Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯ УЧЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯ УЧЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНЫЕ МАСТЕРСКИЕ / МАСТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович

Организация учебно-производственного процесса требует анализа требований к профессиональной деятельности, определение временных факторов, разработки технологии учебно-производственного процесса, создания материально-техническая база. Особую значимость в учебно-производственном процессе занимает создание учебного производства, включающее производственные задания, организацию учебно-производственных работ учащихся, материально-технических базы и организационно-педагогические условий обучения учащихся. Подготовка учебного производства включает в себя следующие действия: анализ трудовой деятельности по технологическим и экономическим программам; учет приоритета образовательных и воспитательных задач; организация педагогической и психологической последовательности действий по овладению трудовой деятельностью; обеспечение организации учебного производства на основе современной техники; разработка учебных задач по принципу «от простого к сложному». Непрерывная подготовительная работа мастера профессионального обучения направлена на создание условий для достижения учащимися соответствующего уровня квалифицированного рабочего. В этой связи, необходимо устанавливать соответствия уровня подготовки обучающихся с работой квалифицированных рабочих, а также развитие самостоятельности, рациональной организации руда и организаторских способностей обучающихся. Подготовка к учебно-производственному процессу - это конкретизация имеющейся перспективной подготовки мастера профессионального обучения. При этом формы и методы обучения должны согласовываться с производственными и трудовыми заданиями, с организационными действиями для обеспечения систематического трудового и учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDUSTRIAL TRAINING IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL PRODUCTION

The organization of the educational and production process requires an analysis of the requirements for professional activities, the definition of time factors, the development of technology for the educational and production process, and the creation of a material and technical base. Of particular importance in the educational and production process is the creation of educational production, including production tasks, the organization of educational and industrial work of students, material and technical bases and organizational and pedagogical conditions for teaching students. Preparation of educational production includes the following actions: analysis of labor activity according to technological and economic programs; taking into account the priority of educational and educational tasks; organization of the pedagogical and psychological sequence of actions to master labor activity; ensuring the organization of educational production on the basis of modern technology; development of educational tasks according to the principle "from simple to complex". The continuous preparatory work of the master of vocational training is aimed at creating conditions for students to reach the appropriate level of a skilled worker. In this regard, it is necessary to establish the correspondence of the level of training of students with the work of skilled workers, as well as the development of independence, rational organization of the ore and organizational abilities of students. Preparation for the educational and production process is the concretization of the existing promising training of the master of vocational training. At the same time, the forms and methods of training should be consistent with production and labor tasks, with organizational actions to ensure a systematic labor and educational process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯ УЧЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯ УЧЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. Организация учебно-производственного процесса требует анализа требований к профессиональной деятельности, определение временных факторов, разработки технологии учебно-производственного процесса, создания материально-техническая база. Особую значимость в учебно-производственном процессе занимает создание учебного производства, включающее производственные задания, организацию учебно-производственных работ учащихся, материально-технических базы и организационно-педагогические условий обучения учащихся. Подготовка учебного производства включает в себя следующие действия: анализ трудовой деятельности по технологическим и экономическим программам; учет приоритета образовательных и воспитательных задач; организация педагогической и психологической последовательности действий по овладению трудовой деятельностью; обеспечение организации учебного производства на основе современной техники; разработка учебных задач по принципу «от простого к сложному». Непрерывная подготовительная работа мастера профессионального обучения направлена на создание условий для достижения учащимися соответствующего уровня квалифицированного рабочего. В этой связи, необходимо устанавливать соответствия уровня подготовки обучающихся с работой квалифицированных рабочих, а также развитие самостоятельности, рациональной организации руда и организаторских способностей обучающихся. Подготовка к учебно-производственному процессу - это конкретизация имеющейся перспективной подготовки мастера профессионального обучения. При этом формы и методы обучения должны согласовываться с производственными и трудовыми заданиями, с организационными действиями для обеспечения систематического трудового и учебного процесса.

Ключевые слова: производственное обучение, учебно-производственный процесс, учебные мастерские, мастер профессионального обучения, трудовая деятельность, подготовка рабочих и специалистов.

Annotation. The organization of the educational and production process requires an analysis of the requirements for professional activities, the definition of time factors, the development of technology for the educational and production process, and the creation of a material and technical base. Of particular importance in the educational and production process is the creation of educational production, including production tasks, the organization of educational and industrial work of students, material and technical bases and organizational and pedagogical conditions for teaching students. Preparation of educational production includes the following actions: analysis of labor activity according to technological and economic programs; taking into account the priority of educational and educational tasks; organization of the pedagogical and psychological sequence of actions to master labor activity; ensuring the organization of educational production on the basis of modern technology; development of educational tasks according to the principle "from simple to complex". The continuous preparatory work of the master of vocational training is aimed at creating conditions for students to reach the appropriate level of a skilled worker. In this regard, it is necessary to establish the correspondence of the level of training of students with the work of skilled workers, as well as the development of independence, rational organization of the ore and organizational abilities of students. Preparation for the educational and production process is the concretization of the existing promising training of the master of vocational training. At the same time, the forms and methods of training should be consistent with production and labor tasks, with organizational actions to ensure a systematic labor and educational process.

Key words: industrial training, training and production process, training workshops, master of vocational training, labor activity, training of workers and specialists.

Введение. Производственное обучение как учебный предмет осуществляется в учебных мастерских. Урок производственного обучения выступает организационной формой производственного обучения, обеспечивающая формирование профессиональной деятельности обучающихся средних профессиональных учебных заведений. Субъектами учебного-производственного процесса является мастер профессионального обучения и коллектив учащихся.

Урок производственного обучения (традиционная организационная форма) осуществляется в учебных мастерских с учетом современной техники, технологии и научной организации труда.

В процессе урока производственного обучения происходит овладение профессиональными компетенциями с помощью системы упражнений и производственных заданий.

Таким образом, целью статьи является анализ требований к профессиональной деятельности рабочих и специалистов через организацию учебно-производтсвенного процесса учащихся.

Изложение основного материала статьи. Обучение в учебных мастерских необходимо, когда обучающиеся должны овладеть такими профессиональными умениями, которые нельзя сформировать в условиях предприятия из-за его специализации, оборудования, безопасности труда.

Упражнения в трудовой деятельности необходимы до тех пор, пока можно перевести учащихся на обучение в трудовых коллективах, учебных производствах.

Организация учебно-производственного процесса требует анализа требований к профессиональной деятельности, определение временных факторов, разработки технологии учебно-производственного процесса, создание материально-техническая база [4].

Мастер профессионального обучения должен подготовиться к учебному процессу, а именно:

- разработать проект учебного занятия (конкретизация цели и содержания учебного процесса);

- определить производственные условия и содержание производственного процесса;

- осуществить организационную и технологическую подготовку;

- разработать методические указания, инструкции, производственные задания различной сложности.

С целью конкретизации целей и содержания необходимо проанализировать характер и содержание будущей профессиональной деятельности, а также производственные требования, что позволяет выделить рабочие действия,

операции, их взаимосвязь [7]. Именно выделенные рабочие действия и разработанные трудовые задания, им соответствующие, выступают основными целями и средствами их формирования.

Анализ трудовой деятельности позволяет мастеру профессионального обучения обеспечить постановку целей (профессиональные компетенции, рабочие действия, операции); разработку содержания, выраженного в конкретной трудовой деятельности и уровне овладения учебного материала.

Особую значимость в учебно-производственном процессе занимает создание учебного производства, включающее производственные задания, организацию учебно-производственных работ учащихся, материально-технической базы и организационно-педагогические условия обучения учащихся [2].

Подготовка учебного производства включает в себя следующие действия:

- анализ трудовой деятельности по технологическим и экономическим программам;

- учет приоритета образовательных и воспитательных задач;

- организация педагогической и психологической последовательности действий по овладению трудовой деятельностью;

- обеспечение организации учебного производства на основе современной техники;

- разработка учебных задач по принципу «от простого к сложному».

Техническая оснащённость учебных мастерских должна соответствовать уровню технологии и организации производства, техники предприятия и организация практического производства должны соответствовать научной организации труда.

Необходимо обеспечить преемственность уровня учебного производства в учебной мастерской и на предприятии, элементов построения технологических процессов, принципов и правил трудового процесса.

Мастер профессионального обучения определяет виды учебной продукции в соответствии с видами производственных и трудовых заданий техническими требованиями.

Процесс обучения осуществляется как можно ближе к производственному процессу и в наиболее реальных условиях труда.

Подготовка учебного производства включает в себя следующие этапы [5]:

1. На первом этапе осуществляется проектирование технологического процесса, определение вида продукции, использование инструментов и другого оборудования, соответствующих задачам профессионального обучения и воспитания. На первом этапе оформляется рабочее место, обеспечивается охрана труда и здоровья, культура труда и санитарно-гигиеническое обслуживание.

2. На втором этапе утверждается ход трудового процесса. Учебное производство разделяется на определённые стадии, построенные с точки зрения технологии.

3. На третьем этапе составляется технологическая документация. В технологических документах излагается общий технологический режим работы предприятия, которые обеспечивают высокотехнологическую дисциплину, имеют воспитательную и образовательную функции.

На всех этапах технологической подготовки учебного производства должны быть соблюдены следующие дидактико-методические положения:

- учет учебно-воспитательных задач в соответствии с уровнем развития коллектива учащихся;

- соответствие уровня производственных требований и возможностей учащихся;

- проектирование продвижения учащихся в освоении профессии;

- разработка трудовых упражнений с целью формирования профессиональных компетенций;

- разработка учебных средств, организационных и других условий деятельности.

Дидактическая и методическая подготовка.

Непрерывная подготовительная работа мастера профессионального обучения направлена на создание условий для достижения учащимися соответствующего уровня квалифицированного рабочего. В этой связи, необходимо устанавливать соответствие уровня подготовки обучающихся с работой квалифицированных рабочих, а также развитие самостоятельности, рациональной организации руда и организаторских способностей учащихся.

Подготовка к учебно-производственному процессу - это конкретизация имеющейся перспективной подготовки мастера профессионального обучения. При этом формы и методы обучения должны согласовываться с производственными и трудовыми заданиями, с организационными действиями для обеспечения систематического трудового и учебного процесса [1].

Методическая подготовка должна включать и подготовку материально-технической базы.

Подготовка к уроку производственного обучения осуществляется по следующей структуре:

- постановка цели включает учет нормативов производственного процесса (как прогнозируемый результат, работа «от простого к сложному», сравнение с работой квалифицированных рабочих, выявление причин успеха и неудач);

- использование потенциала учебного материала для воспитания ответственности, организованности, этических норм и правил. При этом необходимо обеспечить введение в содержание моральных норм и позиций, развить значимое общественное мнение в коллективе, активное участи в общественной жизни, обеспечение надёжности, порядок и дисциплину на рабочем месте;

- владение содержанием учебно-производственного процесса, его соответствие уровню развития научно-технического процесса; наличие дополнительного материала (относящийся к данной отрасли труда), определение оптимальных заданий для обучающихся, структурирование учебного материала с новейшими методами труда и передовым опытом, выделить главное - вот те необходимые действия для построения содержания учебно-производственного процесса;

- методическая подготовка мастера профессионального обучения включает определение методики обучения: определение основной дидактической функции, разработку указаний и упражнений фронтальной и индивидуальной форм обучения. К методической подготовке также относится и планирование выводов и обобщений; в выводах должны содержаться важнейшие закономерности, правила техники безопасности труда, условия использования материалов и инструментов;

- технико-организаторская подготовка мастера профессионального обучения включает подготовку необходимых машин, инструментов, приборов, другого оборудования, а также их проверка с точки зрения безопасности труда и готовности средств производства, что обеспечивает качество учебно-производственных действий.

Разработка проекта учебного занятия производственного занятия включает [6]:

- дату учебного занятия, профессию, курс, время обучения;

- тему учебного занятия, его продолжительность;

- цели занятия (определение профессиональных компетенций для овладения обучающимися);

- разработку производственных заданий, трудовых умений;

- определение содержания обучения как части производственного процесса;

- методические указания, упражнения, учебные средства, оборудование;

- междисциплинарные связи с другими предметами, трудовой деятельностью;

- организационные действия.

Обучение в учебных мастерских осуществляется по следующим этапам:

- знакомство обучающихся с профессией, предприятием и целями обучения в мастерских;

- знакомство с правилами безопасности труда, охраны труда и пожарной безопасности;

- демонстрация трудовой деятельности;

- непрерывное управление учебно-производственным процессом;

- оценка, самооценка результатов труда обучения.

Выводы. Таким образом, профессиональное мастерство рассматривается как результат обучения и требует как теоретической подготовки, так и практической в учебных мастерских и на производстве с целью формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров рабочих для российского рынка труда / Н.В. Быстрова, С.А. Цыплакова, Е.Ю. Шалина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2(36). - С. 7-13. - EDN JLCBVL.

2. Ваганова, О.И. Практические занятия как форма организации обучения в системе среднего профессионального образования / О.И. Ваганова, Д.А. Таурова, М.А. Абросимова // Школа молодых новаторов: Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 293-295. - EDN HZPWRT.

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.В. Пчелякова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1. - EDN OWRRWP.

4. Маркова, С.М. Производительный труд как основа производственного обучения / С.М. Маркова, Д.М. Михайленко, М.Н. Уракова // Современные проблемы развития профессионального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 18-19. - EDN HZMLQP.

5. Маркова, С.М. Роль производственных условий в воспитании будущих рабочих и специалистов / С.М. Маркова, Д.М. Михайленко, М.Н. Уракова // Современные проблемы развития профессионального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 16-17. - EDN QYFSUV.

6. Дидактические основы производственного обучения / С.М. Маркова, А.А. Червова, Е.А. Уракова, О.А. Зиновьев // Школа будущего. - 2020. - № 5. - С. 214-221. - EDN MSCCTI.

7. Professional education in the digital transformation society / O.I. Vaganova, L.I. Kutepova, Z.V. Smirnova [et al.] // Eduweb. - 2021. - Vol. 15. - № 3. - P. 215-224. - DOI 10.46502/issn.1856-7576/2021.15.03.18. - EDN DFGGWI.

Педагогика

УДК 378.016

старший преподаватель Матвеева Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧЕЛНОЧНОГО ПЛЕТЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречия между возможностью изучения техники челночного плетения в системе профессиональной подготовки будущих педагогов и недостаточной разработанностью научно-методических основ организации этой деятельности в современных условиях. Цель настоящего исследования обусловлена потребностью анализа существующей практики преподавания челночного плетения в условиях вуза, выявлением его педагогического потенциала в контексте практико-ориентированной подготовки студентов-бакалавров. Автором отмечается недостаточность работ, обобщающих опыт реализации программ обучения челночному кружевоплетению, что обуславливает актуальность обращения к теме. В статье представлены собственные эмпирические наработки по реализации обозначенной темы, нашедших свое практическое воплощение в содержании дисциплины по выбору «Методика обучения челночному плетению учащихся детской художественной школы». Подробно рассмотрено содержание заданий, предлагаемых студентам на практических занятиях и для самостоятельной работы, раскрывается технология создания итоговой творческой работы.

Ключевые слова: студент, будущий педагог, декоративно-прикладное творчество, челночное плетение, фриволите.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to resolve the contradiction between the possibility of learning shuttle weaving technique in the professional training of future teachers and insufficient development of scientific and methodological foundations of the organization of this activity in modern conditions. The purpose of this study is caused by the need to analyze the existing practice of teaching shuttle weaving in higher education institutions, to identify its pedagogical potential in the context of practice-oriented training of undergraduate students. The author notes the lack of works, summarizing the experience of implementing training programs shuttle lace weaving, which determines the relevance of addressing the topic. The article presents its own empirical findings on the implementation of the theme, which found their practical embodiment in the content of the optional discipline "Teaching methodology of shuttle weaving students of children's art school". The content of the assignments offered to students in practical classes and for independent work is considered in detail, the technology of creating a final creative work on the discipline is disclosed.

Key words: student, future teacher, decorative and applied creativity, shuttle weaving, tatting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.