Научная статья на тему 'Учебно-производственное объединение как форма организации производственного обучения'

Учебно-производственное объединение как форма организации производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЯ / INDUSTRIAL TRAINING / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / PRODUCTIVE WORK / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / TRAINING AND PRODUCTION ASSOCIATIONS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / MASTER OF INDUSTRIAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧЕНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / PROFESSIONAL ACADEMIC INSTITUTION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Котенко Елена Федоровна, Захаров Сергей Владимирович

В статье раскрываются особенности обучения в профессиональных учебных заведениях: формы организация производительного труда, формы учебной работы, формы организации учебно-производственной деятельности, формы контрольно-оценочной деятельности. Предложена универсальная форма организации производственного обучения учебно-производственное объединение, как форма взаимодействия профессиональных учебных заведений и предприятий, а также критерии и показатели эффективности деятельности учебно-производственных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Котенко Елена Федоровна, Захаров Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL-PRODUCTION ASSOCIATION AS A FORM OF ORGANIZATION OF PRODUCTION TRAINING

The article reveals the peculiarities of training in professional educational institutions: the form of the organization of productive labor, the forms of educational work, the forms of organization of educational and production activities, the forms of control and evaluation activity. A universal form of the organization of industrial training is offered-an educational and production association, as a form of interaction between vocational educational institutions and enterprises, as well as criteria and indicators of the effectiveness of the activity of educational and production associations.

Текст научной работы на тему «Учебно-производственное объединение как форма организации производственного обучения»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Котенко Елена Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Захаров Сергей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются особенности обучения в профессиональных учебных заведениях: формы организация производительного труда, формы учебной работы, формы организации учебно-производственной деятельности, формы контрольно-оценочной деятельности. Предложена универсальная форма организации производственного обучения - учебно-производственное объединение, как форма взаимодействия профессиональных учебных заведений и предприятий, а также критерии и показатели эффективности деятельности учебно-производственных объединений.

Ключевые слова: производственное обучения, производительный труд, учебно-производственные объединения, обучающиеся, мастер производственного обучения, профессиональное ученое заведение.

Annotation. The article reveals the peculiarities of training in professional educational institutions: the form of the organization of productive labor, the forms of educational work, the forms of organization of educational and production activities, the forms of control and evaluation activity. A universal form of the organization of industrial training is offered-an educational and production association, as a form of interaction between vocational educational institutions and enterprises, as well as criteria and indicators of the effectiveness of the activity of educational and production associations.

Keywords: industrial training, productive work, training and production associations, training, master of industrial training, professional academic institution.

Введение. Производственное обучение в профессиональных учебных заведениях - это организационный процесс совместной деятельности мастера производственного обучения и обучающихся, направленный на овладение обучающимися профессиональных компетенций, соответствующими современному уровню техники и технологии производства; на воспитание духовно-нравственных качеств будущих рабочих; развитие умственных, физических способностей; создание научных представлений о технике, технологии, организации и экономике производства; формирование творческого отношения к профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Производственному обучению принадлежит определяющая роль в профессиональном образовании. Оно обеспечивает практическую подготовку обучающихся и осуществляется поэтапно: в учебно-производственных мастерских, на объектах предприятий (организаций); предвыпускной производственной практики.

Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, присущее им содержание, методы и организационные формы обучения, под которыми понимаются различные варианты организации взаимодействия мастера производственного обучения и обучающихся.

Исследование показало, что к организационным основам производственного обучения относятся формы организации производительного труда (комплексные, специализированные, поточные бригады), конкретные формы учебной работы (урок, занятие, экскурсия, лабораторно-практическая работа, домашняя учебная работа), формы руководства учебно-производственной деятельностью (инструктаж, консультация), формы контрольно-оценочной деятельности (кейс-задачи, квалификационная производственная работа) и организационные функции мастера производственного обучения (педагогическая, наставническая, профессиональная, социальная).

Проблема организационных форм обучения получила широкое раскрытие в педагогической науке. Дидактика общеобразовательной школы выделила ряд признаков классификации форм обучения.

Так, например, Е.Я. Голант различает формы обучения в зависимости от дидактических целей, режима занятий, состава учащихся, формирование связи между преподавателями и учащимися, от общего характера деятельности учащихся и их самостоятельности.

Б.П. Есипов в основу классификации положил общую дидактическую цель урока и его место в системе уроков в соответствии с логикой учебного процесса.

Форму организации обучения И.М. Чередов традиционно рассматривает как дидактическую категорию, определяет место различных форм в структуре обучения, обосновывает понятие формы учебной работы, анализирует педагогические особенности использования различных организационных форм на уроке.

Формы организации производственного обучения определяются местом проведения производственного обучения: учебно-производственные мастерские, предприятия, учитывается организация рабочих мест мастера и обучающегося, подбор учебно-производственных работ, проведение инструктажей на различных этапах производственного обучения.

Основными задачами производственного процесса являются:

- повышение уровня организации учебно-производственной деятельности учащихся и их профессионального обучения;

- увеличение объемов производственных работ, производимых обучающимися и улучшение их качества;

- обеспечение процесса адаптации будущих рабочих к производственным условиям;

- формирование у будущих рабочих организаторских умений.

Организация производительного труда учащихся осуществляется мастером производственного обучения и мастером с предприятия. Они обеспечивают фронт заданий, координируют деятельность мастера производственного обучения, контролируют качество выполняемых работ, обеспечивают безопасные условия труда и быт учащихся т.д.

Организация производственного обучения в учебно-производственных мастерских отличается укреплением материально-технической базы за счет предприятия (оснащение современным оборудованием, материалами и технической документацией), мастерами высокой квалификации.

Важным явлением для организации производственного обучения является рациональный выбор организационных форм и оптимальное конструирование их внутренней структуры, исходя из целей, задач и содержания обучения.

Новые экономические механизмы рынка труда, новые организационные структуры управления существенно изменяют систему взаимоотношений профессионального учебного заведения и предприятий.

Современные социально-экономические механизмы определяют новые черты в отношениях предприятий и профессиональных учебных заведений:

- инновационный характер профессиональной подготовки, повышение требований к уровню профессиональной подготовки;

- снижение потребностей в выпускниках профессиональных учебных заведений, незаинтересованность производственников в передаче на нужды обучения передовой техники и технологии.

Вместе с тем, необходимыми становятся вопросы опережающей подготовки кадров по перспективным направлениям научно-технического прогресса, по раскрытию и использованию творческого потенциала каждого обучающегося, совершенствованию материально-технической базы, решению социальных проблем.

Решение задач повышения эффективности профессиональной подготовки становятся возможным принятием организационных решений, связанных с созданием учебно-производственных объединений, обеспечивающих большую самостоятельность и гибкость в подготовке рабочих кадров и производства продукции на основе интеграции производственного и учебного потенциала профессиональных учебных заведений.

Данная статья направлена на рассмотрение целей, принципов, подходов организации учебно-производственных объединений, кооперации предприятий и профессиональных учебных заведений.

Основная цель учебно-производственных объединений - обеспечение эффективного использования теоретических знаний в практической деятельности, овладение профессиональными компетенциями в условиях производственных мастерских профессиональных учебных заведений.

Эти цели достигаются при реализации следующих задач:

- осуществление производственной практики на современной технической и технологической базе в условиях новых производственных отношений;

- использование воспитательного потенциала производительного труда;

- обеспечение организационно-управленческой, финансово-экономической и производственно -технологической подготовки;

- использование экономических методов управления учебно-производственным процессом.

Также, целью учебно-производственных объединений является производство продукции, проведение работ с помощью производственного и трудового потенциала.

Деятельность учебно-производственных объединений основывается на четырех принципах: самостоятельности, самоокупаемости, самофинансирования, самоуправлении.

Принцип самостоятельности реализуется через:

- самостоятельное планирование производства продукции, обеспечивающее достижение необходимой квалификации будущих рабочих;

- возможность самостоятельного проведения ремонтных работ, работ по обслуживанию, обеспечению, модернизации, реконструкции производимой продукции, развитию профессионального образования;

- учет ученического характера труда;

- самостоятельная разработка экономических механизмов производственного труда.

Принципы самоокупаемости и самофинансирования реализуются через:

- использование экономического механизма в сфере производства, с учетом специфики целей профессионального учебного заведения;

- использование экономических механизмов не только с учетом производственного, но и социального характера основных задач профессионального образования, специфики использования труда несовершеннолетних.

Самоуправление в учебно-производственных объединениях реализуется при использовании принципов коллективного труда как основной формы организации труда учащихся и квалифицированных рабочих.

Планирование и оценка результатов деятельности учебно-производственных объединений должны быть ориентированы на эффективное достижение основных целей создания и функционирования данного предприятия. Это достигается путем обеспечения взаимосвязей целей, технико-экономических и социальных критериев и показателей, позволяющих оценить результаты. Эти критерии и показатели можно объединить в четыре группы.

1. Критерии и показатели, отражающие эффективность выполнения основных задач учебно-производственных объединений - повышение уровня профессиональной подготовки учащихся:

- уровень владения профессиональными компетенциями;

- уровень творческого мышления;

- наличие предложений по повышению производительности труда, улучшению его организации, совершенствованию технологии, инструментов (баллы за предложения, оценка активности, инициативы);

- уровень основания современных методов организации производства и труда.

2. Показатели, отражающие эффективность производственной деятельности учебно-производственных объединений:

- объем выпуска продукции;

- степень выполнения договорных обязательств;

- уровень загрузки работами по договорам (заказам);

- уровень продукции высшей категории качества;

- развитие фирменного обслуживания.

3. Группа показателей, отражающих эффективность производственной деятельности для профессионального учебного заведения с точки зрения соответствия выполняемых учащимися работ требованиям учебно-производственных программ, с учетом возможностей развития производственной и материальной базы, развитие социальной сферы, роста благосостояния учащихся. Такими показателями могут быть:

- доля работ, выполняемых учащимися в общем объеме работ;

- доход учебно-производственного объединения, приходящийся на одного учащегося;

- средний заработок учащегося;

- уровень развития социально-бытовой и культурной сферы (рост фонда социального развития);

- рост фонда развития производства и материальной базы из расчета на одного учащегося.

4. Показатели, определяющие уровень развития производства, его соответствие требованиям учебно-производственного объединения, уровень использования производственных мощностей:

- уровень соответствия параметров оборудования требованиям научно-технического прогресса;

- уровень автоматизации работ, комплексной механизации, доля ручного труда при производстве продукции;

- уровень использования трудового потенциала, получаемый от сравнения трудоемкости выполняемых учащимися работ с трудоемкостью учебно-производственной программы;

- уровень организации труда.

Учебно-производственное объединение может рассматриваться как производственная база не только для профессиональных учебных заведений, но и других категорий учащихся и населения:

- для школьников - в целях эффективной профориентации, приобретения профессиональных действий;

- для учащихся техникума - в целях овладения профессиональными компетенциями;

- для студентов высших учебных заведений - в целях получения профессиональных компетенций по избранной профессии, получения опыта работы в качестве бригадиров, мастеров, специалистов структурных подразделений.

Выводы. Таким образом, учебно-производственные объединения обеспечивают реальную базу системы подготовки и переподготовки кадров; для организации центров научно-технического творчества молодежи, для трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений.

Литература:

1. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. -С.Петербург, Радом, 1997. - 225 с.

2. Коняева Е.А., Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гриценко Н.Е. Исследование проблемы управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 245-251.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

4. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Экономические, технические и социальные предпосылки интеграции профессионального образования и производства // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 158-164.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Исследование и проектирование педагогического процесса профессиональной школы: теория и практика: учебное пособие / Мининский университет. Нижний Новгород. 2017. - 172 с.

6. Полунин В.Ю. «Теория и методика профессионального образования» как учебный предмет // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 217-219.

7. Царапкина Ю.М. Использование информационных технологий в профориентации как основа профессионального самоопределения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14. № 4. С. 430-434.

8. Царапкина Ю.М., Миронов А.Г. Применение инновационных технологий в профессиональном обучении как средство формирования коммуникативно-адаптаптивной компетенции обучающихся // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 1. С. 119-133.

9. Цыплакова С.А. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2017. - 96 с.

10. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 274-280.

Педагогика

УДК 376.42

учитель математики Масленникова Мария Васильевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №45 (г. Томск); кандидат педагогических наук, доцент Байгулова Наталия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ «ОБЛАЧКО» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация. При обучении детей с проблемами здоровья математике целесообразно использовать наиболее простые, доступные для понимания всеми учащимися класса специфические приёмы работы, которые помогают каждому в усвоении материала и позволяют детям соотнести материал через серию образов с личным опытом. Как результат, некоторые дети овладевают ими по истечении длительного срока, пользуются предложенными приёмами во фронтальной работе, и позже используют их самостоятельно. У детей с нарушением познавательной деятельности восприятие фрагментарное, т.е. они не могут видеть целостно картину, а «выхватывают» лишь её фрагмент. Выделяют то, что знакомо, представляет наибольший интерес, что «бросается» в глаза, привлекает их внимание, производит сильное впечатление. Эта особенность детей была взята за основу приёма, который был назван «облачком». «Облачко» является зрительной опорой при выполнении разнообразных заданий в тетрадях. Дети долгое время нуждаются в такой опоре. При многократном её использовании они становятся более внимательными к информации, не торопятся с выводами, ищут глазками знакомую форму-подсказку для дальнейшего шага в работе. Таким образом, они приобретают чувство уверенности в своих действиях, а далее и самостоятельность в работе.

Ключевые слова: нарушения познавательной деятельности, проблемы развития, ограниченные возможности здоровья, фрагментарное восприятие, зрительная опора, специфические приёмы работы, десятичная модель числа.

Annotation. When teaching children with health problems, it is advisable for mathematics to use the most simple, accessible to all students of the class specific methods of work that help everyone in learning the material and allow children to relate the material through a series of images with personal experience. As a result, some children master them after a long period of time, use the proposed methods in the frontal work, and later use them independently. In children with cognitive impairment perception fragmented, ie. they can not see the whole picture, and "snatch" only a fragment. Distinguish what is familiar, is of the greatest interest that "catches the eye", attracts their attention, makes a strong impression. This feature of children was taken as a basis for admission, which was called "cloud". "Cloud" is a visual support when performing various tasks in notebooks. Children need such support for a long time. When used repeatedly, they become more attentive to the information, do not rush to conclusions, look for the familiar shape of the eyes-a hint for a further step in the work. Thus, they gain a sense of confidence in their actions, and then independence in the work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: cognitive activity disorders, developmental problems, limited opportunities of health, fragmentary perception, visual support, specific methods of work, decimal model of number.

Введение. Инклюзивное образование - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному обучению на основе применения личностно-ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей, на разных ступенях образования. Современная система образования исходит из идеи создания адекватных условий для индивидуумов с различными потребностями в обучении (в том числе для лиц с различными сложностями и особенностями). Получение лицами с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализации, саморегуляции в различных видах социальной деятельности. В качестве одного из важнейших признаков здоровья личности А. А. Меграбян называет способность к саморегуляции, которая определяется как сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания [1].

Согласно ЮНЕСКО, инклюзивный подход является основополагающим элементом движения за образование для всех. В этой связи инклюзия выступает «процессом обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через увеличение участия в обучении, культурах и сообществах и сокращения отказа от поступления в образовательное учреждение и исключения из него» [2].

Изложение основного содержания статьи. Овладение математическими знаниями детьми с проблемами здоровья представляет огромные трудности. Уже в 1-ом классе у детей с интеллектуальными нарушениями затягивается во времени процесс усвоения графического образа цифр; ориентация в числовом ряду и возможность соотносить число с количеством нарушены, а, следовательно, затруднена оценка количественных изменений (больше, меньше); длительное время не усваивается смысл арифметических действий; словесно сформулированная задача не вызывает у детей необходимых представлений. Связи, отношения, причинно-следственные зависимости ими не осмысливаются; запоминание происходит также без должного осмысления, у детей нарушена логика рассуждений, приобретённые знания непрочны, забывание протекает интенсивно, усвоение математической терминологии происходит крайне медленно или вообще не происходит. Мы абсолютно согласны с З.И. Калмыковой, которая рассматривала успешность овладения приёмами умственной деятельности как один из психологических критериев качества знаний школьников [3].

Специфическим методическим приемом работы с умственно отсталыми детьми на уроках математики является «облачко». Методический приём рассматривается нами вслед за А.В. Хуторским как частное выражение метода, активизирующего его действие в конкретных условиях. Именно отдельные методические приёмы в рамках метода определяют характер уроков учителя. Поэтому в этих рамках можно рассматривать неограниченное число приёмов, которыми пользуется учитель, совершая чаще именно здесь чудеса открытий» [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.