Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ / ПОДГОТОВКА МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Михайленко Дмитрий Михайлович

В статье исследуется деятельность мастера производственного обучения в учебных мастерских профессиональных учебных заведений. Рассматривается практическое обучение в учебных мастерских как организационная форма производственного обучения, при которой обучающиеся овладевают основными практическими умениями на основе учебно-производственных заданий. Подготовка охватывает три основные задачи: конкретизацию целей и содержания учебного плана на основе производственных условий; планирование и подготовка учебного производства (определение потребностей в учебной продукции, сроки, организационная и технологическая подготовка); методическая подготовка мастеров производственного обучения. В контексте исследования важным является организация учебного производства, техническая оснащённость которого должна соответствовать уровню развития науки, техники, научной организации труда и включает три этапа: проектирование технического процесса; утверждение хода трудового процесса; составление технологической документации. Также, отмечается методическая деятельность мастера, имеющего целевые, воспитательные, содержательные, методические, технико-организационные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Михайленко Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE MASTER OF INDUSTRIAL TRAINING

The article examines the activities of the master of industrial training in the training workshops of vocational schools. Practical training in training workshops is considered - an organizational form of industrial training, in which students master the basic practical skills on the basis of training and production assignments. Training covers three main tasks: concretization of the objectives and content of the curriculum based on the working conditions; planning and preparation of educational production (determining the need for educational products, terms, organizational and technological preparation); methodical training of industrial training masters. In the context of the study, it is important to organize educational production, the technical equipment of which must correspond to the level of development of science, technology, scientific organization of labor and includes three stages: design of a technical process; approval of the course of the labor process; preparation of technological documentation. Also, the methodical activity of the master, who has targeted, educational, content, methodological, technical and organizational aspects, is noted.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

6. Морозова, Н.А. Современные российские концепции воспитания (обобщённое представление) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И.А. Зимней. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - С. 183-226.

7. Нугуманова, Л.Н. Профильно-ориентированное трудовое воспитание учащихся современной общеобразовательной школы / Нугуманова Людмила Николаевна: дисс... докт.пед.наук. - Чебоксары, 2011. - 436 с.

8. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - 480 с.

9. Шарипов, М.М. Трудовое воспитание учащихся сельских школ и подготовка их к выбору сельскохозяйственных дисциплин / Шарипов Мирзобек Мирзоевич: автореф. дисс.канд.пед.наук. - М., 2009. - 24 с.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье исследуется деятельность мастера производственного обучения в учебных мастерских профессиональных учебных заведений. Рассматривается практическое обучение в учебных мастерских как организационная форма производственного обучения, при которой обучающиеся овладевают основными практическими умениями на основе учебно-производственных заданий. Подготовка охватывает три основные задачи: конкретизацию целей и содержания учебного плана на основе производственных условий; планирование и подготовка учебного производства (определение потребностей в учебной продукции, сроки, организационная и технологическая подготовка); методическая подготовка мастеров производственного обучения. В контексте исследования важным является организация учебного производства, техническая оснащённость которого должна соответствовать уровню развития науки, техники, научной организации труда и включает три этапа: проектирование технического процесса; утверждение хода трудового процесса; составление технологической документации. Также, отмечается методическая деятельность мастера, имеющего целевые, воспитательные, содержательные, методические, технико-организационные аспекты.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, производственное обучение, учебная мастерская, подготовка мастеров производственного обучения, учебное производство.

Annotation. The article examines the activities of the master of industrial training in the training workshops of vocational schools. Practical training in training workshops is considered - an organizational form of industrial training, in which students master the basic practical skills on the basis of training and production assignments. Training covers three main tasks: concretization of the objectives and content of the curriculum based on the working conditions; planning and preparation of educational production (determining the need for educational products, terms, organizational and technological preparation); methodical training of industrial training masters. In the context of the study, it is important to organize educational production, the technical equipment of which must correspond to the level of development of science, technology, scientific organization of labor and includes three stages: design of a technical process; approval of the course of the labor process; preparation of technological documentation. Also, the methodical activity of the master, who has targeted, educational, content, methodological, technical and organizational aspects, is noted.

Key words: pedagogical activity, industrial training, training workshop, training of industrial training masters, educational production.

Введение. Практическое обучение в учебных мастерских - организационная форма производственного обучения, при которой обучающиеся овладевают основными практическими умениями на основе учебно-производственных заданий.

В учебной мастерской обучение осуществляется под руководством мастера производственного обучения на учебных объектах, в трудовых коллективах, а также, в лабораторных и тренировочных условиях.

Обучение в учебных мастерских - традиционная организационная форма производственного обучения, где осуществляется широкая подготовка на базе соответствующего производства, современной техники, технологии и научной организации труда.

Таким образом, целью статьи является определение особенностей педагогической деятельности мастера производственного обучения. Задачами выступают: выявление этапов педагогической деятельности мастера производственного обучения; подготовка к производственному обучению; организация учебного производства, разработка производственных заданий.

Изложение основного материала статьи. Обучение в учебной мастерской и обучение в рабочих коллективах -традиционная организационная форма практического обучения с целью овладения основными умениями по специальностям, формирование которых требует длительных упражнений и специально подготовленных учебных производств. К таким профессиям относят профессии материального производства, т.е. обслуживание, сборка, наладка станков и аппаратов, монтаж строительных объектов, приборов, машин [2].

Подготовка к обучению в учебных мастерских, объем, содержание зависит от требований к профессиональным компетенциям, от требуемого количества времени для упражнений, от технологии и организации выполнения производственных заданий, от состояния материально-технической базы.

Подготовка охватывает три основные задачи:

конкретизацию целей и содержания учебного плана на основе производственных условий;

планирование и подготовка учебного производства (определение потребности в учебной продукции, сроки, организационная и технологическая подготовка);

методическая подготовка мастеров производственного обучения.

Конкретизация целей и содержания учебных планов.

Качество личности будущего работника, основные практические умения, убеждения, жизненная позиция, поведение развиваются только в деятельности, поэтому трудовые задания, соответствующие области применения будущей профессии, являются наиболее адекватными средствами для их успешного формирования.

Чтобы определить конкретные знания, умения для выполнения профессиональных компетенций, необходимо сначала проанализировать её характер и содержание, а затем уточнить их с учётом производственных требований. Такой анализ -основная предпосылка для дальнейшей методической работы [1].

Анализ позволяет определить её функцию, структуру и ход, понять отдельные рабочие действия, операции, движения, их взаимосвязь.

В результате такого анализа мастер производственного обучения осуществляет:

постановку целей (знания, умения, убеждения, поведение);

установление содержания, выраженное в конкретной трудовой деятельности (приёмы, операции, действия) и степень овладения необходимым теоретическим учебным материалом [3].

Планирование и подготовка учебного производства.

Учебное производство включает производственные учебные задания, выполняемые с целью формирования практических профессиональных действий. Учебное производство обеспечивает материально-техническую и организационную базу обучающихся.

Планирование и подготовка учебного производства создают предпосылки для эффективного образовательного процесса соответствующего требованиям учебного плана.

При планировании и подготовке следует учесть и требования к учебному производству. Поэтому необходимо проанализировать трудовую деятельность по технологическим и экономическим параметрам, организовать и обеспечить педагогически и психологически обоснованную последовательность с учетом основных дидактических правил. Одновременно необходимо обеспечить соответствие технологии и организации производственного процесса обеспечению учебного производства на основе современной техники.

Учебное производство должно быть организовано так, чтобы была обеспечена непрерывность и последовательность учебно-воспитательного процесса. Учебное производство должно действовать так, чтобы обучающиеся получают задания, построенные по принципу от простого к сложному [5].

При планировании учебного производства нужно учитывать и воспитательные возможности. Это достигается, когда учебное производство имеет народно-хозяйственное значение, особенно когда оно служит выполнению экспортных заданий, рационализации и новаторских предложений. Воспитательные возможности учебного производства возрастают, если оно построено с учетом положений научной организации труда, на нём осуществляются требования прогрессивной технологии и опыта, применяется современная техника и технологии производства.

Техническая оснащенность учебных мастерских, технологии и организации производства должны соответствовать уровню развития науки, техники, научной организации труда.

Для подготовки учебного производства рекомендуется три основных этапа:

1 этап - проектирование технологического процесса, т.е. утверждение технологического уровня и организации производства в отделе технологии производства. Необходимо принять решение о применяемых видов продукции, используемых станков, инструментов, другое оборудование, соответствующие задачам образования и воспитания. Мастер производственного обучения отвечает за организацию рабочего места, охрану труда и здоровье, улучшение культуры труда и социально-гигиенического обслуживания.

2 этап - утверждение хода трудового процесса, включая необходимые его расценки.

Учебное производство разделяется на определяемые стадии, построенные с точки зрения технологии. Здесь тоже следует учесть дидактические положения, соблюдение технологического процесса.

Третий этап - составление технологической документации. Обучающиеся должны обращаться с производственными технологическими документами. С этой целью разрабатываются технологические карты, инструкционные указания к работе [4].

На всех этапах технологической подготовки учебного производства должны быть учтены следующие методические положения:

сделать упор на решение учебно-воспитательных задач с учетом уровня развития ученического количества;

соотнести уровень производственных требований с возможностями обучающихся;

обеспечить продвижение обучающихся по освоении профессией;

разрабатывать предварительные упражнения с целью повышения уровня овладения действиями;

разрабатывать учебные средства, организационные, материально-технические, технологические условия.

Методическая подготовка.

Главная задача мастеров производственного обучения - непосредственная подготовка производственного обучения обучающихся, прежде всего содержания и методики занятий. При подготовке к занятиям надо учесть следующие аспекты: целевой, воспитательный, содержательный, методический, технико-организаторский.

Целевой аспект. Организация практического обучения связывается прежде всего с чётким представлением результата, критериев успехов и норм профессиональной деятельности выпускника как квалифицированного рабочего. К таким критериям и относят критерии производственного процесса, прогресс в обучении, сравнение с работой специалистов, а также знание причин успеха или неуспеха.

Воспитательный аспект. Речь идет об использовании воспитательных возможностей учебного материала с учетом его гражданско-политических аспектов.

Воспитательный процесс обеспечивается через [7]:

- принятие моральных норм и правил;

- использование содержания учебного материла для позитивной оценки обучающихся;

- через активное участие в общественной жизни и производственном процессе.

Содержательный аспект. Содержание практического обучения отражает производственный процесс, включает комплекс целесообразных заданий, структурирование учебного материала. Учебный материал должен соответствовать современным достижениям научно-технического прогресса, инновационным технологиям производства.

Методический аспект. Методика практического обучения включает правила безопасности труда, возможности применения и использования материалов, инструкционные карты, методы обучения, выводы и обобщения, контрольно-измерительные материалы. Методы используются в зависимости от возможностей и условий, от содержания учебного материала и применять их в различных комбинациях. К таким методам относят трудовой метод, учебно-трудовой, демонстрация рабочих приёмов, наблюдение и другие.

Технико-организаторский аспект. К технико-организационному планированию относятся подготовка нужных машин, инструментов, приборов и другое оборудование, а также их проверка с точки зрения безопасности труда и готовности средств производства, проверка наличия необходимых документов с целью безопасности упражнений осуществления технологического процесса [6].

Выводы. Таким образом, практическое обучение в учебных мастерских осуществляется при непосредственном руководстве мастера производственного обучения. Обучающиеся знакомятся с профессией, предприятием и задачами обучения, знакомятся с правилами безопасности труда, охраны труда и пожарной безопасности. В процессе практического обучения обучающиеся знакомятся с перспективами предприятия и его значением для народного хозяйства, с оборудованием учебной мастерской и другими условиями обучения.

Литература:

1. Ваганова, О.И. Технологический подход в профессиональном образовании / О.И. Ваганова, А.А. Коростелев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 4(37). - С. 35-40.

2. Котенко, Е.Ф. К вопросу о технологизации учебного процесса / Е.Ф. Котенко, Е.А. Уракова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". 2019. - С. 53-55.

3. Лапшова, А.В. Развитие цифровых учебно-методических материалов в системе профессионального образования / А.В. Лапшова, С.А. Зиновьева, Е.Н. Гусев // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 4(58). - С. 64-66.

4. Маркова, С.М. Педагогические характеритики элементов содержания производственного обучения / С.М. Маркова, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. -С. 237-239.

5. Маркова, С.М. Производительный труд как основа производственного обучения / С.М. Маркова, Д.М. Михайленко, М.Н. Уракова // Современные проблемы развития профессионального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 18-19.

6. Маркова, С.М. Роль производственных условий в воспитании будущих рабочих и специалистов / С.М. Маркова, Д.М. Михайленко, М.Н. Уракова // Современные проблемы развития профессионального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. 01 ноября 2021 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 16-17.

7. Уракова, Е.А. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / Е.А. Уракова, П.А. Грашина, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 261-264.

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, профессор РАЕ Марковская Елена Александровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Аннотация. В связи с возрождением кадетства в статье рассмотрены проблемы становления кадетского образования в образовательном пространстве Санкт-Петербурга. Выявлено отличие кадетских школ от кадетских военных корпусов, рассмотрена организация образовательного процесса, летней практики и кадрового резерва в данных организациях. В статье отмечается, что несмотря на различную ведомственную подчиненность данных организаций их объединяет много общих черт: это особый уклад жизни, направленность на патриотическое воспитание и профориентация кадет на военную службу. Военная направленность в этих организациях реализуется через дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют военно-прикладную, художественно-эстетическую и физкультурно-оздоровительную направленность.

Ключевые слова: кадет, кадетское образование, кадетское воспитание, кадетский корпус, кадетский компонент.

Annotation. The article reveals the current state of cadet educational institutions in St. Petersburg, observes the difference between cadet schools and cadet military corps, points out the main problems of the educational process and summer practice organization and describes the personnel potential of these institutions. The article notes that despite the different departmental subordination of these institutions, they share many common features such as a special way of life, a focus on patriotic education and cadets' career guidance for the military service. The military career guidance is performed through the extracurricular syllabuses, which include military practice, artistic-aesthetic and physical training orientation.

Key words: cadet, cadet education, cadet personality development, cadet corps, cadet component.

Введение. В конце XX в. возникла острая потребность в восстановлении государственной системы патриотического воспитания молодёжи, возрождения отечественных традиций служения отечеству на гражданском и военном поприще, а также осознание того, что военная безопасность и защита Отечества требуют современной профессиональной армии, под командованием офицеров, воспитанных на ратных традициях, исконно российских духовных и интеллектуальных ценностях. Развитие системы кадетского образования, неотъемлемой частью которого является воспитание патриотизма, стало ответом на «социальный заказ».

В настоящее время в системе образования России действует кадетская образовательная система, отвечающая всем современным требованиям, которая успешно готовит к жизни, продолжению образования, карьере в военной и государственной службе десятки тысяч молодых людей. В этой системе кадетского образования, возможно получить тот комплекс ключевых компетентностей, которые делают кадета-выпускника успешным курсантом, офицером, специалистом [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.