2. Состояние преступности — январь-декабрь 2013 г. [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика: состояние преступности. URL: http.//www.mvd.ru (дата обращения: 21.03.2014).
3. Воронцова О. В. Психофизические трудности овладения приемами и правилами стрельбы курсантами (слушателями) вузов МВД РФ // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 124.
4. Наставления по стрелковому делу. М., 2000.
5. Балаев А. А. Активные методы обучения. М., 2006.
6. Белецкий А. А. Актуальные направления модернизации процесса обучения по дисциплине «Огневая подготовка» курсантов и слушателей системы МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 119.
© Рыжков И. Ф., 2014
А. В. Сорокоусов
ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА
Этапы обучения стрельбе из пистолета предполагают получение качественно различных знаний, умений и навыков. На этапе начальной подготовки обучаемые должны освоить производство прицельного выстрела в неограниченное время (1-е упражнение НООП-2012). На втором этапе у сотрудников должны быть сформированы навыки производства прицельного выстрела в ограниченное время, после передвижения, с использованием различных изготовок и сменой магазина (2-е, 4-е, 5-е, 7-е упражнения Н00П-2012).
Скоростная стрельба «базовая» на значительных пистолетных дистанциях — 15—25 м. Цикл технических действий, составляющих выстрел, занимает около 2 с. Взгляд сфокусирован на прицельных приспособлениях пистолета.
Совершенно очевидно, что этот вид стрельбы очень редко используется сотрудниками в процессе реализации права применять огнестрельное оружие. Практический опыт говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев у сотрудников нет двух секунд на совмещение прицельных приспособлений. Более того, сотрудник полиции при применении оружия, как правило, вообще не смотрит на пистолет, все его внимание приковано к правонарушителю. Поэтому навыки скоростной стрельбы, полученные сотрудниками подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и подразделений, личный состав которых выполняет должностные обязанности с оружием, не соответствуют требованиям практики.
Ключевые слова: оружие, огневая подготовка, скоростная стрельба, прицеливание, служебная подготовка, служебно-боевые задачи, применение оружия, подготовка полицейских, подготовка сотрудников ОВД.
A. V. Sorokousov
FEATURES RAPID FIRE PISTOL
Stages of learning pistol shooting suggest getting qualitatively different knowledge and skills. In initial training, students should master the production of Aimed Shot in unlimited time (1st exercise ). At the second stage, the employees should be formed production skills sighting shots in the limited time after the movement, using different izgotovok store and change (2nd, 4th, 5th, 7th exercise)
Rapid Fire «base» at considerable distances pistol — 15—25 m cycle technical actions constituting shot takes about 2 seconds. Viewfocusesontheironsightsgun.
It is quite obvious that this kind of shooting is very rarely used in the process of co-workers of the right to use firearms. Practical experience shows that in most cases, employees do not have two seconds to combine sights. Moreover, a police officer in the use of weapons, as a rule, does not look at the gun, all his attention is focused on the offender. Therefore, rapid-fire skills, employees received units engaged in the operational-search activity, and divisions, personnel who perform their duties with a weapon, do not meet the requirements of practice
Keywords: weapons, fire preparation, speed shooting, aiming, in-service training, service-combat missions, weapons, police training, training of law enforcement officers.
Любой человек, который в силу своих служебных обязанностей имеет дело с оружием, должен неукоснительно соблюдать меры безопасности при обращении с ним. Тем самым он показывает свой профессионализм, уважение к оружию и окружающим. Забывая о правилах безопасности хотя бы на минуту, мы ставим под угрозу свою жизнь и жизнь всех, кто находится рядом с нами. Осваивая новые методики стрельбы или участвуя в соревнованиях по стрельбе, следует помнить не только требования мер безопасности ведомственного приказа, но и кодекс стрелка Общероссийской спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы России» (ОСОО «ФПСР»): 1. «Я буду всегда обращаться с оружием как с заряженным. 2. Я никогда не направлю оружие туда, куда не хочу стрелять. 3. Перед тем, как выстрелить, я всегда проверю, что перед мишенью и за ней. 4. Я никогда не коснусь пальцем спускового крючка, пока ствол не будет направлен на мишень» [1].
На соревнованиях стрелку запрещено извлекать оружие из кобуры без разрешения судьи. Самостоятельно стрелок может это сделать в специальном месте — «Зоне безопасности». Запрещается носить оружие со вставленным в основание рукоятки магазином, самостоятельно поднимать упавшее оружие (это может сделать только судья). При выполнении упражнения нельзя разбивать угол безопасности — угол, определяющий разрешенный сектор стрельбы. Обычно он составляет 180° по направлению к мишени. Следует помнить о том, что все присутствующие на стрельбище должны иметь защиту для глаз и ушей. Меры безопасности — это основа любой тренировки и подготовки стрелка к выполнению как скоростных, так и обычных упражнений [2].
Тренировочный процесс в скоростной стрельбе из пистолета и автомата необходимо начинать с подбора экипировки. Сначала следует подобрать форменную одежду. Для всех сотрудников это могла бы быть свободная полевая форма, в исключительных случаях для сотрудников оперативных служб — спортивный костюм свободного покроя или гражданская одежда. Обязательно наличие головного убора, защитных очков и наушников. Кобуры и ремни подбираются индивидуально, в зависимости от целей и задач, постав-
ленных перед обучаемыми. Это могут быть как оперативные кобуры скрытого ношения, так и стандартные кобуры, которые выдаются каждому сотруднику.
Несмотря на то, что на вооружении МВД России приняты и уже используются при выполнении служебных задач новые образцы оружия (ПЯ, ГШ-18, «Вектор»), бесспорным лидером остается 9-мм пистолет Макарова. Поэтому тренировочный процесс целесообразно проводить с ПМ. Значительно повышает эффективность обучения использование пневматического аналога ПМ (МР-654-К). Пневматический пистолет, стреляющий стальными шариками, по внешнему виду, весу, работе некоторых частей и механизмов идентичен пистолету ПМ, отлично заменяет боевой, если дело касается отработки быстрого извлечения оружия, смены стрелковых позиций, выноса оружия на цель. Кроме того, он позволяет тренироваться во внеслужебное время.
Тренировка в скоростной стрельбе невозможна без анализа времени, затраченного на производство выстрела. До недавнего времени практически повсеместно с этой функцией отлично справлялся обычный секундомер. Но в скоростной стрельбе кроме времени, затраченного на все упражнение, существует масса дополнительных временных рамок: время на извлечение оружия из кобуры и приведение его в боевую готовность, время первого выстрела, время между выстрелами. Все это обычным секундомером отследить достаточно сложно. Поэтому во время тренировок необходимо использовать стрелковый таймер.
О мишенном оборудовании можно говорить много. Разнообразие мишеней и мишенных установок делает скоростную стрельбу настолько увлекательной, что стрелок за один день может расходовать более 1 000 патронов. Федерация практической стрельбы России на своих соревнованиях использует два вида картонных мишеней: метрическую и классическую.
Используют также различные двигающиеся и качающиеся мишенные установки: «свингеры» — качающиеся по типу маятника; «попперы» и стальные тарелки, падающие от попадания пули.
Понимая, что не все начинающие стрелки могут позволить себе заниматься на таком оборудовании в связи с тем, что его использование
не регламентировано нормативными актами МВД, на начальном этапе можно остановиться на мишенях, регламентированных соответствующими нормативными актами.
На современном этапе в области огневой подготовки сотрудников полиции возникают потребности в более глубоком изучении основ скоростной стрельбы из пистолета.
Специальная полицейская стрельба отличается от привычных упражнений стрельбы главным образом тем, что выполняется с очень короткой дистанции (3—5 м) по движущимся на стрелка или удаляющимся от него нескольким мишеням, тогда как обычная стрельба — как учебная, так и соревновательная — производится преимущественно с длинной дистанции по одной вполне определенной и неподвижной мишени [3].
Специалисты небезосновательно считают методику ОСОО «ФПСР» одной из самых эффективных систем обучения обращению с оружием в боевых подразделениях. В организации существуют правила проведения соревнований по боевому разделу с использованием штатного оружия и снаряжения, боекомплекта, системы подсчета очков с учетом тактического приоритета [4]. Эти факторы приводят к закономерному сотрудничеству федерации и различных подразделений ОВД. Элементы практической стрельбы внедряются в учебный процесс образовательных учреждений МВД России Москвы, Волгограда, Орла, Саратова, Ростова, Иркутска [5].
Этапы обучения стрельбе из пистолета предполагают получение качественно различных знаний, умений и навыков. На этапе начальной подготовки обучаемые должны освоить производство прицельного выстрела в неограниченное время (1-е упражнение Н00П-2012). На втором этапе у сотрудников должны быть сформированы навыки производства прицельного выстрела в ограниченное время, после передвижения, с использованием различных изготовок и сменой магазина (2-е, 4-е, 5-е, 7-е упражнения Н00П-2012).
Скоростная стрельба «базовая» на значительных пистолетных дистанциях — 15—25 м. Цикл технических действий, составляющих выстрел, занимает около 2 с. Взгляд сфокусирован на прицельных приспособлениях пистолета.
Совершенно очевидно, что этот вид стрельбы очень редко используется сотрудниками в процессе реализации права применять огнестрельное оружие. Практический опыт говорит о том, что в по-
давляющем большинстве случаев у сотрудников нет 2 с на совмещение прицельных приспособлений. Более того, сотрудник полиции при применении оружия, как правило, вообще не смотрит на пистолет, все его внимание приковано к правонарушителю. Поэтому навыки скоростной стрельбы, полученные сотрудниками подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и подразделений, личный состав которых выполняет должностные обязанности с оружием, не соответствуют требованиям практики [6].
Скоростная стрельба «навскидку». Задача: произвести выстрел в цель как можно быстрее, опередив непосредственную опасность со стороны правонарушителя. Техника данного вида скоростной стрельбы отличается тем, что элемента прицеливания как такового нет. Наведение оружия осуществляется сформированным до автоматизма однообразным контуром рук биомеханической системы «стрелок-оружие». Взгляд направлен на цель, оружие находится на уровне груди или подбородка. Скоростная стрельба с ограниченной возможностью для прицеливания представляет собой совокупность технических действий по максимально быстрому и точному производству прицельного выстрела со средних пистолетных дистанций (8—18 м) либо с малых дистанций в заданную область (голова, плечо, нога и т. п.). В этом виде стрельбы предъявляются высокие требования к точности и скорости действий. Данный вид стрельбы занимает промежуточное положение между первыми двумя техниками. Характеризуя технику практической стрельбы, являющейся наиболее близкой по параметрам (вариативность исходных положений и целей, время на стрельбу, расстоя-н ие до целей) к технике стрельбы сотрудников ОВД при применении и использовании оружия, В. А. Крючин приводит несколько вариантов прицеливания. Так, взгляд фокусируется на мушке с целиком (расстояние 10 м и далее); взгляд через прицельные приспособления направлен на мишень и сфокусирован на ней (расстояние 7—10 м), взгляд фокусируется на мишени, контролируя периферическим зрением мушку и соседние мишени (5—7 м и ближе) [7]. Бесприцельную стрельбу В. А. Крючин не рассматривает, отмечая, что какой бы ни была быстрой стрельба, она всегда выполняется с визуальным контролем оружия. Особенность формирования навыков скоростной стрельбы заключается в том, что все ее элементы весьма динамичны и должны отрабатываться до
автоматизма. Скоростная стрельба «навскидку», как и с ограниченной возможностью для прицеливания — это уже направление развития компетенции сотрудника в применении (использовании) табельного оружия, выступающей как средство осуществления крайней меры принуждения.
Исходное положение, изготовка и хват оружия обучаемого при стрельбе из пистолета после внезапного появления цели в условиях ограниченной возможности для прицеливания заключается в том, что он находится в естественном положении: голова умеренно поднята, корпус прямой, плечи расслаблены, руки опущены вдоль тела, не напряжены, ноги на ширине плеч.
Принятие изготовки для стрельбы, досылание патрона в патронник и нажим на спусковой крючок выполняются как единое слитное движение, в конечной фазе которого производится выстрел. Данным элементам должно уделяться значительное внимание, поскольку именно они определяют результат стрельбы и упражнения в целом.
Такие виды стрельбы, как «навскидку» и с ограниченной возможностью для прицеливания, очень близки с технической точки зрения. Их объединяют небольшие дистанции до цели, высокая интенсивность огня, скоротечность стрельбы. Вместе с тем нецелесообразно фокусировать взгляд и на прицельных приспособлениях, как при «базовой» скоростной стрельбе, поскольку вести огонь необходимо сразу, а на совмещение целика и мушки уходит время. Во время досылания патрона в патронник стрелок, наблюдая за целью, выводит ствол пистолета перед собой и за миг до срыва курка с боевого взвода выравнивает ствол на цели, как правило, в районе черного прямоугольника мишени № 2б либо на этапе совершенствования в области головы, руки. При этом в расплывчатом состоянии находятся и мишень, и прицельные приспособления оружия.
В отличие от «базовой» скоростной стрельбы обработка спуска курка при стрельбе «навскидку», а также при стрельбе в условиях ограниченной возможности для прицеливания производится одним движением. В этом случае у стрелка нет возможности выжимать «свободный» ход спускового крючка, затем дожимать «рабочий». Высокие требования к технике нажима на спусковой крючок продиктованы скоротечностью огневого контакта на малых дистанциях.
Обучение скоростной стрельбе включает в себя изучение различных техник: а) формирование из-
готовки и хвата; б) извлечение оружия и вынос его на цель; в) прицеливание и производство выстрела;
г) производство сдвоенного выстрела (сплит);
д) перенос огня по фронту и в глубину; е) стрельба из-за укрытия; ж) стрельба после передвижения и в движении; з) поражение движущихся мишеней; и) стрельба правой и левой рукой.
Кроме того, стрелок должен быть психологически готов к выполнению стрелковых упражнений. Владение техникой психорегуляции крайне важно для сотрудников ОВД. Применение оружия в служебной деятельности, как правило, происходит неожиданно, на фоне усталости или сбивающих факторов. В этих ситуациях сотрудник должен быстро анализировать и мгновенно принимать правильное решение.
Начиная рассмотрение вопросов изготовки и хвата, хочется отметить некоторый разброс мнений, возникающий между стрелками-спортсменами по поводу стрельбы с двух рук. Достаточно долгое время стрельба с двух рук не практиковалась в ОВД, на всех ведомственных соревнованиях стрелки-спортсмены стреляли с одной руки, не признавая какого-либо другого способа удержания оружия. Использование второй руки позволяет уверенно поражать мишень стрелкам со слабыми навыками, так как двойной хват обеспечивает максимальную устойчивость оружия при стрельбе в ограниченные промежутки времени. Со временем произошли некоторые изменения, в результате чего было разрешено поражать мишени в представленных упражнениях, удерживая пистолет как одной, так и двумя руками. Сегодня практически повсеместно практикуется стрельба «двойным хватом», но при этом результаты стрелков, практикующих этот хват, не всегда хороши. Скорост-н ая стрельба предполагает действия по извлечен ию оружия из кобуры, прицеливание, спуск курка с боевого взвода, доведенные до автоматизма. Все это можно осуществить только после отработки базовой изготовки для стрельбы с одной руки, а уже после освоения этой техники можно переходить на удержание оружия двойным хватом.
Изготовка при скоростной стрельбе должна способствовать быстрому возвращению оружия в исходное положение для производства следующего выстрела. Наиболее эффективно это достигается с помощью фронтальной изготовки. Ноги стрелка располагаются на ширине плеч или чуть шире. Для того чтобы компенсировать отдачу при выстреле, корпус слегка наклоняют вперед, чтобы
центр тяжести тела сместился к носкам ступней. Голову держат прямо, ступни расположены симметрично, ноги в коленях слегка согнуты.
Хват выполняется следующим образом: перед тем как обхватить правую руку, удерживающую оружие, кисть левой руки сгибается под углом 35—40° к предплечью вниз. Мякоть большого пальца левой руки упирается в рамку в районе спусковой скобы, а третья фаланга указательного пальца левой руки упирается в ее нижнюю часть. Левая рука плотно охватывает правую, закрепляя в ней оружие. При этом большой палец левой руки расслаблен и направлен в сторону мишени, а большой палец правой руки находится параллельно затвору. Промежутка между основанием большого пальца правой руки и кистью левой быть не должно. Примерно 2/3 усилия по удержанию оружия приходится на левую руку, а 1/3 — на правую. Руки с оружием полностью вытянуты, локти слегка разведены в стороны, плечи расслаблены и находятся перпендикулярно или под небольшим углом к линии огня. Иногда стрелки поднимают плечи, что является неправильным положением.
Поданный вперед корпус тела, ровные плечи позволяют компенсировать отдачу пистолета и произвести следующий выстрел в короткий промежуток времени, что является основополагающим принципом скоростной стрельбы.
Приступая к тренировкам, необходимо помнить, что изготовка и хват — это основа скоростной стрельбы. Только доведя все действия до автоматизма, можно говорить о результативной скоростной стрельбе. Ошибки в изготовке для стрельбы и формировании хвата значительно снижают результативность стрельбы.
Правила прицеливания универсальны и рассмотрены в большом количестве источников по оружейной тематике. Прежде всего следует помнить, что при выполнении прицеливания оба глаза должны быть открыты. Это позволяет контролировать всю складывающуюся стрелковую обстановку. К тому же, закрытие одного глаза при прицеливании ведет к снижению остроты зрения второго глаза на 15—20 %.
Для освоения техники прицеливания двумя глазами необходимо выявить доминирующий глаз. Для этого следует посмотреть двумя глазами на предмет, находящийся на расстоянии 5—10 м, через кольцо, образованное соединенными большими и указательными пальцами обеих рук на расстоянии
вытянутой руки, после чего поочередно закрыть правый и левый глаз. Тот глаз, который будет наблюдать предмет через кольцо, и будет доминирующим. Прицеливание доминирующим глазом позволяет значительно снизить утомляемость стрелка при выполнении стрелковых упражнений. Для того чтобы научиться прицеливанию двумя глазами, во время тренировки следует заклеивать липкой непрозрачной лентой стекла очков напротив слабого глаза, что даст возможность не закрывать его. После нескольких занятий идет устойчивое формирование навыка, и лента снимается.
Скоростная стрельба предполагает ведение огня по нескольким целям, находящимся на разном расстоянии. Расстояние до цели напрямую формирует вариант прицеливания. Таких вариантов три.
Первый вариант предусматривает расстояния до цели 10 м и дальше. В этом случае стрелок должен видеть мушку в прорези целика четко, а мишень расплывчато, нажим на спусковой крючок плавный.
Второй вариант используется, если расстояние до цели ограничивается 7—10 м. В этом случае стрелок смотрит на мишень через совмещенные прицельные приспособления, которые видны расплывчато, а сама мишень четко. Короткое расстояние до цели и особенность прицеливания позволяют контролировать всю обстановку вокруг стрелка. Это особенно важно при выполнении оперативно-служебных задач и позволяет моментально переключиться с одной цели на другую, что повышает скорость стрельбы.
Третий вариант, при котором расстояние до мишени ограничивается 5—7 м и ближе. В этом случае стрелок фокусирует взгляд на мишени, контролируя только мушку и соседние мишени.
Каждый стрелок должен уметь осуществлять прицеливание любым вышеприведенным способом, только следует учитывать, что второй и третий варианты достаточно сложные. Эффективно использовать их могут только опытные стрелки, так как для их отработки требуется большой тренировочный настрел.
Спуск курка является важнейшим элементом производства выстрела, овладение которым требует значительного времени и упорства. Существует ряд особенностей, которые должен знать каждый сотрудник, выполняющий свои обязанности с оружием.
Первое, что он должен помнить при извлечении
оружия из кобуры и досылании патрона в патронник: нажатие на спусковой крючок начинается с выносом оружия на цель, не дожидаясь остановки рук и точного прицеливания. Нажим на спусковой крючок и уточнение прицеливания — два действия, которые стрелок выполняет одновременно и независимо друг от друга.
Для последовательно быстрого производства следующего выстрела не надо полностью отпускать спусковой крючок. Это исключает повторный выжим свободного хода. При нажатии на спусковой крючок направление усилия нажима должно проходить по воображаемой линии, параллельной оси канала ствола пистолета. Неверное направ-
Список библиографических ссылок
ление движения пальца может привести к угловом у отклонению ствола и неточному выстрелу.
Отработка изготовки и хвата, как правило, занимает все первые тренировки, пока стрелок не научится этим элементам. Хват должен быть всегда одинаковым — это предполагает постоянное, однообразное положение пистолета в руке, положение рук по отношению к пистолету и постоянное усилие хвата. Небольшое отклонение пистолета в руке приводит к отклонениям пробоин от средней точки попадания. Если прибавить к этому незначительные ошибки в прицеливании и обработке спуска курка, результаты будут низкими.
1. Правила ОСОО ФПСР [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Белецкий А. А., Репин В. А. О соблюдении мер безопасности при обращении с оружием // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 156.
3. Ознобишин Н. Н. Искусство рукопашного боя / сост. А. А. Харлампиев. М., 2005. С. 60—75.
4. Дегтярев М. Н. Точность, скорость безопасность / Калашников. Оружие, боеприпасы, снаряжение: материалы Всерос. конф. ФПСР // 2009. № 2. С. 6, 7.
5. Федин В. Закономерный выбор. Практическая стрельба в системе огневой подготовки МВД / Калашников. Оружие, боеприпасы, снаряжение: материалы Всерос. конф. ФПСР // 2009. № 1. С. 92, 93.
6. Белецкий А. А. Актуальные направления модернизации процесса обучения по дисциплине «Огневая подготовка» курсантов и слушателей системы МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 120.
7. Крючин В. А. Практическая стрельба: книга для спортсменов. Челябинск, 2006. С. 76.
© Сорокоусов А. В., 2014
А. Н. Тюменцев
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ
С НАСЕЛЕНИЕМ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Опыт борьбы с преступностью свидетельствует о том, что эффективность подобной деятельности напрямую зависит от используемых средств и методов. В статье рассмотрены актуальные вопросы сотрудничества российской полиции с населением и средствами массовой информации при решении задач по противодействию преступности, повышению авторитета и престижа службы в органах внутренних дел. В современных условиях под взаимодействием органов внутренних дел со СМИ автор подразумевает постоянный двухуровневый управленческий процесс, осуществляемый через отделы информации и общественных связей МВД с учреждениями средств массовой информации и их сотрудниками на взаимовыгодных условиях для достижения собственных целей.
С одной стороны, журналисты получают объективную интересующую их информацию, которая пользуется спросом у их зрителей и читателей и позволяет сохранять популярность издания либо другого учреждения массовой коммуникации. С другой стороны, взаимодействие с населением и СМИ позволяет