Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОЦЕПЛЕНИЕ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косяченко Владимир Иванович, Жуланов Александр Владимирович

В статье авторы обращают внимание на то, что успех охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий во многом зависит от четкой, последовательной, целенаправленной деятельности оперативного штаба, от знания, умения, квалификации сотрудников. Изучение правовых основ деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий свидетельствует о необходимости дальнейшего законодательного регулирования этой важной сферы деятельности, а психологические аспекты поведения граждан и тактические действия сотрудников ОВД в данных условиях показывают необходимость специальной подготовки личного состава. Для того чтобы успешно подготовить сотрудников ОВД к решению оперативно-служебных задач к действиям по охране общественного порядка, необходимо проведение как теоретических, так и практических занятий. Для приближения обстановки к той, которая может быть при проведении специальных мероприятий, для повышения эффективности обучения целесообразно использовать плац, места массового скопления граждан, сооружения, транспортные средства или их макеты в натуральную величину, специальные средства и технику.The authors of the article pay attention to the fact that successful protection of public order and security during mass public activities to a great extent depends on precise, consistent and task-oriented activity of the operative headquarters, on the knowledge, skills and competence of the officers. Studies of the legal basis for interior bodies’ activity on protection of public order and security during mass public events show that it’s necessary to promote legal regulation of this important field of activity; psychological aspects of citizens’ behavior and tactical actions of interior bodies’ personnel under conditions of mass public events reveal the necessity to provide special training for the personnel. To successfully prepare interior bodies’ personnel for solving operative- service tasks on public order protection it’s necessary to conduct various theoretical as well as practical training. So as to provide conditions most similar to those of special events and improve effectiveness of training it’s reasonable to use a drill ground, crowded places, facilities, transport vehicles or their mock-ups, special means and technical equipment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косяченко Владимир Иванович, Жуланов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

В. И. Косяченко, А. В. Жуланов

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В статье авторы обращают внимание на то, что успех охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий во многом зависит от четкой, последовательной, целенаправленной деятельности оперативного штаба, от знания, умения, квалификации сотрудников.

Изучение правовых основ деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий свидетельствует о необходимости дальнейшего законодательного регулирования этой важной сферы деятельности, а психологические аспекты поведения граждан и тактические действия сотрудников ОВД в данных условиях показывают необходимость специальной подготовки личного состава.

Для того чтобы успешно подготовить сотрудников ОВД к решению оперативно-служебных задач к действиям по охране общественного порядка, необходимо проведение как теоретических, так и практических занятий.

Для приближения обстановки к той, которая может быть при проведении специальных мероприятий, для повышения эффективности обучения целесообразно использовать плац, места массового скопления граждан, сооружения, транспортные средства или их макеты в натуральную величину, специальные средства и технику.

Ключевые слова: охрана общественного порядка, специальные мероприятия, оцепление, тактико-специальная подготовка, оперативно-служебные задачи.

V. I. Kosyachenko, A. V. Zhulanov

PREPARATION OF INTERIOR BODIES' OFFICERS

FOR PUBLIC ORDER PROTECTION DURING MASS PUBLIC EVENTS

The authors of the article pay attention to the fact that successful protection of public order and security during mass public activities to a great extent depends on precise, consistent and task-oriented activity of the operative headquarters, on the knowledge, skills and competence of the officers.

Studies of the legal basis for interior bodies' activity on protection of public order and security during mass public events show that it's necessary to promote legal regulation of this important field of activity; psychological aspects of citizens' behavior and tactical actions of interior bodies' personnel under conditions of mass public events reveal the necessity to provide special training for the personnel.

To successfully prepare interior bodies' personnel for solving operative- service tasks on public order protection it's necessary to conduct various theoretical as well as practical training.

So as to provide conditions most similar to those of special events and improve effectiveness of training it's reasonable to use a drill ground, crowded places, facilities, transport vehicles or their mock-ups, special means and technical equipment.

Keywords: public order protection, special activities, security cordon, tactical and special training, operative-service tasks.

Анализ деятельности органов внутренних дел вых мероприятиях во многом зависит от четкой, показывает, что успех охраны общественного по- последовательной, целенаправленной деятельно-рядка и общественной безопасности при массо-

сти оперативного штаба, от знаний, умений, квалификации сотрудников ОВД [1].

Изучение правовых основ деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности при массовых мероприятиях свидетельствует о необходимости дальнейшего законодательного регулирования этой важной сферы деятельности, а психологические аспекты поведения граждан и тактические действия сотрудников ОВД в условиях проведения массовых мероприятий показывают необходимость специальной подготовки личного состава.

Подготовка личного состава ОВД к действиям по охране общественного порядка (ООП) должна включать в себя различные виды как теоретических, так и практических занятий.

Теоретическими занятиями могут быть:

— лекция, на которой рассматриваются нормативные документы по данному направлению и конкретная реализация этих положений для организации ООП;

— семинар-беседа, где руководители проверяют знание подчиненными нормативных документов, планов и своих обязанностей. Кроме того, на этих занятиях путем дискуссии принимаются правильные решения возможных экстремальных ситуаций.

Практическими занятиями могут быть:

— тактико-специальные занятия, которые проводятся методом рассказа и показа. Рассматриваются действия личного состава на различных этапах выполнения служебных обязанностей по ООП при проведении массовых мероприятий;

— тактико-специальные тренировки. Это практические занятия, на которых отрабатываются те же действия личного состава при несении службы по ООП, но руководитель не рассказывает и не показывает рассматриваемые действия, а только объявляет вводную и дает команду на действия. После выполнения вводной подчиненными проводится разбор, при необходимости действия повторяются или дается новая вводная.

Успешное выполнение задач при проведении специальных мероприятий в значительной степени зависит от их профессиональной подготовки, мастерства и боевого духа.

Наиболее важным элементом готовности сотрудников ОВД в условиях проведения специальных мероприятий является их заблаговременная подготовка. Одним из главных условий достижения высокого уровня подготовки личного состава

к действиям по пресечению групповых нарушений общественного порядка и недопущению перерастания их в массовые беспорядки является практическая направленность учебного процесса [2].

Министр МВД России требует «в основу обучения подразделений положить тренировку в выполнении индивидуальных и групповых нормативов, практические действия с использованием специального транспорта, специальных средств, средств индивидуальной защиты. Обучение представляет собой комплекс занятий (учений) по тактико-специальной, огневой и физической подготовке. Основу учебного процесса должна составлять индивидуальная подготовка».

Только обучив индивидуально каждого сотрудника ОВД и доведя его действия до автоматизма, можно переходить к слаживанию действий функциональных групп и всего подразделения. На занятиях целесообразно использовать все методы обучения, при этом больше практиковать упражнения и тренировки с постепенным увеличением нагрузки малой, средней и высокой интенсивности.

Опыт показывает, что многие травмы на тренировочных занятиях сотрудники ОВД получают чаще всего из-за физического переутомления. Поэтому следует обращать внимание не на частоту и количество повторения приемов и действий, а на полноту и правильность их выполнения. Нужно добиваться, чтобы ни одна ошибка и неточность не оставались незамеченными и неисправленными [3].

Важную роль в обучении играют самостоятельные тренировки. Продуктивность их зависит от уровня подготовки личного состава и от того, как они организованы. Чтобы занятия были эффективными, необходимо каждому сотруднику определить задание и учебное место, создать группы из двух-трех человек, дать методические советы по практической отработке приемов, упражнений и иных действий. Самостоятельные тренировки требуют контроля руководителя или его заместителя.

Все занятия или учения надо проводить на местности, широко используя имеющуюся учебную материально-техническую базу. Условности и упрощения недопустимы. Для приближения обстановки к той, которая может быть при проведении специальных мероприятий, для повышения эффективности обучения целесообразно использовать плац, места массового скопления граждан, сооружения, транспортные средства или их маке-

ты в натуральную величину, специальные средства и технику.

Условия выполнения разных по характеру тактических задач, и в первую очередь попытка хулиганствующих элементов прорвать рубежи оцепления, захватить средства индивидуальной защиты и активной обороны, оказывают психологическое воздействие на сотрудников. Опасность для жизни, новизна и сложность обстановки вызывают у них отрицательные эмоции и затрудняют действия. Даже само ожидание опасности уже является большой нагрузкой на нервную систему и психику человека.

Необходимо прежде всего формировать у обучаемых эмоционально-волевую устойчивость (способность противостоять опасности, преодолевать отрицательные эмоции и выдерживать воздействие оперативной обстановки на психику), надежность психики (способность сохранять активность и результативность деятельности в сложных условиях оперативно-служебной деятельности) сотрудников ОВД.

Целью подготовки сотрудников ОВД при проведении массовых мероприятий является их готовность в условиях быстро меняющейся обстановки при большом скоплении граждан проводить оцепление, блокировать толпу, не реагировать на провокации и быть готовыми к выполнению задач по выявлению и изъятию зачинщиков групповых нарушений общественного порядка в населенных пунктах, а также других задач при чрезвычайных обстоятельствах [4, 2].

При рассмотрении особенностей подготовки подразделений необходимо определить значительное место тактической и физической подготовки [5]. В ходе ее осуществления решаются задачи подготовки физически развитых, обладающих высокой степенью психической устойчивости, смелых, решительных, уверенных в своих силах, инициативных сотрудников, способных успешно действовать в сложной, быстро меняющейся, насыщенной опасностью и критическими ситуациями обстановке.

В целях воспитания у сотрудников ОВД высокой психической устойчивости, способности противостоять опасности, успешно действовать при решении оперативно-служебных задач в процесс обучения вносятся элементы напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственные реальной обстановке.

Внедрение в учебную обстановку элементов опасности и риска наращивается постепенно по мере приобретения сотрудниками необходимых физических и психологических качеств, опыта и эмоционально-волевых навыков в подавлении страха. Все это требует четкой организации занятий и строгого соблюдения установленных правил и мер безопасности [6, 7].

Основными организационными формами раздельного обучения являются показные тактико-строевые занятия совместного обучения — комплексные тактико-строевые занятия, тренинги, моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности, полевого выхода, учения и строевые приемы со средствами индивидуальной бро-незащиты.

На занятиях необходимо осуществлять подготовку к проведению специальных мероприятий: по пресечению групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков в населенном пункте; обеспечению режима чрезвычайного положения; обеспечению режимных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом в ходе тактической подготовки значительное место должны занимать вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности путем несения патрульно-постовой службы [8].

При их проведении руководитель занятий сам решает, какие будут отработаны вводные, а также содержание и порядок отработки всех учебных вопросов. При достаточно хорошей подготовке личного состава к действиям по ООП руководитель занятий может определить методику проведения занятий в виде решения вводных по выполнению задач — от простых до более сложных по наращиванию обстановки. Данные вводные могут после разбора повторяться до полного усвоения правильности их решения.

При проведении тактико-специальных занятий необходимо обучать личный состав действиям в первую очередь в обычных, а потом уже в экстремальных условиях.

Когда отрабатываются какие-либо действия, руководитель сначала должен рассказать или одновременно показать, как действовать при определенных условиях, после чего обучаемые тренируются в данных условиях. Затем руководитель, убедившись в правильности действий, переходит к следующему вопросу.

Занятия должны проводиться на самом объекте или на учебном полигоне, который копирует

обстановку мест проведения массовых мероприятий. Учебными вопросами могут быть:

— особенности ООП при проведении массовых мероприятий;

— несение службы по ООП до проведения массовых мероприятий;

— действия сотрудника при резком изменении оперативной обстановки;

— действия должностных лиц в нормальных условиях и во время происшествий.

Комплекс рекомендуемых видов занятий по подготовке личного состава к несению службы по ООП позволяет поднять качество службы на более высокий уровень и дает руководителям органов внутренних дел возможность выявить все ошибки в организации службы на ранней стадии, пока еще они не успели сказаться на качестве службы [9].

Наряду с теоретическими и практическими занятиями проводятся учения, которые могут быть командно-штабными для руководящего состава и тактико-специальными.

Согласно приказу министра внутренних дел России в ОВД и ВВ МВД России в системе профессиональной служебной и физической подготовки организуется обучение создаваемых групп к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Список библиографических ссылок

Требования в этом направлении сводятся к заблаговременной подготовке личного состава ОВД и ВВ к выполнению указанных задач.

Для реализации этих требований рекомендуется проводить: тренировки и тактико-строевые занятия с личным составом созданных групп; штабные тренировки, командно-штабные учения с лицами начальствующего состава ОВД и командного состава ВВ; совместные тактические (тактико-специальные) учения с участием всех элементов группировки сил и средств.

По окончании учений производится общий разбор со всеми офицерами, а затем частные разборы по категориям обучаемых, на которых детально анализируется работа штабов (игровых коллективов), отделов и служб.

В заключение руководитель учений указывает, в какой степени достигнуты цели, поставленные перед личным составом обучаемых, и дает им оценку. По результатам готовится итоговый отчет, оцениваются эффективность, а также недостатки командно-штабных учений, при необходимости составляются обзоры по обобщению опыта проведения учений, вырабатываются предложения по устранению недостатков, совершенствованию и планированию командно-штабных учений, системы управления и т. д.

1. Организация деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий: учеб.-метод. пособие / А. В. Семенистый [и др.]. М., 2012.

2. Непомнящий С. В. Из истории организации служебно-боевой деятельности сводных отрядов (батальонов) Волгоградской академии МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3. С. 161—168.

3. Овчинников В. А. Новые педагогические технологии формирования служебно-прикладных навыков и умений у курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 1. С. 50—52.

4. Мураев П. П., Косяченко В. И. Особенности организации охраны общественного порядка при подготовке и проведении выборов в государственные органы власти: учеб.-метод. пособие. Волгоград, 2011.

5. Воронов О. Б., Косяченко В. И. Организация ОВД при проведении массовых мероприятий // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 4. С. 56—63.

6. Овчинников В. В., Косяченко В. И. Основы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: учеб.-практ. пособие. Волгоград, 2012.

7. Косяченко В. И., Новохатский Д. А. Деятельность сотрудников Высшей следственной школы МВД СССР — Волгоградской академии МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4. С. 165—168.

8. Гулевский А. Н., Косяченко В. И., Крючков С. В. Анализ особенностей несения службы по охране общественного порядка ВСШ МВД СССР в Азербайджанской ССР // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 3. С. 150—156.

9. Организация охраны общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых мероприятий: учеб. пособие. М., 2007.

© Косяченко В. И., Жуланов А. В., 2015

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.