Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ С ПИСТОЛЕТОМ МАКАРОВА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ С ПИСТОЛЕТОМ МАКАРОВА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ / СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ / ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СТРЕЛЬБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжков Иван Феликсович

В настоящее время статистика применения оружия сотрудниками полиции показывает, что в большей части случаев оружие применяется специальными субъектами в вечернее и ночное время. Соответственно сотрудники полиции, особенно таких специальностей, которые несут наружную службу, сотрудники оперативных подразделений, сотрудники специальных подразделений должны иметь устойчивее навыки в обращении с оружием и уверенно вести огонь из короткоствольного оружия в любых условиях. При несении службы, выполнении оперативно-боевых задач при слабом или полном отсутствии освещения сотрудник должен быть готов быстро привести оружие в боевую готовность, определять важность и опасность цели, по которой предполагается применить оружие, умело вести огонь, быстро сменить магазин и, в случае возникновения задержки, умело ее устранить. Условия ограниченной видимости требуют от вооруженного сотрудника решительных и умелых действий с оружием, когда возникнет необходимость в его применении.Currently the statistics of using weapons by the police shows that the weapon is mostly used by special persons in the evening and at night. Accordingly the police officers especially those who carry external service, operational units staff, special units staff should have steady skills in dealing with weapons and confidently shoot a handgun in any conditions. The police officer on duty, or if he is performing operational tasks in low lighting or without light, must be prepared to quickly bring a weapon to preparedness, to determine the importance and danger of aim, to fire skillfully, to change the cartridge clip quickly and to skillfully resolve a delay in case of it. Conditions of limited visibility require from the armed policeman resolute and skillful actions with weapons when it needs to be used.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ С ПИСТОЛЕТОМ МАКАРОВА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ»

Окончание табл. 1

2

6.

Смена магазина из различных положений: стоя с колена

4—5

5—6

7—10 7—10

4—5

5—6

1

2

3

4

5

Условия (порядок) выполнения норматива: неснаряженный магазин в рукоятке пистолета. Пистолет в руке у сотрудника под углом 45° в безопасном направлении, затвор на затворной задержке. Запасной магазин, снаряженный одним учебным патроном, в кармашке кобуры. Руководитель указывает цель, огневую позицию, положение для стрельбы и подает команду «Огонь». Сотрудник извлекает магазин из рукоятки основания пистолета и кладет его в кобуру (или карман), достает запасной магазин и вставляет его в основание рукоятки пистолета. Снимает пистолет с затворной задержки и производит прицельный выстрел по цели «вхолостую»

1

3

4

5

Список библиографических ссылок

1. Варыгин А. Н., Касаев И. Х. Криминологические особенности преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 51.

2. Редько А. А. Субъекты правовой политики // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2008. № 2 (7). С. 29.

3. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 июля 2012 г. № 663 // Рос. газ. 2012. 31 авг.

© Плешаков С. В., Рыжков Л. Ф., 2014

И. Ф. Рыжков

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ С ПИСТОЛЕТОМ МАКАРОВА

В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

В настоящее время статистика применения оружия сотрудниками полиции показывает, что в большей части случаев оружие применяется специальными субъектами в вечернее и ночное время. Соответственно сотрудники полиции, особенно таких специальностей, которые несут наружную службу, сотрудники оперативных подразделений, сотрудники специальных подразделений должны иметь устойчивее навыки в обращении с оружием и уверенно вести огонь из короткоствольного оружия в любых условиях. При несении службы, выполнении оперативно-боевых задач при слабом или полном отсутствии освещения сотрудник должен быть готов быстро привести оружие в боевую готовность, определять важность и опасность цели, по которой предполагается применить оружие, умело вести огонь, быстро сменить магазин и, в случае возникновения задержки, умело ее устранить. Условия ограниченной видимости требуют от вооруженного сотрудника решительных и умелых действий с оружием, когда возникнет необходимость в его применении.

Ключевые слова: оружие, огневая подготовка, ограниченная видимость, ночное время, служебная подготовка, служебно-боевые задачи, применение оружия, подготовка полицейских, экстремальные условия стрельбы.

I. F. Ryzhkov

TECHNIQUE OF TRAINING ACTIONS WITH MAKAROV PISTOL IN LOW VISIBILITY CONDITIONS

Currently the statistics of using weapons by the police shows that the weapon is mostly used by special persons in the evening and at night.

Accordingly the police officers especially those who carry external service, operational units staff, special units staff should have steady skills in dealing with weapons and confidently shoot a handgun in any conditions.

The police officer on duty, or if he is performing operational tasks in low lighting or without light, must be prepared to quickly bring a weapon to preparedness, to determine the importance and danger of aim, to fire skillfully, to change the cartridge clip quickly and to skillfully resolve a delay in case of it.

Conditions of limited visibility require from the armed policeman resolute and skillful actions with weapons when it needs to be used.

Keywords: weapons, fire preparation, limited visibility, weapons, police training, extreme shooting conditions

Специфика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, как и других мер административного пресечения, состоит в том, что его применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью прежде всего устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий [1].

В настоящее время статистика применения оружия сотрудниками полиции показывает [2], что в большей части случаев оружие применяется в вечернее и ночное время. Соответственно сотрудники полиции, особенно тех специальностей, которые несут наружную службу, сотрудники оперативных подразделений, сотрудники специальных подразделений должны иметь устойчивые навыки в обращении с оружием и уверенно вести огонь из короткоствольного оружия в любых условиях [3]. При несении службы, выполнении оперативно-боевых задач при слабом или полном отсутствии освещения сотрудник должен быть готов быстро привести оружие в боевую готовность, определять важность и опасность цели, по которой предполагается применить оружие, умело вести огонь, быстро сменить магазин и, в случае возникновения задержки, умело ее устранить. Условия ограниченной видимости требуют от во-

night time, in-service training, service-combat missions,

оруженного сотрудника решительных и умелых действий с оружием, когда возникнет необходимость в его применении.

Уверенность в действиях с оружием отрабатывается на занятиях по огневой подготовке. Однако занятия, тренировки и стрельбы, как правило, проводятся днем. При умелой организации занятий и стрельб можно смоделировать условия ограниченной видимости таким образом, чтобы максимально приблизить их к реальным условиям. Для этого в некоторых случаях достаточно по команде руководителя стрельб закрывать глаза на определенном этапе выполнениях поставленных задач, в других — уменьшать уровень освещения в помещении, где проводятся занятия. Изучение приемов обращения с оружием ночью должно проходить динамично, интересно и в первую очередь с соблюдениями мер безопасности. Начинать такое обучение можно уже с первых занятий по изучению правил разборки и сборки пистолета [4].

После того, как обучаемые отработали порядок разборки и сборки ПМ, соблюдая правила, последовательность и меры безопасности, необходимо отработать тот же вопрос с закрытыми глазами, при этом отделяемые части пистолета укладываются на стол близко друг к другу. В процессе работы можно потребовать от обучаемых назвать, пользуясь осязанием, какие-либо части разобранного оружия.

Следующим этапом обучения разборке ПМ является разборка и сборка без укладывания частей ПМ на стол т. е. все части удерживаются в руках: для этого отделяемый магазин удерживается под мизинцем правой руки, отсоединенный затвор пе-

рехватывается и удерживается безымянным пальцем и мизинцем, а возвратная пружина отделяется и удерживается указательным, средним и большим пальцами. Если таким образом удерживать ча-

Думается, для развития координации движений, при наличии учебного времени, необходимо показать и отработать приемы разборки-сборки пистолета по следующим заданиям: «левша», «вслепую». Очень интересный и полезный этап данного занятия — работа в парах. Суть его состоит в объединении обучаемых в пары. По команде преподавателя один из них удерживает оружие, а другой отделяет части оружия, а затем присоединяет, и наоборот. Затем те же действия производятся с закрытыми глазами. После такой тренировки работа с оружием в одиночку, в т. ч. и «вслепую», становится привычной, разрабатывается моторика и рефлекторная работа.

Следующий интересный аспект — это снаряжение магазина патронами, который можно отрабатывать как отдельный учебный вопрос на занятиях по изучению материальной части оружия или как составной элемент на занятиях по стрельбе. В любом случае требовать от обучаемых с самого начала снаряжать магазин патронами не из колодки, не со стола россыпью, но сначала захватить их все в горсть, только после этого снаряжать. Когда действия станут уверенными, можно попросить обучающихся закрыть глаза и повторить снаряжение магазин «вслепую». Выполняя норматив по снаряжению магазина, т. е. на время, захватить патроны горстью, сколько возможно одним движением, остальные захватывать по одному подбором и снаряжать до наполнения. Указанные методики непременно оживят процесс обучения и при-

сти, то в темноте полицейский полностью контролирует указанные детали и сборка не представляет трудностей. Те же действия затем производятся обучаемыми не открывая глаз (рис. 1).

дадут практическому занятию игровой характер с максимальным вовлечениям обучающихся, каждый из которых непременно захочет опробовать свои силы в новом виде упражнения. Процесс образования — это еще и процесс управления развитием личности. Игровые методы обучения относятся к инновационным процессам педагогики и уже повсеместно используются в самых передовых вузах как страны, так и зарубежья [5].

На следующем этапе при проведении стрельб днем можно требовать от обучаемых, чтобы они извлекали оружие из кобуры и снаряжали магазин не глядя. При этом следует наблюдать за своей целью с исходного рубежа. Одновременно руководитель стрельбы выборочно проводит опрос по знанию мер безопасности и условиям выполнения упражнения. Целесообразно, чтобы обучаемый отвечал на задаваемые вопросы, выполняя команду «магазин снарядить».

При выполнении оперативно-служебных задач любой сотрудник полиции может столкнуться с непредвиденными трудностями технического характера. Устранение задержек, возникших при стрельбе, требует от обучаемых твердого знания устройства и работы частей и механизмов пистолета и решительности в действиях. Возникшая задержка — явление крайне неприятное, оставляющее сотрудника на некоторое время безоружным, несмотря на наличие у него оружия и патронов к нему.

Большинство задержек при стрельбе из ПМ являются легко устранимыми за короткое время са-

мим стреляющим. Обучение устранению задержек необходимо начинать на занятиях по изучению материальной части оружия, причем не только показывать обучаемым эти приемы, но и отрабатывать эти приемы практически. В процессе тренировки обязательно отработать устранение задержек ночью.

В ночных условиях и в условиях ограниченной видимости из-за задымления, тумана или других обстоятельств определить причину задержки можно, полагаясь только на органы осязания. Существует несколько разновидностей указанной проблемы:

1. «Осечка» и «неподача патрона в патронник» (щелчок курка — выстрела нет) устраняется резким ударом по магазину снизу и перезаряжанием.

2. «Непродвижение патрона из магазина в патронник» (затвор находится в среднем положении — определяется наощупь) — устраняется путем замены магазина.

3. «Недокрытие патрона затвором» (затвор с патроном не дошел до переднего положения, курок не спускается с боевого взвода) — устраняется ударом по затвору сзади ладонью.

4. «Прихват гильзы затвором» (затвор в среднем положении, а стреляная гильза зажата в окне затвора — определяется наощупь) — устраняется путем оттягивания затвора и вытряхиванием прихваченной гильзы.

Руководитель в ходе практического занятия озвучивает вид задержки, показывает способ «слепого» определения ее типа и способ устранения и требует от обучаемых повторить те же действия несколько раз. Убедившись в слаженности действий, дает команду выполнять ту же работу с закрытыми глазами. Таким образом, отрабатываются способы устранения всех задержек и доведения уровня специальных знаний в этой области до профессионализма.

Для качественного проведения такой тренировки необходимо учебное оружие с запасным магазином и по два учебных патрона на каждого. Такую тренировку можно совместить с тренировкой по смене магазина.

Однако наиболее сложной задачей в условиях ограниченной видимости остается прицельная стрельба. Действующие нормативные документы позволяют в целях совершенствования уровня огневой выучки курсантов и слушателей руководителям стрельб разрабатывать и применять иные, не указанные в Курсе стрельб, упражнения. При

этом должны учитываться уровень подготовленности обучаемых, наличие и состояние материальной базы, а также соблюдаться меры безопасности. Элементом сложности каждого из упражнений можно ввести их выполнение при отсутствии освещения, т. е. ночью.

После усвоения обучаемыми порядка выполнения команд руководителя стрельбы необходимо требовать от них выполнения команд «Заряжай», «Огонь!», «Разряжай!», «Оружие к осмотру», «Осмотрено», не отрывая взгляда от своей цели, а затем при отсутствии освещения, причем лучше, если обучаемые команды будут выполнять не все вместе, а по одному, для лучшего контроля за их действиями.

При отработке приемов стрельбы, а именно изготовке, удержанию оружия, производства выстрела «вхолостую» требовать от обучаемых однообразия выполнения всех действий. С самого начала добиваться наводки и удержания оружия в районе прицеливания правильной и однообразной изготовкой и хваткой, а не «подводкой» мушки в район прицеливания кистями рук. Добившись относительного однообразия в выполнении этих приемов, можно перейти к следующему этапу обучения.

Извлечение оружия из кобуры, досылание патрона в патронник, вскидку и наводку оружия отрабатывать, не отрывая взгляда от намеченного «ориентира» на стене. Затем следует отработать те же приемы с закрытыми глазами, открывая их только для отметки выстрела. Если ровная мушка после нескольких повторений отклоняется постоянно в одну и ту же сторону, обучаемый перестановкой ступней перемещает плоскость стрельбы в нужную сторону, добиваясь при этом отметки выстрела в нужном месте. Таким образом, путем многократного повторения этих элементов обучаемые привыкают к «слепой» работе с пистолетом. Для контроля руководитель занятия дает команду принять положение для стрельбы, при котором обучаемые «ориентируют» себя на цель, а затем выключает освещение и командует «огонь». Через 2—3 секунды после щелчков курком руководитель включает свет. Обучаемые делают отметку выстрела и устраняют ошибки. Затем тренировка производится при отсутствии освещения в течение нескольких минут. Свет включается и производится отметка выстрела после 10—15 повторений. Конечно, такое занятие требует времени, терпения обучаемых и руководителя.

В случае, когда занятие организуется на двух и более учебных точках, где организовано занятие по отработке техники стрельбы «вхолостую», в течение нескольких минут обязательно производится «слепая» тренировка т. е. с закрытыми глазами.

К условиям ограниченной видимости относят вечернее и ночное время, туман, задымленность, атмосферные осадки.

В большинстве случаев в таких условиях абсолютной темноты нет. Исключение разве составляют темные помещения без окон. При несении службы на улицах населенного пункта даже в самую темную ночь различаются формы и размеры окружающих объектов. Следовательно, при стрельбе в темное время суток, а также в условиях, сходных с ними, стреляющий скорее теряет видимость прицельных приспособлений, чем цели. Есть несколько способов избегать грубых ошибок в прицеливании в таких условиях:

1. Вскидка и наводка оружия со стабильно отработанной хваткой, накрывая цель задним тор-

цом затвора. Такой способ прицеливания подходит, когда стрельба ведется одной рукой или у стрелка «поставлена» хватка, принятая в практической стрельбе.

2. Наводка оружия и прицеливание через большой палец левой руки. Хватка «поставлена» у стреляющего таким образом, что большой палец левой руки поднят практически вертикально и прижат к большому пальцу правой руки. Прицеливание осуществляется путем «посадки» цели между торцом затвора и поднятым вверх большим пальцем левой руки.

3. Прицеливание через «крупную мушку». Стрелок поднимает мушку над целиком в любом месте, выравнивает ее по прорези целика и опускает до состояния «ровной мушки», затем подводит в цель.

Первые два способа прицеливания применяются при стрельбе «на коротке» т. е. когда дистанция стрельбы не превышает 15 метров. Третий способ применим, когда цель относительно далеко и есть время на прицеливание (рис. 2).

Рис. 2. Способы избегания грубых ошибок

Для тренировки в прицеливании в условиях ограниченной видимости в тире или классе заранее моделируют такие условия:

— в тире общее освещение выключается, а освещение мишеней затемняется;

— если тренировка проводится в составе группы, необходимо уменьшенные макеты мишеней

закрепить на стене. Слабое освещение можно имитировать лампочкой в 40 ВТ или свечой.

Занятия по огневой подготовке, организованные и проводимые с учетом ночных условий, всегда вызывают у обучаемых интерес, проходят с большой пользой, повышая общий уровень огневой подготовки и культуры обращения с оружием [6].

Список библиографических ссылок

1. Попов Л. Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного порядка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: учеб. пособие / В. В. Лазарев, Л. Л. Попов, Л. М. Розин. М., 2008. С. 71.

2. Состояние преступности — январь-декабрь 2013 г. [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика: состояние преступности. URL: http.//www.mvd.ru (дата обращения: 21.03.2014).

3. Воронцова О. В. Психофизические трудности овладения приемами и правилами стрельбы курсантами (слушателями) вузов МВД РФ // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 124.

4. Наставления по стрелковому делу. М., 2000.

5. Балаев А. А. Активные методы обучения. М., 2006.

6. Белецкий А. А. Актуальные направления модернизации процесса обучения по дисциплине «Огневая подготовка» курсантов и слушателей системы МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 119.

© Рыжков И. Ф., 2014

А. В. Сорокоусов

ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА

Этапы обучения стрельбе из пистолета предполагают получение качественно различных знаний, умений и навыков. На этапе начальной подготовки обучаемые должны освоить производство прицельного выстрела в неограниченное время (1-е упражнение НООП-2012). На втором этапе у сотрудников должны быть сформированы навыки производства прицельного выстрела в ограниченное время, после передвижения, с использованием различных изготовок и сменой магазина (2-е, 4-е, 5-е, 7-е упражнения Н00П-2012).

Скоростная стрельба «базовая» на значительных пистолетных дистанциях — 15—25 м. Цикл технических действий, составляющих выстрел, занимает около 2 с. Взгляд сфокусирован на прицельных приспособлениях пистолета.

Совершенно очевидно, что этот вид стрельбы очень редко используется сотрудниками в процессе реализации права применять огнестрельное оружие. Практический опыт говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев у сотрудников нет двух секунд на совмещение прицельных приспособлений. Более того, сотрудник полиции при применении оружия, как правило, вообще не смотрит на пистолет, все его внимание приковано к правонарушителю. Поэтому навыки скоростной стрельбы, полученные сотрудниками подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и подразделений, личный состав которых выполняет должностные обязанности с оружием, не соответствуют требованиям практики.

Ключевые слова: оружие, огневая подготовка, скоростная стрельба, прицеливание, служебная подготовка, служебно-боевые задачи, применение оружия, подготовка полицейских, подготовка сотрудников ОВД.

A. V. Sorokousov

FEATURES RAPID FIRE PISTOL

Stages of learning pistol shooting suggest getting qualitatively different knowledge and skills. In initial training, students should master the production of Aimed Shot in unlimited time (1st exercise ). At the second stage, the employees should be formed production skills sighting shots in the limited time after the movement, using different izgotovok store and change (2nd, 4th, 5th, 7th exercise)

Rapid Fire «base» at considerable distances pistol — 15—25 m cycle technical actions constituting shot takes about 2 seconds. Viewfocusesontheironsightsgun.

It is quite obvious that this kind of shooting is very rarely used in the process of co-workers of the right to use firearms. Practical experience shows that in most cases, employees do not have two seconds to combine sights. Moreover, a police officer in the use of weapons, as a rule, does not look at the gun, all his attention is focused on the offender. Therefore, rapid-fire skills, employees received units engaged in the operational-search activity, and divisions, personnel who perform their duties with a weapon, do not meet the requirements of practice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.