Научная статья на тему 'Особенности деятельности мастера производственного обучения в современных социально-экономических условиях'

Особенности деятельности мастера производственного обучения в современных социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1957
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ФУНКЦИИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МАСТЕРА / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / MASTER OF VOCATIONAL TRAINING / MASTER'S OF VOCATIONAL TRAINING FUNCTIONS / MASTER'S PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Виктория Валерьевна

В современных социально-экономических условиях, предъявляющих новые требования к подготовке квалифицированных кадров, происходят изменения в деятельности мастеров производственного обучения основных учителей профессии. Статья содержит анализ влияния социально-экономических факторов на структуру и содержание профессионально-педагогической деятельности мастеров, их личностные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE VOCATIONAL TRAINING MASTER`S ACTIVITY IN MODERN SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS

In modern social-economic conditions which need new requirements to the training of the qualified personnel some changes are taking place in the activity of vocational training masters. The article contains the analysis of the influence of the social-economic factors on the structure and the content of the professional and pedagogical masters` activity and their personal qualities.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности мастера производственного обучения в современных социально-экономических условиях»

Использование элементов дуальной системы обучения в образовательном процессе вуза способствует становлению профессионалов с более высоким и современным уровнем образования, так как именно данный вид подготовки позволяет студенту раскрыться, проявить свои знания, развить в себе креативное мышление, научиться планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов.

1. Гричаникова И. А., Посохова Н. В. Модернизация подготовки кадров для социокультурной сферы на основе принципов дуального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №4 (16). С. 140-143.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: Ь|йр://минобрнауки.рф/докумен-ты/4106.

3. Игнатова И. Б. Культура как основное условие социально-экономического развития города // Управление городом: теория и практика. 2014. № 3. С. 4-9.

4. Игнатова И. Б., Покровская Е. А. Моделирование процесса профессиональной подготовки студентов в вузах социокультурной сферы на принципе дуальной системы обучения // Вестник ТГУ. 2015. № 3 (3). С. 22-25.

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.). URL: http://base.ganant.ru/ 70291362/.

6. Самолдина Л. Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссуз : автореф. дис. .. канд. пед. наук. Казань, 2008.

УДК/UDC 377 В. В. Петренко

V. Petrenko

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

PECULIARITIES OF THE VOCATIONAL TRAINING MASTERS ACTIVITY IN MODERN SOCIAL-ECONOMIC CONDITIONS

В современных социально-экономических условиях, предъявляющих новые требования к подготовке квалифицированных кадров, происходят изменения в деятельности мастеров производственного обучения — основных учителей профессии. Статья содержит анализ влияния социально-экономических факторов на структуру и содержание профессионально-педагогической деятельности мастеров, их личностные качества.

In modern social-economic conditions which need new requirements to the training of the qualified personnel some changes are taking place in the activity of vocational training masters. The article contains the analysis of the influence of the social-economic factors on the structure and the content of the professional and pedagogical masters' activity and their personal qualities.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, деятельность мастера производственного обучения, функции мастера производственного обучения, личностные качества мастера.

Keywords: secondary vocational education, master of vocational training, master's of vocational training functions, master's personal qualities.

Сегодня основным ресурсом в подготовке квалифицированных рабочих кадров выступает среднее профессиональное образование, реализующее программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

В соответствии с положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, «учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла» [Ю]. По мнению В. В. Путина: «В новых ФГОСах есть модули («умения» и «навыки»), которые реализовать может только производственник, преподаватель, который дает студентам компетенции «знания», не может этого сделать. Это в компетенции мастеров производственного обучения, которых остро не хватает в настоящее время» [17].

Рассматривая деятельность мастера производственного обучения как главной фигуры уровня среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), проведен анализ теоретических исследований по проблеме деятельности мастера, определяющий его особенности.

Деятельность мастера производственного обучения легла в основу исследований С. Я. Ба-тышева, Б. С. Гершунского, Г И. Кругликова, В. В. Кузнецова, Н. В. Кузьминой, А. М. Новикова, Е. И. Серковой, В. Д. Симоненко, В. А. Скакуна, Г И. Хозяинова, Н. Е. Эргановой, Ю. А. Якубы и др.

В работах В. А. Скакуна отмечается, что мастер производственного обучения — это особая фигура в педагогическом коллективе, многообразны и сложны его задачи и служебные обязанности. Мастер производственного обучения — это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую деятельность [12].

И. А. Зимняя, исследуя педагогическую деятельность в разных образовательных системах, определяет ее, как и любой другой вид деятельности, в совокупности «... мотивации, цели, предмета, средств, способов, продукта и результата. Предметом ... является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития» [4, с. 264]. Э. Ф. Зеер, опираясь на структуру целостной педагогической деятельности, ядром которой является «педагогическое взаимодействие — личностно-ори-ентированное общение педагога и учащихся», предметом деятельности определяет процесс личностно ориентированного образования. [3, с. 422].

В своих трудах С. Я. Батышев рассматривает деятельность мастера производственного обучения как педагогическую, включающую четыре основных компонента:

— «конструктивный, связанный с отбором и композицией содержания, проектированием и реализацией учебно-воспитательного процесса. Он включает проектирование (планирование) содержания предстоящей деятельности (уроков, внеклассных мероприятий), а также технологии реализации педагогического воздействия на учащихся;

— организаторский, включающий собственную деятельность по передаче содержания образования, а также руководство учебной деятельностью учащихся;

— коммуникативный, охватывающий область взаимоотношений педагога и учащихся;

— гностический, включающий изучение педагогом: интеллектуальных, психомоторных и эмоциональных возможностей учащихся; содержания, форм, методов, средств осуществления учебного процесса; достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования» [11, с. 218].

Исследователи Э. Ф. Зеер, В. В. Кузнецов, Е. И. Серкова, В. Д. Симоненко и другие рассматривают деятельность мастера как профессионально-педагогическую, учитывая основную особенность — педагогический характер деятельности в рамках трудовой.

В работах В. В. Кузнецова содержание профессионально-педагогической деятельности включает два значимых компонента:

— «педагогический компонент — организация обучения и воспитания;

— производственно-технологический компонент — разработка производственно-технической документации, обеспечение производственного процесса в учебных мастерских, обслуживание материально-технической базы лабораторий и кабинетов, освоение новых технологических процессов, техники» [6, с. 41].

В работах А. А. Молчановского, Л. В. Бурок [1] предложена схема разработки модели деятельности мастера производственного обучения. Особое внимание уделяется деятельности мастера, связанной с совокупностью свойств и взаимоотношений, которыми он оперирует в практической деятельности типа «человек — человек» и «человек — знаковая система», «человек — человек» и «человек — техника», «человек — человек» и «человек — художественный образ», «человек — человек» и «человек — природа». Отсюда определяется объект деятельности мастера: с одной стороны, предметы и средства производственного труда, с другой — обучающийся, который должен стать рабочим. Так, А. А. Молчановский считает, что ведущей особенностью деятельности мастера производственного обучения является ее двойственный характер [1, с. 34-35].

Мастер производственного обучения является, с одной стороны, квалифицированным специалистом — инженером, с другой — педагогом, обучающим студентов своей профессии. «В от-

личие от деятельности учителя школы любой мастер начальной профессиональной школы выполняет такие виды деятельности, продуктом которой являются, с одной стороны, конкретные изделия (детали, узлы и т. п.), которые можно продать предприятиям, организациям, населению, с другой стороны, конкурентоспособная личность будущего рабочего, специалиста» [6, с. 42]. В современных социально-экономических условиях автор отмечает возникновение «принципиально новых видов педагогического (по своей природе) труда — производство нужных населению товаров и услуг, эффективный их сбыт. Он соединяет в себе в одном лице основные звенья производственного процесса: заказчика, производителя и менеджера по реализации изготовленной продукции» [6, с. 4243]. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, настройка, наладка, ремонт оборудования, освоение новых технологий и прочее — все это специфические виды труда мастера производственного обучения.

Э. Ф. Зеер, Е. И. Серкова и В. Д. Симоненко и другие, рассматривая особенности профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения, определяют следующие ее компоненты:

— психологический;

— педагогический;

— производственно-технологический.

Данная трактовка профессионально-педагогической деятельности представляется наиболее полной.

Э. Ф. Зеер, изучая психологию профессионально-педагогической деятельности, выделяет следующие «структурные составляющие: деятельность, направляемую стратегическими целями и мотивами; педагогическое взаимодействие, направляемое тактическими и операциональными целями; способы осуществления педагогического взаимодействия...» [3, с. 424]. Автор, описывая своеобразие профессионально-педагогического труда, выделяет и характеризует семь функций деятельности:

— обучающую;

— воспитывающую;

— развивающую;

— методическую;

— производственно-технологическую;

— организаторскую;

— диагностическую.

Первые три функции характерны для педагога любой образовательной организации, свое образие профессионально-педагогической деятельности мастера составляют по-

следние четыре, при этом методическая функция, характерная для всех педагогов, имеет свою специфику для мастеров производственного обучения.

Рассмотрим специфические функции деятельности мастера. Методическая функция связана с подготовкой, обеспечением и анализом образовательного процесса. Специфичность данной функции обусловлена многими факторами и, прежде всего, необходимостью научно обоснованных решений практических вопросов в процессе совершенствования содержания обучения в связи с научно-техническим прогрессом [7].

Выявлены проблемы формирования учебно-методического оснащения образовательного процесса, с которым сталкивается мастер.

Во-первых, устаревание учебников и учебно-методических изданий по профессиям из-за быстрой смены производственных технологий, сырья, инструментов, приспособлений. Централизованное учебно-методическое оснащение носит фрагментарный характер и не решает проблемы в целом.

Отрасли экономики развиваются динамично, постоянно модернизируются, привлекая все новые ресурсы. Н. Г Худолий констатирует, что формируется принципиально новая модель экономического развития, где сила разума заменяет мускульную силу, сырье и энергию в качестве решающего экономического фактора [15]. Модернизация производства, техники и технологий повлекли за собой изменение содержания труда рабочих. В современных условиях срок морального старения действующего поколения техники и технологии производства составляет 5-7 лет, а в некоторых отраслях и того меньше [5]. Суть этих изменений заключается в создании более совершенных средств труда, которым передается все больше исполнительных функций человека. Изменяется роль и место человека в производственном труде.

Известно, что в материальном производстве человек выполняет четыре основных функции:

1) использует свои мускулы в качестве двигательной силы для приведения в движение орудий и предметов труда;

2) управляет орудиями труда и воздействует на предмет труда;

3) налаживает, настраивает и ремонтирует орудия труда;

4) проектирует и организует процесс материального производства.

В содержании труда современного рабочего еще значителен удельный вес первых двух функций, но все заметнее становится удельный вес третьей и четвертой функций, что обусловлено повышением доли творчества в труде, повышением его содержательности. Анализ содержания труда рабочих показывает, что во всех отраслях промышленности все более сокращается удельный вес затрат физического труда. Это требует от рабочего сознательного использования широкого круга знаний, что, в свою очередь, требует внесения существенных изменений в содержание обучения по профессии [11]. По мнению С. Я. Батышева, основные изменения в содержании труда выражаются, прежде всего, в его интеллектуализации. Подготовка будущих специалистов в профессиональных образовательных организациях ведется на основе производительного труда. Для того чтобы профессиональные умения и навыки учащихся соответствовали уровню современного специалиста, в производственном обучении необходимо воспроизведение основных видов профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля [16].

Во-вторых, постоянные изменения в содержании учебно-методических комплектов происходят из-за меняющихся требований работодателей к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям рабочих кадров. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) образовательная организация обязана ежегодно обновлять программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Мастера производственного обучения при формировании учебно-методической документации, учитывая требования своих работодателей, «должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Удельный вес этой работы в профессиональной школе значительно больше, чем в общеобразовательной» [3, с. 428]. Эта функция включает также осмысление и переосмысление эффективности форм, методов и средств педагогического воздействия, образовательного процесса.

Специфической функцией деятельности мастера производственного обучения является производственно-технологическая. Впервые эта функция была выделена Г А. Карповой, кото-

рая считала, что подготовка ведется на основе общественно полезного и производительного труда и с учетом имеющихся технических и технологических производственных средств [2]. Она выступает как «сложный, комплексный вид труда, объединяющий труд инженера, технолога и методиста» [3, с. 429]. Производственно-технологическая функция, по мнению Э. Ф. Зеера, Е. И. Серковой и В. Д. Симоненко, «сводится к выполнению таких видов работ, как несложный ремонт, наладка и настройка производственно-технических средств, разработка технической и технологической документации, руководство техническим творчеством учащихся, выполнение производственных работ, требующих высокой квалификации при изготовлении сложной продукции» [3, с. 429; 8, с. 11-12]. Эта функция занимает значительное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и лабораторий, знакомстве с научно-технической информацией, участии в научно-технических обществах, руководстве техническим творчеством.

Мастер для обучающихся — это представитель избранной профессии, образец для подражания. Отмечается, что производственно-технологический компонент такой деятельности определяет еще одну специфическую особенность — наличие рабочей профессии. Федеральные государственные образовательные стандарты четко устанавливают, что мастер производственного обучения должен иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Организаторская функция «осуществляется при проведении уроков, организации познавательной деятельности учащихся, управлении коллективом группы во внеучебное время, организации режима труда и отдыха, общественно полезного труда, руководстве научно-техническим творчеством учащихся» [3, с. 429; 8, с. 12].

Диагностическая функция выражается в диагностике и корректировке знаний, умений, навыков, поведения, профессиональной пригодности и готовности. Она обусловлена сложным контингентом обучающихся, коротким сроком обучения. «Контингент учащихся ... формируется из числа выпускников основной и полной средней школы. В средней школе познание учащегося ведется на основе длительного наблюдения за ним в ходе учебно-воспитательного процесса, основательного изучения его развития в семье, его социально-

го окружения. В профессиональной школе педагог психологически должен быть более компетентным, чем его коллега в школе. Мастеру, преподавателю необходимы и специальные знания, и владение несложными, но оперативными методами диагностики деформации психического развития» [3, с. 430; 8, с. 12].

Значение диагностической функции в современных условиях возрастает. В ходе анализа материалов, представленных на уровне Российской Федерации, мы обращаемся к данным статистического сборника «Молодежь в России 2010», изданного Федеральной службой государственной статистики и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). В сборнике собрана информация, охватывающая основные сферы жизни молодежи, в том числе демография, состояние здоровья, образование, экономическая активность, досуг, уровень жизни, правонарушения. Информация представлена с разбивкой на возрастные группы, территориальную принадлежность и т. д. Уникальность сборника состоит в том, что настолько полной и подробной информации по всем вышеперечисленным параметрам о молодежи ранее в России не издавалось. Данные предоставляются с 2000 г.

Особое внимание уделено состоянию здоровья современных подростков как фактору, влияющему на качество обучения. Были получены следующие данные. Заболеваемость подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась. Так, в 2000 г. впервые установленных заболеваний было у 6621,0 тыс. чел., в 2005 г. — уже 7730,2 тыс. чел., а в 2009 г. — 6751,8 тыс. чел. Прослеживается тенденция к увеличению числа заболевших по следующим заболеваниям: инфекционные и паразитарные, эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, нервной системы, глаз, органов дыхания, кожи, костной системы, мочеполовой системы, травмирование и др.

Отмечен значительный рост психических расстройств и расстройств поведения. Э. Ф. Зеер, исследуя психологические аспекты профессии и профессионального образования, констатирует, что «снижение психического здоровья — одна из острых медико-педагогических проблем современного общества. За последние десятилетия число неврозов возросло в 24,2 раза, психопатий — в 3,2 раза, шизофрении — в 4,3 раза. В настоящее время на 1000 жителей города регистрируется 123,6 случая психоневрологических заболеваний, села — 65,8» [3, с. 142]. «Педагог должен помнить о неоднозначности связи неврозов

с отклоняющимся поведением. Неврозы могут стать самостоятельной причиной проступка, срыва, конфликта. Однако чаще всего неврозы действуют в комплексе с педагогической запущенностью. Педагог не медицинский работник, он лишь может предположить, что за странностями и неровностями поведения может скрываться болезнь, а не низкая воспитанность или асоциальный характер. Педагог должен хорошо ориентироваться в поведенческих признаках наиболее распространенных в настоящее время отклонений» [3, с. 142].

В настоящее время доказано негативное влияние на здоровье вредных привычек. 60,2 % подростков от 15 лет курят. Наблюдается рост числа подростков 15-17 лет, употребляющих алкоголь. В 2000 г. — 86 090 чел., в 2005 г. — 91 531 чел., в 2009 г. — 94 231 чел. Данные статистики свидетельствуют, что это может приводить к частым пропускам занятий, плохому самочувствию, пассивности обучающихся в образовательном процессе, отклоняющемуся поведению, а следовательно, и к снижению у подростков общей образовательной способности к обучению. Э. Ф. Зеер так характеризует возрастную категорию обучающихся: «Это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки — неудовлетворенность всей своей последующей жизнью» [3, с. 117].

Одним из важнейших компонентов, на котором построено образование, является культура. Объект нашего интереса представляли вопросы досуга и культуры подрастающего поколения. Получены данные, свидетельствующие о слабой организованности досуга подростков (табл.).

Ниже приведены ответы респондентов о чтении художественной литературы (по данным выборочного обследования культурных потребностей молодежи):

— не читаю — 31,2 %;

— до 1 часа в неделю — 13,7 %;

— до 1 часа в день — 19,3 %;

— 1 час в день и более — 23,2 %.

Портрет современного подростка составляют слабое здоровье, вредные привычки, низкий базовый уровень знаний, культуры.

Мастер должен «поставить диагноз», выявить причины, чтобы спроектировать образовательный процесс для решения задач «интеллектуального, культурного и профессионального развития человека» [14].

Таким образом, деятельность мастера рассматривается как профессионально-педагогическая, она включает три компонента и выполняет помимо трех общих для всех педагогов

Посещаемость молодежью учреждений культуры

(по данным выборочного обследования культурных потребностей молодежи, 2009 г.; в %)

Таблица

Учреждения культуры Еженедельно Не реже раза в месяц От случая к случаю Не посещают Затруднились с ответом

Кинотеатры 4,8 27,0 49,5 18,1 0,6

Театры 0,3 5,8 45,8 46,8 1,3

Концертные залы 0,6 4,7 39,2 53,7 1,8

Музеи 0,7 8,5 43,7 45,4 1,7

Выставки, вернисажи 0,6 4,8 32,6 59,8 2,2

Дворцы, дома культуры 1,9 6,0 30,6 59,0 2,5

Культурно-развлекательные центры 5,4 17,6 39,1 35,9 2,0

любой образовательной организации четыре специфические функции: методическую, производственно-технологическую, организаторскую, диагностическую.

За последнее десятилетие указанные функции профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения сохраняются, актуализируются, при этом идет тенденция к их расширению в процессе развития образования, науки и производства.

Каковы направления изменений в функциональных обязанностях мастеров производственного обучения? Анализ современных тенденций развития среднего профессионального образования позволил сделать вывод, что происходит активная интеграция профессиональных образовательных организаций: горизонтальная (слияние организаций одного уровня образования) и вертикальная (объединение организаций разного уровня образования при сохранении реализации программ присоединяемых образовательных организаций). Горизонтальная интеграция позволяет устранить дублирование в подготовке кадров и рационально использовать финансовые ресурсы, материально-технический, учебно-лабораторный, информационно-методический и кадровый потенциал учебных заведений, а вертикальная — в том числе обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров для отраслей экономики и способствовать развитию мобильности обучающихся, предоставляя возможность выстраивания собственной образовательной траектории. Региональный опыт оптимизации рассматривается сквозь призму многофункциональных ресурсных центров.

В Мурманской области это создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований). Приоритетом деятельности центров является подготовка высококвалифицированных кадров для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации и ее субъектов. Выпускники таких программ, как правило, приобретают квалификацию 3-6-го уровня [9].

Изучение деятельности региональных инновационных площадок Мурманской области, одной из целей которой являются создание многофункциональных центров прикладных квалификаций горного, железнодорожного и электротехнического профилей, показало, что в центрах реализуются не только программы среднего профессионального образования, но и программы профессиональной подготовки на основе результатов мониторинга регионального рынка труда. Деятельность мастера производственного обучения, работающего по программам профессиональной подготовки, связана, в первую очередь, с изучением специфики работы по новым программам, нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность, разработкой рабочих учебных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, подготовкой учебно-методических документов и оснащения. Кроме того, учебные группы фор-

мируются из неоднородного контингента как по возрасту, так и уровню образования, потребностям личности. Мастеру необходимы глубокое переосмысление и отбор педагогических средств с учетом особенностей обучающихся. Все чаще у педагога возникает потребность в обращении к принципам и методам андрагоги-ки, индивидуализации обучения, что значительно расширяет методическое поле деятельности. Для работы центров в соответствии с требованиями регионального рынка труда обновляется материально-техническое оснащение. Как правило, это современное оборудование, тренажеры, симуляторы, обучающая деятельность на которых требует от мастеров новых знаний и умений в области техники и технологии. Так, в связи со структурными преобразованиями профессиональных образовательных организаций в профессионально-педагогической деятельности значительно актуализируются методическая, профессионально-техническая, организационная и диагностическая функции.

По мнению большинства исследователей, рассматриваемые функции мастера производственного обучения существуют не только автономно, но и слитно. Они имеют взаимодополняющий и взаимопроникающий характер. Наличие единства функций предъявляют повышенные требования к личностным качествам мастера производственного обучения [5]. В. А. Скакун отмечает, что важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как учителю профессии является его профессионализм. Понятие профессионализма связано с высоким мастерством, глубоким овладением профессией, качественным, профессиональным исполнением. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать обучающимся только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством.

В работах Г. И. Хозяинова раскрываются вопросы о показателях педагогического мастерства в «системе профессионально-технического образования». Автором определены наиболее важные показатели, среди которых выделены: знание предмета; умение излагать материал, владение методами обучения; воспитание в процессе обучения; контакт с аудиторией; владение педагогической техникой; высокий уровень подготовленности к педагогической деятельности; активизация обучающихся; эрудиция, общая культура; умение использовать средства обучения; целенаправленность, формулировка и корректировка задач.

Как уже отмечалось, одним из компонентов профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения является психологический компонент, который имеет свою специфику и актуальность в современных условиях. Если задача учителя сводится к передаче знаний, умений и навыков, необходимых в любой профессиональной деятельности, то одной из задач мастера является профессиональное становление и дальнейшая профессиональная деятельность обучающегося на производстве.

От личности мастера во многом зависит профессиональное становление молодых рабочих. Исследователями Н. М. Скородумовым, Э. С. Чугуновой были изучены факторы, влияющие на профессиональную устойчивость, ведущим из них является интерес к профессии, который определяется отношением к труду. В результате исследований авторами установлена зависимость интереса к профессии от отношения к своему мастеру производственного обучения. Так, 55,2 % обучающихся, положительно оценивающих свою профессию, сознательно подражают своему мастеру, стараются быть похожими на него. И напротив, 61,4 % обучающихся, отрицательно относящихся к выбранной профессии, не хотят быть похожими на своего мастера. Таким образом, отрицательное отношение к людям, обучающим профессии, переносится на отношение к профессии в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факт влияния личности на отношение к профессии позволяет обратиться к личностным качествам мастера. Оценка положительных и отрицательных моральных качеств личности мастера была произведена исследователем А. Л.Свенцицким. Среди положительных качеств обучающиеся ценят доброту, отзывчивость, справедливость, честность, прямоту, серьезность, целеустремленность, вежливость, скромность, силу воли, смелость. Среди отрицательных — грубость, несправедливость, злость, безволие, лицемерие, нежелание учиться дальше, отсутствие дальней цели, лживость, зазнайство, равнодушие к людям [13].

Указанное выше исследование, проведенное 45 лет назад, требует уточнения в современных условиях. Интерес представляет выявление характерных качеств мастера производственного обучения Мурманской области. На курсах повышения квалификации ГАУДПО МО «Институт развития образования» в 2013 г в ходе деловой игры «Мастер глазами мастера» участникам было предложено выделить личностные качества мастера и установить их

в порядке важности. В работе принимали участие 49 мастеров Мурманской области (18,6 % от общего количества мастеров), имеющих педагогический стаж более 10 лет и первую или высшую квалификационную категорию. К личностным качествам мастера отнесли: общую культуру; здоровье; способность принимать решения в различных ситуациях; толерантность; способность быть примером для обучающихся; умение привить в детях чувство собственного достоинства, гордости за выбранную профессию; интеллект; эмоциональную устойчивость; доброжелательность, веру в ученика; коммуникабельность и др. Особую сложность для мастеров вызвал вопрос «Какие качества мастера — профессиональные или личностные — Вы поставите на первое место?». 55 % мастеров считают, что главными качествами являются характеристики мастера как личности, именно личностные качества способны привлечь и удержать в профессии обучающихся. 45 % мастеров считают, что главное — владение профессиональными навыками по преподаваемой профессии и педагогическое мастерство.

Другими словами, сравнительно-сопоставительный анализ значимых качеств современного мастера производственного обучения показал, что современные требования к личностным качествам педагога изменяются. Лишь некоторые из рассмотренных ранее в исследованиях качеств подтверждает современная практика. Вместе с тем были выявлены качества, необходимые современному педагогу: общая культура, здоровье, умение привить в детях чувство собственного достоинства, гордости за выбранную профессию, интеллект и пр. Сегодня в мастере хотят видеть педагога, обладающего высоким уровнем образования, культуры и профессионализма, высокими морально-нравственными качествами, быть примером для обучающихся.

Профессионально-педагогическая деятельность мастеров производственного обучения состоит из особых компонентов, переплетений, сцеплений, взаимодействия различных видов деятельности. Ни один из них применительно к деятельности не может быть ведущим, взаимодействие всех элементов образует уникальность профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, подготовка квалифицированных рабочих кадров в средних профессиональных образовательных организациях — многогранный процесс, требующий от педагогов профессионального мастерства, знания комплекса психологических, педагоги-

ческих, технологических, производственных дисциплин, проектирования образовательного процесса с учетом закономерностей сочетания профессиональных и личностных качеств в едином учебно-производственном процессе.

1. Басаргина Г. В. Педагогические условия повышения профессионализма мастеров производственного обучения в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2005.

2. Зборовский Г. Е., Карпова Г. А. Инженер-педагог: образ жизни и профессиональная деятельность. Свердловск, 1983. 55 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 480 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М. : ЛОГОС, 2004. 384 с.

5. Концепция системы непрерывного профессионального образования: от теории к практике : моногр. / А. П. Болотный, В. П. Калашник, В. М. Репин, А. И. Тяжов ; под науч. ред. А. И. Тяжова. Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011. 71 с.

6. Кузнецов В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2007. 176 с.

7. Найн А. Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих. М. : Высшая школа, 1987. 128 с.

8. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. М. : Вентана-Граф, 2006. 368 с.

9. О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций» : письмо Минобрнауки России от 17.06.2013 № АК-921/06.

10. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования : приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 (зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2013 № 28785) // Российская газета. 2013. 26 июня.

11. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 904 с.

12. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения : учеб. пособие. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. 336 с.

13. Скородумов Н. М., Чугурова Э. С. Профессиональная устойчивость молодых рабочих. М. : Высшая школа, 1969. 79 с.

14. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря. Ст. 68.

1 5. Худолий Н. Г. Кадровое обеспечение инновационной экономики России : учеб. пособие. М. : Эгвес, 2008. 160 с.

16. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2007. 160 с.

17. В. В. Путин о среднем профессиональном образовании в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. URL: http:// edu.glavspnav.nu/spb/spo/jounnal/392/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.