Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА" КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА" КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИЖУЩАЯСЯ МИШЕНЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СТРЕЛОК / ОРУЖИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белецкий Александр Александрович

Подготовка будущего профессионала в значительной мере заключается в умении грамотно и своевременно применить оружие. На стадии подготовки необходимо совершенствовать технику, повышать уверенность во владении огнестрельным оружием в нестандартных ситуациях, формировать психологическую готовность к выполнению сложных задач. История повседневной охранительной деятельности специальных субъектов знает немало случаев, когда застигнутые врасплох сотрудники полиции пытались применять свое табельное оружие в отношении посягнувших на их жизнь и здоровье, но, как правило, безрезультатно и безграмотно. Каждый полицейский, не относящийся к специальным подразделениям, заступающий на дежурство и выполняющий правоприменительную деятельность по различным направлениям, вооружен только пистолетом - на этот абсолютный факт следует обратить внимание при оценке систем обучения работников правоохранительных органов. Так, например, стрельба в городской черте при преследовании лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, всегда сопряжена с опасностью причинения вреда здоровью проходящих лиц, особенно плохо подготовленного к экстремальным ситуациям сотрудника полиции. Стрельба правоприменителя должна быть прежде всего осознана и продумана, тем более когда от этого зависит жизнь его самого и окружающих.Obviously, the training of future professional largely consists in the ability to correctly and timely use weapons. In the preparation phase it is necessary to improve the technique, increase confidence in the possession of a firearm in unusual situations, form psychological readiness to perform complicated tasks. History of daily law-enforcement activities of special subjects knows many cases when police who was caught unawares tried to use its service weapon against people who encroached on their life and health, but usually ineffectively and illiterate. Every policeman, who is not related to special units, taking on duty and performing enforcement activities in various fields, armed only with a gun, this is an absolute fact which needs to be considered in estimate of training systems of law enforcement officers. For example, shooting in the city in pursuit of a person who was caught in committing a grave or especially grave crime, there is always a risk of injuring passers-by, especially by ill-prepared for extreme situations police officer. Law enforcement's shooting primarily should be understood and thought-out, especially when it affects on the lives of himself and others.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА" КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

А. А. Белецкий

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»

КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Подготовка будущего профессионала в значительной мере заключается в умении грамотно и своевременно применить оружие. На стадии подготовки необходимо совершенствовать технику, повышать уверенность во владении огнестрельным оружием в нестандартных ситуациях, формировать психологическую готовность к выполнению сложных задач.

История повседневной охранительной деятельности специальных субъектов знает немало случаев, когда застигнутые врасплох сотрудники полиции пытались применять свое табельное оружие в отношении посягнувших на их жизнь и здоровье, но, как правило, безрезультатно и безграмотно. Каждый полицейский, не относящийся к специальным подразделениям, заступающий на дежурство и выполняющий правоприменительную деятельность по различным направлениям, вооружен только пистолетом — на этот абсолютный факт следует обратить внимание при оценке систем обучения работников правоохранительных органов.

Так, например, стрельба в городской черте при преследовании лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, всегда сопряжена с опасностью причинения вреда здоровью проходящих лиц, особенно плохо подготовленного к экстремальным ситуациям сотрудника полиции. Стрельба правоприменителя должна быть прежде всего осознана и продумана, тем более когда от этого зависит жизнь его самого и окружающих.

Ключевые слова: стрельба, огневая подготовка, полицейский, курсант, движущаяся мишень, инновационные методы обучения, стрелок, оружие.

A. A. Beletsky

THE ACTUAL DIRECTION OF MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

IN THE DISCIPLINE «FIRE TRAINING» CADETS

AND STUDENTS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Obviously, the training of future professional largely consists in the ability to correctly and timely use weapons. In the preparation phase it is necessary to improve the technique, increase confidence in the possession of a firearm in unusual situations, form psychological readiness to perform complicated tasks.

History of daily law-enforcement activities of special subjects knows many cases when police who was caught unawares tried to use its service weapon against people who encroached on their life and health, but usually ineffectively and illiterate. Every policeman, who is not related to special units, taking on duty and performing enforcement activities in various fields, armed only with a gun, this is an absolute fact which needs to be considered in estimate of training systems of law enforcement officers.

For example, shooting in the city in pursuit of a person who was caught in committing a grave or especially grave crime, there is always a risk of injuring passers-by, especially by ill-prepared for extreme situations police officer. Law enforcement's shooting primarily should be understood and thought-out, especially when it affects on the lives of himself and others.

Keywords: Shooting, fire training, a police cadet, a moving target, innovative teaching methods, arrows, weapons.

В настоящее время приоритетным направлением системы профессионального образования правоохранительных органов является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками правоохранительных органов [1].

Происходящие последние десять лет в обще-

стве кризисные явления привели к росту преступности, осложнению криминальной обстановки в стране. Действия органов МВД России в этой ситуации сопряжены с необходимостью выполнять служебно-боевые задачи в районах локальных конфликтов, проводить специальные операции по обезвреживанию и ликвидации преступников,

защищать граждан от преступных посягательств, предупреждать и пресекать преступления, охранять и укреплять общественный правопорядок. В данных условиях практика применения стрелкового оружия сотрудниками полиции становится едва ли не повседневным делом [2].

Стрельба из боевого оружия — это своеобразное единоборство между слабостями, недостатками и огромным желанием добиться высокого результата, выполнить поставленную задачу [3].

Очевидно, что подготовка будущего профессионала в значительной мере заключается в умении грамотно и своевременно применить оружие. На стадии подготовки необходимо совершенствовать технику, повышать уверенность во владении огнестрельным оружием в нестандартных ситуациях, фомировать психологическую готовность к выполнению сложных задач. Успех применения оружия может быть обеспечен только за счет высокого мастерства владения оружием. Умение прицельно стрелять может быть базой для выработки любых других навыков для выполнения оперативно-служебных задач [4].

Документы, регламентирующие организацию и содержание огневой подготовки сотрудников ОВД, рекомендуют проводить обучение и тренировку в условиях, максимально приближенных к реальной оперативно-служебной деятельности [5]. На основании имеющихся данных результативности стрельбы существует объективная возможность в рассмотрении факторов, затрудняющих эффективную стрельбу, следует обратить особое внимание на то, что статистика применения оружия показывает: в 60 % случаев стрельба велась с прицеливанием, в 40 % — без прицеливания.

В большинстве случаев оружие применялось на улицах населенных пунктов — 50 %, помещениях — 6,7 % [6].

На основании результатов ситуаций и результативности применении оружия работниками ОВД можно сформировать современные требования к огневой подготовленности сотрудников правоохранительных органов, обусловленные особенностями «полицейской стрельбы»:

— ограничением времени на стрельбу, что предполагает быстрое прицеливание или производство выстрела без прицеливания;

— ведением огня преимущественно на коротких дистанциях до 10 м;

— повышенной ответственностью за результат стрельбы (при ведении огня не должны пострадать посторонние люди).

История повседневной охранительной деятельности специальных субъектов знает немало случаев, когда застигнутые врасплох сотрудники

полиции пытались применять свое табельное оружие в отношении посягнувших на их жизнь и здоровье, но, как правило, безрезультатно и безграмотно. Каждый полицейский, не относящийся к специальным подразделениям, заступающий на дежурство и выполняющий правоприменительную деятельность по различным направлениям, вооружен только пистолетом, на этот абсолютный факт следует обратить внимание при оценке систем обучения работников правоохранительных органов.

Так, например, стрельба в городской черте при преследовании лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, всегда сопряжена с опасностью причинения вреда здоровью проходящих лиц, особенно плохо подготовленного к экстремальным ситуациям сотрудника полиции. Стрельба правоприменителя должна быть, прежде всего, осознана и продумана, тем более когда от этого зависит жизнь его самого и окружающих. Сотрудник полиции должен повсеместно реализовывать сам принцип законности [7].

В настоящее время в систему обучения скоростной стрельбе входят упражнения, практическая польза которых настолько очевидна, что не нуждается в особых пояснениях.

Специальная стрельба сотрудника правоохранительных органов отличается от обычных систем стрельбы главным образом тем, что производится с очень короткой дистанции по движущейся на стрелка или убегающей от него цели.

Тактика здесь заключается в том, чтобы производить стрельбу с чрезвычайной быстротой, т. к. цель все более удаляется и поразить ее все труднее, тем более что приходится постепенно повышать высоту прицела, а в такой ситуации многие этому не придают значения по причине психологического барьера в экстремальной ситуации.

Существует упражнение, когда мишень двигается попеременно в противоположных направлениях — сначала набегает с дистанции в 50 м, останавливается в 15 м от стрелка и снова возвращается обратно. Для этого упражнения дается 6 выстрелов: 3 — на ее приближение и столько же — на ее удаление.

Действие сводится к тому, чтобы поразить мишень всеми пулями, когда мишень находится на самом близком расстоянии.

Стрельба исключительно на скорость — одно из наиболее полезных упражнений пистолетной стрельбы хотя бы потому, что пистолет является оружием, предназначенным исключительно для быстрой стрельбы на короткой дистанции.

Стрельба по преступнику осложняется тем, что сотрудник правоохранительных органов должен

преодолеть психологический барьер, т. к. огонь приходится вести не по мишени. Одна из основных задач обучения в образовательных учреждениях МВД РФ состоит не только в усвоении специальных знаний, умений и навыков, но и в психологической подготовке их применения при решении служебных задач [8].

Таким образом, в процессе обучения необходимо практиковать упражнения, приближенные к оперативно-служебным, например, стрельбу по исчезающим и подвижным мишеням, т. к. эти упражнения являются одним из видов стрельбы на скорость и служат фундаментом всех остальных упражнений тактической стрельбы.

К таким упражнениям относятся: инстинктивная стрельба, стрельба по горизонтально скользящим мишеням, стрельба ночью. Эксперты в области обеспечения безопасности, специальной и психофизической подготовки, рукопашного боя, тактики групп быстрого реагирования и в других областях, связанных с подготовкой человека к профессиональной боевой и любой другой экстремальной деятельности, А. Н. Медведев и С. А. Богачев самым настоятельным образом рекомендуют правозащитным государственным институтам обратить должное внимание на специальные упражнения [9].

При подготовке курсантов и слушателей системы МВД необходимо вставлять элементы психологического воздействия, которые сильно действуют на психику человека: имитация стрельбы, вспышки света, звуки специальных сигналов и т. д.

Уже сейчас можно говорить о необходимости использования подвижных установок, формирующих навыки ведения огня из стрелкового оружия в условиях, близких к оперативно-служебной деятельности.

Получение таких знаний и умений в конкретных смоделированных практически опасных ситуациях, которые направлены на применение стрелкового огнестрельного оружия, формирует у сотрудников устойчивые навыки в стрессовых ситуациях, что позволяет подготовить более квалифицированного сотрудника ОВД.

Сложившиеся стереотипы преподавания огневой подготовки преодолеваются с трудом. Новые информационные технологии, компьютерная техника, электронные стрелковые тренажеры в образовательный процесс внедряются медленно. Вследствие этого процесс огневой подготовки курсантов на основе совершенствования современных ТСО в вузах МВД России приобретает актуальное значение [2].

Уже сейчас, пусть и с некоторыми оговорками, существует объективная необходимость, связанная с разработкой и внедрением в образователь-

ный процесс дисциплины «огневая подготовка» современных технических средств обучения, прежде всего стрелковых электронных тренажеров.

Огневая подготовка является важнейшей составной частью профессиональной подготовки сотрудника полиции. Можно много дискутировать на тему внутригосударственных проблем и акцентировать внимание на том, что сотрудник полиции — прежде всего правоприменитель и уже во вторую очередь лицо, использующее специальные средства, ссылаясь на специальные подразделения в структуре МВД России, но процесс обучения должен соответствовать динамическому развитию науки, техники и права. Нельзя не учитывать международную и внутреннюю обстановку, условия обучения, появление новых модификаций видов вооружений, изменений в технологиях, методах и средствах обучения.

В современный период развития процесс обучения по огневой подготовке в вузах МВД России в основном ориентирован на усвоение нормативных документов, регламентирующих применение сотрудниками полиции табельного огнестрельного оружия, а также выполнение упражнений практических стрельб. Принято считать, что для профессиональной подготовленности сотрудника полиции достаточно выучить и освоить определенный арсенал тактико-технических действий, которыми они могут воспользоваться в экстремальных ситуациях во время выполнения своих служебных обязанностей. Такой подход в современных условиях себя не оправдывает. Подтверждением этого служит рост количества случаев, когда работники полиции просто не способны пресечь правонарушение. Основной причиной таких случаев являются недостаточный уровень освоения практических навыков владения огнестрельным оружием, специальными и подручными средствами, а также недостаточный уровень физической, психологической и технической подготовленности сотрудников полиции к выполнению целенаправленных действий, применению огнестрельного оружия, несоблюдение мер безопасности при стрельбе [10].

Решение этой проблемы возможно путем создания комплексных программ обучения по дисциплине «огневая подготовка», совершенствования существующих наставлений путем разработки упражнений и комплексов, учитывающих практические аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, использования в учебном процессе элементов высоких технологий, основанных на современных достижениях в области разработки новых видов стрелкового оружия, биомеханики движений, методики подготовки высококвалифицированных спортсменов-стрелков.

Поскольку конечные результаты обучения курсантов связаны с освоением ими навыков стрельбы из огнестрельного оружия, моделирования практических ситуаций его применения, возникает необходимость усовершенствования учебного процесса именно в направлении эффективного усвоения таких комплексов двигательных действий, биомеханическая структура которых была бы достаточно эффективной и отвечала бы индивидуальным особенностям моторики курсантов системы МВД России.

Совершенствование процесса огневой подготовки курсантов МВД России предполагает построение процесса обучения на основе современных технических средств обучения с учетом новых видов техники и вооружения, используемых в практике работы правоохранительных органов. Важным условием повышения качества огневой подготовки курсантов являются разработка и внедрение методики, предусматривающей применение современных обучающих, корректирующих и контролирующих технических средств. При решении дидактических задач разного типа на каждом из

Список библиографических ссылок

этапов огневой подготовки целесообразно использовать специфические технические средства, моделирующие конкретные знания и умения. Применение современных электронных средств обучения в процессе огневой подготовки, самостоятельные действия курсантов с тренажерами и компьютерной техникой повышают роль преподавателя, целенаправленно формирующего нравственно-правовые, моральные и гражданские качества личности будущих сотрудников органов внутренних дел. Технизация процесса обучения без усиления его воспитательной составляющей создает предпосылки для профессиональной деформации специалистов, обладающих правом применения оружия.

На основании изложенного, думается, целесообразно рассматривать внедрение новейших ТСО как перспективное направление развития профессиональной подготовки сотрудников МВД России и закрепить это положение в специальных нормативных документах, регулирующих деятельность вузов системы МВД России, что давало бы возможность полнее финансировать приобретение соответствующей современной техники.

1. Овчинников В. А., Белецкий А. А. Инновационные технологии в образовательном процессе вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 4 (15). С. 107.

2. Витольник В. Н. Огневая подготовка курсантов вузов МВД России на основе современных технических средств обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000.

3. Гофман А. А. Стрельба из боевого оружия: учеб.-метод. пособие. Владимир, 2001. С. 58.

4. Методический центр профессионального образования и координации научных исследований. Огневая подготовка. Обзор зарубежной информации. М., 1998.

5. Об утверждении наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 сентября 2000 г. № 955; О совершенствовании подготовки личного состава ОВД к действиям в экстремальных ситуациях: приказ МВД России от 12 сентября 1995 г. № 314.

6. Анализ применения табельного оружия сотрудниками ГУВД Волгоградской области за 2007 г.

7. Редько А. А. Новое понимание законности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 20—22.

8. Гофман Н. Д. Специальная подготовка в государственных и негосударственных организациях. М., 2004. С. 95.

9. Медведев А. Н. Как дрались в НКВД. М.: Здоровье народа, 1993. С. 220.

10. Репин В. А., Белецкий А. А. О соблюдении мер безопасности при обращении с оружием // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 156.

© Белецкий А. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.