Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ'

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АТТЕСТОВАННЫХ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Владимир Александрович, Плешаков Сергей Викторович, Глущенко Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются теоретико-методологические и технологические основы системы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. На основе применения теоретических методов (изучение, анализ, обобщение материалов научно-методической литературы, контент-анализ системы руководящих документов, регламентирующих физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел России) в статье представлен анализ содержания, проведения и характерных ошибок итогового контроля по определению уровня физической подготовленности сотрудников. В статье проанализировано содержание программно-нормативных документов, определяющих уровень физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел России, намечены пути и способы повышения данного уровня. Результаты исследования могут быть положены в основу диссертационных исследований по проблемам профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России, создания учебных, учебно-методических пособий и разработок, а также в основу подготовки и проведения практических занятий по физической подготовке, осуществляемых в рамках профессиональной, служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.Theoretical-methodological and technological background of the system of vocational and applied physical training of the Russian internal affairs bodies officers, has been reviewed in this article. Based upon the application of theoretical methods (study, analysis, generalization of scientific and methodical literary matters, content analysis of the system of the governing documents regulating physical training of the Russian internal affairs bodies officers, this article represents the analysis of content, provision and indicative errors of a final examination for the determination of the officers’ physical training level. This article shows the analysis of the contents of the program-related reference documents defining the level of physical training of the Russian internal affairs bodies officers, as well as the ways and methods to increase this level. Results of the research can be the basis for thesis work on the issues of vocational and applied physical training of the Russian internal affairs bodies officers, as well as on the creation of education guides, study guides, tutorials and development, and also the basis for preparing and holding practical training classes, provided within vocational, duty-related and physical training of the Russian internal affairs bodies officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Владимир Александрович, Плешаков Сергей Викторович, Глущенко Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ»

2. Дементьев В. Л., Малков О. Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах // Теория и практика физ. культуры. 1986. № 10. С. 37—39.

3. Боген М. М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 7. С. 6—9.

4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. 541 с.

5. Овчинников В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в высших образовательных учреждениях МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 3. С. 163—165.

6. Овчинников В. А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 2. С. 135—141.

7. Овчинников В. А. Система формирования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 48 с.

8. Овчинников В. А., Галкин В. Н., Плешивцев А. Ю. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27). С. 172—177.

9. Овчинников В. А. Управление профессионально-прикладной физической подготовкой курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России: монография. Волгоград: ВА МВД России, 2010. 304 с.

10. Пархомович Г. П. Основы классического дзюдо: учеб.-метод. пособие для тренеров и спортсменов. Пермь: Урал-ПрессЛтд, 1993. 163 с.

11. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.

12. Туманян Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование. М.: ФиС, 1985. 95 с.

13. Медведев В. И., Непомнящий С. В. О совершенствовании процесса по дисциплине «Основы личной безопасности в ОВД» // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2 (25). С. 132—137.

© Овчинников В. А., Логинов Р. Г., Крючков В. В., 2014

В. А. Овчинников, С. В. Плешаков, Д. В. Гпущенко

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ

В статье рассматриваются теоретико-методологические и технологические основы системы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. На основе применения теоретических методов (изучение, анализ, обобщение материалов научно-методической литературы, контент-анализ системы руководящих документов, регламентирующих физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел России) в статье представлен анализ содержания, проведения и характерных ошибок итогового контроля по определению уровня физической подготовленности сотрудников.

В статье проанализировано содержание программно-нормативных документов, определяющих уровень физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел России, намечены пути и способы повышения данного уровня. Результаты исследования могут быть положены в основу диссертационных исследований по проблемам профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России, создания учебных, учебно-методических пособий и разработок, а также в основу подготовки и проведения практических занятий по физической подготовке, осуществляемых

в рамках профессиональной, служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, боевые приемы борьбы, уровень физической подготовленности аттестованных сотрудников МВД России.

V. A. Ovchinnikov, S.V. Pleshakov, D. V. Glushchenko

ANALYSIS OF HOLDING A FINAL EXAMINATION FOR THE DETERMINATION OF PHYSICAL

TRAINING LEVEL OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OFFICERS

Theoretical-methodological and technological background of the system of vocational and applied physical training of the Russian internal affairs bodies officers, has been reviewed in this article. Based upon the application of theoretical methods (study, analysis, generalization of scientific and methodical literary matters, content analysis of the system of the governing documents regulating physical training of the Russian internal affairs bodies officers, this article represents the analysis of content, provision and indicative errors of a final examination for the determination of the officers' physical training level.

This article shows the analysis of the contents of the program-related reference documents defining the level of physical training of the Russian internal affairs bodies officers, as well as the ways and methods to increase this level. Results of the research can be the basis for thesis work on the issues of vocational and applied physical training of the Russian internal affairs bodies officers, as well as on the creation of education guides, study guides, tutorials and development, and also the basis for preparing and holding practical training classes, provided within vocational, duty-related and physical training of the Russian internal affairs bodies officers.

Keywords: professional and applied physical training, officers of the Russian internal affairs bodies, battlelike fighting techniques, physical training level of certified officers Of The Russian Internal Affairs Ministry.

Относительно совсем недавно, 13 ноября 2012 г., вступило в силу Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. В образовательных организациях высшего профессионального образования МВД России уже прошли ежеквартальные, итоговые и инспекторские проверки по определению уровня физической подготовленности у аттестованных сотрудников постоянного состава. В нашей статье представлен анализ общих ошибок как при организации, проведении указанных мероприятий, так и частных, допускаемых при выполнении контрольных упражнений и демонстрации боевых приемов борьбы аттестованными сотрудниками.

К сожалению, как руководители строевых подразделений, так и вверенный им личный состав слабо знают нормативные правовые документы, в частности Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. В нем предписано руководителям учебных групп в рамках профессиональной служебной и физической подготовки лично прово-

дить занятия по физической подготовке, при этом определены порядок и критерии оценки как контрольных упражнений, так и демонстрации выполнения боевых приемов борьбы.

Остановимся на основных моментах данного наставления. Форма одежды для занимающихся устанавливается: на занятиях — руководителем учебной группы; при инспектировании, на контрольных и целевых проверках — проверяющим. Как правило, это спортивная форма одежды, но в ряде случаев проведение практических и контрольных занятий возможно в повседневной полицейской форме одежды.

Отделом кадров подразделения все сотрудники органов внутренних дел распределены согласно полу и полному количеству лет на возрастные группы:

1-я — мужчины и женщины до 25 лет;

2-я — мужчины и женщины от 25 до 30 лет;

3-я — мужчины и женщины от 30 до 35 лет;

4-я — мужчины и женщины от 35 до 40 лет;

5-я — мужчины и женщины от 40 до 45 лет;

6-я — мужчины от 45 до 50 лет, женщины 45 лет и старше;

7-я — мужчины от 50 до 55 лет;

8-я — мужчины 55 лет и старше.

Проверка сотрудников полиции осуществляется по двум общефизическим упражнениям (по одному на силу, быстроту и ловкость на выбор проверяемого с учетом состояния учебно-материальной базы) и боевым приемам борьбы.

Повторное выполнение упражнений в целях улучшения полученной оценки не допускается.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях.

Демонстрация боевых приемов борьбы — решение задачи, связанной с ограничением свободы передвижения ассистента, оценивается оценками: выполнено,не выполнено.

Оценка «Выполнено» ставится, если сотрудник уверенно и эффективно защитился от атакующих действий (переместился с пути движущейся атакующей конечности или направления ствола огнестрельного оружия, отбил атакующую конечность встречным ударом (выбил оружие), остановил атакующую конечность либо отбивом отвел ее в сторону, обозначил расслабляющий удар и освободился от захвата (обхвата); подавил сопротивление (акцентированно обозначил удар, толчком или рывком вывел ассистента из равновесия);

Индивидуальная оценка физической подготовленности сотрудника слагается из баллов, набранных им за выполнение двух контрольных упражнений, а также оценки за выполнение боевых приемов борьбы, и определяется по двум уров-ням:удовлетворительно и неудовлетворительно.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если сотрудник набрал минимальное количество баллов согласно таблице 1 либо превысил его и получил удовлетворительную оценку за выполнение боевых приемов борьбы.

1

ограничил свободу передвижения ассистента (сковал его руки болевым приемом, надежным и удобным для сопровождения, надел наручники или связал, вынудил ассистента угрозой применения оружия повиноваться или условно применил его на поражение).

Оценка «Не выполнено» — ставится, если сотрудник неэффективно защитился от атакующих действий, не подавил сопротивление, не ограничил свободу передвижения ассистента, медленно, неуверенно или не в соответствии с описанием выполнил боевой прием борьбы.

Демонстрация боевых приемов борьбы сотрудником предусматривает исключение возможности его знания заранее атакующих действий ассистента [5].

Таблица

Таблица оценки физической подготовленности сотрудников

Возрастные группы Минимальное количество баллов

Сотрудники полиции, за исключением сотрудников подразделений специального назначения и авиации (сумма в двух упражнениях)

Сотрудники мужского пола

1 115

2 105

3 95

4 85

5 75

6 65

7 55

8 45

Сотрудники женского пола

1 75

2 65

3 55

4 45

5 35

6 25

При выполнении подтягивания на перекладине необходимо поднимать подбородок выше грифа перекладины, а в положении вис фиксировать неподвижное положение одну секунду. При нарушении правил подается команда «Не считать». Если эта команда подается трижды подряд, выполнение упражнения прекращается.

При выполнении сгибания-разгибания рук в упоре лежа требуется касание грудью пола, касание пола бедрами и животом запрещено. При нарушении правил подается команда «Не считать». Если эта команда подается трижды подряд, выполнение упражнения прекращается.

При выполнении челночного бега 10х 10, 4х20 м необходимо коснуться любой частью тела (ногой, рукой) поверхности за линией старта или поворота. При двукратном нарушении правил упражнение считается невыполненным. Запрещается при старте и поворотах в качестве опоры использовать естественные или искусственные предметы (стартовые колодки, ноги ассистента).

При проверках сотрудники допускают следующие характерные ошибки.

При выполнении упражнения челночный бег 10х10, 4х20 м:

— сотрудники действуют не на максимуме своих физических возможностей, что впоследствии (при выполнении сгибания и разгибания рук в упоре лежа, подтягивании и т. д.) ведет к невозможности набора сотрудником требуемой суммы баллов;

— сотрудники не пересекают какой-либо частью тела линии разметки старта и поворота;

— отсутствует разворот стопы при выполнении поворотов, что не позволяет обеспечить полноценное отталкивание для продолжения выполнения упражнения.

При выполнении упражнения подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа:

— отсутствует фиксация не менее одной секунды положения виса и упора на руках стопы [1].

При выполнении боевых приемов борьбы:

— при начале демонстрации приемов сотрудник не принимает боевую стойку и не соблюдает дистанцию, что затрудняет своевременное и правильное реагирование на атакующие действия ассистента;

— сотрудник не выполняет расслабляющий удар либо производит такое неакцентированное обозначение, что проверяющий его просто не видит, хотя проверяемый в полной уверенности, что он его выполнил;

— сотрудник не доводит до логического завершения прием. Двигательное действие остается незаконченным — не выполняется загиб руки за спину либо происходит раннее распускание захвата, без команды проверяющего;

— при демонстрации конечной фазы болевого приема — загиб руки за спину не соблюдается правило: «нога, кисть, локоть». Нога сотрудника должна стоять плотно к ноге ассистента. Кисть руки сотрудника — располагаться на локте ассистента, ограничивая разгибания его локтевого сустава. Сотрудник выводит ассистента из равновесия, тем самым локоть ассистента упирается в шейку бедра сотрудника [3; 4];

— при выполнении боевых приемов борьбы, связанных с угрозой применения огнестрельного оружия в упор, сотрудник не выбивает оружие из рук ассистента, продолжая выполнять защитные действия;

— при выполнении боевых приемов борьбы, связанных с обезоруживанием противника, после выполнения защитных действий и выполнения загиба руки за спину упавшее оружие противника (нож, пистолет, палка) не подбирается или подбор осуществляется не при подходе правой стороной сотрудника [5; 6];

— после выполнения рычага руки наружу и перевода противника на живот проводится болевой прием на колено противника, используя свою правую ногу, а необходимо, развернув колено своей левой ноги, расположить ее на задней поверхности бедра атакуемой ноги для предотвращения скручивания туловища противника и усиления болевого воздействия;

— после выполнения рычага руки наружу и перевода противника на живот колено сотрудника не накладывается на его поясницу, атакуемая рука поднимается вертикально вверх, а не направляется параллельно поверхности вверх-вперед, что значительно затрудняет выполнение загиба руки за спину [5];

— в начале выполнения приемов личного досмотра и подачи команд дистанция между сотрудником и ассистентом менее трех метров;

— при выполнении личного досмотра сотрудник не контролирует действия ассистента. При досмотре не ставит свою ногу вплотную с его ногой, опускает взгляд в пол, стоит на прямых ногах. Найденное оружие не отбрасывается в сторону.

Как показывает опыт проведения рубежного и итогового контроля, для рядового и начальствующего состава наиболее трудными темами являются: освобождение от обхватов туловища, ног; личный досмотр; защитные действия с использованием палки специальной; выполнение рычага руки наружу с последующим переходом на загиб руки за спину [2]. Поэтому при проведении занятий по физической подготовке руководителям учебных

Список библиографических ссылок

групп и личному составу усвоению указанных тем необходимо уделять повышенное внимание [1, 2].

И хотя в Наставлении по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел представлены общие вопросы и концепции, однако частные вопросы требуют еще своего разрешения, в т. ч. специалистами в рамках научных дискуссий на научно-практических конференциях и в публикациях статей в ведомственных журналах.

1. Овчинников В. А. Физическая подготовка начальствующего состава образовательных учреждений МВД России: учеб.-метод. пособие / под ред. В. А. Овчинникова. 2-е изд., перераб. и доп. Волгоград: ВА МВД России, 2012. 148 с.

2. Овчинников В. А. Особенности итогового контроля по физической подготовке // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (15 марта 2013 г.) / отв. ред. Е. В. Панов. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. С. 119—122.

3. Овчинников В. А., Шапошников Ю. А., Исаев Р. А. Исторический анализ целей и содержания различных безоружных единоборств // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3 (22). С. 137—142.

4. Овчинников В. А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 2 (17). С. 135.

5. Овчинников В. А., Исаев Р. А., Шапошников Ю. А. Закономерности построения поединка в рукопашном бою // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 4 (19). С. 135—140.

6. Овчинников В. А., Белецкий А. А. Инновационные технологии в образовательном процессе вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 4. С. 107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Овчинников В. А., Плешаков С. В., Глущенко Д. В., 2014

С. В. Непомнящий, В. И. Медведев, А. В. Ястребов

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

В статье проводится анализ образовательного процесса, входящего в структуру учебных дисциплин тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебно-боевым и оперативно-служебным действиям в особых условиях, в целях формирования предложений по повышению эффективности организации учебного процесса с личным составом сводных отрядов, направляемых для несения службы на территории Северо-Кавказского региона.

Одним из направлений, вызвавших большой интерес у специалистов, является оперативно-боевая подготовка специальных подразделений, направляемых в регионы со сложной оперативной обстановкой, в частности, изучение таких действий, как охрана и оборона важных и собственных объектов ОВД, организация оперативного задержания преступников, задержание особо опасных преступников (бандитов), оказывающих вооруженное сопротивление, проведение специальных операций по освобождению заложников и др.

В статье представлены рекомендации по наполнению содержания программ подготовки, формам и методам проведения аудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия), полевых занятий на местности, полигонах и учебных городках, т. е. объектах, максимально приближающих учебный процесс к реальным событиям и наиболее типичным ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.