ния) состоянии, а также изготовленные из изолированного провода. По возможности необходимо установить, к чему крепятся оба конца «растяжки», не прикасаясь к ней.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что успешные действия сотрудников ОВД по соблюде-
Список библиографических ссылок
нию мер безопасности при осмотре мест проживания членов незаконных вооруженных формирований во многом зависят от уровня их индивидуальной подготовки и технического оснащения.
1. В ГУ МВД России по СКФО подвели итоги оперативно-служебной деятельности за 9 месяцев 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://skfo.mvd.ru (дата обращения: 12.06.2015).
2. В Кабардино-Балкарии ликвидирована группа боевиков [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://07.mvd.ru/news/item/1409625/ (дата обращения 12.06.2015).
3. Медведев В. И. Пиротехнические средства как предметы и орудия совершения преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 3. С. 98—102.
4. Шхагапсоев З. Л., Карданов Р. Р. Меры безопасности сотрудников ОВД при осмотре мест скрытного пребывания членов незаконных вооруженных формирований в горно-лесистой местности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1. С. 169—172.
© Карданов Р. Р., 2015
С. В. Непомнящий, А. В. Ястребов, А. А. Белецкий
О ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,
ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье представлен анализ программного материала подготовки сотрудников ОВД, привлекаемых к проведению контртеррористических мероприятий на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
На основе материала, полученного авторами путем анкетирования, непосредственного наблюдения за содержанием оперативно-служебных действий сотрудников сводных отрядов в местах временной дислокации, экспертной оценки представленной информации руководителями ОВД, организующими и контролирующими эту правоохранительную деятельность, были сформированы предложения по совершенствованию учебного процесса в образовательных организациях МВД России.
Кроме того, авторами учтен достаточно большой опыт подготовки и организации оперативно-служебной деятельности сводных отрядов ВА МВД России в 1989—1991 гг. на территории ряда Закавказья и Северного Кавказа, которые выполняли примерно такие же правоохранительные задачи.
Важным является и то, что в статье рассмотрен вопрос проведения процесса «слаживания» подразделений ОВД, т. е. создания требуемых морально-психологических, служебных и этических норм многодневного пребывания в местах выполнения поставленных оперативно-служебных задач.
Ключевые слова: оперативно-служебная деятельность, пункт временной дислокации, сводный отряд органа внутренних дел.
S. V. Nepomniaschy, A. V. Yastrebov, A. A. Bielecki
ABOUT THE TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS INVOLVED IN COUNTERTERRORISM OPERATIONS IN THE NORTH CAUCASUS REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article introduces the analyses of training program material оf Internal Affairs Agency officers engaged in conducting counter-terrorist activities on the territory of the North Caucasian region of the Russian Federation.
On the basis of material obtained by the authors by means of a questionnaire survey, direct observation of the content of operational service actions performed by officers of composite detachments in temporal deployment points, expert assessment of the information provided by the Internal Affairs Agencies chiefs, who organize and control these law enforcement activities, the proposals on the educational process: improvement in educational institutions of the Russian Internal Affairs Ministry were formed.
Besides this, the authors considered an extensive experience оf preparing and organizing the operational service activities of the Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry composite detachments in the period 1989—1991 on the territory of several Caucasian republics and North Caucasian republics, which performed about the same law enforcement activities.
It is also important that the problem of «teamwork» of Internal Affairs Agencies is considered in the article, i. e. creating the required moral and psychological, service and ethical standards of multi-day stay in points of the operational service objectives fulfillment.
Keywords: operative service activity, temporal deployment point, composite detachment of Internal Affairs Agency.
Процесс подготовки сотрудников ОВД, привлекаемых для участия в проводимых контртеррористических операциях на территории СевероКавказского региона Российской Федерации, организуется в Волгоградской академии МВД России на основе примерной учебной программы, которая содержит два этапа подготовки [1]. На первом этапе, продолжительность которого 16 дней (128 часов), изучаются вопросы правовой подготовки, регламентирующей основные направления оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России в Северо-Кавказском регионе. На этом же этапе с использованием учебно-материальной базы академии преподавателями организуется образовательный процесс по разделам: тактико-специальная подготовка; основы взрывобезопасности; топография, организация работы со средствами связи; медицинская подготовка; огневая и физическая подготовка и др.
Из данного перечня учебных дисциплин в статье будут рассмотрены три из них, в частности тактико-специальная подготовка, огневая подготовка и физическая подготовка, которые играют достаточно важную роль в формировании готовности сотрудников ОВД к предстоящей оперативно-служебной деятельности. В основе анализа рассматриваемой проблемы лежит изучение соот-
ветствия существующих программных и учебно-методических материалов требованиям оперативно-служебной деятельности, выполняемой сотрудниками ОВД в ходе контртеррористических мероприятий на территории Северо-Кавказского региона РФ [2; 3; 4; 5].
При изучении данной проблемы авторами использованы материалы, полученные в результате анализа программного материала, анкетного опроса сотрудников, ранее участвующих в исследуемой оперативно-служебной деятельности, педагогических наблюдений за организацией данной служебной деятельности непосредственно в местах временной дислокации сводных отрядов ГУ МВД РФ по Волгоградской, Орловской и Курганской областей, экспертного анализа полученных материалов руководителями подразделений ОВД, осуществляющими подготовку и организацию данной правоохранительной деятельности.
В программных материалах подготовки сотрудников ОВД к данной деятельности определены конкретные знания, умения и навыки, которыми они должны обладать после завершения первого этапа обучения [1; 6].
Так, в блок наличия обязательных знаний введены следующие составляющие:
— знать основные законодательные нормативно-правовые документы, регламентирующие оперативно-служебную деятельность сотрудников ОВД на территории Северо-Кавказского региона;
— знать тактику действий нарядов, функциональных групп и отдельных подразделений по охране и обороне важных объектов, на контрольно-пропускных пунктах, на маршрутах патрулирования, при обеспечении охраны общественного порядка и безопасности на объектах транспорта, организации марша и порядка движения колонн в районах действий незаконных вооруженных формирований, тактику действии при участии в контртеррористических операциях;
— знать материальную часть штатного стрелкового оружия, приемы и правила стрельбы из него, организацию системы огня в различных условиях оперативной обстановки.
Сотрудники ОВД должны уметь:
— предупреждать, выявлять и пресекать административные нарушения и преступления, осуществлять оперативно-служебные действия при розыске и задержании особо опасных и вооруженных преступников, эффективно действовать при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— правильно владеть оружием и специальными средствами в различных оперативных ситуациях, с их помощью правомерно пресекать преступные действия;
— в совершенстве владеть боевыми приемами борьбы, эффективно применять их на практике;
— оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья, уверенно выполнять приемы взаимопомощи и самопомощи.
К числу обязательных профессиональных навыков, которыми должен уверенно владеть сотрудник полиции в рассматриваемой оперативно-служебной деятельности, относятся:
— навыки в самостоятельном применении полученных правовых знаний в оперативно-служебной деятельности на территории СевероКавказского региона;
— навыки взаимодействия с сотрудниками других подразделений и служб ОВД, а также с гражданами, представителями государственных учреждений, общественных организаций и др.;
— навыки в составлении схем и подготовке служебных графических документов при организации специальных операций;
— навыки в оборудовании инженерных заграждений и фортификационных сооружений в местах несения службы;
— навыки в выполнении действий по обеспечению личной безопасности при решении оперативно-служебных задач.
В целом следует признать, что программный материал по подготовке сотрудников ОВД к участию в контртеррористических мероприятиях на территории Северо-Кавказского региона в основном соответствует содержанию осуществ-ляемой оперативно-служебной деятельности.
Вместе с тем проведенный авторами статьи анализ выявил ряд проблем, решение которых позволит белее качественно осуществлять образовательную деятельности учреждений, занимающихся подготовкой данного контингента.
Результаты анкетного опроса и наблюдений за действиями сотрудников ОВД в пунктах временной дислокации позволяют рекомендовать более качественную их подготовку к несению службы на контрольно-пропускных пунктах, где имеют место недостатки в проведении проверки документов у местных жителей, у представителей средств массовой информации и выяснении порядка их аккредитации в данном регионе. Выявлена недостаточная подготовка сотрудников по вопросам владения способами взаимодействия и взаимостраховки нарядов контрольно-пропускного пункта (блокпоста ) при проверке документов , досмотре граждан и транспортных средств, а также готовность к выполнению оборонительных действий по отражению вооруженного нападения на КПП, по предотвращению попыток прорыва автотранспортного средства через него, по пресечению вооруженного сопротивления при проведении досмотра и других противоправных проявлений на территории КПП.
Инженерное и фортификационное оборудование мест временной дисло-кации личного состава наряда КПП не всегда должным образом обеспечивает предотвращение скрытного подступа противника, затруднение его передвижения, маневра, а также нанесение ему максимальных потерь. Иногда отсутствовала на скрытых доступах к КПП (блок-посту) установка сигнальных мин в сочетании с невзрывными заграждениями.
При просмотре служебной документации на КПП (блок-постах) отмечены недостатки в ее оформлении, а именно отсутствие ряда документов, перечень которых определен нормативным положением, включающим наличие: схемы КПП (блок-поста); инструкции руководителю наряда и его помощнику; табель-постам лицам служебного наряда; обязанности группы прикрытия (расчета БТР); обязанности сотрудников в составе групп досмотра транспортных средств и проверки документов; боевой расчет личного состава наряда; распорядок дня КПП (блок-поста); постовая ведомость; опись вооружения и боеприпасов; схема организации связи с таблицей позывных должностных лиц; список личного состава (КПП или блокпоста) [4; 7].
В целях устранения вышеуказанных недостатков при проведении практических занятий на первом этапе подготовки сотрудников, по-видимому, необходимо:
— глубже изучить порядок обращения сотрудников с местными гражданами при выполнении оперативно-служебных задач в соответствии с требованием приказа МВД России от 11.03.2012 № 160;
— занятия по подготовке к работе с использованием средств связи сотрудниками максимально моделировать применительно к условиям реальной деятельности;
— порядок работы нарядов КПП (блок-постов) при проведении досмотра транспортных средств и проверки документов у лиц, находящихся в них, желательно изучать на оборудованном полигоне, моделирующем данную оперативно-служебную деятельность;
— со всем личным составом сводного отряда обязательно планировать проведение занятий по порядку пользования персональным компьютером при работе по обработке базы данных о проверяемых транспортных средствах и гражданах.
Изучая мнения сотрудников, направленных на охрану общественного порядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона РФ, относительно общего уровня их огневой подготовленности выявлено, что 82 % респондентов оценили свою готовность выше среднего уровня, 15 % не смогли определить точно этот уровень, а 3 % оценили свои возможности как неудовлетворительные [5].
При подготовке сотрудников сводных отрядов к несению службы в зоне проведения контртеррористических операции, по мнению 56 % респондентов, в содержании курса огневой подготовки и его объеме не нужно ничего менять. В свою очередь 33 % считают, что надо увеличить количество практических стрельб из различных видов табельного стрелкового оружия. Необходимость увеличения внимания обучению сотрудников действиям с оружием при проведении различных видов досмотров отметили 3 % анкетируемых. Нехватку знаний в тактической подготовке к действиям с применением оружия как индивидуально,так и в составе группы указали 3 %. Кроме того, 2 % респондентов указали на необходимость проведения обучения стрельбе из ручных противотанковых гранатометов (РПГ) и гранатометов подстволь-ных (ГП-25), формированию умений в устранении задержек при стрельбе из автоматических видов оружия [8].
На вопрос о наличии у сотрудников сводных отрядов трудностей в обращении с оружием в процессе осуществления оперативно-служебной деятельности 97 % опрошенных ответили отрицательно, 3 % отметили, что испытывают страх при обращении с ним.
Учитывая вышеизложенное, на взгляд авторов, в образовательном процессе по огневой подготовке необходимо:
— увеличить количество часов, отведенных программой на практические стрельбы из ПМ и автоматического оружия, а также отработку навыков обращения с оружием при выполнении ситуационно-тактических задач;
— использовать на занятиях неустойчивые платформы, специальные мишенные установки и т. д.;
— проводить практические стрельбы в условиях световых и шумовых помех, после достаточной физической нагрузки, а также создания интеллектуальных и психоэмоциональных сбивающих факторов.
Анализ содержания физической подготовки как в программных материалах, так и в организации самого учебного процесса не вызвал серьезных замечаний как со стороны респондентов, так и в заключениях экспертов [9].
Вместе с тем, учитывая опыт данного образовательного процесса в ВА МВД России, можно рекомендовать специалистам использование ряда
основополагающих позиций, т. е. с учетом оперативно-служебных ситуаций, складывающихся при данной деятельности, необходимо:
— в динамике отрабатывать приемы рукопашного боя с использованием автомата Калашникова, средств активной обороны и др.;
— совершенствовать способы взаимодействия при задержании вооруженных и особо опасных преступников, при ведении их поиска как на местности, так и по объектам;
— в процессе практических занятий воспитывать у обучаемых профессионально-прикладные психофизические качества, обеспечивающие их работоспособность в экстремальных условиях;
— организацию учебного процесса по физической подготовке проводить на учебных полигонах специальной направленности, как это проходит в ВА МВД России.
Помимо изложенного выше, авторами была изучена работа по формированию социально-психологического климата в сводных отрядах в отрыве от пунктов постоянной дислокации. Данное направление представлено в разделе учебной программы как морально-психологическая подготовка, предназначенная для формирования психологической сплоченности служебного коллектива в период пребывания на пунктах временной дислокации.
При оценке анкетируемыми степени благоприятности социально-психологического климата в служебном коллективе их сводных отрядов мнения респондентов распределились в следующем порядке:
— 55 % опрошенных сотрудников оценили сложившийся климат как благоприятный, т. е. в коллективе присутствуют достаточно высокий уровень сплоченности, надежности, настроенность на продуктивную службу;
— 28 % анкетируемых оценили климат в коллективе как средне благоприятный, т. е. присутствуют дружелюбная обстановка, поддержка, однако еще не закончен процесс формирования коллектива;
— 17 % респондентов указали социально-психологический климат в отряде как неблагоприятный, так как имеют место устойчивые конфликты, отражающиеся на результатах служебной деятельности, т. е. «команды» нет.
Принимая во внимание полученные результаты педагогических наблюдений, опроса сотрудников и руководителей сводных отрядов, можно полагать, что одними из мер по совершенствованию данной работы могут являться:
— создание примерного макета «базы» временной дислокации отряда с учетом служебных и бытовых условий предстоящей жизнедеятельности и использование его в учебном процессе;
— в ходе подготовки сводных отрядов целесообразно увеличить количество часов, отводимых на психологическую подготовку сотрудников и на мероприятия, направленные на сплочение служебных коллективов.
После завершения первого этапа обучения сотрудников ОВД, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, и переезда сводного отряда ОВД в пункт временной дислокации на территории указанного региона начинается второй этап данной подготовки, продолжительность которого — три дня (24 часа) [10; 1].
Определение содержания обучения на втором этапе осуществляется в целях «адресной» подготовки к выполнению конкретной оперативно-служебной деятельности, особенностей расположения пункта временной дислокации и частной оперативной обстановки [1; 6].
Список библиографических ссылок
1. Непомнящий С. В. Тактико-специальная подготовка. Организация служебно-боевой деятельности органов внутренних дел в особых условиях: учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2014.
2. О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2003. № 27. Ст. 2697; 2005. № 10. Ст. 753.
3. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
4. Анищенко А. Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
5. О мерах по совершенствованию подготовки сотрудников органов внут-ренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: приказ МВД России от 10 января 2006 г. № 2 (в ред. приказа МВД России от 06.06.2012 № 563). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Непомнящий С. В., Медведев В. И., Ястребов А. В. Организация слу-жебно-боевой и оперативной подготовки сотрудников ОВД к действиям в особых условиях // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2.
7. Непомнящий С. В. Из истории организации служебно-боевой деятельности сводных отрядов (батальонов) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 1.
8. Рабочая учебная программа повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических мероприятий на территории Северо-Кавказского региона. Волгоград: ВА МВД России, 2013.
9. Примерная программа подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. М.: ДГСК МВД России, 2012.
10. Примерная Программа оперативно-боевой подготовки спецподразделений милиции МВД России: учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2003.
© Непомнящий С. В., Ястребов А. В., Белецкий А. А., 2015
И. Ф. Рыжков
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АК-74 КАК СНАЙПЕРСКОГО ОРУЖИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
БОЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СВОДНЫХ ОТРЯДОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Практика подготовки снайперов сводных отрядов полиции (милиции), привлекаемых для выполнения служебно-боевых задач, и сотрудников ОВД, входящих в состав внештатных снайперских групп, показал, что для большинства из них тот объем учебного материала, который необходимо освоить в течение короткого времени, является непосильным. Трудности возникают при изучении материальной части снайперской винтовки Драгунова (СВД), приемов и правил стрельбы из нее, правил приведения ее к нормальному бою. При ведении огня из СВД стрелок воспринимает отдачу как значительный толчок в плечо, что в начале обучения сильно пугает стрелков. СВД очень требовательна к правилам чистки, смазки и подготовки к стрельбе. Винтовка имеет значительную длину — 1 225 мм, своеобразные внешние формы, по которым противник идентифицирует именно снайпера и сосредотачивает свой огонь на нем. Все перечисленные факторы заставляют задуматься над тем, а стоит ли вооружать рядового снайпера винтовкой Драгунова, если по ряду причин он не может в полной мере использовать ее боевые возможности? Отбор автоматов АК-74 для подготовки команд и выступления на соревнованиях, проверка боя автоматов, закрепленных за личным составом сводных отрядов, проведение стрельб с личным составом курсантов и слушателей наглядно показывают, что примерно 10 % имеющихся в наличии автоматов АК-74 обладают выдающимся боем и вполне способны заменить снайперскую винтовку.
Ключевые слова: оружие, огневая подготовка, автомат снайперский, автомат Калашникова, служебная подготовка, служебно-боевые задачи, применение оружия, подготовка полицейских, стрельба.