Научная статья на тему 'Традиционное ремесло на уроках трудового обучения в школе: кружевоплетение в технике фриволите'

Традиционное ремесло на уроках трудового обучения в школе: кружевоплетение в технике фриволите Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционное ремесло на уроках трудового обучения в школе: кружевоплетение в технике фриволите»

ТРАДИЦИОННОЕ РЕМЕСЛО

НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ:

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ В ТЕХНИКЕ ФРИВОЛИТЕ

М. Ю. Кормилицына

Новая техника и новая технология уже давно и неумолимо вытесняет ремесленный и практически любой ручной труд за пределы трудовой деятельности. И в этом нет чьей-то «злой воли», а действует безликий закон рыночной экономики - закон минимизации совокупных затрат на производство того или иного продукта: производство с помощью машин и автоматов в десятки и более раз дешевле, чем производство этих продуктов ручным способом. Но перекладывая на плечи машин ручной труд, человек утрачивает навыки, которые на протяжении многих веков передавались от поколения к поколению, формировали не только личность, но и определяли характерные черты национального характера и его культуры. В изделиях, изготовленных ручным способом, всегда можно увидеть почерк мастера, поскольку это результат творчества. А творчеству необходимо учить. И чем раньше, тем лучше. Глубоко убеждена, что уроки трудового обучения в школе могут стать первичным опытом обучения творчеству. И мой многолетний опыт преподавателя трудового обучения убеждает меня в этом. Обучение кружевоплетению - всего лишь один из видов традиционного русского ремесла, которому можно обучить ребенка на уроках трудового обучения, приобщив его к одной из сторон русской традиционной культуры.

Кружевоплетение - один из распространённых видов прикладного искусства. Его истоки теряются в глубине веков, однако уже в конце XV в. кружевоплетение получило значительное развитие в странах Европы. Плетёные кружева, рисунки которых создавали известные художники, украшали одежду не только королей и дворян, но и купцов, и горожан. Кружевная отделка женских платьев и мужских костюмов на протяжении нескольких веков была неотъемлемой частью парадного и повседневного гардероба. Многие кружева стоили целые состояния. В XVII-XVIII вв. у многих богатых российских помещиков были свои кружевницы. В XVIII веке в Европе появились кружевные мануфактуры. В это же время в Европе возникло кружевоплетение в технике фриволите. Если в Италии такое кружево называли «окко» (глазок), то во Франции - «фриволите» (легкомыслие). Именно из Франции кружевоплетение пришло в Россию, а поскольку и в те годы было модно заимствовать иностранные слова, то французское слово «фриволите» прочно вошло в литературный

271

оборот, сохранив своё морфологическое и семантическое значение в русской транскрипции.

Фриволите - это особая техника ручного кружева, плетение которого производится с помощью челнока. В Х!Х в. в России кружевоплетение в технике фриволите выходит за пределы помещичьих усадеб. В городах открываются школы, в которых, в частности, обучают и этому виду кружевоплетения. Издаётся «Энциклопедия женского рукоделия», в которой отведён специальный раздел для фриволите, а в журналах для женщин предлагается заочное обучение кружевоплетению в технике фриволите. Кружевные накидки, перчатки, зонтики, сумочки - обязательная принадлежность туалета женщин не только высшего общества, но и среднего класса. Постельное бельё, скатерти с кружевными вставками или целиком из кружев были почти в каждой состоятельной семье. Кружевоплетение в манере фриволите становится модным занятием, что также способствовало его распространению. Вышивке и кружевоплетению обучали и на Бестужевских курсах, и в Смольном институте благородных девиц в Санкт-Петербурге, и во многих гимназиях. Внешняя простота и доступность (плетением можно заниматься дома, в саду, в пути - достаточно иметь нитки и челнок) также способствовали распространению фриволите.

В период после 1917 г. фриволите было отнесено к «непролетарскому занятию» и потребовались годы, чтобы этот традиционный вид прикладного искусства вновь занял своё место в галерее прикладного творчества. Правда, распространённость его пока не высока, что можно объяснить тремя обстоятельствами: во-первых, кружевоплетение в технике фриволите - весьма трудоёмкое занятие, поскольку относится к ручному производству, а следовательно и изделия, выполненные в этой технике, достаточно дороги; во-вторых, сама техника плетения почти неизвестна, а обучение этому виду прикладного искусства в массовом масштабе нигде, к сожалению, не ведётся; в-третьих, не проводятся выставки фриволите, на которых посетители смогли бы увидёть старинные и современные изделия в технике фриволите. Возможно, в этом некоторая вина музеев и региональных органов культуры.

Важная роль в возрождении и распространении фриволите принадлежит общеобразовательной школе, где дети получают многие трудовые навыки в бытовой сфере деятельности. Полагаю, что именно школа может дать первоначальный импульс его массовому распространению. В некоторых школах Санкт-Петербурга в программу трудового обучения уже включено кружевоплетение в техни-

272

ке фриволите. Так например, с 1995 г. в 350-й общеобразовательной школе Невского района на уроках труда (технологии) девочек обучают кружевоплетению в технике фриволите. Обучение ведётся с 6-го по 7-й классы. За период обучения девочки вполне профессионально овладевают навыками техники фриволите, а многие из них для своих работ самостоятельно разрабатывают рисунки, которые сами по себе являются произведениями искусства. В конце учебного года проводятся выставки работ учащихся, что имеет большое воспитательное значение. Большие возможности для создания современного дизайна фриволите открывает компьютерная графика.

В процессе обучения и трудовой деятельности учащиеся приобретают навыки, необходимые для работы в технике фриволите, в частности: овладевают безопасными приемами труда; пооперационным самоконтролем и контролем результатов своего труда; опытом работы с разнообразной технологической информацией, в том числе с использованием ресурсов Интернет при проектировании художественного замысла; планирования и учета затрат, необходимых для создания изделия и др. У учащихся формируются представления о кружевоплетении в технике фриволите; трудовые навыки, которые могут пригодиться в дальнейшей трудовой деятельности; умения и навыки в плетении челноком; трудолюбие, усидчивость; проектное мышление; эстетический вкус.

По моим наблюдениям, многие из окончивших школу продолжают заниматься плетением в технике фриволите, а это не только радует, но и вселяет уверенность в то, что в дальнейшем они обучат этому искусству и своих детей. Я думаю, что фриволите снова войдёт в моду.

273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.