Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1067
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непомнящий Станислав Васильевич, Медведев Вячеслав Иванович, Ястребов Александр Васильевич

В статье проводится анализ образовательного процесса, входящего в структуру учебных дисциплин тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебно-боевым и оперативно-служебным действиям в особых условиях, в целях формирования предложений по повышению эффективности организации учебного процесса с личным составом сводных отрядов, направляемых для несения службы на территории Северо-Кавказского региона. Одним из направлений, вызвавших большой интерес у специалистов, является оперативно-боевая подготовка специальных подразделений, направляемых в регионы со сложной оперативной обстановкой, в частности, изучение таких действий, как охрана и оборона важных и собственных объектов ОВД, организация оперативного задержания преступников, задержание особо опасных преступников (бандитов), оказывающих вооруженное сопротивление, проведение специальных операций по освобождению заложников и др. В статье представлены рекомендации по наполнению содержания программ подготовки, формам и методам проведения аудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия), полевых занятий на местности, полигонах и учебных городках, т. е. объектах, максимально приближающих учебный процесс к реальным событиям и наиболее типичным ситуациям. Также рассмотрены вопросы организации данного учебного процесса в условиях образовательных организаций МВД России, что в настоящее время является актуальным и требует экспериментально обоснованных предложений по его совершенствованию.The authors analyze the educational process as a part of subjects in tactic-specialized training of the Interior Bodies staff on the service and operational activity in emergency circumstances. Such activity is expected to form the suggestions for increasing the efficiency of the educational process management with the personal staff of the combined detachment directed to serve at the territory of the North-Caucasus region. Great attention is paid to the operational training of the specialized units directed to the regions of the tense operational circumstances. Several activities are studied: guarding and defense of the moat important personal objects of the Interior Bodies; apprehending criminals, armed offenders, thugs, clearing of hostages and other operations. The recommendations are given on the content of the training programs, forms and methods of teaching (lectures, seminars and practical trainings), field studies, workshops on the proving grounds, in the conditions maximum close to the actual and typical circumstances. The authors study the questions of management of this educational process at the educational organizations of the Interior Affairs Ministry which is most pressing question and requires experimentally sound suggestions for its enhancement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Непомнящий Станислав Васильевич, Медведев Вячеслав Иванович, Ястребов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

Как показывает опыт проведения рубежного и итогового контроля, для рядового и начальствующего состава наиболее трудными темами являются: освобождение от обхватов туловища, ног; личный досмотр; защитные действия с использованием палки специальной; выполнение рычага руки наружу с последующим переходом на загиб руки за спину [2]. Поэтому при проведении занятий по физической подготовке руководителям учебных

Список библиографических ссылок

групп и личному составу усвоению указанных тем необходимо уделять повышенное внимание [1, 2].

И хотя в Наставлении по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел представлены общие вопросы и концепции, однако частные вопросы требуют еще своего разрешения, в т. ч. специалистами в рамках научных дискуссий на научно-практических конференциях и в публикациях статей в ведомственных журналах.

1. Овчинников В. А. Физическая подготовка начальствующего состава образовательных учреждений МВД России: учеб.-метод. пособие / под ред. В. А. Овчинникова. 2-е изд., перераб. и доп. Волгоград: ВА МВД России, 2012. 148 с.

2. Овчинников В. А. Особенности итогового контроля по физической подготовке // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (15 марта 2013 г.) / отв. ред. Е. В. Панов. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. С. 119—122.

3. Овчинников В. А., Шапошников Ю. А., Исаев Р. А. Исторический анализ целей и содержания различных безоружных единоборств // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3 (22). С. 137—142.

4. Овчинников В. А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 2 (17). С. 135.

5. Овчинников В. А., Исаев Р. А., Шапошников Ю. А. Закономерности построения поединка в рукопашном бою // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 4 (19). С. 135—140.

6. Овчинников В. А., Белецкий А. А. Инновационные технологии в образовательном процессе вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 4. С. 107.

© Овчинников В. А., Плешаков С. В., Глущенко Д. В., 2014

С. В. Непомнящий, В. И. Медведев, А. В. Ястребов

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

В статье проводится анализ образовательного процесса, входящего в структуру учебных дисциплин тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебно-боевым и оперативно-служебным действиям в особых условиях, в целях формирования предложений по повышению эффективности организации учебного процесса с личным составом сводных отрядов, направляемых для несения службы на территории Северо-Кавказского региона.

Одним из направлений, вызвавших большой интерес у специалистов, является оперативно-боевая подготовка специальных подразделений, направляемых в регионы со сложной оперативной обстановкой, в частности, изучение таких действий, как охрана и оборона важных и собственных объектов ОВД, организация оперативного задержания преступников, задержание особо опасных преступников (бандитов), оказывающих вооруженное сопротивление, проведение специальных операций по освобождению заложников и др.

В статье представлены рекомендации по наполнению содержания программ подготовки, формам и методам проведения аудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия), полевых занятий на местности, полигонах и учебных городках, т. е. объектах, максимально приближающих учебный процесс к реальным событиям и наиболее типичным ситуациям.

Также рассмотрены вопросы организации данного учебного процесса в условиях образовательных организаций МВД России, что в настоящее время является актуальным и требует экспериментально обоснованных предложений по его совершенствованию.

Ключевые слова: служебно-боевая и оперативная деятельность, оперативно-боевая подготовка специальных подразделений полиции.

S. V. Nepomnaschy, V. I. Medvedev, A.V. Jastrebov

SERVICE AND OPERATIONAL TRAINING MAMAGEMENT

OF THE INTERIOR BODIES STAFF IN EMERGENCY CIRCUMSTANCES

The authors analyze the educational process as a part of subjects in tactic-specialized training of the Interior Bodies staff on the service and operational activity in emergency circumstances. Such activity is expected to form the suggestions for increasing the efficiency of the educational process management with the personal staff of the combined detachment directed to serve at the territory of the North-Caucasus region.

Great attention is paid to the operational training of the specialized units directed to the regions of the tense operational circumstances. Several activities are studied: guarding and defense of the moat important personal objects of the Interior Bodies; apprehending criminals, armed offenders, thugs, clearing of hostages and other operations.

The recommendations are given on the content of the training programs, forms and methods of teaching (lectures, seminars and practical trainings), field studies, workshops on the proving grounds, in the conditions maximum close to the actual and typical circumstances.

The authors study the questions of management of this educational process at the educational organizations of the Interior Affairs Ministry which is most pressing question and requires experimentally sound suggestions for its enhancement.

Keywords: tactic-specialized training, North-Caucasus region, operational training, armed offenders, clearing of hostages, other operations.

В настоящие время учебные центры, обеспечивающие первоначальное профессиональное обучение сотрудников ОВД к предстоящей служебной деятельности, а в дальнейшем и их подготовка к служебно-боевым и оперативным действиям в особых условиях (в составе сводных отрядов ОВД) переведены в структуру Федеральных государственных казенных образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России [6]. Это обстоятельство требует рассмотрения анализируемой проблемы как важного этапа совершенствования подготовки сотрудников ОВД в данном направлении, но уже в системе вузовского образовательного процесса.

Одним из направлений, которое вызвало большой интерес у специалистов, является оперативно-боевая подготовка специальных подразделений (специальный отряд полиции, отряд полиции специального назначения, сводный или мобильный отряд ОВД и др.), которые привлекаются к слу-жебно-боевым действиям в особых условиях, характеризуемых как обстановка, сложившаяся в резуль-

тате возникновения чрезвычайных обстоятельств или чрезвычайных ситуаций, введение режима чрезвычайного или военного положения [5].

Анализ социологических исследований, проведенных специалистами МВД России совместно с сотрудниками подразделений ОВД, участвующих в служебно-боевых действиях по освобождению заложников и захвату (уничтожению) бандитов, оперативных задержаниях (захватах) особо опасных вооруженных преступников, позволил выявить значимость отдельных видов оперативно-боевой подготовки и ранжировать их в следующем порядке: огневая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка, оперативно-разыскная деятельность, десантно-штурмовая подготовка, физическая подготовка, военная топография и др. [1].

В представленной статье авторами предпринята попытка анализа образовательного процесса, входящего в структуру учебных дисциплин тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД, а именно: специальной тактики, общевойсковой тактики, военной топографии и инженерной подготовки.

По их мнению, на современном этапе совершенствования тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД к служебно-боевым и оперативным действиям можно рассмотреть возможность решения данной проблемы путем конкретизации тем, а также их содержания в части, касающейся именно личного состава указанных выше специальных подразделений полиции.

Раздел специальной тактики предполагает изучение таких действий, как организация оперативного задержания преступников. Эти действия можно дифференцировать на три направления:

— оперативное задержание в пешем порядке одним сотрудником, группой сотрудников и с применением нелетальных видов нейтрализации преступников;

— в ходе выполнения специальной операции;

— применение способов: «таран», «перекрытие дороги», «засада», «блокирование» и др.;

— использование средств принудительной остановки транспорта.

Следующий раздел специальной тактики предполагает изучение такой темы, как организация и проведение специальных операций по задержанию преступников (бандитов), оказывающих вооруженное сопротивление в различных условиях (дом, квартира, административное здание, местность и др.). Занятия, как правило, проводятся в дневное и ночное время на полигонах, объектах, специализированных полосах, оборудованных препятствиями различного вида.

Неоспорима важность подготовки специальных подразделений полиции к выполнению служебно-боевых и оперативных действий по освобождению заложников и захвату (уничтожению) бандитов, которые обеспечиваются изучением вопросов по блокированию мест проведения данных операций силами специальных подразделений ОВД и взаимодействующим с ними личным составом внутренних войск; ведению переговоров в целях освобождения заложников, отвлечения внимания преступников, их дезинформации, установления содержания требований бандитов и т. д., с последующей организацией штурма места нахождения преступников и заложников путем скрытого проникновения групп захвата туда с выполнением боевых действий. Проведение указанных занятий обычно организуется на реальных объектах, — это самолет, поезд, квартира, частный дом и др. или в их макетах [2].

Учебный процесс по организации специальных операций по ликвидации бандитских формирований требует изучения сотрудникам отрядов таких служебно-боевых действий, как:

— ведение разведки, выставление секретов, постов наблюдения, организации засад и др.;

— «непосредственное» преследование бандитов, а также их преследование по «следам» и по «направлениям»;

— блокирование места дислокации банды при ее попытке скрыться способом прорыва из окружения или блокированного района;

— уничтожение банды в населенном пункте, в горах, в убежище, а при сдаче — обыск задержанных с их последующим конвоированием;

— проведение обязательного осмотра местности, где проходила операция, в целях обнаружения вещественных доказательств их преступной деятельности.

Раздел программы подготовки специальных подразделений полиции по общевойсковой тактике предполагает изучение основ современного общевойскового боя, а в частности, основ управления подразделениями ОВД в общевойсковом бою, действия сотрудника в оборонительном бою в составе мотострелкового подразделения, а также при наступлении, на марше, в охранении и т. д.

Важно наличие знаний у сотрудников ОВД, направляемых в район служебно-боевых и оперативных действий, топографии. Программа оперативно-боевой подготовки специальных подразделений полиции предлагает изучение этой дисциплины с обязательным наличием в содержании таких тем, как:

— ориентирование на местности без карты и движение по заданному маршруту;

— номенклатура топографических карт, правила обращения с ними, оценка местности и определение по карте прямоугольных и полярных координат.

Указанная информация, по мнению респондентов, в достаточной мере обеспечивает готовность сотрудника к действиям на местности и в зоне боевых объектов. Вместе с тем опыт преподавания топографии на кафедре тактико-специальной подготовки ВА МВД России указанному контингенту дает право рекомендовать к изучению тему «Графические служебные документы, используемые в ОВД, и основные правила их разработки и ведения [1].

Инженерная подготовка, являясь разделом программы оперативно-боевой подготовки специ-

альных подразделений полиции, входит в структуру тактико-специальной подготовки и предполагает изучение сотрудниками следующих тем:

— маскировка, ее задачи и порядок применения;

— укрепление местности самоокапыванием, окапыванием пулеметных и гранатометных отделений, оборудование ходов сообщения, окопов, наблюдательных и командных пунктов, отхожие места, щели, убежища, перекрытия и т. д.;

— приспособление местных предметов к бою, в т. ч. воронок, канав, плетней и деревянных заборов, строений, каменных оград и т. д.;

— особенности окапывания в зависимости от местности и грунта, т. е. окопы на переднем скате и на обратном скате, в лесу, в каменистом грунте и болотистой местности, при толстом или тонком слое снега;

— инженерные укрепления в местах временной или постоянной дислокации подразделений.

Описанное выше содержание разделов программы оперативно-боевой подготовки специальных подразделений полиции изучается в основном на учебных занятиях, проводимых в форме аудиторных и полевых занятий, тренировок, оперативных игр и учений [7].

Аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия) обеспечивают, главным образом, формирование теоретических знаний сотрудников специальных подразделений полиции.

Полевые занятия проводятся на местности, на полигонах, на учебных городках, т. е. объектах, максимально приближающих учебный процесс к реальным событиям и ситуациям как по темам специальной тактики, так и темам общевойсковой тактики, военной топографии и инженерной подготовки. К основным методам обучения на полевых занятиях специалисты относят рассказ, показ и упражнение [4].

Одной из эффективных форм оперативно-боевой подготовки считается тренировка, используемая при формировании устойчивых навыков и умений в выполнении конкретных служебно-боевых и оперативных действий: боевых приемов борьбы, использования табельного стрелкового оружия и специальных средств, осуществления действий по розыску и задержанию особо опасных вооруженных преступников как лично, так и в качестве руководителя наряда, функциональной группы или подразделения [3].

Такая форма обучения, как оперативные игры, также достаточно часто используется в подготовке

сотрудников ОВД к служебно-боевым и оперативным действиям в особых условиях. Они организуются по заранее разработанному замыслу, в соответствии с которым обучаемые отрабатывают взаимосвязанные эпизоды, уясняют задачу, оценивают обстановку, делают необходимые расчеты, принимают решения и отдают распоряжения, оформляют необходимые графические служебные документы, причем каждый в своей игровой роли.

Высшей формой оперативно-боевой подготовки сотрудников являются учения, проводимые по определенному сценарию на местности в различное время года и суток с привлечением всего личного состава сводного отряда ОВД. Задачами данной формы обучения специалисты называют:

— «слаживание» сотрудников конкретных нарядов, функциональных групп, подразделений и всего отряда в целом к служебно-боевым и оперативным действиям в особых условиях;

— воспитание навыков и умений в эффективном выполнении возникающих задач применительно к особым условиям как индивидуально,так и в составе подразделения, а точнее, в качестве руководителя наряда, функциональной группы и т. д.;

— формирование у сотрудников отряда психологической готовности преодолевать трудности, управлять своими психическими состояниями и действиями в условиях служебно-боевой и оперативной обстановки.

В качестве выводов по изложенному выше аналитическому материалу, а также в целях совершенствования процесса подготовки сводных отрядов ОВД к служебно-боевым и оперативным действиям в условиях высших образовательных учреждений МВД России можно рекомендовать следующее:

1. Пересмотреть содержание существующих и используемых в настоящее время учебных рабочих программ по подготовке сводных отрядов ОВД к служебно-боевым и оперативным действиям в особых условиях.

2. Чаще проводить социологические исследования с привлечением в качестве респондентов сотрудников ОВД, имеющих опыт обеспечения охраны общественного порядка и безопасности в регионах со сложной оперативной обстановкой, в целях внесения изменений в процесс подготовки личного состава с учетом новых требований.

3. Содержание полевых занятий максимально приближать к реальным условиям будущей слу-жебно-боевой и оперативной деятельности, применительно к конкретным эпизодам со сложной

оперативной обстановкой. При этом время их проведения планировать не менее 10 дней, а 30 % этого времени проводить в ночное время.

4. В проводимых итоговых командно-штабных учениях с личным составом сводных отрядов ОВД изыскивать возможность использования специальных средств и бронетехники.

Список библиографических ссылок

5. К началу учебного процесса сводный отряд должен быть полностью укомплектован, со 100-процентным участием во всех видах служебно-боевой и оперативной подготовки к предстоящим действия в особых условиях.

1. Подготовка сводного отряда образовательного учреждения высшего профессионального образования МВД России к выполнению служебно-боевых задач в особых условиях: учеб.-метод. пособие / Р. З. Мам-леев [и др.]. Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2004. 191 с.

2. Медведев В. И., Косяченко В. И., Овчинников В. В. Тактико-специальная подготовка: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2010.

3. Непомнящий С. В. Экспериментальное обоснование средств и методов физической подготовки для воспитания профессионально-волевых физических и психических качеств у сотрудников патрульно-постовой службы милиции: метод. рекомендации. Волгоград: ВСШ МВД России, 1987.

4. Непомнящий С. В. Из истории организации служебно-боевой деятельности сводных отрядов (батальонов) Волгоградской академии МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3 (22). С. 161—169.

5. Подготовка личного состава органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе: учеб. пособие / под ред. Г. С. Гусева. Уфа, 2000.

6. Саливерстов С. В., Ковалев Д. Н., Серый Ф. Г. Программа оперативно-боевой подготовки спецподразделений полиции МВД России: учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2003.

7. Медведев В. И., Непомнящий С. В. Формирование моделей междисциплинарной интеграции процесса подготовки курсантов и слушателей к служебно-боевой деятельности в особых условиях // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27). С. 168—172.

© Непомнящий С. В., Медведев В. И., Ястребов А. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.