе.

Изложение основного материала статьи. Система знаний, умений и навыков квалифицированного рабочего содержит понятия о законах и принципах объектов деятельности, о технологических принципах их применения, об обобщенных действиях с ними в решении определенных задач, о признаках распознания принципов и мест приложения действия. Система общих и профессиональных компетенций составляет содержание образования, которое представлено в учебных планах и программах.

Таким образом, под содержанием образования в профессиональном учебном заведении понимается система общеобразовательных, политехнических и профессиональных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие общих и профессиональных компетенций, подготовку квалифицированного рабочего определенной отрасли народного хозяйства, готового к производительному труду.

Анализ новой учебно-программной документации позволяет выявить наряду с общими требованиями к содержанию образования специфические особенности его, например, некоторые из них:

- содержание образования определяется требованиями научно-технической революции и социального прогресса в конкретной отрасли народного хозяйства, с учетом номенклатуры рабочих профессий и специальностей, а так же профессионально-квалификационных характеристик;

- интеграция технического и гуманитарного знания приводят к тому, что профессиональное образование становится базисной основой в подготовке будущих квалифицированных специалистов не только к производственной деятельности, но и к решению поставленных перед ними профессиональных задач;

- наличие в структуре основных профессиональных образовательных программ и учебных планов универсальных и профессиональных модулей, ориентированных на увеличение общего количества учебных дисциплин базовой части, и наличие вариативных дисциплин;

- наличие факультативных дисциплин, характеризующих определённую отрасль народного хозяйства;

- интеграция ряда дисциплин в один модуль, с последующей сдачей экзамена по модулю;

- наличие дисциплин универсального характера, направленных на овладение универсальными и общепрофессиональными компетенциями, обеспечивающих общность в знаниях, умениях и навыках для подавляющего большинства профессий;

- дуальный характер теоретического и производственного обучения;

- индивидуальность характеристик производственного обучения в зависимости от отрасли народного хозяйства;

- производственное обучение, обеспечивающее формирование умений и навыков, составляет основное содержание деятельности рабочего определенной профессии и квалификации.

Общие требования и специфические особенности содержания образования позволяют судить об его общих дидактических положениях и о новом результате содержания, что, в свою очередь, вызывает определенный подход к выбору методов исследования.

Содержание образования как система знаний, умений и навыков определяется:

- характером общественно-экономического строя и уровнем развития науки, техники и культуры;

- психолого-педагогическими условиями и требованиями профессионального образования;

- опытом массовой профессионально-технической школы.

Для определения содержания профессионального образования необходимо изучение направлений научно-технической революции в различных отраслях народного хозяйства, ее влияния на изменение содержания труда рабочего.

Влияние научно-технической революции на содержание труда рабочих определяется ведущими направлениями государственно-технической политики, которая охватывает все элементы производственного процесса: энергетическую базу, материалы, орудия и средства труда, технологию, а также организацию производства и способы управления.

С этой целью изучается трудовая деятельность рабочих в сочетании с анализом современного производства. При анализе трудовой деятельности рабочих следует осуществить следующие виды деятельности:

1. Аналитическая деятельность по изучению качества количественных характеристик в соответствии с основными тенденциями развития общества, на основе социально-экономического и научно-технического прогресса, а так же изменениях в ведущих отраслях народного хозяйства и экономики.

2. Исследование технологического процесса на производстве и в системе управления, на основе инновационных измененийкасающихся системы оборудования, а так же требований к качеству предоставляемых услуг и продуктов.

3. Детальный анализ трудовой деятельности: подготовительно заключительной, целесообразной, дополнительной по видоизменению предмета труда с выделением психофизиологических элементов; выбор мер оценки эффективности.

4. Элементы трудовой деятельности рабочего могут рассматриваться с точки зрения отдельных параметров, таких как технические, производственные и психологические.

5. Интеграция материала через разработку квалификационной характеристики.

6. Разработка методических пособий и рекомендаций, которые позволяются провести отбор содержания профессионального образования в рамках конкретного вида трудовой деятельности.

Анализ содержания труда рабочего по вышеуказанной схеме осуществляется на крупных, средних и мелких предприятиях, строительствах и др.

Соотношение между общим, профессиональным и политехническим образованием определяется различной степенью развернутости, глубины и широты научно-технических основ производства. Другим условием, определяющим это соотношение, является разработка дидактических основ классификации профессий. Это можно осуществить в дидактическом плане на основе глубокого научного анализа структурности знаний.

Качественным изменением содержания профессионального образования является повышение его научно-теоретического уровня, роли производственного обучения в системе политехнического образования, значения теоретического и производственного обучения, улучшением связи обучения и воспитания в целом.

Соединение общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся является одним из путей повышения уровня профессионального обучения. Это позволяет молодежи легко ориентироваться в современном производстве и достигать высокой производительности труда. Влияние общего образования на профессиональное и обратно осуществляется путем органической взаимосвязи учебного материала предметов трех циклов, оптимального соотношения общеобразовательной и профессиональной подготовки, достижения в учебном процессе межцикличных, межпредметных связей, проведения в определенном объеме лабораторно-практических работ, формирования политехнических понятий, умений и навыков, объединяющих в той или иной мере содержание учебных предметов всех циклов.

Это взаимовлияние и взаимообусловленность создают благоприятные условия для формирования профессиональных знаний, умений и навыков, и обеспечения духовно-нравственного и интеллектуального развития учащихся. Однако, чтобы реализовать эти условия, необходимо правильно расположить учебные предметы различных циклов (общеобразовательный, общетехнический, профессиональные) в учебных планах, чтобы обеспечить доступность восприятия учащимися учебного материала - по различным предметам, более успешное формирование системы знаний, умений и навыков, последовательность и систематичность овладения ими, поскольку в основе материалистического мировоззрения лежит прежде всего система осознанных знаний.

Выводы. Оптимальное соотношение теоретического и производственного обучения определяет соотношение общеобразовательных, общетехнических и специальных учебных предметов в структуре учебных планов, соотношение учебных часов по дням недели, по неделям в учебном году, по циклам, оптимальную учебную нагрузку учащихся и уменьшение недельной нагрузки на производственное обучение, распределение лабораторно-практических и учебно-производственных работ по циклам и годам обучения.

Правильный выбор форм взаимосвязи производственного и теоретического обучения определит рациональное место специальным предметов в учебном плане положительное решение этих вопросов возможно при проведении специальных психолого-педагогических и медико-физиологических исследований.

Литература:

1. Ваганова О.И. Технология разработки содержания профессионально-педагогического образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 8 (40). С. 40-49.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - № 1 (26). - С. 2.

3. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. -№ 3 (28). - С. 3.

4. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 124-127.

5. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 7.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Григорян Нуне Мартини

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье авторами рассматривается проблема выбора профессии учащихся старших классов. Проблема выбора профессии, выпускников общеобразовательных организаций, является актуальной и значимой, ведь профессиональное самоопределение сложный и достаточной трудный процесс. В процессе исследования авторами определены два направления в процессе профессионального самоопределения, первый строится на внешней мотивации, второй на учете индивидуальных свойств личности выпускника. Определены модели профессионального самоопределения молодежи. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается выпускник образовательной организации, среди которых важным является то, что у старшеклассников нет подробного представления о рынке труда, мире профессий и профессиональном поле деятельности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональное образование.

Annotation. In the article, the authors consider the problem of choosing the profession of high school students. The problem of choosing a profession, graduates of educational organizations, is relevant and significant, because professional self-determination is a complex and sufficient difficult process. During the study, the authors identified two areas in the process of professional self-determination, the first is based on external motivation, the second is based on the individual personality traits of the graduate. The models of professional self-determination of youth are determined. The main problems that a graduate of an educational organization is facing are identified, among which it is important that high school students do not have a detailed understanding of the labor market, the world of professions and the professional field of activity.

Keywords: professional self-determination, career guidance, professional education.

Введение. Проблема выбора профессии, выпускников общеобразовательных организаций, является актуальной и значимой, ведь профессиональное самоопределение сложный и достаточной трудный процесс. На основе выбора профессии будут складываться дальнейшие жизненные планы, профессиональное поле деятельности, поэтому подростки стремятся сознательно планировать свою жизнь, чтобы их действия и поступки вели к достижению всех задуманных целей и планов. К сожалению, не все старшеклассники имеют возможность сразу понять, какую будущую профессию им выбрать, так как не имеют полного представления, о том кем они станут в будущем, не уверены в правильности своего выбора, а, значит, они не знают, какие профессиональные компетенции должны быть сформированы у них к моменту выпуска из вуза.

Изложение основного материала статьи. Первое, что влияет на будущее поле профессиональной деятельности, это личностные качества подростков. Современные старшеклассники стремятся к самостоятельности и независимости от взрослых, анализируют, на что они способны, оценивают свои возможности и силы. Кто-то предпочтет соединить свою жизнь с творчеством, кто-то - с техническими науками, кому-то будет интересна научная деятельность. В подростковом возрасте идет поиск себя, старшеклассник желает проявить свое внутреннее «я», идет поиск своей будущей профессии, так как каждому человеку важно найти себя в своем деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.