Научная статья на тему 'Совершенствование структуры урока производственного обучения'

Совершенствование структуры урока производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / INDUSTRIAL TRAINING / СОВРЕМЕННЫЙ УРОК / MODERN LESSON / ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ / OF LESSONS IMPROVEMENT OF KNOWLEDGE AND SKILLS / УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / СТРУКТУРА УРОКА / LESSON STRUCTURE / ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА / ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА / LESSON ORGANIZATION ACTUALIZATION / АКТУАЛИЗАЦИЯ / РАЗЛИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ / VARIOUS PRODUCTION TASKS / STUDY OF NEW MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отабаев Искандар Абдуганиевич

В данной статье приведены место и значение совершенствования структуры урока производственного обучения в профессиональных колледжах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структуры урока производственного обучения»

учреждения, функционирующую на основе технических, программно-методических и организационных ресурсов, но и интеллектуальном, культурном потенциале вуза, содержательном и деятельностном компонентах, самих обучаемых и педагогов» [10]. Выводы

Таким образом, формирование и развитие информационной компетентности студентов-бакалавров технических специальностей будет результативным в том случае, если обучающий процесс будет отвечать всем существенным условиям - управленческим, психолого-педагогическим и организационным и будет создан с учетом использования программно-аппаратной основы и современных технических средств.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2013. 7 с.

2. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос». Издательство Института образования человека, 2013. 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).

3. Снарская С. М. Первый толковый большой энциклопедический словарь. М., 2013.

4. Асадуллин Р. М. Системогенез педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы. М., 2009. 45 с.

5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. 25 с.

6. Барановский Ю. С. Работа в информационной среде // Высшее образование России, 2012. № 1. С. 81.

7. ЛысковаВ. Ю. РатининаЕ. А. Логика в информатике. М., 2015. 118 с.

8. Красильникова В. А. Методология создания единой информационно-образовательной среды университетского округа // Вестник ОГУ. № 2, 2002. 107 с.

9. Абросимов А. Г.Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. Самара, 2014. 189 с.

10. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебн. пособие для высш. пед. учебн. заведений. М., 2003. 104 с.

Improving the structure of the lesson industrial training Otabayev I.

Совершенствование структуры урока производственного обучения

Отабаев И. А.

Отабаев Искандар Абдуганиевич / Otabayev Iskandar - самостоятельный соискатель, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье приведены место и значение совершенствования структуры урока производственного обучения в профессиональных колледжах.

Abstract: in this article the place and importance of improving the structure of the lessons of industrial training in professional colleges.

Ключевые слова: производственного обучения, современный урок, проведения уроков, совершенствование знаний, умений и навыков, структура урока, изучение нового материала, организация урока, актуализация, различных производственных заданий.

Keywords: industrial training, modern lesson, of lessons improvement of knowledge and skills, lesson structure, study of new material, lesson organization actualization, various production tasks.

Производственное обучение - важнейшая составная часть процесса подготовки квалифицированных рабочих, на него отводится значительная часть общего учебного времени. Основной формой организации процесса производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебных участках является урок [3, 5, 7, 13, 14].

В процессе производственного обучения уроки различаются по содержанию, месту в учебном процессе, целям и задачам проведения. В этой связи систему уроков производственного обучения важно представить в определенной их классификации, имея в виду, что определенный вид (тип) урока имеет свою специфику в смысле организации и методики проведения [3, 5, 13].

Проблема типологии урока производственного обучения является актуальной и в настоящее время, так как существует множество классификаций [1, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14 и др.]. Единой общепризнанной классификации в современной дидактике производственного обучения пока не существует, есть лишь различные подходы к определению урока. Одни (И. П. Поздняк, В. В. Малашевич) за основу классификации берут элементы процесса обучения [3, 4, 6, 7 и др.], другие отмечают, что производственное обучение не располагает разнообразием типов и видов урока [1, 2, 12, 13, 14 и др.]. Н. И. Макиенко в зависимости от видов выполняемых учащимися работ предполагает следующие типы уроков производственного обучения: уроки упражнения, уроки самостоятельного выполнения учебно-производственных заданий, инструктивные уроки [5 и др.].

Современный урок производственного обучения представляет собой фрагмент, составную часть учебно-производственного процесса, подчиненного задачам обучения, содержание и состав которого задается социально обусловленными целями профессиональной подготовки в колледже (усвоение опыта производственной деятельности по избранной профессии, общее специальное развитие, воспитание). Реализация этих целей осуществляется в специально организованной учебно-производственной деятельности учащихся, которая подчинена логике процесса обучения. Суть этого явления заключается в выполнении простых и сложных упражнений, комплексных работ, различных производственных заданий. Изучение и усвоение новых практических знаний, умений и навыков невозможно без опоры на прежние знания и опыт. Это значит, что всякое изучение новых практических знаний, приемов и способов действия (2-й этап урока производственного обучения) происходит на базе актуализации прежних знаний и опыта учащихся (1 -й этап) и совершенствования усвоенных практических знаний, умений и навыков в трудовой деятельности (3-й этап). Целью и результатом 4-го этапа урока производственного обучения является обобщение знаний, умений и навыков и т. д.

Систематизация знаний, умений, навыков и качеств личности осуществляется на 5-ом этапе урока. Контроль, коррекция знаний, умений, навыков и качеств личности можно рассматривать самостоятельным 6-ым этапом современного урока производственного обучения (проверочные работы, например), однако этот дидактический структурный элемент урока может иметь место на всех предыдущих этапах урока.

Таким образом, структура урока производственного обучения строится с учетом содержания учебного материала, дидактических целей, а также общих методов обучения, отражающих логику процесса обучения. Этим и определяется наиболее общая дидактическая структура урока производственного обучения: «актуализация», «изучение нового материала», «совершенствование знаний, умений и навыков» и др.

Спецификой структуры урока производственного обучения можно считать ее вариативность, определенную постоянным чередованием дидактических задач, решаемых на уроке, что влечет за собой чередование и дидактических структурных компонентов урока. Так, совершенствование, обобщение практических знаний, умений и навыков выполнения отдельных (а иногда и завершенных) работ может повторяться по несколько раз; актуализация может предшествовать как дидактическим, так и методическим структурным элементам современного урока производственного обучения.

Общая дидактическая структура урока производственного обучения является общим предписанием, общим алгоритмом организации урока для мастера. Она раскрывается и конкретизируется в методической подструктуре урока производственного обучения. Элементами последней будут различные виды деятельности мастера и учащихся: упражнение, инструктаж, объяснение, показ, самостоятельная работа, целевые обходы и т.п. Число компонентов дидактической структуры постоянно, в то время как число элементов методической структуры урока производственного обучения - величина переменная. Методическая подструктура (число элементов в ней, их номенклатура и последовательность) определяется мастером исходя из общей дидактической структуры и дидактических целей обучения, воспитания и развития. В этом проявляются педагогическое мастерство, эрудиция, творчество и профессиональная зрелость мастера [6, 7, 12].

Поскольку показателем современного урока производственного обучения является наличие в его структуре этапов активной поисковой и познавательной деятельности учащихся, то естественно, что они представляют часть внутренней подструктуры,

включающей следующие элементы: возникновение проблемной ситуации и постановку проблемы на вводном инструктаже; выдвижение и обоснование гипотезы на текущем инструктаже; доказательство гипотезы, проверку правильности решения проблемы в процессе самостоятельной работы учащихся.

Особенность логико-психологической подструктуры урока производственного обучения состоит в том, что проблемные ситуации в подавляющем большинстве носят практический характер, например, у металлистов. На уроках производственного обучения возможны ситуации и теоретического характера, основанные на взаимосвязи предметов теоретического и производственного обучения. Завершаются они, как правило, проверкой гипотез, которые имеют в основном практический характер [7].

В отличие от уроков теоретического обучения здесь чаще возникают проблемные ситуации следующих видов: организационно-экономические (вопросы научной организации трудовой деятельности, их экономическая обоснованность, целесообразность); конструктивно -технологические (совершенствование всевозможных конструкций приспособлений, мерительного и режущего инструментов, выбора и обоснования технологических режимов работы); производственного общения (взаимоотношения людей, объединенных производственными целями и задачами) [3, 5, 7].

Таким образом, можно говорить о двух группах элементов современного урока, каждая из которых объединяется в самостоятельную подструктуру - внешнюю (методическую) и общую структуру урока. Охватывая все внешние и внутренние закономерности обучения, складывается единая структура урока производственного обучения. Только системно-структурный подход к анализу урока дает возможность построения такой функциональной структуры.

Практическая реализация новой структуры обеспечивает эффективное влияние мастера на процесс подготовки, организации, проведения и анализа современного урока производственного обучения.

Литература

1. Актуальные проблемы среднего профессионального образования: опыт апробации и внедрения / Под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 1998. 94 с.

2. Бабкин Н. И. Интегративный урок (в профессиональном обучении) // Среднее специальное образование, 1991. № 8. С. 7-9.

3. Батышев С. Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. 672 с.

4. Катханов К. Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высшая школа, 1997. 359 с.

5. Макиенко Н. И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. М., 1989.

6. МахмутовМ. И. Современный урок: Вопросы теории. М: Педагогика, 1981. 191 с.

7. Мошкова И. Н., Малое С. Л. Психология производственного обучения. M.: Высшая школа, 1990. 207 с.

8. Отабаев И. А. Обоснование и выбор педагогических технологий производственного обучения // International Scientific Review. № 12 (22), 2016. С. 89-92.

9. Отабаев И. А. Урок производственного обучения - как основная организационная // European research. № 8 (19), 2016. С. 94-96.

10. Отабаев И. А. Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских // Современные инновации. № 10 (12), 2016.

11. Халиуллин И. А. Интегративный урок производственного обучения. Казань: Школа, 1997. 92 с.

12. Халиуллин И. А. Теория и практика современного урока производственного обучения в профессиональной школе. Казань: Школа, 1998. 226 с.

13. Хидиров У. Д., Мирсаидов К. Ж., Чориев Ц. Р. Ишлаб чщариш таълими. Т.: Укдтувчи, 2002. 104 б.

14. Ходжабаев А. Р., Косимов Ш. У. Амалий касбий таълимни ташкил кдлиш ва утказиш методикаси. Т.: УМКХ.ТТКМО ва У^ТИ, 2007. 150 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.