Также отметить, что при подготовке специалистов необходимо учитывать, что вследствие развития информационных технологий будут автоматизированы такие процессы, как мониторинг, агрегирование данных, медиа- микс для групп аудиторий, генерация, адаптация и дистрибуция контента. Следовательно, возрастает ценность компетенций, связанных с оценкой ситуации и разработкой концепций, творческой интерпретацией и наполнение содержанием фактов, алгоритмизацию ботов и других подобных сервисов, работы с базами данных. Особое внимание необходимо уделять учебным проектам в области рекламных технологий, корпоративных связей, коммерческой, политической и социальной коммуникации.
Важными направлениями исследований будущих специалистов - изучение новейших технологий привлечения и удержания внимания, управления общественным мнением. При этом учитываются актуальные тренды и вызовы современной рекламы и PR. Особое внимание будет привлечено диджитал-PR и цифровым рекламным технологиям, модернизации контента. Особое внимание уделяется изменениям в бизнес-среде, мотивах и моделях поведения потребителей и производстве и дистрибуции контента. А также, учитывать уровень повышения прозрачности бизнес-среды, увеличения каналов коммуникации с потребителями, кампании и увеличение зависимости от контента. При этом требовательность потребителя относительно качества контента увеличивается, и эта тенденция будет продолжаться.
Современные изменения серьезно осложняют информационные коммуникации с потребителем не по его инициативе. Отдельное внимание будет уделяться тенденции упрощения контента, феноменам постправды и самоизоляции в информационном пространстве.
Таким образом, потенциал научно-исследовательской деятельности в формировании компетентности саморазвития будущего специалиста заключается в его способности существенно активизировать процессы: воспитание убеждений в значимости профессионально-творческого саморазвития будущего специалиста в двух ведущих аспектах: в собственном акмеологическом саморазвитии и усилении самосовершенствования; развития положительной мотивации личностно-профессионального саморазвития, осознание этого феномена как непрерывной максимально полной реализации своего потенциала с выявлением личной ответственности за свое самоосуществление; приобретение теоретических знаний и практических навыков самопознания, самовоспитания, самоактуализации будущего специалиста; формирование рефлексивных умений самооценки, самоконтроля, самокоррекции как необходимой предпосылки эффективного саморазвития профессионала.
Выводы. Таким образом, научно-исследовательская деятельность способна реализовать в ракурсе формирующего воздействия все компоненты саморазвития: когнитивный, личностный, операционно-процессуальный. Данный вид деятельности способствует тому, чтобы студент приобрел навыки, которые ему будут нужны в течение всей жизни; самостоятельность мышления, умение концентрироваться, беспрерывное обогащение своего потенциала знаний, умения для формирования собственного мнения на поставленные перед ним задачи, а также навыки целенаправленного и вдумчивого исследовательского процесса.
Литература:
1. Анисимова В.А. Исследовательская деятельность студентов в контексте личностно-развивающего профессионального образования / В.А. Анисимова, О.Л. Карпова // Alma mater (Вестник высшей школы). -2009. - № 1. - С. 38-41.
2. Галиуллина Ф.Ш. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования профессиональной компетентности // Вестник ТГГПУ. - 2011. - №3 (25).
3. Евдокимов А.К. Научно-исследовательская деятельность в высшей школе / А.К. Евдокимов // Доклады педагогического симпозиума «Проблемы молодежного научного творчества». - М.: РОО «НТА АПФН», -2002. - С. 12-16.
4. Лаптева Е.Ю. Дидактические условия использования опыта организации самостоятельной работы студентов в Великобритании в вузах России: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Казань, - 2001. - 23 с.
5. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин. - 2009
6. Торгашина Т.И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Волгоград, - 1999. - 24 с.
Педагогика
УДК 623.5
кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ТАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УКРЫТИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения использованию укрытий сотрудниками правоохранительных органов при применении огнестрельного оружия или защиты от такового. Предложены варианты использования в обучении страйкбольного оружия, мультимедийных тиров, стрелкового снаряжения Simunition, а также внедрение на занятиях по дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» тактической игры «Ганфайт», в которой участники используют, airsoft/страйкбольное-оружие.
Ключевые слова: огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, полицейский, Simunition, нападение, курсант, слушатель, мишень, алгоритм, конфликт, Ганфайт, airsoft/страйкбольное-оружие.
Annоtation. The article discusses the features of teaching the use of shelters by law enforcement officers when using firearms or protecting against such. Variants of using in training airsoft guns, multimedia shooting galleries, shooting equipment Simunition, as well as the introduction of the tactical game "Gunfight" in which the participants use airsoft / airsoft guns, are introduced in the lessons on the discipline "The basics of personal security of police officers".
Keywords: firearms, emergency, policeman, simunition, attack, cadet, listener, target, algorithm, conflict, gunfight, airsoft-gun.
Введение. Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность. По официальным данным ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь эта цифра возрастает до 1000 человек. До 1500 сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до нескольких сотен в год [1].
Под личной безопасностью сотрудников органов внутренних дел мы подразумеваем реальную защищенность жизни и здоровья человека, его целей, идеалов, ценностей, интересов от опасных воздействий в сфере профессиональной деятельности. Сотрудники органов внутренних дел имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудными в социальном отношении, для которых характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенческой деятельности. В этой связи сотрудники ОВД должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, нередко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни. В то же время личная профессиональная безопасность сотрудника во многом зависит от него самого, от его общей профессиональной подготовленности и профессионального опыта. Кроме того, зарубежная и отечественная практика деятельности правоохранительных органов показывает, что важную роль в обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудника играет владение им специальной тактикой и методами действий в этом направлении [1].
Изложение основного материала статьи. За время обучения курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях МВД России ними изучается ряд дисциплин, как общетеоретической направленности, способствующих их становлению как личности, так и прикладные дисциплины, направленные на формирование необходимых знаний, умений и навыков, позволяющих будущему правоохранителю выполнять свои функции по охране общественного порядка и защите прав и свобод граждан от противоправных посягательств на высоком профессиональном уровне.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются краеугольным камнем, прежде всего для деятельности правоохранительных органов [8].
В перечень таких дисциплин, также входят и те, которые готовят обучающихся к действиям в различных нестандартных, экстремальных ситуациях, в которых возникает угроза жизни и здоровью полицейского и защищаемых им граждан.
К таким дисциплинам относятся:
- «Физическая подготовка».
- «Огневая подготовка».
- «Тактико-специальная подготовка».
- «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» и т.д.
В данной статье более подробно будет рассмотрен вопрос обеспечения личной безопасности, как использование укрытий при применении огнестрельного оружия и защиты от его применения.
Чаще всего, сотрудники правоохранительных органов применяют огнестрельное оружие в городских условиях, поэтому, такой навык, как стрельба из-за укрытия (различные строения, помещения, сооружения и т.д.), является крайне важным [2].
В рамках дисциплины «Огневая подготовка» будущие правоохранители приобретают знания, навыки и умения по обращению с огнестрельным оружием, меткой стрельбы из различных положений, по различным мишеням, на разные дистанции, из-за укрытий, в ограниченное время.
На занятиях по указанной дисциплине, также изучается и отрабатывается упражнение (№ 8а) стрельбы из пистолета (упражнения для стрельбы из пистолета-пулемета и автомата - не предусмотрены), моделирующее условия стрельбы из-за укрытия.
Критерии оценки в данном упражнении сводятся к необходимому количеству попаданий в мишенях имитирующих преступников и отсутствию пробоин в мишени имитирующей заложника, а также соблюдение временных рамок.
Зачастую, при стрельбе из-за укрытия, стрелок придает значение правильной и удобной стойке, правильности удержания оружия, качественному прицеливанию, обработке спуска, но не заботится о том, чтобы максимально уменьшить силуэт, видимый из-за укрытия при выполнении выстрелов.
Однако, следует обращать внимание на качество и правильность использования укрытия тоже.
Отработка правильности использования различных укрытий может проводится в рамках дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД».
Все эти навыки отрабатываются и закрепляются в относительно «спокойной обстановке», стрелок постепенно привыкает и к разным дистанциям, и к ограниченному времени, и самое важное, стрелок заранее знает, когда ему необходимо открыть огонь и что с противоположной стороны ему не угрожает опасность, то есть, никто не будет стрелять «в ответ» или «на опережение».
Такие тренировки, несмотря на их положительные стороны, отчасти «расхолаживают» стрелка, так как тренировка проходит в «комфортных условиях», чего не бывает в реальных огневых контактах.
Задача преподавателя подготовить полицейского к ситуациям, которые могут возникать в его практической деятельности, научить его выходить из любого огневого контакта победителем.
Любая ситуация, в которой возможно применение огнестрельного оружия является экстремальной. Соответственно «погружает» стража правопорядка в некомфортные условия, отличные от условий, в которых происходит получение и закрепление необходимых навыков и умений.
Это обусловлено нахождением стрелка в состоянии стресса, мозг находит в подсознании навыки, которые отработаны и закреплены наиболее четко [2].
Положения для стрельбы условно можно разделить на рациональные, находиться в которых комфортно, и иррациональные (неудобные), обеспечивающие безопасную работу из-за укрытий.
Стрельба из рациональных положений обеспечивает максимальную точность. Но её использование подходит только в идеальной обстановке - когда противник не стреляет в ответ и не нужно заботиться о том, как укрыться от его огня. В реальном поединке приходится думать не только о том, как быстро и максимально точно поразить противника но и о собственной защите.
Преимущество иррациональной стойки при работе из-за укрытия состоит в том, что она относительно безопасна. Использование рациональной стойки при стрельбе из-за стены справа приведет к тому, что практически вся правая часть тела будет открыта. Даже локоть правой руки некуда убрать - мешает корпус. Поэтому нужно поменять положение ног, поставив ближе к стене - правую. В теле появляется неприятное напряжение, однако в таком положении ноги лучше укрыты. Благодаря развороту корпуса появляется возможность убрать локоть внутрь.
Если стрелок сделал все правильно, то противник увидит только краешек лица, оружие и кисти рук. Если стрельба ведется с левой стороны стены, то необходимо переложить оружие в левую руку [3].
Неправильное использование укрытий или не соответствующих положений для стрельбы, а так же тренировки в обычных условиях (без использования «противника») могут привести к следующим негативным последствиям:
Во-первых: обычные, неподвижные мишени расхолаживают стрелка и не воспринимаются как реальная угроза жизни и здоровью, такие мишени не ведут ответный огонь, их необходимо использовать только для изучения какого либо упражнения.
Во-вторых: современная, спортивная, классическая стойка совершенно не предназначена для стрельбы из-за укрытий. При работе из-за вертикального или горизонтального укрытия, стрелок выставляет локти и плечи, высовывает целиком голову и корпус и совершенно забывает о том, что есть еще какие-то направления, кроме тех, что связывают их и текущую мишень. Спрятать такой силуэт за укрытием целиком крайне тяжело [4]. Стоит противнику сместиться немного во фланг, и такая стойка может в реальном бою привести к ранению или летальному исходу.
В-третьих: стрелок, не имеющий специальных навыков, ведет огонь из импровизированного окна, изображая классическую грудную мишень, входит в «дверной» проем всем корпусом, давая возможность противнику с почти 100% вероятностью поразить, в этом случае уже ростовую фигуру [2].
Кардинальное отличие живого противника от картонной или стальной мишени — он не сидит на месте. Если у него будет возможность, он обязательно постарается зайти во фланг, или забраться в тыл.
Работать над устранением таких ошибок стрелкам очень важно и жизненно необходимо. Необходимо использовать такие способы и методики обучения тактическим приемам стрельбы из-за укрытий и из неудобных положений, которые позволят не только успешно поражать противника, но и сведут к минимуму вероятность поражения самого стрелка.
Заставить стрелка быстрее и правильнее использовать неудобные стрелковые положения и закрепить их на уровне инстинктов поможет - стресс!
Есть немало способов, которые могут заставить стрелка испытать стресс: жесткие ограничения по времени, стрельба в условиях ограниченной видимости, стрельба в средствах индивидуальной защиты и т.д. Но использование огнестрельного оружия вынуждает серьезно ограничивать как уровень стресс-факторов, так и сами возможные сценарии отработки такой стрельбы [2].
Немаловажную роль в закреплении правильных навыков стрельбы из неудобных положений играет использование мультимедийных тиров. Технические характеристики таких тиров дают возможность моделирования дуэльной стрельбы, где есть противник, который атакует, не дает возможности расслабиться стрелку и заставляет его максимально быстро принимать решение по выбору объектов укрытия, способа ведения огня и положения для стрельбы.
Хороший способ заставить стрелков почувствовать опасность - это поставить против них противника с оружием. Вид направляемого на стрелка пистолета удивительным образом подстегивает нервную систему, не говоря уже о значительном приближении таких тренировок к реальным боевым ситуациям [5]. Но из соображений безопасности инструктор не может использовать боевое огнестрельное оружие.
Одним из относительно новых способов стрелковой тренировки, является использование снаряжения Simunition. Такое снаряжение позволяет использовать красящие патроны, «которыми можно стрелять из обычного огнестрельного оружия».
Уменьшенный заряд пороха и сниженный калибр делают, невозможным стрельбу из автоматических пистолетов и винтовок амуницией Simunition FX без изменений в конструкции. Красящая пуля Simunition FX покидает ствол на скорости около 200 м/с и оставляют четкие и ясные следы попаданий. Поетому хорошая защита для simunition-тренировок крайне необходима [6].
Очень хорошим способом отработки принятия и использования иррациональных положений может служить, так называемый, «Ганфайт». Ганфайт — это тактическая игра, участники которой используют, а^ой/страйкбольное-оружие. Игра идет на небольшом игровом поле, щедро оборудованном укрытиями от огня, и разбита на короткие раунды, заканчивающиеся «смертью» одной из команд или выполнением игрового задания (захват флага, эвакуация заложника и пр.).
При использовании такого оружия в обязательном порядке применяется экипировка, защищающая участников моделируемого огневого контакта от получения повреждения и травм, но попадания все же ощутимы.
Применения ганфайт-тренировок решает сразу несколько задач:
- работа с живыми противником (прилетающие в ответ шары укажут на ошибки, а весьма болезненные попадания помогут прекрасному закреплению пройденного);
- умение оценивать укрытия, и правильно за ними прятаться;
- вырабатывает привычку максимально контролировать все 360° обзора, постоянно помнить о флангах, так как противник активно перемещается от укрытия к укрытию. Такие тренировки учат стрелять и двигаться в условиях ответного огня, и не рисковать без нужды [7].
Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что использование выше приведенных методик и способов тренировок на различных этапах подготовки в рамках дисциплин «Огневая подготовка» и «Основы личной безопасности сотрудников ОВД», позволит будущим правоохранителям быстро ориентироваться в сложившейся экстремальной обстановке, правильно выбирать и использовать различные положения для стрельбы и укрытия, просчитывать возможные действия противника, научит стрелка при необходимости вести огонь со «слабой» руки. И самое основное - они сформируют модель поведения будущего правоохранителя, что позволит при выполнении своих профессиональных обязанностей сократить случаи ранений и гибели среди личного состава.
Литература:
1. Самороковский А.Ф. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в учреждениях МВД Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. - 2009. - Выпуск № 4. - С. 102-107.
2. Светличный Е.Г., Михно Т.А. Применение методик новой стрелковой техники при обучении курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России // Материалы Всероссийского круглого стола «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки». - Орел. - 2016. - С. 136-140.
3. Положения для стрельбы. URL: https://sites.google.com/site/paintbaHtactic/home/tehnika/zdania/polozenia.
4. «Мода или жизнь!» URL: http://www.gunfight.info/?p=1018.
5. Стрельба и стресс - долой мушку? URL: http://www.gunfight.info/?p=921.
6. SlMUNITION - интересные подробности. URL http://www.gunfight.info/?p=1034.
7. Ганфайт как прикладной вид спорта. URL: http://www.gunfight.info/?page_id=176.
8. Буткевич С.А. Организационно-правовые аспекты охраны общественного порядка (по материалам Республики Крым) // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. -№ 1 (25). - 2015. - С. 87-95.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Седых Татьяна Владимировна
Институт педагогики, психологии и социологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)
ОРГАНИЗАЦИЯ WEB-ПОДДЕРЖКИ образовательного процесса для СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ЗАОЧНОЙ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье раскрыты особенности организация web-поддержки образовательного процесса для студентов-бакалавров направления «педагогическое образование» заочной формы обучения, представлено описание функций, принципов и возможных вариантов структуры электронных образовательных курсов, предназначенных для работы со студентами заочной формы обучения.
Ключевые слова: web-поддержка, дистанционные образовательные технологии, электронный образовательный курс, высшее образование, бакалавриат, заочная форма обучения, педагогическое образование.
Annotation. The article reveals the features of the organization of web-support of the educational process for undergraduate students of the "Pedagogical education" field of correspondence education, describes the functions, principles and possible options for the structure of e-learning course designed to work with students of correspondence education.
Keywords: web-support, distance learning technologies, e-learning course, higher education, bachelor's degree, distance learning, teacher education.
Введение. Образовательный процесс в современной российской системе высшего образования сложно представить без использования дистанционных образовательных технологий. Они применяются в условиях не только очной, но и очно-заочной и заочной форм обучения. Это приводит к актуализации вопросов, связанных с разработкой педагогического обеспечения целостного системного применения дистанционных образовательных технологий в ходе профессиональной подготовки всех специалистов в целом и будущих педагогов в частности.
На наш взгляд, одной из наиболее распространенных форм включения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс со студентами заочной формы обучения является web-поддержка, подразумевающая разработку и использование электронных образовательных курсов при организации самостоятельной работы студентов и проведении процедур промежуточной аттестации.
Формулировка цели статьи. Раскрыть особенности организация web-поддержки образовательного процесса для студентов-бакалавров направления «Педагогическое образование» заочной формы обучения; описать функции, принципы разработки и возможные варианты структуры электронных образовательных курсов, предназначенных для работы со студентами заочной формы обучения.
Изложение основного материала статьи. В последнее время всё чаще в педагогической среде идет обсуждение целесообразности подготовки специалистов, в том числе будущих педагогов, в условиях заочной формы обучения. Однако заочное обучение по мнению А.Я. Кузнецовой будет в России присутствовать всегда, поскольку является одним из наиболее результативных способов доступа к высшему образованию без отрыва от профессиональной деятельности [1].
Помимо этого в факторам, повышающим привлекательность заочной формы обучения, относят более высокий уровень мотивации для поступления в вуз абитуриентов программ заочной формы обучения, являющихся профессионально направленными и имеющими практические профессиональные умения и навыки; организацию объективной обратной связи преподавателя с работником реального сектора экономической и социальной сфер; более низкие государственные затраты на обучение студентов заочной формы по сравнению со студентами очной формы обучения [4].
Сосновская Н.Б., Еникеева Н.И. указывают на то, что фундаментом для образовательного процесса при заочной форме обучения выступает целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студентов. Она должна обеспечиваться не только регламентированным режим очного аудиторного контакта преподавателя со студентами во время сессии, но и непрерывного взаимодействия в межсессионный период с помощью дистанционных образовательных технологий [3].
Использование дистанционных образовательных технологий в ходе процесса профессиональной подготовки в системе высшего образования может проходить в различных формах. В рамках данного