Ю. В. Корсаков
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Предлагаемая статья рассматривает один из основных предметов профессионального обучения полицейского — огневую подготовку. Статистика применения оружия сотрудниками полиции показывает, что в большей части случаев оружие применяется специальными субъектами в ограниченное время. Таким образом, актуальным вопросом подготовки полицейского в современных условиях является обучение стрельбе в условиях ограничения по времени. Эффективная методика обучения и совершенствования профессиональных навыков у сотрудников полиции — это важнейшее направление в области повышения качества профессионального образования полицейского. В данной статье предлагается методика обучения сотрудников полиции навыкам работы с пистолетом в ограниченное время с использованием штатного снаряжения. Методика освоения навыков быстрого извлечения пистолета из штатной кобуры закрытого типа, приведения его в боевую готовность в условиях ограничения во времени не потеряет своей актуальности в течение долгого времени.
Ключевые слова: огневая подготовка, навыки владения оружием, контрольные упражнения, стрельба в ограниченное время, методика обучения, подготовка к стрельбе, извлечение пистолета из кобуры, этапы выполнения упражнения.
Yu. V. Korsakov
WAYS TO IMPROVE FIRE TRAINING IT THE POLICE DEPARTMENT AT THE PRESENT STAGE
The author of the given article examines firearms training as one of the main subjects of police officer training. The statistics of firearms using by the police officers shows the weapon is used by special agents at the limited time in most cases. Thus, one of the topical issues of modern police training is to teach shooting at the limited time. The most important direction in improving the quality of police training is a teaching technique of training and perfecting professional skills of police officers. The author of the article proposes a methodology to teach police officers with pistol shooting skills at the limited time using staffing outfit. The methodology of the development of fast removal skills of staff closed type pistol holster and bringing it on tactical efficiency at the limited time is said to be relevant for a long time.
Key words: firearms training, fire arms skills, control exercises, shooting at the limited time, shooting technique training, preparation for shooting, removal the gun from the holster, the stages of shooting exercise performance.
Одной из важнейших функциональных задач дисциплины «Огневая подготовка» является формирование у сотрудников органов внутренних дел готовности к эффективному применению огнестрельного оружия в ситуациях, когда возникают к этому основания, предусмотренные Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Для выполнения возложенных на сотрудников органов внутренних дел обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников полиции правами по применению средств принудительного воздействия различного вида, в том числе состоящего на вооружении огнестрельного оружия.
Кризисные процессы, происходящие в современном российском обществе, осложняют кримино-
генную обстановку в нашей стране. Эффективность борьбы с преступностью, надежная охрана интересов государства, правопорядка и личной собственности российских граждан во многом зависит от профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел.
В настоящее время во всем мире прослеживается тенденция роста рисков в обеспечении безопасности (терроризма, экстремизма, других радикальных течений). В этих условиях государство вынуждено ужесточать средства борьбы с преступниками. При этом меры государственного принуждения не должны приводить к нарушению прав и свобод граждан. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о строгом нормативном регулировании применения сотрудниками полиции специальных средств и оружия и гарантировании соблюдения ими прав и свобод граждан. Одним из условий
таких гарантий является профессионализм сотрудника ОВД и, в частности его профессиональные навыки по применению огнестрельного оружия в различных ситуациях.
В соответствии с Федеральным законом «О полиции» действия полиции направлены на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности [1]. Федеральный закон «О полиции» в лице государства и общества наделил сотрудников ОВД правами применять различные средства принудительного воздействия, в том числе состоящее на вооружении огнестрельное оружие. Это предусмотрено в целях эффективного противодействия преступности, более качественного выполнения возложенных на сотрудников обязанностей. В обеспечении грамотных, решительных, эффективных действий полицейских по пресечению разнообразных правонарушений большое значение имеет профессиональное обучение сотрудников ОВД.
Чтобы уровень подготовки соответствовал требованиям, предъявляемым к полицейскому в современной России, необходимо постоянно совершенствовать существующие методики огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Эта задача встает перед ведомственными образовательными организациями не только в связи с постоянно осложняющейся криминогенной обстановкой, но и по причине проводимой оптимизации кадрового состава подразделений ОВД, возрастающих требований к его профессиональной компетентности.
В этих условиях целесообразным представляется систематическое проведение учебных сборов, курсов повышения квалификации с сотрудниками, которые на местах занимаются профессиональной подготовкой с личным составом. Часто в подразделениях занятия по огневой подготовке проводят сотрудники, не занимавшиеся ранее указанной деятельностью. Это можно объяснить сокращением кадров в территориальных подразделениях ОВД. Данный факт влияет на качество и эффективность занятий по огневой подготовке. Кроме того, лица, отвечающие за профессиональную подготовку, не всегда обладают достаточным опытом, не вносят необходимых корректив в организацию и методику обучения огневой подготовке. По различным причинам снижается материальное обеспечение занятий, не хватает специальной литературы по вопросам огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, недостаточно внимания уделяется тактической подготовке и комплексным занятиям.
Сказанное обусловливает снижение уровня готовности сотрудников ОВД и требует применения
новых подходов к организации учебного процесса, чтобы в условиях дефицита учебного времени и материального обеспечения можно было значительно повысить уровень профессиональной компетентности сотрудников полиции в части огневой подготовки.
Сегодня среди профессионалов идут дискуссии относительно методик обучения владению оружием. Не так давно в России появились новые виды спортивной стрельбы: практическая стрельба (I.P.S.C.), оборонная стрельба (I.D.P.A), стрельба на длинные дистанции (вармитинг, бенчрест), которые также требуют методического оснащения.
Анализ особенностей организации и методического обеспечения занятий по огневой подготовке позволил выявить две крайности:
1. Курс стрельб организуется как механическое выполнение упражнений без серьезного методического обеспечения.
2. В основе организации огневой подготовки в большинстве случаев лежат различные узкие направления спортивных стрелковых дисциплин, т. е. не принимается во внимание существенное различие спортивной стрельбы и боевой полицейской стрельбы.
Проведем сравнение пулевой (спортивных пулевых упражнений, адаптированных к боевому оружию) и практической стрельбы. Пулевая стрельба дает более осознанное понимание процесса выстрела, явлений внутренней и внешней баллистики. Она подразумевает тщательную отработку элементов изготовки, наведения оружия на цель, прицеливания, тщательной обработки спуска курка с боевого взвода, контроль своего психологического состояния.
Однако время для принятия изготовки и производства выстрела, как правило, играет второстепенную роль даже в тех упражнениях, где есть его ограничения. Одним из методических недостатков при выполнении курса стрельб являются постоянные дистанции стрельбы, которые часто не соответствуют реальным случаям применения сотрудниками оружия. Если в длинноствольном боевом оружии установленные дистанции (автомат Калашникова — 100 м, снайперская винтовка Драгу-нова — 200 м и 300 м) в определенной степени применимы, то для пистолета, как показывает анализ практики применения огнестрельного оружия, рабочие дистанции ограничиваются в основном несколькими метрами. Это означает, что время на стрельбу при гарантированном поражении жизненно важных зон мишеней будет определяющим. Принцип разделения мишени на габаритные зоны не соответствует представлениям раневой баллистики. Например, при выполнении упражнений по мишени № 4 (грудная фигура с кругами) попадание в «десятку» или «девятку» мишени
существенно влияет на результат стрелка, а для проекции человеческой фигуры, они, по сути, равнозначны.
Практика показывает, что результативность стрельбы в огневых единоборствах обеспечивается не производством прицельного выстрела, а быстрым извлечением, правильным удержанием и умелым применением оружия. Такого мнения придерживаются как российские, так и зарубежные специалисты, которые отмечают, что решающую роль в перестрелке играет не умение вести скоростную стрельбу, а способность быстро открыть огонь. Навык своевременного и быстрого извлечения оружия из кобуры позволяет обороняющемуся перехватить инициативу в огневом единоборстве и произвести выстрел первым, что увеличивает его шансы остаться в живых [2, с. 386];
Теоретические и практические навыки по применению огнестрельного оружия должны включать:
— практические навыки обращения с огнестрельным оружием (извлечение оружия из кобуры, приведение его в боевую готовность, производство выстрела, устранение задержек при стрельбе и др.);
— приемы стрельбы с прицеливанием по неподвижным и движущимся целям в условиях ограничения времени на стрельбу;
— стрельбу без прицеливания из разных изготовок, в том числе с переносом огня по нескольким целям. Умение вести стрельбу из разных положений способствует эффективному решению поставленных задач в огневых единоборствах с преступниками. При такой стрельбе можно использовать обычные хваты правой и левой рукой, двумя руками, сидя, с колена, лежа, из-за укрытия и т. п. [2, с. 353—371];
— приемы и способы пресечения противоправных действий с помощью табельного огнестрельного оружия, тактику применения и использования оружия в оперативно-служебной деятельности (принятие решения на открытие огня, выбор цели для поражения, стрельба в разных условиях и др.).
В скоростной стрельбе большое значение имеет чувство времени (скорости, темпа), которое вырабатывается одновременно с подъемом руки, нажатием на спусковой крючок и прицеливанием. При переходе к стрельбе в заданный отрезок времени перед обучающимся ставится проблема перестройки ранее выбранного темпа, что с физиологической точки зрения представляет собой трудоемкий процесс.
В основном увеличение скорости стрельбы требует коррекции всего механизма двигательных действий. Для того чтобы добиться точных, отработанных действий в любых нестандартных ситуациях, необходимо выработать моторику до состояния автоматизма, научиться выполнять действия на подсознательном уровне [3].
Для закрепления и совершенствования достигнутых результатов те же действия производятся с закрытыми глазами. После такой тренировки работа с оружием в одиночку, в том числе «вслепую», становится привычной, развиваются моторика и рефлекторная работа [4].
Одним из вариантов скоростной стрельбы из пистолета является стрельба по внезапно появляющимся мишеням, одна из которых имитирует стрельбу, что моделирует огневое единоборство в реальных условиях [2, с. 347—349].
Практическая стрельба, которая получила широкое распространение в последние годы, рекомендована к использованию в организации огневой подготовки сотрудников ОВД, частных охранных структур. Упражнения практической стрельбы включены в ведомственные курсы стрельб (ФСБ), а также спартакиады разных ведомств. Ее плюсы очевидны: баланс точности, скорости и мощности, жесткие требования безопасности, умение производить множественные точные выстрелы с переносом огня, стрелять в движении, быстро перезаряжать оружие, устранять задержки при стрельбе.
Однако невозможно полностью перейти на правила Федерации практической стрельбы России (ФПСР) ввиду ограничений сотрудников ОВД по номенклатуре закрепленного оружия, установленному снаряжению и обмундированию. В процессе обучения данные обстоятельства заставляют совмещать правила ФПСР с теми реалиями и ограничениями, которые имеются у сотрудника ОВД [5].
Необходимо помнить, что стрельба — это прежде всего красивый и зрелищный вид спорта с присущими ему условностями и допущениями. Однако то, что удобно в спорте, не всегда применимо в боевой ситуации, повседневной службе (снаряжение, максимально безопасная стартовая позиция, отход от тактических принципов поражения мишеней, использование укрытий и т. д.).
Важно отметить, что в настоящее время во многих подразделениях ОВД специалисты по профессиональной подготовке, как правило, не наращивают методическую базу, не до конца понимают основные принципы стрельб, в том числе не соблюдают меры безопасности. Учебно-материальная база часто не отвечает предъявляемым требованиям (стрельбища, тиры, модели стрелкового оружия, количество боеприпасов). В итоге у некоторых сотрудников, ответственных за организацию и проведение огневой подготовки в подразделениях, возникает непонимание, а затем и неприятие этого вида спорта. Практика показывает, что существуют специалисты по огневой подготовке, которые заменяют этим видом спорта методику огневой подготовки для сотрудников ОВД.
Мы считаем, что обучение нужно начинать с базовых требований по огневой подготовке для сотрудников ОВД, которые включают:
— знание правил и мер безопасности, основ стрельбы из стрелкового оружия, сведений по внутренней и внешней баллистике, материальной части оружия, боеприпасов, а также некоторых положений «Наставления по огневой подготовке»;
— умение произвести технически правильный выстрел (правильное прицеливание, спуск курка с боевого взвода и т. д.);
— навыки правильного ношения штатного снаряжения, размещения оружия и боеприпасов в зависимости от возникающей оперативной обстановки; умение мгновенно привести его в боевую готовность, выбрать огневую позицию и грамотно использовать укрытия;
— навыки быстрого перезаряжания (замены магазинов) и самостоятельного быстрого устранения возникающих задержек, которые в реальной боевой обстановке за сотрудника никто не устранит;
— умение идентифицировать цель и мгновенно проводить правовую оценку ситуации;
— выполнение упражнений курса стрельб (начальных, учебных и контрольных) в разных условиях (при слабом и достаточном освещении, на разных дистанциях) с упором на умение в кратчайшее время изготовиться и произвести выстрел. Особое внимание следует уделять стрельбе на дистанциях ближнего боя как
Список библиографических ссылок
наиболее опасного для сотрудника в огневом контакте. Для пистолета это дистанция — от 0 до 5—7 м, для пистолета-пулемета — до 25 м, автомата и винтовки — до 50 м. Кроме того, в обязательном порядке необходимо отрабатывать стрельбу без визуального контроля прицельных приспособлений (интуитивная стрельба). Только после освоения этой стрелковой базы следует приступать к решению более сложных задач.
Все изложенное дает основания полагать, что в территориальных подразделениях и образовательных организациях МВД России нужно развивать разные виды стрельбы как недавно появившиеся, так и проверенные временем.
В завершение хотелось бы отметить, что сегодня остро стоит вопрос о необходимости подбора эффективных, соответствующих современным требованиям средств и методов обучения сотрудников ОВД. Предстоит разработать комплексные программы для различных категорий обучающихся, которые смогли бы обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки и оптимизации кадров подразделений ОВД, качественное выполнение сотрудниками своих служебных обязанностей при дальнейшем прохождении службы в подразделениях.
1. О полиции: федер закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2015) // Рос. газ. № 28. 2011. 10 фев.
2. Балаев А. А. Активные методы обучения. М., 2006.
3. Воронцова О. В. Психофизические трудности овладения приемами и правилами стрельбы курсантами (слушателями) вузов МВД РФ // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С.124.
4. Рыжков И. Ф. Методика обучения действиям с пистолетом Макарова в условиях ограниченной видимости // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 3 (30). С. 136.
5. Рыжков Л. Ф. Особенности подготовки сотрудников ОВД к несению службы с табельным оружием // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 2 (33). С. 156.
© Корсаков Ю. В., 2016