Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев В.И., Непомнящий С.В.

В статье рассматривается совершенствование подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях на основе разработки моделей междисциплинарной интеграции.The article focuses on the improvement of training cadets and trainees in educational institutions of the Ministry of Interior of Russia for service-related combat activities under special conditions on the basis of development of interdisciplinary integration models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев В.И., Непомнящий С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

ной готовности к действиям по обеспечению общественной безопасности в регионе, на крупномасштабных международных спортивных соревнованиях.

Служебно-боевая деятельность требует разносторонней и комплексной готовности личного со-

Список библиографических ссылок

става к действиям по схеме: «поиск — преследование — силовое задержание — огневое поражение преступников». Только при этом условии можно эффективно решать задачи, возложенные на сотрудников полиции [5].

1. Лозбинев В. В. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»: комментарий. М., 2003.

2. Давитадзе М. Д. Теоретические, организационные и правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

3. Начальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб.-метод. пособие / В. Л. Райков [и др.]. Волгоград, 2005.

4. Лысенков С. Г., Сидоренко В. П. Внутренние войска. Страницы истории. СПб, 2006.

5. Косяченко В. И. Методика применения сбивающих факторов в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов учебных заведений МВД России: учеб. пособие. Волгоград, 2002.

© Косяченко В. И., Новохатский Д. А., 2013

* * *

В. И. Медведев, С. В. Непомнящий

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается совершенствование подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях на основе разработки моделей междисциплинарной интеграции.

Ключевые слова: служебно-боевая деятельность, междисциплинарная интеграция, особые условия.

V. I. Medvedev, S. V. Nepomnyaschy

FORMATION OF MODELS OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

OF THE PROCESS OF TRAINING CADETS

AND TRAINEES FOR SERVICE-RELATED COMBAT ACTIVITIES UNDER SPECIAL CONDITIONS

The article focuses on the improvement of training cadets and trainees in educational institutions of the Ministry of Interior of Russia for service-related combat activities under special conditions on the basis of development of interdisciplinary integration models.

Keywords: service-related combat activities, interdisciplinary integration, special conditions.

В структуре профессиональной служебной подготовки в системе МВД России существует такая составляющая, как подготовка сотрудников органов внутренних дел к служебно-боевой (оперативно-служебной) деятельности в особых условиях. В образовательных учреждениях МВД России этот

процесс предполагает прохождение курсантами и слушателями следующих этапов: от знаний к профессиональному мастерству; от умений действовать по образцу к опыту творческого осуществления профессиональной деятельности и принятию эффективных решений. Реализация данной моде-

ли требует применения современных инновационных технологий в моделировании различных ситуаций предстоящей служебной деятельности на основе интеграции специальных дисциплин и, в частности, тактико-специальной, физической и огневой подготовки [1, 2].

На наш взгляд, указанные учебные дисциплины формируют знания, умения и навыки, обеспечивающие законность и безопасность в обществе, путем использования сотрудниками ОВД специальных тактических действий, табельного огнестрельного оружия, специальных средств и боевых приемов борьбы (физической силы) с обязательным соблюдением правомерности их применения.

Несмотря на то, что данная проблема обсуждается специалистами ОВД достаточно давно, конкретных предложений и рекомендаций сегодня разработано недостаточно. Исходя из этого, нами в данной статье предпринята попытка систематизировать образовательный процесс подготовки к служебно-боевой деятельности в особых условиях на основе междисциплинарной интеграции [3, 4, 5].

Подготовка к служебно-боевой деятельности

Применение оружи специальных средс и боевых приемов борьбы

Отдельные авторы указывают на то, что метод моделирования предполагает организацию учебного процесса путем проигрывания с обучаемыми различных ситуаций из практической деятельности сотрудников ОВД, т. е. учебно-практи-ческих заданий [2]. Другие видят повышение эффективности данного процесса в формировании у обучаемых «вариативных» навыков [8]. В качестве обязательных требований к моделированию учебно-практических ситуаций специалистами часто выдвигаются такие требования, как полнота разработанной модели; ее связь с теоретическим материалом, т. е. материалом учебных дисциплин и общностью комплексных задач; возможность

определяется специалистами как педагогический процесс, характеризуемый единством и целостностью следующих составляющих: обучение прикладным двигательным действиям, развитие профессионально важных психофизических качеств, совершенствование навыков в стрельбе из табельного оружия, формирование готовности сотрудников к тактическим действиям в особых условиях лично либо в составе наряда, группы или подразделения [6, 7].

Важную роль в совершенствовании процесса по анализируемой подготовке играет моделирование, т. е. разработка блоков конкретных профессиональных действий, содержащих комплекс задач (тактических), заданий (боевых приемов борьбы, действий с табельным стрелковым оружием и специальными средствами), упражнений (закрепляющих готовность к действиям в особых условиях путем создания тренировочного эффекта), а также оценки правомерности выполнения силовых служебно-боевых действий. Такая модель междисциплинарной интеграции показана на рис. 1.

ерного приме->ружия, специ-средств и бое-иемов борьбы

переноса умений из одних составляющих служеб-но-боевые действия в другие составляющие [9, 10].

В настоящее время учебно-материальная база Волгоградской академии МВД России позволяет организовать образовательный процесс по данному направлению. Так, на территории основной базы академии расположены: открытый спортивный комплекс (включающий две специализированные полосы препятствий); закрытый спортивный комплекс (6 спортивных залов различного предназначения); два закрытых спортивных тира, оборудованных средствами для ведения стрельбы из табельного оружия в различных условиях; учебно-методический комплекс по тактико-специаль-

Моделирование блоков по обеспечению служебно-боевой деятельности сотрудников ОВД _на основе междисциплинарной интеграции_

я, тв

Специальные тактические действия сотрудников ОВД в особых условиях

Ос правом нения о альных вых пр

Рис. 1. Модель междисциплинарной интеграции подготовки сотрудников ОВД к служебно-боевой деятельности в особых условиях

ной подготовке. На загородной учебной базе оборудованы учебно-тренировочный полигон кафедры физической подготовки и учебный полигон кафедры тактико-специальной подготовки.

Анализ организационно-методических документов и опыта работы преподавательского состава позволил нам выявить три основных этапа образовательного процесса в подготовке к слу-жебно-боевой деятельности в особых условиях (тактико-специальной, огневой и физической подготовки). Первый этап обеспечивает изучение и формирование у обучаемых знаний, умений и навыков в каждой отдельно взятой из рассматриваемых нами дисциплин. Этот процесс, как правило, занимает период с первого по четвертый семестр. На втором этапе происходит соединение полученных индивидуальных знаний, умений и навыков в конкретной модели коллективных служебно-боевых действий в составе нарядов, групп и подразделений. Временной интервал данного этапа — 5—6 семестры. Третий этап завершает процесс обеспечения готовности будущих сотрудников ОВД к коллективным действиям и формирует у них умения, а также требуемые психофизические и морально-волевые качества руководителя (старшего наряда, группы, подразделения) по организации служебно-боевых действий ОВД (7—8 семестры).

Уровень усвоения изученного материала определяется при проведении испытаний в форме зачетов или экзаменов по завершении первого и второго этапов. В конце третьего этапа проводится комплексный экзамен (зачет) в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке программой.

Далее опишем организацию данного образовательного процесса в ВА МВД России на кафедрах физической подготовки и тактико-специальной подготовки. Так, на кафедре физической подготовки накоплен многолетний опыт воспитания профессионально важных психофизических качеств, прикладных умений и навыков в обеспечении личной безопасности, а также действий по силовому пресечению правонарушений различного характера. В настоящее время совершенствование профессиональной прикладной физической подготовки кафедра осуществляет в форме практических занятий, проводимых на полигоне, оборудованном на загородной учебной базе. На его объектах курсанты и слушатели отрабатывают смоделированные служебно-боевые ситуации в условиях, максимально приближенных к практической деятель-

ности. Тематика занятий включает следующие действия: преодоление препятствий и ускоренное передвижение но пересеченной местности при преследовании преступников; выполнение боевых приемов борьбы против преступников в автомобиле, жилой комнате, кафе-баре, в помещении гаража и т. д.

Уровень усвоения изученного материала обучаемыми определяется с помощью экспериментально обоснованной программы, включающей такие тесты, как:

— время преодоления дистанции полигона от старта до финиша;

— определение силы ударов руками и ногами;

— ведение поединка по правилам борьбы самбо (женщины), рукопашного боя (мужчины);

— выполнение боевых приемов борьбы против преступников в имитационных залах, ведение огневых контактов.

Как видим, описанный учебный процесс направлен в основном на обучение курсантов и слушателей индивидуальным действиям при решении задач служебно-боевой направленности и обеспечение при этом их личной безопасности.

Как указывалось ранее, непосредственное участие в обеспечении профессионально-служебной подготовки сотрудников ОВД принимает и тактико-специальная подготовка, являющаяся частью науки управления в сфере правопорядка, специальных знаний в области организации их служебно-боевой (оперативно-служебной) деятельности и особых условиях.

Исходя из вышеописанного, содержание учебного процесса, организуемого сотрудниками кафедры тактико-специальной подготовки ВА МВД России, направлено на воспитание у курсантов и слушателей морально-волевых и психофизических качеств, обеспечивающих выполнение слу-жебно-боевых задач в различных условиях, а также формирование у них необходимых знаний и умений по организации управления нарядами, функциональными группами и подразделениями при повседневном обеспечении охраны общественного порядка и проведении специальных операций в особых условиях. Для осуществления этой педагогической деятельности в распоряжении кафедры имеется учебно-методический комплекс (учебные методические аудитории, объекты и сооружения) в основном корпусе и на территории загородной учебной базы. Так, в 2012/2013 учебном году с курсантами 3—4 курсов всех факультетов

очной формы обучения преподаватели провели более 25 % учебного времени в форме организации выездных тактических занятий и тактико-специальных учений.

Определение уровня усвоения изученного материала по тактико-специальной подготовке осуществляется в форме проведения экзамена (8 семестр) по стандартной билетной методике. Однако следует отметить, что в образовательном процесс кафедр тактико-специальной, физической и огневой подготовки в 2000—2005 гг. уже использовалась экспериментально обоснованная программа комплексного экзамена. Она определяла порядок работы преподавателей указанных выше кафедр на каждом из этапов, в частности: первый этап — преодоление специализированной полосы препятствий; второй этап — выполнение упражнений на исходном и огневом рубежах в стрелковом тире; третий этап — ведение двухминутного рукопашного поединка в защитном снаряжении (мужчины), выполнение боевых приемов борьбы (женщины); четвертый этап — оценивание действий курсантов и слушателей в качестве руководителей подразделений ОВД по принятию решения на проведение специальной операции в особых условиях, которое докладывается преподавателю ( время на подготовку — 10 мин.).

Все указанные выше действия выполнялись в парах, без перерыва на отдых между этапами. Оценивались время прохождения специализированной полосы препятствий, результаты выполнения упражнений в стрелковом тире, оценка качества ведения рукопашного поединка и оценка правильности принятия управленческого решения по организации конкретных служебно-боевых действий. Общая оценка осуществлялась последующим определением среднего балла [8].

Процесс междисциплинарного взаимодействия, являющийся актуальным в настоящее время, между тактико-специальной и физической подготовкой может в дальнейшем планироваться и разрабатываться в таких методических направлениях, как:

Список библиографических ссылок

— организация поиска преступников на заблокированной или незаблокированной территории, их обнаружение и преследование;

— проведение специальной операции по задержанию особо опасных и вооруженных преступников в различных условиях (в отдельно стоящем строении, общественном месте, при передвижении на автомобильном транспорте и др.);

— участие личного состава ОВД в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

— организация и проведение служебно-боевых действий подразделениями ОВД в условиях чрезвычайного или военного положения.

Изложенный выше материал позволяет считать, что опыт организации междисциплинарных занятий дает возможность определить дальнейший путь повышения эффективности подготовки курсантов и слушателей к служебно-боевой деятельности в особых условиях. Для этого необходимо выполнить работу следующего содержания:

— разработать план междисциплинарной интеграции, включающий подготовку учебно-методических материалов применительно к проведению занятий на уже имеющихся учебно-тренировочных комплексах, но с включением в работу кафедры огневой подготовки и кафедры конституционного и административного права;

— организовать проведение межкафедральных методических семинаров с преподавательским составом по вопросам использования бинарных занятий, совместных занятий по решению ситуационных задач и междисциплинарных учений;

— на основании ранее использованной программы по проведению комплексного экзамена (зачета) по определению готовности обучаемых к слу-жебно-боевой деятельности в особых условиях, разработать и экспериментально обосновать программный материал междисциплинарного экзамена (зачета) применительно к современному содержанию учебно-тренировочных комплексов, расположенных на территории загородной учебной базы ВА МВД России.

1. Медведев В. И. Общие вопросы компетентностной педагогики при организации учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России // Обучение курсантов и слушателей ВА МВД России в условиях образовательных стандартов третьего поколения. Компетентностный подход в профессиональной подготовке сотрудников полиции: сб. науч. ст. Волгоград: ВА МВД России, 2011. С. 47—52.

2. Шакиров А. Р., Ковальчук А. А. Организация занятий по физической и огневой подготовке методом моделирования и отработки учебно-практических ситуаций: учеб.-метод. пособие. Красноярск: Сибирский юрид. ин-т МВД России, 2006.

3. Дворник Г. М. Совершенствование форм межпредметных связей физической и тактико-специальной подготовки // Вопросы эффективности профессионально-прикладной подготовки сотрудников ОВД: сб. науч. тр. Минск: МВШ МВД СССР, 1997.

4. Непомнящий С. В. К вопросу обеспечения взаимосвязи боевой и тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД // Вопросы эффективности профессионально-прикладной подготовки сотрудников ОВД: сб. науч. тр. Минск: МВД МВД СССР, 1997.

5. Федин В. А., Палехин М. В. Применение методики подготовки курсантов (слушателей) к оперативно-тактическим умениям как предпосылка формирования профессиональной компетенции // Проблемы реализации компетентного подхода в образовательном процессе вуза МВД России и пути их развития: сб. матер. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Уральский юрид. ин-т МВД России, 2012. С. 117—120.

6. Огневая подготовка сотрудников ОВД, направляемых в Северо-Кавказский регион для выполнения оперативных и служебно-боевых задач: учеб. пособие. Хабаровск: Дальневосточный юрид. ин-т МВД России, 2002.

7. Полянский В. П., Барканов С. Н. Профессиографирование служебной деятельности сотрудников ОВД для целей служебно-боевой подготовки: рекомендации. Орел: ОрЮИ МВД России, 2005.

8. Непомнящий С. В., Федюкин И. В. Пути совершенствования индивидуальной служебно-боевой подготовки курсантов — выпускников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. науч.-практ. конф. Орел: ОрЮИ МВД России, 2011. С. 77—80.

9. Калашников А. Ф. Проблема физической и психофизической подготовки специалистов для подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции России: моногр. Орел: Юрид. ин-т МВД России, 1997.

10. Овчинников В. А. Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: учеб.-метод. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2012.

© Медведев В. И., Непомнящий С. В., 2013

В. А. Овчинников, В. Н. Галкин, А. Ю. Плешивцев

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

В статье представлено экспериментальное исследование по определению наиболее важных физических способностей всех сотрудников органов внутренних дел, а также по трем основным специальностям (следователь, оперуполномоченный, эксперт-криминалист) отдельно.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физические качества, координационные способности, сотрудник органов внутренних дел.

V. A. Ovchinnikov, V. N. Galkin, A. Y. Pleshivtsev

PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL

ABILITIES OF RUSSIAN INTERNAL AFFAIRS BODIES' OFFICIALS

The article represents the experimental research on determination of the most important physical abilities of all the internal affairs bodies' officials as well as in three major specialities (investigator, authorized operations officer, and forensic expert) separately.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.