Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры огневой подготовки Таран Александр Николаевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ПИСТОЛЕТА
Аннотация. В статье описан процесс первоначального обучения стрельбе из боевого оружия с учетом влияния стресса на мыслительные и моторные способности обучающегося, его работоспособность, память, двигательные реакции. Предложены методики обучении, позволяющие максимально быстро адаптироваться будущему сотруднику правоохранительных органов к высоким стрессовым нагрузкам, возникающим при применении огнестрельного оружия.
Ключевые слова: обучение, работоспособность, память, тренировка, оружие, изготовка.
Annotation. The article briefly describes the process of initial training in shooting from a military weapon, given the effects of stress on cognitive abilities of the student, his performance, memory, motor responses and marked the main directions in training, allowing to quickly adapt the employee to the high stress loads when using firearms.
Keywords: training, performance, memory, training, weapons, lock and load.
Введение. Современные условия работы требуют от сотрудников органов правопорядка и безопасности твердых знаний и устойчивых навыков при обращении с табельным оружием в различных ситуациях. Перед преподавателями ведомственных учебных заведений возникает задача: как обеспечить необходимый уровень подготовки в отведенное учебное время и выделяемыми материальными ресурсами, такими как оружие, боеприпасы, тренажеры, учебные помещения, тиры и полигоны [9].
Эта проблема особенно остро стоит перед ведомственными учебными заведениями, так как они готовят сотрудников с отставанием по времени, срок этого отставания как минимум период обучения [10].
При обучении в образовательных организациях высшего образования МВД России преподаватели и обучаемые при освоении дисциплины «Огневая подготовка» сталкиваются с рядом таких проблем, как:
- низкая норма положенности боеприпасов;
- сравнительно малое количество занятий;
- большой промежуток между занятиями.
Так же, немаловажным препятствием является - высокое нервное напряжение, связанное с непроизвольными реакциями организма на выстрел из боевого оружия, которые мешают анализировать не только «момент выстрела», но и свои действия на огневом рубеже с заряженным оружием, управлять мелкой моторикой кисти, нарушается общая моторика тела и процессы запоминания (памяти) [3]. В таких жестких условиях применения оружия из-за шокового состояния скорость стрельбы вырастает до максимально возможной. Сформировать устойчивый навык производства выстрела при таких исходных данных очень сложно [12], [11].
Все выше перечисленные факторы вынуждают обучать стрельбе курсантов и слушателей в «зажатом состоянии» (излишнее перенапряжение мышц рук, кистей, пальцев). Сила напряжения на грани возникновения тремора рук. Благодаря такой физиологии мышц появляется возможность минимизировать негативные реакции организма на выстрел. Первоначальное обучение целесообразно начинать со стрельбы с двух рук для снижения психологической нагрузки на курсанта и обеспечения мер безопасности во время стрельбы (очень высокая мобильность одной руки), а потом переходить на стрельбу с одной руки.
Основной упор в обучении должен делаться на осознанное понимание своих действий и умение воспроизвести их в стрессовой ситуации.
Изложение основного материала статьи. Техника производства выстрела очень проста и в спокойном состоянии очень легко выполнима. В спокойном состоянии все нервные процессы замедленны и практически в 99% случаев ошибка при выполнении выстрела из боевого оружия сильно не влияет на процессы, происходящие в момент выстрела, и результат попаданий может достигать высокого уровня. Адаптироваться к выстрелу через достижение спокойного состояния в системе подготовки сотрудников МВД нецелесообразно, так как полученный результат будет кардинально отличаться от результата, полученного в ситуации стресса или физической нагрузки.
Приемы, благодаря которым можно добиться временного повышения результатов стрельбы:
- положительный и спокойный настрой на стрельбу;
- методики, приводящие к получению «удовольствия», «куража» от стрельбы;
- подсказки во время стрельбы (в стрессовой ситуации организм наиболее подвержен внушению, тело обучаемого выполняет инструкции преподавателя не осознанно, при отсутствии подсказок, тело обучаемого начинает выполнять инструкции своего «сознания», что приводит к нарушениям в технике и промахам).
Правоохранитель должен научится стрелять в условиях стресса. Как этого добиться? Научить обучаемого, управлять своими мыслями и телом во время стресса и нервного напряжения. Убрав нервное напряжение во время стрельбы, мы получаем сиюминутный иногда очень высокий результат при отсутствии правильного понимания своих действий, «удобную технику» и очень не стабильного стрелка.
Любой спор о технике, методике обучения стрельбе можно решить с помощью упражнений с высокой скоростью стрельбы, физической нагрузки и стресса, которые являются индикаторами правильного понимания и выполнения техники производства выстрела [4].
Обучение целесообразно проводить этапами по 3 занятия:
- изучение нового элемента или упражнения (необходимо максимально заинтересовать обучаемых);
- отработка изученного (спокойная обстановка, в которой выполняется упражнение и корректируются ошибки);
- самостоятельная работа с высоким психологическим напряжением.
На каждом этапе (занятии) вводится один, два новых элемента как максимум или отрабатываются пройденные элементы в новой последовательности, но не более 2-х изменений за этап (занятие).
Первоначальное обучение является самым сложным и ответственным [1], начинается с первого занятия и заканчивается, когда:
- обучаемый научился самостоятельно минимизировать негативные реакции организма на выстрел;
- спокойно относится к таким психологическим реакциям, происходящим в момент выстрела;
- понимает, как работать с оружием в различных ситуациях;
- стабильно работает по любой схеме прицеливания без ошибок, но медленно 1-2 секунды на выстрел в зависимости от расстояния и размеров мишени (стрельба в рамках ТТХ и боевых свойств оружия).
Огромная проблема первоначального обучения заключается в большом количестве разнообразных рефлексов и индивидуальных пониманий у обучающихся и если приступить к стрельбе из боевого оружия без предварительного выравнивания рефлексов и понятий, получим необходимость большого объема индивидуальной работы и появление сложных реакций на выстрел, которые очень тяжело устранить [13].
После окончания первоначального обучения, в зависимости от направления дальнейшей деятельности обучаемого, начинается основная специализация по одному из двух направлений спортивная стрельба или боевая стрельба. Каждое направление имеет свою специфику [5, 8].
Первоначальное обучение целесообразно проводить с нарабатыванием следующих необходимых двигательных навыков:
- обучение вкладке оружия и прицеливанию разными способами без обработки спуска;
- обучение удержанию и обработке спуска;
- обучение различной работе с оружием [1].
Двигательные навыки нарабатываются в 3 этапа:
1-й без патрона в «холостую»;
2-й с патронами, без выстрела;
3-й с патронами и производством выстрела.
Обучение работе с оружием происходит по двум параллельным направлениям:
- обучение технике производства выстрела и серии выстрелов в различных ситуациях [14];
- обучение манипуляциям с оружием со строжайшим соблюдением мер безопасности при обращении с оружием.
Во время обучения двигательным действиям, на этапе работы в «холостую», выстрел имитируется с помощью партнера, который резким движением отводит затвор в крайнее заднее положение и отпускает.
Особое внимание необходимо уделить прицеливанию и выполнять все упражнения с различными видами прицеливания, акцент делается на том, что в процессе производства выстрела или серии выстрелов без патрона, схема прицеливания не меняется.
Основные элементы фокусировки зрения в процессе производства выстрела или серии выстрелов:
- точная стрельба (необходима точность в пределах круга диаметром 4 см на расстоянии 20 метров) - на целик;
- быстрая стрельба по мишеням (необходима точность в пределах круга диаметром 20 см на расстоянии 20 метров) - на мушку;
- боевая стрельба, имитация огневого контакта (необходима точность в пределах круга диаметром 50 см на расстоянии 5-10 метров) - на мишень;
- скоростная стрельба быстрее 2-х выстрелов в секунду дистанция 5-10 метров - на мишень.
Правильность действий производства выстрела оценивается по нескольким признакам:
- вынос оружия в мишень - оценивается качество наведения оружия в район прицеливания и наличие доводки после выноса оружия, используются различные варианты прицеливания (смотрим на целик, мушку, мишень или с закрытыми глазами с последующей проверкой прицеливания);
- изготовка - после имитации выстрела оружие должно вернуться в район прицеливания за 0,2-0,3 секунды без доводки оружия;
- обработка спуска - в момент спуска курка с боевого взвода (при работе без патрона) оружие должно остаться на месте и в районе прицеливания.
Параллельно с обучением производству выстрела идет обучение безопасному обращению с оружием, уделяется особое внимание действиям по командам в тире и на стрельбище, принятию различных изготовок, смене магазина, производству различных манипуляций с оружием: разряжание оружия, заряжание оружия, устранение задержек и т.п. [7].
При работе без патрона обучаемые работают в парах, что позволяет обучать не только двигательным действиям, но и умению видеть неправильные действия и их последствия. Стрелки учатся видеть ошибки при стрельбе со стороны и при самостоятельной работе их не допускать.
Первые 3 занятия обучаемые работают без боевого патрона. После уверенного освоения основных манипуляций с оружием, с 4-го занятия, обучаемые допускаются к огневому рубежу для выполнения действий с заряженным оружием под полным контролем преподавателя.
При таком подходе происходит постепенное привыкание к оружию, и наработка навыков происходит в благоприятной психологической обстановке, стресс у обучаемых имеется в объеме необходимом для стимуляции адаптационных механизмов и активации мыслительной деятельности.
Обучаемый не освоивший или освоивший в недостаточной мере работу с оружием в «холостую» к работе с боевым патроном не допускается, так как такой обучаемый будет усложнять, и замедлять процесс обучения всей группы. Ухудшение процесса обучения заключается в отвлечении внимания преподавателя от группы для выяснения причин слабых навыков, подбору индивидуальных методов и средств обучения, в итоге время преподавателя расходуется иррационально. Очень часто выясняется, что причина слабых навыков заключается в не желании обучаемого выполнять то, что для него тяжело, и он старается сделать как удобно и игнорирует объяснения и доводы преподавателя, что приводит к заучиванию и закреплению неправильных действий и навыков. Индивидуальная работа заключается в корректировке получаемых знаний, когда обучаемые работают в группе, и проводится в форме подсказок в течении нескольких секунд. Индивидуальная работа с отрывом основного времени у группы, проводится при корректировке техники производства выстрела и только на огневом рубеже, когда обучаемый освоил предыдущие этапы обучения и совершает ошибку во время выстрела. При необходимости используются различные тренажеры для объяснения элементов выстрела, наработки и проверки навыков [2].
К стрельбе с использованием боевого патрона необходимо приступать после того, как слушатель научится производить все манипуляции с оружием, не задумываясь, без остановок и без ошибок. Связано это с тем, что наличие боевого патрона в патроннике вводит обучаемого в состояние сильного стресса в котором аналитические (мыслительные) способности затормаживаются. Обучаемый, в первые 3 занятия со стрельбой, без специального подготовительного обучения, не в состоянии рассказать о том, что и как он делал, ответ один - «стрелял» и осмысленное минимальное понимание процесса производства выстрела для многих приходит только к концу обучения.
Выводы. Предложенная методика обучению стрельбе, при условии систематических тренировок:
1. Позволит научить обучаемого меткой стрельбе, независимо от условий её выполнения;
2. Закрепит необходимый навык обращения с огнестрельным оружием при возникновении экстремальных ситуаций, связанных с нападением на сотрудника полиции;
3. Привьют и закрепят необходимые навыки по обеспечению личной безопасности при осуществлении служебной деятельности в конкретных типовых ситуациях.
4. Будут способствовать развитию устойчивого в экстремальных ситуациях мышления, поднимут профессиональное мастерство, привьют уверенные, тактически правильные действия [8].
Литература:
1. Карабаш Д.В., Пономарев Н.Н. Начальный этап обучения стрельбе из пистолета Макарова как важнейший элемент стрелковой подготовки // В сборнике: Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств материалы XVIII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016
2. Кочеткова С.В., Таран А.Н. Теоретико-методологические основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД // Теория и практика общественного развития 2014, № 3
3. Куров А.И. Влияние страха на результаты выполнения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел // ВЕСТНИК Краснодарского университета МВД России 2015 № 4 (30)
4. Напалков Ю.А., Таран А.Н. Актуальность комплексирования огневой и физической подготовки в образовательных организациях МВД России // ВЕСТНИК Краснодарского университета МВД России
2015 № 4 (30)
5. Пономарев Н.Н. Особенности подбора кандидатов для сборной команды образовательной организации системы МВД России по летнему служебному биатлону // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 3 (29)
6. Пономарев Н.Н. Закрепление навыков стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия у курсантов, обучающихся по специализации «деятельность специальных подразделений ОВД» // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2015
7. Пономарев Н.Н., Стригуненко И.К. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами при выполнении оперативно-служебных задач сотрудниками органов внутренних дел // Учебно-практическое пособие / Н. Н. Пономарев, И. К. Стригуненко ; МВД Российской Федерации, Краснодарский ун-т. Краснодар, 2011
8. Светличный Е.Г., Михно Т.А. Применение методик новой стрелковой техники при обучении курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России // Материалы Всероссийского круглого стола «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки». - Орел. - 2016. - С. 136-140
9. Светличный Е.Г. Стрелковая подготовка сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-21464
10. Светличный Е.Г. Эффективность использования интерактивных методов обучения для совершенствования навыков владения стрелковым оружием // Педагогика и современность. Научно-педагогический журнал. - № 2 (16). - Таганрог: «Перо», 2015. - С. 36-42
11. Таран А.Н., Напалков Ю.А. Выживание сотрудника полиции в случаях, связанных с применением или угрозой применения огнестрельного оружия // ВЕСТНИК Краснодарского университета МВД России
2016 № 4 (34)
12. Таран А.Н. Психофизиология применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции во время несения службы [Текст] /А.Н. Таран // Международная научно-практическая конференция. Проблемы и перспективы современного общества - 2016.
13. Таран А.Н., Бойков А.А. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России // ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2014 № 1 (47)
14. Таран А.Н., Напалков Ю.А. Техника выстрела из пистолета // ВЕСТНИК Краснодарского университета МВД России 2016 № 1 (31) С. 183-187.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);
врио начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьев Алексей Сергеевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Аннотация. В практической деятельности сотруднику полиции нередко приходиться применять огнестрельное оружие. Он должен иметь в арсенале максимальное количество алгоритмов действий в возможных экстремальных ситуациях. Их перечень не является исчерпывающим. К таким ситуациям можно отнести два следующих, возможных сценария:
1. нападение на коротких дистанциях с использованием скрытых, опасных для жизни и здоровья предметов, огнестрельного и холодного оружия (когда намерение их применения сотруднику полиции заранее неизвестно);
2. нападение собаки (нескольких собак).
В данной статье рассматриваются возможные способы обеспечения личной безопасности вооруженного сотрудника полиции в вышеприведенных ситуациях.
Разработаны и предлагаются для включения в Курс стрельб упражнения, моделирующие такие ситуации и направлены на закрепление и отработку необходимых действий.
Ключевые слова: огневая подготовка, огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, полиция, скоростная стрельба, нападение, мишень, IPSC, поппер.
Anmtation. In the practical work of a police officer firearms are often used. In his arsenal he must have the highest possible amount of algorithms of actions for possible extreme situations. The list of them is not exhaustive. The two following possible scenarios can be referred to such situations:
1. attack on the short distances with the use of hidden, dangerous for life and health objects, firearms and cold steel (when the police officer doesn't know beforehand the intention of their use);
2. dog's (several dogs') attack.
In the following article possible ways of an armed police officer's personal security in the above situations are viewed.
Exercises that simulate such situations and are directed at the fastening and reiteration of necessary actions are worked out and included into the Course of firing.
Keywords: fire training, firearms, extreme situation, police, high-speed shooting, attack, target, IPSC, popper.
Введение. В экстремальной ситуации сотрудник полиции должен четко знать, как вести себя, быть психологически готовым к самозащите и обезвреживанию нападающих. В практической деятельности сотруднику полиции нередко приходиться применять огнестрельное оружие [1]. Задача учебных заведений за период обучения подготовить слушателя к возможным сценариям (наиболее типовым ситуациям) экстремальных ситуаций, в которые он может попасть, выполняя свои функции по охране общественного порядка.
Действующий Курс стрельб включает в себя ряд упражнений для огневой подготовки курсанта/слушателя, готовящих его к таким ситуациям. Условия и порядок выполнения упражнений различны и включают в себя закрепление следующих навыков:
1. Стрельба с места по неподвижной цели.
2. Скоростная стрельба с места по неподвижной цели.
3. Скоростная стрельба по неподвижным целям после их внезапного появления с переносом огня по фронту.
4. Скоростная стрельба из различных положений из-за укрытия.
5. Скоростная стрельба после передвижения со сменой магазина.
Эти упражнения имитируют возможные ситуации, но все же упускают ряд типовых.
Современные условия работы требуют от сотрудников органов правопорядка и безопасности твердых знаний и устойчивых навыков при обращении с табельным оружием в различных ситуациях. По объективным причинам требования постоянно повышаются, так как преступники постоянно совершенствуют свою подготовку для противодействия правоохранителям, используя для этого все возможные способы. Перед преподавателями ведомственных учебных заведений возникает задача: как обеспечить необходимый уровень подготовки в отведенное учебное время и выделяемыми материальными ресурсами, такими как оружие, боеприпасы, тренажеры, учебные помещения, тиры и полигоны [5, с. 1].
Эта проблема особенно остро стоит перед ведомственными учебными заведениями, так как они готовят сотрудников с отставанием по времени, срок этого отставания как минимум период обучения [6, с. 37].
Изложение основного материала статьи. В Курсе стрельб отражен ряд упражнений направленных на стрельбу после сокращения дистанции.
И совсем нет упражнений (имитирующих) направленных на закрепление навыка быстрого обращения с оружием после разрыва дистанции. Такое упражнение было бы очень полезным для сотрудников правоохранительных органов, так как моделирует ряд ситуаций, которые могут возникнуть в практической деятельности, например:
1. Полицейский проверяет документы - подозреваемый пытается оказать сопротивление, используя физическую силу (хватает за руки, одежду);
2. Попытка завладения табельным оружием сотрудника полиции;
3. Нападение с холодным оружием или палкой (требующим сокращения дистанции для нанесения повреждений);
4. Попытка оказания сопротивления с использованием огнестрельного оружия, размещенного на противнике (скрыто);