Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧЕЛНОЧНОГО ПЛЕТЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧЕЛНОЧНОГО ПЛЕТЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЧЕЛНОЧНОЕ ПЛЕТЕНИЕ / ФРИВОЛИТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Надежда Васильевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречия между возможностью изучения техники челночного плетения в системе профессиональной подготовки будущих педагогов и недостаточной разработанностью научно-методических основ организации этой деятельности в современных условиях. Цель настоящего исследования обусловлена потребностью анализа существующей практики преподавания челночного плетения в условиях вуза, выявлением его педагогического потенциала в контексте практико-ориентированной подготовки студентов-бакалавров. Автором отмечается недостаточность работ, обобщающих опыт реализации программ обучения челночному кружевоплетению, что обуславливает актуальность обращения к теме. В статье представлены собственные эмпирические наработки по реализации обозначенной темы, нашедших свое практическое воплощение в содержании дисциплины по выбору «Методика обучения челночному плетению учащихся детской художественной школы». Подробно рассмотрено содержание заданий, предлагаемых студентам на практических занятиях и для самостоятельной работы, раскрывается технология создания итоговой творческой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SHUTTLE WEAVING SKILLS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF AN UNDERGRADUATE STUDENT

The relevance of the article is due to the need to resolve the contradiction between the possibility of learning shuttle weaving technique in the professional training of future teachers and insufficient development of scientific and methodological foundations of the organization of this activity in modern conditions. The purpose of this study is caused by the need to analyze the existing practice of teaching shuttle weaving in higher education institutions, to identify its pedagogical potential in the context of practice-oriented training of undergraduate students. The author notes the lack of works, summarizing the experience of implementing training programs shuttle lace weaving, which determines the relevance of addressing the topic. The article presents its own empirical findings on the implementation of the theme, which found their practical embodiment in the content of the optional discipline "Teaching methodology of shuttle weaving students of children's art school". The content of the assignments offered to students in practical classes and for independent work is considered in detail, the technology of creating a final creative work on the discipline is disclosed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧЕЛНОЧНОГО ПЛЕТЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА»

- разработку производственных заданий, трудовых умений;

- определение содержания обучения как части производственного процесса;

- методические указания, упражнения, учебные средства, оборудование;

- междисциплинарные связи с другими предметами, трудовой деятельностью;

- организационные действия.

Обучение в учебных мастерских осуществляется по следующим этапам:

- знакомство обучающихся с профессией, предприятием и целями обучения в мастерских;

- знакомство с правилами безопасности труда, охраны труда и пожарной безопасности;

- демонстрация трудовой деятельности;

- непрерывное управление учебно-производственным процессом;

- оценка, самооценка результатов труда обучения.

Выводы. Таким образом, профессиональное мастерство рассматривается как результат обучения и требует как теоретической подготовки, так и практической в учебных мастерских и на производстве с целью формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров рабочих для российского рынка труда / Н.В. Быстрова, С.А. Цыплакова, Е.Ю. Шалина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2(36). - С. 7-13. - EDN JLCBVL.

2. Ваганова, О.И. Практические занятия как форма организации обучения в системе среднего профессионального образования / О.И. Ваганова, Д.А. Таурова, М.А. Абросимова // Школа молодых новаторов: Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 293-295. - EDN HZPWRT.

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.В. Пчелякова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1. - EDN OWRRWP.

4. Маркова, С.М. Производительный труд как основа производственного обучения / С.М. Маркова, Д.М. Михайленко, М.Н. Уракова // Современные проблемы развития профессионального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 18-19. - EDN HZMLQP.

5. Маркова, С.М. Роль производственных условий в воспитании будущих рабочих и специалистов / С.М. Маркова, Д.М. Михайленко, М.Н. Уракова // Современные проблемы развития профессионального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 16-17. - EDN QYFSUV.

6. Дидактические основы производственного обучения / С.М. Маркова, А.А. Червова, Е.А. Уракова, О.А. Зиновьев // Школа будущего. - 2020. - № 5. - С. 214-221. - EDN MSCCTI.

7. Professional education in the digital transformation society / O.I. Vaganova, L.I. Kutepova, Z.V. Smirnova [et al.] // Eduweb. - 2021. - Vol. 15. - № 3. - P. 215-224. - DOI 10.46502/issn.1856-7576/2021.15.03.18. - EDN DFGGWI.

Педагогика

УДК 378.016

старший преподаватель Матвеева Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧЕЛНОЧНОГО ПЛЕТЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречия между возможностью изучения техники челночного плетения в системе профессиональной подготовки будущих педагогов и недостаточной разработанностью научно-методических основ организации этой деятельности в современных условиях. Цель настоящего исследования обусловлена потребностью анализа существующей практики преподавания челночного плетения в условиях вуза, выявлением его педагогического потенциала в контексте практико-ориентированной подготовки студентов-бакалавров. Автором отмечается недостаточность работ, обобщающих опыт реализации программ обучения челночному кружевоплетению, что обуславливает актуальность обращения к теме. В статье представлены собственные эмпирические наработки по реализации обозначенной темы, нашедших свое практическое воплощение в содержании дисциплины по выбору «Методика обучения челночному плетению учащихся детской художественной школы». Подробно рассмотрено содержание заданий, предлагаемых студентам на практических занятиях и для самостоятельной работы, раскрывается технология создания итоговой творческой работы.

Ключевые слова: студент, будущий педагог, декоративно-прикладное творчество, челночное плетение, фриволите.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to resolve the contradiction between the possibility of learning shuttle weaving technique in the professional training of future teachers and insufficient development of scientific and methodological foundations of the organization of this activity in modern conditions. The purpose of this study is caused by the need to analyze the existing practice of teaching shuttle weaving in higher education institutions, to identify its pedagogical potential in the context of practice-oriented training of undergraduate students. The author notes the lack of works, summarizing the experience of implementing training programs shuttle lace weaving, which determines the relevance of addressing the topic. The article presents its own empirical findings on the implementation of the theme, which found their practical embodiment in the content of the optional discipline "Teaching methodology of shuttle weaving students of children's art school". The content of the assignments offered to students in practical classes and for independent work is considered in detail, the technology of creating a final creative work on the discipline is disclosed.

Key words: student, future teacher, decorative and applied creativity, shuttle weaving, tatting.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческого потенциала студента-бакалавра»)

Введение. Кружевоплетение, являясь одним из важных видов декоративно-прикладного искусства, на протяжении веков было одним из основных видов женского рукоделия. Кружево применялось для отделки одежды, белья в виде окаймления или вставок, а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал. Существует много видов кружевоплетения, различающихся по технике плетения и используемым инструментам. Фриволите - техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков. Интерес к данной технике плетения обусловлен несколькими причинами. Занятия челночным плетением не требуют специального и дорогостоящего оборудования. Кружевоплетением на челноках можно заниматься в любых условиях, учитывая компактность используемых инструментов. Изделия, выполненные в технике челночного плетения, могут стать прекрасным аксессуаром к современной одежде, использоваться в оформлении домашнего и школьного интерьера. Техника выполнения изделий требует сосредоточенности, внимания и аккуратности, понимания красоты. Воспитательное значение занятий челночным плетением трудно переоценить.

Активное включение учащихся в процесс освоения техники фриволите способствует приобщению к декоративно-прикладному искусству, способствует воспитанию трудолюбия, усидчивости, высоких нравственных качеств.

Анализ практики преподавания дисциплин в детских художественных школах показал, что кружевоплетение там изучается недостаточно в силу дефицита педагогических кадров, владеющих данным видом декоративно-прикладного искусства. Между тем, занятия по кружевоплетению, проведенные студентами в период педагогической практики, вызывают неподдельный интерес у детей и желание попробовать свои силы в разных техниках плетения. Это позволяет сделать вывод о необходимости включения челночного плетения в систему профессиональной подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) Изобразительное искусство. Дополнительное образование (в области дизайна и компьютерной графики).

Анализ литературных источников по исследуемой проблеме показал, что ряд авторов обращается к историческим аспектам развития искусства челночного плетения в Западной Европе и России. Е.Е. Бойков, Г.И. Петушкова [2] обращаются к истории возникновения и развития техники фриволите, рассматривают возможности использования челночного плетения в дизайне современной одежды.

Интересна работа А.Р. Абхадзе [1], которая посвящена изучению истории возникновения и развития плетеного кружева фриволите в России и в помещичьих имениях Слобожанщины, процессам обогащения зарубежных традиций плетения русскими мастерицами.

К сожалению, можно констатировать недостаточность системных теоретических исследований в области изучения педагогического потенциала занятий челночным плетением. Психологический аспект проблемы представлен в статье Т.В. Савиновой, И.Д. Бочкаревой [4], где рассматривается развитие свойств внимания подростков в процессе занятий фриволите. Авторы отмечают, что занятия челночным кружевоплетением имеют большой потенциал для развития основных свойств внимания подростков. Они требуют максимальной концентрации, устойчивости внимания, способности его быстро переключать, выделять мельчайшие детали в узоре. Авторы предлагают систему развивающих заданий, развитие свойств внимания.

С.Л. Уланова [5], изучая особенности организации обучения технике фриволите учащихся художественной школы отмечает важность занятий кружевоплетением для творческого развития учащихся, воспитания их художественного вкуса, мышления, становления навыков декоративной деятельности. Данный автор касается некоторых аспектов методики организации учебных занятий по челночному плетению в детской художественной школе.

Работы, посвященные методике обучения студентов технике челночного плетения, в настоящий момент практически отсутствуют. Одним из важных содержательных компонентов в обучении студентов декоративно-прикладному искусству является освоение ими технологии выполнения кружевных изделий. Интересен опыт применение алгоритмического метода в изучении дисциплин художественного цикла при подготовке будущих учителей технологии, представленный в статье О.Ю. Перцевой, С.С. Шергиной [3].

Таким образом, можно констатировать недостаточное количество исследований, обобщающих опыт реализации программ обучения фриволите в детской художественной школе и вузе, что обуславливает актуальность нашего обращения к теме.

Изложение основного материала статьи. В Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева в учебный план подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) Изобразительное искусство. Дополнительное образование (в области дизайна и компьютерной графики) включена дисциплина по выбору «Методика обучения челночному плетению учащихся детской художественной школы». Цель ее освоения - овладение техникой выполнения челночного кружевоплетения и методикой его преподавания в образовательных учреждениях.

Содержание дисциплины предполагает изучение двух основных разделов: «Основные приемы фриволите» и «Технология создания изделий в технике челночного плетения».

Изучение первого раздела начинается со знакомства с историей возникновения фриволите, основными материалами и инструментами для создания изделий, правилами чтения схем плетения изделия.

Первые практические занятия посвящены освоению базовых приемов - плетению прямого и обратного узла фриволите. Это представляет определенные сложности для начинающих осваивать данный вид рукоделия, поэтому важен непосредственный контакт педагога и студента, который дает возможность наглядно познакомиться с техникой кружевоплетения. После освоения двойного узла фриволите студенты приступают к выполнению плетения элементов «кольцо», «кольцо с пико», «простая прошва», «трилистник» и др. одним челноком. Они учатся выполнять соединительную сцепку. После освоения техники плетения одним челноком, студенты приступают к плетению двумя челноками. Они выполняют элементы «дуга-кольцо», «кольцо в кольцо», «комбинированное кольцо», круглых и квадратных мотивов.

Образцы плетения оформляются в учебно-наглядное пособие - рабочую тетрадь, куда студент зарисовывает схему изделия, записывает формулу плетения и приклеивает сам образец. Пример оформления страницы рабочей тетради представлен на рисунке 1.

3. Образцы элементов кружева фрнпол

мввд г-(№1)

Рисунок 1. Образец оформления страницы рабочей тетради

Нельзя не согласится с С.Л. Улановой [5], которая справедливо указывает на недостаточное количество современных учебных пособий по кружевоплетению. Рабочие тетради по данной дисциплине используются студентами в период педагогической практики при проведении занятий по декоративно-прикладному искусству в детской художественной школе. Они позволяют учащимся наглядно видеть образец будущего изделия, особенности его плетения.

Самостоятельная работа студента предполагает выполнение заданий, нацеленных на овладение практическими умениями и навыками в создании изделий в технике «фриволите», спецификой проведения занятий по челночному плетению с учащимися и организацией художественно-эстетической образовательной среды. Приведем примеры некоторых из них:

Задание 1. Составьте глоссарий с наиболее востребованными понятиями изучаемого курса.

Задание 2. Разработайте тестовые задания по теме «Основные элементы челночного плетения» для обучающихся (задания открытой и закрытой формы, задания на соответствие, установление правильной последовательности).

Задание 3. Разработайте мастер-класс по выполнению небольшого изделия в технике челночного плетения для младших школьников.

Задание 4. Предложите инструкционную карту по выполнению плетения прямого и обратного узла. Продумайте, с какими трудностями могут столкнуться обучающиеся при выполнении двойного узла «фриволите». Предложите вариант решения возможных проблем.

Таким образом, в результате освоения первого раздела дисциплины по выбору у студентов формируются умения в решении типовых творческих заданий, создаются предпосылки в овладении навыками плетения сложных изделий в технике фриволите.

Занятия по второму разделу дисциплины нацелены на овладение навыком создания сложных изделий в технике челночного плетения. Решение этой задачи невозможно без формирования у студентов умений читать и составлять схемы кружева. Сначала им предлагается выполнение следующего задания - переработка реалистического изображения в декоративное. Предварительно делается натурная зарисовка любого растения, можно использовать и художественную фотографию. Затем студентам необходимо стилизовать природную форму в декоративную таким образом, чтобы полученный мотив можно было выполнить в технике челночного плетения. Пример выполнения задания представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Стилизация природного мотива в декоративный

Далее студентам предлагается составление орнаментальных композиций с использованием полученного мотива, например, орнамента в круге или в полосе. В первом случае это может быть салфетка, во втором - мерное кружево (см. рис. 3 и 4).

Рисунок 3. Орнаментальная композиция в Рисунок 4. Орнаментальная композиция в полосе,

круге построенная с использованием приема «чередование

вверх-вниз»

Закреплению умений читать и составлять схемы плетения способствует выполнение следующих заданий: 1) на основе фотографии представленного образца составьте формулу его плетения; 2) соотнесите технологический рисунок кружева и формулу плетения образца. Найдите ошибку в описании плетения изделия.

Практические занятия по дисциплине предполагают выполнение студентами творческой работы в технике многорядного плетения, например комплекта праздничных украшений с применением бисера. Фотографии работ представлены на рисунках 5-6.

Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет, который проходит в форме просмотра творческих работ и их защиты. Создание итоговой творческой работы проходит несколько этапов: 1) разработка эскиза будущего изделия; 2) составление схемы плетения изделия; 3) подбор необходимых материалов и инструментов для работы; 4) выполнение изделия в материале.

Приведем пример технологии выполнения итоговой работы - комплекта столового белья «Ь тйп ршт» («Парижское утро»). Комплект столового белья включал в себя льняные скатерть и салфетки. Первоначально было сделано несколько эскизов будущего изделия, затем разрабатывалась схема плетения кружевных элементов (см. рис. 7-8).

Рисунок 7. Эскизы скатерти и Рисунок 8. Схема плетения оплета и кружевных вставок для

салфеток салфеток

В качестве материалов для исполнения творческой работы студенткой были выбраны: а) льняная ткань размером 1,5x1,5 м для скатерти и шесть отрезов такой же ткани размером 25х25см для салфеток; б) хлопчатобумажные нитки двух цветов. Для плетения кружевных элементов использовалось два челнока, вязальный крючок для сцепки элементов.

Создание изделия в материале предполагало выполнение оплетов для скатерти и салфеток, декоративных квадратных мотивов. Сначала выполнялось кружево, расположенное по краям скатерти и салфеток, а затем кружевные элементы, расположенные по центру, осуществлялось их соединение в единую композицию.

Рисунок 9. Кружевные элементы скатерти и салфеток

После завершения плетения всех кружевных элементов изделия была выполнена подрубка краев и оформление места для вшивания кружева. Затем производилось прикрепление кружева к ткани потайным подшивочным швом. Фотография готового изделия представлена на рисунке 10.

Рисунок 10. Комплект столового белья «Парижское утро». Автор: Слизовская О.Е.

Выполнение итоговой творческой работы демонстрирует профессиональный уровень мастерства будущего педагога, мотивирует студентов совершенствовать свои навыки в создании изделий в технике фриволите. Многие выбирают данную технику для выполнения творческой части выпускной квалификационной работы.

Выводы. Таким образом, процесс освоения студентами техники челночного плетения будет эффективным, если содержание учебных занятий будет построено на основе творческих принципов декоративного искусства (повтор, вариация, импровизация). Освоение данного вида кружевоплетения следует начинать с плетения простейших элементов одним и двумя челноками и только после освоения базовых приемов следует приступать к плетению более сложных изделий. Важную роль в формировании интереса к данному виду декоративно-прикладного творчества играет не репродуктивная, а творческая деятельность. Слишком простые задания, плетение изделий по готовым схемам тормозят творческое развитие

студента. Нам представляется необходимым и целесообразным обучение будущего учителя составлению схем плетения изделий, что позволит ему воплощать в материале самые смелые задумки.

Литература:

1. Абхадзе, А.Р. Плетеное кружево фриволите как результат русско-французских культурных контактов в XVIII веке / А.Р. Абхадзе // Вестиментарная матрица орнамента в культуре Слобожанщины: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Белгород, 28 апреля 2018 года / Ответственный редактор З.Ю. Черная. - Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2018. - С. 119-122

2. Бойков, Е.Е. Техника "фриволите" и возможности её использования в дизайне современного костюма / Е.Е. Бойков, Г.И. Петушкова // Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века (ДИСК-2016): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей. Том Часть 1: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет дизайна и технологии", 2016. - С. 26-33

3. Перцева, О.Ю. Применение алгоритмического метода в изучении дисциплин художественного цикла при подготовке будущих учителей технологии / О.Ю. Перцева, С.С. Шергина // Академическая наука - проблемы и достижения: материалы XVII международной научно-практической конференции, North Charleston, 15-16 октября 2018 года. Том 2. -North Charleston: CreateSpace, 2018. - С. 39-43

4. Савинова, Т.В. Развитие свойств внимания подростков средствами челночного кружевоплетения / Т.В. Савинова, И.Д. Бочкарева // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения», Саранск, 09-10 февраля 2017 года / Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева; под научной редакцией Ю.В. Варданян. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2017. - С. 52-53

5. Уланова, С.Л. Особенности организации обучения технике челночного кружевоплетения учащихся художественной школы / С.Л. Уланова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 780-784. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46331.htm.

Педагогика

УДК 331.548

кандидат экономических наук, доцент Метелица Виктория Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет (г. Иркутск); преподаватель Томских Евгения Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет (г. Иркутск); студент 5 курса Сластная Алена Денисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет (г. Иркутск)

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях. Раскрыты основные элементы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях: профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональная пропаганда, профессиональная диагностика. Указаны принципы организации профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях. В статье также представлены результаты опроса учителей по вопросам организации профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях. Выделены положительные тенденции в тенденции в профориентационной сфере в общеобразовательной организации: проведение профориентационной работы во всех школах, понимание ее важности для формирования профессионального самоопределения обучающихся, активное участие обучающихся в профориентационных мероприятиях. Среди негативных аспектов профориентации авторы отмечают: эпизодичность и нерегулярность профориентационных мероприятий, отсутствие материального и морального стимулирования педагогов к занятию профориентационной деятельностью, малый процент работы по выбранной профессии выпускников школ. Определено, что рационально организованная профориентационная деятельность должна соответствовать потребностям современного регионального рынка труда и способствовать максимальной реализации способностей обучающихся.

Ключевые слова: профориентационная деятельность, профориентация обучающихся, элементы профориентации, учитель, общеобразовательная организация.

Annotation. The article discusses the current problems of career guidance in general education organizations. The main elements of professional orientation in general education organizations are revealed: professional education, professional education, professional propaganda, professional diagnostics. The principles of the organization of career guidance activities in general education organizations are indicated. The article also presents the results of a survey of teachers on the organization of career guidance activities in general education organizations. The positive trends in the trends in the career guidance sphere in a general education organization are highlighted: conducting career guidance work in all schools, understanding its importance for the formation of professional self-determination of students, active participation of students in career guidance activities. Among the negative aspects of career guidance, the authors note: the episodicity and irregularity of career guidance activities, the lack of material and moral incentives for teachers to engage in career guidance activities, a small percentage of work in the chosen profession of school graduates. It is determined that rationally organized career guidance activities should meet the needs of the modern regional labor market and contribute to the maximum realization of the abilities of students.

Key words: career guidance, vocational guidance of students, elements of career guidance, teacher, educational organization.

Введение. На современном этапе развития общества профориентационная деятельность является одним из важнейших факторов, определяющих личностное развитие обучающихся и их подготовку к вступлению во взрослую трудовую жизнь. Она деятельность направлена как на решение воспитательных задач, так и на расширение круга знаний обучающихся и их интересов в сфере профессионального самоопределения, на дальнейшую социализацию обучающихся. Соответственно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.