Научная статья на тему 'Практическая направленность обучения тактико-специальной подготовке курсантов и слушателей в волгоградской академии МВД России'

Практическая направленность обучения тактико-специальной подготовке курсантов и слушателей в волгоградской академии МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / COMBAT TRAINING / TRAINING / PRACTICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косяченко Владимир Иванович, Овчинников Вадим Викторович

В статье рассмотрены особенности подготовки курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России в целях организации практической направленности в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косяченко Владимир Иванович, Овчинников Вадим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors analyze peculiarities of training cadets and trainees at higher educational institutions of the Ministry of Interior of Russia in order to arrange a practical orientation of education.

Текст научной работы на тему «Практическая направленность обучения тактико-специальной подготовке курсантов и слушателей в волгоградской академии МВД России»

В. И. Косяченко, В. В. Овчинников

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ

В статье рассмотрены особенности подготовки курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России в целях организации практической направленности в обучении.

Ключевые слова: служебно-боевая подготовка, обучение, практическая направленность.

V. I. Kosyachenko, V. V. Ovchinnikov

PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING CADETS

AND TRAINEES IN TACTICAL SPECIAL TECHNIQUES AT

THE VOLGOGRAD ACADEMY OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA

The authors analyze peculiarities of training cadets and trainees at higher educational institutions of the Ministry of Interior of Russia in order to arrange a practical orientation of education.

Keywords: combat training, training, practical orientation.

Требования, предъявляемые к уровню подготовки граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, в последнее время претерпели значительные изменения. Согласно «Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» на службу принимаются юноши и девушки с 18 лет. Они не проходили службу в вооруженных силах и не изучали в школе предметов военной подготовки, которая исключена из программ обучения, немногие из них занимались стрелковыми видами и имеют спортивные разряды по стрельбе и различным видам спорта. Это позволяет сделать вывод о низком уровне специальной подготовки вновь принимаемых на службу.

Высокие требования к профессиональной подготовке офицерского состава Министерства внутренних дел Российской Федерации были и остаются основным гарантом успешного функционирования любой структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим юридическим специальным

образованием. Проводимая в России модернизация системы МВД РФ предполагает несколько иной по сравнению с прошлым подход к вопросам подготовки дипломированных специалистов органов внутренних дел.

Современное реформирование системы Министерства внутренних дел Российской Федерации определило актуальность выдвижения

на первый план проблемы практического обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД РФ. Приоритетом здесь выступает их практическая — профессиональная — самореализация в избранной деятельности.

Во временных рамках одной образовательной программы курсант вуза МВД РФ должен освоить две близкие по профилю специальности одного образовательного уровня: юридическую и правоохранительную [1]. Для поддержания правопорядка и успешного противостояния преступникам требуется не только общеюридическая, но и тактико-специальная подготовка, физическая готовность

к ведению рукопашного поединка [2], эффективное использование оружия, знания по способам оказания первой медицинской помощи. Особые условия требуют от личного состава органов внутренних дел профессиональных знаний, умений и навыков, высокого уровня оперативно-служебной готовности к действиям по обеспечению общественной безопасности.

Существующая система тактико-специальной подготовки будущих офицеров МВД России не в полной мере учитывает все аспекты коренных изменений условий выполнения оперативно-служебных задач, возрастание их объема и сложности, а также обновление

вооружения и специальных средств, поступающих в органы внутренних дел.

Важнейшей задачей данной системы является подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями современной правоохранительной деятельности. Особое внимание

в учебно-воспитательном процессе уделяется обучению курсантов и слушателей умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных задач.

Специфика преподаваемых дисциплин кафедры тактико-специальной подготовки определяет необходимость постоянного взаимодействия с практическими органами, в связи с чем кафедра установила и поддерживает тесное сотрудничество с подразделениями ГУ МВД России по Волгоградской области (УООП, УУР, ОМОН, СОБР), УМВД России по г. Волгограду, ЦПП ГУ МВД России по Волгоградской области, ВВ МВД РФ, МЧС по Волгоградской области. Проводятся практические занятия с курсантами и слушателями на базе ОМОН, СОБР. Практические сотрудники принимают участие в подготовке и проведении с курсантами Волгоградской академии МВД России совместных оперативно-тактических учений, командно-штабных учений, тактико-строевых занятий.

Профессорско-преподавательский состав

кафедры вместе со слушателями и сотрудниками практических органов постоянно принимает участие

в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий (Олимпийские игры, Игры доброй воли, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, празднование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне), неоднократно выезжали для обеспечения конституционного порядка и участия в проведении контртеррористической операции в различные регионы и города (Баку, Тбилиси, Крымск, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Нагорный Карабах, Северная Осетия). Многие сотрудники награждены орденами и медалями.

Качественному проведению занятий способствует современная учебно-методическая и материальная база, включающая в себя компьютерный класс, учебно-методический

кабинет, оборудованный современными техническими средствами презентации

(интерактивный экран, мультимедийный проектор, документ-камера, цветной принтер, акустическая система), макетами и видеосистемой. На загородной учебной базе реконструирован тактический полигон для проведения практических занятий по следующим дисциплинам кафедры: «Тактико-специальная подготовка», «Основы личной безопасности сотрудников ОВД». Для обеспечения преподавания дисциплины «Автомобильная подготовка» оборудован тренажерный класс.

Большой вклад в развитие и совершенствование практической направленности учебно-воспитательного процесса на кафедре внесли ее начальники: В. И. Фомичев, Е. Н. Петров, Д. С. Лаптев, И. И. Бондаревский, В. Л. Райков, В. И. Косяченко, И. В. Федюкин.

Велика заслуга в создании учебно-методической и материальной базы для обеспечения учебного процесса ветеранов кафедры: С. В. Непомнящего, Н. А. Садкова, Н. З. Падальца, Н. Ф. Ивонина, Н. Ф. Егорова, А. Д. Даниленко, С. В. Смирнова, А. Д. Новохатского. Одним из первых докторов наук в управленческой деятельности ОВД стал И. И. Бондаревский.

На кафедре преподаются следующие дисциплины: «Выработка навыков сотрудников патрульно-постовой службы», «Тактико-специальная подготовка», «Автомобильная подготовка», «Основы личной безопасности сотрудников ОВД».

Преподаватели кафедры ведут занятия на очной и заочной формах обучения. Кроме того, они привлекаются к проведению занятий по профессионально-служебной подготовке, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки.

Изучение основ тактико-специальной подготовки начинается с дисциплины «Выработка навыков сотрудников патрульно-постовой службы». В ходе занятий курсанты получают первичные знания и умения по действиям нарядов полиции в различных условиях оперативно-служебной деятельности.

При изучении предмета «Тактико-специальная подготовка» главной задачей является формирование профессиональных знаний, умений, навыков обучения тактически грамотному и правомерному решению задач правоохранительной

деятельности как самостоятельно, так и в составе служебных нарядов и групп оперативно-служебного применения в повседневной деятельности и в особых условиях [3].

Формирование практических умений и навыков по организации и подготовке органов управления, группировки сил и средств для действий при чрезвычайных обстоятельствах реализуется при изучении дисциплины «Деятельность ОВД в особых условиях (кризисных ситуациях)».

Основу подготовки составляют разработка и изучение тактических способов и приемов действий в экстремальных ситуациях, применения оружия, боевой и специальной техники и специальных средств, боевых порядков, маневра силами и средствами, овладения курсантами методикой управления войсковыми силами. Под экстремальными ситуациями в данном случае подразумеваются такие условия обстановки, которые требуют от руководителей принятия и претворения в жизнь неординарных решений, а от всего личного состава органов внутренних дел — максимального напряжения духовных и физических сил [4].

Такие условия характерны для военного времени, а в мирное время они, как правило, создаются при стихийных бедствиях, крупных производственных авариях и катастрофах, а также при резком обострении оперативной обстановки, вызванной действиями вооруженных и других особо опасных преступников.

Знания правил дорожного движения, устройства автомобиля и навыки практического управления им курсанты приобретают в ходе изучения дисциплины «Автомобильная подготовка».

Преподаватели Волгоградской академии МВД России принимают участие в работе постоянно действующей учебно-методической секции ГУ МВД России, на которой актуальные вопросы оперативно-служебной деятельности оформляются заданиями на заказ НИР.

Опираясь на накопленный опыт, коллектив кафедры активно ведет научно-

исследовательскую работу по проблемам деятельности ОВД в особых условиях, которая имеет ярко выраженную практическую направленность. По заявкам указанных органов МВД России кафедрой разрабатываются:

— научно-практические рекомендации по совершенствованию содержания, организации и

методического обеспечения тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел;

— научно-методическое обеспечение дисциплины «Тактические действия ОМОН при проведении специальных операций по пресечению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка» для оперативно-служебной подготовки бойцов мобильного отряда особого назначения;

— учебно-практические пособия «Алгоритм действий нарядов полиции» с последующим их внедрением в практику;

— учебно-практические видеофильмы «Особенности проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков».

Также проводятся занятия в системе служебно-боевой подготовки в подразделениях ГУ МВД России; регулярно с участием практических сотрудников, курсантов и слушателей проводятся научно-практические конференции

«Деятельность ОВД в ходе проведения специальных операций», «Деятельность сотрудников ОВД в особых условиях», даются консультации.

Преподаватели регулярно проходят повышение квалификации, полученный передовой опыт внедряется в учебный процесс; проходят стажировку

в практических органах ГУ МВД России, по окончании которой готовится отчет. Полученные в результате стажировки материалы

используются в учебном процессе.

По каждой дисциплине кафедры создан учебно-методический комплекс, включающий организационно-программные, учебно-методические и иные материалы. За последние годы кафедрой подготовлено более 30 подобных материалов. Среди них: курс лекций с мультимедийным сопровождением по тактико-специальной подготовке, учебно-наглядное пособие «Применение и использование специальных средств сотрудниками ОВД при выполнении оперативно-служебных задач», учебные пособия «Основы тактико-специальной подготовки», «Сборник условных знаков и сокращенных обозначений для ОВД» и «Действия сотрудников органов внутренних дел при проведении специальных операций по пресечению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка»; «Рекомендации по подготовке личного состава ОВД к несению

службы в период проведения массовых мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», «Пособие сотрудника ОВД», «Пособие сотрудника вневедомственной охраны».

Кафедра принимает активное участие в организации и проведении научно-практических конференций и семинаров по проблемам и перспективам тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел с участием ведущих специалистов и практических работников ОВД, представителей образовательных учреждений МВД России.

Налажены и поддерживаются тесные научно-педагогические связи с родственными кафедрами образовательных учреждений МВД России, что находит свое выражение в подготовке и проведении совместных научно-практических конференций всероссийского и международного уровня, тематических семинаров, обмене опытом научно-педагогической деятельности.

Кафедра открыта для тесного и плодотворного сотрудничества со всеми, кому интересны проблемы подготовки сотрудников

правоохранительных органов к деятельности в особых условиях.

Список библиографических ссылок

1. Сологуб Ю. И. Педагогические условия тактико-специальной подготовки курсантов в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006.

2. Овчинников В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в высших образовательных учреждениях МВД России // Вестн. Волгоградской академии МВД России. 2010. № 3.

3. Косяченко В. И., Овчинников В. В. Особенности подготовки и проведения оперативно-тактических учений с курсантами и слушателями высших учебных заведений МВД России // Вестн. Волгоградской академии МВД России. 2010. № 4.

4. Михайлов В. А. Дидактические условия повышения эффективности тактико-специальной подготовки курсантов вузов МВД России на основе информационных технологий: дис. . канд. пед. наук. СПб., 2001.

© Косяченко В. И., Овчинников В. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.